Научная статья на тему 'К 130-ЛЕТИЮ ИЗДАНИЯ ЖУРНАЛА БРАТСТВА СВ. ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО, «МИССИОНЕРСКИЙ СБОРНИК»'

К 130-ЛЕТИЮ ИЗДАНИЯ ЖУРНАЛА БРАТСТВА СВ. ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО, «МИССИОНЕРСКИЙ СБОРНИК» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИССИОНЕРСТВО / БРАТСТВО СВ. ВАСИЛИЯ / ЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / РАСКОЛ / ПРИХОДСКАЯ МИССИЯ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МИССИОНЕРСКИЕ ИЗДАНИЯ / РЕЛИГИЯ / РЯЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ / МИССИОНЕРСКИЙ СБОРНИК / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинцев Вячеслав Александрович

В 2021 г. исполнилось 130 лет с момента выхода в свет журнала Братства св. Василия, епископа Рязанского, «Миссионерский сборник». К сожалению, революционные и последующие события прервали миссионерское дело Братства, а с ним и печатание этого замечательного периодического издания. Сборник издавался в период с 1891 по 1917 гг. и являлся своевременным и необходимым пособием для устроения миссии на приходах Рязанской епархии. В какой-то степени он помогал регламентировать работу миссионеров Братства. «Миссионерский сборник» был не только рупором официальной доктрины совета Братства, но и стал площадкой для свободного высказывания проблем и недостатков миссионерской деятельности. Периодичность журнала первоначально составляла шесть номеров в год, а с 1910 г. он стал выходить ежемесячно. Авторами сборника могли стать не только члены Братства, но и любые активные священнослужители и миряне. Например, одним из основателей и авторов журнала являлся Петр Семенович Смирнов, выдающийся ученый, заслуженный деятель Русской Церкви, знаток старообрядчества. Статья написана на основании неопубликованных и опубликованных архивных источников, причем некоторые из них впервые вводятся в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Савинцев Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE 130TH ANNIVERSARY OF THE PUBLICATION OF THE JOURNAL OF THE BROTHERHOOD OF ST. BASIL, BISHOP OF RYAZAN, “MISSIONARY COLLECTION”

In 2021, the 130th anniversary of the publication of the journal of the Brotherhood of St. Basil, Bishop of Ryazan, “Missionary Collection”, was celebrated. Unfortunately, the Revolution and subsequent events interrupted the missionary work of the Brotherhood, and with it the printing of this wonderful periodical. To some extent, it helped regulate the work of the missionaries of the Brotherhood. “Missionary Collection” was not only the mouthpiece of the official doctrine of the Brotherhood Council, but also became a platform for freely expressing the problems and shortcomings of missionary activity. The periodicity of the journal was originally six issues per year, and since 1910 it began to be published monthly. The authors of the collection could be not only members of the Brotherhood, but also any active clergy and laity. For example, one of the founders and authors of the journal was Pyotr Semenovich Smirnov, an outstanding scholar, honored worker of the Russian Church, an expert of the Old Believers. The article is written on the basis of unpublished and published archival sources, some of which are being introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «К 130-ЛЕТИЮ ИЗДАНИЯ ЖУРНАЛА БРАТСТВА СВ. ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО, «МИССИОНЕРСКИЙ СБОРНИК»»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 2022

Священник Вячеслав Савинцев

К 130-летию издания журнала Братства св. Василия, епископа Рязанского, «Миссионерский сборник»

УДК 271.2-9-762+070.1

DOI 10.47132/1814-5574_2022_2_349

Аннотация: В 2021 г. исполнилось 130 лет с момента выхода в свет журнала Братства св. Василия, епископа Рязанского, «Миссионерский сборник». К сожалению, революционные и последующие события прервали миссионерское дело Братства, а с ним и печатание этого замечательного периодического издания. Сборник издавался в период с 1891 по 1917 гг. и являлся своевременным и необходимым пособием для устроения миссии на приходах Рязанской епархии. В какой-то степени он помогал регламентировать работу миссионеров Братства. «Миссионерский сборник» был не только рупором официальной доктрины совета Братства, но и стал площадкой для свободного высказывания проблем и недостатков миссионерской деятельности. Периодичность журнала первоначально составляла шесть номеров в год, а с 1910 г. он стал выходить ежемесячно. Авторами сборника могли стать не только члены Братства, но и любые активные священнослужители и миряне. Например, одним из основателей и авторов журнала являлся Петр Семенович Смирнов, выдающийся ученый, заслуженный деятель Русской Церкви, знаток старообрядчества. Статья написана на основании неопубликованных и опубликованных архивных источников, причем некоторые из них впервые вводятся в научный оборот.

Ключевые слова: миссионерство, Братство св. Василия, епископа Рязанского, старообрядчество, раскол, приходская миссия, периодические миссионерские издания, религия, Рязанская епархия, миссионерский сборник, просвещение.

Об авторе: Священник Вячеслав Александрович Савинцев

Кандидат богословия, и. о. заведующего кафедрой Исторических и церковно-практических дисциплин Рязанской православной духовной семинарии. E-mail: adaniram@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3881-9225

Для цитирования: Савинцев В., свящ. К 130-летию издания журнала Братства св. Василия, епископа Рязанского, «Миссионерский сборник» // Христианское чтение. 2022. № 2. С. 349-358.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 2022

Priest Vyacheslav Savintsev

On the 130th Anniversary of the Publication of the Journal of the Brotherhood of St. Basil, Bishop of Ryazan, "Missionary Collection"

UDK 271.2-9-762+070.1

DOI 10.47132/1814-5574_2022_2_349

Abstract: In 2021, the 130th anniversary of the publication of the journal of the Brotherhood of St. Basil, Bishop of Ryazan, "Missionary Collection", was celebrated. Unfortunately, the Revolution and subsequent events interrupted the missionary work of the Brotherhood, and with it the printing of this wonderful periodical. To some extent, it helped regulate the work of the missionaries of the Brotherhood. "Missionary Collection" was not only the mouthpiece of the official doctrine of the Brotherhood Council, but also became a platform for freely expressing the problems and shortcomings of missionary activity. The periodicity of the journal was originally six issues per year, and since 1910 it began to be published monthly. The authors of the collection could be not only members of the Brotherhood, but also any active clergy and laity. For example, one of the founders and authors of the journal was Pyotr Semenovich Smirnov, an outstanding scholar, honored worker of the Russian Church, an expert of the Old Believers. The article is written on the basis of unpublished and published archival sources, some of which are being introduced into scientific circulation for the first time.

Keywords: missionary work, Brotherhood of St. Basil Bishop of Ryazan, Old Believers, schism, parish mission, periodical missionary publications, religion, Ryazan Diocese, missionary collection, enlightenment.

About the author: Priest Vyacheslav Alexandrovich Savintsev

Candidate of Theology, Acting Head of the Department of Historical and Church-practical Disciplines

of the Ryazan Orthodox Theological Seminary.

E-mail: adaniram@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3881-9225

For citation: SavintsevV., priest. On the 130th Anniversary of the Publication of the Journal of the Brotherhood of St. Basil, Bishop of Ryazan, 'Missionary Collection". Khristianskoye Chteniye, 2022, no. 2, pp. 349-358.

В период с 1877 по 1918 гг. в Рязанской епархии миссионерской деятельностью занималось Братство св. Василия, епископа Рязанского. Задачи этой организации были обширными: миссия среди старообрядцев и сектантов (в некоторой степени и среди мусульман), катехизация православного населения, издание и распространение миссионерских книг и брошюр, создание библиотек и читален, курирование проповеднической деятельности в епархии. Для реализации обозначенного круга задач Братство имело сотрудников по всей Рязанской епархии (епархиальные, окружные, уездные и благочиннические миссионеры, активные священнослужители и миряне). Членами организации являлись не только жители Рязанской губернии, в Братство могли входить епископы других епархий Русской Церкви, священнослужители и миряне из разных губерний Российской империи. Например, с 1896 по 1905 гг. членом организации являлся великий князь Сергей Александрович Романов.

Целью настоящей статьи является не описание всей многогранной деятельности Братства, но сосредоточение внимания на одном из лучших достижений этого объединения — журнале «Миссионерский сборник».

В одном из номеров «Рязанского богословского вестника» нами предпринималась попытка описания истории возникновения миссионерского журнала [Савинцев, Александр Пименов, 2017, 88-90], однако данная там информация носила лишь обзорный и фрагментарный характер. В настоящее время в результате архивных изысканий были выявлены новые документы, помогающие более многогранно показать историю создания и функционирования журнала «Миссионерский сборник».

Идея учреждения журнала принадлежала архиеп. Феоктисту (Попову), у которого уже имелся определенный опыт в этом роде деятельности. Занимая должность ректора Киевской духовной семинарии, владыка Феоктист был редактором журнала «Руководство для сельских пастырей».

В 1889 г. в Рязанской епархии проходил съезд духовенства, на котором владыка и высказал свое предложение, ссылаясь на рекомендации Святейшего Синода по изданию миссионерской периодики. Идея заключалась в том, что необходимо распространять среди народа книги, брошюры и листовки с кратким, но ясным и тщательным разоблачением заблуждений старообрядцев и сектантов. По указанию тех же правил, лучшим средством ослабления раскола может быть специальное издание книги и руководящих статей для миссионеров, их подлинных бесед и отчетов об их деятельности. Должно было быть не менее шести номеров в год. Название предлагалось: «Труды Рязанских миссионеров», с приложением миссионерских листовок, направленных по своему содержанию против раскола и сектантства. На это издание должны были подписаться все приходы Рязанской епархии (Остроумов П., 1915, 466).

Съезд духовенства одобрил предложение архиеп. Феоктиста и рекомендовал совету Братства рассмотреть возможность издания миссионерского журнала как приложения к «Рязанским епархиальным ведомостям». Об этом владыка Феоктист писал в отчете за 1890 г., что с целью объединения в деятельности миссионеров и приходских священников в служении устройству миссии «мною испрошено в отчетном году у Святейшего Синода разрешение печатать при Рязанских епархиальных ведомостях беседы, отчеты и сведения о движениях среди раскольников и сектантов, под названием „Миссионерский сборник" отдельными книжками, в количестве 6 книжек, или 24 листов в год» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1354. Л. 60 об.).

В 1890 г. на очередном заседании совета Братства рассматривался вопрос об издании «Трудов Рязанских миссионеров». Членами совета А. П. Доброклонским и П. С. Смирновым была составлена программа журнала и смета расходов. Оба документа были утверждены на заседании Братства (Отчет Братства, 1891, 22). Таким образом, у истоков журнала «Миссионерский сборник» стояли два выдающихся ученых, заслуженных деятеля Русской Церкви. Уже сразу после утверждения проекта журнала Святейшим Синодом ему было дано иное название: «Миссионерский сборник».

П. С. Смирнов, преподаватель истории и обличения русского раскола и местных сект в Рязанской духовной семинарии, был назначен главным редактором журнала.

Об этом Петр Семенович писал в своей автобиографии следующее: «Кроме семинарской службы в моих руках было еще издание журнала „Миссионер[ский] Сборник". Это издание принадлежало братству Св. Василия еп. Рязанского, но, как член Правления братства, я был и основателем журнала, и его редактором, и главным сотрудником. В четырехлетнее редактирование мною было напечатано здесь 15 статей научного характера» [Карпук, 2020, 279-280].

В 1891 г. совет Братства принял решение издавать «Миссионерский сборник» в качестве приложения к «Рязанским епархиальным ведомостям». Это и стало началом выхода в свет знаменитого сборника.

Журнал состоял из четырех отделов. В первом, официальном, печатались приказы и указы для духовных и гражданских управлений Рязанской губернии, касающиеся организации миссионерской работы по отношению к старообрядцам и сектантам или инородцам в епархии. Этот отдел мог публиковать отчеты Епархиального комитета Миссионерского общества и Братства Василия Блаженного. Второй — «Епархиальные известия», где публиковались сведения о работе миссионеров Рязанской епархии среди старообрядцев и сектантов. Особо в отделе отмечалась работа епархиальных и приходских библиотек. В третьем разделе, литературном, помещались беседы, проведенные миссионерами на приходах Рязанской епархии со старообрядцами и сектантами. Печатались также статьи и поучения по обличению раскола, а также заметки по миссионерскому делу и полезная информация для организации приходской миссии. Публиковались списки рекомендуемых книг для приходских библиотек. Последний, четвертый раздел содержал известия по движению раскола в других епархиях Русской Церкви и положению дел в этих епархиях в отношении старообрядцев и сектантов (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 21. Л. 188-188 об.).

Совет Братства, с благословения Святейшего Синода, с 1907 г. добавил к существующим четырем отделам пятый. В этом отделе приводился обзор современной периодической печати по вопросам постановки миссионерского дела в Русской Церкви в отношении старообрядчества и сектантства (Миссионерский сборник, 1906, 2). Обсуждение вопроса относительно появления дополнительного отдела начиналось еще в 1905 г., когда на одном из заседаний совета Братства было вынесено решение о необходимости включения в программу сборника обзора «периодической печати по вопросам миссии и расколо-сектантства» (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 95. Л. 17), поскольку это представляется полезным и интересным для духовенства Рязанской епархии.

Главными задачами «Миссионерского сборника» были: «а) служить печатным органом пастырей Церкви и миссионеров; б) вспомоществовать им в миссионерской деятельности» (От редакции, 1890, 3). Периодичность составляла приблизительно шесть номеров в год, один номер имел объем в четыре-пять печатных листов. На издаваемый сборник были обязаны подписаться все церкви Рязанской епархии, кроме самых бедных приходов, в которых не были замечены раскольники. От редакции журнала в епархиальных ведомостях было напечатано обращение к читателям, содержавшее призыв к приходскому духовенству, сельским учителям и, в особенности, к миссионерам о присылке статей в сборник, по четырем указанным выше отделам. Особо оговаривалось, что авторы лучших статей, а равно известий и заметок (при постоянном сотрудничестве) будут получать гонорар (От редакции, 1890, 6). Ценовая политика не указывалась. Изначальная годовая подписка на сборник была 1 руб. 70 коп. (Миссионерский сборник издается, 1892, 2), в 1916 г. она составляла уже 4 руб. (Открыта подписка, 1916, 2).

С 1 января 1893 г. «Миссионерский сборник» начинает издаваться отдельно от «Рязанских епархиальных ведомостей», с установленной периодичностью — шесть номеров в год. Архиепископ Феоктист (Попов) в своем отчете за 1893 г. объяснял, что это было сделано для «установления в деятельности окружных миссионеров единообразия» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1470. Л. 30 об.), чтобы централизованно регламентировать их миссионерскую деятельность. Количество печатных листов было увеличено до тридцати в год. К сожалению, в настоящее время тираж издания пока не удалось выяснить.

Журнал высоко оценивался современниками. Например, профессор Московской духовной академии Н. И. Субботин в 1893 г. в журнале «Братское слово» давал следующую оценку публицистической деятельности Братства св. Василия: «Мы с радостью приветствуем Рязанское издание, которое, сделавшись самостоятельным журналом, обещает быть еще полезнее и интереснее, чем прежде, за что вполне ручается опытность и познания почетного редактора „М[иссионерского] Сборника" (П. С. Смирнова. — свящ. В. С.), в течение двух предшествующих лет ведшего свое дело с полным успехом» (Отчет Братства, 1894, 14). Неизвестный автор в том же году в журнале «Московские церковные ведомости» положительно отзывался о материалах, публикуемых в «Миссионерском сборнике». После подробного обзора отделов периодического издания Братства св. Василия им был дан следующий вердикт: «Все статьи журнала... имеют научный характер, живой интерес и практическую пользу — отличаются своею основательностью и прекрасным знанием дела» (Отчет Братства, 1894, 14).

В связи с переходом П. С. Смирнова в Санкт-Петербургскую духовную академию главным редактором журнала в 1894 г. становится Петр Павлович Добромыслов, преподаватель Рязанской семинарии по курсам истории и обличения русского раскола и сектантства, а также обличительного богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1583. Л. 29).

Совет Братства в 1896 г. еп. Иустином (Полянским) был разделен на четыре отделения: проповедническое, миссионерское, распорядительное и попечительское. В связи с этим обязанности редакции и издания «Миссионерского сборника» советом Братства были возложены на миссионерское отделение, в составе которого числились: главный редактор сборника П. П. Добромыслов, преподаватель догматического, основного и нравственного богословия Н. В. Смирягин, преподаватель словесности и истории русской литературы М. А. Дроздов и епархиальный миссионер Евграф Михайлович Овсянников. На перечисленных лицах лежала обязанность просмотра и корректировка статей журнала. Например, помимо исполнения обязанностей главного редактора П. П. Добромыслов параллельно разрешал и разъяснял различные недоумения по вопросам миссионерской и приходской практики. «Литературный» отдел полностью находился в ведении М. А. Дроздова. Ответственность за корректуру и последний просмотр перед печатью сборника была возложена на Н. В. Смирягина (Отчет Братства, 1897, 19).

III Всероссийский съезд миссионеров, проходивший в 1897 г. в Казани, рекомендовал приобретение «Миссионерского сборника» для библиотек всем приходам Русской Православной Церкви в качестве неоценимого миссионерского пособия (Отчет Братства, 1899, 15).

В миссионерском журнале могли печататься и диспуты со староверами. Так, на одном из заседаний совета Братства в 1898 г. обсуждался вопрос о возможности печатания в одном из номеров сборника содержания публичных бесед со старообрядцами (вопросы и ответы) епархиального миссионера И. В. Строева, проводившихся в с. Путятино Старожиловского уезда. Строев также просил изданный номер с беседами бесплатно переслать местному помощнику благочиннического миссионера Ивану Комкову. Совет удовлетворил прошение Строева (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 39. Л. 25).

Известно также, что на издание «Миссионерского сборника» Братством св. Василия в 1898 г. было израсходовано 2 286 руб. 43 коп., а в 1899 г. — 2 331 руб. 30 коп. (Отчет Братства, 1900, 46-48).

В начале XX в. в целях улучшения деятельности миссии советом Братства практиковалась безвозмездная рассылка периодического журнала «Миссионерский сборник» на бедные приходы Рязанской епархии, об этом еп. Аркадий (Карпинский) упоминает в своем отчете за 1902 г. Святейшему Синоду (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1202 (1). Л. 32 об.).

Сложно назвать точную дату, когда П. П. Добромыслов перестает быть главным редактором, известно, что в 1903 г. на эту должность был назначен Владимир Иванович Воробьев, преподаватель Рязанской семинарии по курсу истории и обличения русского раскола. В это время (в 1903 г.) возникли трудности со своевременным изданием

номеров «Миссионерского сборника». Происходило это из-за отсутствия у редакции квалифицированного опытного наборщика, его функции исполнял кто-либо из свободных корректоров. Все это и вызывало запаздывание выхода номеров журнала. Совет Братства рекомендовал редакции найти нужного человека на должность с выплатой жалования в 500 руб., чтобы очередной номер сборника «выходил не позже двух недель по сдаче в типографию материала» (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 88. Л. 5-5 об.). Кто был взят на должность наборщика, неизвестно.

Уже через два года, в 1905 г., главным редактором становится Н. И. Остроумов, с годовым вознаграждением в 250 руб. Причина, по которой произошла замена, пока не выяснена. Николай Иванович оставался на своей должности до расформирования миссионерской организации. Святейший Синод утвердил его назначение только 30 июня 1906 г. (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 95. Л. 18 об.).

Известны фамилии помощников главного редактора с 1902 г. и до закрытия сборника, это Н. В. Смирягин и С. Д. Яхонтов. Обоим платили годовое вознаграждение в 100 рублей. С того же года ведение третьего отдела было поручено епархиальному миссионеру, а с 1903 г. до 32 руб. увеличены гонорары постоянным сотрудникам сборника за выдающиеся самостоятельные работы (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 98. Л. 16.-16 об.). Совет Братства разрешил казначею выдавать вознаграждение авторам после правки и оттиска статьи, до издания журнала, чтобы избежать задержки с выплатами (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 95. Л. 19). С этого времени «Миссионерский сборник» выходил в свое время обычным тиражом в тридцать печатных листов в год. По особому разрешению сборник мог высылаться бесплатно на приходы (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2171. Л. 19 об.).

Из-за перебоев в оплате членских взносов в 1906 г. и произошедшей недоимки в 359 руб. 10 коп., которую совет «Братства имеет решимость считать долгом за благочинными» (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 95. Л. 22 об.) в 1907 г. случился дефицит в издании сборника. Во избежание в будущем подобных проблем еп. Никодим (Боков) на заседании совета предложил, чтобы расходы по изданию производились в пределах поступающих сумм, «а в случае неизбежных сверхсметных расходов комиссия по изданию „Миссионерского сборника" испрашивала бы разрешения Совета Братства» (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 98. Л. 5 об.).

В 1908 г. в Киеве проходил IV Всероссийский миссионерский съезд. От Рязанского Братства был делегирован Н. И. Остроумов. Между прочими обсуждениями был затронут вопрос и о «Миссионерском сборнике». Съезд положительно отозвался о полезности и нужности журнала, однако было заявлено, что сборник выходит в печать слишком редко (раз в два месяца). Это был существенный минус, поскольку «двухмесячное издание, не дающее скоро и благовременно получать те или другие ответы, указания и статьи по различным вопросам миссионерского знания и мисс[ио-нерской] практики» (Остроумов Н., 1916, 26).

В 1909 г. на одном из заседаний совета Братства, во исполнение рекомендации IV Всероссийского миссионерского съезда, был поднят вопрос об изменении периодичности издания: с одного раза в два месяца предлагалось перейти на ежемесячное. Примечательно, что не только названный съезд советовал перейти на ежемесячное издание, но и сами подписчики (члены Братства и приходское духовенство Рязанской епархии) просили редакцию об увеличении периодичности издания журнала. Таким образом, исходя из объективных соображений и насущных потребностей, совет принял решение рекомендовать редакции с началом 1910 г. издавать «Миссионерский сборник» раз в месяц, с прежним количеством печатных листов в каждой книжке (5 п.л.), что давало в год вдвое больше печатных листов, вместо 30 листов 60 (Остроумов Н., 1909, 2). Таким образом, с 1910 г. журнал «Миссионерский сборник» стал выходить с периодичностью раз в месяц.

С 1912 г. в качестве приложения к «Миссионерскому сборнику», с разрешения Святейшего Синода, стали издаваться популярные брошюры и листовки. Главный редактор Н. И. Остроумов в связи с этим обратился к подписчикам со следующей просьбой: «Желательно было бы, чтобы духовенство, особенно Рязанской епархии, заявило

о своих нуждах в деле разъяснения православной истины по религиозным запросам времени, — чтобы оно запаслось и широко распространяло среди народа брошюры, книги и листовки, служащие интересам св[ятой] Христовой Церкви и Православной веры» (Остроумов Н., 1912, 3-4).

С конца 1913 г. в целях улучшения охвата миссионерской деятельности журнала, редакция решает издавать отдельным тиражом приложение к «Миссионерскому сборнику» — листок «Живое Слово». Обоснование было следующим: цель издания — разъяснение основ веры и нравственное укрепление собратьев через проповедь евангельского учения, укрепление семьи, общества и государства. Листки представляли собой преимущественно изложение в сокращенном виде религиозно-нравственных бесед, проводимых в храмах Рязани (Остроумов Н., 1913, 932).

После начала Первой мировой войны, в 1914 г., в сборник был добавлен специальный раздел «Година великого общенародного испытания». В нем публиковались сведения о деятельности Русской Церкви и государственной власти в тылу и на фронтах войны. Вот что об этом заявлял главный редактор: «Глубоко сознавая это, редакция, выполняя свою специальную задачу в борьбе с расколо-сектантством, магометанством и современным неверием во всех его формах, в виду переживаемого времени мировой войны, в специальном отделе „Година великого общественного испытания" и в листке „Живое Слово", выясняя мировые явления в жизни человечества, раскрывала и будет в 1915 году раскрывать самые основы, на которых зиждется наша государственная и религиозно-нравственная жизнь» (Остроумов Н., 1914, 2).

В 1915 г. было отмечено двадцатипятилетие Миссионерского сборника. По этому поводу один из знаменитых миссионеров того времени епископ Саратовский и Царицынский Палладий (Добронравов) в «Саратовских епархиальных ведомостях» поместил библиографическую заметку под называнием «Миссионерский сборник». В этой статье владыка положительно оценивал деятельность рязанского миссионерского журнала, хвалил качество статей, серьезность и профессионализм авторов. Преосвященный Палладий рекомендовал и своему духовенству использовать сборник в качестве миссионерского пособия. В заключение владыка отметил: «А для того, чтобы не сбиться с пути, чтобы не терять времени и сил в утомительных поисках прямого пути, в блужданиях окольными путями, необходим опытный руководитель. Этим руководителем для нас может быть „Миссионерский Сборник", один из старейших и заслуженных миссионерских журналов, постепенно расширяющий свою программу и привлекающий все новых и новых сотрудников» (Палладий Добронравов, 1915, 296).

Весной 1916 г. на заседании совета Братства главным редактором «Миссионерского сборника» Н. И. Остроумовым был поднят вопрос о повышении гонорара авторам статей. Оплата за печатный лист составляла 15 руб. Общим голосованием было принято, что «ввиду более значительной гонорарной платы в других духовных и миссионерских журналах, такое обстоятельство не будет способствовать привлечению в сотрудники „Миссионерского сборника" лучших литературных работников по миссии, то повысить гонорарную плату» (ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 130 а. Л. 27 об.-28). Теперь оплата авторам составляла 24 руб., а в случае оригинальности и значимости материала главный редактор мог повысить выплату до 30 руб. за печатный лист.

Необходимо отметить, что за весь период издания «Миссионерского сборника» в нем были подробно рассмотрены и раскрыты как общие вопросы о сущности старообрядчества и причинах появления церковного раскола (Введенский, 1914, 542-551), так и частные — относительно отдельных согласий и разделений самих согласий (Струмин-ский, 1914, 627-644; Акт примирения, 1906, 330-337; Америков, 1880, 210-216). Разбирались и вероучительные основы старообрядческих согласий, а также способы миссионерского воздействия на раскольников и сектантов (Зарайский, 1912, 257-265). Особую ценность представляют статьи по истории движения старообрядчества в Рязанской епархии, а также описывающие религиозно-бытовые особенности рязанских староверов.

Так, И. П. Строев для «Миссионерского сборника» написал огромное количество статей и заметок, посвященных жизни и быту старообрядцев на Рязанщине (Строев,

1891, 21-24; Строев, 1903, 387-398; Строев, 1906, 68-71; Строев, 1909, 71-74; Строев, 1910, 267-268; Строев, 1911, 960-963). Поскольку Строев был епархиальным миссионером и преподавателем Рязанской семинарии по истории и обличению раскола и сектантства, то он подходил к отбору материала профессионально и со знанием дела. Статьи и заметки И. П. Строева являются бесценным информативным источником для изучающего историю рязанского старообрядчества. Большинство статей П. С. Смирнова, напечатанных в «Миссионерском сборнике» по истории раскола, в дальнейшем вошло в его учебное пособие (Смирнов, 1893). Известны заметки приходских миссионеров. Например, свящ. Евмений Остроумов в 1891 г. написал заметку о проведении беседы с беспоповцами Спасского округа (Остроумов Е., 1891, 325-330). Он же неоднократно публиковал статьи (Остроумов Е., 1891, 77-85; Остроумов Е., 1891, 162-166; Остроумов Е., 1891, 251-261) о проделанной миссионерской работе в своем уезде, подробно описывая проживающие в Спасской местности старообрядческие согласия и их учение, а также приводя статистические данные по староверам. Свящ. Георгием Содальским написана заметка по истории и быту староверов своего округа (Содальский, 1891, 301306), а свящ. Александр Америков писал о старообрядцах с. Исады (Америков, 1880, 210-216), где проживал один из представителей неокружнического согласия о. Петр Туркин (будущий еп. Павел, основатель Рязанской епархии неокружников). В обеих статьях приводятся статистические данные по старообрядческим согласиям, проживавшим в этих местностях. Представляют ценность и публикации Ижевского крестьянина С. М. Филатова, главного помощника свящ. Евмения Остроумова, который из собственного опыта (перешел от беспоповцев в православие) рассказывал о предмете своей миссионерской деятельности (Филатов, 1892, 46-52; Филатов, 1892, 97-104).

1917 г. принес перемены во всех сферах жизни русского общества. Не могла не отреагировать на это и редакция «Миссионерского сборника». Вопросы миссионерской деятельности в отношении старообрядцев в Рязанской епархии необходимо было связать с предоставленными правительством свободами. В одной из последних статей журнала (от 25 апреля 1917 г.) прот. Павел Алфеев попытался осмыслить, каким образом в современных условиях устраивать миссию.

В частности, о. Павел писал, что и после ухода 2 марта 1917 г. с престола императора Николая II редакторская коллегия журнала «Миссионерский сборник» не собирается менять своей направленности и остается верной поставленным задачам. Однако далее автор писал, что в современных условиях периодическое издание Братства, оставаясь верным своим принципам, хочет изменить тактику миссионерской деятельности. Объяснялось все это тем, что объявленная полная свобода вероисповедания в России способствует действию православных миссионеров в тех же категориях, что старообрядцы и сектанты, а именно необходимо на приходах открывать публичные беседы с православными и раскольниками. Протоиерей Павел считал, что именно таким способом можно донести до окружающих вероучительную полноту Православной Церкви. Именно публичная проповедь Евангелия, по убеждению автора статьи, способствовала усмирению непокорных и привлечению заблудших в церковное лоно, поскольку окружающие должны видеть и слышать проповеданную истину учения Христа (Алфеев, 1917, 253).

Позитивно смотря в будущее миссионерства в Рязанской епархии, о. Павел призывал читателей оставаться людьми в любых жизненных обстоятельствах, воплощая в своей жизни идеалы христианства. Именно таким образом, по мнению автора, можно было устраивать миссионерское дело. Протоиерей П. Алфеев искренне писал: «Там, где говорит убеждение сердца, горячая любовь к истине, искреннее и непреодолимое желание спасти погибающего от заблуждений, — там непобедимая сила и могущественное действие Евангельской проповеди. Вера побеждает мир!» (Алфеев, 1917, 252).

С расформированием Братства св. Василия, епископа Рязанского, был закрыт и «Миссионерский сборник», редакция которого неустанно трудилась на миссионерской ниве в Рязанской епархии в течение всего периода существования журнала,

с 1891 по 1918 гг. Журнал являлся в Русской Церкви своего времени авторитетным изданием по миссионерской деятельности, что неоднократно отмечалось современниками. Учреждение и издание сборника явилось одним из способов улучшения качества как епархиальной, так и общероссийской миссии. Периодический журнал Братства и был площадкой для свободной дискуссии об устройстве епархиальной миссии, о ее проблемах, недостатках и являлся информационным источником для миссионеров как Рязанской, так и других епархий.

Источники и литература

Источники

1. Акт примирения (1906) — Акт примирения окружников и неокружников и его значение в жизни старообрядчества // Миссионерский сборник. 1906. № 4. С. 330-337.

2. Алфеев (1917) — Алфеев П., прот. «Миссионерский Сборник» и свобода Церкви // Миссионерский сборник. 1917. № 3/4/5. С. 252-254.

3. Америков (1880) — Америков А., свящ. Сведения о расколе в селе Исадах, Спасского уезда // Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям. 1880. № 7. С. 210-216.

4. Введенский (1914) — Введенский А., свящ. Мнение нового историка о расколе и деятелях его // Миссионерский сборник. 1914. № 8. С. 542-551.

5. ГАРО — Государственный архив Рязанской области. Ф.975. Оп.1. Д.21; Д.39; Д.88; Д. 95; Д. 98; Д. 130 а.

6. Зарайский (1912) — Зарайский В. Церковные школы Рязанской епархии, как деятели Православной миссии // Миссионерский сборник. 1912. № 3. С. 257-265.

7. Миссионерский сборник (1906) — «Миссионерский Сборник» в 1907 году издается по программе, утвержденной Святейшим Синодом // Миссионерский сборник. 1906. № 6. С. 1-2 (приложение).

8. Миссионерский сборник издается (1892) — Миссионерский сборник издается по следующей программе // Миссионерский сборник. 1892. № 1. С. 1-3.

9. Остроумов Е. (1891) — Остроумов Е, свящ. Беседа перед началом разбора учения беспоповцев о таинствах христианской Церкви // Миссионерский сборник. 1891. № 6. С. 325-330.

10. Остроумов Е. (1891) — Остроумов Е, свящ. Из записок и сообщений миссионеров // Миссионерский сборник. 1891. № 2. С. 77-85.

11. Остроумов Е. (1891) — Остроумов Е, свящ. Из записок и сообщений миссионеров // Миссионерский сборник. 1891. № 3. С. 162-166.

12. Остроумов Е. (1891) — Остроумов Е, свящ. Из записок и сообщений миссионеров // Миссионерский сборник. 1891. №4. С. 251-261.

13. Остроумов Н. (1909) — Остроумов Н.И. От редакции // Миссионерский сборник. 1909. С. 1-3 (обложки).

14. Остроумов Н. (1912) — Остроумов Н.И. От Редакции // Миссионерский сборник. 1912. № 5. С. 1-4.

15. Остроумов Н. (1913) — Остроумов Н.И. Значение печати в деле религиозно-нравственного просвещения и воспитания народа // Миссионерский сборник. 1913. № 10. С. 928-932.

16. Остроумов Н. (1914) — Остроумов Н.И. От редакции // Миссионерский сборник. 1914. №5-6. С. 1-2.

17. Остроумов Н. (1916) — Остроумов Н.И. 25-летие служения «Миссионерского сборника» // Миссионерский сборник. 1916. № 1-2. С. 1-76.

18. Остроумов П. (1915) — Остроумов П. С. К юбилею «Миссионерского Сборника» // Миссионерский сборник. 1915. № 5/6. С. 465-468.

19. От редакции (1890) — От редакции // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям. 1890. № 13. С. 1-6.

20. Открыта подписка (1916) — Открыта подписка на 1917 год на ежемесячный журнал «Миссионерский сборник», издаваемый Братствам св. Василия, епископа Рязанского // Миссионерский сборник. 1916. № 12. С. 1-3 (обложки).

21. Отчет Братства (1891) — Отчет о деятельности Братства св. Василия епископа Рязанского, за 1890 год. Рязань, 1891. 71 с.

22. Отчет Братства (1894) — Отчет о деятельности Братства св. Василия епископа Рязанского, за 1893 год. Рязань, 1894. 18 с.

23. Отчет Братства (1897) — Отчет о деятельности Братства св. Василия епископа Рязанского, за 1896 год. Рязань, 1897. 69 с.

24. Отчет Братства (1899) — Отчет о деятельности Братства св. Василия епископа Рязанского, за 1898 год. Рязань, 1899. 44 с.

25. Отчет Братства (1900) — Отчет о деятельности Братства св. Василия епископа Рязанского, за 1899 год. Рязань, 1900. 70 с.

26. Палладий Добронравов (1915) — Палладий (Добронравов), еп. Опытный руководитель в борьбе с тьмою заблуждений (Вниманию духовенства Саратовской епархии) // Миссионерский сборник. 1915. № 3/4. С. 290-296.

27. РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1202 (1); Д. 1354; Д. 1470; Д. 1583; Д. 2171.

28. Содальский (1891) — Содальский Г., свящ. Из записок и сообщений миссионеров // Миссионерский сборник. 1891. № 6. С. 301-306.

29. Строев (1891) — Строев И.П. Дело о старце Богословского монастыря Михаиле Ми-кулине. Из истории раскола XVII в. в рязанской епархии // Миссионерский сборник. 1891. № 1. С. 21-24.

30. Строев (1903) — Строев И.П. Известия по Рязанской епархии // Миссионерский сборник. 1903. № 5. С. 387-398.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Строев (1906) — Строев И.П. Известия по Рязанской епархии // Миссионерский сборник. 1906. № 1. С. 68-71.

32. Строев (1909) — Строев И.П. Известия по Рязанской епархии // Миссионерский сборник. 1909. № 1/2. С. 71-74.

33. Строев (1910) — Строев И.П. Милостивые Государи! // Миссионерский сборник. 1910. № 3. С. 267-268.

34. Строев (1911) — Строев И.П. Известия по Рязанской епархии // Миссионерский сборник. 1911. № 12. С. 960-963.

35. Струминский (1914) — Струминский М. Главные современные течения в расколе и их характеристика // Миссионерский сборник. 1914. № 9. С. 627-644.

36. Филатов (1892) — Филатов С.М. Из записок и сообщений миссионеров // Миссионерский сборник. 1892. № 1-2. С. 46-52.

37. Филатов (1892) — Филатов С.М. Из записок и сообщений миссионеров // Миссионерский сборник. 1892. № 3-4. С. 97-104.

Литература

38. Карпук (2020) — Карпук Д.А. «Я стал работать в области, в научной литературе совсем нетронутой». Автобиография профессора Санкт-Петербургской духовной академии П. С. Смирнова (1861 — после 1927) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 4. С. 273-294.

39. Савинцев, Александр Пименов (2017) — Савинцев В., свящ., Александр (Пименов), иером К 140-летию создания Братства свт. Василия, епископа Рязанского // Рязанский богословский вестник. 2017. № 2 (16). С. 77-93.

40. Смирнов (1893) — Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. Рязань, 1893. 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.