Научная статья на тему 'Миссионерская деятельность члена Братства св. Василия, епископа Рязанского, священника Александра Америкова среди старообрядцев'

Миссионерская деятельность члена Братства св. Василия, епископа Рязанского, священника Александра Америкова среди старообрядцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старообрядчество / Братство св. Василия / епископа Рязанского / священник Александр Америков / село Исады / Рязанская епархия / миссионерство / Спасский уезд / Русская Церковь / старообрядческий раскол / церковная реформа. / Old Believers / St. Basil Brotherhood / priest Alexander Amerikov / Isady village / Ryazan diocese / missionary work / Spassky district / Russian Church / Old Believer schism / Church reform.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вячеслав Александрович Савинцев

История миссионерства в Рязанской епархии изучена довольно слабо. Данное утверждение относится и к исследованию деятельности Братства св. Василия, епископа Рязанского, которое являлось одной из самых серьезных миссионерских организаций в дореволюционной России. При рассмотрении истории Братства возникает насущная потребность в изучении миссионерской деятельности его членов, поскольку именно они воплощали в жизнь поставленные цели и задачи. В настоящее время для широких масс доступны лишь обрывочные сведения по данному вопросу, а весь пласт нарративного материала находится в архивах или в специальных фондах библиотек, которые не всегда доступны для исследователя. Данная статья посвящена одному из самых активных членов Братства — священнику Александру Америкову, который явился ревностным делателем на миссионерской ниве, о чем свидетельствуют плоды деятельности (число бесед со староверами, количество людей, перешедших в православие). Именно ему выпала честь стать первым епархиальным миссионером Братства. Статья написана преимущественно на основании архивных материалов. Кроме того, активно привлекались материалы, опубликованные на страницах «Рязанских епархиальных ведомостей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Missionary Activity among the Old Believers Performed by the Priest Alexander Amerikov as a Member of the St. Basil Brotherhood

The history of missionary work in the Ryazan diocese is rather poorly studied. This statement applies to the study of the activities of the St. Basil Brotherhood, which was one of the most serious missionary organizations in pre-revolutionary Russia. When considering the history of the Brotherhood named in honor of St. Basil, Bishop of Ryazan, there is an urgent need to study the missionary activity of its members, since it was they who embodied the goals and objectives. At present, only fragmentary information on this issue is available to the masses, and the entire layer of narrative material is in the archives or in special collections of libraries, which are not always accessible to the researcher. This article is dedicated to one of the most active members of the Brotherhood — the priest Alexander Amerikov, who was a zealous worker on the mission field, as evidenced by the fruits of his activity (the number of conversations with the Old Believers, the number of people converted to Orthodoxy). It was he who had the honor of becoming the first diocesan missionary of the Brotherhood. The article is written primarily on the basis of archival materials. Also, actively involved were materials published on the pages of the Ryazan Diocesan Vedomosti.

Текст научной работы на тему «Миссионерская деятельность члена Братства св. Василия, епископа Рязанского, священника Александра Америкова среди старообрядцев»

DOI: 10.24411/2587-8425-2019-10010

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви

Священник Вячеслав Савинцев

миссионерская деятельность члена братства св. василия, епископа рязанского, священника Александра америкова среди старообрядцев

История миссионерства в Рязанской епархии изучена довольно слабо. Данное утверждение относится и к исследованию деятельности Братства св. Василия, епископа Рязанского, которое являлось одной из самых серьезных миссионерских организаций в дореволюционной России. При рассмотрении истории Братства возникает насущная потребность в изучении миссионерской деятельности его членов, поскольку именно они воплощали в жизнь поставленные цели и задачи. В настоящее время для широких масс доступны лишь обрывочные сведения по данному вопросу, а весь пласт нарративного материала находится в архивах или в специальных фондах библиотек, которые не всегда доступны для исследователя. Данная статья посвящена одному из самых активных членов Братства — священнику Александру Америкову, который явился ревностным делателем на миссионерской ниве, о чем свидетельствуют плоды деятельности (число бесед со староверами, количество людей, перешедших в православие). Именно ему выпала честь стать первым епархиальным миссионером Братства. Статья написана преимущественно на основании архивных материалов. Кроме того, активно привлекались материалы, опубликованные на страницах «Рязанских епархиальных ведомостей».

Ключевые слова: старообрядчество, Братство св. Василия, епископа Рязанского, священник Александр Америков, село Исады, Рязанская епархия, миссионерство, Спасский уезд, Русская Церковь, старообрядческий раскол, церковная реформа.

В истории миссионерской деятельности в Рязанской епархии «золотым веком» можно назвать период с 1877 по 1917 гг. Именно в это время благодаря инициативе правящего архиерея — епископа, впоследствии митрополита Санкт-Петербургского Палладия (Раева) в Рязанской губернии было создано Братство св. Василия, епископа Рязанского1. Губерния состояла из 12 уездов, в каждом из которых было по 3-5 бла-гочиннических округов (например, в Рязанском было пять, а в Данковском — три, но в основном — четыре). В каждом округе имелся представитель от Братства (чаще всего в священном сане). Соответственно, существовали должности епархиального, уездного и окружного миссионеров (в некоторых благочиниях их было двое: один по старообрядцам, другой по сектантам). Братство св. Василия было главным и довольно серьезным миссионерским органом в Рязанской епархии.

При всем многообразии сохранившихся источников, о деятельности Братства существует мало работ, в которых был бы систематически обработан весь нарративный материал (деятельность как в старообрядческой, так и в сектантской среде, миссионерские труды его членов). По большому счету, исследовательская работа начинается только сейчас. Объясняется это тем, что на момент существования Братства важным

Священник Вячеслав Александрович Савинцев — магистр богословия, преподаватель Рязанской православной духовной семинарии, заведующий кафедрой Церковной истории (adaniram@mail.ru).

1 Подр. об истории Братства см.: Александр (Пименов), иером., Савинцев В., свящ. К 140-летию создания Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанский богословский вестник. 2017. № 2. С. 77-93.

представлялись результаты миссионерской работы, что и отражается в отчетах и протоколах собрания. Современников привлекала не обработка имеющегося материала, а труды на миссионерской ниве. После революционных событий 1917 г. все документы оказались в архивах. Братство, разумеется, прекратило свою деятельность. Советских историков, по понятным причинам, мало или совсем не интересовало изучение деятельности православного миссионерского общества.

Помимо изучения истории возникновения и развития самого Братства как миссионерского общества, необходимо изучение деятельности его членов, поскольку именно благодаря их ревностным трудам Братство достигало поставленных целей и задач.

Довольно сложно дать даже кратко обзорную характеристику миссионерской деятельности каждого члена Братства за весь период существования миссионерской организации. Стоит заметить, что существовала традиционная градация членства: почетные, пожизненные, действительные и сотрудники. Попадание в ту или иную категорию зависело от размера членских взносов2. Такой подход обеспечивал стабильность финансовых доходов для реализации целей и задач Братства. Нас же интересуют не денежные взносы, но реальные заслуги того или иного члена, и, соответственно, можно выделить из этой массы тех, кто «более всех потрудился» на миссионерском поприще. Если смотреть по благочиниям, то ими окажутся окружные, в масштабах губернии — епархиальные миссионеры.

Существует еще одна проблема при исследовании данной темы. Относится она к восстановлению биографических данных того или иного члена Братства. Дело в том, что организация, к сожалению, не заводила дел на своих сотрудников3. Часть биографий, если братчик был в священном сане, можно восстановить по клировым ведомостям, но, если он был мирянином (ими были в основном помощники окружных миссионеров), то зачастую приходится сталкиваться практически с полным отсутствием какой-либо информации. Сама миссионерская деятельность того или иного члена восстанавливается в основном по отчетам Братства (ежегодно предоставляемых Совету4) и частично по «Миссионерскому сборнику» (основной журнал Братства).

Среди активных действительных членов Братства выделяется фигура священника Александра Америкова, деятельность которого заслуживает отдельного внимания.

Родился отец Александр в 1844 г. Его отец, Гавриил, служил приходским священником. 15 июля 1866 г. с аттестатом первого разряда окончил Вифанскую духовную

Митрополит Палладий (Раев) (1827-1898)

2 Устав Рязанского Епархиального Братства Св. Василия, Епископа Рязанского // Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям (далее — РЕВ). 1914. № 24. С. 3-5. Такое деление было традиционным не только для Братств, миссионерских обществ, но и для обществ трезвости, обществ хоругвеносцев и т. п. См., напр.: КарпукД.А. Деятельность обществ хоругвеносцев в Российской империи в начале XX в. (На примере Общества хоругвеносцев при Путиловской церкви в Санкт-Петербурге) // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований Санкт-Петербург. СПб., 2017. С. 103-104.

3 В настоящее время не удалось выявить ни одного дела, составленного на какого-либо члена Братства.

4 Руководящий орган Братства, председателем которого был викарный епископ.

семинарию. В том же году обвенчался с девицей православного вероисповедания Прасковьей Петровной. 26 июня 1867 г. был направлен в ведение Рязанской духовной консистории, а 30 августа архиепископом Рязанским и Зарайским Иринархом (Поповым) был рукоположен в священный сан. Тогда же был назначен для пастырского служения в первый округ Спасского благочиния, в приход Воскресенской церкви села Исады5.

Приход отца Александра был густонаселен старообрядцами. Например, в одном из «Дел окружных и уездных судов» читаем: «В с. Исад живет много раскольников, у которых есть особые молельни, где они молятся и совершают некоторые обряды»6. Опираясь на сведения Братства о числе старообрядцев по губернии, можно сказать, что Спасский уезд был третьим (после Рязанского и Егорьевского) по численности населения ревнителями старой веры. Отличительной особенностью было то, что в Егорьевском Священник

(и Рязанском) уезде преобладало старооб- Агектавдр Гаврилович Америков

рядчество австрийского согласия (поповцы),

а в Спасском их было немного, большая часть принадлежала «к беспоповцам Федосе-евского и Филипповского толков»7, которые проживали в селах — Ижевском и Исадах.

Священнослужитель активно включился в пастырскую деятельность с первых дней служения на своем приходе. Однако полноценно воплотить в жизнь свои миссионерские задумки помогло открытое в 1877 г. Братство св. Василия. Отец Александр писал в одной из своих заметок в «Рязанских епархиальных ведомостях»: «Последовавшее в конце 1877 года открытие братства св. Василия рязанского в этом случае как нельзя более совпало с потребностью времени. Публичные беседы с сектантами (старообрядцами. — В. С.) принесут несомненную пользу, если только это дело ведено будет не по приказанию свыше, а из любви к самому делу и без обычной торопливости, которая бывает не чужда и самым лучшим предприятиям нашего времени»8.

Братство не оставило в стороне перспективного молодого священника, а, наоборот, всячески старалось привлечь его к миссионерской деятельности. Так, в отчете уже за 1880 г. встречается упоминание о священнике Александре, хотя пока не как об активном миссионере (из-за неподготовленности еще не проводившего беседы со староверами), но все же как о радевшем об «уклоняющихся от православной Церкви»9.

Уже через несколько лет священник начинает вести активную полемику со старообрядцами. В отчете за 1883 г. отец Александр характеризуется как усердный деятель. Стоит полностью привести цитату из отчета, в которой воздается похвала ревностным миссионерам Спасского уезда: «Православные этого уезда священники в 1883 г. проявили замечательную деятельность в обличении заблуждений раскольнических

5 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 18. Л. 32 об.

6 РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 3360. Л. 11.

7 Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. С. 51.

8 Америков А., свящ. Сведения о расколе в селе Исадах, Спасского уезда // Прибавление к РЕВ. 1880. №7. С. 216.

9 Отчет о состоянии и деятельности Братства св. Василия рязанского за 1880 год. Рязань, 1881. С. 27.

обществ, а частию в ограждении своих православных чад от обольщений их. Таковыми усердными деятелями преимущественно заявили себя: села Исад священник Александр Америков, села Ижевского Казанской церкви священник Иоанн Лучин-ский и, особенно, Евгений (описка, Евмений. — В. С.) Остроумов, Покровской церкви Егор Виноградов и миссионер Братства крестьянин Стефан Михайлович Филатов»10.

Данная похвала была вполне заслуженной, поскольку за отчетный 1883 г. священник Александр провел одиннадцать публичных бесед со староверами своего прихода. Оппонентом со стороны староверов выступил их местный священник Каменев. Примерное содержание бесед было напечатано в указанном отчете11.

В 1884 г. отец Александр расширяет свою миссионерскую деятельность. Теперь ведение бесед он не ограничивает только своим приходом. Так, по соглашению со священником Михаилом Софоновым, в приходе села Федосеевой Пустыни было проведено несколько публичных встреч с местными беглопоповцами12. Примерное содержание бесед также было напечатано в отчете Братства13.

Миссионерская деятельность отца Александра на приходе приносила свои плоды. Так, в «Рязанских епархиальных ведомостях» за 1886 г. встречается известие о присоединении к православию священником Александром Америковым молодой крестьянки Марии Туркиной и двух сестер Шумаровых сельца Муратовки (возможно, современное село Муратово) Прасковьи и Акулины14.

В 1886 г. архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) совершал объезд храмов и монастырей епархии, в том числе посетил и Исадский приход (23 августа). Официальная церковная пресса оставила следующее оценочное свидетельство о миссионерской деятельности приходского батюшки: «Священник с. Исад А. Америков учителен, имеет много писанных проповедей и поучений и кроме того ведет усердно противораскольнические собеседования, для которых имеется у него точный и обстоятельный список. Библиотека церковная очень достаточна»15.

В 1886 г. Совет Братства по предложению архиепископа Феоктиста учредил должность епархиального миссионера, на которого возлагалось ведение бесед со староверами и сектантами о предметах веры в различных уездах губернии. В ведении миссионера находилась и епархиальная библиотека. Должность обеспечивалась годовым окла-Архиепископ Феоктист (Попов) дом 1200 руб. (с прибавкой премиальных).

(1824-1896) Благочинным был разослан запрос о выборе

10 Отчет о состоянии Братства св. Василия, Еп. Рязанского и деятельности Совета оного в 1883 году. Рязань, 1884. С. 29.

11 Там же. С. 30-36.

12 Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. С. 89.

13 Там же. С. 89-110.

14 Епархиальные распоряжения и известия // РЕВ. 1886. № 2. С. 26.

15 Обозрение рязанской епархии высокопреосвященнейшим Феоктистом // Прибавление к РЕВ. 1886. №23. С. 533.

достойного человека на настоящую должность. Как это часто бывает, добровольного желания никто не изъявил.

Ревность по миссионерской деятельности заставила священника Александра откликнуться на призыв и занять вакантную должность. Местным благочинным был дан положительный отзыв о миссионерской деятельности этого священнослужителя: «О. Америков оказывается пастырем добрым и ревностным, исправным в прохождении священнической должности и подготовленным к должности миссионерской»16. Совет Братства рекомендовал архиепископу Феоктисту назначение священника Александра на должность епархиального миссионера, и уже 23 декабря владыка поставил положительную резолюцию на указе о назначении. Назначение на должность епархиального миссионера было отражено и в клировых ведомостях17.

Опираясь на записи в клировых ведомостях, можно сделать вывод, что для удобства в проведении миссионерской деятельности священник Александр Америков был переведен внештатным клириком в Христорождественский собор (храм, к которому было приписано Братство св. Василия). К сожалению, документального подтверждения данная гипотеза пока не имеет, однако по косвенным свидетельствам она вполне обоснована. Дело в том, что настоятелем храма села Исады 17 февраля 1887 г. назначается священник Георгий Содальский18. Поскольку в приходе числилась одна священническая должность (так было за все время существования храма), то, соответственно, священник Александр должен был быть переведен на другое место служения. Им вполне мог стать Христорождественский собор г. Рязани.

Отец Александр ревностно приступил к обязанностям епархиального миссионера, и уже в отчете за 1887 г. был напечатан доклад о его деятельности. Стоит подробнее остановиться на нем, поскольку это самый первый миссионерский опыт епархиального миссионера, встречающийся в отчетах Братства, где приводится методология и осмысление полученного опыта.

Начинается отчет с вопроса о подготовке к началу миссионерской деятельности. Подготовительная работа состояла в ознакомлении с прошлогодними отчетами и знакомством с распространенными старообрядческими толками и сектами в губернии. Также отрабатывались навыки полемической беседы на частных встречах со староверами в г. Рязани. Эти встречи перетекли в публичные беседы, проводившиеся в Ямской слободе. Всего в 1887 г. священником Александром было проведено сорок (!) публичных бесед в разных местностях епархии. Довелось священнику побывать и экспертом в судебном деле, о чем он писал следующее: «В декабре месяце на меня, как на епархиального миссионера, возложена была епархиальным начальством экспертиза по весьма сложному и большому делу рязанского окружного суда о некоторых лицах, обвиняемых в сектантстве, что дало возможность мне более специально ознакомиться с сектами хлыстов и скопцов»19.

Священнику Александру приходилось вести публичные беседы со староверами в местах, где до этого они никогда не проводились. Результаты его деятельности засвидетельствованы письменно. Так, некий сельский священник писал миссионеру: «После ваших бесед раскольники наши стали относиться ко мне гораздо благосклоннее, с охотою начали вступать со мною в беседы о предметах веры, многие из них стали брать у меня книги, в которых опровергаются их лжеучения и которые вы у меня видели. Вообще, после ваших бесед раскольники значительно попритихли и совершенно прекратили распространение своих мудрований среди православных, которые стали относится к ним, как к отступникам правой веры»20.

16 Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1886 год. Рязань, 1887. С. 60.

17 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 32. Л. 18 об.

18 Там же. Л. 25 об.

19 Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1887 год. Рязань, 1888. С. 23.

20 Цит. по: Там же. С. 24.

Священник Александр сообщает о любопытной беседе, состоявшейся 18 марта в г. Егорьевске с купцом-беспоповцем, который в начале беседы злился из-за контраргументов православного миссионера, но со временем стал внимательно слушать. Беседа продолжалась более трех часов, по окончании которой старовер со слезами благодарил священника Александра за разъяснение истин веры. Несомненно, дар слова и убеждения сопутствовал на протяжении всего служения православного пастыря.

Были в деятельности отца Александра, конечно, и курьезные случаи. В Сапожков-ском уезде, в селе Коровке, после публичной беседы с беспоповцами, проходившей 26 декабря, старообрядцы созвали обширное собрание, на котором присутствовали представители из Владимирской губернии. Как результат, по словам священника, теперь уже между самими старообрядцами состоялась жаркая полемика: «Собрание это было очень бурное, так как на оном бывшие оппоненты мои явились возражателями против своих единоверцев»21.

Нередки были после публичных бесед обращения к православной вере не только рядовых староверов, но и их наставников, в основном из числа беспоповцев. Любопытно сообщение старовера беспоповца бабушкиного согласия крестьянина Дег-тяных Борков Евдокима Пронина, адресованное отцу Александру: «Прошу вас ваш покорнейший слуга Евдоким Андреев Пронин в том, что я Пронин желаю побывать в Москве и еще посмотреть в хлудовской и синодальной библиотеке все древности и тогда по Божией милости желаю быть уверен и спокоен, а то когда вы были у нас в Дехтяных Борках 1887 года по деловой поре с тех пор не могу успокоиться ни на мал час, волнуют мои мысли и вся чуства, яко волна на великих реках, и те когда ветер престанет, они утихают, а мои мысли на один час не могут стать. Если Божия милость отступит, то лишаюся всех прав состояния сиречь благого ума»22.

Свой доклад священник Александр заканчивает выражением своего рода миссионерской программы дальнейшей своей деятельности. Он стремился при собеседованиях со староверами и сектантами сделать свои беседы популярными, удобопонятными и вразумительными по своему содержанию, но главным было сближение с людьми, чтобы они относились к нему, как к другу, с доверием и любовью, чего с успехом отец Александр и достигал23.

В 1888 г. епархиальный миссионер выходит из ведения Совета Братства, и непосредственным его руководителем становится правящий архиерей24. Все отчеты о состоянии и деятельности староверов или сектантов священник Александр Америков был обязан предоставлять архипастырю, а затем все донесения препровождались в Совет Братства, на обсуждение или исполнение, согласно резолюции архиерея. В ведении Совета оставались окружные миссионеры и их помощники.

В 1889 г. священником Александром в разных местах епархии было проведено шестнадцать публичных бесед со староверами. «На беседах епархиального миссионера присутствовали местные священники, приезжали священники и из окрестных сел»25. Свою миссионерскую деятельность отец Александр активно продолжил и в 1890 г.

В 1891 г. по невыясненным пока причинам священник Александр Америков, согласно поданному прошению, был переведен в Ставропольскую епархию с определением места служения — Иоанно-Мариинский женский монастырь26. Что послужило причиной ухода в другую епархию перспективного миссионера, остается загадкой. Автор настоящей статьи предпринимал попытки выяснения дальнейшей судьбы

21 Цит. по: Там же. С. 26.

22 Цит. по: Там же. С. 27.

23 Там же. С. 27.

24 Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1888 год. Рязань, 1889. С. 12.

25 Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1889 год. Рязань, 1890. С. 40.

26 Официальные епархиальные известия // РЕВ. 1891. № 21. С. 962

этого выдающегося священнослужителя, но они, к сожалению, пока не увенчались успехом. Возможно, дальнейшая работа с архивным материалом позволит прояснить ситуацию и поставить окончательную точку в этом вопросе.

Исследование миссионерской деятельности членов Братства св. Василия, епископа Рязанского, в настоящее время только начинается. Предстоит восполнить многочисленные исторические лакуны по этому вопросу. Историю же деятельности священника Александра Америкова, первого епархиального миссионера Братства в Рязанской епархии, можно считать практически восстановленной. Собранная по крупицам из многочисленных источников (как опубликованных, так и хранящихся в архивах) она представляет особый интерес для исследователей истории Братства, а также по праву занимает первое место в ряду сонма тружеников, подвизавшихся на миссионерской ниве.

источники и литература

1. Александр (Пименов), иером., Савинцев В., свящ. К 140-летию создания Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанский богословский вестник. 2017. № 2. С. 77-93.

2. Америков А, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах, Спасского уезда // Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям (РЕВ). 1880. № 7. С. 210-216.

3. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 627. Оп. 240. Д. 18. Ведомости о церквях города Спасска и уезда за 1873 г.

4. ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 32. Ведомости о церквях города Спасска и уезда за 1886 г.

5. ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 36. Ведомости о церквях города Спасска и уезда за 1891 г.

6. Епархиальные распоряжения и известия // РЕВ. 1886. № 2. С. 23-33.

7. Карпук Д. А. Деятельность обществ хоругвеносцев в Российской империи в начале XX в. (На примере Общества хоругвеносцев при Путиловской церкви в Санкт-Петербурге) // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований Санкт-Петербург. СПб., 2017. С. 96-114.

8. Обозрение рязанской епархии высокопреосвященнейшим Феоктистом, архиепископом рязанским и зарайским, с 18 по 25 августа включительно 1886 года // Прибавление к РЕВ. 1886. № 23. С. 521-542.

9. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. 69 с.

10. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год

Рязань, 1886. 230 с.

11. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1886 год

Рязань, 1887. 63 с.

12. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1888 год

Рязань, 1889. 71 с.

13. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1887 год

Рязань, 1888. 59 с.

14. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1889 год

Рязань, 1890. 126 с.

15. Отчет о состоянии Братства св. Василия, Еп. Рязанского и деятельности Совета оного в 1883 году. Рязань, 1884. 64 с.

16. Отчет о состоянии и деятельности Братства св. Василия рязанского за 1880 год. Рязань, 1881. 39 с.

17. Официальные епархиальные известия // РЕВ. 1891. № 21. С. 961-964.

18. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1431. Оп. 1. Д. 3360. О крестьянке с. Исад Аксинье Ефимовой Ероховой, обвиняемой в расколе.

19. Устав Рязанского Епархиального Братства Св. Василия, Епископа Рязанского // Прибавление к РЕВ. 1914. № 24. С. 1-15.

Priest Vya&eslav Savintsev. Missionary Activity among the Old Believers Performed by the Priest Alexander Amerikov as a Member of the St. Basil Brotherhood.

Abstract: The history of missionary work in the Ryazan diocese is rather poorly studied. This statement applies to the study of the activities of the St. Basil Brotherhood, which was one of the most serious missionary organizations in pre-revolutionary Russia. When considering the history of the Brotherhood named in honor of St. Basil, Bishop of Ryazan, there is an urgent need to study the missionary activity of its members, since it was they who embodied the goals and objectives. At present, only fragmentary information on this issue is available to the masses, and the entire layer of narrative material is in the archives or in special collections of libraries, which are not always accessible to the researcher. This article is dedicated to one of the most active members of the Brotherhood — the priest Alexander Amerikov, who was a zealous worker on the mission field, as evidenced by the fruits of his activity (the number of conversations with the Old Believers, the number of people converted to Orthodoxy). It was he who had the honor of becoming the first diocesan missionary of the Brotherhood. The article is written primarily on the basis of archival materials. Also, actively involved were materials published on the pages of the Ryazan Diocesan Vedomosti.

Keywords: Old Believers, St. Basil Brotherhood, priest Alexander Amerikov, Isady village, Ryazan diocese, missionary work, Spassky district, Russian Church, Old Believer schism, Church reform.

Priest Vyacheslav Aleksandrovich Savintsev — Master of Theology, Head of the Department of Church History and Lecturer at the Ryazan Orthodox Theological Seminary (adaniram@ mail.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.