Научная статья на тему 'Епархиальные миссионерские структуры и периодические издания в дореволюционный период, участие приходов в их финансировании (на примере Рязанской епархии)'

Епархиальные миссионерские структуры и периодические издания в дореволюционный период, участие приходов в их финансировании (на примере Рязанской епархии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
763
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВЬ / РЯЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО / ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / МИССИОНЕРСКИЙ СОВЕТ / ЖУРНАЛ "МИССИОНЕРСКИЙ СБОРНИК" / МИССИОНЕРЫ / ПРИХОДЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СЕКТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уткин Виталий

В статье описываются епархиальные миссионерские структуры и периодические издания в дореволюционный период. Исследуется участие православных приходов в их финансировании. Поднимается вопрос о месте рядового духовенства в дореволюционной миссионерской деятельности. На примере Рязанской епархии рассматривается деятельность епархиального комитета Всероссийскогоправославного миссионерского общества, Братства святителя Василия епископа Рязанского, Рязанской духовной семинарии, Епархиального миссионерского совета, журнала «Миссионерский сборник», епархиальных миссионеров. Автор показывает, что участие приходов в финансировании общецерковных проектов является традиционным с начала XIX века. В частности, оно позволило постепенно и органично включить приходы и клириков в миссионерскую и антисектантскую деятельность в дореволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Епархиальные миссионерские структуры и периодические издания в дореволюционный период, участие приходов в их финансировании (на примере Рязанской епархии)»

История Церкви

Игумен Виталий (Уткин), аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия

УДК 94 (47)+2б2.143+2б2.146+2б2.2

Епархиальные миссионерские структуры и периодические издания в дореволюционный период, участие приходов в их финансировании (на примере Рязанской епархии)

Аннотация: В статье описываются епархиальные миссионерские структуры и периодические издания в дореволюционный период. Исследуется участие православных приходов в их финансировании. Поднимается вопрос о месте рядового духовенства в дореволюционной миссионерской деятельности. На примере Рязанской епархии рассматривается деятельность епархиального комитета Всероссийского

православного миссионерского общества, Братства святителя Василия — епископа Рязанского, Рязанской духовной семинарии, Епархиального миссионерского совета, журнала «Миссионерский сборник», епархиальных миссионеров. Автор показывает, что участие приходов в финансировании общецерковных проектов является традиционным с начала XIX века. В частности, оно позволило постепенно и органично включить приходы и клириков в миссионерскую и антисектантскую деятельность в дореволюционный период.

Ключевые слова: Православие, Церковь, Рязанская епархия, миссионерская деятельность, миссионерское общество, православное братство, духовная семинария, миссионерский совет, журнал «Миссионерский сборник», миссионеры, приходы, финансирование, секты.

Во второй половине XIX — начале XX века в Русской Церкви на систематической основе развертывались епархиальная, уездная и бла-гочинническая миссии, а также обслуживающие их средства периодической печати. В этой деятельности активно участвовали приходы, в первую очередь через регулярное финансирование.

Изучение этих процессов актуально для построения полноценной миссионерской системы в наши дни. Ведь на протяжении последней четверти века в Русской Православной Церкви активно развивается миссионерское служение, для чего, в том числе, создаются различные структуры на епархиальном и, частично, приходском уровне. Между тем, вопросы финансирования подобных структур остаются неурегулированными.

Безусловно, прямое перенесение дореволюционного опыта на современную почву вряд ли возможно. Тем не менее, его использование может сослужить хорошую службу и в наши дни.

Целью настоящей статьи является изучение финансовой связи приходов Русской Церкви с епархиальной миссионерской активностью в дореволюционный период. Достижение этой цели возможно только на материалах конкретных епархий.

В статье предполагается на примере Рязанской епархии решить следующие задачи: изучить финансовую сторону возникновения местного

комитета Миссионерского общества, «Братства свт. Василия, епископа Рязанского», братской типографии, специализированного миссионерского издания — журнала «Миссионерский сборник», а также рассмотреть сам процесс финансирования этих органов миссии приходским духовенством в контексте общей структуры различных взносов на церковные нужды, вносимых приходами до революции.

В пореформенный период XIX в. создаются на фоне общественного подъема принципиально новые миссионерские структуры. По своей задумке они были призваны соединить действие Церкви и общественных сил, вовлечь в миссионерскую деятельность непосредственно приходы и основную массу православного духовенства с наиболее активными мирянами.

Такими новыми структурами стали, в первую очередь, Православное миссионерское общество и различные братства. При этом появление братств в епархиях в значительной степени оказывается связанным с деятельностью миссионерского общества.

Первоначальная идея основания миссионерского общества принадлежала преподобному Макарию (Глухарёву), создателю Алтайской духовной миссии. В 1839 г. он изложил ее в своей рукописи «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры между магометанами и язычниками в Российской Державе»1. Главной функцией общества здесь видится внешняя миссия, направленная на иноверцев.

Спустя 18 лет после смерти прп. Макария, по инициативе его почитателей и руководства Алтайской миссии, в Петербурге по благословению Святейшего Синода создается «Миссионерское общество для содействия распространению христианства между язычниками»2. В 1866-1868 гг. в Совете общества происходит серьезный конфликт, связанный с попытками одного из его членов, А. Г. Малькова, бесконтрольно распоряжаться средствами общества, с его бестактным поведением и клеветническими обвинениями в адрес церковных иерархов3. В результате, в апреле 1869 г. петербургский совет общества был упразднен по повелению императора Александра II, а свт. Иннокентию, митрополиту Московскому, было

императрицей поручено составить проект нового устава. 21 ноября 1869 г. этот новый устав был утвержден императором4.

Главной целью деятельности общества в уставе провозглашается содействие организации внешней миссии. В § 6 говорится: «Миссионерское общество имеет целью содействовать... православным миссиям в деле обращения в православную веру обитающих в пределах Русской Империи не христиан и утверждения обращенных как в истинах святой веры, так и в правилах христианской жизни»5. Подчеркивается, что общество преимущественно поддерживает миссии «в пределах восточной России», но по «мере развития его средств, может простираться и на миссии в других частях Империи»6.

Управление реорганизованного общества было перенесено из Петербурга в Москву7. В § 4 устава оно описывалось так: «Делами Общества заведывают: Совет, находящийся в Москве, под председательством митрополита Московского и комитеты, открываемые в епархиальных городах, под председательством местных Преосвященных»8.

25 января 1870 г. в Успенском соборе Московского кремля состоялось торжественное открытие Всероссийского православного миссионерского общества, действовавшего затем 47 лет, до 1917 г.9

В юбилейном сборнике, посвященном 25-летию действия общества, отмечавшемуся в 1895 г., вновь подчеркивалась первоочередность именно внешней миссии, с упором на ее цивилизаторское и государственное значение: «Служение миссионерское по обращению язычников в православие, помимо того, что оно есть служение Церкви, есть и гражданская, в высокой степени человечная служба. Обратить в православие язычника значит из кочевника сделать его оседлым, из полуживотного, которого времена года перегоняют с места на место, сделать человеком, повелевающим стихиями, из обираемого жрецами суевера сделать разумным человеком, пользующимся своим достоянием на благо себе и своим семейным, на пользу Родине»10.

Здесь же подчеркивалось: «Миссионерская деятельность есть великое служение, к которому должны примкнуть все мы, весь русский

православный народ»11. Однако главным способом такого участия православного духовенства и мирян в деятельности общества на протяжении всего периода его существования оставался сбор средств для миссий.

Об этом напрямую говорится в § 7 устава Миссионерского общества: оно «доставляет материальные пособия на содержание миссионеров, на устройство и содержание миссионерских церквей, школ, больниц и т. п., а также на издание книг, приспособленных к разумению и духовным потребностям инородцев»12. При этом общество не вмешивается в вопросы деятельности миссий, касающиеся «порядка церковного, учебного и административного» (§ 8)13.

В юбилейном сборнике подчеркивается, что цель местных комитетов общества — «ознакомление местных жителей с нуждами миссионерства и сбор пожертвований»14. Местным комитетам разрешалось «расходовать сборные суммы на месте с целью миссионерскою» только там, где «есть язычники или магометане»15. Цели внутренней миссии, то есть обращения к уже крещеным православным христианам (для катехизации и утверждения их в вере) миссионерским обществом не ставилось.

С 1872 г. по всем храмам в неделю Православия проводился специальный сбор средств в пользу Миссионерского общества, который предварялся специальной проповедью о его целях и задачах16. С 1888 г. по епархиям рассылались особые подписные листы «для записи в них членских взносов и пожертвований в течение целого года»17.

Практически сразу же после официального открытия общества начинают возникать его местные комитеты. В 1870 г. появились такие комитеты в Калуге, Витебске, Иркутске, Томске, Якутске, Минске, Владимире, Вятке, Воронеже, Костроме, Киеве, Вологде и Благовещенске. Всего в первый год существования комитета было открыто тринадцать местных комитетов18. В 1871 г. открылись еще шесть, а в 1872 г. — три новых епархиальных комитета, в том числе в Рязани19. Всего за первое десятилетие деятельности общества появилось тридцать три местных отделения20.

Согласно уставу Миссионерского общества, местные комитеты находились под руководством епархиальных архиереев, являющихся их председателями (§ 48)11, состояли из «товарища его и членов» (§ 50)11, «Епархиальные Преосвященные приглашают в товарищи к себе. своих викариев или кого-либо из почетных светских лиц в губернии. Члены же комитетов избираются местным общим собранием в числе от 4 до 8 человек»23.

Главной целью комитетов, как уже указывалось выше, был именно сбор средств на внешнюю миссию (§ 54)14. При этом они должны были ежемесячно публиковать «в местных ведомостях» сведения «о всех пожертвованиях с поименованием жертвователей»25.

Рязанский комитет Православного миссионерского общества открылся 9 января 1872 г.26 Его первое заседание состоялось 23 января того же года27. Председателем комитета был архиепископ Алексий (Ржаницын) (в 1847-1853 гг. являлся ректором Московской духовной академии, занимал последовательно Тульскую, Таврическую, Рязанскую, Тверскую кафедры)28.

В состав комитета также вошли председатель Рязанского окружного суда В. Г. Коробьин, рязанский городской голова Ф. С. Офросимов, ректор Рязанской духовной семинарии протоиерей Василий Гаретовский, директор Рязанского общественного банка Г. А. Мыльников, прапорщик в отставке помещик И. В. Трескин, нотариус Н. Г. Соколов29. Казначеем комитета стал потомственный почетный гражданин А. В. Антонов, делопроизводителем — учитель семинарии Е. И. Смирнов30.

Все так называемые «действительные члены» составляли отделение Православного миссионерского общества, по отношению к которому комитет выступал в качестве исполнительного органа.

Согласно целям сбора средств, заявленным Миссионерским обществом, звание его действительных членов присваивалось «лицам, изъявившим желание вносить ежегодно в пользу Общества не менее трех рублей» (§ 16 устава Общества)31.

Действительными членами общества могли быть и «находящиеся в действительной службе священнослужители, как преемники первых миссионеров апостолов», но право голосовать они обретали только в случае внесения указанной суммы32.

Соответственно, на своем первом заседании рязанский комитет Миссионерского общества озаботился рассмотрением вопросов — кто и как вносил такой взнос (не менее трех рублей) до открытия комитета, какие лица заявили желание жертвовать ежегодно такую сумму, сколько всего поступило средств33. Было принято решение регулярно публиковать сведения о пожертвованиях на страницах «Рязанских епархиальных ведомостей»34. Например, в №12 ведомостей был опубликован список лиц, «внесших в Рязанскую духовную консисторию» в 1870-1871 гг. пожертвования до открытия местного комитета35.

В этом списке содержится целый ряд священнослужителей, внесших положенные для действительного членства три рубля. Это, например, священник Успенской церкви города Касимова Н. Грацианов, священник Входоиерусалимской церкви города Скопина В. К. Львов, священник Покровской церкви того же города П. Высоков и другие36.

Однако гораздо большее количество священнослужителей стремились ограничиться внесением меньшей суммы, не претендуя на то, чтобы числиться действительными членами Миссионерского общества.

Многие из них ограничились символическим взносом в 1 рубль: например, бывший эконом Архиерейского дома иеромонах Нестор, казначей того же Архиерейского дома иеромонах Феофил, благочинный Данковского уезда села Новопанино священник Владимир Уралов, того же уезда села Круглое священник Василий Тихонравов, села Долгое священник Иоанн Муретов, села Воейково священник Григорий Хитров и другие37.

Вскоре ситуация меняется, и из практически ежемесячных публикаций сумм поступивших членских взносов видно, что священнослужители начинают добросовестно вносить требуемые три рубля, а некоторые даже и больше38.

Сбор средств на те или иные общецерковные нужды был к тому моменту вполне привычен православному духовенству.

Например, еще в ходе духовно-школьной реформы 1808-1814 гг. была создана система так называемых духовно-училищных капиталов. Ее основой стали средства от продажи храмами свечей39.

Согласно указу Святейшего Синода от 14 ноября 1810 г., все свечные доходы должны были отсылаться в Комиссию духовных училищ. Приходы направляли эти средства благочинным, от тех они поступали в духовные правления, оттуда — в епархиальные консистории и, наконец, в государственный заемный банк или опекунские советы для Комиссии духовных училищ. Эти средства помещались в банк, а на проценты с них финансировались, согласно установленным штатам, духовные учебные заведения40.

Система эта продолжала действовать на протяжении десятилетий. При подготовке в 1860-1866 гг. новой духовно-школьной реформы (уставы семинарий и духовных училищ 1867 г.) помимо указанного сбора было принято решение об изыскании дополнительных средств на местах для содержания епархиальных учебных заведений41. Открывать дополнительные, так называемые параллельные классы в семинариях можно было только за счет местных средств42. Итогом стало как перераспределение в пользу местных семинарий свечных доходов43, так и увеличение денежных сборов с приходов. Например, в Рязанской епархии новая раскладка взносов с приходов на содержание духовно-учебных заведений закреплялась подписками, которые отбирались Рязанской духовной консисторией с причтов и церковных старост44.

Рязанский архиепископ Иринарх (Попов) обращался с духовенством по этому поводу со специальным воззванием45. В «Рязанских епархиальных ведомостях» опубликована новая смета сумм на содержание Рязанской духовной семинарии и семи уездных училищ Рязанской епархии46.

Здесь же публиковались по благочинническим округам таблицы с новой раскладкой взносов, вносимых приходами на содержание

духовно-учебных заведений47. Размер взносов был определен Комитетом об улучшении быта духовных училищ Рязанской епархии48.

При этом для уплаты взносов привлекался теперь не только свечной доход, что было уже привычно и традиционно для двух поколений священнослужителей, но и так называемая кошельковая сумма, источник платы самих клириков. Взносы должны были вноситься в январе и июле ежегодно «из общих церковных доходов»49.

Например, в 1864 г. Входоиерусалимский храм г. Скопина Рязанской епархии показал выручку за продажу свеч в 28 рублей 60 копеек, кошельковый сбор — в 159 рублей 40 копеек, а сумма, назначенная ему для взносов на учебные заведения, составила 50 рублей50.

Каждая приходская церковь должна была вносить со ста душ прихожан 8 рублей серебром, выделялась группа «более бедных доходами» церквей, вносящих 5 рублей с тех же ста душ51.

Кроме того, так называемые «венчиковые суммы», то есть плата за отпевания, направлялись на содержание бедных учеников низших духовных училищ Рязанской епархии52. Последняя практика также была привычной духовенству, ибо существовала со времени духовно-школьной реформы 1808-1814 гг.

Распределение собранных средств на семинарию контролировалось епархиальными съездами. Однако их повестка формировалась епархиальной властью, ни одно решение не могло быть реализовано без санкции архиерея, их исполнение возлагалось на духовную консисторию и благочинных53. В то же время съезды закрытым голосованием избирали своих председателей и их помощников.

За несколько лет Рязанское отделение Православного миссионерского общества разрослось. В 1874-1875 гг. оно состояло уже из 190 действительных членов, из которых лиц духовных было 125, «дворян и чинов военных и гражданских» — 23, купцов и мещан — 25, крестьян — 17. В состав общества входили 184 мужчины и 6 женщин54.

В центре внимания комитета была деятельность созданной в 1874 г. противомусульманской школы в селе Карамышеве Касимовского уезда55.

Рязанский комитет обратился к Казанскому православному братству св. Гурия, занимавшемуся противомусульманской полемикой. Оно в сентябре 1874 г. прислало учителем в Карамышево бывшего учителя братской школы в Казани — священника Степана Петровича Данилова, родом из татар56.

Общее число учащихся школы возросло до 43. Для нее комитетом миссионерского общества было построено специальное здание57.

Однако о. Степан Данилов не сумел расположить к себе местных жителей, татары-мусульмане окрестных деревень не хотели отдавать ему в школу своих детей учиться русской грамоте.

Дело оказалось заваленным, хотя о. Степан по своему прежнему миссионерскому служению в Казани имел прекрасные рекомендации, в том числе от Н. И. Ильминского, активно выступал в периодической печати с антимусульманской полемикой58.

Священник Степан Данилов был отстранен от управления школой, значительные средства, выделявшиеся на его переезд из Казани и содержание ему, оказались потраченными впустую59. Впрочем, сама школа постепенно развивалась, в нее, наконец-то, стали отдавать своих сыновей татары-мусульмане60.

Татары-мусульмане проживали компактно на территории Касимовского уезда еще с XV столетия. С предложением об учреждении здесь особой православной миссии в 1872 г., при открытии рязанского комитета Миссионерского общества выступил архиепископ Алексий (Ржаницын)61.

Данное предложение удалось в полноте реализовать лишь всероссийски известному миссионеру святителю Мелетию (Якимову), епископу Рязанскому 62 в 1897 г.63

К этому моменту, за 25 лет существования Рязанского комитета Миссионерского общества им были собраны 73 тысячи 492 рубля 17 копеек, из которых 49 тысяч 131 рубль 77 с половиной копеек были внесены на нужды других миссий64. Соответственно, за четверть века больше 24 тысяч рублей было потрачено на Карамышевскую школу.

Это были огромные по тем временам деньги. Большую часть всех этих средств внесло приходское духовенство, в виде своих взносов как действительных членов отделения Миссионерского общества.

9 мая 1897 г. Совет Всероссийского православного миссионерского общества удовлетворил ходатайство святителя Мелетия об открытии особой противомусульманской миссии в самом уездном городе Касимове65. В 1904 г. со страниц местных «Епархиальных ведомостей» Касимовская миссия обращалась с воззванием о дополнительных пожертвованиях на внутреннее украшение миссионерского храма, устроенного в здании Карамышевской школы, а также содержание миссионерских школ, детского сиротского приюта, временного убежища для новокрещенных татар, народной миссионерской библиотеки66. Средств, выделяемых Епархиальным комитетом Миссионерского общества, на всё это не хватало.

Именно с попытками создания такой Касимовской миссии было связано возникновение важнейшей миссионерской структуры Рязанской епархии — Братства свт. Василия, епископа Рязанского.

В 1876 г. на Рязанскую кафедру был назначен епископ Палладий (Раев), с 1881 г. — архиепископ67. В 1864-1866 гг. он был ректором Санкт-Петербургской семинарии, в 1866-1869 гг. — епископом Ладожским, первым викарием Санкт-Петербургской епархии, в 1869-1873 гг. — епископом Тамбовским и Шацким. После Рязанской кафедры он в 1882-1887 гг. был архиепископом Казанским и Свияжским, в 1887-1892 гг. — архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, с 1892 по 1898 г. — митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Святейшего Синода68.

Владыка Палладий являлся выпускником Казанской духовной академии, где был учеником знаменитого миссионера Николая Ивановича Ильминского69. В академии он защитил диссертацию на тему «Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства»70.

Будучи на Казанской кафедре, владыка Палладий разрешил без всяких ограничений совершать богослужения на языках «инородцев»,

рукоположил в священный сан более тридцати кряшен, марийцев, удмуртов, чувашей и мордвинов71.

В связи с этим очень близки ему были интересы Касимовской миссии. Ее он решил обустроить на новых началах, открыв для этого специальное Братство свт. Василия, епископа Рязанского72.

Создание православных братств в епархиях стало одним из этапов развития церковной жизни в период реформ 60-х годов XIX века. Возникновение братств связано с поисками альтернативы предложениям по передаче финансовых и хозяйственных дел приходов неким церковным советам, не подотчетным духовенству73.

Киевский митрополит Арсений (Москвин) благословил создание братств, ориентируясь на добровольные объединения мирян, существовавших на Украине и в Белоруссии в XVI-XVII вв. и много потрудившихся для противодействия унии74.

По его благословению был разработан единый устав для сельских братств Киевской епархии, опубликованный в 1862 г.75 В следующем 1863 г. братства были организационно оформлены в Минской и Полоцкой епархиях76.

8 мая 1864 г. были высочайше утверждены «основные правила для учреждения православных церковных братств», разработанные министром внутренних дел П. А. Валуевым77.

В июне 1866 г. в «Рязанских епархиальных ведомостях» был опубликован указ Святейшего Правительствующего Синода, приглашавший епархиальных Преосвященных учреждать братства с целью противодействия расколу78.

В указе подчеркивалось: «общеизвестным историческим фактом» является то, что «подобные же братства, существовавшие в Западном крае, послужили главнейшим и самым могущественным орудием к сохранению и поддержанию в нем православия»79.

Предполагалось, что теперь такие братства должны объединить православных на местах в противостоянии расколу и сектантству. В указе говорилось, что поводом к его изданию стало создание противораскольнического

братства Св. Креста при киновии Саратовского Спасо-Преображенского монастыря, здесь же публиковался устав этого братства80.

В тексте устава говорилось: «Раскол крепко держится оттого, что кроме духовенства все сословия к положению его равнодушны и холодны»81. Поэтому нужно объединить общие усилия во всесословных братствах82. Цель таких братств — «изыскивать средства к ослаблению суеверия и раскола и противодействовать посягательствам на права Православной Церкви со стороны всех иномыслящих»83.

Однако в Рязанской епархии идея создания братства была реализована лишь 11 лет спустя после этой публикации. 16 мая 1877 г. епископ Рязанский и Зарайский Палладий (Раев) торжественно открыл Братство свт. Василия, епископа Рязанского84.

21 год спустя известный рязанский теоретик миссионерского служения протоиерей Павел Алфеев так оценивал первоначальный устав этого объединения: «Устав Братства в своей первоначальной редакции открывает широкое поле для миссионерской деятельности, привлекая все способные силы к дружной работе. Этот устав в своем прежнем виде останется программой для плодотворной деятельности миссионеров и на будущие времена»85.

Владыка Палладий стремился оставить для миссионерской деятельности в епархии хотя бы половину из средств, собираемых с приходов и монастырей Рязанским комитетом Православного миссионерского общества. Поэтому предполагалось, что новое братство будет действовать при этом комитете86. Однако здесь он натолкнулся на самое решительное сопротивление со стороны совета Православного миссионерского общества. К этому моменту общество содержало на собираемые в епархиях средства 11 миссий на территории России (из них 8 в Сибири) и миссию в Японии87.

Совет общества не был готов лишить их значительной части финансирования в случае, если бы рязанскому примеру последовали другие епархии. Поэтому в декабре 1877 г. ходатайство епископа Палладия было отклонено88.

В итоге рязанское братство возникает в качестве совершенно самостоятельной структуры, отличной от местного комитета Миссионерского общества и с самостоятельным финансированием89.

К концу первого года деятельности братства оно состояло из 93-х постоянных членов, среди них лиц духовных было 28, дворян и чинов военных и гражданских — 48, купцов и мещан — 17. В составе действительных членов числились 17 женщин90. Как видим, первоначально число священнослужителей, делавших взносы в братство, было минимальным.

Братство озаботилось сбором сведений о раскольниках91 и созданием общей епархиальной библиотеки, чтобы «дать священнику самонужные книги по всем отраслям богословского ведения и преимущественно по расколу»92.

В 1890 г., спустя 13 лет после создания братства, в нем было 56 действительных членов, вносивших ежегодно не меньше 3-х рублей93, большинство из них были священнослужителями, преподавателями семинарии или церковными старостами94. Преимущественно средства собирались не за счет взносов, а за счет кружечного сбора в храмах, перечислений благочиннических округов на содержание миссионеров, продажи книг и брошюр, процентного приращения на капитал братства, вложенный в банк95.

Протоиерей Павел Алфеев так характеризует начало деятельности Братства свт. Василия, епископа Рязанского, в качестве самостоятельной структуры: «При семинарии открыта была новая кафедра учения о расколе, назначены по епархии миссионеры противораскольниче-ские, намечены определенные пункты для публичных собеседований с раскольниками, стали выписывать и рассылать по церквам епархии издания „Троицких листков", открыли епархиальную библиотеку при семинарии для продажи брошюр и изданий религиозно-нравственного содержания и для снабжения церквей епархии и священнослужителей богослужебными книгами, пастыри церкви приглашены произносить катехизические поучения и представлять таковые в Совет Братства, назначена особая комиссия для рассмотрения и оценки трудов пастырской

проповеднической деятельности, сформирована редакционная комиссия для издания особыми сборниками лучших поучений пастырей»96.

К 1890 г. в Рязанской епархии активно действовал особый епархиальный миссионер священник Александр Америков. Он не был связан приходскими обязанностями97. С приходов епархии собирались средства для жалования ему — 1300 рублей в год, еще 300 доплачивал совет братства по практическим результатам его деятельности98.

Помимо епархиального миссионера были введены должности окружных миссионеров и их помощников в тех благочиннических округах, где были раскольники и сектанты99. Эти окружные миссионеры избирались на благочиннических съездах духовенства, их помощниками часто состояли бывшие старообрядческие начетчики, перешедшие в православие100. На разъезды средства им собирались приходами благочиния отдельно101.

В 1895 г. в деятельности Братства свт. Василия, епископа Рязанского, произошли значительные перемены. Епископ Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский), известный церковный писатель и поэт, предложил включить в состав братства в качестве действительных членов все приходы и монастыри Рязанской епархии102.

При этом обязательный взнос, с точки зрения архипастыря, должен был составлять от каждого монастыря по 10 рублей в год, от причтов и старост городских церквей — не менее 5 рублей, сельские церкви, делившиеся в те времена на три разряда, предоставляли бы по 5 рублей с каждого причта 1 разряда, 4 рубля — со 2-го и 3 рубля с 3-го разряда. 1 рубль должны были платить в качестве ежегодного обязательного взноса учителя и учительницы церковно-приходских школ103.

Во всех храмах епархии необходимо было иметь икону небесного покровителя братства — святителя Василия Рязанского, братскую хоругвь для изнесения на крестных ходах и особую кружку братства для сбора пожертвований среди прихожан104. Обязательным становилось открытие при каждом храме библиотеки. Благочинные обязывались иметь особый архив с отчетами приходов по братству105.

Таким образом, Братство свт. Василия, епископа Рязанского, стало общеепархиальным и охватило все, без исключения, приходы, хотя бы в виде взносов, вносившихся два раза в год106.

В качестве братского храма для обязательного служения ранних литургий был выделен Архангельский собор Рязанского кремля107. Его реставрацию осуществили на средства братства. В соборе поминался синодик братства108. В Рязани были устроены четыре братские книжные лавки109.

В реальности Братству свт. Василия не удалось выйти на уровень взносов, предложенных епископом Иустином (Полянским). В 1896 г. в его составе было 14 почетных членов, 5 пожизненных, 451 действительный и 991 член-соревнователь110. Действительные члены вносили в год не менее 3-х рублей, члены-соревнователи — менее этой суммы111.

Большинство приходов Рязанской епархии оставались членами-соревнователями, ведь им приходилось платить еще в Рязанский комитет Миссионерского общества, содержать епархиального и окружных миссионеров, вносить крупные средства в Рязанскую духовную семинарию, подписываться на «Рязанские епархиальные ведомости», перечислять на содержание духовных школ все средства, вырученные от продажи свечей и отпеваний покойников.

Не всегда приходы и монастыри вовремя и в полном объеме вносили средства, предусмотренные уставом братства. Об этом свидетельствует, например, определение его совета от 1 ноября 1904 г. — 28 января 1905 г. В нем требуется от благочинных «озаботиться взысканием с причтов и церковных старост недостающего против установленного» в случаях предоставления ими членских взносов «в уменьшенном размере» или «непредоставления вовсе»112.

Из этого же определения видно, что кружечные сборы по храмам в пользу братства являлись обязательными для всех; окружные миссионеры содержались на взносы благочинных; монастыри и приходы через благочинных вносили обязательную «подписную сумму» на издание периодических изданий епархии — «Рязанских епархиальных

ведомостей» и журнала «Миссионерский сборник», о котором будет сказано ниже113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в 1906 г. совет братства вынужден обратиться уже непосредственно в Рязанскую духовную консисторию с просьбой напомнить о необходимости внесения благочинными и монастырями «сборов, имеющих отношение к Братству св. Василия»: «на жалованье окружным миссионерам, членские взносы, частные пожертвования по сборным листам и в кружки, по изданию „Рязанских епархиальных ведомостей" и „Миссионерского сборника", на Епархиальную братскую библиотеку». При этом взносы на издание «Рязанских епархиальных ведомостей» и «Миссионерского сборника» оформлялись подпиской на следующий год и вносились, соответственно, в конце предшествующего года114. Взносы по содержанию окружных миссионеров и членские взносы вносились за полугодие вперед, в январе и июле115.

Тем не менее, новый порядок привлечения средств приходов позволил уже в 1895 г. открыть особую типографию Братства свт. Василия, епископа Рязанского116. Туда было перенесено печатание «Рязанских епархиальных ведомостей», которые перешли в ведение совета братства без права их редактирования. Был открыт братский книжный склад, который пополнялся специальными изданиями братства. Например, в 1896 г. оно выпустило 17 названий религиозно-нравственных брошюр общим тиражом 12 000 экземпляров117.

20-26 мая 1908 г. Святейшим Правительствующим Синодом были утверждены «Правила об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви». В соответствии с ними в каждой епархии должен был быть утвержден Епархиальный миссионерский совет под председательством епархиального архиерея или лица, им назначенного118.

13 октября 1908 г. епископ Рязанский и Зарайский Никодим (Боков) утвердил состав Рязанского епархиального миссионерского совета под председательством викария Рязанской епархии — епископа Михайловского Исидора (Колоколова), в составе 12-ти членов, среди которых был ректор и несколько преподавателей Рязанской

духовной семинарии, а также наиболее известные священнослужители119. Епархиальный миссионер Иван Строев входил в состав совета согласно синодальным правилам «в качестве непременного члена»120.

Совет озаботился дополнительным образованием приходских священников, служивших в приходах, «зараженных религиозным лжеучением». С этой целью планировалось создание особых пасторских миссионерских курсов и превращения в такие курсы проводимых в Рязанской епархии уездных миссионерских съездов121.

Миссионерский совет констатировал «полное почти отсутствие кандидатов» на миссионерское служение122.

Отмечалось, что священники в приходах, где много раскольников и сектантов, живут в материальном отношении гораздо хуже, нежели их собратья в православных селах. Поэтому предлагалось при происходившем тогда назначении пособий от казны сельским священнослужителям предоставлять такие пособия в первую очередь священникам, ведущим миссионерскую деятельность в приходах, где есть раскольники и сектанты123.

Им же предлагалось отдавать предпочтение и в «порядке постепенности» церковных наград124.

В то же время миссионерская деятельность продолжала финансироваться преимущественно за счет приходов. В определении Рязанского епархиального миссионерского совета от 15-22 января 1909 г. было предложено «духовенству тех благочиннических округов, где не установлено еще определенного жалованья благочинническим миссионерам, установить таковое», а «все сборы на содержание благочиннических и уездных миссионеров представлять в Епархиальный Миссионерский совет одновременно со сборами на содержание миссионеров окружных»125.

Приходское духовенство, служащее в селах, где не было раскольников и сектантов, освобождалось от обязательного участия в уездных миссионерских съездах. Такие съезды продолжали восприниматься в качестве почти исключительно противораскольнических и противо-сектантских. В постановлениях Миссионерского совета от 15-22 января

1909 г. устанавливалось обязательное участие в уездных миссионерских съездах только для благочинных, миссионеров и священников из сел, где имелись раскольники и сектанты126.

Венцом деятельности Рязанской епархии в области православной миссии в предреволюционный период можно считать издание на протяжении 26 лет одного из крупнейших миссионерских изданий России — журнала «Миссионерский сборник». Его возникновение и бытование было тесно связано с Рязанской духовной семинарией, для поддержания которой приходы епархии прикладывали материальные усилия на протяжении более столетия.

Еще в первоначальной программе создания Братства свт. Василия, епископа Рязанского, епископ Палладий (Раев) в 1877 г. предлагал «открыть при местной духовной семинарии преподавание миссионерских наук»127. В соответствии с представлениями времени и отмеченными выше особенностями своей биографии он считал, что такое преподавание должно иметь вид «отдельных предметов, именно учения о магометанстве и истории русского раскола с его обличением, для ближайшего ознакомления будущих пастырей Церкви с источниками, на которых основываются расколоучители и проповедники Корана»128.

Именно из такого преподавания выросла одна из замечательнейших миссионерских инициатив рубежа Х1Х-ХХ вв.

Преподавателем истории и обличения раскола в Рязанской духовной семинарии являлся Петр Семенович Смирнов. Он был сыном священника с. Мещерки Рязанской губернии, закончил Рязанскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию129. В 1887 г. он назначен преподавателем Рязанской духовной семинарии, затем являлся ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии и редактором журнала «Христианское чтение»130. П. С. Смирнов — один из самых известных исследователей русского раскола131.

По инициативе П. С. Смирнова, начиная с №13 «Рязанских епархиальных ведомостей»132 за 1890 год, выходит специальное миссионерское

приложение — «Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям133. С 1891 г. оно стало называться «Миссионерский сборник» и затем превратилось в самостоятельный журнал.

На протяжении 1891-1909 гг. «Миссионерский сборник» выходил шесть раз в год, то есть раз в два месяца. В 1910-1918 гг. он издавался ежемесячно: выходило двенадцать номеров в год (некоторые из них могли быть сдвоенными, а в революционный период — даже строенными).

Согласно программе «Миссионерского сборника», объем каждого его номера должен был быть не меньше четырех печатных листов134. K 1916 г. объем годового издания журнала стал приближаться к шестидесяти пяти печатным листам в год135.

Постепенно «Миссионерский сборник» завоевал общероссийскую популярность.

В 1897 г. III Всероссийский миссионерский съезд, проходивший в Казани, рекомендовал журнал «Миссионерский сборник» во все библиотеки благочиннических округов и приходские библиотеки тех приходов, в которых имелись раскольники и сектанты136.

IV Всероссийский миссионерский съезд в Киеве в 1908 г. выступил с рекомендацией превратить «Миссионерский сборник» в ежемесячный журнал137.

Первоначально Святейший Синод утвердил программу журнала, включавшую в себя четыре раздела: официальный, литературный, епархиальные и иноепархиальные известия. В 1906 г. Св. Синод на основании епархиального ходатайства благословил дополнить их «обзором периодической печати по вопросам миссии и расколосектантства»138.

Официальный отдел включал в себя узаконения и распоряжения гражданской и церковной власти относительно миссионерского дела, сектантов и раскольников, официальные отчеты Рязанского епархиального комитета Всероссийского миссионерского общества и Братства свт. Василия, епископа Рязанского, епархиальных миссионеров139.

Особенно богаты содержанием литературный отдел журнала, отделы епархиальных и иноепархиальных известий. Они дают представление

как о процессе теоретического осмысления миссионерского дела, так и летопись миссионерской жизни Рязанской епархии и Русской Церкви в целом.

В качестве приложения к «Миссионерскому сборнику» выходили распространявшиеся на приходах листки «Живое слово по вопросам веры и нравственности»140. После начала Первой мировой войны к ним добавляется еще один раздел, носивший название «Година великого общенародного испытания»141.

Первоначально цена подписки на «Миссионерский сборник» составляла один рубль семьдесят копеек в год142, к 1917 г. — четыре рубля143.

Подписка на него была обязательна для всех приходов, монастырей, духовно-учебных заведений и церковно-приходских школ Рязанской епархии. Когда в 1916 г. произошло серьезное подорожание бумаги и типографских расходов, Братство свт. Василия, епископа Рязанского, обратилось к епархиальному архиерею со специальным ходатайством возбудить перед Епархиальным съездом духовенства вопрос о повышении цены годовой подписки до четырех рублей144.

И становление «Миссионерского сборника», и разнообразная миссионерская деятельность Рязанской епархии на протяжении более чем полувека до революции стали возможны во многом благодаря материальным усилиям духовенства, сотрудников духовно-учебных заведений, преподавателей церковно-приходских школ.

Их ежегодные взносы, собираемые иногда с большим напряжением сил, создали базу миссионерского дела в Рязанском регионе, а в лице журнала «Миссионерский сборник» — и всероссийское информационное и интеллектуальное пространство, способствующее осмыслению целей и задач православной миссии.

Изучение финансовой связи приходов с епархиальной миссионерской активностью, осуществленное в настоящей статье на примере Рязанской епархии, показывает следующее.

Во второй половине XIX — начале XX в. именно приходские взносы были главным источником, поддерживающим епархиальные,

уездные и благочиннические миссионерские структуры, а также соответствующие органы печати.

Подобные взносы были наиболее устойчивым, регулярным и систематическим средством вовлечения приходского духовенства в миссионерскую деятельность. Начавшись с таких взносов, эта вовлеченность постепенно становилась все более обширной и многоплановой. Она вела к созданию общецерковного пространства миссии, в первую очередь на уровне ее интеллектуального осмысления. Однако данные процессы были прерваны в результате революции 1917 года.

Библиографический список

1. Алфеев Павел, прот. Касимовская противомусульманская миссия // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Изд-во Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1898. № 11. (Прибавления). С. 355-363; №12. (Прибавления). С. 401-409; №13. (Прибавления). С. 437-446; №14. (Прибавления). С. 480-486; №15 (Прибавления). С. 515-523; №16 (Прибавления). С. 553-559; №17 (Прибавления). С. 577-598; №19 (Прибавления). С. 668-679; №21. (Прибавления). С. 751-761.

2. Архипастыри Казанские 1555-2011. [Электронный ресурс] // Казанская семинария. Московский Патриархат Русской Православной Церкви. Казань, 2011. URL: http://kds.eparhia.ru/bibliot/iAoriakazeparhii/arhipaA yri/arhipaft_ii/l

3. Богданова Т. А. Алексий (Ржаницын) // Православная энциклопедия. Т. I. А — Алексий Студит. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»,

2000. С. 672-673.

4. Ведомость о сборе сумм на содержание Рязанской духовной семинарии с церквей Скопинского уезда // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1866. № 24. С. 321-326.

5. Воззвание Высокопреосвященного Иринарха к священнослужителям и старостам приходских церквей Рязанской епархии касательно взноса денег от церквей на улучшение быта духовно-учебных заведений // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1865. №14. С. 142-145.

6. Воззвание Касимовской миссии // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1904. №12 (Оф. отдел). С. 384-386.

7. Всероссийское Православное Миссионерское общество. По поводу 25-летия его деятельности (1870-1895). СПб.: Тов-во «Печатня С. П. Яковлева», 1895. 16 с.

8. Година великого общенародного испытания // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1914. №8. С. 600-626.

9. Действия Рязанского епархиального миссионерского комитета // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1872. №11 (Прибавления). С. 261-263.

10. Добролюбов И.В., свящ., Яхонтов С. Д. Библиографический словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии: К 25-летию Рязанской архивной комиссии Рязань: Издание Рязанской ученой архивной комиссии, 1910. 347 с.

11. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с.

12. Журавский А. В. Братства православные // Православная энциклопедия. Т. VI. Бондаренко — Варфоломей Эдесский. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 201-213.

13. Журнал епархиального съезда духовенства Рязанской епархии, бывшего 2-6 сентября 1873 года // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления,1874. № 5. С. 85-101.

14. Журнальные определения Рязанского Миссионерского совета // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Рязанского епархиального миссионерского совета, 1910, №1. С. 1-2.

15. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.: (Материалы для истории рус. журналистики). Петроград, 1915. [8], XVI. 1067 с.

16. М. Д. Общее собрание членов Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанские епархиальные ведомости. №8 (Оф. отдел). Рязань: Тип. Губерн. правления, 1895. С. 295-304.

17. Миссионерский сборник издается по следующей программе // Миссионерский сборник. Рязань: Приложение к «Рязанским епархиальным ведомостям», 1892. С. 3 (обложки).

18. Миссионерский сборник: Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям 1891-1918 // Российская национальная библиотека. СПб., 2013-2014.

19. Напечатаны листки и брошюры «Живое Слово», издаваемые в виде приложения при журнале «Миссионерский сборник» (г. Рязань) // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1917. №3-5. С. 245.

20. Некролог. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Издание Братства св. Василия, епи-скопа Рязанского, 1899. №1 (Неоф. отдел). С. 23-26.

21. Никольский Александр, прот. Православное Миссионерское общество. Историческая записка о деятельности Общества за истекшее двадцатипятилетие (1870-1895 гг.). М.: Печатня А. И. Снегиревой. 1895, 147 с.

22. Новая смета сумм на содержание Рязанской духовной семинарии и семи уездных училищ Рязанской епархии // Рязанские епархиальные ведомости. №22. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1866. С. 244-250.

23. Покровский Иоанн, свящ. Общие способы содержания духовных училищ в России от преобразования их при императоре Александре I, отт. из журнала «Странник». М., 1860. С. 1-24.

24. Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям // Рязанские епархиальные ведомости. №13. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1890. 32 с.

25. О подписке в 1910 году на ежемесячный журнал «Миссионерский сборник», издаваемый Рязанским Епархиальным Миссионерским Советом (XX год издания) // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Епархиального Миссионерского совета, 1910. №3. С. 2 (обложки).

26. Определение Совета братства св. Василия, епископа Рязанского от 1 ноября 1904-28 января 1905 года // Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1904. № 14 (официальный отдел). С. 472-473.

27. О приглашении епархиальных Преосвященных к учреждению братств с целью противодействия расколу. Указ Св. Синода // Рязанские епархиальные ведомости. №20. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1866. С. 212-213.

28. Остроумов Н. И. Нашим подписчикам // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1916. № 8-9, с. 584

29. Открыта подписка на 1916 год на ежемесячный журнал «Миссионерский сборник», издаваемый Братством св. Василия, епископа Рязанского // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1916. №8-9. С. 2 (обложки).

30. Отношение Совета братства св. Василия, епископа Рязанского в Рязанскую духовную консисторию // Рязанские епархиальные ведомости. № 15 (Оф. отдел). Рязань: Изд-во Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1906. С. 329.

31. От Рязанского комитета Православно-миссионерского общества // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань. 1873. №12. С. 307-311.

32. Отчет о деятельности братства св. Василия, епископа Рязанского, за 1878-й год (первый год со времени основания братства) // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1878. №1 (Прибавления). С. 6-16.

33. Отчет о деятельности братства св. Василия, епископа Рязанского, за 1890-й год. Рязань: Типо-Лит. Н. Д. Малашкина, 1891. 72 с.

34. Отчет о состоянии и деятельности братства св. Василия, епископа Рязанского, за 1896 год. Б.м. Б.г. 14 с., два вкладыша.

35. Отчет о деятельности Рязанского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1875 год (третий год со времени основания комитета)

// Рязанские епархиальные ведомости. №13. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1875. С. 271-289.

36. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ: Церковные реформы в России 1860-1870-х годов. (Материалы по истории Церкви. Книга 26). М.: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории. 1999. 568 с.

37. Святые земли Рязанской. Рязань: «Дело», 2010. 192 с.

38. Список лиц, внесших в Рязанскую духовную консисторию в истекшем 1870 и 1871 годах, денежные пожертвования в пользу Православного Миссионерского общества, до открытия в Рязанской епархии комитета общества // Рязанские епархиальные ведомости. №12 (Прибавления). Рязань: Тип. Губерн. правления, 1872. С. 279-288.

39. Строев И. П. Известия по Рязанской епархии: Меры к поднятию пастырско-при-ходской миссии в Рязанской епархии, проектированные Рязанским епархиальным миссионерским советом // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Рязанского епархиального миссионерского совета, 1909, №4. С. 264-266.

40. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, преосвященному Феоктисту. Архиепископу Рязанскому и Зарайскому // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского. 1891. №1. С. 1.

41. Указ Рязанской духовной консистории об отобрании подписок от причтов и церковных старост касательно взноса от церквей денег на содержание духовно-учебных заведений // Рязанские епархиальные ведомости. №10. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1865. С. 112-119.

42. Устав Православного миссионерского общества. Б/м. Б/д. 16 с.

43. Устав Православного церковного братства Св. Креста при киновии Саратовского Спасо-Преображенского монастыря // Рязанские епархиальные ведомости. №20. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1866. С. 217-222.

Примечания и библиографические ссылки

1. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 473.

2. Там же. С. 474.

3. Там же.

4. Там же.

5. Устав Православного миссионерского общества. Б/м. Б/д. С. 4.

6. Там же.

7. Ефимов А.Б. Указ. соч. С. 475.

8. Устав Православного миссионерского общества. С. 4.

9. Ефимов А.Б.Указ. соч. С. 476.

10. Всероссийское Православное Миссионерское общество. По поводу 25-летия его деятельности (1870-1895). СПб.: Тов-во «Печатня С. П. Яковлева»,

1895. С. 5.

11. Там же.

12. Устав Православного миссионерского общества. С. 4.

13. Там же. С. 5.

14. Всероссийское Православное Миссионерское общество. По поводу 25-летия... С. 7-8.

15. Там же. С. 8.

16. Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Там же.

18. Историческая записка о деятельности Общества за истекшее двадцатипятилетие (1870-1895 гг.). М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1895. С. 35-36.

19. Там же. С. 36.

20. Там же. С. 40.

21. Устав Православного миссионерского общества. С. 13.

22. Там же.

23. Там же.

24. Там же. С. 14.

25. Там же.

26. Действия Рязанского епархиального миссионерского комитета // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1872. № 11 (Прибавления). С. 261.

27. Там же.

28. Богданова Т. А. Алексий (Ржаницын) // Православная энциклопедия. Т. I. А -Алексий Студит. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 672-673.

29. Действия Рязанского епархиального миссионерского комитета. Указ. изд. С. 261.

30. Там же.

31. Устав Православного миссионерского общества. С. 7. 32 . Там же .

33. Действия Рязанского епархиального миссионерского комитета. Указ. изд. С. 261.

34. Там же. С. 262-263.

35. Список лиц, внесших в Рязанскую духовную консисторию в истекшем 1870 и 1871 годах, денежные пожертвования в пользу Православного Миссионерского общества, до открытия в Рязанской епархии

комитета общества // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1872. №12 (Прибавления). С. 279-288.

36. Там же. С. 279.

37. Там же. С. 280.

38. От Рязанского комитета Православно-миссионерского общества // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1873. №12. С. 307-311.

39. Покровский Иоанн, свящ. Общие способы содержания духовных училищ в России от преобразования их при императоре Александре I, отт. из журнала «Странник». М., 1860. С. 7.

40. Там же. С. 7-8.

41. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ: Церковные реформы в России 1860-1870-х годов. (Материалы по истории Церкви. Книга 26). М.: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1999. С. 467.

42. Там же. С. 480.

43. Там же. С. 480-481.

44. Указ Рязанской духовной консистории об отобрании подписок от причтов и церковных старост касательно взноса от церквей денег на содержание духовно-учебных заведений // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1865. №10. С. 112-119.

45. Воззвание Высокопреосвященного Иринарха к священнослужителям и старостам приходских церквей Рязанской епархии касательно взноса денег от церквей на улучшение быта духовно-учебных заведений // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1865. №14. С. 142-145.

46. Новая смета сумм на содержание Рязанской духовной семинарии и семи уездных училищ Рязанской епархии // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1866. №22. С. 244-250.

47. См., напр.: Ведомость о сборе сумм на содержание Рязанской духовной семинарии с церквей Скопинского уезда // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1866. № 24. С. 321-326.

48. Воззвание Высокопреосвященного Иринарха к священнослужителям и старостам... Указ. изд. С. 145.

49. Там же. С. 144.

50. Там же. С. 321.

51. Указ Рязанской духовной консистории об отобрании подписок... Указ. изд. №10. С. 118.

52. Там же.

53. Римский С. В. Указ. соч. С. 465.

54. Отчет о деятельности Рязанского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1875 Г°Д (третий год со времени основания комитета) // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1875. №13. С. 271.

55. Там же. С. 272.

56. АлфеевПавел, прот. Касимовская противомусульманская миссия // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Изд-во Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1898. №17 (Прибавления). С. 577

57. Там же. С. 273-274.

58. Там же. №17 (Прибавления). С. 591-593.

59. Алфеев Павел, прот. Касимовская противомусульманская миссия. Указ. изд. 1898. №21 (Прибавления). С. 752.

60. Там же. С. 758.

61. Там же. №15 (Прибавления). С. 515.

62. Святые земли Рязанской. Рязань: «Дело», 2010. С. 93-103.

63. Алфеев Павел, прот. Касимовская противомусульманская миссия. Указ. изд. 1898. №14 (Прибавления). С.480-483.

64. Там же. С. 482.

65. Там же. С. 483.

66. Воззвание Касимовской миссии // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Изд-во Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1904. №12 (официальная часть). С. 385.

67. Некролог. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1899. №1 (неофициальный отдел). С. 25.

68. Там же.

69. Архипастыри Казанские 1555-2011. [Электронный ресурс] // Казанская семинария. Московский Патриархат Русской Православной Церкви. Казань, 2011. URL: http://kds.eparhia.ru/bibliot/iftoriakazeparhii/arhipaftyri/arhipaft_ii/l

70. Там же.

71. Там же.

72. Алфеев Павел, прот. Касимовская противомусульманская миссия. Указ. изд. 1898. № 19. (Прибавления). С. 671.

73. Журавский А. В. Братства православные // Православная энциклопедия. Т. VI. Бондаренко — Варфоломей Эдесский. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2003. С. 204.

74. Там же.

75. Там же.

76. Там же.

77. Там же.

78. О приглашении епархиальных Преосвященных к учреждению братств с целию противодействия расколу. Указ Св. Синода // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1866. №20. С. 212-213.

79. Там же. С. 212.

80. Устав Православного церковного братства Св. Креста при киновии Саратовского Спасо-Преображенского монастыря // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1866. №20. С. 217-222.

81. Там же. С. 217.

82. Там же.

83. Там же. С. 218.

84. Алфеев Павел, прот. Касимовская противомусульманская миссия. Указ. изд. 1898. № 19. (Прибавления). С. 671.

85. Там же.

86. Там же. С. 672.

87. Ефимов А. Б. Указ. соч. С. 481.

88. Там же. С. 676.

89. Там же. С. 678.

90. Отчет о деятельности братства св. Василия Рязанского, за 1878-й год (первый год со времени основания братства) // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1878. №1 (Прибавления). С. 6.

91. Там же. С. 10-11.

92. Там же. С. 12.

93. Отчет о деятельности братства св. Василия, епископа Рязанского, за 1890-й год. Рязань: Типо-Литография Н. Д. Малашкина, 1891. С. 1.

94. Там же. С. 69-71.

95. Там же. С. 68.

96. Алфеев Павел, прот. Указ. соч. С. 678.

97. Отчет о деятельности братства св. Василия, епископа Рязанского, за 1890-й год. Указ. изд. С. 12.

98. Там же. С. 12-13.

99. Там же. С. 13.

100. Там же. С. 14.

101. Там же. С. 15.

102. М. Д. Общее собрание членов Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1895. №8 (официальный отдел). С. 302.

103. Там же.

104. Там же.

105. Там же.

106. Там же.

107. Там же. С. 303.

108. Там же.

109. Там же.

110. Отчет о состоянии и деятельности братства св. Василия, епископа Рязанского, за 1896 год. Б/м. Б/г. С. 1.

111. Там же. С. 2.

112. Определение Совета братства св. Василия, епископа Рязанского, от 1 ноября 1904-28 января 1905 года // Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1904. № 14 (официальный отдел). С. 472.

113. Там же. С. 472-473.

114. Отношение Совета братства св. Василия, епископа Рязанского, в Рязанскую духовную консисторию // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1906. № 15 (официальный отдел). С. 329.

115. Там же.

116. М. Д. Общее собрание членов Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1895. №8 (официальный отдел). С. 303.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

117. Отчет о состоянии и деятельности братства св. Василия, епископа Рязанского, за 1896 год. Б/м. Б/г. С. 25.

118. Миссионерский сборник. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1908. №6. С. 410.

119. Там же.

120. Там же. С. 411.

121. Строев И. П. Известия по Рязанской епархии: Меры к поднятию пастыр-ско-приходской миссии в Рязанской епархии, проектированные Рязанским епархиальным миссионерским советом // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Рязанского епархиального миссионерского совета, 1909, №4. С. 264-265.

122. Там же. С. 265.

123. Там же.

124. Там же.

125. Журнальные определения Рязанского Миссионерского совета // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Рязанского епархиального миссионерского совета, 1910. №1. С. 1.

126. Там же.

127. Алфеев Павел, прот. Указ. соч. С. 673.

128. Там же.

129. Добролюбов И.В., свящ., Яхонтов С. Д. Библиографический словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии: К 25-летию Рязанской архивной комиссии. Рязань: Издание Рязанской ученой архивной комиссии, 1910. С. 243.

130. Там же.

131. Библиография — см.: там же.

132. Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям // Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Губерн. правления, 1890, №13.

133. ЛисовскийН.М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.: (Материалы для истории рус. журналистики). Петроград, 1915. С. 547; 16. Миссионерский сборник: Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям за 1891-1918 // Российская национальная библиотека. СПб., 2013-2014.

134. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, преосвященному Феоктисту. Архиепископу Рязанскому и Зарайскому // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского. 1891. №1. С. 1.

135. Открыта подписка на 1916 год на ежемесячный журнал «Миссионерский сборник», издаваемый Братством св. Василия, епископа Рязанского // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Братства св. Василия, епископа Рязанского, 1916. №8-9. С. 2 (обложки).

136. О подписке в 1910 году на ежемесячный журнал «Миссионерский сборник», издаваемый Рязанским епархиальным миссионерским советом (XX год издания) // Миссионерский сборник. Рязань: Издание Епархиального миссионерского совета, 1910. №3. С. 2 (обложки).

137. Там же.

138. Там же.

139. Там же.

140. Напечатаны листки и брошюры «Живое Слово», издаваемые в виде приложения при журнале «Миссионерский сборник» (г. Рязань)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.