Научная статья на тему 'Миссионерская деятельность священника григория калитинкина среди старообрядцев Сапожковского уезда рязанской епархии во второй половине XIX в.'

Миссионерская деятельность священника григория калитинкина среди старообрядцев Сапожковского уезда рязанской епархии во второй половине XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старообрядчество / Братство св. Василия епископа Рязанского / Сапожковский уезд / беспоповцы / раскол / церковная реформа / Рязанская епархия / миссионерство / священник Григорий Калитинкин / Церковь / Old Believers / Brotherhood of St. Basil Bishop of Ryazan / Sapozhkovsky district / bespopovtsy / schism / church reform / Ryazan diocese / missionary work / priest Grigory Kalitinkin / Church

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вячеслав Александрович Савинцев, Пименов Максим Юрьевич

В настоящее время одной из проблем Русской Православной Церкви является недостаточно активная миссионерская работа приходских священников. Это относится не только к обращению в Православие из инославных деноминаций или других религиозных групп, но и в полной мере к собственным прихожанам, которые еще окончательно не воцерковились со времен господства атеистической пропаганды. Исправлению этого недостатка может способствовать изучение истории миссионерской деятельности в отдельной епархии. Так, например, в Рязанской епархии с конца XIX по начало XX вв. организацией миссионерской деятельности занималось Братство св. Василия епископа Рязанского, которое оставило богатое наследие исторического материала, в том числе и по деятельности членов своей организации. Одним из активных миссионеров этого общества был священник Григорий Калитинкин. Его биография и отчеты до сих пор остаются неизученными. Он был ревностным миссионером, плодом деятельности которого было обращение нескольких десятков староверов, а также наставника, старообрядца-беспоповца Гурия Свиркина, который стал его незаменимым помощником. Настоящая статья призвана восполнить белое пятно в истории миссионерской деятельности дореволюционного периода в Рязанской епархии, на примере организации приходской миссии членом Братства св. Василия епископа Рязанского священником Григорием Калитинкиным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вячеслав Александрович Савинцев, Пименов Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The missionary activity of the priest Grigory Kalitinkin among the Old Believers of the Sapozhkovsky district of the Ryazan diocese in the second half of the XIX century

At present, one of the problems of the Russian Orthodox Church is the insufficiently active missionary work of parish priests. This applies not only to conversion to Orthodoxy from non-Orthodox denominations or other religious groups, but also fully to their own parishioners, who have not yet fully converted to the Church since the reign of atheist propaganda. The study of the history of missionary activity in a particular diocese can help to correct this shortcoming. So, for example, in the Ryazan diocese from the end of the XIX to the beginning of the XX centuries. the organization of missionary activity was carried out by the Brotherhood of St. Basil Bishop of Ryazan, which left a rich heritage of historical material, including the activities of its members. One of the active missionaries of this society was the priest Grigory Kalitinkin. His biography and reports are still unexplored. He was a zealous missionary, the fruit of whose activity was the conversion of several dozen Old Believers, as well as the mentor, the Old Believer-bespopovtsa Guri Svirkin, who became his indispensable assistant. This article is intended to fill in a blank spot in the history of missionary activity of the prerevolutionary period in the Ryazan diocese, by the example of the organization of a parish mission by a member of the Brotherhood of St. Basil Bishop of Ryazan, Priest Grigory Kalitinkin.

Текст научной работы на тему «Миссионерская деятельность священника григория калитинкина среди старообрядцев Сапожковского уезда рязанской епархии во второй половине XIX в.»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (6) 2021

Священник Вячеслав Савинцев, иеромонах Александр (Пименов)

миссионерская деятельность священника Григория калитинкина среди старообрядцев Сапожковского уезда Рязанской епархии во второй половине XIX в.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_262

Аннотация: В настоящее время одной из проблем Русской Православной Церкви является недостаточно активная миссионерская работа приходских священников. Это относится не только к обращению в Православие из инославных деноминаций или других религиозных групп, но и в полной мере к собственным прихожанам, которые еще окончательно не воцерковились со времен господства атеистической пропаганды. Исправлению этого недостатка может способствовать изучение истории миссионерской деятельности в отдельной епархии. Так, например, в Рязанской епархии с конца XIX по начало XX вв. организацией миссионерской деятельности занималось Братство св. Василия епископа Рязанского, которое оставило богатое наследие исторического материала, в том числе и по деятельности членов своей организации. Одним из активных миссионеров этого общества был священник Григорий Калитинкин. Его биография и отчеты до сих пор остаются неизученными. Он был ревностным миссионером, плодом деятельности которого было обращение нескольких десятков староверов, а также наставника, старообрядца-беспоповца Гурия Свиркина, который стал его незаменимым помощником. Настоящая статья призвана восполнить белое пятно в истории миссионерской деятельности дореволюционного периода в Рязанской епархии, на примере организации приходской миссии членом Братства св. Василия епископа Рязанского священником Григорием Калитинкиным.

Ключевые слова: старообрядчество, Братство св. Василия епископа Рязанского, Сапожковский уезд, беспоповцы, раскол, церковная реформа, Рязанская епархия, миссионерство, священник Григорий Калитинкин, Церковь.

Об авторах: Священник Вячеслав Александрович Савинцев

Магистр богословия, старший преподаватель Рязанской православной духовной семинарии.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3881-9225

Иеромонах Александр (Пименов Максим Юрьевич)

Магистр богословия, старший преподаватель Рязанской православной духовной семинарии.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1674-5026

Ссылка на статью: Савинцев В., свящ., Александр (Пименов), иером. Миссионерская деятельность

священника Григория Калитинкина среди старообрядцев Сапожковского уезда Рязанской епархии во второй половине XIX в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 262-268.

* Фотографии предоставлены авторами.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

Priest Vyacheslav Savintsev, Hieromonk Alexander (Pimenov)

The missionary activity of the priest Grigory Kalitinkin among the Old Believers of the Sapozhkovsky district of the Ryazan diocese in the second half of the XIX century

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_262

Abstract: At present, one of the problems of the Russian Orthodox Church is the insufficiently active missionary work of parish priests. This applies not only to conversion to Orthodoxy from non-Orthodox denominations or other religious groups, but also fully to their own parishioners, who have not yet fully converted to the Church since the reign of atheist propaganda. The study of the history of missionary activity in a particular diocese can help to correct this shortcoming. So, for example, in the Ryazan diocese from the end of the XIX to the beginning of the XX centuries. the organization of missionary activity was carried out by the Brotherhood of St. Basil Bishop of Ryazan, which left a rich heritage of historical material, including the activities of its members. One of the active missionaries of this society was the priest Grigory Kalitinkin. His biography and reports are still unexplored. He was a zealous missionary, the fruit of whose activity was the conversion of several dozen Old Believers, as well as the mentor, the Old Believer-bespopovtsa Guri Svirkin, who became his indispensable assistant. This article is intended to fill in a blank spot in the history of missionary activity of the pre-revolutionary period in the Ryazan diocese, by the example of the organization of a parish mission by a member of the Brotherhood of St. Basil Bishop of Ryazan, Priest Grigory Kalitinkin.

Keywords: Old Believers, Brotherhood of St. Basil Bishop of Ryazan, Sapozhkovsky district, bespopovtsy, schism, church reform, Ryazan diocese, missionary work, priest Grigory Kalitinkin, Church.

About the authors: Priest Vyacheslav Alexandrovich Savintsev

Master of Theology, Senior lecturer at the Ryazan Orthodox Theological Seminary.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3881-9225

Hieromonk Alexander (Maxim Pimenov)

Master of Theology, Senior lecturer at the Ryazan Orthodox Theological Seminary.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1674-5026

Article link: Savintsev V., priest, Alexander (Pimenov), hieromonk. The missionary activity of the priest

Grigory Kalitinkin among the Old Believers of the Sapozhkovsky district of the Ryazan diocese

in the second half of the XIX century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological

Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 262-268.

* Photographs supplied by the authors.

Икона свт. Василия Рязанского

Рязанская земля территориально была неравномерно заселена староверами (при этом стоит отметить, что старообрядчество на Ря-занщине существует со времени раскола Русской Церкви). До XVIII в. ревнители старого обряда заселяли в основном окраины, однако тайные общины были и уездных городах. В Екатерининское время, с момента послабления уголовного преследования в отношении старообрядцев, они начинают открыто устраивать свои моленные в городах губернии и даже в Рязани. Во второй половине XVIII в. была образована Рязанская губерния, в составе которой было 12 уездов. Наблюдалась следующая картина расселения староверов по уездам, которая в целом сохранялась до начала XX столетия. В губернии проживали старообрядцы трех основных толков (поповцы, беспоповцы и беглопоповцы). Для удобства территориального деления стоит выделить три группы.

К первой — плотно заселенной старообрядцами — относятся Егорьевский и Рязанский уезды. В одном из номеров «Миссионерского сборника» приводится следующее сравнение о заселенности Рязанского уезда: «Если в Гуслицах, по одному сказанию потому (так в тексте. — авт.) существует много раскольников, что поп Никита странствуя с проповедью раскола, спотыкнулся там и упал, рассыпав более, чем где-либо семян раскола, то равным образом можно думать, что и здесь [Рязанский уезд], в нашей теперь местности, тот же поп Никита уже не споткнулся только, а положительно растянулся и просыпал весь запас своей раскольнической проповеди. На самом деле, начиная с Спас-Клепиков вы не найдете ни одной деревни, а они там очень часты, где бы не было значительного числа раскольников»1.

Ко второй группе — где старообрядческое население было в меньшинстве — относятся уезды Пронский, Спасский, Сапожковский, Зарайский и Скопинский. В целом, общины ревнителей старого обряда были крепкими, и содержали одну или несколько моленных.

К третьей группе — где общины староверов насчитывали несколько десятков человек — следует отнести Дансковский, Михайловский, Касимовский, Ряжский и Ра-ненбургский уезды. Раскольники этих мест либо сами посещали моленные, расположенные в значимых старообрядческих селениях, либо выписывали попов на дом, где и собирались все местные ревнители для молитвенного радения.

Из всех уездов губернии привлекает внимание Сапожковский, который, согласно приведенной выше градации, входит во вторую группу. По численности старообрядческого населения он был на четвертом месте (после Егорьевского, Рязанского и Прон-ского). В основном тут проживали беспоповцы. Выделяются три основных центра консолидации староверия: села Коровка и Чембар, а также в приходе Архангельской церкви с. Путятино2. Однако вплоть до второй половины XIX в. организованной миссионерской деятельности в уезде не велось. Исправление положения связано с организацией Братства св. Василия епископа Рязанского3 и с именем местного священника Григория Калитинкина, служившего на приходе с. Кривель Сапожковского уезда.

1 Известия по епархии // Миссионерский сборник. 1891. № 6. С. 380.

2 ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 49. Л. 65.

3 Александр (Пименов), иером., Савинцев В., свящ. К 140-летию создания Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанский богословский вестник. 2017. № 2. С. 77-93.

Беседа В. Т. Зеленкова с В. Л. Агаповым в деревне Селезневой Рязанской губернии

Священник Григорий родился в 1830 г. в семье дьячка. 12 июля 1852 г. окончил курс обучения в Рязанской духовной семинарии с аттестатом второго разряда. Правящим архиереем свт. Гавриилом (Городковым) 23 мая 1854 г. рукоположен в сан диакона и приписан к приходу Спасской церкви с. Черной Слободы, Сапожковского уезда, где состоял законоучителем при приходском училище с 1855 по 1864 гг. Архиепископом Алексеем (Ржанициным) 2 февраля 1875 г. рукоположен в сан иерея и направлен для служения в приход Димитриевской церкви с. Кривеля Сапожковского уезда. 23 ноября 1877 г. епископом Палладием (Раевым) за примерное усердие по бла-гоустроению приходского храма и продолжительное служение в сане пресвитера был награжден набедренником. В 1885 г. награжден правом ношения скуфьи4.

Отец Григорий был ревностным миссионером, всецело отдавался проповеди в среде старообрядцев. Вплоть до его миссионерской деятельности староверы Сапо-жковского уезда в с. Кривель считали за осквернение своего дома, если православный священник входил в него5. О своей миссионерской работе батюшка писал следующее: «В деревне Дмитриевке, принадлежащей к моему приходу, немалая часть поселян принадлежала к беспоповщинскому толку и до того была вооружена ненавистью к приходскому священнику, что считала за осквернение своего дома, если священник по какому-либо поводу взойдет в него. В этой деревне, во главе раскольников, стоял крестьянин Гурий Свиркин, известный начетчик и ревностный пропагандист раскола — во всей окружности. Он крестил новорожденных, перекрещивал новоприсое-диненных к его расколу, хоронил умерших, брачил сочетавающихся супружеством. Два года я сходился и вел беседу с ним, отыскивая истину, или скорее указывая ее Свиркину, через два года моего сношения с ним — наконец он — первый — отворил для меня двери — не жилища своего, но сердца: стал верить моим словам и учению православной Церкви, а затем оставил раскол и принял православие со всем семейством своим. Теперь и прочие раскольники не гнушаются мною, внимательно слушают меня, когда я в их понятиях восстановляю истину православной Церкви. Теперь я беспрепятственно вхожу в дома раскольников и стараюсь непременно в каждом

4 ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 22. Л. 160 об.

5 Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. С. 43.

доме о чем-либо поговорить для вразумления их; и они не только не сердятся на меня, но иногда еще скажут и спасибо»6.

Из наблюдений отца Григория за местными беспоповцами-старообрядцами выявился любопытный факт. У староверов в питательном рационе было следующее табу: они не ели мясо и картофель, считая, что первая картофелина выросла на могиле блудной девы7. Некоторые шли еще дальше — не пили чай и не носили цветных одежд.

У беспоповцев этого уезда, по наблюдениям отца Григория, была одна общая обрядовая особенность. В воскресные и праздничные дни они собирались в своей моленной, совершали несколько земных поклонов, рассаживались по своим лавкам, и учиненный человек читал их «святую книгу», которая у староверов называлась «правдой». Они же имели своеобразное отправление крещения и отпевания. Отец Григорий Совету Братства св. Василия сообщал об этом следующее: «При перекрещивании стариков и старух, а иногда и младенцев, поступают так: большую кадку наливают водой, зажигают три свечи и погружают [крещаемого] с произношением слова: "крещается раб или раба". Умерших провожают все до могилы; идя перед гробом, поют: "Святый Боже"... и несут жар с ладаном в горшке; по умершем не плачут; по зарытии в землю, полагают несколько поклонов и собираются в дом, где поют и едят довольно»8.

Плодом миссионерской деятельности священника Григория было присоединение к Православию 24 человек (с 1881 по 1885 гг.). Епархиальное начальство поощряло такую миссионерскую активность — в 1886 г. за успешную миссионерскую деятельность батюшка был удостоен одобрения от духовной консистории, а также за качественное приходское служение, выявленное при ревизии епархии правящим архиереем9.

В 1887 г. отцу Григорию за миссионерскую деятельность было установлено ежегодное денежное пособие от Братства св. Василия в размере 100 рублей10. Через несколько лет, в 1889 г., его назначают на должность окружного миссионера в Сапожков-ском уезде во 2 округе11.

Незаменимым помощником священника Григория стал бывший старообрядческий начетчик Гурий Свиркин, человек умный и одаренный великолепной памятью. Свиркин стал соработником на миссионерской ниве не только своего патрона, но и других миссионеров уезда12.

6 Цит. по: Там же. С. 42-43.

7 Отчет о состоянии и деятельности братства св. Василия рязанского, за 1887 год. Рязань, 1888. С. 49.

8 Отчет о состоянии Братства св. Василия, Еп. Рязанского и деятельности Совета оного в 1883 году. Рязань, 1884. С. 26.

9 Епархиальные распоряжения и известия // Рязанские епархиальные ведомости. 1886. №22. С. 637.

10 Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1888 год. Рязань, 1889. С. 9.

11 Официальные епархиальные известия // Рязанские епархиальные ведомости. 1889. №6. С. 215.

12 ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 40. Л. 2 об. — 3.

Начетчик Василий Тимофеевич Зеленков, Егорьевский уезд

Совет Братства еп. Василия приветствовал умение священников вести публичные беседы со староверами или сектантами, поскольку частные беседы были не столь торжественны, как публичные, и имели характер пастырских внушений к заблудшим чадам, к тому же были менее результативны. Однако Совет не препятствовал ведению индивидуальных бесед со староверами священником Григорием, «который только путем частных разговоров с раскольниками о предметах веры из года в год обращает по нескольку лиц в православие, так что в приходе его численность раскольников значительно сокращается»13.

Правящий архипастырь епископ Мелетий (Якимов) положительно отзывался о миссионерском методе отца Григория. Владыка писал, что из-за невозможности проведения публичных бесед со староверами «местный священник он же и окружной миссионер о[тец] Григорий Калитин-кин избрал другой путь. Он старается подействовать на взрослых через их православных родственников, а на молодое поколение через школу»14.

Со смертью иерея Григория Калитинкина в 1901 г. миссионерская деятельность на приходах Сапожковского уезда начинает приходить в упадок. После революционных событий 1917 г. она полностью исчезает. Что же касается старообрядчества, то в Сапожковском районе оно существует и в настоящее время.

Организация приходской миссионерской деятельности в настоящее время имеет важное значение, поскольку приобщение к истинной Церкви необходимо не только христианам других деноминаций, но и собственным православным братьям и сестрам. Изучение истории организации миссии на приходах Рязанской епархии может послужить отличным пропедевтическим курсом для подобного рода деятельности.

Епископ Мелетий (Якимов)

Источники и литература

1. Александр (Пименов) иером., Савинцев В., свящ. К 140-летию создания Братства св. Василия, епископа Рязанского // Рязанский богословский вестник. 2017. № 2. С. 77-93.

2. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 627. Оп. 240. Д. 22. Ведомость о церквях города Сапожка и уезда за 1880 год.

3. ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 40. Сведения о раскольниках и сектантах проживающих в Рязанской епархии (1898 год).

4. ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 49. Отчет о деятельности совета Братства за 1899 год.

5. Епархиальные распоряжения и известия // Рязанские епархиальные ведомости. 1886. № 22. С. 637-641.

6. Известия по епархии // Миссионерский сборник. 1891. № 6. С. 379-382.

7. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. Рязань, 1886. 69 с.

8. Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1888 год. Рязань, 1889. 71 с.

13 Отчет о состоянии Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1889 год. Рязань, 1890. С. 41.

14 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1689. Л. 38.

9. Отчет о состоянии Братства св. Василия, Еп. Рязанского и деятельности Совета оного в 1883 году. Рязань, 1884. 64 с.

10. Отчет о состоянии Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1889 год. Рязань, 1890. 126 с.

11. Отчет о состоянии и деятельности братства св. Василия рязанского, за 1887 год. Рязань, 1888. 59 с.

12. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 1689. Отчет о состоянии Рязанской епархии за 1897 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.