Научная статья на тему 'К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.М. ИВАНОВСКОГО'

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.М. ИВАНОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Н. Кардашенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.М. ИВАНОВСКОГО»

сам хозяйственного и трудового права и, что усугубляет положение, не имеют в своем подчинении соответствующих служб. Инспектор по кадрам и сотрудники бухгалтерии, даже если они обладают необходимыми знаниями, не всегда могут справиться с тем объемом работы, который необходимо выполнить. Так, несмотря на наличие в Минской городской СЭС квалифицированных старшего инспектора по кадрам и главного бухгалтера, часть проектов приказов по кадровым и хозяйственным вопросам возвращается на доработку или не визируется юрисконсультом из-за обнаружения в этих документах нарушений действующего законодательства.

Для повышения юридической грамотности в области трудового и хозяйственного права используются следующие формы работы:

— обучение главных врачей СЭС и зачисленных в резерв на эту должность по программам «Дня главного врача»;

— проведение деловых игр;

— участие юрисконсульта в комплексных проверках районных СЭС.

Результативность этой работы можно иллюстрировать следующими показателями: если до организации систематической учебы в ходе проверок районных СЭС отмечено 9—12 недостатков в соблюдении трудового законодательства, то в 1984 г. во время проверок выявлено по 1—2 нарушения.

Крайне необходимым видом деятельности юриста, работающего в СЭС, является пропаганда правовых знаний. Неоднородность коллектива (молодые специалисты, учащиеся, несовершеннолетние, женщины, работающие пенсионеры) требует дифференцированного подхода к выбору форм и средств правового воспитания. В работе по правовой пропаганде используется «Уголок права», в котором помещаются разъяснения действующих нормативных актов, юридические консультации по актуальным вопросам трудового законодательства. В выпусках радиогазеты «Вестник» имеется ежемесячная рубрика «Консультации юриста». В отделах и отделениях систематически проводятся лекции, доклады, беседы, консультации по применению норм трудового за-

конодательства, которых только в 1984 г. было более 40. Практикуются выездные юридические консультации в районных СЭС, распространение юридической литературы.

Среди многообразия форм правого воспитания значительное место отводится работе обществе^ ной юридической консультации. В консультации ведется журнал учета приема сотрудников, в ко- # тором указывается характер вопросов обращающихся лиц, результаты рассмотрения этих вопро- ^ сов. В течение 1984 г. дано более 1000 консуль- * таций, на основе их анализа планируются беседы и лекции по наиболее актуальным вопросам. 0

Итогом этой работы можно считать заметное изменение характера вопросов, по которым даются консультации, увеличение числа обращений за юридической помощью. Если в начальный период деятельности юриста сотрудники консультировались чаще по личным вопросам, то впоследствии стали преобладать вопросы, касающиеся правильной организации надзора. Постоянная целенаправленная работа по правовому воспитанию дает положительные результаты. Так, в те-^ чение длительного времени в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы города нет необоснованных увольнений, переводов и дисциплинарных взысканий.

Опыт Минской городской СЭС показывает, что наличие в санитарно-эпидемиологической службе города юриста позволяет несколько компенсировать отсутствие правовой подготовки на санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов, значительно повысить компетентность специалистов в части реализации предоставленных им прав.

Выводы. 1. В штатное расписание СЭС, начиная * с III уровня управления, необходимо включить должность юрисконсульта.

2. Использование юрисконсультом разнообразных форм и методов работы обеспечивает улучшение надзора, укрепляет хозяйственно-финансовую и трудовую дисциплину в СЭС, способствует повышению юридической грамотности сотрудников.

Поступила 21.05.85^

УДК 613.95:92 Ивановский

В. Н. Кардашенко К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П. М. ИВАНОВСКОГО

I ММИ им. И. М. Сеченова

В 1985 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Максимилиановича Ивановского — видного ученого гигиениста, крупного педагога высшей медицинской школы, одного из основоположников гигиены детей и подростков в СССР.

П. И. Ивановский родился в 1885 г. в Пензе, в 1904 г. поступил в Московский университет,

где окончил два факультета — физико-математический (1911) и медицинский (1918). Работая* преподавателем биологии, химии и физики в средних учебных заведениях, он одновременно был зауряд-врачом Богородского уезда Московской губернии.

В 1926 г. П. М. Ивановский был приглашен

А. В. Мольковым на должность ассистента кафедры школьной гигиены в I МГУ. С 1935 г. он доцент, а с 1947 г. по 1953 г. — заведующий кафедрой школьной гигиены и одновременно декан санитарно-гигиенического факультета I ММИ * им. И. М. Сеченова.

Научно-педагогическую деятельность П. М.

• Ивановский начал, будучи школьно-санитарным врачом в показательной школе им. К. А. Тимирязева Ногинска, где им был разработан и внедрен экскурсионный метод преподавания естественных наук и проведены научные исследования ■ по гигиеническому обоснованию первой программы физического воспитания в советской школе.

П. М. Ивановский был зачинателем экспериментального и физиологического направлений в гигиене детей и подростков. Еще в 1935 г. он писал, что для школьной гигиены необходима постановка эксперимента либо в условиях жизненных ситуаций, либо в экспериментально созданных условиях среды, но непременно с участием детей. Ученый обосновал и доказал возмож-^ ность использования в школьной гигиене метода естественного-гигиенического эксперимента. Им были выдвинуты идея широкой аэрации при осуществлении учебного процесса и физического воспитания в школе, принцип внутриквартально-го размещения детских учреждений, получивший одобрение на XII Всесоюзном съезде гигиенистов, санитарных врачей и эпидемиологов. Много сделано П. М. Ивановским для разработки теоретических и методологических основ школьной гигиены. Он указывал: «Рост и развитие растущего организма протекают в единстве со сре-А дой, и если поставить ребенка в соответствую-^ щим образом организованную среду, то можно направленно влиять на его здоровье» и далее «Эндогенные механизмы, регулирующие рост и развитие при надлежащем экзогенном влиянии, получают определенную направленность, т. е. становятся управляемыми». В гигиенической регламентации деятельности (умственной и физической) с учетом морфологических, психологических и физиологических особенностей растущего % организма видел он путь к укреплению здоровья детей.

Ведущую роль в постановке эксперимента Павел Максимилианович отводил выбору метода исследования. Он считал, исходя из положений марксистско-ленинского учения, что метод должен обеспечить как изучение объекта, так и решение вопросов, направленных на достижение поставленной цели. Поэтому применение естест-

венно-гигиенического эксперимента обеспечивает возможность исследования взаимоотношений между биологическими, генетическими механизмами растущего организма и экзогенными влияниями на них в процессе воспитания и обучения. Именно в таком эксперименте возможно научное обоснование новых регламентов и мероприятий, положительно влияющих на здоровье детей. В разработке теоретических аспектов школьной гигиены П. М. Ивановский определенное место отводил историческим исследованиям, поэтому в области гигиены физического воспитания он был приверженцем теории физического воспитания П. Ф. Лесгафта.

П. М. Ивановский был исключительно авторитетным ученым, он являлся членом и руководителем гигиенических комиссий при Ученом медицинском совете Минздрава и Академии архитектуры СССР, возглавлял гигиенический отдел в Институте школьной гигиены и физического воспитания АПН СССР, был председателем школь-но-гигиенической секции Московского общества гигиенистов и санитарных врачей. Его хорошо знала не только медицинская, но и педагогическая общественность, он был замечательным лектором, пропагандистом школьно-гигиенических знаний среди учителей, детей и родителей. В предвоенные годы, будучи депутатом Краснопресненского, а затем Советского районного Совета депутатов трудящихся Москвы, он много сделал для улучшения медицинского обслуживания детского населения. П. М. Ивановский был талантливым педагогом высшей медицинской школы. Велика его заслуга в создании кафедры школьной гигиены в I ММИ им. И. М. Сеченова, организации учебного процзсса, разработке учебных планов и программ для санитарно-гигиенических факультетов. Он соавтор А. В. Молькова в первом учебнике и первом практикуме по школьной гигиене для студентов медицинских институтов.

В течение 10 лет П. М. Ивановский был деканом санитарно-гигиенического факультета I ММИ им. И. М. Сеченова, руководил учебно-методической и научной работой факультета. Много сил и времени уделял он воспитанию будущих санитарных врачей. Человек большой внутренней культуры, необычного обаяния и исключительной скромности, он и сегодня служит примером верного служения санитарному делу для многих врачей-выпускников I ММИ им. И. М. Сеченова 40-х и 50-х годов.

Поступила 29.05.85

«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.