Научная статья на тему '"JETHRO TULL" И ТРАДИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЕНЕСТРЕЛЕЙ'

"JETHRO TULL" И ТРАДИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЕНЕСТРЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙЕН АНДЕРСОН / МЕНЕСТРЕЛИ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / БРИТАНСКИЙ АРТ-РОК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Платонова Олеся Александровна

В статье на примере творчества британской группы Jethro Tull исследуется проблема взаимодействия рок-музыки с демократическими пластами средневековой культуры, в частности, искусством менестрелей. Автор рассматривает стиль группы сквозь призму средневековья, выявляет близость мировоззрения современных рок-музыкантов менестрелям прошлого, проводит параллели между театральными традициями «Темных веков» и структурой альбома «Passion Play», где выявляет характерные музыкально-поэтические традиции менестрелей: импровизационность, рефренность, формульность, рондальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"JETHRO TULL" AND THE TRADITIONS OF MEDIEVAL MINSTRELSY

«Jethro Tull» and the traditions of medieval minstrelsy (by O.A.Platonova). Looking on the style of the group in the light of the prism of the Middle Ages, the author reveals the closeness of the world outlook of contemporary rock musicians and the art of minstrels and draws the parallel between the theatre traditions of the «Gloomy Ages» and the framework of the albom «Passion Play», bringing to light the characteristic musical and poetic traditions of minstrels: their striving for improvisation, their aspiration for using definite patterns and rondo forms as well as presence of refrain motives.

Текст научной работы на тему «"JETHRO TULL" И ТРАДИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЕНЕСТРЕЛЕЙ»

Автор создаёт в Сонате жанровые, драматургические арки. Звуковые особенности играют здесь главенствующую роль. Трактовка серийной техники сонаты самобытна и выражена, прежде всего, в тональной трактовке додекафонии. Как говорил сам автор: «Ни один композитор не выигрывает и не проигрывает от применения или не применения новой техники, потому что каждый прикреплён прежде всего к самому себе, а потом уже ко всем техникам» [2, 27].

Соната создавалась в начале шестидесятых годов «и явилась своеобразным музыкальным документом времени» [3, 77]. В ней используются цитаты, квазицитаты: массовые песни, классическая музыка, тема ВАСН, жанр пассакалии - всё это сплетается здесь, имитируя «хаотически сложную, и парадоксальную атмосферу» мира [3, 77]. Одной из сквозных тем Шнитке становится тема ВАСН - пример вневременного, вечного искусства, ценность которого особенно ощутима в век хаоса.

В заключении, ещё раз хотелось бы отметить, что именно полистилистика становится отправной точкой в творчестве композитора. Альфреду Шнитке принадлежат следующие слова: «То, что я обратился к полистилистике, было вызвано, во-первых, всем, что делали эти композиторы до меня и от чего я не мог, разумеется, отвернуться. Но было и личное обстоятельство: полистилистика, взаимодействие стилей дали мне выход из той довольно трудной ситуации, в которую я был поставлен, сочетая долголетнюю работу в кино - и за столом» [2, 27].

Как известно, именно Шнитке ввёл в лексикон музыкального искусства понятие полистилистика, именно он программно обосновал соответствующую эстетику и технологию в своём докладе на Международном музыкальном конгрессе 1971 года. И именно этот композитор стал наиболее значительным ее представителем в музыкальном искусстве второй половины ХХ века.

Литература

1. Демченко А. Гений из Энгельса Альфред Шнитке. Штрихи к портрету. - Саратов, 2009.

2. Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. - М, 1994.

3. Левая Т. Советская музыка: диалог десятилетий // Стиль и стилевые диалоги. - М., 1986.

4. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка // Музыка ХХ века. - М., 1961.

5. Чигарёва Е. Шнитке и Шенберг // Альфреду Шнитке посвящается. Выпуск 2. - М. 2001.

© 2010 Платонова О.А.

«JETHRO TULL» И ТРАДИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЕНЕСТРЕЛЕЙ

В статье на примере творчества британской группы Jethro Tull исследуется проблема взаимодействия рок-музыки с демократическими пластами средневековой культуры, в частности, искусством менестрелей. Автор рассматривает стиль группы сквозь призму средневековья, выявляет близость мировоззрения современных рок-музыкантов менестрелям прошлого, проводит параллели между театральными традициями «Темных веков» и структурой альбома «Passion Play», где выявляет характерные музыкально-поэтические традиции менестрелей: импровизационность, рефренность, формульность, рондальность.

Ключевые слова: Йен Андерсон, менестрели, средневековье, импровизационность, рефренность, формульность, Jethro Tull, британский арт-рок.

XXI век. На исходе его первое десятилетие. Но сейчас уверенно можно говорить о том, что это необычное время - время изменений на всех уровнях жизни. Ностальгия, желание прикоснутся к традициям прошлого, «возвращение к истокам» особенно актуальны сегодня.

Кажется не случайным, что именно сейчас оформилась и продолжает активно развиваться целая культура, созданная на основе традиций средневековья. Музыка и поэзия, тогда практически неразлучные, вновь воссоединяются в композициях и песнях наших современников. Существуют группы - представители различных стилей и направлений - для которых средневековье и Возрождение становятся побудительным стимулом творчества. Среди них - французская Enigma и немецкая Gregorian, соединяющие подлинные григорианские напевы с современными ритмами и компьютерными эффектами. Примерно в одном направлении работают отечественная группа Мельница и английские музыканты из Blackmore's Night. Помимо оригинальных композиций они создают весьма качественные стилизации средневековых менестрельных напевов и танцев. Волна «медиевизации» охватила различные страны, музыкальные стили и направления.

Взаимодействие между массовой музыкальной культурой и традициями прошлого началось не в XXI веке. Уже в начале 70-х годов XX века тема «возвращения к корням» была заявлена в арт-роке. Группа Gentle Giant была уникальна тем, что, в отличие от вышеперечисленных коллективов, не просто стилизовала и обрабатывала материал, но и воссоздавала сам дух Возрождения. Об этом свидетельствуют концепции альбомов (известно, что музыканты вдохновлялись творчеством Франсуа Рабле), музыкальные контрапунктические формы и жанры (фуга, мадригал), принципы старинного многоголосия. Их ровесники, англичане из Jethro Tull руководствовались схожими принципами. Создавая авторский материал, они опирались на традиции прошлого.

Jethro Tull появились на британской сцене в конце 60-х и благодаря уникальному стилю, далекому от господствовавшей тогда психоделии, быстро добились успеха у публики. Музыканты взяли все лучшее из арт-рока, не скатываясь при этом в сферу саморефлексии или в мрачные лабиринты философских концепций. Немалую роль в этом сыграл Йен Андерсон, «универсальный человек» - поэт, автор практически всех текстов, мультиинструменталист, первоклассный флейтист и вокалист, обладающий актерскими задатками. Об этом свидетельствуют не только интервью с ним, но и записи концертных выступлений. В далекие 70-е годы еще молодой Йен Андерсон любил являться перед зрителем в образе бедного бродячего артиста. Рыжие спутанные космы и беспорядочная бородка, лукавые глаза, порванный клетчатый кафтан и неизменная спутница - флейта. Музыкант двигается по сцене непринужденно и свободно. Его мимика отражает малейшую смену настроения в музыке. Сама манера исполнения на флейте (знаменитая «стойка фламинго», когда флейтист одновременно умудряется исполнять сложнейшие партии и стоять на одной ноге, как акробат или балерина) напоминает поведение шутов или участников средневековых праздников дураков.

В книге «Третий пласт» В.Д.Конен проводит прямую параллель между творчеством менестрелей средневековья и музыкантами, создателями массовой культуры XX века. Для нее первостепенным критерием является общность среды бытования (полуприкладная сфера), а также промежуточное положение, которое занимали «менестрели» далеких эпох между официальной профессиональной традицией и народным творчеством [2].

Менестрель был не просто музыкантом в узком понимании слова. Он был «аранжировщиком», «поющим поэтом», прежде всего, автором и интерпретатором «героического и рыцарского эпоса, а также лирической и социально-полемической поэзии, аккомпанировал себе на струнных инструментах [...] и выступавшим также в роли рассказчиков (на материале исторических событий, новостей, сказок, агиографических преданий). Искусство барда, скальда, скопа, жонглера, автора-исполнителя героических или лирических песней, поющего, речитатирующего, выкрикивающего, вышептывающего их, аккомпанирующего себе, усиливающего впечатление мимикой, жестикуляцией и т.п.» [3, 4041] чрезвычайно высоко ценилось в Средние века. Если сравнить поведение на сцене Йена Андерсона, а также самобытность его поэтики и музыки, импровизационное дарование, не останется никаких сомнений, что к нему, как ни к кому из рок-музыкантов подходит титул «менестрель».

Творением, которое соединило собственный религиозно-философский опыт с традициями средневековья, стал альбом «Passion Play» (1973). Не удостоенный внимания критиков (хотя и завоевавший первое место в национальном американском «чарте»), он был незаслуженно забыт. Возможно, одной из главных причин этого была довольно странная компоновка материала. В отличие от большинства рок-альбомов, в том числе и концептуальных, этот представлял не серию из нескольких более или менее протяженных композиций, а цельное законченное произведение из двух частей (Part I и Part II). Странный почти «сюрреалистический» текст, основанный на аллегориях и полунамеках, позволил критикам сделать заключение, что «Passion Play» - это необоснованная претензия на интеллектуальную музыку.

Определенную пищу для размышлений дает само название альбома, которое совершенно недвусмысленно обращает нас к жанру мистерии, связанной со страданиями Христа. А именно так с английского языка переводится «Passion Play». Имеются в виду, конечно, не «Страсти» И.С.Баха, а скорее английские мистерии, связанные с традициями народно-площадной культуры средневековья и Возрождения. Подтверждение этому находим в исследовании М.П.Алексеева «Литература средневековой Англии и Шотландии»: «Первоначально условные, отвлеченные персонажи ветхо- и новозаветных повествований постепенно превращаются в живых людей. Традиционный «священный» сюжет обрастал житейским, бытовым содержанием и в некоторых случаях получал даже злободневный общественно-политический смысл. Вифлеемские пастухи в английских мистериях, в конце концов, стали изображать пастухов английских с присущей им речью. Ной мало чем отличается от зажиточного английского горожанина, имеющего сварливую жену, а Иосиф принимал черты английского плотника...» [1, 328].

Такая параллель между библейским мифом и веком двадцатым улавливается и в рассматриваемом альбоме. Например, в нем присутствуют отдельные евангельские мотивы, такие, как «сошествие во Ад», смерть и Воскрешение. Однако вместо Христа в рассматриваемой рок-мистерии действует наш современник, англичанин (по сути, авторское Alter Ego). Это, безусловно, не каноническая религиозная концепция, а совершенно мирской взгляд на духовные проблемы своего века. В книге «Менестрели» М.Сапонов пишет о «мирском» как об одной из категорий средневекового мировоззрения, ссылаясь на монографию медиевиста Л.Карсавина: «Он пишет о вездесущности светской народной культуры Средневековья как о проявлении «мирского» духа, совсем не думающего о религиозном, о церкви, ее советах и запретах. Этот дух реет везде: и в грубоватой, но шумной и разнообразной жизни горожанина, в изысканном обществе какого-нибудь двора, и в безалаберных странствиях вагантов, в монастырской келье и шумном кабачке» [3, 16].

«Passion Play» - многослойная синтетическая композиция, в которой неразлучны музыка, поэзия и элементы театра.

В ней, как в пьесе или ранней опере, есть два акта «серьезной драмы», которые соединяет небольшая интермедия (вставной комический эпизод «О зайчике, который потерял свои очки»). В одной из англоязычных книг «Songs from the wood: the music and lyrics of Ian Anderson», посвященных творчеству Jethro Tull, автор Jan Voorbij представляет вниманию читателя развернутую аннотацию на альбом. В ней достаточно подробно излагаются «сюжет» и структура альбома. «В тексте повествуется о некоем Ронни Пилигриме, умершем, пережившем суд и затем посетившем Рай и Ад, а затем, вновь возродившемся. [...] Как средневековая пьеса, история состоит из нескольких актов: Акт I -Похороны Ронни Пилигрима зимним утром; Акт II - Банк Воспоминаний - небольшой, но комфортабельный кинотеатр (на следующее утро); Акт III - офис господина Г.Одди (игра слов, переводится с английского «Боженька») и Сына (два дня спустя); Акт IV -Художественная студия Магуса Пердеса (Мага или Демона) в полночь; и затем финал -возрождение главного героя». Здесь христианская философия слегка окрашивается восточными идеями о реинкарнации.

Из приведенного выше описания мы видим, что альбом действительно представляет собой новую интерпретацию жанра средневековой Мистерии. Йен Андерсон как будто попытался дать ответ на вопрос: как выглядела бы мистерия современности, если расказать ее языком рок-музыки?

Сюжет, избранный Андерсоном, далеко не нов: существует множество более или менее удачных его интерпретаций в искусстве. История «духовного путешествия» за пределами нашего реального земного мира еще со времен Данте и его «Божественной комедии» так прочно вошла в сознание человечества, что стала своеобразным «архетипом». Дихотомия добра и зла, осмысление их роли для человечества, идея «странствия души» по тем или иным мирам пронизывает насквозь английскую христианскую литературу. Некоторые образные переклички возникают с поэмой Мильтона «Потерянный рай». Будучи несравнимо более сложным и многосоставным произведением (в ней в аллегорической форме предстает метафизическая история человечества до изгнания Адама и Евы из Рая), поэма несет в себе и современные Мильтону идеи. Ветхозаветная тема органично сочетается у него с сатирой на современное ему общество. Параллель между библейским мифом и сегодняшней реальностью прослеживается и у Андерсона. Он также представляет слушателю взгляд современного человека на извечные проблемы.

Философские рассуждения о взаимоотношениях Рая и Ада в стиле Уильяма Блейка также обогащают образный строй альбома. В XX веке «визионерскую» линию в английской литературе продолжил писатель и теолог, знаток средневековой британской литературы, филолог Клайв Стейплз Льюис. Развивая идеи Блейка, в своих произведениях «Космическая трилогия» и «Расторжение брака» он вновь предлагает тему духовного путешествия. В процессе осознается не только предназначение человека, но и роль, которую играют божественные и дьявольские силы в его жизни. Отличие Андерсоновских текстов лишь в том, что они менее торжественны и лишены католической окраски. Роль человека незначительна: постоянное перерождение и участие в мировом спектакле - такова «Ever-passion Play» - «Вечная мистерия».

Музыка альбома полностью подчинена стихотворной строфе. По характеру развития музыкальные темы у вокалиста напоминают оперные речитативы и ариозо. Его партия представляет собой выразительные декламации, поддерживаемые в основном наигрышами гитары, фортепиано или рок-группой. Количество тем в целостной композиции могло бы поставить в тупик, если бы не зависимость формы музыкальной от формы поэтической. По сути, это поэма, разделеннная на несколько смысловых частей (подобно тому, как древние и средневековые эпические поэмы делились на песни). Соответственно изменения в тексте влекут за собой изменения в музыке. Аналог подобной музыкально-поэтической форме с ненормированной строфой найти затруднительно. Наиболее близким кажется средневековый жанр «Лэ», с объемом до нескольких сотен стихов лирико-поэтического характера. Говоря о «Лэ» в творчестве менестрелей, М.Сапонов замечает: «Парадоксальность этого жанра в одном его наиболее менестрельном свойстве, сохраненном в памятниках - вариативности строфы: ведь это чуть ли не единственное многострофическое образование, каждая строфа которого пелась на новый напев в новой структуре, что напрямую отражалось и на инструментальном варианте, придавало ему в целом поэмно-фантазийный характер, своеобразную открытую форму» [3, 226]. В рок-мистерии Йена Андерсона «Поэма» распадается на несколько песен, сопровождаемых инструментальными импровизациями различных музыкантов, - свидетельство не только появления новой мысли в тексте, но и демонстрация мастерства музыканта, своеобразное «состязание» между рассказчиком и инструментом.

Еще одним важным принципом, который сближает «Passion Play» с творениями менестрелей средневековья, является особая роль «рефренности». Необходимо отметить, что в эпоху господства устной импровизационной традиции понимание термина «рефрен» сильно отличалось от общепринятого сейчас. Рассматривая трактат Грокейо, М.Сапонов отмечает: «рефрен - это хотя и своего рода малый организм, «паразитирующий» на строфе,

он проявлялся в средние века в более разнообразных степенях обособленности - от припева, сросшегося с куплетом, до отчужденной квази-цитаты, даже самостоятельной пьесы, обобщенной лирической сентенции, изречения...» [3, 154]. Рефрены были в средневековом музыкальном обиходе ничем иным, как отдельными песнями, сросшимися в единое целое, «жившими некогда самостоятельной жизнью».

Таким образом, композиция альбома представляет собой органичное сочетание нескольких песен внутри поэмы, целостность которой придает целая система вокальных рефренов и инструментальных ритурнелей (в средневековом понимании слова). Это: местные рефрены, объединяющие музыку всей строфы; своеобразные припевы (если форма отдельной песни близка куплетно-строфической); или основные напевы (составляющие неизменную повторяющуюся основу всей строфы); ритурнели (инструментальные вставки-заключения строф либо свободные импровизации между разделами). Порой роль рефрена играют остинатные ритмические и мелодические фигуры, которые затем становятся основой для инструментальной импровизации.

Помимо приниципа рефренности в альбоме используется и принцип симметрии. Возвращение определенных тем и ритмов образует арки и три концентрических круга, сходящихся к центру (комическая интермедия):

Первая арка - вступление - заключение - появляется впервые синкопированный лейтритм, общий рваный характер, тревожное состояние;

Вторая арка - лейтмотив Passion Play в начале первого акта и в конце четвертого. Вероятно, он символизирует бесконечность жизни, круговращение рождений и смерти;

Третья арка - связка к интермедии и после нее на органном пункте - возвращение триольного лейтритма в новом качестве, построение на одном и том же мелодическом материале.

Интермедия - ось симметрии.

Подобная «закругленность» была свойственна средневековому музыкально -поэтическому жанру рондо. М.Сапонов, пишет о «круговой семантике» рондо, цитируя французского автора XVI столетия Себийе: «Рондо названо так из-за своей формы. Ибо точно так же, как и круг (cercle), называемый по-французски Rondeau, пройдя весь контур, всегда возвращает нас к исходной точке, так и в поэме, называемой Rondeau, после всего сочиненного всегда возвращаются к первому полустишию, прозвучавшему в начале» [3, 314].

Иен Андерсон трижды замыкает круг в форме, скрепляя все элементы хрупкой многосоставной формы в единое целое, подобно тому как верующий трижды скрепляет свою молитву: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

Итак, традиция менестрелей и бродячих артистов прослеживается в этом альбоме достаточно отчетливо. Все «симптомы устности» налицо:

- вариантность как основной принцип развития материала;

- наличие песенных и танцевальных формул (правда, не цитированных, а стилизованных);

- обилие остинатных мотивов и ритмов;

- наличием мотивов-ритурнелей и рефренов;

- ненормативность строфы (ее удлинение укорочение, перетекание четверостиший в пятистишия и т.п., смена размера);

- ладовая переменность и использование модальных ладов (например, миксолидийский окрас импровизации из сцены Люцифера, лидийский - во вступлении).

Менестрельное распевание стихов под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары преобразуется Иеном Андерсоном в целый каскад «песен» и декламаций, обрамленных большими инструментальными вставками, создавая, как и у менестрелей в свое время, мозаику отдельных деталей и формул.

Таким образом в структуре альбома реализуются в полной мере следующие принципы: импровизационность, рефренность, формульность, рондальность, тесно связанные с музыкально-поэтическими традициями менестрелей.

Но какое же место отводит Йен Андерсон теме средневековья в своем нынешнем творчестве? И если Jethro Tull 70-х можно было смело называть «новыми менестрелями», то сохраняется ли за ними это амплуа в 2000-х?

Последние работы Андерсона довольно просты, по сравнению со сложными концептуальными творениями 70-х. Время активных поисков и формирования собственного стиля позади. Исчезла рефлексия, экспериментальные формы поэзии и музыки уступили место более традиционным песням менестрелей-ветеранов. Однако это не означает остановку в творческой эволюции коллектива. Новые идеи породили и новое содержание, что особенно заметно в сольных альбомах Андерсона «Divinities: Twelve Dances With God» (1995), «The Secret Language Of Birds» (2000) и «Rupi's Dance» (2003). От средневековья в ранний период он «продвигается» вглубь веков, обращаясь к архаическим мотивам, какому-то странному, почти языческому пантеизму, созерцая каждое мгновение в своих «Двенадцати танцах с Богом» или «Тайном языке птиц». Подчас создается ощущение, что Йен отходит вообще от рок-музыки, приближаясь к World music. Соответственно, мало что остается от менестрельства прошлого: кельтские и даже восточные мотивы, ощущение пространства в музыке, дух созерцания отсутствие каких-либо четких национальных ориентиров - все это стирает «темные века» из памяти современных Jethro Tull.

Сама идея средневековых менестрелей проявляется скорее в особой свободе творчества, на данный момент не скованного какими-либо стилистическими рамками, в искреннем тоне композиций, в «веселом» настрое, иногда граничащем с некоторым цинизмом. Исчезая формально из тематики альбомов и лишь изредка возникая в виде отдельных музыкальных мотивов и обрывков прежних концепций, средневековье переходит на уровень «подсознания».

Литература

1. Алексеев М. Литература средневековой Англии и Шотландии. - М., 1984.

2. Конен В. Третий пласт. - М., 1994.

3. Сапонов М. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. - М., 2004. © 2010 Полковникова Т.В.

КОМПОЗИТОРСКИЕ ТЕХНИКИ XX ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ЧУВАШСКОЙ МУЗЫКЕ

Объектом внимания в статье являются сочинения композиторов чувашской национальной школы второй половины ХХ - начала XXI вв. (А.Васильева, Л.Быренковой, Ю.Григорьева и др.), рассмотренные с точки зрения своеобразия претворения в них новационных композиторских техник. Подчеркнута роль атональности, сонорики, серийности.

Ключевые слова: новационные композиторские техники, чувашская национальная композиторская школа, сонорика, атональность, серийная техника.

В XX веке сложилось так много музыкальных стилей и направлений, что можно говорить о целой системе новых и новейших техник, возникших в искусстве столетия. Феномен развития новой композиторской технологии уже давно вошел в историю. Напомним, что трудом, впервые охватившим круг технологических вопросов современного музыкального искусства, стала книга Ц.Когоутка «Техника композиции в музыке XX века» [7], идеи которой были продолжены и развиты в таких исследованиях, как «Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники» Э.Денисова [1], «Формы музыкальных произведений» В.Холоповой [18] и других. Новое теоретическое осмысление данного явления возникает в связи с появлением в 2007 году в свет книги «Теория

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.