Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / ТРУДНОСТИ ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ / ТИПИЧНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ / DIFFICULT COMMUNICATION / DIFFICULTIES ARISING IN THE PROCESS OF COMMUNICATION / TYPICAL MANIFESTATIONS OF PERSONALITY / COMPLICATING THE PROCESS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудюк С.В.

В статье раскрываются теоретические аспекты проблемы изучения затрудненного общения в отечественной и зарубежной психологии. Анализ научных подходов к проблеме затрудненного общения позволил выделить различные аспекты исследования данного феномена: затрудненное общение как как социально-психологический феномен, проявляющийся в ситуациях взаимодействия, социального общения; как явление объективное, представленное в виде несоответствия цели и результата, модели общения; как явление субъективное, заявляющее о себе в виде переживаний, в основе которых лежит неудовлетворенные потребности, конфликты. Затрудненное общение рассматривается как неэффективное, деструктивное общение, которое сопровождается эмоциональным напряжением личности и может иметь широкий спектр проявлений (от незначительных трений между партнерами до конфликтных ситуаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF DIFFICULT COMMUNICATION IN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY

The article reveals the theoretical aspects of the problem of studying difficult communication in domestic and foreign psychology. The analysis of scientific approaches to the problem of difficult communication made it possible to highlight various aspects of the study of this phenomenon: difficult communication as a socio-psychological phenomenon that manifests itself in situations of interaction, social communication; as an objective phenomenon, presented in the form of a mismatch between the goal and the result, the communication model; as a subjective phenomenon, declaring itself in the form of experiences, which are based on unmet needs, conflicts. Difficult communication is seen as ineffective, destructive communication, which is accompanied by emotional stress of the person and can have a wide range of manifestations (from minor friction between partners to conflict situations).

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9

Рудюк С.В. студент магистратуры Южный Федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И

ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В статье раскрываются теоретические аспекты проблемы изучения затрудненного общения в отечественной и зарубежной психологии. Анализ научных подходов к проблеме затрудненного общения позволил выделить различные аспекты исследования данного феномена: затрудненное общение как как социально-психологический феномен, проявляющийся в ситуациях взаимодействия, социального общения; как явление объективное, представленное в виде несоответствия цели и результата, модели общения; как явление субъективное, заявляющее о себе в виде переживаний, в основе которых лежит неудовлетворенные потребности, конфликты. Затрудненное общение рассматривается как неэффективное, деструктивное общение, которое сопровождается эмоциональным напряжением личности и может иметь широкий спектр проявлений (от незначительных трений между партнерами до конфликтных ситуаций).

Ключевые слова: затрудненное общение, трудности возникающие в процессе общения, типичные проявления личности, затрудняющие процесс общения.

Rudyuk S. V. graduate student southern federal University Russia, Rostov-on-Don

STUDY OF DIFFICULT COMMUNICATION IN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY

The article reveals the theoretical aspects of the problem of studying difficult communication in domestic and foreign psychology. The analysis of scientific approaches to the problem of difficult communication made it possible to highlight various aspects of the study of this phenomenon: difficult communication as a socio-psychological phenomenon that manifests itself in situations of interaction, social communication; as an objective phenomenon, presented in the form of a mismatch between the goal and the result, the communication model; as a subjective phenomenon, declaring itself in the form of experiences, which are based on unmet needs, conflicts. Difficult communication is seen as ineffective, destructive communication, which is accompanied by emotional stress of the person and can have a wide range of manifestations (from minor friction between partners to conflict situations).

Key words: difficult communication, difficulties arising in the process of communication, typical manifestations of personality, complicating the process of

communication.

В области психологии накоплено достаточное количество исследований, посвященных структуре, процессуальным особенностям и закономерностям затрудненного общения. Важно отметить, что в современной и зарубежной, и отечественной науке существует нечеткая дифференциация категорий «затрудненное общение», «нарушенное общение», «деструктивное общение», «дефицитарное общение» и др.

Так, в традициях зарубежных исследований понятие затрудненное общение принято обозначать термином «miscommunication» [9]. Близким к понятию «затрудненное общение» в может являться понятие «communication disorders» [8] - коммуникативные расстройства, под которыми понимаются речевые нарушения, трудности понимания сообщения, трудности кодирования и декодирования информации, трудности слушания, чтения, письма и речи (R. F. Larkin, G.J. Williams, S. Blaggan, S. Kima, L.J. Lombardin, С. Brucea, С. Newton). Кроме того, можно назвать еще ряд терминов, которые отражают различные нарушения общения: «deficiency communication» -дефицитарное общение; «communication breakdown» - разрыв в общение, «pseudo-communication» - псевдокоммуникации, «communication failure» -неуспешное общение [4].

Можно сказать, что в отечественной психологии также отсутствует единый подход к определению затрудненного общения. Как указывает А.Г. Самохвалова «...оно рассматривается и как результат коммуникативной некомпетентности личности, (Ю. М. Жуков, В. И. Кабрин, Т. А. Аржакаева, Ю. Н. Емельянов, П. В. Растянников, Л. А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л. Я. Лозован и др.); и как результат субъективных переживаний человека, которые тормозят самопрезентацию личности в общении, блокируют ее коммуникативные потенциалы (В. Н. Куницына, В. А. Кан-Калик, Н. И. Алешкин, Б. Д. Парыгин, Т. Б. Юшачкова, И. А. Зимняя); и как интеграция субъективных переживаний и объективных коммуникативных трудностей (Н.В. Кузьмина, А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус, Н. М. Казанская и др.)» [4 с. 39-53]. В своей работе А.Г. Самохвалова [6] поднимает, с нашей точки зрения, очень важный вопрос, касающийся употребления терминов «затрудненное общение» и «нарушенное общение», в отношении общения ребенка. Автор не соглашается с исследователями, которые затрудненное общения ребенка определяют через категорию «нарушенное общение». С точки зрения А.Г. Самохваловой, «.когда речь идет о нарушениях, имеется в виду клинический, дизонтогенетический аспект развития ребенка, связанный с необходимостью специализированного психологического, а чаще медицинского вмешательства» [6, с.59-63]. Автор солидарна с В. Н. Куницыной [3], которая считает, что нарушения — это самые тяжелые, трудноустранимые, устойчивые препятствиями общения (в сравнении с трудностями и барьерами). Принципиальным, с ее точки зрения, является то, что в отличие

от понятия «нарушенное общение», категория «затрудненное общение» рассматривается как динамический, обратимый процесс, который может поддаваться нормализации и восстановлению поведенческого, эмоционального, ценностно-смыслового и когнитивного компонентов общения ребенка.

С точки зрения В.А. Лабунской [4], затрудненное общение - это сложное явление, которое формируется в пространстве следующих координат, таких как «культура- личность - общение». Затрудненное общение, с точки зрения автора, определяется на основе соотнесения наличного общения с оптимальной моделью. Под затрудненным общением понимается расстроенное, не налаженное, нарушение, неэффективное общение [4].

Оптимальная модель общения связана с незатрудненным общением и отражает позицию личности относительно следующих структурных единиц: функция, цель, процесс, свойства, состояния личности. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения, как указывает автор, является показателем затрудненного общения. Данный аспект феномена затрудненного общения широко представлен в области прикладной психологии (психология педагогического общения, психология управления, психология группы и др.). В русле данных направлений обсуждаются вопросы эффективного педагогического общения учителя, руководителя организации как субъекта общения. К затрудненным формам общения автор относит: легкие трения, сбои в общении, конфликтные ситуации, которые могут реально привести к конфликту и разрыву отношений между партнерами.

К одному из первых исследователей затрудненного общения можно отнести работы Е.В. Цукановой [7]. Она указывает на тот факт, что многообразие проявлений затрудненного общения объясняется, тем, что данный феномен изучается с различных концептуальных точек зрения. Очевидно, что к проблеме затрудненного общения следует относиться как к глобальному феномену.

Куницына В.Н. [39] в своем исследовании подчеркивает, что феномен затрудненного общения - это явление, которое представлено в сознании и переживании партнера. Автор на первое место ставит состояние напряженности, какой-либо неудовлетворенности, повышенной тревоги, эмоционального неблагополучия или дискомфорта.

Ковалев Г.А [3], Бодалев А.А. [1] в своих научных трудах говорили о субъективной природе трудностей в общении, подчеркивали, что они, как правило, возникают в следствии «субъективных нарушений» - это может быть недостижение цели, неудовлетворенность мотивов к деятельности, неполучение желаемого результата.

Анализ теоретических подходов к проблеме затрудненного общения позволил выделить различные аспекты исследования данного феномена;

-затрудненное общение как как социально-психологический феномен, проявляющийся в ситуациях взаимодействия, социального общения;

-затрудненное общение как явление объективное, представленное в

виде несоответствия цели и результата, модели общения;

-затрудненное общение как явление субъективное, заявляющее о себе в виде переживаний, в основе которых лежит неудовлетворенные потребности, конфликты.

В отечественной психологии затрудненное общение стало предметом изучения таких ученых как Е.В. Цукановой [7], В.Н. Куницыной [3], А.А. Бодалева [1], Г.А. Ковалева [2], В.А. Лабунской [4] и др. При этом многие из указанных исследователей в своих работах опирается на труды Б.Д. Парыгина [5], который исследовал психологические барьеры в общении. Под психологическим барьером в общении ученый понимал устойчивую установку, психологический настрой личности, свойства и состояния индивида, которые, по его, словам, «консервируют скрытый эмоционально -интеллектуальный потенциал его активности» [5]. Очевидно, что такая трактовка указывает на внутренний источник трудностей в общении (устойчивые личностные образования, очевидные сбои в общении).

Рассматривая понятие «трудности в общении» В.Н. Куницина [3] пишет об объективных трудностях общения, которые связаны с коммуникативным характером общения и коммуникабельностью индивида. Петровская Л.А. указывает на трудности в общении, которые, по ее словам, связаны с психологической природой человека, человеческими отношениями, в качестве детерминанты она называет негармоничное развитие личности, ее отношение к окружающей действительности. Шкуратова И.П. [8] в качестве причин субъективных и объективных критериев трудностей в общении приводит этнокультурный аспект.

Анализ типичных проявлений личности, затрудняющих процесс общения представлен В.А. Лабунской, которая говорит о различных уровнях их проявления и изучения

-квазипсихологический уровень изучения психических проявлений (анализируются представления об этических, культурных стереотипах «независимого» и «взаимозависимого Я», изучаются представления об особенностях поведения, системы отношений и др.);

- интерпсихологический уровень предполагает анализ типичных способов поведения личности в ситуации затрудненного общения (этнические представления, установки и др.);

- интрапсихологический уровень предполагает анализ этнического характера изучения этнических смысловых установок, (появляются в результате возникновения проблемно-конфликтных взаимоотношений и др.)

В.А. Лабунская указывает, что в перечисленных уровнях проявлений личности, затрудняющих процесс общения, заложен механизм «мы» и «они».

Парыгиным Б.Д. [5], в соответствии с обозначенным механизмом функционирования общностей, были выделены следующие детерминанты, затрудняющие процесс общения: сила коллективных норм, ценностей, действий; система ценностных ориентаций, личности.

Нормы общения, как считает Б.Д. Парыгин [5], начинают регулировать

взаимодействия, как внутри группы, так и за ее пределами, детерминируя затруднения в общении, т.к. в основе этнических стереотипов лежат устойчивые обобщенных эмоционально-насыщенные образы, которые выступают регуляторами общения.

Трудности возникающие в процессе общения, как пишет В.А. Лабунская [4], можно классифицировать по следующим признакам:

- объективные или субъективные трудности в общении (порожденные реальным взаимодействием, в первом случае, и имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы в целом, во втором случае);

- первичные или вторичные трудности в общении (первичные -природные условия жизни группы, история ее развития, взаимодействия с другими группами; вторичные - порождённые какими-то либо психогенными, социогенными факторами);

- осознаваемые или неосознаваемые трудности в общении (в первом случае, реально присутствующие в ситуации общения; во втором случае, субъективно не переживаемые личностью и группой, созданные сознанием индивида);

- межкультурные или культурно-специфические трудности в общении;

- ситуативные или устойчивые трудности в общении;

- общевозрастные или гендерные трудности в общении;

- индивидуально-психологические, личностные или социально-психологические трудности в общении;

- когнитивно-эмоциональные (установки, представления, мнения и др.), мотивационные, инструментальные (навыки, правила, этикет, нормы, ритуалы, способы общения др.) трудности в общении;

- компоненты структуры общения (интерактивные, коммуникативные, социально-перцептивные и др.);

- вербальные или невербальные трудности в общении.

Как видим, затрудненное общение имеет очень широкий спектр проявлений. Лабунская В.А. [4] предлагает рассматривать его, как в узком, так и в широком смыслах. Так, в узком смысле слова, затрудненное общение, с точки зрения автора, - это незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Т.е., это такое общение, когда сохраняется, непрерывность контактов между партнерами; происходит определенная степень осознания испытываемых затруднений; реализуется поиск причин, приводящих к затруднениям в общении; осуществляются попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных барьеров. В широком же смысле слова, под затрудненным общением автор рассматривает все виды и формы общения. Это может быть и межличностное, и межгрупповое общение, приводящее к деструктивным изменениям поведения, как конкретных людей, так и общностей; это может быть отказ от общения или снижение уровня осознания причин, ведущих к затруднениям в общении; это может быть отказ от попыток самостоятельного

выхода из возникших затруднений или формирование эмоционально тревожного отношения к любой ситуации общения [4].

Таким образом, вслед за В.А. Лабунской и В.Н. Куницыной, мы будем рассматривать затрудненное общение как неэффективное, деструктивное общение, которое сопровождается эмоциональным напряжением личности и может иметь широкий спектр проявлений (от незначительных трений между партнерами до конфликтных ситуаций).

Использованные источники:

1. Бодалев А.А. Психология массовой коммуникации. - М.: Гардарики, 2008. - 254с.

2. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов //Вопросы психологии. 1986. № 1. -С. 110—120.

3. Куницына В.Н. Общение: стиль//Психология общения. Энциклопедический словарь. - М.: Когито-центр, 2011. - с.134-135.

4. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.

5. Парыгин Б. Д. Социальная психология (учебное пособие). — СПб: СПбГУП, 2003. — 616 с.

6. Самохвалова А. Г. Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья //Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. №2-. с.39-53

7. Цуканова Е.В. Трудности межличностного общения. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1985.-159с.

8. Шкуратова И. П.. Самопредъявление личности в общении - Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета. 2009. —255 с.

9. Kelley H.H., Thibaut J.W. Interpersonal relations: A theory of interdependence. - N.Y.: Wiley, 2008. - 122р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.