Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей проявлений коммуникативных затруднений у подростков'

Исследование психологических особенностей проявлений коммуникативных затруднений у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
497
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / АКЦЕНТУАЦИИ / БАРЬЕРЫ / ЭМОЦИИ / ПОВЕДЕНИЕ / DIFFICULTIES IN COMMUNICATION / COMMUNICATION / ADOLESCENTS / ACCENTUATIONS / BARRIERS / EMOTIONS / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Очинашко Алина Александровна

Приведен анализ научно-теоретической литературы по теме исследования. Рассматривается понятие коммуникативных затруднений, возможности их классификации и основные причины. Приведены диагностические методики для исследования особенностей коммуникативных затруднений у подростков, рассматривающие личностную, эмоциональную, поведенческую и межличностную сферы. Указаны полученные результаты исследования. Выделены две группы подростков, испытывающих определенные коммуникативные затруднения: подростки, для которых характерен низкий уровень коммуникативных аспектов темперамента, высокий уровень социальной эмоциональности, ряд эмоциональных барьеров в общении, преобладание избегающего или приспосабливающегося типа поведения в конфликте, подчиняемый или зависимый тип взаимоотношений с окружающими, преобладание циклотимного или тревожного типа акцентуаций; подростки, для которых характерно доминирование негативных эмоций, неадекватное их проявление, преобладание авторитарного стиля взаимоотношений и соперничества как типа поведения в конфликте, низкая социальная эмоциональность, высокий или средний социальный темп, преобладающий возбудимый тип акцентуации характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANIFESTATIONS OF DIFFICULTIES IN COMMUNICATION AMONG TEENAGERS

The analysis of scientific and theoretical literature on the topic of research. The concept of communicative difficulties, the possibility of their classification and the main reasons are considered. Diagnostic techniques are given for studying the peculiarities of communicative difficulties in adolescents, considering the personal, emotional, behavioral, and interpersonal spheres. The results of the study are indicated. Two groups of adolescents who have certain communicative difficulties are distinguished: adolescents who are characterized by a low level of communicative aspects of temperament, a high level of social emotionality, a number of emotional barriers to communication, the prevalence of an avoidant or adaptable type of behavior in a conflict, a subordinate or dependent type of relationship with others, a predominance cyclotymic or disturbing type of accentuation; adolescents who are characterized by the dominance of negative emotions, their inadequate manifestation, the predominance of an authoritarian style of relationships and rivalry as a type of behavior in a conflict, low social emotionality, high or medium social pace, the prevailing excitable type of character accentuation.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей проявлений коммуникативных затруднений у подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

У ПОДРОСТКОВ Очинашко А.А. Email: Ochinashko684@scientifictext.ru

Очинашко Алина Александровна - магистрант, факультет психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

Аннотация: приведен анализ научно-теоретической литературы по теме исследования. Рассматривается понятие коммуникативных затруднений, возможности их классификации и основные причины. Приведены диагностические методики для исследования особенностей коммуникативных затруднений у подростков, рассматривающие личностную, эмоциональную, поведенческую и межличностную сферы. Указаны полученные результаты исследования. Выделены две группы подростков, испытывающих определенные коммуникативные затруднения: подростки, для которых характерен низкий уровень коммуникативных аспектов темперамента, высокий уровень социальной эмоциональности, ряд эмоциональных барьеров в общении, преобладание избегающего или приспосабливающегося типа поведения в конфликте, подчиняемый или зависимый тип взаимоотношений с окружающими, преобладание циклотимного или тревожного типа акцентуаций; подростки, для которых характерно доминирование негативных эмоций, неадекватное их проявление, преобладание авторитарного стиля взаимоотношений и соперничества как типа поведения в конфликте, низкая социальная эмоциональность, высокий или средний социальный темп, преобладающий возбудимый тип акцентуации характера.

Ключевые слова: коммуникативные затруднения, общение, подростки, акцентуации, барьеры, эмоции, поведение.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANIFESTATIONS OF DIFFICULTIES IN COMMUNICATION

AMONG TEENAGERS Ochinashko A.A.

Ochinashko Alina Alexandrovna - Postgraduate Student, FACULTY OF PSYCHOLOGY, TULA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER L.N. TOLSTOY, TULA

Abstract: the analysis of scientific and theoretical literature on the topic of research. The concept of communicative difficulties, the possibility of their classification and the main reasons are considered. Diagnostic techniques are given for studying the peculiarities of communicative difficulties in adolescents, considering the personal, emotional, behavioral, and interpersonal spheres. The results of the study are indicated. Two groups of adolescents who have certain communicative difficulties are distinguished: adolescents who are characterized by a low level of communicative aspects of temperament, a high level of social emotionality, a number of emotional barriers to communication, the prevalence of an avoidant or adaptable type of behavior in a conflict, a subordinate or dependent type of relationship with others, a predominance cyclotymic or disturbing type of accentuation; adolescents who are characterized by the dominance of negative emotions, their inadequate manifestation, the predominance of an authoritarian style of relationships and rivalry as a

type of behavior in a conflict, low social emotionality, high or medium social pace, the prevailing excitable type of character accentuation.

Keywords: difficulties in communication, communication, adolescents, accentuations, barriers, emotions, behavior.

УДК 159.9

Введение. Коммуникативные затруднения в общении являются актуальной темой в психологии для ее исследования. Сложность феномена затрудненного общения, многогранность его форм и сфер проявления объясняет пристальное внимание исследователей к данной области.

Владение методами адекватного выстраивания взаимоотношений с окружающими людьми, сформированность коммуникативных умений и навыков, широкий набор коммуникативных программ в своем арсенале способствует социальной адаптации развивающейся личности и влияет непосредственно на будущее подростка. Наиболее актуальными в этом плане являются исследования в области педагогической психологии. Помехи и барьеры, возникающие в сфере взаимоотношений с окружающими людьми, оказывают влияние на характер этих отношений между субъектами общения и на особенности развития личности подростка в частности [2]. Поэтому мы можем смело говорить, что проблема затруднений в общении носит социальный характер и требует необходимого решения.

Целью исследования является выявление психологических особенностей проявлений коммуникативных затруднений у подростков.

Задачи исследования:

1. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение:

- особенностей проявления затруднений в коммуникативной сфере у подростков;

- коммуникативных аспектов темперамента и выявление наличия специфических акцентуаций в характере у подростков с коммуникативными затруднениями.

- особенностей поведения в конфликте подростков с коммуникативными затруднениями;

- эмоциональных барьеров и особенностей коммуникативного поведения в межличностных отношениях подростков с коммуникативными затруднениями.

2. Выявить наличие коммуникативных затруднений у подростков и изучить их особенности.

3. Провести количественный, качественный анализ, интерпретацию результатов.

4. Составить психологический портрет подростков с коммуникативными затруднениями и сформировать выборку для дальнейшей психокоррекционной работы.

Основная часть. Анализ научно-теоретической литературы показал, что проблема затрудненного общения и общения в целом освещена достаточно широко. Понятие «общение», его сущность и особенности представлены в трудах Бодалева А.А., Братуся Б.С., Кан-Калика В.А., Мясищева В.Н., Парыгина Б.Д. и других ученых. К понятию «затрудненное общение» обращались такие отечественные исследователи, как Зимняя И.А., Куницына В.Н., Лабунская В. А., Цуканова Е.В. и др. В настоящее время проблема затрудненного общения изучается следующими исследователями: Бычкова О.А., Киселева Е.Ю., Котова С.В., Самохвалова А.Г. и др.

Для понимания сути такого явления как коммуникативные затруднения следует рассмотреть уже имеющиеся схожие понятия в психологии. Самохвалова А.Г. говорит в своих работах о коммуникативных трудностях и понимает их как различные по силе, функциональной направленности и осознанности объективные или субъективно переживаемые препятствия, затрудняющие эффективное решение коммуникативной задачи; нарушающие внутреннее равновесие подростка и/или осложняющие межличностное взаимодействие в процессе общения; требующие от субъекта усилий, направленных на их преодоление [5].

Зимняя И.А., в свою очередь, дает определение затруднениям в общении - это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения) и самого партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния [3].

Джиоева О.Ф. говорит о психологических и коммуникативных барьерах как об одном из препятствий на пути восприятия окружающих и общения с ними. Так, психологические барьеры возникают вследствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия) [1].

Попытки создать классификацию коммуникативных трудностей неоднократно предпринимались в отечественной социальной психологии [Кузина, 2006; Куницына, 1991; Лабунская и др., 2001 и др.]. С одной стороны, данные классификации, различающие коммуникативные трудности по многообразным основаниям, дают возможность рельефно представить различные характеристики затрудненного общения; с другой стороны, осложняют изучение данного феномена, поскольку у исследователя возникает проблема выбора оснований для классификации коммуникативных трудностей. Кроме того, в представленных классификациях рассмотрены трудности взрослого человека, не отражена специфика подросткового онтогенеза общения; не подчеркнута амбивалентность затрудненного общения (т.е. трудности рассматриваются исключительно как помехи, деструктивные образования, затрудняющие общение; при этом не отмечены их развивающие потенциалы для субъекта) [5].

Поэтому, изучая затрудненное общение подростков, следует помнить о том, что данный феномен сложно детерминирован несколькими группами факторов: индивидуальными особенностями ребенка, характером коммуникативной ситуации, спецификой социального взаимодействия и взаимоотношений субъектов общения [4].

Результаты. Базой исследования выступала одна из школ Тульской области. Выборку составили учащиеся 15-16 лет. По результатам проведенного исследования нами были выявлены следующие особенности проявления затруднений в коммуникативной сфере у подростков.

У 80% подростков с коммуникативными затруднениями присутствуют все 5 видов эмоциональных помех по методике Бойко В.В. - неумение управлять эмоциями, их неразвитость, неадекватное их проявление, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

В поведенческой составляющей у 70% подростков с коммуникативными затруднениями преобладает избегание как основной тип поведения в конфликте, что говорит об уходе от решения конфликта, игнорировании проблемы, такие подростки не отстаивают свою точку зрения и свои права, откладывают принятие решений и перекладывают эту ответственность на других. У 20% наблюдается соперничество, что говорит о тенденции таких подростков отстаивать свою точку зрения в ущерб интересов другого человека, вынуждая принимать нужное для них решение проблемы. У 10% подростков наблюдается приспособление, что говорит об их участии в решении конфликта путем уступчивости и согласия с мнением другого в ущерб своим интересам.

При диагностике межличностных отношений у 60% подростков с коммуникативными затруднениями наблюдается подчиняемый тип взаимоотношений с окружающими, что говорит о застенчивости и покорности таких подростков, склонности уступать во всем и идти за более сильным. У 20% подростков выявился зависимый тип взаимоотношений, который характеризуется тревожностью, неуверенностью в себе, зависимостью от чужого мнения, неумением отстаивать свои интересы. Еще у 20% подростков преобладает авторитарный стиль взаимоотношений,

что свидетельствует о склонности к лидерству, нетерпимости к критике, игнорировании интересов других людей.

Выявление коммуникативных аспектов темперамента показало, что у 80% подростков с коммуникативными затруднениями наблюдается низкий уровень социальной эргичности, что говорит о трудности для таких подростков в установлении контактов, ранимости и чувствительности к критическим замечаниям. Низкий уровень социальной пластичности имеют 70% подростков, что свидетельствует о слабой готовности к вступлению в социальные контакты, скудности коммуникативных заготовок и программ. Низкие значения социального темпа наблюдаются у 70% подростков, что говорит о медлительности речедвигательной системы. Высокие значения социальной эмоциональности наблюдаются у 80% подростков, что говорит о чувствительности к неудачам в общении, критике и оценкам ровесников. У 20% наоборот наблюдается отсутствие переживаний насчет неудач в коммуникативной сфере и оценкам сверстников.

Исследование акцентуированных свойств личности показало, что у 60% подростков с коммуникативными затруднениями преобладает циклотимный тип акцентуации, который говорит о постоянных эмоциональных «качелях», о частой смене настроения, его влияния на самооценку таких подростков. У 20% подростков наблюдается тревожный тип акцентуации. Подростки с тревожным типом дружелюбны, застенчивы, обидчивы, часто не уверены в себе, с трудом сближаются с другими, придают большое значение мнению сверстников, часто не умеют постоять за себя и редко вступают в конфликты. У других 20% - возбудимый тип, который характеризуется склонностью к провоцированию конфликтов, раздражительностью, неуживчивостью в коллективе, тяжело идет на контакт, вербальные и невербальные реакции замедлены.

Заключение. Таким образом, можно выделить 2 группы подростков, испытывающих определенные коммуникативные затруднения:

- подростки, для которых характерен низкий уровень коммуникативных аспектов темперамента, высокий уровень социальной эмоциональности, ряд эмоциональных барьеров в общении, преобладание избегающего или приспосабливающегося типа поведения в конфликте, подчиняемый или зависимый тип взаимоотношений с окружающими, преобладание циклотимного или тревожного типа акцентуаций.

- подростки, для которых характерно доминирование негативных эмоций, неадекватное их проявление, преобладание авторитарного стиля взаимоотношений и соперничества как типа поведения в конфликте, низкая социальная эмоциональность, высокий или средний социальный темп, преобладающий возбудимый тип акцентуации характера.

Список литературы /References

1. Джиоева О.Ф. Анализ психологических барьеров в процессе социализации // Успехи современной науки, 2016. Т. 10. № 12. С. 125-127.

2. Джиоева О.Ф. Коммуникативные трудности в общении // Проблемы современного педагогического образования, 2017. № 55-3. С. 334-340.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.

4. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. М., 2001. 288 с.

5. Самохвалова А.Г., Екимчик О.А. Коммуникативные трудности подростка: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» // Психологические исследования. [Электронный ресурс], 2018. Т. 11. № 60. С. 7. Режим доступа: http://psystudy.ru/ (дата обращения: 21.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.