Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА / ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / ФЛЕГМАТИК / САНГВИНИК / МЕЛАНХОЛИК / ХОЛЕРИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградская Марина Юрьевна, Кряжева Елена Вячеславовна, Русу Яна Юрьевна

В статье рассматривается проблема индивидуальности и личных качеств обучаемых в рамках компетентностного подхода к обучению. Авторы рассматривают темперамент как индивидуально-типологическую особенность обучаемых. Анализируют подходы ученых-психологов к данной проблеме. Описывают результаты проведенного эмпирического исследования по изучению взаимосвязи типа темперамента и предпочтений обучаемыми различных учебных дисциплин (на примере учащихся СПО). В конце делают выводы о взаимосвязи типа темперамента и предпочтений ими учебных дисциплин различного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградская Марина Юрьевна, Кряжева Елена Вячеславовна, Русу Яна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE TEMPERAMENT OF STUDENTS AND THEIR PREFERENCES IN THE CHOICE OF ACADEMIC DISCIPLINES

The article deals with the problem of individuality and personal qualities of trainees within the framework of the competence approach to training. The authors consider temperament as an individual-typological feature of the trainees. Analyze the approaches of psychological scientists to this problem. Describe the results of the conducted empirical study on the study of the relationship between the type of temperament and preferences of students of various academic disciplines (on the example of students of vocational education). At the end, conclusions are drawn about the relationship between the type of temperament and their preferences for academic disciplines of various profiles.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН»

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Виноградская Марина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат психологических наук, доцент Кряжева Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Русу Яна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ

УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматривается проблема индивидуальности и личных качеств обучаемых в рамках компетентностного подхода к обучению. Авторы рассматривают темперамент как индивидуально-типологическую особенность обучаемых. Анализируют подходы ученых-психологов к данной проблеме. Описывают результаты проведенного эмпирического исследования по изучению взаимосвязи типа темперамента и предпочтений обучаемыми различных учебных дисциплин (на примере учащихся СПО). В конце делают выводы о взаимосвязи типа темперамента и предпочтений ими учебных дисциплин различного профиля.

Ключевые слова: компетентностный подход, индивидуально-типологические особенности, темперамент, тип темперамента, предпочтения учебных дисциплин, флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик.

Annotation. The article deals with the problem of individuality and personal qualities of trainees within the framework of the competence approach to training. The authors consider temperament as an individual-typological feature of the trainees. Analyze the approaches of psychological scientists to this problem. Describe the results of the conducted empirical study on the study of the relationship between the type of temperament and preferences of students of various academic disciplines (on the example of students of vocational education). At the end, conclusions are drawn about the relationship between the type of temperament and their preferences for academic disciplines of various profiles.

Key words: competence approach, individual-typological features, temperament, type of temperament, preferences of academic disciplines, phlegmatic, sanguine, melancholic, choleric.

Введение. Современные стратегии развития образования переносят акцент с формирования традиционных знаний, умений, навыков на развитие индивидуальности и личностных качеств обучаемых. Это лежит в основе компетентностного подхода в обучении и направлено на формирование компетенций обучаемых. При этом, под компетенцией, вслед за И.А. Зимней мы будем понимать «интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной деятельности человека». В данных условиях существует потребность в более глубоком и комплексном изучении индивидуальных особенностей обучаемых для более эффективной организации учебного процесса и оценки качества его результатов.

Изложение основного материала статьи. Темперамент представляет собой одну из наиболее изученных индивидных характеристик. Обращаясь к понятию темперамента, можно выделить различные подходы к его пониманию: теории темперамента. Ученые рассматривали темперамент как форму поведения личности, которая связана с силой и быстротой изменения эмоций; как особенности физических характеристик человека; особенности нервной деятельности, связанной с нейрофизиологией.

В научной школе B.C. Мерлина [13] выделены основные параметры или свойства темперамента (хотя о правомерности включения некоторых до сих пор идут дискуссии), а Б.М. Теплов [15] при изучении темперамента, обращал внимание на то, что он больше проявляется в динамической характеристике деятельности, нежели в содержательной.

Г. Айзенк [1] предложил модель типов темпераментов, в которой представлены как четыре принятых типа темперамента, так и психологические реакции, свойственные данному типу темперамента. Данная модель является одной из наиболее востребованных и в настоящее время. В своей работе мы будем опираться именно на нее.

Также рядом исследователей отмечается роль индивидуально-типологических особенностей личности (в том числе, и темперамента) в эффективности учебной деятельности. Они рассматриваются авторами как основа склонностей и способностей обучаемых, залог успешности/неуспешности тех или иных видов деятельности, как ядро индивидуального стиля деятельности.

Поскольку в юношеском возрасте ведущей деятельностью является профессиональное самоопределение и в этом возрасте формируется индивидуальный стиль умственной деятельности, базирующийся на темпераментальных особенностях, а также происходит дифференциация интересов. Поэтому именно для данного периода важно рассмотреть, как взаимосвязаны индивидуально-типологические свойства (на примере темперамента) и предпочтения обучаемыми различных учебных дисциплин.

Исследование проводилось авторами на базе учреждения СПО (среднего профессионального образования) г. Калуга и проходило в несколько этапов. На подготовительном этапе авторами определялась проблема исследования; проводились систематизация и анализ теоретического материала, разработка программы исследования. Основной этап заключался в непосредственном проведении диагностики и обработке полученных материалов. На заключительном этапе проводилась математическая обработка данных, анализ и интерпретация результатов. Для обработки данных использовались методы описательной статистики, частотный анализ, таблицы сопряженности. Математическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS 13 for Windows». Выборка: учащиеся СПО 17-18 лет.

Обратимся к анализу результатов предпочтений у обучающихся различных учебных дисциплин.

Таблица 1

Предпочитаемые дисциплины учащимися СПО

Frequency Percent Valid Percent Cumulative Percent

предметы матем.цикла 10 50,0 50,0 50,0

предметы гуманит. 1 5,0 5,0 55,0

цикла

физкультура 9 45,0 45,0 100,0

Total 20 100,0 100,0

10—

8 — g 6-

о

с

о»

LL

4 —

2 —

0

Рисунок 1. Частота встречаемости предпочтений дисциплин различных циклов (Примечание. Здесь и далее: 1 - дисциплины математического цикла; 2 - дисциплины естественно-научного цикла; 3 - дисциплины гуманитарного цикла; 4 - физкультура)

На основе частоты встречаемости можно сказать, что у обучаемых наиболее предпочитаемыми являются дисциплины математического цикла (алгебра, геометрия, физика) - их отметили 50% учащихся. 45% учащихся выбрали в качестве предпочитаемого предмета физкультуру. Дисциплины гуманитарного цикла (русский язык, литература, история) предпочитают лишь 5% учащихся.

Можно отметить следующие характеристики мотивации выбора данных дисциплин учащимися: «данный предмет интересен», «предмет нужно знать всем», «получаю удовольствие при его изучении», «предмет нужен для будущей работы», «учитель интересно объясняет», «предмет считается выгодным», «просто интересно».

Обратимся к анализу выбора нелюбимых дисциплин.

Таблица 2

Нелюбимые дисциплины учащихся СПО

Frequency Percent Valid Percent Cumulative Percent

предметы матем.цикла 2 10,0 10,0 10,0

предметы ест.-науч. 10 50,0 50,0 60,0

цикла

предметы гуманит. 8 40,0 40,0 100,0

цикла

Total 20 100,0 100,0

-1--1--1--1--1--1

000 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00

любимый предмет

8 —

2 —

1,50 2,00 2,50

нелюбимый предмет

0

0,50

1,00

3,00

3,50

Рисунок 2. Частота встречаемости нелюбимых дисциплин различных циклов

Наиболее «нелюбимыми» являются дисциплины естественнонаучного цикла - 50% учащихся. 40% - отмечают в качестве нелюбимых дисциплины гуманитарного цикла, 10% - дисциплины математического цикла.

Мотивация выбора данных дисциплин учащимися в качестве нелюбимых следующая: «данный предмет неинтересен», «предмет не нужен для будущей работы», «предмет не нужно знать всем», «не нравится, как преподает учитель», «не получаю удовольствия в изучении», «предмет трудно усваивается».

Полученные результаты можно объяснить специализацией учебного заведения и тем, что у обучаемых достаточно четко определены профессиональные интересы, а также вероятно связаны с типами темперамента. Для того, чтобы проверить данное предположение, обратимся к анализу результатов предпочтений сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.

Таблица 3

Частота встречаемости типов темперамента у учащихся СПО

Frequency Percent Valid Percent Cumulative Percent

сангвиник 6 30,0 30,0 30,0

флегматик 9 45,0 45,0 75,0

холерик 4 20,0 20,0 95,0

меланхолик 1 5,0 5,0 100,0

Total 20 100,0 100,0

1 0—

8 —

2 —

1,00 2,00 3,00

Тип темперамента

0

0,00

4,00

5,00

Рисунок 3. Частота встречаемости типов темперамента у учащихся СПО

В данной выборке была выявлена следующая частота встречаемости типов темперамента: 45% - флегматики, 30% -сангвиники, 20% - холерики, 5% - меланхолики. Поскольку процент встречаемости меланхоликов достаточно мал, мы не будем анализировать в дальнейшем результаты, связанные с ними. Подробно останавливаться на описании каждого типа темперамента не будем, так как оно достаточно широко представлено в психологической литературе.

Обратимся к анализу предпочтений различных учебных дисциплин обучаемых с разным типом темперамента.

Таблица 4

Частота встречаемости предпочитаемых дисциплин в зависимости от типа темперамента

Тип темперамента * любимый предмет Crosstabulation

любимый предмет

предметы

предметы матем.цикла гуманит. цикла физкультура Total

Тип темперамента сангвиник Count 3 0 3 6

% within Тип темперамента 50,0% ,0% 50,0% 100,0%

флегматик Count 4 1 4 9

% within Тип темперамента 44,4% 11,1% 44,4% 100,0%

холерик Count 2 0 2 4

% within Тип темперамента 50,0% ,0% 50,0% 100,0%

меланхолик Count 1 0 0 1

% within Тип темперамента 100,0% ,0% ,0% 100,0%

Total Count 10 1 9 20

% within Тип темперамента 50,0% 5,0% 45,0% 100,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно сделать вывод, что сангвиники и холерики предпочитают дисциплины математического цикла и физкультуру (50% соответственно), флегматики: дисциплины математического цикла, физкультуру и гуманитарные дисциплины (44,4%, 44,4% и 11,1% соответственно). Дисциплины гуманитарного цикла (русский язык, литература, история) предпочитают лишь 5% учащихся.

Таким образом, сангвиники, холерики и флегматики в большей степени предпочитают предметы математического цикла и физкультуру, чем предметы других циклов. Физкультура позволяет холерикам и сангвиникам избавиться от эмоционального напряжения (о чем могут свидетельствовать мотивы выбора: «просто интересно»). Математика, в свою очередь, позволяет реализовать интересы и склонности.

Можно отметить следующие характеристики мотивации выбора данных дисциплин учащимися: «данный предмет интересен», «предмет нужно знать всем», «получаю удовольствие при его изучении», «предмет нужен для будущей работы», «учитель интересно объясняет», «предмет считается выгодным», «просто интересно».

Обратимся к анализу выбора «нелюбимых» дисциплин.

Таблица 5

Нелюбимые дисциплины учащихся СПО в зависимости от типа темперамента

Тип темперамента * нелюбимый предмет Crosstabulation

нелюбимый предмет Total

предметы матем.цикла предметы ест.-науч. цикла предметы гуманит. цикла

Тип темперамента сангвиник Count % within Тип темперамента 1 16,7% 3 50,0% 2 33,3% 6 100,0%

флегматик Count % within Тип темперамента 1 11,1% 4 44,4% 4 44,4% 9 100,0%

холерик Count % within Тип темперамента 0 ,0% 3 75,0% 1 25,0% 4 100,0%

меланхолик Count % within Тип темперамента 0 ,0% 0 ,0% 1 100,0% 1 100,0%

Total Count 2 10 8 20

% within Тип темперамента 10,0% 50,0% 40,0% 100,0%

Наиболее нелюбимыми являются дисциплины естественнонаучного цикла - 50% учащихся. 40% - отмечают в качестве нелюбимых дисциплины гуманитарного цикла, 10% - дисциплины математического цикла.

Таким образом, предметы естественнонаучного цикла не нравятся и сангвиникам, и флегматикам, и холерикам, но в большей степени эти предметы являются нелюбимыми у холериков. Это может объясняться тем, что холерик отличается повышенной возбудимостью и эмоциональной окрашенностью восприятия, а предметы данного цикла требуют усидчивости, терпения, необходимости заучивания.

Мотивация выбора данных дисциплин учащимися в качестве нелюбимых следующая: «данный предмет неинтересен», «предмет не нужен для будущей работы», «предмет не нужно знать всем», «не нравится, как преподает учитель», «не получаю удовольствия в изучении», «предмет трудно усваивается».

Выводы. В результате проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы.

Выявлено, что существуют особенности предпочтений у обучаемых с разным типом темперамента предметов разных циклов. Сангвиники, холерики и флегматики в большей степени предпочитают предметы математического цикла и физкультуру, чем предметы других циклов. Наряду с особенностями темперамента, это также можно объяснить наличием дифференциации профессиональных интересов в данном возрасте.

Предметы естественнонаучного цикла не нравятся и сангвиникам, и флегматикам, и холерикам, но в большей степени эти предметы являются нелюбимыми у холериков. Это может объясняться тем, что холерики отличаются повышенной возбудимостью, импульсивностью, выраженностью эмоциональных переживаний, а предметы данного цикла требуют усидчивости, терпения, необходимости заучивания.

Если учитывать проведенный нами ранее анализ мотивов предпочтения тех или иных дисциплин, то можно предположить, что также выбор может быть связан с дифференциацией профессиональных интересов и склонностей, спецификой учебного заведения.

Литература:

1. Айзенк, Г.Ю. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. - М.: ООО «Когито-Центр», 2000. - 283 с.: ил., табл.

2. Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С. 71-78.

3. Базылевич, Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности / Т.Ф. Базылевич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 207 с.

4. Белоус, В.В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности / В.В. Белоус // Вопросы психологии. - 1986. - №3. - С.113-121.

5. Голубева, Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям / Э.А. Голубева // Психологический журнал. - 1995. - №1. - С. 64-74.

6. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова [и др]; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

7. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е П. Ильин. - Спб.: Питер, 2004. - 701 с.

8. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 482 с.

9. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: Учеб. пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

10. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. - М.: Научный фонд «Первая исследовательская лаборатория им. акад. В.А. Мельникова», 2000. - 208 с.

11. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента / А.И. Крупнов. - М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992 (1993). - 79 с.

12. Лейтес, Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1982. -№4. - С. 36-49.

13. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избр. психол. труды / В.С. Мерлин. - М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 445 с.

14. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учеб.пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, 2008. - 280 с.

15. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б.М. Теплов: под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

16. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

Психология

УДК 37.015.3

старший преподаватель Гайфуллина Наталья Геннадиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-

ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования защитных механизмов и копинг-стратегий студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология образования». Методами исследования стали метод поперечных срезов с использованием методик «Индекс жизненного стиля» (авторы Р. Плутчик, Г. Келлерман) и «Способы совладающего поведения» (авторы Р. Лазарус, С. Фолкман); метод первичной количественной обработки данных (среднее значение) и метод математической статистики t-критерий Стьюдента в программе Microsoft Exel. Исследование механизмов защиты показало, что у студентов первого и четвертого курсов наибольшую выраженность имеет механизм защиты «Проекция». Им свойственно приписывать окружающим собственные эмоции, чувства и действия как отрицательные и неприемлемые, так позитивные и одобряемые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.