Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН РАЗНЫХ ЦИКЛОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН РАЗНЫХ ЦИКЛОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / СТРУКТУРА ТЕМПЕРАМЕНТА / СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА / ИНТРОВЕРСИЯ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кряжева Елена Вячеславовна, Виноградская Марина Юрьевна, Русу Яна Юрьевна

В статье рассматривается проблема влияния темперамента обучаемого на индивидуальный стиль деятельности. Анализируется понятие темперамента, описываются компоненты его структуры и свойства темперамента. Обращается внимание на проблему связи свойств темперамента и предпочтения обучаемыми учебных предметов разных циклов. Описываются результаты эмпирического исследования зависимости предпочтения учебных предметов разных циклов от особенностей экстраверсии/интроверсии и нейротизма/эмоциональной стабильности обучаемых. Делаются выводы по проведенному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кряжева Елена Вячеславовна, Виноградская Марина Юрьевна, Русу Яна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS AND THEIR INFLUENCE ON THE CHOICE OF ACADEMIC DISCIPLINES OF DIFFERENT CYCLES

The article deals with the problem of the influence of the temperament of the trainee on the individual style of activity. The concept of temperament is analyzed, the components of its structure and the properties of temperament are described. Attention is drawn to the problem of the relationship between the properties of temperament and the preference of students of educational subjects of different cycles. The results of an empirical study of the dependence of the preference of subjects of different cycles on the features of extraversion / introversion and neuroticism / emotional stability of trainees are described. Conclusions are drawn from the study.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН РАЗНЫХ ЦИКЛОВ»

2. Легачева, Т.А. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов: к обоснованию проблемы исследования / Т.А. Легачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 716-720. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86155.htm (дата обращения: 21.07.2022).

3. Лысуенко, С.А. Роль саморегуляции в профессиональном выборе личности / С.А. Лысуенко // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 3 (46). - С. 123-132. - DOI: 10.52944/P0RT.2021.46.3.010

4. Приставка, Т.А. Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов: структура и сущность / Т.А. Приставка // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 8. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/professionalnaya-motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-struktura-i-suschnost (дата обращения: 18.07.2022).

5. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У.С. Родыгина // Психологическая наука и образование. - 2007. - Том 12. - № 4. - С. 39-51.

6. Сыченко, Ю.А. Личностные особенности студентов с разными статусами профессиональной идентичности / Ю.А. Сыченко // Письма в Эмиссия.Оффлайн. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2021. - № 4. -С. 2948. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46462714 (дата обращения: 20.07.2022).

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Кряжева Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградская Марина Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Русу Яна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР

УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН РАЗНЫХ ЦИКЛОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния темперамента обучаемого на индивидуальный стиль деятельности. Анализируется понятие темперамента, описываются компоненты его структуры и свойства темперамента. Обращается внимание на проблему связи свойств темперамента и предпочтения обучаемыми учебных предметов разных циклов. Описываются результаты эмпирического исследования зависимости предпочтения учебных предметов разных циклов от особенностей экстраверсии/интроверсии и нейротизма/эмоциональной стабильности обучаемых. Делаются выводы по проведенному исследованию.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, темперамент, структура темперамента, свойства темперамента, интроверсия, экстраверсия, нейротизм, эмоциональной стабильности, предпочтения учебных предметов.

Annotation. The article deals with the problem of the influence of the temperament of the trainee on the individual style of activity. The concept of temperament is analyzed, the components of its structure and the properties of temperament are described. Attention is drawn to the problem of the relationship between the properties of temperament and the preference of students of educational subjects of different cycles. The results of an empirical study of the dependence of the preference of subjects of different cycles on the features of extraversion / introversion and neuroticism / emotional stability of trainees are described. Conclusions are drawn from the study.

Key words: individual style of activity, temperament, temperament structure, temperament properties, introversion, extraversion, neuroticism, emotional stability, preferences of educational subjects.

Введение. Для юношеского возраста характерно становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Причиной этому служит развитие специальных способностей под действием факторов образовательной среды и растущая дифференциация направленности интересов. Под индивидуальным стилем деятельности (ИДС) мы будем понимать индивидуальную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности (Е.А. Климов). В познавательных процессах ИДС выступает как стиль мышления (Т.М. Чурилова). Стиль мышления тесно связан с типом нервной деятельности обучаемых, их темпераментом, условиями воспитания и др.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогической литературе обращается внимание, что при организации обучения необходимо стремиться учитывать свойства нервной системы обучаемых, их темперамента для повышения эффективности учебной деятельности. При этом темперамент рассматривается как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом. Более того, некоторые авторы обращают внимание на то, что темперамент обучаемых определяет успешность/неуспешность их учебной деятельности и отвечает за динамические, а не содержательные аспекты деятельности.

Темперамент является интегральным психическим свойством и представляет нейрофизиологическую и динамическую основу личности человека. В структуре темпераменты выделяют три компонента [7]: 1) общую активность индивида; 2) эмоциональность; 3) особенности двигательной или моторной сферы. Также у темперамента есть ряд свойств, которые достаточно подробно описаны в психологической литературе. К данным свойствам, в том числе, относятся интроверсия/экстраверсия и эмоциональная возбудимость.

Г. Айзенк [1] выделяет типы и компоненты темперамента, исходя из описания эстравертов и интравертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом - с другой стороны.

В связи с рассмотренными аспектами направлений изучения темперамента можно отметить, что остается не до конца изученной проблема связи индивидуально-типологических свойств (свойств темперамента) и предпочтений по учебным предметам в юношеском возрасте. Вместе с тем существует определенная прикладная значимость данных результатов в плане выработки практических рекомендаций по учету особенностей индивидуально-типологических свойств в процессе обучения.

Исследование взаимосвязи свойств темперамента обучаемых с их предпочтениями предметов различных циклов проводилось авторами на базе учреждения СПО (среднего профессионального образования) г. Калуга. Выборка: учащиеся СПО, возраст испытуемых 17-18 лет.

Для обработки данных использовались методы описательной статистики, частотный анализ, таблицы сопряженности. Математическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS 13 for Windows». Методы исследования: - методика EPI Г. Айзенка - направлена на определение уровня экстраверсии-интроверсии и нейротизма (эмоциональной подвижности личности).

Обратимся к анализу полученных результатов. По характеру экстраверсии/интроверсии: 55% - экстравертов, 35% -интровертов, 10% - смешанный тип (Табл. 1).

Таблица 1

Частота встречаемости экстраверсии/интроверсии у учащихся СПО

Frequency Percent Valid Percent Cumulative Percent

интроветр 7 35,0 35,0 35,0

экстраверт 11 55,0 55,0 90,0

смешанный тип 2 10,0 10,0 100,0

Total 20 100,0 100,0

12—

10—

2 —

1,00 1,50 2,00 2,50 3,00

Экстраверсия/интроверсия

Рисунок 1. Частота встречаемости экстраверсии/интроверсии у учащихся СПО

По характеристикам нейротизма/эмоциональной стабильности: 45% - эмоционально стабильные, 35% - средняя выраженность стабильности нейротизма, 20% - с преобладающим нейротизмом (см. Табл. 2).

Таблица 2

Частота встречаемости нейротизма/эмоциональной стабильности у учащихся СПО

0

0,50

3,50

Frequency Percent Valid Percent Cumulative Percent

нейротизм 4 20,0 20,0 20,0

эм.стабильность 9 45,0 45,0 65,0

смеш.тип 7 35,0 35,0 100,0

Total 20 100,0 100,0

8 —

2 —

-1--1--1-

1,00 1,50 2,00 2,50 3,00

Нейротизм/эмоц.стабильность

Рисунок 2. Частота встречаемости нейротизма/эмоциональной стабильности у учащихся СПО

При этом среди сангвиников 66,7% - экстравертов, 16,7% - интровертов; среди флегматиков одинаковое количество экстравертов и интровертов (44,4%); При этом, экстраверсия не является ярко выраженной, близка к среднему значению. Среди холериков 75% - с выраженной экстраверсией, 25% - интроверсией. Это говорит о том, что учащиеся сангвиники и холерики являются боле направленными во вне, характеризуются общительностью, активностью, склонностью к риску, импульсивностью, экспрессивностью. Флегматики более склонны к пассивности, дисциплинированы, осторожны, проявляют интерес к идеям, абстракциям, размышлениям и знаниям ради знаний, обычно задумчивы и интроспективны (Табл. 3).

Таблица 3

Сопряженность частоты встречаемости экстраверсии/интроверсии и типа темперамента

0

0,50

3,50

Тип темперамента * Экстраверсия/интроверсия Crosstabulation

Экстраверсия/интроверсия Total

интроветр экстраверт смешанный тип

Тип темперамента сангвиник Count % within Тип темперамента 1 16,7% 4 66,7% 1 16,7% 6 100,0%

флегматик Count % within Тип темперамента 4 44,4% 4 44,4% 1 11,1% 9 100,0%

холерик Count % within Тип темперамента 1 25,0% 3 75,0% 0 ,0% 4 100,0%

меланхолик Count % within Тип темперамента 1 100,0% 0 ,0% 0 ,0% 1 100,0%

Total Count 7 11 2 20

% within Тип темперамента 35,0% 55,0% 10,0% 100,0%

55% сангвиников имеют средний уровень нейротизма/эмоциональной стабильности, 33% - выраженную эмоциональную стабильность; 78% флегматиков характеризуются выраженной эмоциональной стабильностью; среди холериков одинаковое количество учащихся с преобладающим нейротизмом и эмоциональной стабильностью (50% соответственно) (см. Табл. 4).

Сопряженность частоты встречаемости нейротизма/эмоциональной стабильности и типа темперамента

Тип темперамента * Нейротизм/эмоц.стабильность Crosstabulation

Нейротизм/эмоц.стабильность Total

нейротизм эм. стабильность смеш.тип

Тип темперамента сангвиник Count % within Тип темперамента 1 16,7% 2 33,3% 3 50,0% 6 100,0%

флегматик Count % within Тип темперамента 0 ,0% 7 77,8% 2 22,2% 9 100,0%

холерик Count % within Тип темперамента 2 50,0% 0 ,0% 2 50,0% 4 100,0%

меланхолик Count % within Тип темперамента 1 100,0% 0 ,0% 0 ,0% 1 100,0%

Total Count 4 9 7 20

% within Тип темперамента 20,0% 45,0% 35,0% 100,0%

Таблица 5

Частота встречаемости предпочитаемых предметов в зависимости от характеристик экстраверсии/интроверсии

Экстраверсия/интроверсия * любимый предмет Crosstabulation

любимый предмет

предметы матем.цикла предметы гуманит. цикла физкультура Total

Экстраверсия/ интроветр интроверсия Count % within Экcтpавepcмfl/ MHrpoBepcMfl 2 28,6% 1 14,3% 4 57,1% 7 100,0%

экстраверт Count % within Экcтpавepcмfl/ MHrpoBepcMfl 7 63,6% 0 ,0% 4 36,4% 11 100,0%

смешанный тип Count % within Экcтpавepcмfl/ MHTpoBepcMfl 1 50,0% 0 ,0% 1 50,0% 2 100,0%

Total Count 10 1 9 20

% within Экcтpавepcмfl/ MHTpoBepcMfl 50,0% 5,0% 45,0% 100,0%

Среди интровертов 57,1% предпочитают физкультуру, 28,6% - предметы математического цикла, 14,3% - предметы гуманитарного цикла. При этом надо учитывать, что большинство не ярко выраженные интроверты.

Среди экстравертов - 63, 6% предпочитают предметы математического цикла, 36,4% - физкультуру. При этом, следует отметить, что часть - не ярко выраженные экстраверты, близкие к средним значениям.

Учащиеся со средними значениями предпочитают как предметы математического цикла, так и физкультуру в равной степени.

Частота встречаемости нелюбимых предметов в зависимости от характеристик экстраверсии/интроверсии

Экстраверсия/интроверсия * нелюбимый предмет Crosstabulation

нелюбимый предмет Total

предметы матем.цикла предметы ест.-науч. цикла предметы гуманит. цикла

Экстраверсия/ интроветр интроверсия Count % within Экстpавepсмa/ MHTpoBepcwa 1 14,3% 4 57,1% 2 28,6% 7 100,0%

экстраверт Count % within Экстpавepсмa/ MHTpoBepcwa 1 9,1% 5 45,5% 5 45,5% 11 100,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

смешанный тип Count % within Экстpавepсмa/ MHTpoBepcwa 0 ,0% 1 50,0% 1 50,0% 2 100,0%

Total Count 2 10 8 20

% within Экстpавepсмa/ MHTpoBepcwa 10,0% 50,0% 40,0% 100,0%

Большинство интровертов в качестве нелюбимых отмечают предметы естественнонаучного цикла - 57,1%, равное количество экстравертов не любят как предметы естественнонаучного так и гуманитарного циклов (45,5%).

Таблица 7

Частота встречаемости предпочитаемых предметов в зависимости от характеристик нейротизма/эмоциональной

стабильности

Нейротизм/эмоц.стабильность * любимый предмет Crosstabulation

любимый предмет

предметы

предметы матем.цикла гуманит. цикла физкультура Total

Нейротизм/эмоц. нейротизм стабильность Count % within 3 0 1 4

Hei/ipoTM3MA3Moi4. CTa6iunbH0CTb 75,0% ,0% 25,0% 100,0%

эм.стабильность Count % within 4 1 4 9

Hei/ip0TM3MA3M0i4. CTa6iinbH0CTb 44,4% 11,1% 44,4% 100,0%

смеш.тип Count % within 3 0 4 7

Hei/ip0TM3M/3M0i4. CTa6iinbH0CTb 42,9% ,0% 57,1% 100,0%

Total Count 10 1 9 20

% within

Hei/ip0TM3M/3M0i4. CTa6iinbH0CTb 50,0% 5,0% 45,0% 100,0%

75% учащихся с повышенным уровнем нейротизма в качестве любимого предмета отмечают предметы математического цикла, равное количество эмоционально-стабильных учащихся предпочитают предметы математического цикла и физкультуру (см. Табл. 7).

Это можно объяснить тем, что учащиеся с повышенным уровнем нейротизма легковозбудимы, для них характерны эмоциональная неустойчивость, изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность, а предметы математического цикла позволяют уравновешивать эти процессы.

Эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью предпочитают как предметы, требующие активности, так и предметы, требующие сосредоточения, размышления и т.д.

50% учащихся с преобладающим нейротизмом не любят предметы естественнонаучного и гуманитарного цикла, равное количество эмоционально-стабильных (44,4%) также не любят предметы естественно-научного и гуманитарного цикла. 57,1% смешанного типа не любят предметы естественно-научного цикла (см. Табл.8).

Частота встречаемости нелюбимых предметов в зависимости от характеристик нейротизма/эмоциональной

стабильности

Нейротизм/эмоц.стабильность * нелюбимый предмет Crosstabulation

нелюбимый предмет Total

предметы матем.цикла предметы ест.-науч. цикла предметы гуманит. цикла

Нейротизм/эмоц. нейротизм стабильность Count % within Нeмpoтмзм/эмoц. CTa6MnbHOCTb 0 ,0% 2 50,0% 2 50,0% 4 100,0%

эм.стабильность Count % within Нeмpoтмзм/эмoц. CTa6MnbHoCTb 1 11,1% 4 44,4% 4 44,4% 9 100,0%

смеш.тип Count % within Нeмpoтмзм/эмoц. CTa6MnbHoCTb 1 14,3% 4 57,1% 2 28,6% 7 100,0%

Total Count 2 10 8 20

% within Нeмpoтмзм/эмoц. CTa6MnbHoCTb 10,0% 50,0% 40,0% 100,0%

Выводы. В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы. Определены особенности предпочтений предметов разных циклов в зависимости от особенностей экстраверсии/интроверсии. Среди интровертов большинство предпочитают физкультуру, меньшее количество - предметы математического цикла. При этом надо учитывать, что большинство не ярко выраженные интроверты. Среди экстравертов - большинство предпочитают предметы математического цикла, меньшее количество - физкультуру. При этом, следует отметить, что часть - не ярко выраженные экстраверты, близкие к средним значениям. Большинство интровертов в качестве нелюбимых отмечают предметы естественно-научного цикла - 57,1%, равное количество экстравертов не любят как предметы естественнонаучного так и гуманитарного циклов (45,5%). Можно предположить, что учащиеся активно формируют индивидуальный стиль деятельности, который позволяет компенсировать слабые стороны их темперамента.

Выявлены особенности предпочтений учащихся предметов разных циклов зависимости от особенностей нейротизма/эмоциональной стабильности. Большинство учащихся с повышенным уровнем нейротизма в качестве любимого предмета отмечают предметы математического цикла, равное количество эмоционально-стабильных учащихся предпочитают предметы математического цикла и физкультуру. Это можно объяснить тем, что обучаемые с повышенным уровнем нейротизма легковозбудимы, для них характерны эмоциональная неустойчивость, изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность, а предметы математического цикла позволяют уравновешивать эти процессы. Эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью предпочитают как предметы, требующие активности, так и предметы, требующие сосредоточения, размышления и т.д.

Литература:

1. Айзенк, Г.Ю. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г.Вильсон. - М.: ООО «Когито-Центр», 2000. - 283 с.: ил., табл.

2. Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С. 71-78.

3. Базылевич, Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности / Т.Ф. Базылевич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 207 с.

4. Белоус, В.В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности / В.В. Белоус // Вопросы психологии. - 1986. - №3. - С. 113-121.

5. Голубева, Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям / Э.А. Голубева // Психологический журнал. - 1995. - №1. - С. 64-74.

6. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова [и др]; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

7. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е П. Ильин. - Спб.: Питер, 2004. - 701 с.

8. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 482 с.

9. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: Учеб. пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

10. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. - М.: Научный фонд «Первая исследовательская лаборатория им. акад. В.А. Мельникова», 2000. - 208 с.

11. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента / А.И. Крупнов. - М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992 (1993). - 79 с.

12. Лейтес, Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1982. -№4. - С. 36-49.

13. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учеб.пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, 2008. - 280 с.

14. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

15. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды [Текст] / Б.М. Теплов: под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

16. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.