Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА / ПЕДАГОГ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / TEMPERAMENT / TEMPERAMENT PROPERTIES / TEACHER / INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY / RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна, Давыдкина Анна Владиленовна

В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи типа темперамента педагога и успеваемости по его предмету обучающихся средней общеобразовательной школы. Рассматриваются вопросы особенностей темперамента педагога, его положительные и отрицательные стороны, необходимость формирования индивидуальной системы приемов и способов действий, которые наиболее отвечают психологическим особенностям данного учителя и наиболее эффективны для достижения нужного результата в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE RELATIONSHIP OF TEACHER TEMPERAMENT AND ACADEMIC PERFORMANCE OF ADOLESCENTS AT SECONDARY SCHOOL

The article presents the results of a study aimed at studying the relationship between the type of temperament of a teacher and academic performance in its subject for students of secondary schools. The article considers the features of the temperament of the teacher, its positive and negative sides, the need to form an individual system of methods and methods of action that best meet the psychological characteristics of the teacher and are most effective for achieving the desired result in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

разование и педагогические науки. - 2018. -Т. 10. - № 4. - С. 37-47.

9. Циулина М. В. Социально-исторические предпосылки становления проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 112-122.

10. Циулина М. В. Теоретические аспекты проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 110-118.

11. Шалаев В. П. Генезис и социальный смысл системно-синергетической парадигмы: дисс. ... д-ра филос. наук. - Н. Новгород, 1997. - 305 с.

Е. Ю. Пономарёва, А. В. Давыдкина

УДК 37.015.32

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Эффективность учебно-воспитательной работы в школе зависит от многих факторов, но, прежде всего, - от педагога. Особое значение для успешной профессиональной деятельности имеют такие индивидуально-пси-

хологические свойства педагога, как темперамент, способности, характер.

Существует множество исследований, в разной степени затрагивающих данную проблему. Следует отметить таких ученых, как М. К. Акимова, А. Анастази, Дж. Батчер, Л. И. Бо-жович, А. А. Вдовиченко, В. И. Зыкова, Г. П. Ису-рина, 3. И. Калмыкова, А. Клайн, Г. И. Кузнецова, Р. Б. Кэттелл, А. К. Маркова, Н. Т. Ми-литанская, Г. Пирсон, П. К. Саха, Л. С. Славина, М. Тэйлор, И. С. Якиманская и др., указывающих на существование множественных связей между успеваемостью и индивидуально-психологическими особенностями личности учащихся. Вопрос о роли типологических свойств деятельности учителя рассматривал в своем исследовании Н. Д. Левитов. Роль темперамента педагогов в учебной деятельности исследовали Е. М. Корчинский, Д. Ф. Николен-ко, Р. И. Хмелюк.

Темперамент - одно из наиболее значимых свойств личности. Интерес к проблеме темперамента обусловлен существованием очевидных индивидуальных различий, возникающих вследствие особенностей биологического и физиологического строения и развития организма, а также различий социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. Темперамент является природно-обусловленной склонностью индивида к определенному стилю поведения.

Имеющееся разнообразие исследований, посвященных вопросу изучения темперамента, на сегодняшний день не позволяет точно определить единое значение данной дефиниции, что для нашего исследования является важным. Психологический словарь определяет темперамент следующим образом: «.характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний», «.закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения» [5, с. 389-392]. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности,

скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний» [2, с. 634].

С. С. Степанов определяет темперамент как «устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы» [9, с. 582]. В свою очередь, М. Кор-дуэлл дает следующее определение темпераменту: «аспект человеческого характера; склонность к специфическим эмоциональным реакциям и настроениям <...> темперамент человека в значительной мере имеет генетическую природу» [4, с. 152]. Таким образом, темперамент - это врожденная характеристика высшей нервной деятельности, динамика психики и поведения человека. Устойчивое объединение индивидуальных особенностей индивида: интенсивность переживаний, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных изучению темперамента школьников, индивидуальный подход к учащимся с различным типом темперамента, но вопрос влияния типа темперамента учителя на успеваемость школьников изучен недостаточно. Учитывают ли учителя особенности своего темперамента в профессиональной деятельности, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной работе?

Предметом нашего исследования стал процесс влияния свойств темперамента учителя на его профессиональную деятельность, влияние типа темперамента учителя на успеваемость учеников. Цель исследования: выявить особенности влияния темперамента учителя на эффективность усвоения учащимися подросткового возраста учебного материала.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Симеизская средняя школа». В исследовании приняли участие обучающиеся 7-х классов и учителя-предметники (14 педагогов и 49 обучающихся). Определялся тип темперамента педагогов и успеваемость обучающихся 7-х классов и учителей. Для проведения

исследования нами был подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить тип темперамента педагогов, а также проведены анкетирование обучающихся и анализ школьной документации с целью определения успеваемости обучающихся по тому или иному предмету. На наш взгляд, для изучения взаимосвязи типа темперамента педагога и успеваемости обучающихся по его предмету наиболее практичны и эффективны следующие методики: методика изучения свойств нервной системы учащихся; психогеометрический тест С. Деллингер в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой; методика «Отношение к предметам» Л. Балабкиной; разработанная нами анкета «Мое отношение к образовательному процессу».

Таблица 1 Таблица результатов по методике «Методика изучения свойств нервной системы»

Темперамент Педагоги 7-А 7-Б

Холерик 1

Холерик-сангвиник 7 3

Холерик-меланхолик 2

Сангвиник-флегматик 6 12 10

Сангвиник-меланхолик 2 3 2

Флегматик-холерик 4 1

Флегматик-меланхолик 5 1 3

Методика изучения свойств нервной системы шкалирует результаты теста по следующим четырем параметрам: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Одним из преимуществ данного теста является отсутствие верхней возрастной границы, нижняя возрастная граница начинается со школьного возраста, т. е. 7-9 лет. Методика основана на выборе испытуемым одного варианта поведения из четырех, предлагаемых в каждом пункте задания. Он выбирает тот вариант, который, по его мнению, наиболее соотносим с его поведением. В вопросе каждый из

предлагаемых вариантов ответа соответствует одному из типов темперамента, что позволяет после выполнения задания определить степень выраженности отдельных типов темперамента и характеристику свойств нервной системы [8; 7]. Результаты по методике изучения свойств нервной системы учащихся представлены в таблице 1.

В каждом темпераменте выделились положительные и отрицательные стороны, одни из них облегчали занятия педагогической деятельностью, другие - осложняли.

Таблица 2 Таблица результатов по методике «Психогеометрический тест С. Деллингер»

Показатель Педагоги 7-А 7-Б

Круг 3 9 11

Зигзаг 1 4 4

Квадрат 2 6 5

Треугольник 1 2 0

Прямоугольник

Психогеометрический тест С. Деллингер представляет проективную методику, направленную на исследование личности (предложен и разработан специалистом по социально-психологической подготовке управленческих кадров С. Деллингер) [1]. Теоретическими предпосылками, среди которых учение К. Г. Юнга о психических типах и представления о функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, лежащими в основе теста, является психогеометрия. Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагается «почувствовать свою форму» и выбрать фигуру, которая как можно лучше отражает личность исследуемого или которая первой привлекла внимание. Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов. Согласно С. Деллин-гер, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминант-

ной, а какая - подчиненной [6]. Результаты по методике «Психогеометрический тест» приведены в таблице 2.

Предложенная Л. Балабкиной методика «Отношение к предметам» позволяет изучить отношение обучающихся к учению и к отдельным предметам, а также провести сравнительный анализ результатов по таким параметрам, как самооценка обучающегося и оценка учителей-предметников [6]. При проведении сравнительного анализа результатов выявляется рейтинг - ранжирование по эффективности изучаемых предметов в данном классе и трудности, с которыми встречаются обучающиеся в процессе учебной деятельности. Результаты исследования по методике приведены на рисунке 1.

Результаты по данной методике оцениваются следующим образом: 16-14 баллов -активно-положительное отношение к предмету; 13-10 баллов - положительное; 9-8 баллов - безразличное; 7-5 баллов - отрицательное; 4-0 баллов - крайне отрицательное. Исходя из результатов, приведенных на рисунке 1, видно, что у обучающихся 7-х классов положительное или активно-положительное отношение к предметам. Обращают на себя внимание результаты по предмету «Английский язык», свидетельствующие о безразличном отношении к предмету.

С целью изучения эффективности учебной деятельности по предмету нами была разработана анкета «Мое отношение к образовательному процессу», представленная в таблице 3.

Вопросы данной анкеты направлены на выявление отношения обучающихся как к образовательному процессу, так и к педагогам. Данную анкету можно применять в качестве социометрии для изучения отношения обучающихся к педагогам, а через них к предмету, который они ведут.

Например, на вопрос: «Какие качества учителя для тебя самые важные?» ответы обучающихся можно ранжировать следующим образом: организаторские способности; справедливость; доброжелательность; профессионализм; чувство юмора; справедливость; отзывчивость; культура поведения; уверен-

Методика «Отношение к предметам» Л.Балабкина

14

■ 7-А ■ 7-Б

Рис.1. Ранжирование предметов по методике «Мое отношение к предметам» по методике Л. Балабкиной

Таблица 3

_Анкета «Мое отношение к образовательному процессу»_

Анкета «Мое отношение к образовательному процессу»

ФИО_Класс_Школа:_

1. С каким настроением обычно ты приходишь в школу?

2. Что тебе больше всего нравится в школе (уроки; перемены; общение со сверстниками; другое)?

3. Какой урок самый любимый? (выбери от 1 до 3х)

4. Какие качества учителя для тебя самые значимые?

• Профессионализм (знание своего предмета)

• Доброжелательность

• Строгость

• Уверенность в себе

• Дружелюбие

• Культура поведения

• Чувство юмора

• Откровенность

• Справедливость

• Организаторские способности

• Самоконтроль

• Чувствительность (умение сопереживать)

• Уступчивость

• Благоприятный внешний вид

5. Какой урок тебе больше нравится?

6. Почему тебе нравится больше всего именно этот урок? (выбери и подчеркни)

A) Нравится как учит учитель (профессионализм, положительные качества и т.п)

B) Нравится учитель как человек (только личные качества) Р Нравится сам предмет, а учитель нет

7. Какой урок тебе меньше нравится? (выбери 1)

8. Почему тебе менее всего нравится именно этот урок? (выбери и подчеркни)

A) Не нравится как учитель учит

B) Не нравится учитель как человек (личные качества) С) Не нравится сам предмет, а учитель нравится

ность в себе; строгость; откровенность; чувствительность (умение сопереживать); благоприятный внешний вид; уступчивость; умение решать проблемы учащихся в личном контакте.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

Среди эффективных учителей немало холериков. Холерик - активный, энергичный, решительный, но несдержанный, склонный к аффектам. В педагогической деятельности ему может мешать повышенная возбудимость, нетерпеливость, иногда несдержанность.

Педагог-флегматик по темпераменту спокойный, хорошо владеет собой, что является важным качеством для учителя, но внешне мало выражает чувства (не эмоциональный), медлительный - качества, которые не нравятся учащимся, отмечающим, что у таких учителей монотонная речь и они «засыпают».

Учителя сангвинического темперамента энергичны, жизнерадостносты, общительны, имеют хорошие организаторские способности - черты, которые помогают добиваться профессионального успеха.

У педагога-меланхолика слабые как возбудимые, так и тормозные процессы. Очень впечатлительный, замкнутый, нерешительный, неуверенный в себе. В оценке его педагогической деятельности отмечается болезненная чувствительность к мелочам, повышенная эмоциональная возбудимость, постоянное чувство тревожности. За отрицательными поступками обучающихся не видят положительное в поведении детей. Неадекватная реакция на действующие раздражители вызывает у них быстрое истощение нервной системы, появление болезненной реакции на поступки детей, рост неудовлетворенности педагогической профессией, что негативно отражается на их профессиональной деятельности.

Таким образом, учителя, зная положительные и отрицательные стороны своего темперамента, должны учитывать это в профессиональной деятельности. Исходя из особенностей своего темперамента, его положительных и отрицательных сторон, следует формировать индивидуальный стиль деятельности, индивидуальную систему методов и прие-

мов, которые в полной мере отвечают психологическим особенностям учителя и наиболее эффективны для достижения нужного результата в педагогической деятельности. Важно преодолеть негативные стороны темперамента и использовать положительные. Индивидуальный стиль учителя проявляется в формах и приемах работы: сообщении нового материала, организация класса, учет усвоенных знаний и др.

Педагог любого типа темперамента, зная и учитывая положительные и отрицательные стороны своего темперамента, свои личные качества, создавая свой индивидуальный стиль преподавания, может быть эффективным и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи типа темперамента педагога и успеваемости по его предмету обучающихся средней общеобразовательной школы. Рассматриваются вопросы особенностей темперамента педагога, его положительные и отрицательные стороны, необходимость формирования индивидуальной системы приемов и способов действий, которые отвечают психологическим особенностям данного учителя и наиболее эффективны для достижения нужного результата в педагогической деятельности.

Ключевые слова: темперамент, свойства темперамента, педагог, индивидуальный стиль деятельности, методы исследования.

SUMMARY

The article presents the results of a study aimed at studying the relationship between the type of temperament of a teacher and academic performance in its subject for students of second-dary schools. The article considers the features of the temperament of the teacher, its positive and negative sides, the need to form an individual system of methods and methods of action that best meet the psychological characteristics of the teacher and are most effective for achieving the desired result in pedagogical activity.

Key words: temperament, temperament properties, teacher, individual style of activity, research methods.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. - Л.: Знание, 1991. - 106 с.

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ; Харвест, 1998. - 800 с.

3. Карпенко Л. А., Петровский А. В., Яро-шевский М. Г. Краткий психологический словарь. - Ростов-н/Д.: ФЕНИКС, 1998. - 431 с.

4. Кордуелл М. Психология А-Я. Словарь-справочник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 440 с.

5. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

6. Психологические тесты: в 2-х т. / под ред. А. А. Карелина. - М.: Владос, 2005. -Т. 1. - 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособ. / ред. и сост. Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта -М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 2000. -263 с.

8. Сонин В. А. Методика изучения свойств нервной системы учащихся // Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. - С. 80-84.

9. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. -672 с.

Е. А. Дорофеева, Н. Е. Серебровская

УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

I егодняшняя социальная ситуация и новые цели российского общества по повышению занятости населения, продлению активного профессионального возраста россиян ставит новые задачи перед образованием. Существующая система работы со студентами по их профессиональной ориентации в системе среднего профессионального образования не отражает актуальные реальности. Основные направления реформирования системы российского образования и переход к профильному обучению привлекают все большее внимание исследователей и практиков к проблеме формирования профессионального самоопределения учащихся, изучению его закономерностей, психологических особенностей на каждом возрастном этапе.

Рассмотрение проблемы профессионального самоопределения начинается с изучения содержания понятия «самоопределения» в философском и психологическом аспектах. Категория самоопределения связана напрямую с проблемой выбора личности. Тема осуществления выбора и самоопределения освещалась в философских учениях Аристотеля, Р. Декарта, И. Канта, А. Шопенгауэра, С. Кьерке-гора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Э. Фромма и других мыслителей разных эпох.

В основе любого выбора лежит осознанное предпочтение того или иного предмета, действия, варианта развития событий из нескольких в одинаковой степени возможных. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.