Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ СЕМЬИ И СИМПТОМАМИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ/ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОПОСРЕДУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ СЕМЬИ И СИМПТОМАМИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ/ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОПОСРЕДУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Токарева Дарья Сергеевна

В статье описывается исследование на изучение взаимосвязи между социально-экономическим статусом семьи и симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей дошкольного возраста и опосредующей ролью исполнительной функции. На основании данной теории была поставлена рабочая гипотеза: дети дошкольного возраста из семей с низким социально-экономическим статусом будут демонстрировать более высокую частоту симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей дошкольного возраста. Также предположили, что исполнительская функция играет значительную посредническую роль между социально-экономическим статусом и симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей дошкольного возраста у дошкольников. Были опрошены родители детей дошкольного возраста. Прошли анкетирование самооценки семейного положения, анкеты исполнительной деятельности ребенка и анкеты сильных и трудных сторон ребенка. Результаты показали, что существуют значимые связи между социально-экономическим статусом семьи, исполнительной функцией и его размерами и симптомами дефицита внимания. Дети дошкольного возраста из семей с низким уровнем социально-экономическим статусом чаще проявляют симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности, и исполнительская функция, по-видимому, играет опосредующую роль во взаимоотношениях между социально-экономическим статусом и синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Низкий социально-экономический статус также влияет на нарушение тормозного контроля и возможностей рабочей памяти в исполнительской функции детей раннего возраста, что, в свою очередь, связано с появлением синдромом дефицита внимания/гиперактивности у некоторых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Токарева Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN SOCIOECONOMIC STATUS OF THE FAMILY AND SYMPTOMS OF ATTENTION DEFICIT/HYPERACTIVITY DISORDER IN PRESCHOOL CHILDREN AND THE MEDIATING ROLE OF EXECUTIVE FUNCTION

The article reveals a study on the study of the relationship between the socioeconomic status of the family and the symptoms of attention deficit/hyperactivity disorder in preschool children and the mediating role of the executive function. Based on this theory, a working hypothesis was put forward: preschool children from families with low socioeconomic status will show a higher frequency of symptoms of attention deficit/hyperactivity disorder in preschool children. It has also been suggested that executive function plays a significant mediating role between socioeconomic status and symptoms of attention deficit/hyperactivity disorder in preschool children in preschoolers. Parents of preschool children were interviewed. Questionnaires for self-assessment of marital status, questionnaires for the executive activity of the child, and questionnaires for the strengths and difficulties of the child were completed. The results showed that there were significant associations between family socioeconomic status, executive function and size, and attention deficit symptoms. Preschool children from families with low socioeconomic status are more likely to exhibit symptoms of attention deficit/hyperactivity disorder, and executive function appears to play a mediating role in the relationship between socioeconomic status and attention deficit/hyperactivity disorder. Low socioeconomic status also affects impaired inhibitory control and working memory capacity in the executive function of young children, which, in turn, is associated with the appearance of attention deficit/hyperactivity disorder in some children.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ СЕМЬИ И СИМПТОМАМИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ/ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОПОСРЕДУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ»

уметь отбирать и применять их в соответствии со спецификой учебной дисциплины, ее целевой направленности, дидактически-содержательной и методической обоснованности и т.д. [4].

Так, например, в дисциплинах магистратуры по профилю «Дополнительное образование детей средствами искусства» («Теория и практика дополнительного образования детей средствами искусства», «Методология и технологии исследовательской деятельности в дополнительном образовании детей средствами искусства», «Психология дополнительного образования детей средствами искусства», «Аудиовизуальные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» и др.) студенты разрабатывают и защищают исследовательские проекты в виде мультимедийных презентационных материалов. Презентации содержат разнообразную текстовую и графическую информацию, видеоматериалы учебных фильмов, фрагменты занятий педагогов дополнительного образования и внеучебных мероприятий, тестовые задания для изучения и закрепления пройденного материала и т.д.

В процессе такой деятельности магистранты демонстрируют владение практическими навыками применения средств ИКТ наряду с осознанным отношением в подбору дидактических, методических учебных материалов, соответствующих современным трендам в дополнительном художественно-эстетическом образовании.

Выводы. Использование современных компьютерных технологий в ходе подготовки магистров к профессиональной деятельности в сфере дополнительного художественно-эстетического образования способствует эффективному построению образовательного процесса в вузе в электронном формате. Информационно-коммуникационная направленность данного процесса обеспечивает не только содержательный и технологический аспекты практической подготовки магистров, но и позволяет сформировать соответствующую компетентность, а также личностные качества будущих педагогов системы дополнительного образования, ориентированных на внедрение средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Литература:

1. Васильева, Л.Л. Развитие информационных технологий в сфере дополнительного образования взрослых и детей / Л.Л. Васильева // Проблемы современного образования. - 2019. - № 4. - С. 246-250

2. Величко, Ю.В. Информационные технологии обучения в реализации магистерской подготовки студентов-музыкантов педагогического вуза / Ю.В. Величко, М.П. Миронова // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 22-26

3. Гончарова, Н.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гончарова Наталья Александровна. -Белгород, 2008. - 23 с.

4. ГОСТ Р 53620-2009 - Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. - URL: http://www.gostedu.ru/ 50209.html (дата обращения: 06.09.2022).

5. Кузнецова, Н.В. Использование потенциала цифровизации образования для подготовки педагога по внеурочной деятельности / Н.В. Кузнецова // Гуманитарные науки и образование. - 2020. - Т. 11. - № 4. - С. 50-55

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 126] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 (дата обращения: 06.09.2022).

Психология

УДК 159.922.72

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Токарева Дарья Сергеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ СЕМЬИ И СИМПТОМАМИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ/ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОПОСРЕДУЮЩЕЙ РОЛЬЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Аннотация. В статье описывается исследование на изучение взаимосвязи между социально-экономическим статусом семьи и симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей дошкольного возраста и опосредующей ролью исполнительной функции. На основании данной теории была поставлена рабочая гипотеза: дети дошкольного возраста из семей с низким социально-экономическим статусом будут демонстрировать более высокую частоту симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей дошкольного возраста. Также предположили, что исполнительская функция играет значительную посредническую роль между социально-экономическим статусом и симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей дошкольного возраста у дошкольников. Были опрошены родители детей дошкольного возраста. Прошли анкетирование самооценки семейного положения, анкеты исполнительной деятельности ребенка и анкеты сильных и трудных сторон ребенка. Результаты показали, что существуют значимые связи между социально-экономическим статусом семьи, исполнительной функцией и его размерами и симптомами дефицита внимания. Дети дошкольного возраста из семей с низким уровнем социально-экономическим статусом чаще проявляют симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности, и исполнительская функция, по-видимому, играет опосредующую роль во взаимоотношениях между социально-экономическим статусом и синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Низкий социально-экономический статус также влияет на нарушение тормозного контроля и возможностей рабочей памяти в исполнительской функции детей раннего возраста, что, в свою очередь, связано с появлением синдромом дефицита внимания/гиперактивности у некоторых детей.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности, исполнительная функция, дошкольники, социально-экономический статус семьи.

Annotation. The article reveals a study on the study of the relationship between the socioeconomic status of the family and the symptoms of attention deficit/hyperactivity disorder in preschool children and the mediating role of the executive function. Based on this theory, a working hypothesis was put forward: preschool children from families with low socioeconomic status will show a higher frequency of symptoms of attention deficit/hyperactivity disorder in preschool children. It has also been suggested that executive function plays a significant mediating role between socioeconomic status and symptoms of attention deficit/hyperactivity disorder in preschool children in preschoolers. Parents of preschool children were interviewed. Questionnaires for self-assessment of

marital status, questionnaires for the executive activity of the child, and questionnaires for the strengths and difficulties of the child were completed. The results showed that there were significant associations between family socioeconomic status, executive function and size, and attention deficit symptoms. Preschool children from families with low socioeconomic status are more likely to exhibit symptoms of attention deficit/hyperactivity disorder, and executive function appears to play a mediating role in the relationship between socioeconomic status and attention deficit/hyperactivity disorder. Low socioeconomic status also affects impaired inhibitory control and working memory capacity in the executive function of young children, which, in turn, is associated with the appearance of attention deficit/hyperactivity disorder in some children.

Key words: attention deficit disorder, hyperactivity disorder, executive function, preschoolers, socioeconomic status of the family.

Введение. Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) - это расстройство невнимательности или кратковременного внимания, гиперактивности и импульсивности, которое не соответствует возрасту и уровню развития человека и часто сопровождается трудностями в обучении, расстройствами поведения и дезадаптацией. Обычно он развивается в дошкольном возрасте, в основном выявляется в школьном возрасте, может сохраняться в подростковом и взрослом возрасте и является распространенной категорией когнитивно-психологических расстройств в детском возрасте. Исследования показали, что СДВГ отрицательно влияет на все аспекты развития детей дошкольного возраста (например, на обучение, поведение, семью, отношения со сверстниками, когнитивное развитие и эмоциональное благополучие), и эти эффекты могут сохраняться во взрослом возрасте. Поэтому внимание к СДВГ на дошкольном этапе важно для их развития на протяжении всей жизни.

Теория экосистем предполагает, что семья является важной микросистемой, играющей жизненно важную роль в физическом и умственном развитии детей. Среди семейных факторов социально-экономический статус (СЭС) является составным отражением материальных и нематериальных ресурсов и положения в обществе, которое представляет собой экономический, человеческий и образовательный капитал семьи; это также важный показатель объективного экономического положения человека. Модель семейного стресса утверждает, что семейный СЭС влияет на взаимодействие и функционирование членов семьи, а низкий СЭС ставит детей в ситуацию высокого риска развития, делая их склонными к снижению самоадаптации и проблемному поведению. Низкий доход семьи является фактором риска психопатологии и дисфункции у детей, а дети из семей с низким СЭС проявляют больше симптомов СДВГ, чем дети из семей с высоким СЭС. На основании этого предлагается следующая гипотеза: дети дошкольного возраста из семей с низким СЭС будут демонстрировать более высокую частоту СДВГ [1].

Изложение основного материала статьи. В дополнение к прямому влиянию СЭС на детский СДВГ некоторые исследователи в последние годы сосредоточили внимание на косвенных механизмах. Например, было обнаружено, что участие родителей и семейный конфликт играют опосредующую роль между СЭС и СДВГ у детей дошкольного возраста. Однако в дополнение к этим экзогенным факторам исполнительная функция (УФ) привлекла внимание исследователей как эндогенный фактор, влияющий на СДВГ у детей EF относится к способности человека использовать навыки мышления для достижения целей, развития способности решать проблемы, а также контролировать и корректировать поведение; это высокоуровневая обработка информации в мозгу, посредством которой люди осуществляют сознательный контроль над своими мыслями и действиями. УФ тесно связана с СДВГ. В своей модели Баркли утверждает, что дефицит УФ является основной причиной СДВГ, поскольку нарушение УФ вызывает нарушения самоконтроля и целевого поведения у пациентов с СДВГ [2]. Несколько лонгитюдных исследований показали, что нарушение УФ у детей дошкольного возраста предсказывает последующее возникновение и развитие СДВГ [2]. Соответствующие исследования локализации мозга также показали, что СДВГ в первую очередь затрагивает префронтальную и теменную кору, мозжечок и базальные ганглии, а УФ является важной функцией, связанной со всеми этими областями мозга. Более того, СЭС может влиять на развитие ФВ у детей. Модель семейных инвестиций предполагает, что когнитивная стимуляция в семейной среде является ключевым фактором нейрокогнитивного развития детей. В этой модели родители из семей с более низким СЭС вкладывают меньше ресурсов в обеспечение своих детей когнитивно-стимулирующими учебными материалами и опытом (например, книгами или посещением музеев), что препятствует развитию УФ. Исследования также показали, что дети с более низким СЭС хуже справляются с заданиями на EF.

Поэтому предлагается следующая гипотеза: УФ играет значительную посредническую роль между СЭС и СДВГ у дошкольников.

Существующая литература в основном посвящена изучению EF в целом. Однако все больше исследований, в том числе в области когнитивной нейробиологии, показали, что разные компоненты УФ имеют разные траектории развития и локализацию в префронтальной коре; поэтому каждый компонент следует рассматривать как независимую переменную при изучении УВ. Играют ли три измерения УФ - рабочую память, регуляцию и торможение - промежуточную роль между СЭС и СДВГ? Существующая литература может дать некоторое представление. Во-первых, рабочая память относится к процессу сохранения информации в сознании для управления последующим поведением и в первую очередь представляет собой способность хранить и обрабатывать информацию в уме. Было обнаружено, что SES значительно и отрицательно предсказывает возможности рабочей памяти детей. Кроме того, плохая рабочая память является одним из основных когнитивных нарушений у детей с СДВГ. Таким образом, рабочая память может опосредовать связь между семейным СЭС и СДВГ у дошкольников. Во-вторых, торможение относится к способности сознательно контролировать автономные или доминирующие реакции. Это включает сдерживающий контроль над поведением, которое не соответствует текущим потребностям или является неуместным, прежде всего как процесс отсрочки или воздержания от резких ответов и принятия соответствующих решений и реакций. Некоторые исследования показали значительную корреляцию между СЭС и тормозными способностями маленьких детей, а Холлистер измерил ингибирование детей 4-5 лет с помощью модифицированной задачи результаты показали, что участникам с низким СЭС было труднее использовать торможение для разрешения конфликтов по сравнению с участниками с высоким СЭС. Кроме того, показали, что торможение является основным недостатком у маленьких детей с СДВГ. Из приведенных выше данных можно предположить, что торможение может опосредовать связь между СЭС и СДВГ у дошкольников.

Наконец, регуляция - это способность разумно регулировать возбуждение для достижения цели и контролировать поведенческое выражение эмоций социально приемлемым образом, что требует от маленьких детей регулирования своего поведения, внимания, возбуждения и эмоционального выражения, часто в отношении мотивации. Было показано, что уровень образования родителей и семейный доход связаны с саморегуляцией детей, и что дети с более высоким СЭС демонстрируют более высокую личностную регуляцию поведения по сравнению с детьми с более низким СЭС. Кроме того, более низкая регуляция является еще одним когнитивным дефицитом, наблюдаемым у детей с СДВГ. Соответственно, регуляция может опосредовать связь между СЭС и СДВГ у детей дошкольного возраста.

Основываясь на приведенном выше анализе трех аспектов УФ, в этом исследовании предлагается H3: существует множество значительных опосредующих эффектов трех компонентов УФ между семейным СЭС и СДВГ у детей дошкольного возраста. Рабочая память имеет значительный посреднический эффект между СЭС и СДВГ. Ингибирование имеет значительный опосредующий эффект между СЭС и СДВГ. Регуляция имеет значительный посреднический эффект между СЭС и СДВГ.

В этом исследовании использовался метод выборки младшей, средней старшей группы детского сада. После получения согласия детского сада и родителей на добровольной основе проводилось анкетирование родителей детей. После исключения недостоверных данных в конечном итоге был получен 361 достоверный ответ, в том числе 109 (30,2%, 4,42 ± 0,24 года) из младшей группы, 123 (34,1%, 5,32 ± 0,27 года) из средней группы и 129 (35,7%, 6,34 года). ± 0,26 года) из подготовительной группы. Протокол исследования соответствовал этическим принципам и был одобрен участниками.

В качестве показателей оценки использовались доход семьи и уровень образования родителей. Ежемесячный доход семьи измерялся по шкале от 1 до 5. Уровень образования отца и матери измерялся с помощью одного вопроса по шкале от 1 до 5. Индексы оценки рассчитывались путем стандартизации показателей дохода семьи и уровня образования родителей, а затем суммирования стандартных баллов, при этом более высокие баллы указывали на более высокий уровень СЭС.

Опросник исполнительного функционирования детей был разработан Торелл Найберг и переведен на русский язык [4]. В этом исследовании маленьких детей оценивали родители либо опекуны. Шкала состоит из 24 вопросов и содержит три фактора (рабочая память, регуляция и торможение), которые измеряются по шкале от 1 до 5, причем более высокие баллы связаны с большим количеством проблем с УФ. Альфа-коэффициент Кронбаха для этой шкалы составлял 0,90, а альфа-коэффициенты Кронбаха для параметров рабочей памяти, регуляторной способности и тормозной способности составляли 0,87, 0,73 и 0,68 соответственно.

Инструментом, выбранным для измерения СДВГ у детей, была подшкала гиперактивности Опросника сильных сторон и трудностей, состоящая из 5 пунктов с трехуровневой подшкалой 0-2, где более высокие баллы указывают на более серьезные проблемы с СДВГ у детей. Преимущество этой шкалы заключается в том, что она является быстрой и эффективной для скрининга детей дошкольного возраста на предмет СДВГ, а коэффициент альфа Кронбаха для этого параметра был равен 0,77.

Анкета заполнялась студентом, и родителей просили заполнить анкету в группе, была собрана после того, как ее заполнили родители. Анализ данных состоял из четырех этапов: (1) смещение общего метода данных анкеты проверялось с помощью факторного анализа; (2) характеристики и взаимосвязи переменных анализировались с использованием описательной статистики и корреляционного анализа; (3) опосредующие эффекты EF были проанализированы с использованием метода Hayes and Preacher с поправкой на систематическую ошибку процентильного бутстрапа (повторная выборка 5000 раз с 95% доверительными интервалами); и (4) множественные опосредующие эффекты трех компонентов УФ (т.е. рабочая память, торможение и кондиционирование) были проанализированы с использованием того же метода, что и для опосредующих эффектов УФ. Статистическую значимость определяли как p < 0,05 [5].

Поскольку все данные анкеты в этом исследовании были получены из самоотчетов родителей, был проведен однофакторный тест Хармана для контроля эффектов систематической ошибки общего метода, и результаты показали, что было 15 факторов с собственным значением больше 1. Пояснительная ценность первого общего фактора было 18,43%, что было меньше порогового значения (40%), что указывает на то, что погрешность общего метода не была значимой в этом исследовании.

Дальнейшая проверка различий в значениях опосредующего эффекта была проведена для рабочей памяти и торможения, которая оказалась недостоверной. Таким образом, СЭС в основном связан с СДВГ у дошкольников через рабочую память и тормозную способность.

Это исследование показало, что СЭС детей дошкольного возраста оказывает значительное негативное прогностическое влияние на их СДВГ, поэтому H1 был подтвержден; то есть дети с более низким СЭС более склонны к проявлению симптомов СДВГ. Это еще раз подтверждает модель семейного стресса, согласно которой низкий уровень СЭС увеличивает проблемное поведение у маленьких детей. Кроме того, было обнаружено, что УФ опосредует взаимосвязь между СЭС и СДВГ у детей дошкольного возраста, поэтому H2 был подтвержден; то есть, в дополнение к прямому влиянию на СДВГ, СЭС также косвенно влияет на СДВГ, влияя на УВ детей дошкольного возраста. В частности, дети с высоким СЭС имели меньше проблем с нарушением УФ и более низкий риск развития СДВГ. Причина этого явления, согласно модели семейных инвестиций, заключается в том, что родители с высоким СЭС могут иметь больше ресурсов и энергии, чтобы инвестировать в образовательную деятельность своих дошкольников, такую как предоставление учебных материалов и опыта, которые способствуют их когнитивному развитию, тем самым положительно влияя на их детский ЭФ. Более того, у детей дошкольного возраста с высоким семейным СЭС наблюдается более умеренная скорость и большая продолжительность возрастного уменьшения толщины лобной коры, что может оказывать положительное влияние на когнитивные способности. Таким образом, хорошее развитие когнитивных способностей, таких как УФ, еще больше снизит частоту возникновения СДВГ у детей дошкольного возраста.

В дополнение к изучению опосредующей роли общего УФ между СЭС и СДВГ у детей дошкольного возраста, в этом исследовании дополнительно изучалась множественная опосредующая роль параметров УФ между СЭС и СДВГ. Основываясь на предыдущей литературе, это исследование выдвинуло гипотезу о том, что все параметры УФ могут играть опосредующую роль во влиянии СЭС на СДВГ у дошкольников. Однако это исследование показало, что только рабочая память и торможение частично опосредовали связь между СЭС и СДВГ у дошкольников. Следовательно, H3a и H3b были подтверждены; то есть маленькие дети с низким уровнем СЭС чаще демонстрируют более слабое торможение и рабочую память, что, в свою очередь, увеличивает риск СДВГ. Как упоминалось ранее, этот результат предполагает, что, с одной стороны, что приводит к задержке развития торможения и рабочей памяти и, следовательно, СДВГ. С другой стороны, было высказано предположение, что рабочая память и торможение тесно связаны и связаны с когнитивной нагрузкой УФ, которую Вулф и Белл называют способностью торможения рабочей памяти. Согласованность роли рабочей памяти и торможения между СЭС и СДВГ, обнаруженная в настоящем исследовании, также может косвенно указывать на тесную связь между ними в структуре УФ у детей раннего возраста, и вполне вероятно, что в раннем детстве рабочая память и торможение еще не достигли стадии дифференцировки. Этот результат также напоминает нам, что при рассмотрении влияния УФ в раннем детстве рабочую память и торможение можно рассматривать как единый компонент. Опосредующий эффект регуляции между СЭС и СДВГ у детей дошкольного возраста не был значительным, поэтому H3c не был подтвержден. Из результатов ясно, что существует положительная связь между проблемами регуляции и СДВГ, но связь с СЭС не была значимой. Хотя это может отражать, что способность к регуляции не является опосредующей переменной между СЭС и СДВГ у маленьких детей, это также может быть связано с тем фактом, что семьи, отобранные для этого исследования, были из городских районов и в основном имели промежуточное и более высокое распределение

СЭС. Ю и др. обнаружили, что бедность семьи препятствует развитию у детей способности к регуляции. Это необходимо дополнить данными о низком SES для дальнейшего подтверждения объяснения.

Выводы. Таким образом, это исследование показывает, что опосредующая роль параметров УФ между СЭС и СДВГ у дошкольников непостоянна, что в некоторой степени подтверждает необходимость изучения трех параметров по отдельности. Это также указывает на то, что в исследованиях УФ важно сосредоточиться как на роли общего УФ, так и на уникальных ролях и функциях трех измерений УФ. Кроме того, это исследование показало, что дети дошкольного возраста с низким СЭС могут иметь более низкие показатели рабочей памяти и торможения, что может привести к усилению тяжести СДВГ. Следовательно, при проведении вмешательств, направленных на снижение риска СДВГ, следует сосредоточить внимание на тренировке рабочей памяти и торможения у дошкольников с низким СЭС.

Это исследование имело следующие ограничения. Во-первых, УВ и СДВГ детей дошкольного возраста в этом исследовании оценивались путем опроса родителей, отражающего устойчивые реакции детей, основанные на наблюдениях их родителей в течение длительного периода времени; однако, несмотря на их экологическую достоверность, родителям не хватало информации о немедленном выполнении когнитивных задач, полученной с помощью экспериментальных методов или клинической диагностики. Поэтому будущие исследования должны сочетать родительскую оценку и экспериментальные методы, чтобы обеспечить баланс между экологическими и объективными аспектами исследования. Во-вторых, в этом исследовании для построения опосредованной модели использовался только дизайн поперечного сечения; хотя этот метод может дать ценные результаты, он не может объяснить причинно-следственные связи между переменными. Таким образом, будущие исследования должны применять последующий или экспериментальный план для дальнейшего подтверждения причинно-следственных связей. В-третьих, мера семейного СЭС объединила доход семьи и уровень образования родителей в один показатель. Вранцидис и др. утверждают, что СЭС имеет многомерную структуру, и его компоненты могут по-разному влиять на УВ. Таким образом, будущие исследования должны учитывать экономический доход, профессию и образование SES независимо друг от друга при измерении воздействия. В-четвертых, настоящее исследование было сосредоточено только на СЭС как семейном факторе и не изучало индивидуальные характеристики при рождении (например, вес, недоношенность) и материнское поведение (например, употребление алкоголя, депрессия), которые могут влиять на СДВГ, а в будущем, необходимо учитывать, могут ли эти факторы вместе с СЭС влиять на СДВГ у маленьких детей.

Дети дошкольного возраста из семей с низким уровнем СЭС чаще проявляют симптомы СДВГ, и УФ, по-видимому, играет опосредующую роль во взаимоотношениях между СЭС и СДВГ. Низкий СЭС связан с нарушением тормозного контроля и возможностей рабочей памяти в УФ детей раннего возраста, что, в свою очередь, связано с появлением СДВГ у некоторых детей.

Литература:

1. Алмазова, О.В. Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте / О.В. Алмазова, Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - Т. 16. - № 2. -С. 94-109

2. Алмазова, О.В. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария / О.В. Алмазова, Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 4(24). - С. 14-22

3. Тапар, А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / А. Тапар, Л. Купер. - М.: Ланцет. - 2016. - 387 с.

4. Торелл, Л.Б. Опросник исполнительных функций в детстве (CHEXI): новый инструмент оценки для родителей и учителей / Л.Б. Торелл, Л. Дев. Найберг. - М., 2008. - 552 с.

5. Хейс, А.Ф. Статистический посреднический анализ с мультикатегориальной независимой переменной. бр. Дж. Матеем. / А.Ф. Хейс, К. Дж. Проповедник // Стат. Психол. - 2014. - №67. - С. 451-470

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Едиханова Юлия Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Спицына Оксана Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА КАК КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения нейропсихологического подхода в качестве средства развития интеллектуальных операций у обучающихся как составляющих педагогической одаренности. Охарактеризовано понятие «ранняя педагогическая одаренность» и его структурные компоненты. Обосновывается связь понятия «педагогический интеллект» с интеллектуальным потенциалом обучающихся. Представлены подходы к пониманию интеллекта в психолого-педагогической литературе. Дана историографическая справка исследований структуры интеллекта. Показана роль деятельности мозговых структур в организации психических процессов. Описано функциональное взаимодействие трех блоков головного мозга для организации психической деятельности обучающихся. Раскрыты основные направления работы по развитию понятийного мышления с помощью нейропсихологического подхода.

Ключевые слова: интеллект, педагогический интеллект, интеллектуальный потенциал, педагогическая одаренность, нейропсихологический подход, развитие.

Annotation. The article considers the possibilities of applying the neuropsychological approach as a means of developing intellectual operations in students as components of pedagogical giftedness. The concept of "early pedagogical giftedness" and its structural components are characterized. The connection of the concept of "pedagogical intelligence" with the intellectual potential of students is substantiated. Approaches to understanding intelligence in psychological and pedagogical literature are presented. A historiographical reference of research on the structure of intelligence is given. The role of brain structures in the organization of mental processes is shown. The functional interaction of three brain blocks for the organization of mental activity of students is described. The main directions of work on the development of conceptual thinking with the help of a neuropsychological approach are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.