Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ИХ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СИСТЕМЕ ИНТЕНСИВНОЙ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В.И. КОЗЯВКИНА'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ИХ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СИСТЕМЕ ИНТЕНСИВНОЙ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В.И. КОЗЯВКИНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
746
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / MENTAL FUNCTIONS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / СИСТЕМА ИНТЕНСИВНОЙ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В.И. КОЗЯВКИНА / THE INTENSIVE NEUROPHYSIOLOGICAL REHABILITATION SYSTEM OF V. I. KOZYAVKIN / DIZONTOGENEZA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гордиевич М.И.

В статье описаны особенности развития психических функций у детей со смешанным типом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также представлены результаты использования системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации В.И. Козявкина (СИНР) для реабилитации этой категории пациентов. Показано, что применениеСИНР позволило значительно снизить выраженность основных симптомов СДВГ у детей, а также способствовало повышению уровня их интеллектуального развития, улучшению мнестических функций, эмоционального состояния и социально-психологической адаптации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гордиевич М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the features of the development of mental functions in children with a mixed type of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), as well as provides results of using the Intensive Neurophysiological Rehabilitation System of V. I. Kozyavkin (INRS) for the rehabilitation of these patients. It is shown that the use of (INRS) has significantly reduced the severity of the main symptoms of ADHD in children, as well as contribute to improving the level of their intellectual development, improve mnemonic function, emotional status and psychosocial adaptation in general.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ИХ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СИСТЕМЕ ИНТЕНСИВНОЙ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В.И. КОЗЯВКИНА»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 616.89 - 008.47 - 053.2 - 009.2

ВВК: 88 411-3 Психологические науки

Особенности психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и их реабилитация по системе интенсивной нейрофизиологической реабилитации В.И. Козявкина

© М.И. Гордиевич

Гордиевич М.И. - врач-невролог, Международная клиника восстановительного лечения, г. Трускавец, Украина E-mail: center@reha.lviv.ua

Адрес: 82200, ул. Помирецкая, 37, Трускавец, Львовская обл., Украина

43

РЕЗЮМЕ

В статье описаны особенности развития психических функций у детей со смешанным типом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также представлены результаты использования системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации В.И. Козявкина (СИНР) для реабилитации этой категории пациентов. Показано, что применениеСИНР позволило значительно снизить выраженность основных симптомов СДВГ у детей, а также способствовало повышению уровня их интеллектуального развития, улучшению мнестических функций, эмоционального состояния и социально-психологической адаптации в целом.

Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания и

гиперактивности, дизонтогенез, интеллектуальное развитие, №3 (3) 2016

психические функции, реабилитация, система интенсивной www.j-chr.com нейрофизиологической реабилитации В.И. Козявкина.

ВВЕДЕНИЕ.

Одной из важнейших медико-социальных проблем является необходимость улучшения здоровья детей с нарушениями развития, в том числе психического, с одновременным повышением качества жизни семей, где рождается и воспитывается такой ребенок. В современной психиатрии и неврологии отмечается тенденция переноса исследовательских приоритетов с тяжелых форм патологических состояний, сопровождающихся грубыми дефектами различных органов и функциональных систем, на изучение различных стертых, легких, малодифференцированных

вариантов тех или иных болезненных состояний.Эта тенденция поддерживается тем, что удельный вес данных заболеваний постоянно возрастает. К их числу относится синдром дефицита внимания и гипреактивности у детей [1-3].По данным 44 исследований, СДВГ диагностируется

узначительного количества детей в разных странах мира (от 4 % до 20 %). При этом мальчиков с СДВГ в 2-9 раз больше, чем девочек [2-4]. Следует отметить, что на сегодня многие аспекты проблемы СДВГ у детейи, прежде всего, их лечения и реабилитации,остаются далекими от решения. Показано, что при СДВГ первичными являются нарушения активирующих систем лобных отделов головного мозга, что приводит как к дефектам регуляции психических процессов, так и к нарушениям саморегуляции [3-7]. Расстройства внимания при СДВГ проявляются в виде истощаемости, неустойчивости, недостаточности объема, дефектов концентрации, переключения и распределения, а также селективности. Считается, что для детей с СДВГ в большей степени характерны нарушения вербальной памяти (более 80 % случаев) [4-7]. Однако также встречаются расстройства зрительного запоминания, недостаточная сформированность

№2 (2) 2016 зрительно-моторной координации,

www.j-chr.com трудности при переводе визуальной информации в двигательно-графический

аналог [4-7].Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность и быстрое снижение их работоспособности [4, 8-12].

На сегодня показано, что выраженные неврологические нарушения у детей с СДВГ встречаются довольно редко. Однако практически у всех из них имеются диффузная органическая симптоматика, цефалгии, нарушения сна и т.д. [2, 12].Также у детей с СДВГ часто возникают личностные и эмоциональные проблемы. Для многих из них характерны тревожность, раздражительность,

достаточно низкий уровень социально-психологической адаптации в целом[13, 14-18].

Таким образом, особое значение приобретает проблема создания современных и высокоэффективных методов лечения и реабилитации этих детей, способствующихмаксимальной медицинской, социальной и

психологической их адаптации.

В конце 80-х гг. ХХ столетия В. И. Козявкиным была разработана принципиально новая система интенсивной нейрофизиологической реабилитации (СИНР) больных ДЦП. [19]. Она предполагаетприменениеразносторонних методов влияния на пациента, действие которых дополняет друг друга. Основной комплекс лечебных мероприятий включает биомеханическую коррекцию позвоночника, мобилизацию суставов конечностей, рефлексотерапию,

мобилизующую гимнастику, специальную систему массажа, ритмическую гимнастикуи механотерапию [19].

Основой СИНР является оригинальная методика

полисегментарной биомеханической коррекции позвоночника, направленная на устранение функциональных блокад позвоночно-двигательных сегментов и восстановление нормальной подвижности суставов позвоночника. Это позволяет уменьшить проявления дизрегуляции нервной системы на разных уровнях чувствительных и двигательных систем

Система интенсивной

нейрофизиологической реабилитации состоит из двух подсистем: подсистемы интенсивной коррекции и подсистемы стабилизации и потенцирования эффекта. Интенсивная коррекция проводится в условиях реабилитационного центра в течение двух недель. Период стабилизации и потенцирования эффекта лечения длится от одного-трех до шести-двенадцати месяцевв домашних условиях, в соответствии с полученными рекомендациями, после чего проводится повторный курс интенсивной коррекции. Перерыв между курсами устанавливается индивидуально для каждого ребенка [19].

В справочном издании по детской ортопедии под редакцией проф. Ф. Нитарда система СИНР включена в четверку самых эффективных современных консервативных методов лечения пациентов с ДЦП [20]. На основании результатов комплексных исследований было показано, что использование этого метода положительно влияет не только на двигательную сферу больных, но и на такие когнитивные функции, как память, внимание, мышление, а также речь и эмоционально-личностную сферу. Самая высокая эффективность была отмечена у пациентов с церебрастенической и неврозоподобной симптоматикой, а также с легкими формами умственной отсталости [21]. Разносторонность и комплексность лечебного воздействия этой системы позволяет применять ее при различных неврологических и психических расстройствах детского возраста. Исходя из ранее полученных результатов, можно прогнозировать высокую эффективность СИНР для реабилитации детей с СДВГ.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить особенности развития психических функций детей с СДВГ, а также оценить эффективность их реабилитации по СИНР В.И. Козявкина.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Было обследовано 59 детей с СДВГ, их них 47 (72,0%) мальчиков и 15 (28,0%)

девочек в возрасте от 5 до 12 лет (средний возраст - (7,9±2,5) лет). У всех детей был диагностирован смешанный тип СДВГ. Также в исследовании приняли участие 59 родителей этих детей.

Применялись методы

клинико-психопатологический, психодиагностический и математико-статистический. В рамках

психодиагностического метода

использовались тест Равена (детский вариант) [22]; тест Тулуз-Пьерона [13]; набор нейропсихологических тестов для детей (Э.Г. Симерницкая, 1991; Л.С. Цветкова, 1998; А.В. Семенович, 2002; Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева, 2008) [5, 18, 7], а также опросник Вандербильта для родителей [13]. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась по методу установления достоверности различий по критериям -Фишера и Т-Вилкоксона. Вычисления полученных данных проводились с помощью пакета программ SPSS 15.0 forWindows.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По данным исследования, уровень интеллектуального развития детей с СДВГ соответствует возрастной норме. У 78,9 % детей отмечается средний уровень невербального интеллекта. При этому 21,1% детей уровень интеллектуального развития является достаточно высоким (находится в пределах «хорошей нормы»). Вместе с тем, у большинства обследованных имеет место достаточно низкая школьная успеваемость. Полученные данные свидетельствуют о том, что школьная неуспеваемость этих детей связана, прежде всего, именно с недостаточностью произвольной регуляции психической деятельности и нарушениями произвольного внимания, а не с уровнем интеллектуального развития.

Для всех детей с СДВГ характерна недостаточность произвольной регуляции психической деятельности различной степени выраженности, которая проявляется, прежде всего, в виде отвлекаемости (100,0 %), неусидчивости (92,0 %), импульсивности (88,0 %),

45

недостаточности самоконтроля (84,0 %) и чрезмерной двигательной активности (52,0 %). Также у100 % обследованных детей имеет место эмоциональная лабильность. У 84,0 % детей отмечается значительное снижение умственной работоспособности.

Несформированность произвольного внимания,

проявляющаяся в виде сужения его объемов, недостаточности процессов концентрации, переключения и распределения,диагностированау всех детей с СДВГ. Результаты исследования произвольного внимания с помощью теста Тулуз-Пьерона показали, что для этих детей в целом характерна достаточно высокая скорость обработки информации (у 21,1 % детей ее показатели соответствуют высокой норме, у 36,8 % - средней, у 26,3 % - низкой). Вместе с тем,у них отмечается значительное снижение концентрации произвольного внимания (показатели 46 ниже нормативных отмечаются у 68,4 %

детей).

Недостаточность вербальной памяти имеет место у 61,9 % детей с СДВГ. Она проявляется, прежде всего, в виде сужения объема произвольного запоминания (61,9 %), снижения его прочности (52,4 %) и дефектов селективности мнестических функций (52,4 %).

Дисфункции тех или иных форм произвольной двигательной активности диагностируется у 91,3 % детей с СДВГ. Нарушения динамического праксиса отмечаются у 91,3 % детей, пространственного-у86,7%,праксисапозы -у 89,5 %, конструктивного -у 86,7 %. Также у них имеют место несформированность реципрокной координации, трудности при выполнении двигательных программ, общая импульсивность в двигательных пробах. У 65,0 % детей с СДВГ имеет место недостаточность акустического гнозиса (преимущественно в звене оценки ритмических структур), у 47,8 % -пространственного и у 13,0% - зрительного.

Ускоренный темп речи отмечается у №3 (3) 2016 76,0 % детей, недостаточность словарного www.j-chr.com запаса - у 64,0 %, нечеткая артикуляция, смазанная речь имеет место у 36,0

% детей. Также у 41,7 % детей с СДВГ школьного возрастаотмечаетсянесформи рованность счетных функций различной степени тяжести.

Реабилитацию по СИНРпроходило34 ребенка с СДВГ:29 (78,4 %) мальчиков и 8 (21,6 %) девочек в возрасте от 5 до 12 лет (средний возраст -7,7±2,3 лет). 17 (45,9 %) этих пациентов прошли 1 курс лечения; 11 (29,7 %) - 2; 3 (8,1 %) - 3; 5 (13,5 %) - 6 и 1 (2,7 %) - 7 курсов. Также в исследовании приняли участие 34 родителей этих детей.

Все дети получали базовый набор процедур системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации, а именно - биомеханическую коррекцию позвоночника по методу проф. В. И. Козявкина, лечебную физкультуру, воско-парафиновые аппликации, специальную систему массажа и рефлексотерапию. Кроме того обязательным компонентом реабилитации этих детей были методы социально-психологической интеграции. В рамках реабилитационных курсов для них организовывались групповые олимпиады, театральные вечера, конкурсы рисунка и др.

Комплексное обследование детей осуществлялось в начале реабилитации и после ее завершения.Определялись особенности динамики психического статуса ребенка в ходе реабилитации. Также проводилось психодиагностическое обследование, направленное на выявление уровня интеллектуального развития, мнестических функций и эмоционального состояния детей в результате реабилитации.

Полученные данные показали, что в результате реабилитации по СИНР у детей с СДВГимела место значительная положительная динамика интеллектуального развития. Увеличилась процентная доля детей, интеллект которых соответствует «хорошей норме» (0,0 % и26,9 %). На ряду с этим, уменьшилось количество пациентов интеллектуальное развитие которых находилось в границах «низкой нормы» (61,5 и 42,3 %, р<0,05).Также у всех детей отмечалось значительное улучшение продуктивности мнестических

функций, частота нарушений которых снизилась с 60,0 до 20,0% (р<0,01).

Согласно данным самоотчета родителей (по опроснику Вандербильта), у обследованных детей до начала лечения в значительной степени были выражены дефицит внимания (19,3±3,7 баллов), гиперактивность (20,4±4,4 баллов), импульсивность (18,6±5,3 баллов), оппозиционное поведение (16,3±5,8) и школьная и семейная дезадаптация (27,3±8,9 баллов). После завершения курса реабилитации по СИНР родители в целом отметили значительное улучшение состояния своих детей по всем показателям, регистрируемым с помощью данного опросника. Так, по их мнению, у детей уменьшились проявления недостаточности внимания (19,3±3,7 и 16,9±3,4 баллов, р<0,01), гиперактивности (20,4±4,4 и 17,1±4,3 баллов, р<0,01), импульсивности (18,6±5,3 и 16,5±4,8 балла, р<0,01), реакции протеста (16,3±5,8 и 14,1±5,3 баллов, р<0,01) других поведенческих нарушений (9,1±4,7 и 8,2±4,5 баллов, р<0,01), тревожно-депрессивных переживаний (6,5±4,5 и 4,9±3,7 баллов, р<0,01), школьной и семейной дезадаптации в целом (27,3±8,9 и 25,9±9,1 баллов, р<0,01).

ВЫВОДЫ.

Таким образом, особенности психического развития детей со смешанным типом СДВГ заключаются в том, что на фоне нормативных показателей интеллекта у них имеет место недостаточность сформированности ряда психических функций, прежде всего, произвольной регуляции психической деятельности, произвольного внимания, речи, произвольной двигательной активности, перцептивно-гностической и эмоциональной сфер. Облигатными для данного клинического типа СДВГ являются нарушения процессов произвольной регуляции психической деятельности и произвольного внимания. Нарушения произвольной регуляции у этих детей выражаются в виде повышенной отвлекаемости, импульсивности, снижения самоконтроля

над поведенческими и эмоциональными проявлениями, чрезмерной двигательной активности, неусидчивости. Типичная для них несформированность процессов произвольного внимания проявляется в виде сужения его объемов, недостаточности его концентрации, переключения и распределения.

Для детей с СДВГ характерны полиморфные эмоциональные

нарушения в виде эмоциональной лабильности, повышенной возбудимости, раздражительности и прочее. Также у них отмечается выраженная истощаемость уровня умственной работоспособности. В структуре недостаточности развития произвольной двигательной активности и перцептивно-гностической сферы у этих детей имеет место несформированность динамического, пространственного, конструктивного видов праксиса, праксиса позы по зрительному образцу, а также акустического и пространственного 47

гнозиса. Отмечается отставание развития речи от возрастных норм, которые проявляются в виде ускоренного ее темпа, недостаточности словарного запаса, нечеткости артикуляции.

Результаты апробации системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации проф. В.И. Козявкина у детей с СДВГ свидетельствуют о ее высокой эффективности у данной категории пациентов. В ходе ее применения диагностировалось достоверное

снижение выраженности основных симптомов СДВГ: дефицита внимания, гиперактивности / импульсивности и поведенческих нарушений. Кроме тогоуэтих детей отмечалось значительное улучшение эмоционального состояния и мнестическихфункций,повышениеуровня интеллектуального развития и социально-психологической адаптации в целом.

Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что СИНР проф. В.И. Козявкина является современной, высокоэффективной реабилитационной технологией, имеющей значительный №3 (3) 2016 потенциал для реабилитации детей с СДВГ.

ЛИТЕРАТУРА

48

1. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефщит внимания в детском воздаете. - М., 2005. - 256 с.

2. Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. - СПб.: Наука и Техника, 2010. - 384 с.

3. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Клиническая гетерогенность синдрома дефицита внимания // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2008. - N 8. -С. 123-131.

4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2014. - 288 с.

5. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. -Москва, 1997. - 35 с.

6. Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. - М.: Спорт и культура, 2012. - 126 с.

7. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном воздасте. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2008. - 80 с.

8. Sergeant J. The cognitive-energetic model: an empirical approach to attention - deficit hyperactivity disorder // Neurosci. Biobehav. Rev. - 2000. - № 24 (l) - P. 7-12.

9. Barkley R.A., Benton C. ADHD in the Classroom. Strategies for Teachers. - NY: Guil-ford, 1994. - 343 p.

10. Barkley R.A. Develop mental course, adult out come, and clinic-referred ADHD adults: Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Arch. Gen. Psychiatry. - 2008. - № 6. - P. 186-207.

11. Smith A., Taylor E., W Rogers J. Evidence for a pure time perception deficit in children with ADHD In Process Citation // J. Child Psychol. Psychiatry. - 2002. - № 43(4). - P. 529-542.

12. Kratochvil C.J., Heiligenstein J.H., Dit-tmann R. A tomoxetine and methylpheni date

treatment in children with ADHD: a prospective, randomized, open-labeltrial // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. - 2002. - V. 41, № 7.

- P. 776-784.

13. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.- М.: Генезис, 2010. - 336 с.

14. Ковалев В.В. Семиотика и дiагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 2009. - 288 с.

15. Шестопалова Л.Ф. Минимальная мозговая дисфункция: клинико-психологические аспекты // УкраТнський вюник психоневрологи. - 2000. - Т. 8, вип. 2 (24). - С. 84-87.

16. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. - СПб.: Речь, 2007.

- 186 с.

17. Пщкоритов В.С., Дьяченко Л.1., Кулков О.6. Стан психiчного здоров'я дитячого населення УкраТни та оргашзащя психiатричноТ допомоги // Журнал психиатрии и медицинской психологии. -2012. - № 3 (30). - С. 5-15.

18. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис, 2007. - 474 с.

19. Козявкш В.1. Система штенсивноТ нейрофiзiологiчноТ реабШтаци за методом Козявкша. - Львiв-Трускавець: "Малти-М", 1999. - 280 c.

20. Niethard F.U. Kinderorthopadie. Stuttgart: Georg ThiemeVerlag. - 1998.

21. Козявкш В.1. Шестопалова Л.Ф. , Пщкоритов В.С. Дитячi церебральш паралiчi. Медико-психолопчш проблеми.- Л. : НВФ УкраТнськ технологи, 1999. - 144 c.

22. Равен Дж.К., Стайл И., Равен М. Цветные прогрессивные матрицы: классическая форма. - М.: Когито-Центр, 2004. - 72 с.

FEATURES MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SYNDROME ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER AND THEIR REHABILITATION ON THE INTENSIVE NEUROPHYSIOLOGICAL REHABILITATION SYSTEM OF V. I. KOZYAVKIN

Mykhail S. GORDIEVICH

Gordievich Mykhail S. - Neurologist of International Clinic of Rehabilitation

Truskavets,Ukraine

E-mail: hordm@ic.reha.lviv.ua

Address: 82200, 37 Pomiretska Str., Truskavets, Lviv Region, Ukraine

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

This article describes the features of the development of mental functions in children with a mixed type of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), as well as provides results of using the Intensive Neurophysiological Rehabilitation System of V. I. Kozyavkin (INRS) for the rehabilitation of these patients. It is shown that the use of (INRS) has significantly reduced the severity of the main symptoms of ADHD in children, as well as contribute to improving the level of their intellectual development, improve mnemonic function, emotional status and psychosocial adaptation in general.

Keywords: children, attention deficit hyperactivity disorder, dizontogeneza, intellectual development, mental functions, Rehabilitation, the Intensive Neuro-physiological Rehabilitation System of V. I. Kozyavkin.

REFERENCE

1.Zavadenko N. N. Giperaktivnost' i deficit vnimanija v detskomvozdaste [Hyperactivity and attention deficit in children]. - Moscow, 2005. - 256 p. [in Russian]

2. Fesenko E. V., FesenkoJu. A. Sindrom deficit vnimanija I giperaktivnosti u detej [Attention deficit hyperactivity disorder in children]. - St. Petersburg: Nauka I Tehnika, 2010. - 384 p. [in Russian]

3. Chutko L. S., Surushkina S. Ju. Klinicheskaja geterogennost' sindroma deficit vnimanija [Clinical heterogeneity of attention deficit disorder] Moscow: Journal of Neurology and Psychiatry. S.S. Korsakov. 2008. N 8. p. 123131. [in Russian]

4. Mikadze Ju. V. Nejropsihologija detskogo vozrasta: Uchebnoe posobie [Childhood Neuropsychology: A Tutorial]. - St. Petersburg: Piter, 2014. - 288 p. [in Russian]

5. Simernickaja Je. G. Nejropsiho-logicheskaja diagnostika I korrekcija shkol'no j

neuspevaemosti [Neuropsychological diagnosis and correction of school failure]. - Moscow, 1997. - 35 p. [in Russian]

6. Cvetkova L. S., Cvetkov A. V. Nejropsihologicheskoe konsul'tirovanie v prak-tike psihologa obrazovanija [Neuropsychological counseling practice in Educational Psychology]. - Moscow: Sport ikul'tura, 2012. - 126 p. [in Russian]

7. Glozman Zh. M., Potanina A. Ju., Soboleva A. E. Nejropsihologicheskaja diagnostika v doshkol'nom vozdaste [Neuropsycho-logical diagnosis in the preschool years]. - 2nd edition. - St. Petersburg: Peter, 2008. - 80p. [in Russian]

8. Sergeant J. The cognitive-energetic model: an empirical approach to attention - deficit hyperactivity disorder // Neurosci.

Biobehav. Rev. - 2000. - № 24 (l) - P. 7-12. №3 (3) 2016

9. Barkley R. A., Benton C. ADHD www.j-chr.com in the Classroom. Strategies for Teachers. - NY:

Guilford, 1994. - 343 p.

10. Barkley R. A. Develop mental course, adult out come, and clinic-referred ADHD adults: Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Arch. Gen. Psychiatry. - 2008. - № 6. - P. 186-207.

11. Smith A., Taylor E., W Rogers J. Evidence for a pure time perception deficit in children with ADHD In Process Citation // J. Child Psychol. Psychiatry. - 2002. - № 43(4). - P. 529-542.

12. Kratochvil C. J., Heiligenstein J. H., Dittmann R. A tomoxetine and methylpheni date treatment in children with ADHD: a prospective, randomized, open-labeltrial // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. - 2002. - V. 41, № 7. - P. 776-784.

13. Romanchuk O. I. Sindrom deficit vnimanija I giperaktivnosti u detej [Attention deficit syndrome in children and hyperak-tyvnosty]. - Moscow: Genezis, 2010. - 336 p. [in Russian]

14. Kovalev V. V. Semiotika I diag-nostika psihicheskih zabolevanij u detej i po-

50 drostkov [Semiotics and the diagnosis of mental

disorders in children and adolescents]. - Moscow: Medicine, 2009. - 288 p. [in Russian]

15. Shestopalova L. F. Minimal'naja mozgovaja disfunkcija: kliniko-psihologicheskie aspekty [Minimal brain dysfunction: clinical and psychological aspektyMinimalnaya brain dysfunction: clinical and psychological aspects] Kharkov: Ukrainian messengerof psychoneurol-ogy. 2000. Vol. 8, 2 (24). p. 84-87. [in Russian]

16. Monina G. B., Ljutova-Roberts E. K., Chutko L. S. Giperaktivnye deti. Psihologo-pedagogicheskaja korrekcija [Hyperactive chil-

dren. Psycho-pedagogical correction]. - St. Petersburg: Rech', 2007. - 186 p. [in Russian]

17. Pidkoritov V. S., D'jachenko L. I.,Kutikov O. 6. Stan psihichnogo zdorov'ja dit-jachogo naselennja Ukrai'ni ta organizacija psihiatrichnoi' dopomogi [The mental health of the child population of Ukraine and mental health care organization] Donetsk: Journal of psychiatry and medical psychology. 2012. № 3 (30).p. 5-15. [in Ukrainian]

18. Semenovich A. V. Nejropsiho-logicheskaja korrekcija v detskom vozraste. Metod zameshhajushhego ontogeneza: Ucheb-noe posobie [Neuropsychological correction in childhood. The method replaces ontogeny: Textbook]. - Moscow: Genezis, 2007. - 474 p. [in Russian]

19. Kozjavkin V. I. Sistema intensivnoi nejrofiziologichnoi reabilitacii za metodom Kozjavkina [Intensive Neurophysi-ological Rehabilitation Systemby the method of Kozyavkin]. - L'viv-Truskavec': "Malti-M", 1999. -280 p. [in Ukrainian]

20. Niethard F.U. Kinderorthopadie. Stuttgart: Georg ThiemeVerlag. - 1998.

21. Kozjavkin V. I. Shestopalova L. F., Pidkoritov V. S. Ditjachi cerebral'ni paralichi. Mediko-psihologichni problem [Cerebral palsy. Medical and psychological problems]. - Lvov :SMF Ukrainian technology, 1999. - 144 p. [in Ukrainian]

22. Raven Dzh. K., Stajl I., Raven M. Cvetnye progressivnye matricy: klassicheskaja forma [Coloured Progressive Matrices: the classical form]. - Moscow: Kogito-Centr, 2004. - 72 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.