Научная статья на тему 'КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СНА У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ'

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СНА У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
225
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЯ СНА / РАССТРОЙСТВА СНА / СДВГ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИАНОСТИ / ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / РАССТРОЙСТВА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович

Представлены клинические особенности сна у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и моторной дисфазией развития (МДР). Продемонстрировано нарушение формирования хронобиологических механизмов у детей с отклоняющимся развитием с раннего возраста, проявляющееся нарушением сна в виде трудностей засыпания, беспокойного сна с частыми ночными пробуждениями (более 2-3 раз), инверсии сна, повышенной двигательной активности во сне, что может быть расценено как первые симптомы возможного девиантного развития у ребенка. В дошкольном возрасте у детей с СДВГ расстройства сна выявлялись достоверно чаще по сравнению со здоровыми сверстниками и характеризовались как пресомническими симптомами (трудность отхождения ко сну, длительное засыпание - Resistance bedtime, sleep resistance, resistance to sleep time), так и интрасомническими нарушениями (частые ночные пробуждения, трудность перехода к бодрствующему состоянию, снижение работоспособности в утренние часы, дневная сонливость). Для пациентов с МДР типичными оказались интра - и постсомнические нарушения. В статье обсуждаются возможные механизмы нарушения сна и бодрствования у детей с нарушением развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL SPECIFICITY OF SLEEP DISORDERS IN CHILDREN WITH DEVIANT DEVELOPMENT

The article describes specific clinical features of sleep in preschool children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and motor developmental dysphasia (MDD). The study demonstrates a violation of the formation of chronobiological mechanisms in children with deviant development from an early age, manifested by sleep disturbance in the form of difficulty falling asleep, restless sleep with frequent nocturnal awakenings (more than 2-3 times), sleep inversion, and increased motor activity during sleep, which can be regarded as the first symptoms of certain deviant development in a child. At preschool age, children with ADHD develop sleep disorders significantly more often compared with typical peers. These disorders are characterized as presomnic symptoms (bedtime resistance, sleep resistance, resistance to sleep time), as well as intrasomnic disorders (frequent nocturnal awakenings, difficulties in transition to the waking state, decreased performance in the morning hours, daytime sleepiness). Intra - and postsomnic disorders were typical for patients with MDD. The article discusses the possible mechanisms of sleep and wakefulness impairments in children with developmental disorders.

Текст научной работы на тему «КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СНА У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ»

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

УДК 616.8-009.836-053 "465.00/. 07" DOI10.12345/1999-6993_2021_01_11

ББКР733.612 ГСНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.03; 19.00.10

Т. П. Калашникова T. P. Kalashnikova Г. В. Анисимов G. V. Anisimov Пермь, Россия Perm, Russia

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СНА У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Аннотация. Представлены клинические особенности сна у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и моторной дисфазией развития (МДР). Продемонстрировано нарушение формирования хроно-биологических механизмов у детей с отклоняющимся развитием с раннего возраста, проявляющееся нарушением сна в виде трудностей засыпания, беспокойного сна с частыми ночными пробуждениями (более 2—3 раз), инверсии сна, повышенной двигательной активности во сне, что может быть расценено как первые симптомы возможного девиантного развития у ребенка. В дошкольном возрасте у детей с СДВГ расстройства сна выявлялись достоверно чаще по сравнению со здоровыми сверстниками и характеризовались как пресомническими симптомами (трудность отхождения ко сну, длительное засыпание — Resistance bedtime, sleep resistance, resistance to sleep time), так и интрасомническими нарушениями (частые ночные пробу-

CLINICAL SPECIFICITY OF SLEEP DISORDERS IN CHILDREN WITH DEVIANT DEVELOPMENT

Abstract. The article describes specific clinical features of sleep in preschool children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and motor developmental dysphasia (MDD). The study demonstrates a violation of the formation of chronobiological mechanisms in children with deviant development from an early age, manifested by sleep disturbance in the form of difficulty falling asleep, restless sleep with frequent nocturnal awakenings (more than 2-3 times), sleep inversion, and increased motor activity during sleep, which can be regarded as the first symptoms of certain deviant development in a child. At preschool age, children with ADHD develop sleep disorders significantly more often compared with typical peers. These disorders are characterized as presomnic symptoms (bedtime resistance, sleep resistance, resistance to sleep time), as well as intrasomnic disorders (frequent nocturnal awakenings, difficulties in transition to the waking state, decreased performance in the morning hours, daytime

ждения, трудность перехода к бодрствующему состоянию, снижение работоспособности в утренние часы, дневная сонливость). Для пациентов с МДР типичными оказались интра- и постсомнические нарушения. В статье обсуждаются возможные механизмы нарушения сна и бодрствования у детей с нарушением развития.

Ключевые слова: дошкольники; нарушения сна; расстройства сна; СДВГ; синдром дефицита внимания и гиперактианости; гиперактивные дети; нарушения речи; расстройства психоречевого развития.

Сведения об авторе: Калашникова Татьяна Павловна, доктор медицинских наук.

Место работы: профессор кафедры неврологии и медицинской генетики, Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е. А. Вагнера Минздрава России.

Контактная информация: 614000,

E-mail: tpkalashnikova@rambler.ru.

sleepiness). Intra- and postsomnic disorders were typical for patients with MDD. The article discusses the possible mechanisms of sleep and wakefulness impairments in children with developmental disorders.

Keywords: preschool children; sleep disorders; sleep impairments; ADHD; attention deficit hyperactivity disorder; hyperactive children; speech disorders; disorders of psychological and speech development.

About the author: Kalashnikova Tat'yana Pavlovna, Doctor of Medicine.

Place of employment: Professor of Department of Neurology and Medical Genetics, Perm State Medical University named after E. A. Vagner of the Ministry of Health of the Russian Federation.

Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская 29.

Сведения об авторе: Анисимов Григорий Владимирович, кандидат медицинских наук.

Место работы: директор ООО «Первый медико-педагогический центр „Лингва Бона"» (Пермь).

About the author: Anisimov Grigoriy Vladimirovich, Candidate of Medicine.

Place of employment: Director of the "First Medico-Pedagogical Center Lingua Bona", Perm.

Контактная информация: 614000, Россия, г. Пермь, ул. В. Каменского, 4б. E-mail: lingva-bona@mail.ru.

Актуальность

На современном этапе развития сомнологии, неврологии, педиатрии расширяются представления о значении сна в процессах нейрогенеза, консолидации новой информации и переводе ее в дол© Калашникова Т. П., Анисимов Г. В., 2021

говременную память, что связано с приобретением и автоматизацией навыков [4; 6; 7]. Фаза REM-сна рассматривается в качестве одной из биологических основ психической адаптации, продемонстрирована ее роль в регуляции и разрешении аффективных

состояний, в закреплении путей решения поисковой задачи, в ассоциации текущих событий с эмоционально значимыми и отдаленными воспоминаниями, с включением последних в более широкий жизненный контекст [2; 5; 15]. Non-REM-сон связан с оптимизацией функционального состояния иммунной системы, соматической сферы [1; 3].

В связи с этим активно изучаются нарушения сна у детей различных возрастных групп в контексте разнообразных клинических состояний, в том числе фатальных, требующих немедленной диагностики и вмешательства — центрального врожденного гиповентиляционного синдрома (ССШ, «синдром Ундины»), нарушения сна при эпилепсии, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обструктивных апноэ сна, бронхиальной астме, аллергии, заболеваниях желудочно-кишечного тракта [1; 22; 23].

Выделены возрастные особенности продолжительности сна у типично развивающихся детей. Однако открытым остается вопрос о клинических особенностях сна и их распространенности в детской популяции. Уточнения требуют различные аспекты расстройства сна при психоневрологических нарушениях у детей.

Целью предпринятого исследования явилось изучение и со-

поставление клинических особенностей сна и их частоты у детей с СДВГ и моторной дисфази-ей развития (МДР), а также у здоровых детей дошкольного возраста.

Материалы и методы

В процессе исследования выделены 2 группы наблюдения. Первая — 22 ребенка с МДР в анамнезе, имеющие на момент исследования нарушения звуко-произношения, обусловленные артикуляционной диспраксией. Во вторую группу вошло 40 детей с СДВГ. Возраст пациентов составил от 5 до 9 лет. Диагнозы верифицированы в соответствии с критериями МКБ-10. Дополнительно у пациентов с СДВГ использовался опросник SNAP-4 (Swanson J., 1992) с количественной оценкой шкал невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Контрольная группа включала 20 здоровых детей, сопоставимых по возрасту и полу. Исследование осуществлялось на базе ООО «Первый медико-педагогический центр „Лингва Бона"» (г. Пермь) в период с 2009 по 2020 г.

Для анализа особенностей сна в группах наблюдения применялся авторский опросник клинической оценки качества детского сна (рационализаторское предложение № 2758 от 29 мая 2018). Анкета сна включала в себя

22 вопроса, учитывающих особенности сна ребенка до 1 года, пресомнические, интрасомниче-ские, постсомнические и парасо-мнические жалобы родителей на текущий момент.

Полученные результаты

Сопоставление полученных данных выявило следующие закономерности.

Анализ анамнестических сведений продемонстрировал нарушение сна с раннего возраста у детей с девиациями в развитии. У 47 % детей с МДР в течение первого года жизни сон характеризовался трудностями засыпания, чуткостью и беспокойством, была характерна инверсия сна. Родители 60 % детей, страдающих СДВГ, до трех лет отмечали нарушения сна, проявляющиеся трудностями засыпания, частыми ночными пробуждениями (более 2—3 раз), повышенной двигательной активностью во сне. В контрольной группе подобные жалобы отмечались лишь у 10 % детей.

В старшем дошкольном возрасте наиболее выраженные изменения сна имели дети с СДВГ (табл. 1). В 53 % наблюдений у этих пациентов отмечались пре-сомнические жалобы, проявляющиеся трудностью отхождения ко сну и длительным засыпанием (Resistance bedtime, sleep resistance, resistance to sleep time), что

было достоверно чаще, чем у детей с речевыми нарушениями и в группе здоровых сверстников.

Для этих же пациентов оказались характерными частые ночные пробуждения (три и более), повышенная двигательная активность во сне. Эти жалобы расценивались как интрасомнические и выявлялись у половины детей с СДВГ.

Трудности пробуждения, дневная сонливость, снижение работоспособности в утренние часы отмечались у 12 % пациентов с СДВГ и лишь у 4 % здоровых детей (р < 0,05).

У детей с МДР доминировали интрасомнические расстройства (59 % наблюдений). Трудность перехода к бодрствующему состоянию наблюдалась у 12 % обследованных детей.

Разнообразные по характеру парасомнии (бруксизм, ночные страхи, энурез, сосание пальца или языка и проч.) встречались с одинаковой частотой во всех трех группах детей.

Интересным является факт, что сноговорение встречалось достоверно реже у детей с речевым дизонтогенезом (5% наблюдений). В то время как у пациентов с СДВГ и здоровых сверстников сноговорение выявлялось с одинаковой частотой — в 29 % и в 25 % наблюдений соответственно (р < 0,05).

Таблица 1

Группы наблюдения Инсомнические расстройства Парасомнии

Пресомнические Интрасомнические Постсомнические Сноговорение Ночные страхи Бруксизм

1 группа (МДР) (п = 22) 18% 59 %* 12 %* 5 %*** 18% 24%

2 группа (СДВГ) (11 = 40) 53%** 46 %** 12 %** 29% 31% 22%

Здоровые дети (11 = 20) 18% 20 %* 4%* 25% 20% 23 %

* отличия между первой и контрольной группами

** отличия между второй и контрольной группами

*** отличия между первой и второй группами наблюдения

Обсуждение

Бодрствование, REM-сон и NREM-сон — три функциональных состояния мозга, имеющие свою нейроанатомическую основу, нейрофизиологические, нейрохимические характеристики и функции. Изучение клинических особенностей сна, его архитектоники при психоневрологических заболеваниях у детей может дать новые возможности понимания механизмов их формирования и способствовать разработке новых направлений терапии. Вместе с тем в процессе онтогенеза отмечаются динамичные изменения характеристик сна ребенка, и это требует правильной интерпретации клинических данных.

СДВГ и МДР являются воз-растзависимыми состояниями, демонстрируют варианты отклоняющегося от оптимального вектора развития. В отличие от классической неврологии, где доминируют повреждение и «симптомы выпадения или раздражения», неврология развития подразумевает дисбаланс формирования функций с возникновением клинических симптомов и синдромов. В основе этого конфликта развития лежат филогенетические предпосылки, генетически детерминированные процессы роста, эпигенетические факторы, средовые влияния.

Дизонтогенез проявляется как клиническими симптомами во

время бодрствования, так и нарушениями сна.

Важным фактором являются выявленные расстройства сна в младенческом и раннем возрасте у детей с отклоняющимся развитием. Формирование хронобио-логических процессов первично по отношению к приобретению психоречевых навыков. Расстройство сна в некоторых ситуациях может быть стартовым симптомом, свидетельствующим о нарушении развития. При этом требуется проведение серьезной дифференциальной диагностики для исключения специфических причин нарушения сна — соматической патологии, детской поведенческой инсомнии и проч.

В обеих группах наблюдения доминировали инсомнические жалобы, проявляющиеся повторными трудностями с началом, продолжительностью, консолидацией и качеством сна, возникающими несмотря на подходящее время для сна, что приводит к дневным нарушениям распорядка у ребенка и/или семьи.

В специальной литературе активно обсуждаются вопросы о взаимовлиянии сна и дневных проявлений в патогенезе заболеваний [8; 12]. Можно рассматривать различные варианты этих взаимоотношений. Расстройства сна могут быть компонентом основного заболевания, могут быть

коморбидны или формировать фенокопию (имитацию) симптомов, как это, например, описано при синдроме обструктивных апноэ сна, сопровождающемся неустойчивостью внимания и гиперактивностью, что нередко приводит к постановке ложного диагноза СДВГ [11].

Нарушение инициации сна, выраженная изменчивость времени начала сна с частыми пробуждениями у детей с СДВГ принадлежат к категории нарушения циркадных ритмов (Orcadian Rhythm Sleep-Wake Disorders — CRSWD). Распространенность CRSWD растет и среди обычно развивающихся и здоровых детей из-за сочетания изменений образа жизни и повышенного воздействия света и/или гаджетов, особенно в вечерние часы. Однако у детей с нарушением развития CRSWD выявляется гораздо чаще — в 70 % наблюдений (по сравнению с 20 % у здоровых сверстников), по данным научной литературы [9].

В нашем исследовании подобные проблемы выявлены у 53 % детей.

Показано, что при этом изменяются кортикальные связи и нарушается восприятие сигналов окружающей среды, т. е. меняются процессы, необходимые для развития ритма сна и бодрствования. Это проявляется в неадекватных таламических сигналах к

гипоталамусу и усугублении CRSWD [12].

Доказано, что при развитии CRSWD меняется экспрессия гена, регулирующего циркадный ритм — circadian clock gene, CLOCK. Существует небольшое число генетических исследований, в которых сообщается о связи между полиморфизмами в CLOCK и нарушением развития у детей. Полиморфизм может обусловливать инверсию секреции эндогенного мелатонина, которая достигает максимума в дневное время, а не в ночное, как это должно быть норме [9; 18].

Когнитивные и эмоциональные проблемы в течение дня могут быть связаны с изменением активации во сне, сопряженной с регуляцией исполнительных функций, состоянием префронтальных кортикальных областей и подкорковыми структурами. Система активации может быть гиперак-тивирована или ингибирована в зависимости от фенотипов сна. Может иметь место гипоактивация областей мозга, ответственных за внимание и регуляцию исполнительных функций, и гиперактивация зон мозга, участвующих в генерации эмоций, в частности миндалевидного тела [16; 17].

Обсуждая единые механизмы, лежащие в основе нарушения развития и регуляции сна, следует отметить их нейрохимическую общность.

Так, дофамин и дефицит но-радреналина являются ключевыми детерминантами нарушения исполняющих функций, и оба нейромедиатора играют решающую роль в чередовании фаз сна [19]. То же касается и роли серо-тонина [8], который участвует в переключении фаз сна, и его дефицит рассматривается в качестве важного нейрохимического механизма поведенческих и эмоциональных расстройств у детей. Серотонин также является предшественником мелатонина, и его дефицит может привести к нарушению синтеза мелатонина, а в итоге — к нарушению инициации сна [13; 20]. Кроме того, широкое использование средств массовой информации в сочетании с ярким экраном мультимедийных устройств может способствовать изменениям секреции мелатонина

[13; 21].

Наконец, дефицит в гипота-ламической нейротрансмиттер-ной пептидной системе orexin/ hypocretin может также способствовать как формированию клинических проявлений расстройств развития у детей, так и нарушению сна. Орексиновые нейроны представляют собой «многозадачные» нейроны, регулирующие набор жизненно важных функций организма, включая состояния сна и бодрствования, пищевое и сексуальное поведение, энергетический гомеостаз, систему воз-

награждения, познавательные функции и настроение. Есть данные, свидетельствующие, что система orexin способствует поддержанию внимания путем увеличения выделения кортикального ацетилхолина и модулирования активности кортикальных нейронов [24].

Интересно, что орксинергиче-ские нейроны имеют связи с регионами мозга, вовлеченными в процесс познания и регулирования настроения, включая гиппо-камп. Орексины усиливают ней-рогенез гиппокампа и улучшают способность к пространственному обучению и показатели памяти. И наоборот, дефицит орекси-на приводит к дефициту обучения и памяти, а также к депрессии [10; 14; 25].

В специальной литературе недостаточно сведений об особенностях сна у детей с нормальным интеллектом, имеющих моторную дисфазию развития и ее исходы. У наших пациентов с МДР доминировали интрасомнические нарушения в виде частых ночных пробуждений и повышенной двигательной активности. Показательным явилось изменение структуры парасомний: практически отсутствовало сноговоре-ние при уже сформированной фразовой речи. Требуются дальнейшие исследования для уточнения специфичности макроструктуры сна и его циклической

организации у детей с речевым дизонтогенезом с применением объективных методов, в том числе ночной полисомнографии.

Таким образом, углубление представлений о реципрокном влиянии сна и бодрствования в рамках детской медицины сна имеет теоретическое значение и прикладной аспект, так как ставит вопрос о необходимости и возможностях коррекции сна в комплексе лечебных и педагогических программ у детей с различными клиническими вариантами отклоняющегося развития.

Литература

1. Калашникова, Т. П. Особенности психоречевого развития и структуры сна у детей дошкольного возраста с обструктив-ными апноэ сна / Т. П. Калашникова, Г. В. Анисимов, А. В. Ястребова. — Текст : непосредственный // Физиология человека. — 2020. — № 46 (3). — С. 1—10.

2. Кельмансон, И. А. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения у детей, связанные с нарушениями сна / И. А. Кельмансон. — Текст : непосредственный // Российский вестник перинато-логии и педиатрии. — 2014. — № 4. — С. 32—40.

3. Немкова, С. А. Комплексная диагностика и коррекция нарушений сна у детей / С. А. Немкова, О. И. Маслова, Н. Н. Зава-денко, Т. Ли, Н. Н. Володин. — Текст : непосредственный // Педиатрическая фармакология. — 2015. — № 12 (2). — С. 180—189.

4. Полуэктов, М. Г. Сон у детей: от физиологии к патологии / М. Г. Полуэктов, П. В. Пчелина. — Текст : непосредственный // Медицинский совет. — 2017. — № 9. — С. 97—102.

5. Сударева, Т. В. Нарушения сна у детей дошкольного возраста / Т. В. Суда-

рева. — Текст : непосредственный // Смоленский медицинский альманах. — 2016. — № 3. — С. 228—230.

6. Центерадзе, С. Л. Расстройства сна при заболеваниях нервной системы / С. Л. Центерадзе, М. Г. Полуэктов. — Текст : непосредственный // Медицинский совет. — 2018. — № 1. — С. 46—50.

7. Arboledas, G. P. The sleep in children with neurodevelopmental disorders / G. P. Arboledas. — Text : unmediated // Medicina (B. Aires). — 2019. — No 79 (1). — Р. 44—50.

8. Biederman, J. Attention-deficit hyperactivity disorder / J. Biederman, S. V. Farinose. — Text : unmediated // Lancet. — 2005. — No 366(9481). — Р. 237—248.

9. Coogan, A. N. A systematic review of circadian function, chronotype and hrono-therapy in attention deficit hyperactivity disorder / A. N. Coogan, N. M. McGow-an. — Text : unmediated //Atten Defic Hy-peract Disord. — 2017. — No 9 (3). — Р. 129—147.

10. Chieffi, S. Orexin System: The Key for a Healthy Life // S. Chieffi, М. Carotenuto, V. Monda [et al.]. — Text : unmediated // Front Physiol. — 2017. — No 8. — Р. 357.

11. Faedda, G. L. Objective measures of activity and attention in the differential diagnosis of childhood psychiatric disorders / G. L. Faedda, М. Н. Teicher. — Text : unmediated // Essent Psychopharmacol. — 2005. — No 6. — Р. 239—249.

12. Jan, J. E. Neurophysiology of circadian rhythm sleep disorders of children with neuro-developmental disabilities / J. E. Jan, M. C. Bax, J. A. Owens [et а1.]. — Text : unmediated // Neurol. — 2012. — No 16 (5). — Р. 403—412.

13. Kirov, R. Attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) and adaptation night as determinants of sleep patterns in children / R. Kirov, H. Uebel, B. Albrecht [et al.]. — Text : unmediated // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. — 2012. — No 21(12). — Р. 681—690.

14. Li, J. The Hypocretins/Orexins: integrators of multiple physiological functions / J. Li, Z. Hu, L. de Lecea. — Text : unmedi-ated // Br. J. Pharmacol. — 2014. — No 171 (2). — Р. 332—350.

15. Marks, G. A functional role for REM sleep in brain maturation/ G. Marks, J. Shaffery, A. Ok-senberg [et al.]. — Text : unmediated // Behav. Brain Res. — 1995. — No 69 (1—2). — P. 1—11.

16. Miano, S. The sleep phenotypes of attention deficit hyperactivity disorder: the role of arousal during sleep and implications for treatment / S. Miano, P. Parisi, M. P. Villa. — Text : unmediated / Med. Hypotheses. —

2012. — No 79(2). — P. 147—153.

17. Moreau, V. Sleep, attention, and executive functioning in children with attention-deficit/hyperactivity disorder / V. Moreau, N. Rouleau, C. M. Morin. — Text : unmediated // Arch. Clin. Neuropsychol. —

2013. — No 28 (7). — P. 692—699.

18. Novakova, M. Alteration of the circadi-an clock in children with Smith-Magenis syndrome / M. Novakova, S. Nevsimalova, I. Prihodova [et al.]. — Text : unmediated // J. Clin. Endocrinol. Metab. — 2012. — No 97 (2). — P. 312—318.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Pace-Schott, E. F. The neurobiology of sleep: genetics, cellular physiology and subcortical networks / E. F. Pace-Schott, J. A. Hob-son. — Text : unmediated // Nat. Rev. Neuros-ci. — 2002. — No 3 (8). — P. 591—605.

20. Paclt, I. Circadian rhythms of saliva melatonin in ADHD, anxious and normal children / I. Paclt, R. Ptacek, H. Kuzelova, N. Cermakova [et al.]. — Text : unmediated // Neuro Endocrinol. Lett. — 2011. — No 32 (6). — P. 790—798.

21. Pliszka, S. R. The neuropsychophar-macology of attention-deficit/hyperactivity disorder/ S. R. Pliszka. — Text : unmediated // Biol. Psychiatry. — 2005. — No 57 (11). — P. 1385—1390.

22. Sawyer, A. C. Cognitive and electroen-cephalographic disturbances in children with attentiondeficit/ hyperactivity disorder and sleep problems: new insights / A. C. Sawyer, C. R. Clark, H. A. Keage [et al.]. — Text : unmediated // Psychiatry Res. — 2009. — No 170 (2—3). — P. 183—191.

23. Singh, K. Sleep in Autism Spectrum Disorder and Attention Deficit Hyperactivity Disorder / K. Singh, A. W. Zimmerman. — Text : unmediated // Pediatr. Neurol. — 2015. — No 22. — P. 113—125.

24. Villano, I. Basal Forebrain Cholinergic System and Orexin Neurons: Effects on Attention / I. Villano, A. Messina, A. Valenzano [et al.]. — Text : unmediated // Front Behav. Neurosci. — 2017. — No 11. — P. 10.

25. Wang, W. Orexin: a potential role in the process of obstructive sleep apnea / W. Wang, Y. Pan, Q. Li, L.Wang. — Text : unmediated // Peptides. — 2013. — No 42. — P. 48—54.

References

1. Kalashnikova, T. P. Osobennosti psikho-rechevogo razvitiya i struktury sna u detey doshkol'nogo vozrasta s obstruktivnymi apnoe sna / T. P. Kalashnikova, G. V. Ani-simov, A. V. Yastrebova. — Tekst : neposredstvennyy // Fiziologiya chelove-ka. — 2020. — № 46 (3). — S. 1—10.

2. Kel'manson, I. A. Emotsional'nye ras-stroystva i rasstroystva povedeniya u detey, svyazannye s narusheniyami sna / I. A. Kel'-manson. — Tekst : neposredstvennyy // Ros-siyskiy vestnik perinatologii i pediatrii. — 2014. — № 4. — S. 32—40.

3. Nemkova, S. A. Kompleksnaya diagnos-tika i korrektsiya narusheniy sna u detey / S. A. Nemkova, O. I. Maslova, N. N. Zava-denko, T. Li, N. N. Volodin. — Tekst : nepos-redstvennyy // Pediatricheskaya farmakolo-giya. — 2015. — № 12 (2). — S. 180—189.

4. Poluektov, M. G. Son u detey: ot fiziologii k patologii / M. G. Poluektov, P. V. Pcheli-na. — Tekst : neposredstvennyy // Meditsin-skiy sovet. — 2017. — № 9. — S. 97—102.

5. Sudareva, T. V. Narusheniya sna u detey doshkol'nogo vozrasta / T. V. Sudareva. — Tekst : neposredstvennyy // Smolenskiy meditsinskiy al'manakh. — 2016. — № 3. — S. 228—230.

6. Tsenteradze, S. L. Rasstroystva sna pri zabolevaniyakh nervnoy sistemy / S. L. Tsen-teradze, M. G. Poluektov. — Tekst : neposredstvennyy // Meditsinskiy sovet. — 2018. — № 1. — S. 46—50.

7. Arboledas, G. P. The sleep in children with neurodevelopmental disorders / G. P. Arboledas. — Text : unmediated // Medicina (B. Aires). — 2019. — No 79 (1). — P. 44—50.

8. Biederman, J. Attention-deficit hyperactivity disorder / J. Biederman, S. V. Fari-

nose. — Text : unmediated // Lancet. — 2005. — No 366(9481). — Р. 237—248.

9. Coogan, A. N. A systematic review of circadian function, chronotype and hronothe-rapy in attention deficit hyperactivity disorder / A. N. Coogan, N. M. McGowan. — Text : unmediated //Atten Defic Hyperact Disord. — 2017. — No 9 (3). — Р. 129—147.

10. Chieffi, S. Orexin System: The Key for a Healthy Life // S. Chieffi, М. Carotenuto, V. Monda [et al.]. — Text : unmediated // Front Physiol. — 2017. — No 8. — Р. 357.

11. Faedda, G. L. Objective measures of activity and attention in the differential diagnosis of childhood psychiatric disorders / G. L. Faedda, М. Н. Teicher. — Text : unmediated // Essent Psychopharmacol. — 2005. — No 6. — Р. 239—249.

12. Jan, J. E. Neurophysiology of circadian rhythm sleep disorders of children with neuro-developmental disabilities / J. E. Jan, M. C. Bax, J. A. Owens [et al.]. — Text : unmediated // Neurol. — 2012. — No 16 (5). — Р. 403—412.

13. Kirov, R. Attention-deficifhyperactivity disorder (ADHD) and adaptation night as determinants of sleep patterns in children / R. Kirov, H. Uebel, B. Albrecht [et al.]. — Text : unmediated // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. — 2012. — No 21(12). — Р. 681—690.

14. Li, J. The Hypocretins/Orexins: integrators of multiple physiological functions / J. Li, Z. Hu, L. de Lecea. — Text : unmediated // Br. J. Pharmacol. — 2014. — No 171 (2). — Р. 332—350.

15. Marks, G. A functional role for REM sleep in brain maturation/ G. Marks, J. Shaffery, А. Oksenberg [et al.]. — Text : unmediated // Behav. Brain Res. — 1995. — No 69 (1—2). — Р. 1—11.

16. Miano, S. The sleep phenotypes of attention deficit hyperactivity disorder: the role of arousal during sleep and implications for treatment / S. Miano, Р. Parisi, М. Р. Villa. — Text : unmediated / Med. Hypotheses. — 2012. — No 79(2). — Р. 147—153.

17. Moreau, V. Sleep, attention, and executive functioning in children with attention-

deficit/hyperactivity disorder / V. Moreau, N. Rouleau, С. М. Morin. — Text : unmediated // Arch. Clin. Neuropsychol. — 2013. — No 28 (7). — Р. 692—699.

18. Novâkovâ, M. Alteration of the circadi-an clock in children with Smith-Magenis syndrome / М. Novâkovâ, S. Nevsimalovâ, I. Prihodovâ [et al.]. — Text : unmediated // J. Clin. Endocrinol. Metab. — 2012. — No 97 (2). — Р. 312—318.

19. Pace-Schott, E. F. The neurobiology of sleep: genetics, cellular physiology and subcortical networks / E. F. Pace-Schott, J. A. Hob-son. — Text : unmediated // Nat. Rev. Neuros-ci. — 2002. — No 3 (8). — Р. 591—605.

20. Paclt, I. Circadian rhythms of saliva melatonin in ADHD, anxious and normal children / I. Paclt, R. Ptâcek, H. Kuzelovâ, N. Cermâkovâ [et al.]. — Text : unmediated // Neuro Endocrinol. Lett. — 2011. — No 32 (6). — Р. 790—798.

21. Pliszka, S. R. The neuropsychopharma-cology of attention-deficit/hyperactivity disor-der/ S. R. Pliszka. — Text : unmediated // Biol. Psychiatry. — 2005. — No 57 (11). — Р. 1385—1390.

22. Sawyer, A. C. Cognitive and electroen-cephalographic disturbances in children with attentiondeficit/ hyperactivity disorder and sleep problems: new insights / А. С. Sawyer, C. R. Clark, H. A. Keage [et al.]. — Text : unmediated // Psychiatry Res. — 2009. — No 170 (2—3). — Р. 183—191.

23. Singh, K. Sleep in Autism Spectrum Disorder and Attention Deficit Hyperactivity Disorder / К. Singh, A. W. Zimmerman. — Text : unmediated // Pediatr. Neurol. — 2015. — No 22. — Р. 113—125.

24. Villano, I. Basal Forebrain Cholinergic System and Orexin Neurons: Effects on Attention / I. Villano, А. Messina, А. Valenzano [et al.]. — Text : unmediated // Front Behav. Neurosci. — 2017. — No 11. — Р. 10.

25. Wang, W. Orexin: a potential role in the process of obstructive sleep apnea / W. Wang, Y. Pan, Q. Li, L.Wang. — Text : unmediated // Peptides. — 2013. — No 42. — Р. 48—54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.