Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИЗУЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1590
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
воображение / дети старшего дошкольного возраста. / imagination / preschool children.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Е. В., Поляшова Н. В.

В данной статье представлено экспериментальное исследование развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Сопоставленный анализ и систематизация исследования по рассматриваемой проблеме позволило нам выявить психолого-педагогические особенности развития воображения у детей дошкольного возраста. Изучение и анализ этих особенностей открывает возможность определить методы целенаправленного развития воображения детей. В нашем исследовании участвовали 20 человек, дети подготовительной группы в возрасте 6-7лет. Дошкольники прошли две методики диагностики «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко, А. И. Кирилловой и «Придумай игру» Р. С. Немова. Сопоставленный анализ и систематизация исследования по рассматриваемой проблеме позволяют нам выявить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста: произвольность (ребенок учится планировать и реализовывать замысел), продуктивность (ребенок осваивает приемы и средства создания образов) и творчество (постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозова Е. В., Поляшова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLORING THE IMAGINATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

This article presents an experimental study of the development of the imagination of children of older preschool age. The comparative analysis and systematization of the research on this problem allowed us to identify psychological and pedagogical features of the development of imagination in preschool children. The study and analysis of these features makes it possible to determine the methods of purposeful development of children's imagination. Our study involved 20 people, children of the preparatory group aged 6-7 years. Preschoolers passed two diagnostic methods "Drawing figures" by O. M. Dyachenko, A. I. Kirillova and "Invent a game" by R. S. Nemov. The comparative analysis and systematization of the research on the problem under consideration allow us to identify the features of the development of imagination in older preschool children: arbitrariness (the child learns to plan and implement the plan), productivity (the child learns the techniques and means of creating images) and creativity (gradually the child learns to create images without visual support).

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

ИЗУЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

EXPLORING THE IMAGINATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

УДК 159.922.75

Морозова Е. В., студентка 4 курса, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», высшая школа психологии, педагогики и физической культуры, г. Архангельск, Россия Поляшова Н. В., кандидат биологических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», высшая школа психологии, педагогики и физической культуры г. Архангельск, Россия

Morozova Ekaterina Vladimirovna, e-mail: [email protected] Polyashova N.V.

Аннотация:

В данной статье представлено экспериментальное исследование развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Сопоставленный анализ и систематизация исследования по рассматриваемой проблеме позволило нам выявить психолого-педагогические особенности развития воображения у детей дошкольного возраста. Изучение и анализ этих особенностей открывает возможность определить методы целенаправленного развития воображения детей. В нашем исследовании участвовали 20 человек, дети подготовительной группы в возрасте 6-7лет. Дошкольники прошли две методики диагностики «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко, А. И. Кирилловой и «Придумай игру» Р. С. Немова.

Сопоставленный анализ и систематизация исследования по рассматриваемой проблеме позволяют нам выявить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста: произвольность (ребенок учится планировать и реализовывать замысел), продуктивность (ребенок осваивает приемы и средства создания образов) и творчество (постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры).

Annotation:

This article presents an experimental study of the development of the imagination of children of older preschool age. The comparative analysis and systematization of the research on this problem allowed us to identify psychological and pedagogical features of the development of imagination in preschool children. The study and analysis of these features makes it possible to determine the methods of purposeful development of children's imagination. Our study involved 20 people, children of the preparatory group aged 6-7 years. Preschoolers passed two diagnostic methods "Drawing figures" by O. M. Dyachenko, A. I. Kirillova and "Invent a game" by R. S. Nemov.

The comparative analysis and systematization of the research on the problem under consideration allow us to identify the features of the development of imagination in older preschool children: arbitrariness (the child learns to plan and implement the plan), productivity (the child learns the techniques and means of creating images) and creativity (gradually the child learns to create images without visual support).

Ключевые слова: воображение, дети старшего дошкольного возраста.

Keywords: imagination, preschool children.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Помимо этого, в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом, а именно ФГОС ДО, одна из задач заключается

в формировании развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения [4].

Воображение - это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи, стоящий отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающий промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение занимает исключительно важную роль в психической жизни дошкольника, является одним из этих аспектов, нуждающееся в изучении.

В настоящее время сложность искомой проблемы заключается в её теоретической неясности: не существует общепринятого определения воображения, не до конца раскрыта его специфика, не полностью выявлены его механизмы и функции.

Современному обществу нужны люди, которые способны к созданию чего-то нового и нестандартного, поэтому необходимо это умение изучать и развивать с начала онтогенеза. Воображение начинает закладываться как раз в раннем детстве. Соответственно, возникает важная задача по изучению развития воображения детей дошкольного возраста.

Диагностика воображения приобрела важное значение. Проблемой воображения занимались такие ученые как Л. С. Выготский, Р. С. Немов [2], О. М. Дьяченко [1], Г. А. Урунтаева, С. Л. Рубинштейн [3] и другие.

Таким образом, актуальность исследования проблемы определяется противоречиями, с одной стороны - воспитание творческой личности в современном обществе становится более значимой и с другой стороны его недостаточной изученностью в современной психологии.

Целью нашего исследования было изучение особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков.

С целью изучения особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста применялся ряд диагностик:

- «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова. Цель данной методики определить уровень развития творческого воображения, способности создавать оригинальные образы [1];

- «Придумай игру» Р. С. Немов. Цель данной методики определить уровень развития фантазии [2].

В первой методике ребенку было предложено дорисовать фигуры, которые были предложены на карточках, так, чтобы получилась какая-нибудь картинка или предмет. После того как ребенок дорисовал фигуру, он должен был еще придумать название своей картинке. Методика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Все дети сразу понимали инструкцию и приступали рисовать. В ходе выполнения задания некоторые дети сначала описывали, что будут изображать, а только потом это воплощали. Кто-то, напротив, сначала рисовал схематичный рисунок, а потом описывал все детали. А некоторые долго не могли придумать, что нарисовать и просили о помощи. В данной методике нами был выявлен индивидуальный коэффициент оригинальности и средний по группе, что позволило выявить уровень развития творческого воображения. 7 из 20 детей имеют высокий уровень. Такие дети дают схематичные, детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки. Предложенная фигура обычно является центральным элементом рисунка. 6 детей имеют средний уровень. Эти ребята дорисовывают фигурки схематично, без деталей. Остальные 7 детей имеют низкий уровень. У таких детей рисунки, как правило, примитивные, шаблонные.

Далее была проведена методика «Придумай игру», направленная на оценку воображения. Детям было предложено придумать игру, которая в дальнейшем оценивалась по определенным критериям: оригинальность и новизна, продуманность условий, наличие различных ролей, правил, точность критериев оценки, т. е есть ли в игре победители и проигравшие и как это оценивается. Данная методика проводилась индивидуально с каждым

ребенком. Кто-то из детей, получив задание, сразу говорили, что они уже придумали игру и начинали рассказывать. А кому-то и 5 мин. не хватало, чтобы придумать. Обычно они рассказывали игру, которая уже существует в действительности без изменения правил. В ходе анализа по методике «Придумай игру» мы выделили 4 уровня воображения. У 4 детей из 20 высокий уровень, 12 имеют средний уровень, низкий уровень у 3 детей и у 1 ребят очень низкий.

Проведенное исследование позволило нам выделить три группы по уровню воображения у детей старшего дошкольного возраста.

К высокому уровню мы отнесли 9 детей, у которых по методике «Дорисовывание фигур» и «Придумай игру» оба высоких уровня, либо по одной высокий, а по другой средний.

К среднему уровню мы отнесли 8 детей, у которых по методике «Дорисовывание фигур» и «Придумай игру» оба средних уровня, либо по одной средний, а по другой низкий.

К низкому уровню мы отнесли 3 детей, у которых по методике «Дорисовывание фигур» и «Придумай игру» оба низких уровня, либо по одной низкий, а по другой очень низкий.

Результаты подсчетов общего количества человек в группе, подвергнутые высокому, среднему и низкому уровню воображения, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровень воображения у детей старшего дошкольного возраста

Уровень воображения Количество детей

Высокий 9 (45%)

Средний 8(40%)

Низкий 3(15%)

Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста высокий уровень воображения. У детей

появляется целостное планирование, ребенок сначала планирует, что нарисовать или рассказать, а потом уже действует, корректируя и дополняя свой замысел по ходу. Высокий уровень воображения говорит о том, что у детей происходит переход от воссоздающего воображения к творческому. В их рисунках и играх появляются новые, оригинальные образы, непохожие на реальные. Большинство рисунков и игр не похожи друг на друга.

Таким образом, особенностями развития воображения у детей старшего дошкольного возраста будут: произвольность (ребенок учится планировать и реализовывать замысел), продуктивность (ребенок осваивает приемы и средства создания образов) и творчество (постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры).

Данные, полученные в ходе исследования, могут послужить основой для дальнейшего изучения этого психического процесса и его развития у детей старшего дошкольного возраста.

Во-первых, конкретизировать преобладающий вид воображения у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем воображения.

Во-вторых, изучить причины шаблонности и примитивности рисунков и игр у детей с низким уровнем воображения.

В-третьих, разработать программу, направленную на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что использование метода психодрамы позволит нам повысить уровни развития воображения. Выбор этого метод неслучаен: с помощью драматизации ситуации, ребенок перенимает определенную роль и переносит себя из повседневной реальности в область воображаемого, что и будет способствовать развитию воображения.

Список литературы: 1. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - с. 53-59.

2. Немов, Р. С. Психология: 4-е изд. / Р. С.Немов. - М.: Владос, 2003. - 683 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 487 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2013. -32 с.

Bibliography:

1. Dyachenko, O. M. About the main directions of development of the preschooler's imagination / O. M. Dyachenko // Questions of psychology. -1988. - No. 6. - from. 53-59.

2. Nemov, R. S. Psychology: 4th ed. / R. S. Nemov. - M.: Vlados, 2003.- 683 p.

3. Rubinstein, S. L. Fundamentals of General Psychology / S. L. Rubinstein. -SPb: Peter, 2000.- 487 p.

4. Federal State Educational Standard of Preschool Education: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013, No. 1155 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - M.: Education, 2013.- 32 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.