ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159. 954 - 053. 4
В. С. Макаренко О. В. Маркевич РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», Беларусь
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Развитие творческого воображения является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Так как жизненный опыт дошкольника еще очень мал, мышление несовершенно, то именно воображение помогает маленькому человеку устанавливать связи между уже знакомым и чем-то новым. Благодаря воображению он «достраивает», «переделывает», «компонует» и «связывает» отдельные элементы происходящего в свою собственную детскую картину мира.
Проблема воображения в психологии занимает существенное место, и интерес к ней обусловлен, прежде всего, значением этого психического явления в жизни человека. Природу развития воображения в зарубежной и в отечественной психологии рассматривали по-разному. По утверждениям одного из отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое, представляя собой преобразования данного, осуществляемое в образной форме» [1, с. 62].
С помощью воображения можно управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Воображение играет огромную роль и в преобразовании объективного мира, значительно расширяет и углубляет процесс познания.
По мнению Л.С. Выготского, воображение тесно связано с различными формами реальности. Первая форма заключается в том, что любой образ воображения строится из элементов действительности и
прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь с эмоциями. И, наконец, четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
Современная зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону творчества, как и всякую творческую деятельность вообще. В ней выделяют три основных подхода к происхождению воображения. В рамках первого подхода его сторонники связывали генезис творческих процессов с созреванием определенных структур. Так, Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности, утверждая, что воображение может сильно деформировать представления о реальности ребенка. По мнению З. Фрейда, за основу творческих процессов отвечают ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребенок может замещать напряженные для него ситуации, которые произвели на него сильное впечатление.
Сторонники второго подхода рассматривают развитие воображения как сумму опыта индивида и хода его биологического развития. Представители геш-тальтпсихологии основой развития воображения считают способность к визуализации и анализируют ее в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка.
Представители третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта [2, с. 142].
Таким образом, в отечественной психологии воображение рассматривается как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и
представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.
В рамках зарубежной психологии воображение рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Основой развития воображения считается способность к визуализации. Развитие воображения обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка дошкольного возраста и механизмами саморазвития его воображения. В силу важности и значимости воображения необходимо всячески помогать его развитию.
Старший дошкольный возраст является чувствительным для формирования воображения. Активность старших дошкольников, потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении служат предпосылками к развитию воображения. Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие ребенок - взрослый порождают определённые формы психической деятельности. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, приданию предметам несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация чувственного опыта ребенка [3, с. 285].
В старшем дошкольном возрасте воображение начинает обслуживать продуктивную деятельность. Предметы заранее примеряют к разным функциям и сюжетам. В этот период появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста проявляется в сюжетно - ролевых играх. Создаются реальные условия для ролевой игры, действия партнера дети начинают представлять на несколько ходов вперед.
Нами было проведено эмпирическое исследование развития творческого воображения старших дошкольников на базе ГУО «Ерёминский ясли-сад» г. Гомеля. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 5 - 6 лет. Были использованы методики Е.П. Торренса «Завершение картинок» и О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». В процессе выполнения каждой методики дети старшего дошкольного возраста были заинтересованы в работе, активны, сопровождали свои действия словесными комментариями.
Согласно методике «Дорисовывание фигур» в результате исследования уровней творческого воображения в старшем дошкольном возрасте получены сле-
дующие результаты: наибольшее количество баллов имеет шкала со средним уровнем развития творческого воображения - 57,5% дошкольников; с высоким уровнем творческого воображения - 22,5% исследуемых; наименьшее количество баллов имеет шкала с низким уровнем - 20% респондентов.
По результатам методики «Завершение картинок» можно отметить, что прослеживается средний (67,5%), высокий (27,5%) уровни развития творческого воображения; 5% дошкольников соответствует низкому уровню развития творческого воображения.
Исходя из анализа полученных эмпирических данных можно характеризовать уровни развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте следующим образом:
- высокоразвитое творческое воображение в старшем дошкольном возрасте характеризуется созданием ярких образов, умением отступить от знакомых стандартов и создать собственные. Для данного уровня характерно овладение умением строить и воплощать в конструкции определенный замысел. Нарисованные предметы отличались оригинальностью и необычностью замыслов. В процессе выполнения методик дети старшего дошкольного возраста без каких-либо трудностей за определенный промежуток времени справились с заданием, быстро придумывали из контуров не просто предметы, а рисунки, содержащие определенные сюжеты, выражающие некоторые действия, рассказывали о том, что нарисовали;
- средний уровень творческого воображения старших дошкольников характеризуется тем, что дети придумывают достаточно оригинальное, эмоциональное, красочное изображение, оно может и не являться абсолютно новым, но может нести в себе явные элементы творческой фантазии и оказывать определенное эмоциональное впечатление;
- низкий уровень развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что дошкольникам чаще всего требуется помощь со стороны взрослых. Замысел создаваемого изображения является не стойким, такие рисунки отличаются бедностью содержания, появляются затруднения, если нужно придумать что-то новое. В ходе исследования при выполнении заданий было характерно упрощение инструкции, детям старшего дошкольного возраста необходимо было большое количество времени на выполнение предлагаемых методик, многие их фигур так и остались не дорисованными.
Для повышения уровня развития творческого воображения необходимо уделять особое внимание специальным развивающим занятиям (конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.), требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций. В психологическом сопровождении развития творческого
воображения в старшем дошкольном возрасте имеет большое значение словесное творчество, игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительное искусство. Ещё одним из методов для развития творческого воображения в дошкольном возрасте может быть использована сказка, включающая в себя слушание, пересказ сказок, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй. Для полноценного развития воображения необходимо позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ре-
бенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.
References:
1. D'yachenko, O. M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nikov / O.M. D'yachenko. - M.: Ajsker-press, -2005. - 352 s.
2. Venger, L. A. Razvitie poznavatel'nyh sposobnostej v processe doshkol'nogo vozrasta / L. A. Venger [i dr]. -M.: Pedagogika, 1986, - 224 s.
3. Smirnova, O. E. Detskaya psihologiya / O. E Smirnova. - M.: Vlados, -2008. - 359 s.
V. S. Makarenko O. V. Markevich DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN A SENIOR PRESCHOOL AGE
Institution of education "Gomel state University named Skorina", Belarus
Summary
The article is devoted to the study of development of creative imagination in the senior preschool age. The concepts of creative imagination in domestic and foreign psychology are examined. The article describes the main features of development of creative imagination in senior preschool age. Also on the basis of the conducted research the peculiarities of developed creative imagination levels in senior preschool age are studied.