Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сперанский Валерий Кириллович

В данной статье автором рассматривается проведение педагогического исследования с целью определить эффективность предложенной экспериментальной программы, включающей в себя созданный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. у групп, занимающихся спортивными бальными танцами. Представленный в работе комплекс упражнений поможет заинтересованным специалистам оптимизировать методико-тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сперанский Валерий Кириллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF SPORTS BALLROOM DANCING ON THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES

In this article, the author examines the conduct of pedagogical research in order to determine the effectiveness of the proposed experimental program, which includes a set of exercises designed to develop coordination abilities in groups engaged in sports ballroom dancing. The set of exercises presented in the work will help interested specialists to optimize the methodology-the training process.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

2. Kuzmenkova, V.N. and Sinko, G.I. (2022), "An innovative approach to teaching students during a pandemic", Actual problems of the humanities and natural sciences: collection of articles of the VI Intern. conf. teaching staff, Wednesday, Cheboksary, pp. 65-67.

3. Popova, E.I., Balandin, A.A. and Dedyukhin, D.D. (2020), "Distance education: modern realities and prospects", Education and law, No. 7, pp. 203-209.

4. Solotova, N.V. (2020), "Distance learning of English as a foreign language in the context of COVID-19", Science and education in the 21st century, No. 12(1), pp. 114-117.

5. Sudakov, D.V., Yakusheva, N.V., Belov, E.V. et al (2020), "On some technical problems of conducting distance learning at the Department of Operative Surgery with Topographic Anatomy during an unfavorable epidemiological situation",Trends in the development of education: teacher, educational organization, society - 2020, materials of the All-Russian. scientific-practical. Conf., Wednesday, Cheboksary, pp. 26-29.

6. Akjayir, G. and Akfayir, M. (2018), "The flipped classroom: A review of its advantages and challenges", Computers and Education, Vol 126 (1), pp. 334-345.

7. Chen, X., Zou, D., Xie, H., Cheng, G., and Liu, C. (2022), "Two Decades of Artificial Intelligence in Education: Contributors, Collaborations, Research Topics, Challenges, and Future Directions", Educational Technology and Society, Vol. 25 (1), pp. 28-47.

8. Datuk, T. and Ali, A (2008), Issues and challenges in implementing e-learning in Malaysia, Open University Malaysia, available at: https://core.ac.uk/download/pdf/298086577.pdf (accessed 19 November 2022)

9. Eryilmaz, M. (2015), "The Effectiveness Of Blended Learning Environments", Contemporary Issues in Education Research (CIER), Vol. 8 (4), pp. 251-256.

10. Guan, C., Mou J. and Jiang, Z. (2020), "Artificial intelligence innovation in education: A Twenty-year data-driven historical analysis", International Journal of Innovation Studies, Vol. 4 (4), pp. 134-147.

11. F.-J. Hinojo-Lucena, Aznar-Díaz, I., Cáceres-Reche, M.-P. and Romero-Rodríguez, J.-M. (2019), "Artificial intelligence in higher education: A Bibliometric study on its impact in the scientific literature", Education Sciences journal, Vol. 9 (1), available at: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/1/51 /pdf?version= 1552040644 (accessed 13 November 2022)

12. Lukas, B.A. and Yunus, M.M. (2021), "ESL Teachers' Challenges in Implementing E-learning during COVID-19", International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, Vol. 20(2), pp. 330-348,

13. Prensky, M. (2001), Digital Natives, Digital Imigrants, Part 1. On the Horizon, available at: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 19 November 2022).

14. Strother, J.B. (2002), "An Assessment of the Effectiveness of e-learning in Corporate Training Programs", The International Review of Research in Open and Distributed Learning, Vol. 3(1), available at: https://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/83/161 (accessed 13 November 2022)

15. Tang K.Y. (2021),"Trends in artificial intelligence-supported e-learning: A Systematic review and co-citation network analysis (1998-2019)", Interactive Learning Environments, DOI:/10.1080/10494820.2021.1875001.

Контактная информация: nsolotova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2022

УДК 793.33:796.012.2

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Валерий Кириллович Сперанский, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье автором рассматривается проведение педагогического исследования с целью определить эффективность предложенной экспериментальной программы, включающей в себя созданный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. у

групп, занимающихся спортивными бальными танцами. Представленный в работе комплекс упражнений поможет заинтересованным специалистам оптимизировать методико-тренировочный процесс.

Ключевые слова: спортивный бальный танец, координационные способности, педагогическое исследование, танцевальный спорт, методические рекомендации, танцевальные навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p531-535

STUDY OF THE INFLUENCE OF SPORTS BALLROOM DANCING ON THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES

Valery Kirillovich Speransky, the post-graduate student St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract

In this article, the author examines the conduct of pedagogical research in order to determine the effectiveness of the proposed experimental program, which includes a set of exercises designed to develop coordination abilities in groups engaged in sports ballroom dancing. The set of exercises presented in the work will help interested specialists to optimize the methodology-the training process.

Keywords: sports ballroom dance, coordination abilities, pedagogical research, dance sports, methodology, dance skills.

ВВЕДЕНИЕ

Говоря о спортивном бальном танце, многие не задумываются насколько это тяжелый вид спорта с точки зрения точности, выносливости и координации. В современных реалиях популярным стало смешение разных танцевальных направлений, в частности связь спортивного бального танца и классического танца в изучении постановки корпуса и осанки. Согласно проведённым исследованиям в рамках учебных пособий WDSF были проведены измерения физической нагрузки, силы, динамики, распределения веса по стопе и т. д., что позволяет показать взаимодействие спортивных дисциплин с бальным танцем.

Спортивный бальный танец - это одна сложнокоординационная дисциплина, в которой нужно учитывать не только свою динамику движения, работу стопы и корпуса, перенос веса со стопы, а также диаметрально противоположную работу своего партнера.

В проведенном исследовании была поставлена задача рассмотреть, как спортивный бальный танец влияет на координацию, путём составления методики, основанной на внедрении спортивного комплекса упражнений в процесс занятий спортивным бальным танцем и доказать ее эффективность.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Спортивный бальный танец строится на сформированном фундаменте координационных способностей, развитию которых способствуют определенные теоретико-методические рекомендации. В процессе составления комплекса упражнений был сделан упор на следующие методические рекомендации:

1. Спортивный бальный танец имеет различные уровни сложности или так называемые «классы» мастерства. Применение упражнений, содержащих в себе новизну, дополнительную сложность, трудность, способствует улучшению результатов развития координационных способностей.

2. Эффект отрицательного «переноса» двигательных навыков. Этот эффект характеризует положительный результат процесса совершенствования координационных способностей, при котором человек существенно меняет привычные двигательные активности, что способствует развитию его способности к дифференцировке тонких мышечных усилий, других ритмов выполнения и т. д. [4].

3. Работа над совершенствованием вестибулярного аппарата. Специально созданный процесс затруднения сохранения равновесия позволяет тренировать не только вестибулярный аппарат, но и всю координационную систему организма. То есть в этом подходе применяются методы, в которых гарантируется преднамеренная потеря равновесия, а также добавляется работа с различными тренажерами. Сложнейшей координационной задачей является сохранение определенного положения тела после работы с некоторыми силами ускорения. Для повышенного уровня сложности возможно создание биомеханических трудностей [2]. Это могут быть такие трудности как: сильный ветер, уменьшение площади опоры, выключение зрительного анализатора при движении, звуковые помехи, высота и другие. Таким образом, у ученика есть возможность развития психологической и физической силы преодоления любых сложностей и преград. Ведущей задачей тренера является анализ уже выработанных способностей ученика и создание дополнительных «трудностей» [3].

4. Пространственно-динамическая точность. Спортивный бальный танец представляет собой динамическое исполнение фигур на большой или малой площади, что зависит от конкретного исполняемого танца. Однако любой танец подразумевает собой четкое исполнение шагов, линий, работу корпуса и бедер и других составляющих. Методически рекомендуется развивать пространственно-динамическую точность движений двумя вариациями [1]. Первая вариация относится к способности точно оценивать пространственные условия двигательных действий. Например, точно определить расстояние шага. Вторая вариация предлагает фокусироваться на непосредственном выполнении заданий на точность, то есть присутствует определенная цель, например, точно приставить правую ногу к левой ноге, точно положить свою руку в руку партнера и т. д.

Педагогическое исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 316 с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга.

Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:

• анализ научно-методической литературы;

• педагогическое наблюдение;

• педагогический эксперимент.

Педагогическое исследование проводилось с целью определить эффективность предложенной экспериментальной программы, включающей в себя созданный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей у групп, занимающихся спортивными бальными танцами.

В исследовании принимали участие две группы обучающихся спортивным бальным танцам 1 академический час в неделю. Обе группы занимались по программе, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта спортивной подготовки по предмету «Ритмика» с условиями реализации спортивного бального танца.

Участникам экспериментальной группы, помимо обязательных занятий, был сформирован комплекс упражнений по программе Латиноамериканского и Европейского бального танца. Разработанные упражнения дозировано использовались в процессе дополнительного занятия бальным танцем раз в неделю на протяжении всей практической части исследования. Участники контрольной группы на протяжении всего времени исследования имели возможность посещать только обязательные занятия без дополнительных комплексов упражнений.

Контрольные замеры уровня развития координационных способностей проводились два раза: в начале (январь 2020 года) и в конце (апрель 2021 года) исследования.

Суть исследования заключалась в следующем: доказать, что средствами бального танца возможно воздействие на улучшение координационных способностей.

Для разработки упражнений была проанализирована специальная литература по Европейской программе и по Латиноамериканской программе, дополнительно была проведена работа с правилами использования перечня базовых фигур спортсменами «Е», <Ю» и «С» классов мастерства на соревнованиях по виду спорта «танцевальный спорт» общероссийской общественной организации «Всероссийская Федерация Танцевального Спорта и Акробатического Рок-н-ролла» с целью выявления более сложных элементов и их взаимодействия с другими фигурами и элементами в обеих программах танца [5].

Все упражнения, используемые в процессе работы с экспериментальной группой, были разделены на три комплекса. Первый комплекс включает в себя упражнения в Латиноамериканской программе и может использоваться как для сольного, так и для парного исполнения, потому что шаги партнера и партнерши идентичны друг другу. Второй комплекс упражнений в Латиноамериканской программе направлен на парное исполнение. Третий комплекс упражнений, состоящий из элементов Европейской программы, предполагает парное исполнение.

ВЫВОДЫ

На основе анализа методико-педагогической литературы были выделены и названы методы развития координационных способностей, отражающие решение проблемы исследования: опираясь на определенные теоретико-методические рекомендации, которые в разных сочетаниях используются на практике при развитии координационных способностей (регулярность, новизна, пространственно-динамическая точность, дозирование и др.), составлен комплекс упражнений для занятий спортивным бальным танцем.

В ходе теоретического этапа исследования для диагностики уровня координационных способностей была разработана программа «Е-С» класса, в ходе изучения которой был выявлен уровень развития координационных способностей экспериментальной и контрольной группы на начальном этапе эксперимента.

Показатели по заявленным компонентам судейства - точность, скорость, баланс -зафиксированы и представлены в виде начальной оценки у обеих групп не ниже 3,4 балла (по 5-ти балльной шкале оценивания) по каждому критерию в начале исследования.

В ходе практического этапа исследования был разработан комплекс упражнений, поделенный на комплекс для парного и сольного исполнения в Латиноамериканской программе, и для парного исполнения в Европейской программе. Каждая группа упражнений была направлена на проработку нескольких компонентов судейства, а также задействовала работу разных мышц и действий тела. Разработанный комплекс упражнений обеспечивает высокую степень активности, физической нагрузки, вдумчивости учащихся. У педагога появляется возможность комплексно развивать все группы мышц. Предложенный комплекс упражнений при занятии спортивным бальным танцем способствует развитию вестибулярного аппарата, физических данных, учит работе с большим и малым пространством, погружает в интересные формы и условия, что, следовательно, повышает уровень развития координационных способностей.

В ходе аналитического этапа педагогического исследования для диагностики уровня развития координационных способностей была составлена определенная система судейства. Она имеет синтез школьной пятибалльной системы оценивания, системы оценивания координационных способностей по В. И. Ляху, а также профессиональной системы оценивания спортсменов в спортивном бальном танце 3.0, представленной в конкурсных правилах WDSF. Главенствующими критериями были выделены: точность, скорость, баланс. Результаты исследования фиксировались независимой группой экспертов, имеющих опыт работы в сфере спортивного бального танца от пяти лет, знакомых с системой судейства спортсменов 3.0, представленной в конкурсных правилах WDSE

В ходе исследования установлено, что у контрольной группы заключительная средняя оценка по каждому критерию была не ниже 3,5 баллов, а у экспериментальной

группы заключительная средняя оценка по каждому критерию была не ниже 4,61 баллов, что отличается от начальной средней оценки обеих групп [5]. Таким образом, разработанный и используемый в ходе исследования комплекс упражнений, применяемый на занятиях спортивным бальным танцем, способствовал повышению уровня развития координационных способностей учащихся экспериментальной группы.

У контрольной группы имелись повышения по всем критериям судейства на 0,2 балла, что позволяет говорить о том, что занятия спортивным бальным танцем способствуют улучшению развития координационных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Электромиографическая характеристика движений танцоров в зависимости от пола и спортивной квалификации / Ю.П. Бредихина, А.В. Тихонова, Е.В. Путинцева, Л.В. Капилевич // Бюллетень сибирской медицины. - 2012. - Т. 11, № 3. - С. 160-162.

2. Зиновьева Т.С. Двигательные способности спортсмена-танцора в спортивных бальных танцах: сущность, структура / Т.С. Зиновьева // Европейский журнал социальных наук. - 2016. - № 7. - С. 105-117.

3. Костюнина Л.И. Влияние двигательной памяти на результативность спортивной подготовки / Л.И. Костюнина, И.С. Колесник // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 4. -С. 66-68.

4. Капилевич Л.В. Физиологические основы координации двигательных действий в танцевальной паре / Л.В. Капилевич, Ю.П. Бредихина // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2016. - Т. 102, № 2. - С. 225-236.

5. Чубанов Д.Е. Уровень технической и физической подготовленности юных танцоров 912 лет, специализирующихся в европейской программе бальных танцев с учетом их морфологических характеристик / Д.Е. Чубанов, Е.Н. Крикун, М.Г. Киселева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 8 (210). - С. 394-397.

REFERENCES

1. Bredikhina, Yu.P., Tikhonova, A.V., Putintseva, E.V. and Kapilevich, L.V. (2012),"Electromyographic characteristics of dancers' movements depending on gender and sports qualifications", Bulletin ofSiberian Medicine, vol. 11, No. 3, pp. 160-162.

2. Zinovieva, T.S. (2016),"Motor abilities of an athlete-dancer in sports ballroom dancing: essence, structure", European Journal of Social Sciences, No. 7, pp. 105-117.

3. Kostyunina, L.I. and Kolesnik, I.S. (2010), "The influence of motor memory on the effectiveness of sports training", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 66-68.

4. Kapilevich, L.V. and Bredikhina, Yu.P. (2016), "Physiological bases of coordination of motor actions in a dance pair", Sechenov Russian Journal of Physiology, Vol. 102, No. 2, pp. 225-236.

5. Chubanov, D.E. (2022),"The level of technical and physical fitness of young dancers aged 912 years specializing in the European program of ballroom dancing, taking into account their morphological characteristics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 8 (210), pp. 394-397.

Контактная информация: valera-s222@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2022

УДК 796.011.1

ПРО ЗДОРОВЬЕ, САМОЧУВСТВИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Ольга Владимировна Стрижакова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова, Москва, Институт медико-биологических проблем РАН, Москва; Владимир Александрович Орлов, доктор биологических наук, Олег Борисович Фетисов, старший научный сотрудник, Институт медико-биологических проблем РАН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.