особенности базовой подготовки юных спортсменов в спортивных бальных танцах
Поступила в редакцию 20.05.2021 г.
Аспирант А.П. Родичкин1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1 Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Пупков1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. 1ерцена, Санкт-Петербург
FEATURES OF BASIC TRAINING IN YOUTH COMPETITIVE BALLROOM DANCING
Postgraduate A.P. Rodichkin1
Dr. Hab., Professor G.N. Ponomarev1 PhD, Associate Professor P.V. Pupkov1 1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
УДК/UDC 796.012
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - экспериментально обосновать методику базовой подготовки детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах. Методика и организация исследования. Разработанная методика базовой подготовки, с учетом особенностей годичного цикла подготовки танцоров, предполагает: систематическое выполнение на тренировочных занятиях физических нагрузок околомаксимальной интенсивности при ЧСС до 190 уд/мин и длительности упражнений в пределах 50-180 с; варьирование интервалов для отдыха в пределах от 60 до 15 с; выполнение основных технических элементов танца и специальных физических упражнений, включающих основные позиции и движения из танцевальной программы; применение в недельном цикле тренировки средств специальной физической подготовки не менее трех раз в конце занятия; включение в недельный тренировочный цикл различных сочетаний соревновательных полуфиналов и финалов (до трех раз). Педагогический эксперимент проводился на базе танцевального спортивного клуба «Ронд», г. Санкт-Петербург, в котором приняли участие 22 танцевальные пары. Пары были разделены на две группы методом случайной выборки. Результаты исследования и выводы. По результатам эксперимента показатели скоростных способностей и специальной выносливости достоверно выше у юных танцоров ЭГ, чем в КГ. В показателе координационных способности (прыжки со сменой положений рук и ног) значимых изменений не произошло. По показателям профессионального мастерства (количество занятых в соревнованиях сезона мест и переходам в следующий класс мастерства) участники ЭГ значительно превзошли участников из КГ, что свидетельствует об эффективности разработанной методики базовой подготовки танцоров 8-12 лет.
Ключевые слова: спортивные бальные танцы, специальная физическая подготовка, танцевально-техническая подготовка, базовая подготовка.
Abstract
Objective of the study was to experimentally substantiate the methodology of basic training of 8-12 year-olds in competitive ballroom dancing. Methods and structure of the study. The program of basic training of 8-12 year-olds is based on the combination of physical training and dancing technique training, which builds up the technique of dance movements to the rhythms of musical accompaniment used during training and competitive activities, as well as the types of training that are an integral part of the training process. The effectiveness of the developed methodology was tested by the educational experiment conducted on the basis of the dance sports club "Rond", St. Petersburg. Subject to the experiment were 22 dance couples, who were divided into two groups by random sampling. One group of couples made EG - 12 dance couples; the other group made CG - 10 dance couples. During the experiment, the subject' dance technique and physical fitness levels were assessed, as well as their functional status.
Results and discussion. The experiment showed that the speed and special endurance rates in EG grew significantly higher than in CG. There were no significant changes in the level of development of the subjects' coordination skills (changing legs and arms jumps).
The blood lactate concentration rates under identical physical loads indicated: a higher level of speed-strength glycolitic endurance in the EG dancers; the EG dancers' ability to cope with a given task with less effort. In addition, there is reason to assume that the EG athletes could perform the tasks assigned longer than the CG ones.
Keywords: competitive ballroom dancing, special physical training, dancing technique training, basic training.
Введение. За последние годы в Российской Федерации и во всем мире значительно вырос интерес к спортивным бальным танцам [2, 5, 8]. Однако за короткий период времени с момента обретения бальными танцами статуса официального вида спорта не сформировались научно обоснованные методики подготовки спортсменов, нет целостной методики отбора спортсменов [3, 7]. Как следствие, у значительной части юных танцоров низкий уровень танцевально-технической и физической подготовленности [8]. Отсутствует единая система судейства на соревнованиях различного уровня. Кроме того, еще не сложилась целостная система подготовки специалистов по спортивным бальным танцам [6]. Значительно отличаются мнения специалистов в отношении средств и методов подготовки
спортсменов, особенно в части специальной физической подготовки[1, 4].
Цель исследования - экспериментально обосновать методику базовой подготовки детей 8-12 лет в спортивных бальных танцах.
Методика и организация исследования. Разработанная методика базовой подготовки, с учетом особенностей годичного цикла подготовки танцоров, предполагает: систематическое выполнение на тренировочных занятиях физических нагрузок околомаксимальной интенсивности при ЧСС до 190 уд/мин и длительности упражнений в пределах 50-180 с; варьирование интервалов для отдыха в пределах от 60 до 15 с; выполнение основных технических элементов танца и специальных физических упражнений, включающих основные позиции и движения
Таблица 2. Оценка уровня физической подготовленности участников эксперимента после его завершения (в секундах)
Таблица 1. Оценка уровня профессиональной подготовленности участников эксперимента после его окончания (в баллах)
Группы спортсменов КГ ЭГ Уровень значимости, р
Уровень профессиональной подготовленности 11,3±0,3 16,5±0,6 <
Упражнения КГ ЭГ Уровень значимости, р
Бег на 30 м 5,8±0,1 5,2±0,1 <
Прыжки со сменой положений рук и ног 74,8±0,7 75,2±0,7 >
Бег на беговой дорожке, с положением рук в стороны со скоростью 10 км/ч 69,7±0,7 91,4±0,6 <
Таблица 3. Показатели функционального состояния участников эксперимента после его завершения
Функциональные пробы и замеры Единицы измерений КГ ЭГ Уровень значимости, р
ИГСТ баллы 83,7±3,2 108,3±2,6 <
Концентрация лактата в крови ммоль/л 18,1±0,3 15,6±0,3 <
из танцевальной программы; применение в недельном цикле тренировки средств специальной физической подготовки не менее трех раз в конце занятия; включение в недельный тренировочный цикл различных сочетаний соревновательных полуфиналов и финалов (до трех раз).
Педагогический эксперимент проводился на базе танцевального спортивного клуба «Ронд», г. Санкт-Петербург, в котором приняли участие 22 танцевальные пары. Пары были разделены на две группы методом случайной выборки.
Одна группа пар составила экспериментальную группу (ЭГ) - 12 танцевальных пар; вторая группа (10 танцевальных пар) составила контрольную группу (КГ). В обеих группах занятия проводились по пять раз в неделю. В том числе общих занятий - три раза по 90 мин, индивидуальных - два раза по 60 мин.
Уровень танцевально-технической подготовленности (техническая подготовка, презентабельность, музыкальность, энергетика и способность рационального продвижения пары по паркету) определялся по следующим параметрам: количество баллов, набранных по специально разработанной системе, оценивания во время проведения полуфинала и финала; количество спортсменов, перешедших в следующий класс мастерства по итогам сезона; места, занятые в соревнованиях по итогам шести обязательных соревнований сезона.
Уровень физической подготовленности определялся по следующим параметрам: скоростные способности - бег на 30 м; координационные способности - прыжки со сменой положений рук и ног; специальная выносливость - бег на беговой дорожке с положением рук в стороны, заданная скорость бега на 10 км/ч.
Функциональное состояние определялось по индексу Гарвардского степ-теста и концентрации молочной кислоты в крови. Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) определялся после стандартной разминки в начале тренировки. Концентрация лактата в крови определялась в конце полуторачасовой тренировки, последние 28 мин которой были отведены под имитацию условий полуфинала и финала.
Результаты исследования и их обсуждение. Оценка уровня танцевально-технической подготовленности осуществлялась во время выступления спортсменов на заключительных соревнованиях, в которых приняли участие все пары КГ и ЭГ (табл. 1).
Уровень физической подготовленности участников эксперимента после его завершения представлен в табл. 2.
Необходимо отметить, что специальных тренировочных занятий с применением беговых отрезков и прыжков с испытуемыми не проводилось. Однако улучшились показатели в беге на 30 м (скоростные способности), а показатели в прыжках со сменой ног не изменились (координационные способности). Значительное улучшение результатов в беге на беговой дорожке с положением - руки в стороны (специальная выносливость) в ЭГ, в отличие от КГ, обусловлено тем, что это упраж-
нение систематически включалось в тренировочные занятия ЭГ как средство специальной физической подготовки (СФП), а в занятиях КГ применялись другие упражнения для развития специальной выносливости.
После завершения эксперимента были определены показатели ИГСТ и концентрации лактата в крови после дозированной физической нагрузки (табл. 3). При этом общий уровень работоспособности (по результатам ИГСТ и концентрации лактата в крови) был значительно выше у спортсменов ЭГ, чем у спортсменов КГ.
Результаты проведенного эксперимента показали, более высокие показатели у танцоров ЭГ по общему количеству мест, занятых в соревнованиях в период участия в педагогическом эксперименте. Эти результаты зависят от танцевально-технической и физической подготовленности и функционального состояния юных танцоров. Кроме того по результатам соревнований 50 % спортсменов ЭГ перешли в следующий класс мастерства, а в КГ этот показатель составил 33 %.
Выводы. Оценка уровня профессиональной подготовленности участников эксперимента после окончания эксперимента показала, что применение средств специальной физической подготовки положительно влияет на уровень танцевально-технической подготовленности.
По результатам эксперимента показатели скоростных способностей (бег на 30 м) и специальной выносливости (бег на беговой дорожке с положением - руки в стороны) достоверно выше у юных танцоров ЭГ, чем в КГ. В показателе координационных способностей (прыжки со сменой положений рук и ног) значимых изменений не произошло.
Концентрация лактата крови под воздействием идентичных физических нагрузок свидетельствует: о более высоком уровне гликолитической выносливости мышц при скоростно-силовой работе у танцоров ЭГ; о способности спортсменов ЭГ справляться с заданной работой с меньшим напряжением сил. Кроме того, правомерно предположить, что спортсмены ЭГ могут дольше по времени переносить заданные нагрузки, чем спортсмены КГ.
По показателям профессионального мастерства (количество занятых в соревнованиях сезона мест и переходам в следующий класс мастерства) участники ЭГ значительно превзошли участников из КГ, что свидетельствует об эффективности разработанной методики базовой подготовки танцоров 8-12 лет.
Литература
1. Бредихин А. Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ./А. Ю. Бредихин//Зна-ние. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 322-325.
2. Жарков Д. А. Современные тенденции развития европейского танца глазами чемпиона/Д. А. Жарков//«Танец в диалоге культур и традиций»: IX Межвуз. науч.-практ. конф. - СПб.: СПб ГУП, 2019. - С. 21-24.
3. Запесоцкий А. С. Танец в диалоге культур и традиций/А. С. Запе соцкий//«Танец в диалоге культур и традиций»: IX Межвуз. науч.-практ. конф. - СПб.: СПб ГУП, 2019. - С. 60-64.
4. Корбакова А. А. Совершенствование пространственной и временной точности движений в дисциплине «формейшн» танцевального спорта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/А. А. Корбакова. - НГУ им. Лесгафта, СПб., 2020-254 с.
5. Родичкин А. П. Применение специальных нестандартных физических упражнений в программе подготовки по спортивным бальным танцам детей 10-12 лет/А. П. Родичкин, Г. Н. Пономарев//Те-ория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 102-104.
6. Родичкин А. П. Специальная подготовка спортивных танцоров 8-12 лет и пути ее оптимизации/А. П. Родичкин, Г. Н. Пономарев/Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 10 (176). - С. 277-283.
7. Родичкин А. П. Разработка учебно-тренировочного процесса спортивных танцоров 8-12 лет в соревновательный период с учетом показателей лактата крови/А. П. Родичкин, Р. М. Кадыров//Те-ория и практика физ. культуры. - 2018. - № 8. - С. 15-18.
References
1. Bredikhin A.Y. Vekhi istorii sportivnykh balnykh tantsev i tendentsii razvitiya tantsevalnykh programm [Milestones in history of sports ballroom dancing and trends in development of dance programs]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. No. 3. pp. 322-325.
2. Zharkov D.A. Sovremennye tendentsii razvitiya evropeyskogo tantsa glazami chempiona [Modern trends in development of European dance through champion eyes]. Tanets v dialoge kultur i traditsiy [Dance in
the dialogue of cultures and traditions]. IX inter-univ. res.-pract. conf.. St. Petersburg SUP publ., 2019. pp. 21-24.
3. Zapesotskiy A.S. Tanets v dialoge kultur i traditsiy [Dance in the dialogue of cultures and traditions]. Tanets v dialoge kultur i traditsiy [Dance in the dialogue of cultures and traditions]. IX inter-univ. res.-pract. conf.. St. Petersburg: SPb SUP publ., 2019. pp. 60-64.
4. Korbakova A.A. Sovershenstvovanie prostranstvennoy i vremennoy tochnosti dvizheniy v distsipline «formeyshn» tantsevalnogo sporta [Building spatial and temporal accuracy of movements in formation discipline in dance sports]. PhD diss.: 13.00.04. Lesgaft NSU, St. Petersburg, 2020. 254 p.
5. Rodichkin A.P., Ponomarev G.N. Primenenie spetsialnykh nestandartnykh fizicheskikh uprazhneniy v programme podgotovki po sportivnym balnym tantsam detey 10-12 let [Untraditional pre-season physical training model for 10-12 year-old ballroom dancers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 8. pp.102-104.
6. Rodichkin A.P., Ponomarev G.N. Spetsialnaya podgotovka sportivnykh tantsorov 8-12 let i puti ee optimizatsii [Special training of sports dancers aged 8-12 years old and ways of its optimization]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 10 (176). pp. 277-283.
7. Rodichkin A.P., Kadyrov R.M. Razrabotka uchebno-trenirovochnogo protsessa sportivnykh tantsorov 8-12 let v sorevnovatelny period s uchetom pokazateley laktata krovi [Junior dancers' training progress control using blood lactate tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 8. pp. 15-18.
8. Vietrynska A. The notion of style in choreography is exemplified by the standardized ballroom dance//Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2018. - № 16-3. - p. 4-6.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
оценка функциональной Готовности населения к физкультурно-спортивной деятельности в ходе реализации комплекса гто
Кандидат педагогических наук Э.А. Зюрин1 Е.Н. Петрук1
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
УДМ^С 796.011
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, взрослое население, мужчины, женщины, комплекс ГТО, тесты ГТО, адаптационный потенциал.
Введение. Реализация государственной политики в области сохранения здоровья населения и достижения целевых показателей национального проекта «Демография», в частности 70 0% систематически занимающихся физической культурой и спортом, возможна лишь за счет массового вовлечения взрослого населения в физкультурно-спортивную деятельность [2].
Цель исследования - определить функциональную готовность населения к физкультурно-спортивной деятельности при подготовке к тестированию по программе комплекса ГТО.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках исследования оценка функциональной готовности населения к физкультурно-спортивной деятельности в ходе реализации комплекса ГТО производилась посредством определения адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы по Р. М. Баевскому [1]. В ходе подготовки к тестированию и тестирования по программе комплекса ГТО был обследован 451 человек (257 женщин и 194 мужчины) от 25 лет и старше. По результатам исследования выявлено, что мужчины и женщины от 25 до 29 лет могут заниматься физическими упражнениями без ограничений, так как 100 0% исследуемых отнесены к первой группе состояния здоровья и способности организма адаптироваться к физическим нагрузкам.
Результаты исследования и их обсуждение. Мужчины и женщины в возрасте от 30 до 39 лет преимущественно имеют высокие (достаточные) функциональные возможности организма (67 % отнесены к первой группе, 33 0% - ко второй группе состояния здоровья и способности организма адап-
RATING PEOPLE'S FUNCTIONAL FITNESS FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITY wITHIN GTO COMPLEx IMPLEMENTATION
E.A. Zyurin1 E.N. Petruk1
1Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports, Moscow
Поступила в редакцию 03.07.2021 г.
тироваться к физическим нагрузкам). Женщины в возрасте от 40 до 44 лет демонстрируют более высокий адаптационный потенциал системы кровообращения (74 00 отнесены к первой группе и 26 00 - ко второй группе), чем мужчины (у мужчин данный показатель соответствует равному значению в первой и второй группах).
После 45 лет неуклонно растет число лиц с функциональным напряжением и снижением функциональных возможностей организма (вторая и третья группы состояния здоровья и способности организма адаптироваться к физическим нагрузкам). Так, в возрастной группе от 45 до 49 лет среди мужчин и женщин отнесены к первой группе - 18 %, ко второй - 46 00, к третьей - 36 0%; а в возрастной группе от 65 лет и старше среди мужчин только 10 % отнесены ко второй группе, а 90 00 - к третьей группе со сниженными функциональными возможностями организма, у женщин - 6 00 и 94 00 соответственно.
Выводы. Тестовые и нормативные параметры государственных требований комплекса ГТО вызывают у населения после 40 лет напряжение механизмов адаптации и снижение функциональных возможностей организма, не обеспечивают должного уровня здоровья и физической работоспособности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости учета возрастных изменений при совершенствовании государственных требований комплекса ГТО.
Литература
1. Агаджанян Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье/Н. А. Агад-жанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М.: Изд-во рудн, 2006. -284 с.
2. Национальный проект «Демография». - URL: https://mintrud.gov. ru/uploads/editor/e4/60/НП о%20 Демография^! (дата обращения: 01.06.2021).
Информация для связи с автором: [email protected]