Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНОАДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНОАДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / УЧЕБА / ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Халова К.В., Демидова Л.В., Доронцев А.В., Овсянникова Е.Г., Арутюнов В.В.

В статье рассматривается вопрос о распространённости физической активности среди студентов и ее влиянии на умственную деятельность. Научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современном обществе, создает дисбаланс между требуемой природой человека и реальной, резко сниженной двигательной активностью на фоне все возрастающего психоэмоционального напряжения и приводит к последствиям острой недостаточности физической активности большинства населения. Это и обуславливает необходимость повышения роли физической культуры в жизни современного общества. Понимание механизмов адаптации к физической нагрузке, а также ее положительное влияние на органы и системы, освоение различных видов физической деятельности позволит заинтересовать студентов, как будущих врачей, в необходимости систематической двигательной активности для укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Халова К.В., Демидова Л.В., Доронцев А.В., Овсянникова Е.Г., Арутюнов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF REGULAR PHYSICAL EXERCISES ON THE REGULATORY AND ADAPTIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF THE ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY

This article discusses the issue of the prevalence of physical activity among students and its impact on mental activity. Scientific and technological progress, along with the improvement of living and working conditions in modern society, creates imbalance between the required human nature and real, sharply reduced motor activity against the backdrop of ever-increasing psycho-emotional stress and leads to the consequences of acute lack of physical activity of the majority of the population. This causes the need to increase the role of physical culture in the life of modern society. Understanding the mechanisms of adaptation to physical activity, as well as its positive effect on organs and systems, the development of various types of physical activity will interest students, as future doctors, in the need for systematic physical training to improve health.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНОАДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

физической культурой в ВУЗах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыхательная гимнастика как средство снятия стресса на дистанционном обучении / Н.Н. Карелина, Ж.Э., Лапынина, И.В. Киселева, Е.Е. Пастушенко, А.А. Сердцева, Г.Г. Щеглов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 111-116.

2. Влияние пандемии COVID-19 на физическую активность студенческой молодежи / А.Ю. Осипов, Т.Н Клепцова., Т.В. Лепилина, С.В. Воронцов, М.Ю. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - №3 (193). - С. 313-316.

3. Дыхание и восточные единоборства / сост.: В.П. Тупицын // Джиу-джитсу : [сайт] / Кафедра физического воспитания ННГУ. - 2016. - URL: http://djiudjitsu.narod.ru/djdj_03.htm (дата обращения: 07.02.2022).

4. Юдин Б.Д., Роль дыхательной системы в восстановительных процессах организма Юдин Б. Д. Роль дыхательной системы в восстановительных процессах организма спортсмена / Б. Д. Юдин, А.С. Кулемин // КОВЕРТ : [сайт медико-техн. центра]. - URL: https://amsat-global.com/publikaczii/apk/rol-dyixatelnoj-sistemyi-v-vosstanovitelnyix-proczessax-organizma-sportsmena (дата обращения: 07.02.2022).

REFERENCES

1. Karelina N.N., Lapynina Zh.E., Kiseleva I.V., Pastushenko E.E., Serdtseva A.A. and Shcheg-lov G.G. (2021), "Respiratory gymnastics as a means of stress relief in distance learning", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 111-116.

2. Osipov A.Yu., Kleptsova T.N., Lepilina T.V., Vorontsov S.V. and Dankova M.Yu. (2021), "The impact of the COVID-19 pandemic on the physical activity of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 313-316.

3. Tupitsyn V.P. (2016), "Breathing and martial arts", Department of Physical Education of NNGU, available at: https://djiudjitsu.narod.ru/djdj_035.htm (accessed 07/02/2022).

4. Yudin B.D. and Kulemin A.S. (2010), "The role of the respiratory system in the recovery processes of the athlete's body", Collection of scientific and methodological works of the teaching staff, graduate students, applicants and students, "Actual problems of physical culture and sports", Moscow, available at: https://amsat-global.com/publikaczii/apk/rol-dyixatelnoj-sistemyi-v-vosstanovitelnyix-proczessax-organizma-sportsmena (accessed 07/02/2022).

Контактная информация: asc-pastushenko@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 796.011.1

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Ксения Владимировна Халова, ассистент, Лариса Витальевна Демидова, кандидат медицинских наук, доцент, Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Овсянникова, доктор медицинских наук, доцент, Виталий Владимирович Арутюнов, студент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о распространённости физической активности среди студентов и ее влиянии на умственную деятельность. Научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современном обществе, создает дисбаланс между требуемой природой человека и реальной, резко сниженной двигательной активностью на фоне все возрастающего психоэмоционального напряжения и приводит к последствиям острой недостаточ-

ности физической активности большинства населения. Это и обуславливает необходимость повышения роли физической культуры в жизни современного общества. Понимание механизмов адаптации к физической нагрузке, а также ее положительное влияние на органы и системы, освоение различных видов физической деятельности позволит заинтересовать студентов, как будущих врачей, в необходимости систематической двигательной активности для укрепления здоровья.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, здоровье, учеба, профилактика заболеваний.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p508-513

STUDY OF THE INFLUENCE OF REGULAR PHYSICAL EXERCISES ON THE

REGULATORY AND ADAPTIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF THE ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY

Ksenia Vladimirovna Khalova, the assistant, Larisa Vitalievna Demidova, the candidate of medical sciences, docent, Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Georgievna Ovsyannikova, the doctor of medical sciences, docent, Vitaly Vladimirovich Arutyunov, the student, Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Abstract

This article discusses the issue of the prevalence of physical activity among students and its impact on mental activity. Scientific and technological progress, along with the improvement of living and working conditions in modern society, creates imbalance between the required human nature and real, sharply reduced motor activity against the backdrop of ever-increasing psycho-emotional stress and leads to the consequences of acute lack of physical activity of the majority of the population. This causes the need to increase the role of physical culture in the life of modern society. Understanding the mechanisms of adaptation to physical activity, as well as its positive effect on organs and systems, the development of various types of physical activity will interest students, as future doctors, in the need for systematic physical training to improve health.

Keywords: sports, physical education, health, education, prevention.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования подтверждают, что более 20 % населения нашей планеты имеются нарушения опорно-двигательного аппарата [1, 5]. В России среди всех причин летального исхода больных, 46 % приходится на заболевания сердечно-сосудистой системы [6].

Ослабленная дыхательная система также повышает риск возникновения респираторных заболеваний. При систематически регулярных занятиях спортом можно было бы снизить риск возникновения данных патологий. Наряду с вредными привычками, нерациональным питанием, повышенным содержанием холестерина, избыточным весом, низкий уровень физической активности является одним из основных независимых факторов риска развития НИЗ [7].

Умеренные физические нагрузки в первую очередь укрепляют и держат в тонусе весь опорно-двигательный аппарат. Риск развития остеопороза, остеопении, сколиоза, лордоза уменьшается. Развивается вестибулярный аппарат, что улучшает координацию тела в пространстве [4].

Во время и после умеренных тренировок усиливается вентиляция лёгких. Возрастают такие показатели как дыхательный объем, максимальная объемная скорость выдоха, время выполнения форсированного вдоха. Развивается дыхательная мускулатура, вследствие чего происходит постепенное растяжение плевральных спаек. За счет расширенных бронхов и усиленной вентиляции легких облегчается выведение мокроты. Снижаются застойные процессы в органах дыхательной системы [2, 3].

Физические упражнения низкой интенсивности оказывают благоприятное воздействие на желудочно-кишечный тракт. За счет умеренной мышечной активности нормализуется микроциркуляция ЖКТ [13]. Улучшается питание миокарда, сердечная мышца становится более выносливой, повышается адаптивность к изменяющимся

условиям среды, снижаются риски возникновения инфарктов и инсультов в старческом возрасте. Улучшается кровообращение тканей и органов, стимулируются процессы метаболизма [10]. Усиливается кровоснабжение и обогащение мозга кислородом и питательными веществами. Укрепляется центральная нервная система. Токсины не задерживаются в клетках, а используются на нужды организма. Любая физическая нагрузка обладает отличным антидепрессивным свойством [8, 12]. Согласно данным одного исследования, бег обладает отличным антивозрастным, омолаживающим эффектом. У бегунов была замечена повышенная активность фермента теломеразы у нейтрофилов, в сравнении с контрольной группой, не занимающейся физической активностью. Так же у спортсменов была увеличена экспрессия белков, отвечающих за стабилизацию теломер. Заметно снижение уровня экспрессии регуляторов апоптоза [9, 11]. В связи с актуальностью проблемы было проведено исследование влияния двигательной активности на здоровье студентов.

Цели исследования: изучить влияние занятий регулярной физической активностью на здоровье и обучаемость студентов ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

- Анализ научной литературы;

- составление анкеты, проведение анкетирования и анализ полученных данных;

- пилотажное исследование.

Все полученные материалы обрабатывались на персональном компьютере с помощью программ STATISTICA 16.0 Stat.soft, Inc.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе пилотажного исследования проведено анкетирование 102 студентов ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России 1 курса лечебного факультета с соблюдением правовых основ проведения биомедицинского эксперимента на человеке. Анкета включала в себя 7 вопросов.

По результатам анкетирования были получены следующие результаты.

56,9% студентов регулярно занимаются физической деятельностью; 23,5% нерегулярно, редко; 19,6% - не занимаются физической деятельностью.

Из 19,6% опрошенных, не занимающихся спортом: у 72% - отсутствует желание заниматься физическими нагрузками; 12% - не проявляют интерес к спорту; 16% не занимаются спортом из-за проблем со здоровьем.

54,7% респондентов отмечают потребность в занятиях спортом; 45,3% -потребности в этом не имеют.

Среди 56,9% опрошенных, регулярно занимающихся спортом: 66,7% отмечают, что после легкой тренировки, гораздо легче переключаются на умственную деятельность; 33,3% подобного не отмечают.

Из всех опрошенных 64,7% утверждают, что проблем с усвоением учебного материала не возникает; 35,3% часто сталкиваются с трудностями в усвоении учебного материала.

66,7% респондентов не имеют проблем со здоровьем; 33,3% отмечают наличие проблем с физическим здоровьем.

52,9% опрошенных могут выполнять домашнее задание без перерыва более 2 часов; 13,7% - от 1-2 часов; 33,3% - менее 1 часа.

Исходя из итоговых данных опросника можно утверждать, что физическая активность в режиме дня достоверно влияла на когнитивную функцию (r=0,551), Корреляционный анализ позволил установить следующие закономерности: студенты, занимающиеся спортом, существенно меньше отмечали неудовлетворенность своим самочувствием (r=0,620), имели высокую способность противостоять утомлению, в том

числе умственному (r=0,492).

В результате анализа уровня физической подготовленности и показателей функциональных резервов основных жизненно важных систем организма была выявлена достоверная корреляция высокого уровня ЖЕЛ у студентов занимающихся циклическими видами спорта: девушки (4270±421 мл. р<0,05; r=0,622), юноши (5719±5З0 мл. р<0,05; r=0,499). При проведении функциональной пробы на велоэргометре существенные резервы сердечно-сосудистой системы определялись также у представителей легкой атлетики и плавания: ЧСС при нагрузке 150 - 200 вт. на 5 минуте исследования соответствовала 122±7,1 уд. мин., что соответствовало компенсаторной зоне. У студентов, занимающихся силовыми видами спорта, функциональные резервы кардиореспираторной системы были значительно ниже, но достоверно отличались от показателей студентов, не занимающихся двигательной активностью в режиме дня (р<0,05; r=0,4l9). Интерес представляют результаты функциональных проб у студентов, занимающихся игровыми видами спорта. Так студенты, занимающиеся баскетболом и футболом (юноши), не испытывали напряжения регуляторных систем при нагрузке 200±З0 вт. в течение 5 мин., (р<0,05; r=0,553). В то же время, у занимающихся волейболом и настольным теннисом не было выявлено существенного регуляторно-адаптационного потенциала кардиореспираторной системы, что, по нашему мнению, в большей степени обусловлено невысокой спортивной квалификацией студентов-спортсменов.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что студенты, занимающиеся циклическими видами спорта, обладают высоким адаптационным потенциалом, позволяющим адекватно отвечать на физическую нагрузку различной направленности и интенсивности.

ВЫВОДЫ

Проанализировав полученные данные, можно отметить прямую зависимость влияния спорта на процесс обучения студентов. Учащимся, которые занимаются физической деятельностью, гораздо легче приступить к выполнению и изучению учебной программы, у таких студентов отмечается более высокая способность противостоять утомлению при выполнении интеллектуально обусловленных задач. Это прослеживается в длительности времяпровождения за освоением учебного материала. Заметно и отличие в физическом состоянии студентов, большинство из них в меньшей мере подвержены заболеваниям.

Одной из проблем, препятствующих спортивному развитию, является отсутствие желания заниматься физической культурой, а также низкая заинтересованность студентов в занятиях физической культурой. Такое отношение в будущем может привести к возникновению многих серьезных заболеваний. ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России предоставляет широкую возможность заниматься и развиваться в физическом аспекте. Здесь имеется разнообразие спортивных секций: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и многое другое.

Мы считаем, что необходимо углублять знания о механизмах адаптации к физическим нагрузкам для понимания роли и влияния двигательной активности на организм, сути основных принципов физической тренировки, что позволит рационально использовать ее для сохранения и укрепления здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батырев Э.М. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза / Э.М. Батырев, А.В. Дорон-цев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 13-17.

2. Delextrat, A. Small-Sided Game Training Improves Aerobic Capacity and Technical Skills in Basketball Players / A. Delextrat, A. Martinez / International Journal of Sports Medicine. - 2014. - V. 35. - P. 385-391.

3. Доронцев, А.В. Исследование методики выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений при занятии кроссфитом /А.В. Доронцев, С.Ю. Попов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 47-51.

4. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 3-5.

5. Karpov, V.Yu, Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / V. Yu. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V. Dorontsev / Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 99-103.

6. The physiological response of the body to low temperatures / V.Yu Karpov., S.Y Zavalishina, E.D. Bakulina, A.V. Dorontsev, A.V., Gusev, T.Y. Fedorova, and V.A. Okolelova / J Biochem Technol, -2021. - Vol. 12 (1). - P. 27-31.

7. Левушкин С.П. Определение специальной работоспособности баскетболистов на основе современных методов / С.П. Левушкин, Н.А. Лапшин, К.В. Зуев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 42.

8. Перспективный подход реализации современных биометрических технологий в физической культуре и спорте / С.В. Разновская, О.С. Васильченко, И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 232-237.

9. Соловьев В.В. Инновационный подход к определению технологии оценки физической работоспособности и здоровья специалистов вуза / В.В. Соловьев, И.Ю. Пугачев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 90-92.

10. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучко-ва, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017 - № 12 (154). - С. 167-172.

11. Рахматов А.И. Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой / А.И. Рахматов // Образование и воспитание. - 2018. - № 5. - С. 68-70.

12. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно - сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. -2020. - № 1(15). - С. 28-35

13. The effect of high Intensity interval training versus moderate intensity continuous training on arterial stiffness and 24h blood pressure responses: A systematic review and meta-analysis / K.L. Way, R.N. Sultana, A. Sabag, M.K. Baker, N.A. Johnson // J Sci Med Sport. - 2019. - No. 22 (4). - P. 385-391.

REFERENCES

1. Batyrev E.M. and Dorontsev A.V. (2009), "Assessment of the development of skills for the prevention of morbidity by means of physical culture and sports among students of a medical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 13-17.

2. Delextrat, A. and Martinez, A. (2014), "Small-Sided Game Training Improves Aerobic Capacity and Technical Skills in Basketball Players", International Journal of Sports Medicine, Vol. 35, pp. 385-391.

3. Dorontsev, A.V. and Popov S.Yu. (2017), "Study of the methodology for performing tempo weightlifting exercises when doing crossfit," Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (152). pp. 47-51.

4. Ivanova, N.G. Porubayko, L.N. and Kozyrenko, E.A. (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 3-5.

5. Karpov, V.Yu, Zavalishina, S.Y, Dorontsev, A.V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14(1), рр. 99-103.

6. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Y, Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V., Gusev, A.V., Fedorova, T.Y and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Biochem Technol, Vol. 12(1), рр. 27-31.

7. Levushkin, S.P., Lapshin, N.A. and Zuev, K.V. (2018), "Determining the special performance of basketball players based on modern methods", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.