Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-РЕГБИСТОВ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В АСТРАХАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-РЕГБИСТОВ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В АСТРАХАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГБИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна

В данной статье рассматривается индивидуализация и личностно ориентированный подход к технической подготовке студентов занимающихся в секции регби первого этапа обучения. Основное содержание исследования составляет индивидуальный подход в планировании объема и интенсивности технической структуры учебно-тренировочного процесса, самосовершенствование и саморазвитие, формирование здоровья и физической активности. В ходе научного исследования была поставлена цель - повышение эффективности технической подготовки, посредством индивидуального подхода в развитии физических качеств. В эксперименте приняла участие учебная группа в количестве 22 человек. Студенты, выбранные для исследования, занимались на открытом стадионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF TECHNICAL TRAINING OF RUGBY STUDENTS AT THE FIRST STAGE OF TRAINING AT ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY

This article discusses the individualization and personality-oriented approach to the technical training of students engaged in the rugby section of the first stage of training. The main content of the study is an individual approach in planning the volume and intensity of the technical structure of the training process, self-improvement and self-development, the formation of health and physical activity. In the course of the scientific research, the goal was set - to increase the effectiveness of technical training, through an individual approach in the development of physical qualities. The study group of 22 people took part in the experiment. The students selected for the study were engaged in an open stadium.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-РЕГБИСТОВ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В АСТРАХАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

burg.

3. Kiseleva, E.M. and Zuev, A.V. (2021), "Training of teaching staff in the field of life safety: problematic aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 198, N. 8, pp. 136-141.

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.07.2022

УДК 796.333

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-

РЕГБИСТОВ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В АСТРАХАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Эльмира Камильевна Бутченко, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань

Аннотация

В данной статье рассматривается индивидуализация и личностно ориентированный подход к технической подготовке студентов занимающихся в секции регби первого этапа обучения. Основное содержание исследования составляет индивидуальный подход в планировании объема и интенсивности технической структуры учебно-тренировочного процесса, самосовершенствование и саморазвитие, формирование здоровья и физической активности. В ходе научного исследования была поставлена цель - повышение эффективности технической подготовки, посредством индивидуального подхода в развитии физических качеств. В эксперименте приняла участие учебная группа в количестве 22 человек. Студенты, выбранные для исследования, занимались на открытом стадионе.

Ключевые слова: регби, индивидуализация, техническая подготовка, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p60-68

INDIVIDUALIZATION OF TECHNICAL TRAINING OF RUGBY STUDENTS AT

THE FIRST STAGE OF TRAINING AT ASTRAKHAN STATE MEDICAL

UNIVERSITY

Elmira Kamilyevna Butchenko, the teacher, Astrakhan State Medical University

Abstract

This article discusses the individualization and personality-oriented approach to the technical training of students engaged in the rugby section of the first stage of training. The main content of the study is an individual approach in planning the volume and intensity of the technical structure of the training process, self-improvement and self-development, the formation of health and physical activity. In the course of the scientific research, the goal was set - to increase the effectiveness of technical training, through an individual approach in the development of physical qualities. The study group of 22 people took part in the experiment. The students selected for the study were engaged in an open stadium.

Keywords: rugby, individualization, technical training, students.

ВВЕДЕНИЕ

Как и в каждой спортивной игре, индивидуальная техника игрока является основным стержнем, на котором строится игра [1]. Без владения техническими приемами ведения игры не осуществляются даже простейшие тактические задачи [6]. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий игрока в постоянно изменяющихся условиях игровой борьбы [3]. Все составные части системы спортивного совершенствования органически взаимосвязаны и взаимообусловлены: незначительное изменение одного из компонентов (техника, уровень развития физических качеств) влечет за собой адекватное изменение другого, что в конечном счете сказывается на динамике спортивных результатов [9]. Техническое совершенствование игрока напря-

мую зависит от уровня физической подготовки [10]. Она представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств, направленный на укрепление и сохранение здоровья, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей таких как: силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости [5]. Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению [11, 14]. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации. [7]. Освоение техники регби - задача не простая, требующая больших физических усилий, именно потому, что связана коллективной и индивидуальной силовой игрой [2]. В регби все элементы техники игры одинаково важны, и ценность их определяется по своевременности их применения и чистоте исполнения [12, 10].

Индивидуализация играет важную роль в тренировочном процессе [13]. При работе с каждым занимающимся следует принимать во внимание его способности, потенциал и уровень физической подготовленности. Основным принципом разработки личностно-ориентированного подхода в обучении является признание индивидуальности, создание необходимых и достаточных условий для его развития [8]. Целесообразность использования личностно-ориентированного подхода в процессе тренировки регбиста состоит в том, что данный подход ориентирует не только на усвоение технической подготовке, но и на способы мышления и деятельности, на развитие физических качеств [2]. Актуальностью и целесообразностью выбранной темы исследовательской работы является принцип индивидуализации и личностно ориентированный подход к каждому игроку для повышения технической подготовки студентов-регбистов на первом этапе обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Педагогический эксперимент осуществлялся в Астраханском Государственном медицинском университете на кафедре физической культуры. В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 18 до 25 лет первого и второго курсов стоматологического факультета 2021-2022 учебного года. Занятия проводились четыре часа в неделю в течение пяти месяцев на открытом стадионе.

Исследование началось с изучения и анализа научно-методической литературы, была сформулирована цель исследования и разработаны контрольные нормативы, адаптированные для технической подготовки регбистов. На втором этапе было приведено тестирование для выявления уровня физической подготовленности студентов. На третьем -осуществлялась статистическая обработка полученных результатов, разработаны индивидуальные физические упражнения для повышения уровня технической подготовки студентов-регбистов первого года обучения и сформулированы выводы.

Математическая обработка числовых показателей, полученных в исследовании, осуществлялась с помощью пакета программ Statistika-22. Различия показателей между тестами оценивалось методами вариационной и разностной статистики по ^критерию Стъюдента и по АЫОУА для непараметрических независимых выборок, и считалось статистически значимыми при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Этап технической подготовки связан с всесторонней физической подготовкой занимающегося. В процессе физической подготовки важное место занимает индивидуализация тренировочной нагрузки, так как это обусловлено тем, что в состав команды входят игроки с разным уровнем технической и физической подготовленности. Многие игроки начинают заниматься регби, не имея опыта в данном виде спорта, поэтому применение

персональных планов тренировочных нагрузок для формирования физической и технической подготовки регбистов необходимо на этапе первого года обучения.

Вначале эксперимента со студентами была проведена беседа с целью выявления их интереса к данному ввиду спорта. Далее было проведено контрольное испытание для диагностики уровня физической подготовленности занимающихся (рисунок 1).

прыжок в длину с места (м)

бег 30 м

прыжки через скакалку

челночный бег наклон и.п стоя 10 х10

I игрок 1 ■ игрок 2 ■ игрок 3 ■ игрок 4 ■ игрок 5 ■ игрок 6 ■ игрок 7 ■ игрок 9 "игрок 10 "игрок 11 "игрок 12 "игрок 13 "игрок 14 "игрок 15 I игрок 17 "игрок 18 "игрок 19 "игрок 20 "игрок 21 "игрок 22

Рисунок 1 - Показатели физической подготовленности до эксперимента

бег 1000 м

■ игрок 8 игрок 16

При проведении испытания соблюдались следующие правила:

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий;

3) ознакомление испытуемого с результатами измерительных результатов.

Для определения физической подготовленности студентов-регбистов использовались следующие тесты: прыжки через скакалку на количество раз за одну минуту, прыжок в длину с места, бег 30 м, челночный бег 10х10 м, бег 1000 м и тест на гибкость наклон туловища из исходного положения стоя на возвышенности.

Выполнение нормативов в начале эксперимента помогло выявить уровень физической подготовленности студентов. Результаты тестирования дают возможность определить, каким физическим качествам следует уделить особое внимание, подобрать индивидуальные задания по каждому занимающемуся игроку.

При выполнении теста прыжка в длину с места средний показатель в начале эксперимента составил 235±14 см. (рисунок 2). Проанализировав полученные данные испытуемых, мы видим следующее: у игроков 3, 4, 6, 16, 17, 18, и 19 результат оказался ниже среднего показателя. На основании этого, данным студентам-регбистам был предложен комплекс упражнений на развитие скоростно-силового качества, который выполнялся на протяжении всего эксперимента. После завершения педагогического эксперимента был проведен повторный тест. Результаты теста у всех игроков повысился (рис. 8) и средний показатель прыжка в длину с места уже составил 240±15 см. Критические значение (р< 0,05) 2,02; (р<0,01) 2,7. Полученное эмпирическое значение tэмп=4.9 находиться в зоне значимости.

игрок 1 игрок 3 игрок 5 игрок 7 игрок 9 игрок 11 игрок 13 игрок 15 игрок 17 игрок 19 игрок 21

200

251

252

210

220

230

240

250

260

Рисунок 2 - Прыжок в длину с места

Тест прыжки через скакалку выполнялся в течение одной минуты на количество раз. Средний показатель до эксперимента составил 77±14 кол-во раз за 1 минуту выполнения (рисунок 3). Проведенное начальное исследование позволило выявить у испытуемых, а точнее у игроков под номерами 3, 4, 6, 17 и 18 проблему в скоростно-силовых способностях. Их результаты оказались ниже среднего. Аналогичную ситуацию мы видим, что эти же игроки показывают также низкий средний результат и по тесту прыжка в длину с места. По этой причине данным игрокам был предложен комплекс упражнений, направленный на повышение уровня данного физического качества. По окончанию эксперимента был выполнен контрольный тест прыжки через скакалку. Результат у всех испытуемых изменился и повысился (рис, 8). Средний показатель составил 88±17 кол-во раз за одну минуту. Критические значения (р< 0,05) 2,02; (р<0,01) 2,7. Полученное эмпирическое значение tэмп=4,5 находиться в зоне значимости. игрок 1 игрок 3

\ ,,,,,, 67

игрок5 -| , 94

игрок 7

игрок 9

игрок 11

игрок 13 91

игрок 15 94

игрок 17 игрок 19

игрок 21 81

82

73

64 63

90 91 89

91

93

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Рисунок 3 - Прыжки через скакалку

Бег на 30 м (рис. 4) в начале эксперимента показал следующие результаты: игроки под номерами 3, 6, 10 и 18 выполнили контрольное упражнение с показателем ниже среднего. Средний показатель составил 5,56±1,05 сек. Данный тест определяется такими качествами как быстрота и скорость.

02677516

игрок 1 игрок 3 игрок 5 игрок 7 игрок 9 игрок 11 -игрок 13 игрок 15 игрок 17 игрок 19 игрок 21

1,87 4,96

5,54' 5,56 5,54'

5,05 к85

5,54

,78

4,31

5,35

5,56 5,41

5,53 5,51

4,6

0

4,97 2

4,81 4,83 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6,28

78

6,81

Рисунок 4 - Бег 30 м

Следующим тестом для определения этого же физического качества был челночный бег на расстояние 10 х 10 м (рисунок 5). Для испытуемых игроков под номерами 2, 6, 10, 13, 17 и 18 в данном контрольном тесте также показатели оказались за пределами ниже среднего. Средний показатель в начале эксперимента в данном тесте составил 28,45±1,25 сек. В контрольных тестах: челночный бег 10 х 10 м и бег на 30 м прослеживается снижение физических качеств, таких как быстрота, координация и ловкость у тех же самых испытуемых игроков. Соответственно для данных занимающихся был разработан комплекс физических упражнений, предусматривающий активное и направленное воздействие на рост показателей этих физических качеств. В завершение эксперимента были проведены контрольные испытания для данных тестов. Из полученных результатов мы видим улучшение в показателях у всех игроков (рис. 8). Средний показатель бега на 30 м повысился и составил 5,22±1,25 сек. Критические значение (р< 0,05) 2,02; (р<0,01) 3,1. Полученное эмпирическое значение 1эмп=2,3 находиться в зоне значимости. Средний показатель челночного бега 10 х10 м составил 27,78±1,39 сек. Здесь мы тоже наблюдаем достоверное повышение показателей скоростно-силовых качеств у всех игроков (рис. 8). Критические значения (р<0,05) 2,02; (р<0,01) 2,7. Полученное эмпирическое значение 1эмп=2,8 находиться в зоне значимости.

игрок 1 игрок 3 игрок 5 игрок 7 игрок 9 игрок 11 -игрок 13 игрок 15 игрок 17 игрок 19 игрок 21

25,5

26

26,5

27

27,5

28

28,5

29

29,5

30

30,5

Рисунок 5 - Челночный бег 10х10 м

Тест на гибкость (рисунок 6) выполнялся стоя на возвышенности. Средний показатель студентов-регбистов перед началом эксперимента составил 7±5 см. Тест позволяет

2

3

4

6

7

8

оценить уровень гибкости верхнего плечевого пояса. Результаты данного испытания у игроков под номерами 2, 9, 10, 14, 15 и 16 оказался за пределами ниже среднего показателя. Для целесообразного и эффективного прироста показателя данного теста, игрокам был разработан комплекс упражнений для развития гибкости, который выполнялся в течение всего эксперимента. По итогу эксперимента было проведено очередное испытание по данному физическому качеству. Результаты теста повысились у всех игроков (рисунок 8), соответственно средний показатель теста на гибкость тоже увеличился и составил 8,5±4,5 см. Критические значение (р< 0,05) 2,02; (р<0,01) 2,7. Полученное эмпирическое значение tэмп=2,9 находиться в зоне значимости. игрок 1 игрок 3 игрок 5 игрок 7 игрок 9 игрок 11 игрок 13 игрок 15 игрок 17 игрок 19 игрок 21

9

2 7 8 8 8

5

2

5

7

8 10

10 10

12

12

10

12

14

Рисунок 6 - Тест на гибкость

В спортивных играх оценивается игровая активность спортсменов, отдельных игроков и команды в целом. Поэтому для оценки показателя физического качества выносливости, со студентами-регбистами до начала эксперимента был проведен тест бега на 1000 м, который показал следующие результаты (рисунок 7). Игроки под номерами 11, 15, 17, 18 и 19 показали результат ниже среднего показателя. Средний показатель составил 5,16±0,75. Получив результаты теста, мной были разработаны упражнения, способные поддерживать заданную выносливость, необходимую для обеспечения профессиональной активности игроков, мощность работы и противостоянию утомлению, возникающей в процессе выполнения спортивной нагрузки. игрок 1 игрок 3 игрок 5 игрок 7 игрок 9 игрок 11 игрок 13 игрок 15 игрок 17 игрок 19 игрок 21

4,41 4,48 4,55

4,12

4,83 4,91

4,54 4,47

4,05

4,52

4,6

4,85

4,84

5,14 5,22

5,2

4

34 Рисунок 7 - бег 1000 м

75 4,86 4,91

5

5,51

5,93

,83

0

2

4

6

8

0

2

6

7

Упражнения выполнялись в течение всего эксперимента, после чего был проведен контрольный тест бега на 1000 м. По итогу мы видим (рис. 8), что результаты и средний показатель у всех испытуемых повысился и составил 4,15±0,76. Критические значение (р< 0,05) 2,02; (р<0,01) 2,7. Полученное эмпирическое значение 1эмп=7,6 находиться в зоне

значимости.

100%

прыжок в длину бег 30 м пржки через челгночный бег наклон и.п стоя бег 1000 м с места скакалку 10х10

I игрок 3 ■ игрок 4 ■ игрок 5 ■ игрок 6 ■ игрок 7

■ игрок 11 Иигрок 12 Иигрок 13 Иигрок 14 Иигрок 15 игрок 19 игрок 20 ■ игрок 21 ■ игрок 22

I игрок 1 I игрок 9 I игрок 17

■ игрок 2 игрок 10 игрок 18

Рисунок 8 -

игрок 8 игрок 16

Показатели физической подготовленности после эксперимента

Конечные данные, приведенные в эксперименте, показывают тенденцию улучшения динамики развития физических качеств в тренировочном процессе у всех игроков эксперимента. Кроме того, наблюдается повышение технической подготовки у занимающихся. Полученные результаты педагогического исследования позволили сформулировать следующие выводы.

ВЫВОДЫ

Физическая подготовка является ключевым звеном в технической подготовке регбистов, которая развивает необходимые навыки для данного вида спорта: ловкость, быстроту, силу, координацию движений. Данное исследование позволяет утверждать, что индивидуальный подход в тренировочном процессе студентов-регбистов на первом этапе обучения положительно влияет на динамику развития показателей физической подготовленности.

Таким образом, исследование позволяет утверждать о целесообразности внедрения и активного использования принципа индивидуализации и личностно ориентированного подхода к каждому игроку посредством индивидуального подхода в развитии физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреенко Т.А. Динамика показателей физической подготовленности студентов на учебных занятия по физической культуре и спорту / Т.А. Андреенко, Л. И. Чуфарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 8 (15). - С. 73-77.

2. Тэг-регби как перспективное направление физического воспитания учащийся молодежи в неспециализированном высшем учебном заведении / Т.А. Андреенко, Е.В. Хомутова, А.П. Попов, Е.П. Павленко, Е.В. Серженко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021 - № 7

(197). - С. 10-13.

3. Батырев Э.М. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза / Э.М. Батырев, А.В. Дорон-цев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 13-17.

4. Доронцев, А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста/ А.В. Доронцев, А.А. Свет-личкина // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 135-141.

5. Доронцев, А.В. Исследование методики выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений при занятии кроссфитом / А.В. Доронцев, С.Ю. Попов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 47-51.

6. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

7. Karpov, V.Yu, Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / V.Yu. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V. Dorontsev / Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 99-103.

8. The physiological response of the body to low temperatures / V.Yu Karpov., S.Y Zavalishina, E.D. Bakulina, A.V. Dorontsev, A.V., Gusev, T.Y. Fedorova, and V.A. Okolelova / J Biochem Technol, -2021. - Vol. 12 (1). - P. 27-31.

9. Реализация личностных потребностей студенток на занятиях физической культурой / А.Ю. Липовка, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма, В.П. Липовка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019 - № 7 (173). - С. 104-108.

10. Рипкович В.Д. Роль тренера в создании социально-психологического климата и эффективной деятельности спортивной команды / В.Д. Рипкович // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4-5. - С. 551-552.

11. Изучение физической работоспособности у единоборцев / В.Д. Рипкович, А.В. Гурский, УР. Куржев, В.Н. Михалев, А.А. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018 - № 4 (158). - С. 247-252.

12. Русаков А.А. Организация физического воспитания в вузе на основе индивидуальной физкультурной направленности студентов / А.А. Русаков, С.В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018 - № 12 (166). - С. 215-218.

13. Свиягина Е.В. Повышение двигательных способностей студенток на занятиях по физической культуре / Е.В., Свиягина, Т.А., Зипунникова, И.А., Журавлева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019 - № 5 (171). - С. 202-206.

14. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно - сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. -2020. - № 1(15). - С. 28-35

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andreenko, T.A., Chufarova L.I., Pavlenko, E.P. (2020), "Dynamics of indicators of physical fitness of students at training sessions in physical culture and sports", Ivzestia of the Volgograd Stade Pedagogical University, No 8 (15). рр. 73-77.

2. Andreenko, T.A., Khomutova, E.V., Popov, A.P., Pavlenko, E.P., Serzhenko, E.V. (2021), "Tag-rugby as a promising direction of physical education for young students in a non-specialized higher educational institution", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 10-13.

3. Batyrev, E.M. and Dorontsev, A.V. (2009), "Assessment of the development of skills for the prevention of morbidity by means of physical culture and sports among students of a medical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 13-17.

4. Dorontsev, A.V. and Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp. 135-141.

5. Dorontsev, A.V., Popov S.Yu. (2017), "Study of the methodology for performing tempo weightlifting exercises when doing crossfit," Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (152). pp. 47-51.

6. Kudinova, V.A., Karpov, V.Y., Boldov, A.S., Marinina, N.N. (2021), "Improving the quality of the educational process in physical culture based on teaching the technique of motor actions", Theory and

practice of physical culture, No. 7. pp. 61-63.

7. Karpov, V. Yu, Zavalishina, S.Y, Dorontsev, A.V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14(1), рр. 99-103.

8. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Y, Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V., Gusev, A.V., Fedorova, T.Y. and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Bio-chem Technol, Vol. 12 (1), рр. 27-31.

9. Lipovka A.Yu., Zuikova E.G., Bushma T.V., Lipovka V.P. (2019), "Realization of personal needs of female students in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 104-108.

10. Ripkovich, V.D. (2015), "The role of a coach in creating a socio-psychological climate and effective activity of a sports team", International Student Scientific Bulletin, No. 4-5, pp. 551-552.

11. Petrov, A.B., Gursky, A.V., Kurshev, U.R., Mikhalev, V.N. and Petrov, A.A. (2018), "The study of physical performance in martial artists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158). pp. 247-252.

12. Rusakov, A.A., Romanova S.V. (2018) "Organization of physical education at the university on the basis of individual physical culture orientation of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), pp. 215-218.

13. Sviyagina, E.V., Zipunnikova, T.A. and Zhuravleva, I.A. (2019), "Improving the motor abilities of female students in physical culture classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 202-206.

14. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A and Chichkov, M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

Контактная информация: ishmeeva2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 796.012.61+797.2

ГИДРОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕРВНО-МЫШЕЧНЫМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

Елена Евгеньевна Вакнин, доктор психологических наук, профессор, Санкт-

Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Елена Владимировна Малышева, кандидат педагогических наук, Олег Евгеньевич Понимасов, доктор педагогических наук, доцент, Екатерина Викторовна Сабурова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена

Аннотация

С целью выявления возможностей гидрореабилитации в восстановлении двигательных способностей разработана реабилитационная программа, основанная на гидродинамическом подходе к активизации моторных и сенсорных процессов у детей с нервно-мышечными расстройствами. Сформулированы наиболее эффективные формы занятий водными упражнениями, способствующие расширению диапазона двигательных функций посредством освоения элементарных движений плавания детьми с нервно-мышечными расстройствами. Получен новый научный результат - выявлена возможность использования гидрореабилитации как важной составляющей программ физической активности и реабилитационных программ для детей с нервно-мышечными расстройствами.

Ключевые слова: гидротерапия, нервно-мышечные расстройства, реабилитационная программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p68-71

HYDROTHERAPY IN THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH NEUROMUSCULAR DISORDERS

Elena Evgenievna Vaknin, the doctor of psychological sciences, professor, St. Petersburg State Pediatric Medical University; Elena Vladimirovna Malysheva, the candidate of pedagog-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.