Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНО - АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГМУ'

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНО - АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / УЧЕБА / ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Халова Ксения Владимировна, Демидова Лариса Витальевна, Доронцев Александр Викторович, Овсянникова Елена Георгиевна, Арутюнов Виталий Владимирович

В данной статье рассматривается вопрос о распространённости физической активности среди студентов и ее влиянии на умственную деятельность. Научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современном обществе, создает дисбаланс между требуемой природой человека и реальной, резко сниженной двигательной активностью на фоне все возрастающего психоэмоционального напряжения и приводит к последствиям острой недостаточности физической активности большинства населения. Это и обуславливает необходимость повышения роли физической культуры в жизни современного общества. Понимание механизмов адаптации к физической нагрузке, а также ее положительное влияние на органы и системы, освоение различных видов физической деятельности позволит заинтересовать студентов, как будущих врачей, в необходимости систематической двигательной активности для укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Халова Ксения Владимировна, Демидова Лариса Витальевна, Доронцев Александр Викторович, Овсянникова Елена Георгиевна, Арутюнов Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF REGULAR PHYSICAL EXERCISES ON THE REGULATORY AND ADAPTIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF THE ASTRAKHAN SMU

This article discusses the issue of the prevalence of physical activity among students and its impact on mental activity. Scientific and technological progress, along with the improvement of living and working conditions in modern society, creates an imbalance between the required human nature and real, sharply reduced motor activity against the backdrop of ever-increasing psycho-emotional stress and it leads to the consequences of acute lack of physical activity of the majority of the population. This causes the need to increase the role of physical culture in the life of modern society. Understanding the mechanisms of adaptation to physical activity, as well as its positive effect on organs and systems, the development of various types of physical activity will interest students, as future doctors, in the need for systematic physical training to improve health.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНО - АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГМУ»

Манна-Уитни соответственно. Исследование показало, что:

1. У спортсменов, имеющих наивысшие звания, завышена потребность в достижении, а потребность в общении достоверно менее выражена (р<0,05), чем остальные мотивы.

2. Спортсмены высших разрядов имеют потребность в общении достоверно ниже (р<0,05), чем в достижении.

3. Студенты-спортсмены, не имеющие разрядов, показали оптимальную мотивацию к самосовершенствованию, когда по остальным показателям - пониженную, а потребность в борьбе достоверно (р<0,05) ниже всех остальных; также этот мотив оказался достоверно (р<0,05) менее выражен у данного контингента по сравнению с другими группами респондентов.

4. Потребность в самосовершенствовании имеет практически одинаковые значения у всех спортсменов.

ВЫВОДЫ

Необходимо осуществлять психологическую подготовку студентов-спортсменов технического вуза с учетом выявленных особенностей. Первостепенно требуется довести до оптимального уровня потребность в общении у атлетов всех уровней квалификации, а у спортсменов, не имеющих разрядов, важно развивать мотивацию к борьбе.

Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2022

УДК 796.011.1

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА РЕГУЛЯТОРНО - АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГМУ

Ксения Владимировна Халова, ассистент, Лариса Витальевна Демидова, кандидат медицинских наук, доцент, Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Овсянникова, доктор медицинских наук, доцент, Виталий Владимирович Арутюнов, студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации,

Астрахань

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о распространённости физической активности среди студентов и ее влиянии на умственную деятельность. Научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современном обществе, создает дисбаланс между требуемой природой человека и реальной, резко сниженной двигательной активностью на фоне все возрастающего психоэмоционального напряжения и приводит к последствиям острой недостаточности физической активности большинства населения. Это и обуславливает необходимость повышения роли физической культуры в жизни современного общества. Понимание механизмов адаптации к физической нагрузке, а также ее положительное влияние на органы и системы, освоение различных видов физической деятельности позволит заинтересовать студентов, как будущих врачей, в необходимости систематической двигательной активности для укрепления здоровья.

Ключевые слова: Спорт, физическая культура, здоровье, учеба, профилактика заболеваний.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p418-423

STUDY OF THE INFLUENCE OF REGULAR PHYSICAL EXERCISES ON THE

REGULATORY AND ADAPTIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF THE

ASTRAKHAN SMU

Ksenia Vladimirovna Khalova, the assistant, Larisa Vitalievna Demidova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ovsyannikova Elena Georgievna, the doctor of medical sciences, senior lecturer, Vitaly Vladimirovich Arutyunov, the student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Astrakhan State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan

Abstract

This article discusses the issue of the prevalence of physical activity among students and its impact on mental activity. Scientific and technological progress, along with the improvement of living and working conditions in modern society, creates an imbalance between the required human nature and real, sharply reduced motor activity against the backdrop of ever-increasing psycho-emotional stress and it leads to the consequences of acute lack of physical activity of the majority of the population. This causes the need to increase the role of physical culture in the life of modern society. Understanding the mechanisms of adaptation to physical activity, as well as its positive effect on organs and systems, the development of various types of physical activity will interest students, as future doctors, in the need for systematic physical training to improve health.

Keywords: sports, physical education, health, education, prevention.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования подтверждают, что более 20% населения нашей планеты имеются нарушения опорно-двигательного аппарата [1, 5]. В России среди всех причин летального исхода больных, 46 % приходится на заболевания сердечно-сосудистой системы [6].

Ослабленная дыхательная система также повышает риск возникновения респираторных заболеваний. При систематически регулярных занятиях спортом можно было бы снизить риск возникновения данных патологий. Наряду с вредными привычками, нерациональным питанием, повышенным содержанием холестерина, избыточным весом, низкий уровень физической активности является одним из основных независимых факторов риска развития НИЗ [7].

Умеренные физические нагрузки в первую очередь укрепляют и держат в тонусе весь опорно-двигательный аппарат. Риск развития остеопороза, остеопении, сколиоза, лордоза уменьшается. Развивается вестибулярный аппарат, что улучшает координацию тела в пространстве [4].

Во время и после умеренных тренировок усиливается вентиляция лёгких. Возрастают такие показатели как дыхательный объем, максимальная объемная скорость выдоха, время выполнения форсированного вдоха. Развивается дыхательная мускулатура, вследствие чего происходит постепенное растяжение плевральных спаек. За счет расширенных бронхов и усиленной вентиляции легких облегчается выведение мокроты. Снижаются застойные процессы в органах дыхательной системы [2, 3].

Физические упражнения низкой интенсивности оказывают благоприятное воздействие на желудочно-кишечный тракт. За счет умеренной мышечной активности нормализуется микроциркуляция ЖКТ [13]. Улучшается питание миокарда, сердечная мышца становится более выносливой, повышается адаптивность к изменяющимся условиям среды, снижаются риски возникновения инфарктов и инсультов в старческом возрасте. Улучшается кровообращение тканей и органов, стимулируются процессы метаболизма

[10]. Усиливается кровоснабжение и обогащение мозга кислородом и питательными веществами. Укрепляется центральная нервная система. Токсины не задерживаются в клетках, а используются на нужды организма. Любая физическая нагрузка обладает отличным антидепрессивным свойством [8, 12]. Согласно данным одного исследования, бег обладает отличным антивозрастным, омолаживающим эффектом. У бегунов была замечена повышенная активность фермента теломеразы у нейтрофилов, в сравнении с контрольной группой, не занимающейся физической активностью. Так же у спортсменов была увеличена экспрессия белков, отвечающих за стабилизацию теломер. Заметно снижение уровня экспрессии регуляторов апоптоза [9,11]. В связи с актуальностью проблемы было проведено исследование влияния двигательной активности на здоровье студентов.

Цели исследования: изучить влияние занятий регулярной физической активностью на здоровье и обучаемость студентов ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

- анализ научной литературы;

- составление анкеты, проведение анкетирования и анализ полученных данных;

- пилотажное исследование.

Все полученные материалы обрабатывались на персональном компьютере с помощью программ STATISTICA 16.0 Stat.soft, Inc.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе пилотажного исследования проведено анкетирование 102 студентов ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России 1 курса лечебного факультета с соблюдением правовых основ проведения биомедицинского эксперимента на человеке. Анкета включала в себя 7 вопросов.

По результатам анкетирования были получены следующие результаты:

- 56,9% студентов регулярно занимаются физической деятельностью; 23,5% нерегулярно, редко; 19,6% - не занимаются физической деятельностью;

- из 19,6% опрошенных, не занимающихся спортом: у 72% - отсутствует желание заниматься физическими нагрузками; 12% - не проявляют интерес к спорту; 16% не занимаются спортом из-за проблем со здоровьем;

- 54,7% респондентов отмечают потребность в занятиях спортом; 45,3% - потребности в этом не имеют;

- среди 56,9% опрошенных, регулярно занимающихся спортом: 66,7% отмечают, что после легкой тренировки, гораздо легче переключаются на умственную деятельность; 33,3% подобного не отмечают;

- из всех опрошенных 64,7% утверждают, что проблем с усвоением учебного материала не возникает; 35,3% часто сталкиваются с трудностями в усвоении учебного материала;

- 66,7% респондентов не имеют проблем со здоровьем; 33,3% отмечают наличие проблем с физическим здоровьем;

- 52,9% опрошенных могут выполнять домашнее задание без перерыва более 2 часов; 13,7% - от 1-2 часов; 33,3% - менее 1 часа.

Исходя из итоговых данных опросника можно утверждать, что физическая активность в режиме дня достоверно влияла на когнитивную функцию (r=0,551), Корреляционный анализ позволил установить следующие закономерности: студенты, занимающиеся спортом, существенно меньше отмечали неудовлетворенность своим самочувствием (r=0,620), имели высокую способность противостоять утомлению, в том числе умственному (r=0,492).

В результате анализа уровня физической подготовленности и показателей функциональных резервов основных жизненно важных систем организма была выявлена досто-

верная корреляция высокого уровня ЖЕЛ у студентов, занимающихся циклическими видами спорта: девушки (4270±421 мл. р<0,05; r=0,622), юноши (5719±530 мл. р<0,05; r=0,499). При проведении функциональной пробы на велоэргометре существенные резервы сердечно-сосудистой системы определялись также у представителей легкой атлетики и плавания: ЧСС при нагрузке 150 - 200 вт. на 5 минуте исследования соответствовала 122±7,1 уд. мин., что соответствовало компенсаторной зоне. У студентов, занимающихся силовыми видами спорта, функциональные резервы кардиореспираторной системы были значительно ниже, но достоверно отличались от показателей студентов, не занимающихся двигательной активностью в режиме дня (р<0,05; r=0,419). Интерес представляют результаты функциональных проб у студентов, занимающихся игровыми видами спорта. Так студенты, занимающиеся баскетболом и футболом (юноши), не испытывали напряжения регуляторных систем при нагрузке 200±30 вт. в течение 5 мин., (р<0,05; r=0,553). В то же время, у занимающихся волейболом и настольным теннисом не было выявлено существенного регуляторно-адаптационного потенциала кардиореспираторной системы, что, по нашему мнению, в большей степени обусловлено невысокой спортивной квалификацией студентов-спортсменов.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что студенты, занимающиеся циклическими видами спорта, обладают высоким адаптационным потенциалом, позволяющим адекватно отвечать на физическую нагрузку различной направленности и интенсивности.

ВЫВОДЫ

Проанализировав полученные данные, можно отметить прямую зависимость влияния спорта на процесс обучения студентов. Учащимся, которые занимаются физической деятельностью, гораздо легче приступить к выполнению и изучению учебной программы, у таких студентов отмечается более высокая способность противостоять утомлению при выполнении интеллектуально обусловленных задач. Это прослеживается в длительности времяпровождения за освоением учебного материала. Заметно и отличие в физическом состоянии студентов, большинство из них в меньшей мере подвержены заболеваниям.

Одной из проблем, препятствующих спортивному развитию, является отсутствие желания заниматься физической культурой, а также низкая заинтересованность студентов в занятиях физической культурой. Такое отношение в будущем может привести к возникновению многих серьезных заболеваний. ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России предоставляет широкую возможность заниматься и развиваться в физическом аспекте. Здесь имеется разнообразие спортивных секций: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и многое другое.

Мы считаем, что необходимо углублять знания о механизмах адаптации к физическим нагрузкам для понимания роли и влияния двигательной активности на организм, сути основных принципов физической тренировки, что позволит рационально использовать ее для сохранения и укрепления здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батырев Э.М. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза / Э.М. Батырев, А.В. Доронцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (5S). - С. 13-17.

2. Delextrat A. Small-Sided Game Training Improves Aerobic Capacity and Technical Skills in Basketball Players / A. Delextrat, A. Martinez / International Journal of Sports Medicine - 2014- Vol. 35. - P. 3S5-391.

3. Доронцев А.В. Исследование методики выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений при занятии кроссфитом / А.В. Доронцев, С.Ю. Попов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 47-51.

4. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 3-5.

5. Karpov V.Yu Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / V. Yu. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V. Dorontsev / Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 99-103.

6. The physiological response of the body to low temperatures / V.Yu Karpov, S.Y. Zavalishina, E.D. Bakulina, A.V. Dorontsev, A.V., Gusev, T.Y. Fedorova, and V.A. Okolelova / J Biochem Technol, -2021. - Vol. 12 (1). - P. 27-31.

7. Левушкин С.П. Определение специальной работоспособности баскетболистов на основе современных методов / С.П. Левушкин, Н.А. Лапшин, К.В. Зуев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 42.

8. Разновская С.В. Перспективный подход реализации современных биометрических технологий в физической культуре и спорте / С.В. Разновская, О.С. Васильченко, И.Ю. Пугачев,

B.Б. Парамзин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 232237.

9. Соловьев В.В. Инновационный подход к определению технологии оценки физической работоспособности и здоровья специалистов вуза / В.В. Соловьев, И.Ю. Пугачев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 90-92.

10. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучкова, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017 - № 12 (154). -

C. 167-172.

11. Рахматов А.И. Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой / А.И. Рахматов // Образование и воспитание. - 2018. - № 5. - С. 68-70.

12. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно - сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. - 2020. - № 1(15). - С. 28-35.

13. The effect of high Intensity interval training versus moderate intensity continuous training on arterial stiffness and 24h blood pressure responses: A systematic review and meta-analysis / K.L. Way, R.N. Sultana, A. Sabag, M.K. Baker, N.A. Johnson // J Sci Med Sport. - 2019. - No. 22 (4). - P. 385-391.

REFERENCES

1. Batyrev, E.M. and Dorontsev, A.V. (2009), "Assessment of the development of skills for the prevention of morbidity by means of physical culture and sports among students of a medical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 13-17.

2. Delextrat, A. and Martinez, A. (2014), "Small-Sided Game Training Improves Aerobic Capacity and Technical Skills in Basketball Players", International Journal of Sports Medicine, Vol. 35, pp. 385-391.

3. Dorontsev, A.V. and Popov, S.Yu. (2017), "Study of the methodology for performing tempo weightlifting exercises when doing crossfit," Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. No. 10 (152). pp. 47-51.

4. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Kozyrenko, E.A. (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 3-5.

5. Karpov, V. Yu, Zavalishina, S.Y, Dorontsev, A.V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14 (1), рр. 99-103.

6. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Y., Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V., Gusev, A.V., Fedorova, T.Y. and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Biochem Technol, Vol. 12 (1), рр. 27-31.

7. Levushkin, S.P., Lapshin, N.A. and Zuev, K.V. (2018), "Determining the special performance of basketball players based on modern methods", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 42.

8. Raznovskaya, S.V., Vasilchenko, O.S., Pugachev, I.Y. and Paramzin, V.B. (2021), "A promising approach to the implementation of modern biometric technologies in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), рp. 232-237.

9. Solovyov, V.V. and Pugachev, I.Yu. (2007), "Innovative approach to the definition of technology for assessing physical performance and health of university specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (30), pp. 90-92.

10. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

11. Rakhmatov, A.I. (2018), "Some aspects of increasing the interest of university students in physical education", Education and upbringing, No. 5, pp. 68-70.

12. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A and Chichkov M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

13. Way, K.L., Sultana, R.N., Sabag, A., Baker, M.K., and Johnson, N.A. (2018), "The effect of high-intensity interval training versus moderate intensity continuous training on arterial stiffness and 24 h blood pressure responses: A systematic review and meta-analysis", Journal of Science and Medicine in Sport, doi: 10.1016/j.jsams.2018.09.228.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2022

УДК 796.011.1

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ ОПРОСА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Петр Иванович Храмцов, доктор медицинских наук, профессор, Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, Москва, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область; Анна Сергеевна Седова, кандидат медицинских наук, Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, г. Мытищи, Московская область; Елена Владимировна Разова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область; председатель, Национальная ассоциация учителей физической культуры, Москва; Светлана Николаевна Храмцова, кандидат биологических наук, доцент, Ирина Владимировна Кулишенко, кандидат педагогических наук, доцент, Московский

государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область

Аннотация

Введение. Совершенствование и повышение эффективности физического воспитания обучающихся предполагает учет объективной ситуации, отражающей условия и организацию проведения уроков занятий физической культуры в образовательных организациях. Цель исследования -оценить условия и организацию физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях на основе анализа мнения учителей физической культуры различных субъектов Российской Федерации. Методика и организация исследования. Проведен анализ мнения учителей физической культуры об условиях и организации физического воспитания обучающихся 1-11-х классов по данным анкетирования. В исследовании приняли участие 303 педагога из 11 регионов Центрального, Приволжского, Южного, Уральского и Сибирского Федеральных округов Российской Федерации. Анкета включала вопросы, касающиеся условий проведения, особенностей организации и содержания уроков физической культуры. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что для организации занятий физической культурой в 55,9% школ имеется 1 спортивный зал, в 32,9% - 2 зала, в 10,9% - 3 зала. Почти треть школ (27,3%) не имеет оборудованной спортивной площадки на своей территории. В 86,2% школ организована работа спортивных секций, при этом в 42,1% школ работают спортивные клубы. Кроме того, в 31,6% школ проводятся занятия танцами, в 10,9% - организованы туристские походы. Для обучающихся 1-4-х классов дополнительные занятия организованы в 70,0% школ, для обучающихся 5-9-х классов - в 84,4% и для обучающихся 10-11-х классов - в 55,1% школ. Раздельные проведение уроков физической культуры для мальчиков и девочек в начальной школе считают обоснованным 7,3% педагогов, в средних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.