Научная статья на тему 'Изучение влияния элементов спортивных игр на гемодинамические показатели студентов специальной медицинской группы «А»'

Изучение влияния элементов спортивных игр на гемодинамические показатели студентов специальной медицинской группы «А» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / специальная медицинская группа / спортивные игры / контроль гемодинамических показателей / students / special medical group / sports games / control of hemodynamic parameters

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Порубайко Людмила Николаевна, Морозова Ольга Владимировна, Доронцева Ксения Александровна

С целью изучения назначения оптимального двигательного режима на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе «А» Астраханского государственного медицинского университета было обследовано 52 студента (девушки) лечебного и педиатрического факультетов. Неудовлетворительный уровень физической подготовленности был выявлен у 92,3% студентов, при этом у 75,7% в анамнезе присутствовали сочетанные заболевания. Цель и задачи исследования. Определить доступный двигательный режим на занятиях физической культурой, позволяющий повысить адаптационно-регуляторный потенциал сердечно-сосудистой системы с использованием элементов спортивных игр. Материал. Материалом для работы послужили данные первичного медицинского осмотра, контрольные нормативы уровня физической подготовленности, данные функциональной пробы. Методы исследования. Исследования проводились на кафедрах физической культуры Астраханского государственного медицинского университета и Кубанского государственного медицинского университета в 2021/22 учебном году. Проводился анализ уровня физической подготовленности, ответной реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, временного восстановительного интервала. В работе использованы анализ научно-методической литературы, стандартные методы анализа динамического ряда, метод корреляционного анализа. Заключение. Установлена статистически достоверная корреляция между использованием элементов спортивных игр и положительной динамикой регуляторно-адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы. Применение игровых видов спорта или их элементов на занятиях со студентами специальной медицинской группы «А» позволило эффективно варьировать уровень физической нагрузки в течение занятий. Научная новизна. По результатам исследования были получены данные, позволяющие утверждать, что баскетбол может использоваться при работе со студентами специальной медицинской группы, однако только в виде игровых элементов, волейбол допустимо использовать как в виде игровых элементов, так и в качестве игры в упрощенном варианте. Практические рекомендации. Использование элементов спортивных игр и собственно самой игру на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе «А» целесообразно проводить с учетом функциональной пробы и рекомендаций профильного специалиста. Что касается уровня физической нагрузки во время практических занятий, то необходимо ориентироваться на результаты первичного и текущего контроля гемодинамических показателей при выполнении двигательных заданий в соответствии с их интенсивностью и сложностью выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Порубайко Людмила Николаевна, Морозова Ольга Владимировна, Доронцева Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the use of sports games elements on hemodynamic indicators of students of the special medical group "А"

In order to study the purpose of the optimal motor regimen in physical education classes in the special medical group "A" of the Astrakhan State Medical University, 52 students (girls) of the medical and pediatric faculties were examined. An unsatisfactory level of physical fitness was revealed in 92.3% of students, while 75.7% had a history of comorbidities. Purpose and objectives of the study. To determine the available motor mode during physical culture classes, which allows to increase the adaptive-regulatory potential of the cardiovascular system using elements of sports games. Material. The material for the work was the data of the primary medical examination, the control standards of the level of physical fitness, the data of the functional test. Research methods. The research was carried out at the departments of physical culture of the Astrakhan State Medical University and the Kuban State Medical University in the 2021/22 academic year. An analysis was made of the level of physical fitness, the response of the cardiorespiratory system to physical activity, and the time interval for recovery. The work uses standard methods for analyzing the dynamic series and the method of correlation analysis. Conclusions. A statistically significant correlation has been established between the use of elements of sports games and the development of physical qualities. There was a significant increase in the adaptive potential of the cardiovascular system. The use of team sports or their elements in the classroom with students of the special medical group "A" made it possible to effectively vary the level of physical activity during classes. Scientific novelty. Based on the results of the study, data were obtained that allow us to state that the game of basketball can be used when working with students of a special medical group, only in the form of elements, volleyball can be used both in the form of game elements and as a game in a simplified version. Practical recommendations. The use of elements of sports games and the game itself in physical education classes in the special medical group "A" should be carried out taking into account the functional test and the recommendations of a specialized specialist. As for the level of physical activity during practical training, it is necessary to focus on the results of the primary and current control of hemodynamic parameters when performing motor tasks in accordance with their intensity and complexity of implementation.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния элементов спортивных игр на гемодинамические показатели студентов специальной медицинской группы «А»»

УДК 616-008.64:796.071:546.46

Изучение влияния элементов спортивных игр на гемодинамические показатели студентов специальной медицинской группы «А»

Доронцев А.В.'*, Порубайко Л.Н.2, Морозова О.В.3, Доронцева КА.'

'Астраханский государственный медицинский университет

г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-000'-9446-'03X, aleksandr.doroncev@rambler.ru* ORCID: 0000-0001-5837-9912, d0r0nceva2000@icl0ud.e0m 2Кубанский государственный медицинский университет г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0002-8775-5726, p0rubaik050@mail.ru 3Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-7354-738X, 0v-f0mina@yandex.ru

Аннотация: С целью изучения назначения оптимального двигательного режима на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе «А» Астраханского государственного медицинского университета было обследовано 52 студента (девушки) лечебного и педиатрического факультетов. Неудовлетворительный уровень физической подготовленности был выявлен у 92,3% студентов, при этом у 75,7% в анамнезе присутствовали сочетанные заболевания. Цель и задачи исследования. Определить доступный двигательный режим на занятиях физической культурой, позволяющий повысить адаптационно-регуляторный потенциал сердечно-сосудистой системы с использованием элементов спортивных игр. Материал. Материалом для работы послужили данные первичного медицинского осмотра, контрольные нормативы уровня физической подготовленности, данные функциональной пробы. Методы исследования. Исследования проводились на кафедрах физической культуры Астраханского государственного медицинского университета и Кубанского государственного медицинского университета в 2021/22 учебном году. Проводился анализ уровня физической подготовленности, ответной реакции кардиореспираторной системы на физическую нагрузку, временного восстановительного интервала. В работе использованы анализ научно-методической литературы, стандартные методы анализа динамического ряда, метод корреляционного анализа. Заключение. Установлена статистически достоверная корреляция между использованием элементов спортивных игр и положительной динамикой регуляторно-адаптационного потенциала сердечнососудистой системы. Применение игровых видов спорта или их элементов на занятиях со студентами специальной медицинской группы «А» позволило эффективно варьировать уровень физической нагрузки в течение занятий. Научная новизна. По результатам исследования были получены данные, позволяющие утверждать, что баскетбол может использоваться при работе со студентами специальной медицинской группы, однако только в виде игровых элементов, волейбол допустимо использовать как в виде игровых элементов, так и в качестве игры в упрощенном варианте. Практические рекомендации. Использование элементов спортивных игр и собственно самой игру на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе «А» целесообразно проводить с учетом функциональной пробы и рекомендаций профильного специалиста. Что касается уровня физической нагрузки во время практических занятий, то необходимо ориентироваться на результаты первичного и текущего контроля гемодинамических показателей при выполнении двигательных заданий в соответствии с их интенсивностью и сложностью выполнения.

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, спортивные игры, контроль гемодинамических показателей.

Для цитирования: Доронцев А.В.*, Порубайко Л.Н., Морозова О.В., Доронцева К.А. Изучение влияния элементов спортивных игр на гемодинамические показатели студентов специальной медицинской группы «А». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 95-102.

Studying the use of sports games elements on hemodynamic indicators of students of the special medical group "А"

Aleksandr V. Dorontsev'*, Lyudmila N. Porubayko2, Olga V. Morozova3, Kseniya A.

Dorontseva'

'Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-000'-9446-'03X, aleksandr.doroncev@rambler.ru* ORCID: 0000-0001-5837-9912, d0r0nceva2000@icl0ud.e0m 2Kuban State Medical University Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0002-8775-5726, p0rubaik050@mail.ru 3Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-7354-738X, 0v-f0mina@yandex.ru.

Absract: In order to study the purpose of the optimal motor regimen in physical education classes in the special medical group "A" of the Astrakhan State Medical University, 52 students (girls) of the medical and pediatric faculties were examined. An unsatisfactory level of physical fitness was revealed in 92.3% of students, while 75.7% had a history of comorbidities. Purpose and objectives of the study. To determine the available motor mode during physical culture classes, which allows to increase the adaptive-regulatory potential of the cardiovascular system using elements of sports games. Material. The material for the work was the data of the primary medical examination, the control standards of the level of physical fitness, the data of the functional test. Research methods. The research was carried out at the departments of physical culture of the Astrakhan State Medical University and the Kuban State Medical University in the 2021/22 academic year. An analysis was made of the level of physical fitness, the response of the cardiorespiratory system to physical activity, and the time interval for recovery. The work uses standard methods for analyzing the dynamic series and the method of correlation analysis. Conclusions. A statistically significant correlation has been established between the use of elements of sports games and the development of physical qualities. There was a significant increase in the adaptive potential of the cardiovascular system. The use of team sports or their elements in the classroom with students of the special medical group "A" made it possible to effectively vary the level of physical activity during classes. Scientific novelty. Based on the results of the study, data were obtained that allow us to state that the game of basketball can be used when working with students of a special medical group, only in the form of elements, volleyball can be used both in the form of game elements and as a game in a simplified version. Practical recommendations. The use of elements of sports games and the game itself in physical education classes in the special medical group "A" should be carried out taking into account the functional test and the recommendations of a specialized specialist. As for the level of physical activity during practical training, it is necessary to focus on the results of the primary and current control of hemodynamic parameters when performing motor tasks in accordance with their intensity and complexity of implementation..

Keywords: students, special medical group, sports games, control of hemodynamic parameters.

Для цитирования: Aleksandr V. Dorontsev*, Lyudmila N. Porubayko, Olga V. Morozova, Kseniya A.

Dorontseva. Studying the use of sports games elements on hemodynamic indicators of students of the

special medical group "А". Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 95-102.

Введение

В настоящее время студенты медицинских вузов отличаются невысоким уровнем физической подготовленности [1]. В последнее десятилетие существенно выросло количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам [2]. Многие студенты 1-х курсов не в состоянии выполнить контрольные нормативы по предмету «Физическая культура и спорт» [3]. Ряд авторов указывают,

что показатели развития физических качеств современных студентов, характеризующие общую работоспособность, существенно ниже, чем у их сверстников 1980-1990 годов [4,8,9]. Наблюдается устойчивая тенденция снижения количества студентов, имеющих высокую спортивную квалификацию [12]. В то же время наблюдается рост заболеваемости среди обучающихся на старших курсах [6]. Кроме того, во многих случаях у студентов специальных медицинских групп

наблюдаются сочетанные заболевания [5,7]. Применение игровых видов спорта на занятиях физической культурой в вузе характеризуется высокой активностью студентов и позволяет дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от уровня физической подготовленности [11]. Применяя комбинацию элементов спортивных игр на занятиях физической культурой, можно эффективно воздействовать на развитие основных физических качеств, сформировать координационные способности, повысить адаптационные возможности кардиореспи-раторной системы [10]. В этой связи нами были протестированы методики применения игровых видов спорта и их элементов в специальной медицинской группе «А», а также определить оптимальный уровень физической нагрузки.

Материалы и методы

Педагогический мониторинг 52 студентов 1-х курсов специальной медицинской группы «А» осуществлялся в течение 2021/ 22 учебного года. Балльно-рейтинговая оценка начального уровня физической подготовленности проводилась в начале учебного года и по его завершении, функциональная проба на велоэргометре проводилась в рамках ежегодного медицинского осмотра, а также в конце исследования.

Критериями включения студентов в данное исследование были:

- допуск к занятиям физической культурой в специальной медицинской группе «А» по результатам медицинского осмотра;

- согласие участвовать в исследовании;

- при наличии сочетанных патологий физическая нагрузка назначалась в соответствии с основным заболеванием, как правило это была патология сердечно-сосудистой системы,

В исследование не входили:

- студенты с обострением хронических заболеваний;

- студенты, перенесшие заболевание covid 19 менее чем за 6 месяцев до начала исследования.

Критериями эффективности применения игровых видов спорта и их элементов в соответствии с представленной методикой были:

- показатели функциональной пробы;

- реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в различных видах спортивных игр;

- временной показатель восстановления ге-модинамических показателей после физической нагрузки.

Оценка адекватности назначаемой физической нагрузки и вида спортивной игры проводилась путем контроля гемодинамики в различных частях занятий. Педагогический контроль за группами студентов проводился в течение

всего 2021/22 учебного года. При оценке достоверности между исследуемыми качественными показателями использовался критерий П2 Пирсона. За уровень статистической значимости различий показателей принималась величина р

<0,05.

Результаты и обсуждение

Проанализированы данные 52 студентов, имеющих в анамнезе заболевания сердечно-сосудистой системы; (п1 - 12) девушек с верифицированным диагнозом лабильная артериальная гипертензия, которая проявлялась повышением

□ САД на 8,97± 3,50 мм.рт.ст., снижением ДАД

□ на 8,14± 0,71 мм.рт.ст., ЧСС до 137,5 ± 7,9 уд. мин. при физической нагрузке от 25 до 50 вт. на велоэргометре (скорость до 20 км/ч.) на второй минуте, на третей минуте функциональная проба была прекращена вследствие достижения ЧСС 160,3±6,1 уд.мин. Четыре студента (п2 - 15) с диагнозом артериальная гипертензия I степени (АГ) при выполнении функциональной пробы показали повышение^ САД на 20,63±5,3 мм.рт. ст., ДАД снизилось^ на 7,47±3,60 мм.рт.ст., при достижении ЧСС 150,6 ± 8,2 уд.мин. функциональная проба была прекращена на середине второй минуты. У 5 (пз - 14) девушек была определен пролапс (пролабирование) трикуспидаль-ного клапана 1-11 степени с регургитацией при отсутствии нарушений ритма и проводимости. При дозированной физической нагрузке на ве-лоэргометре до 50 вт. наблюдалось повышение ЧСС до 137,5 ±9,2 уд.мин. на второй минуте и до 153,8±7,3 уд.мин. на третей минуте, САД по-высилось^ на 18,63±5,31 мм.рт.ст., ДАД сни-зилось^ на 6,20±2,77 мм.рт.ст., на третьей минуте функциональная проба была прекращена вследствие достижения ЧСС 1б0,з±8,8 уд.мин. В отдельную группу были выделены 7 студенток (п4- 11) с индексом массы тела (ИМТ) 37,9 ±1,6, что соответствовало ожирению 2-й степени, имеющих в анамнезе гипертоническую болезнь I стадии, у которых при выполнении дозированной физической нагрузки в конце первой минуты фиксировалось ЧСС 145, 2 ± 9,4 уд.мин, САД повысилось^ на 22,66±7,20 мм.рт.ст., ДАД по-высилось^ на 5,11±1,95 мм.рт.ст., на второй минуте при наличии высокого риска срыва адаптационного потенциала функциональная проба была прекращена.

При тестировании уровня физической подготовленности была выявлена интересная закономерность: при выполнении теста на координацию (бросок баскетбольного мяча в корзину, расстояние до корзины 1,5 метра) во всех группах фиксировалось значимое повышение ЧСС до 13б±8,4 уд.мин. (р<0,045), что соответствовало бегу при каденсе шага 144,9 ± 7,9 в минуту на

второй минуте упражнения. При этом снижение ЧСС при выполнении бросков в корзину наблюдалось уже на 7-м занятии до 11б,4±7,2 уд.мин. (р<0,0з8).

В результате тестирования (таблица 1) для групп П1 - П2 - пз были определены следующие

виды двигательной активности: игра волейбол, элементы игры в волейбол и баскетбол, для группы п4 целесообразно было использовать индивидуальные занятия с элементами баскетбола и волейбола, а также саму игру в волейбол по упрощенным правилам.

Таблица 1

Показатели гемодинамики при использовании элементов спортивных игр

Е1СНМЯ группы

(■'■12) (г ]51 к-11)

[ 1'.ч:йи 1 "м юм-щмммк^

! влчалс ■ССОВДМВ 11111 1о 1И1ИП— шш^п мня 1 ■Е^.ЧЦ.'ЭС ТИЦЧ Ш1Я Ь> окиычллсш ■шцрн яш 1 зшчллс кешцрв ¿МНЯ 1а швш ЛИ кпшцр импя [1 зи'чле ■щл» ¿МНЯ По швип ли ксщля ¿мня

УД.ЫШ1. ^Д ми.рт.ст. 1СС АМИН'' ■Ц1ТЖ нее 1.ТМИИ. щ И! |ТГ гтг 1СС ГАМИ1. ЛД мм.рт.ст. :1СС ■ДЛИН.-' ■ыы.рт.ст. Г.1.МИ1Е. А д ■ыы.рт.ст ЧСС .'Д-ини.!1 ■ыы.рт.ст. час г ".я 11:1. А д ■и^тж

еделис бискст ба.ило Г I"" ММ'И пи идшш мм лакали ям. Екики г(м1.1

144Д±7,Д Я :й.з=9,1 144.517.7 14-7-5^1: Б_5.Й ЗДИВД 5Q.Jii.lh 50.0±£.1 р 1 Я,7±6,4 95,7±^,] 157^,7/ «Дьм

рхп мяча & ЕШЖ^О С МТСТ1 Свиста Е1ЦМЯ * 3 мсгрип > 01,5=3,5 10.3=7.3 35.1^4^ N 1 4,7Ы,Я (1К.1±7.7 №0 J5.Ii9.fi Ы7.0 ±Л.А'92.2 ±2.9 1 Л.УЛЛ.Л р 15Ю,7±9Д 152_515_£ 40,4=2-5 114 145.7 ±5

155.7±9.Ч 152ХИ1М 33.1 ±9,К- 5С1.119.3 1 SJ.7JJi.li 1503*7,3/

росш 139.7ts.5-9 30.5±6,ЬК 147.71 J-5■9 МЧ.5 5.' 151.9

МЯчА 3 [1,5=3,9 0.Ч4Л £,5^2,5 15.1.-М.З ЗК.013.7 чз.и^ 15.Й КЛ.О

КирЛИИ 1 ±3.6 и.6

У а р

рпв

НИИ.

ЛК.З^.З Ih7.5i7.lh ЗА. 119-5- 1:,9±7,3 135.51Й.7 14<1.7±7.9 ПОДО,!

■фВ 34.]*5.5 £ 4fl.7iJ-9.ii мл 34.615.7 147-515.9.'

МиТНЦв- М=3,7 5.4±3.9 7,^3,7 ±й.й«].6 Л 1,5=3.9 93п7±4,7 137.и.7/

ШИН 1 и.4 р

пш ■

и

В-Ц-КИ

ия

мячом.

[■лс.ииш:

^уалы!

Ы|!

умрах

Е1СНИЯ.

47.9;:7.5 IS2.6l7.fi 35.7^7.Ц- 155319.6 149,1±7Д-

■фВ 34.5±Э,К К Ю^5.7 Й лздвдгг 144.7 37.217.1 15ЦВД0 11К ¿±5^

МиТНЦв- 1,3=3,9 7Л±3.7 7,9=3,6 iti.d-9J.ij лз.5=э.к 9Ь,9=3>1 «113=4,3

ШИН 1 ±3.2 р

ПШ

и

В-Ц-КИ

ия

■пи

в

группе.

ЫП1УИ1 141Г0±9Г0 145.51?.?! IМ 3±9,№ 1353=7.9

СН11С 30.3=5,К К 41.7±Л.9.Й 144.9 3(1.015.Й 147X115.7.- \44StU.

П [41С МЛ. 0.5£3.7 К-5±43 7,11= 4,6 ±й.697.0 .и.аы. ч:п7=з.9 «5,5=3,7

и 1 ±3.3 ]

пере 41 р

411

мяча 2

парах.

127.1 ¿7.^ I35j6I«." 22$±7S I3rfi.6li.lh I5.3l«.l IJil.LI

Ejnii.HI I3HJ±5.5 S 30.1=6,^ s 133.715.1 Й 27jh±5jt « 14(1.6 3(1.915.1h ±7r7i'' IJ4iJܱ53

CIIIIC 9,«=3,3 5.l±3.l H,7±2J 3,H=2,9 ±7.3s'9] ,2 «43=4-5 1 42-515.9,- «f>J=33

f»— 1 ±3,0 1 ■S1 jft=2JK »

прямгн

ril'-ü'IH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33JÜ=K3 119.7=7.? 37J±ft.6 I5,7t7.7- ЗЧ.2±9.Ь I 11.6l«> 14(1.019 J 12KU=jft..9

црщ 43.1 ±4 Ji 35.^4,? К 4X1.1 43.S 130ДЫД I42-515-1 1JJ Jtti.4-

у Z-'llil-U Hja=4vi J.6±3.9 ±5 ii 7.1 ± 2,Dti,3 ±7.19(1.0 «<M=4-5 9Ljfi =3,7 «5,5=3,3

в 1 1.0 1J.7 V *

JlfU

Е1С11МЯ С

ШШЫ

4K.UH.V 36.fi=S,? 55.7i4.T JDJiHJ 53.917.7 142.44.1

45JQ-Z.4.4 ¥ К mLaujii Jijtbsja-« J4.6 l3Ji.6i5.lh 145.715.7: I4il.lsft.9:

Ы11Ж L M=3,9 J.SlJ.I 9jft±5Ji 3,9=5,0 ±7.1'9J.7 «7,3 ±bS 94n7±5,9 «7,7=ЯчЗ

ШИ iti.I Ж

D t

.1ШГОС

: 11:11

ЗН.З= 10,2-' 40ДО4 M3.7 ¿9.1h I3«.3l4> I45JH9J 132.0

фа а 140J±7.'9I 34.4=6, if к 37J±7-4S Jtt,9±.7,1 К Ü5.5 4Ц£Ы,9 147,91* Л ±■5.7f

вспей ,I±7,S 4.7fcfiJ 6.H=5,0 «4,1 ±7,5 92,4=5-5 139.6±ЛА

вол ±ti.9 «7,3 =M

» 4

Примечание: * р < 1},0э па дняищ) l' iu исследования

Как видно из таблицы 1, у студентов групп (п1 - 12; П2 - 15; пз - 14) наблюдалась выраженная тенденция повышения регуляторно-адаптаци-онного потенциала сердечно-сосудистой системы -П12 - 4,206; П22 - 5,120; Пз2 - 4,522. В группе п4 - 11 значимое повышение резервных показателей наблюдалось при включении в план занятий элементов спортивных игр, обусловленных развитием координационных способностей, □ 24 - 4,155, а также упражнений, выполняемых индивидуально, ^42 - 4,703.

Заключение

Принимая во внимание наличие патологии сердечно - сосудистой системы у исследуемого контингента, можно констатировать, что целесообразно использовать элементы спортивных игр с ограничением интенсивности физической нагрузки в компенсаторной зоне ЧСС до 130 уд.

мин., при этом исключить высокоамплитудные динамические задания, а также упражнения, характеризующиеся резкими ускорениями. Для студентов, дополнительно ассоциированных с высоким ИМТ, использование элементов спортивных игр может быть рекомендовано в формате упражнений на развитие координации, а также двигательных заданий индивидуального характера.

Установлена статистически достоверная корреляция между освоением техники выполнения координационно сложных двигательных действий в динамике и повышением регуляторно-а-даптационного резерва сердечно-сосудистой системы.

Список литературы

1. Батырев Э.М., Доронцев А.В. Оценка сфор-

мированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009; 12(58): 13-17.

2. Лубышева Л.И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования. Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016; 2-1: 44-54.

3. Karpov V. Yu., Zavalishina S. Yu., Dorontsev A. V. Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People. Systematic Reviews in Pharmacy. 2020; 11(8): 439-445.

4. Белых С.И. Самоконтроль студентов во время самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015; 9(127): 57-67.

5. Ветков Н.Е. Основы врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания. Наука-2020. 2016; 5(11): 218-227.

6. Ильин А., Капилевич Л., Марченко К., Сурков Д. Проблемы организации и содержания физического воспитания студентов в техническом университете. Вестник Томского государственного университета. 2011; 347: 135-138.

7. Семенова Л.М., Куприянов С.В., Семенова Ю.В. Функциональное состояние организма студентов в период обучения. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017; 12(19): 183-187.

8. Семенова Л.М., Юсова М.А. Оценка психофизиологических показателей студентов младших курсов в период обучения в вузе. В сборнике: Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры патофизиологии. 2014: 54-69.

9. Неповинных Л.А., Солодовник Е.М. Самоконтроль физического развития студентов специальной медицинской группы. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019; 9-1: 35-37.

10. Озеров В.П., Демерза Г.Н., Сасин А.А. Различительная чувствительность по параметрам движений как психомоторная способность человека. Современные технологии в мировом научном пространстве. 2016: 171-174.

11. Чичкова М.А., Светличкина А.А., Чичков М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно-сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. Астраханский медицинский журнал. 2020;

1(15): 28-35.

12. Karpov V.Y., Zavalishina S.Y., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Y., Okolelova V.A. The Physiological Response of the

Body to Low Temperatures. Journal of Biochemical Technology. 2021a; 12(1): 27-31.

References

1. Batyrev E.M., Dorontsev A.V. Assessment of the formation of morbidity prevention skills by means of physical culture and sports among medical university students. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2009; 12(58): 13-17 [In Russ.].

2. Lubysheva L.I. The concept of sportization in the system of physical education. Bulletin of the PGGPU. Series No. 1. Psihologicheskie I pedagogicheskie nauki. 2016; 2-1: 44-54 [In Russ.].

3. Karpov V. Yu., Zavalishina S. Yu., Dorontsev A.V. The effect of regular feasible physical activity on the functional activity of platelets in people of the second mature age. Sistematicheskij obzor v farmakologii. 2020; 11(8): 439-445 [In Russ.].

4. Belykh S.I. Self-control of students during independent physical education and sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 9(127): 57-67 [In Russ.].

5. Vetkov N.E. Fundamentals of medical control and self-control in the process of physical education. Nauka-2020. 2016; 5(11): 218-227.

6. Ilyin A., Kapilevich L., Marchenko K., Surkov D. Problems of organization and maintenance of physical education of students at a technical university. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 347: 135-138 [In Russ.].

7. Semenova L.M., Kupriyanov S.V., Semenova Yu.V. The functional state of the body of students during the training period. Medicinskij I farmakologicheskie zhurnal "Puls". 2017; 12(19): 183-187 [In Russ.].

8. Semenova L.M., Yusova M.A. Assessment of psychophysiological indicators of junior students during their studies at the university. V sbornike: Tematicheskie vypuski klinicheskoj I eksperimentaVnoj mediciny: Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyachennoj 40-letiyu obrazovaniya Otdeleniya Patofiziologii [In the collection: Topical issues of clinical and experimental medicine: Materials of the interregional scientific and practical conference dedicated to the 40th anniversary of the Department of Pathophysiology]. 2014: 54-69 [In Russ.].

9. Nevinykh L.A., Solodovnik E.M. Self-control of physical development of students of a special medical group. Mezhdunarondyj zhurnal gumanitarnyh I estestvennyh nauk. 2019; 9-1: 3537 [In Russ.].

10. Ozerov V.P., Demerza G.N., Sasin A.A. Distinctive sensitivity in terms of movement parameters as a psychomotor ability of a person. Sovremennye tehnologii v mirovom nauchnom prostranstve. 2016: 171-174 [In Russ.].

11. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A., Chichkov M.A. The influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with small anomalies of heart development and congenital sensorineural hearing loss. Astrahanskij medicinskijzhurnal. 2020; 1(15): 28-35 [In Russ.].

12. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Yu., Okolelova V.A. Physiological reaction of the body to low temperatures. Journal of Biochemical Technologies. 2021a; 12(1): 27-31.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2023

Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом '2', e-mail: aleksandr.d0r0ncev@remabler.ru

Порубайко Людмила Николаевна - доцент, Кубанский государственный медицинский университет, 350000, Россия, г. Краснодар, ул им. Митрофана Седина, дом 4, e-mail: p0rubaik050@ mail.ru

Морозова Ольга Владимировна - доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: 0v-f0mina@yandex.ru Доронцева Ксения Александровна - студент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом '2', e-mail: d0rnnceva2000@icl0ud. c0m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.