Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ СТУДЕНТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / СТУДЕНТЫ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев А.В., Порубайко Л.Н., Ермолина Н.В., Морозова О.В.

Одной из актуальных задач современного медицинского образованияявляетсяподготовка высококвалифицированных кадров, способных эффективно работать в коллективе, обладать активной гражданской позицией, владеть умениями и навыками назначать рациональный двигательный режим своим пациентам. Кафедра физической культуры и спортивный клуб медицинских вузов в высшей степени ответственны за формирование необходимого уровня психофизической и социально ориентированной подготовленности будущих врачей. Как показывает практика, применение командных видов спорта в режиме практических занятий существенным образом позволяет сформировать позитивные межличностные отношения в учебных группах, повысить уровень общей выносливости и регуляторно - адаптационного потенциала кардиореспираторной системы. При этом критерием оценки остаются контрольные нормативы физической подготовленности, освоение общекультурных компетенций определенные рабочей программой по предмету «Физическая культура и спорт». Цель и задачи исследования. Определить наиболее эффективные командные виды спорта для студентов соответствующих медицинских групп, выявить уровень социализации студентов 1 курсов. Материал. Материалом для работы послужили данные анкетирования, результаты текущего медицинского осмотра, контрольные нормативы, данные функциональной пробы, гемодинамические показатели. Методы исследования. Исследования проводились на кафедрах физической культуры Астраханского государственного медицинского университета и Кубанского государственного медицинского университета и Астраханского государственного университета в 2021/22 учебном году. Проводился анализ опросника социализации студентов, занимающихся командными видами спорта, определялась гемодинамика при занятиях различными видами командных спортивных игр. В работе использованы стандартные методы анализа динамического ряда и метод корреляционного анализа. Выводы. Выявлена достоверная корреляция занятий командными видами спорта и уровня социализации студентов первокурсников, определены виды игровых видов спорта, которые можно рекомендовать для соответствующих медицинских групп. Научная новизна. В ходе работы были получены данные об эффективности использования спортивных игр для студентов, отнесенных к различным медицинским группам, выявлено положительное влияние на уровень социализации студентов, занимающихся командными видами спорта. Практические рекомендации. Использование командных видов спорта таких как футбол, баскетбол, волейбол, гандбол целесообразно проводить в основной медицинской группе, в подготовительной и специальной медицинской группе «А», по нашему мнению, более приемлемо применять упрощенные варианты спортивных игр или их элементы, при этом варьировать интенсивность физической нагрузки не обходимо с учетом функциональных проб и рекомендаций профпатолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев А.В., Порубайко Л.Н., Ермолина Н.В., Морозова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EVALUATION OF THE APPLICATION OF TEAM SPORTS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN VARIOUS MEDICAL STUDENT GROUPS

One of the urgent tasks of modem medical education is the training of highly qualified personnel who are able to work effectively in a team, have an active civic position, possess the skills and abilities to prescribe a rational motor regimen for their patients. The Department of Physical Education and the sports club of medical universities are highly responsible for the formation of the necessary level of psychophysical and socially oriented preparedness of future doctors. As practice shows, the use of team sports in the mode of practical training significantly allows you to form positive interpersonal relationships in training groups, increase the level of general endurance and the regulatory-adaptive potential of the cardiorespiratory system. At the same time, the control standards of physical fitness, the development of general cultural competencies determined by the work program in the subject" Physical culture and sports" remain the evaluation criterion. Purpose and objectives of the study. To determine the most effective team sports for students of the relevant medical groups, to identify the level of socialization of 1st year students. Material. The material for the work was the data of the questionnaire, the results of the current medical examination, control standards, the data of the functional test. Research methods. The research was carried out at the departments of physical culture of the Astrakhan State Medical University and the Kuban State Medical University and Astrakhan State University in the 2021/22 academic year. The analysis of the questionnaire of socialization of students involved in team sports was carried out, hemodynamics was determined when practicing various types of team sports. The work uses standard methods for analyzing the dynamic series and the method of correlation analysis. Conclusions. A significant correlation between team sports and the level of socialization of first-year students was revealed, types of game sports that can be recommended for the relevant medical groups were identified. Scientific novelty. In the course of the work, data were obtained on the effectiveness of the use of sports games for students assigned to various medical groups, a positive effect on the level of socialization of students involved in team sports was revealed. Practical recommendations. It is advisable to use team sports such as football, basketball, volleyball, handball in the main medical group, in the preparatory and special medical group "A", in our opinion, it is more acceptable to use simplified versions of sports games or their elements, while varying the intensity of physical load is necessary, taking into account functional tests and recommendations of an occupational pathologist.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ СТУДЕНТОВ»

информационно-образовательной среде СибГУФК, а также учебная доска, компьютеры для обучающихся и преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Программное обеспечение должно, как минимум, представлено офисным пакетом MS Office либо его аналогом (например, LibreOffice), системой тестирования и программами для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или её аналог).

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, отметим чрезвычайную актуальность развития цифровой среды современного вуза. Одновременно с этим видим важным вовлекать студентов в процесс не только функционирования, но и развития цифровой среды вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий / А.В. Морозов // Человек и образование. - 2018. - № 4 (57). - С. 105-110.

2. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 5-19.

REFERENCES

1. Morozov, A.V. (2018), "Vocational training of the information system of education using modern digital technologies", Man and education, No. 4 (57), pp. 105-110.

2. Orlov, A.B. (1995), "Personality and essence: external and manifestation of the "I" of a person", Questions of psychology, No. 2, pp. 5-19.

Контактная информация: bagautdinova1987@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2023

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ

ГРУППАХ СТУДЕНТОВ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар; Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Морозова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань.

Аннотация

Одной из актуальных задач современного медицинского образования является подготовка высококвалифицированных кадров, способных эффективно работать в коллективе, обладать активной гражданской позицией, владеть умениями и навыками назначать рациональный двигательный режим своим пациентам. Кафедра физической культуры и спортивный клуб медицинских вузов в высшей степени ответственны за формирование необходимого уровня психофизической и социально ориентированной подготовленности будущих врачей. Как показывает практика, применение командных видов спорта в режиме практических занятий существенным образом позволяет сформировать позитивные межличностные отношения в учебных группах, повысить уровень общей выносливости и регуляторно - адаптационного потенциала кардиореспираторной системы. При этом критерием оценки остаются контрольные нормативы физической подготовленности, освоение общекультурных компетенций определенные рабочей программой по предмету «Физическая культура и спорт». Цель и задачи исследования. Определить наиболее эффективные командные виды спорта для студентов соответствующих медицинских групп, выявить уровень социализации студентов 1 курсов. Материал. Материалом для работы послужили данные анкетирования, результаты текущего медицинского осмотра, контрольные нормативы, данные функциональной пробы, гемодинамические показатели. Методы исследования. Исследования проводились на кафедрах физической культуры Астраханского

государственного медицинского университета и Кубанского государственного медицинского университета и Астраханского государственного университета в 2021/22 учебном году. Проводился анализ опросника социализации студентов, занимающихся командными видами спорта, определялась гемодинамика при занятиях различными видами командных спортивных игр. В работе использованы стандартные методы анализа динамического ряда и метод корреляционного анализа. Выводы. Выявлена достоверная корреляция занятий командными видами спорта и уровня социализации студентов первокурсников, определены виды игровых видов спорта, которые можно рекомендовать для соответствующих медицинских групп. Научная новизна. В ходе работы были получены данные об эффективности использования спортивных игр для студентов, отнесенных к различным медицинским группам, выявлено положительное влияние на уровень социализации студентов, занимающихся командными видами спорта. Практические рекомендации. Использование командных видов спорта таких как футбол, баскетбол, волейбол, гандбол целесообразно проводить в основной медицинской группе, в подготовительной и специальной медицинской группе «А», по нашему мнению, более приемлемо применять упрощенные варианты спортивных игр или их элементы, при этом варьировать интенсивность физической нагрузки не обходимо с учетом функциональных проб и рекомендаций профпатолога.

Ключевые слова: командные виды спорта, студенты, уровень социализации, медицинские группы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p129-134

PEDAGOGICAL EVALUATION OF THE APPLICATION OF TEAM SPORTS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN VARIOUS MEDICAL STUDENT GROUPS

Alexander Viktorovich Dorontsev, candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Lyudmila Nikolaevna Porubaiko, candidate of medical sciences, docent, Kuban State Medical University, Krasnodar; Natalya Vladimirovna Ermolina, candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Vladimirovna Morozova, candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State University, Astrakhan

Abstract

One of the urgent tasks of modern medical education is the training of highly qualified personnel who are able to work effectively in a team, have an active civic position, possess the skills and abilities to prescribe a rational motor regimen for their patients. The Department of Physical Education and the sports club of medical universities are highly responsible for the formation of the necessary level of psychophysical and socially oriented preparedness of future doctors. As practice shows, the use of team sports in the mode of practical training significantly allows you to form positive interpersonal relationships in training groups, increase the level of general endurance and the regulatory-adaptive potential of the cardiorespiratory system. At the same time, the control standards of physical fitness, the development of general cultural competencies determined by the work program in the subject "Physical culture and sports" remain the evaluation criterion. Purpose and objectives of the study. To determine the most effective team sports for students of the relevant medical groups, to identify the level of socialization of 1st year students. Material. The material for the work was the data of the questionnaire, the results of the current medical examination, control standards, the data of the functional test. Research methods. The research was carried out at the departments of physical culture of the Astrakhan State Medical University and the Kuban State Medical University and Astrakhan State University in the 2021/22 academic year. The analysis of the questionnaire of socialization of students involved in team sports was carried out, hemodynamics was determined when practicing various types of team sports. The work uses standard methods for analyzing the dynamic series and the method of correlation analysis. Conclusions. A significant correlation between team sports and the level of socialization of first-year students was revealed, types of game sports that can be recommended for the relevant medical groups were identified.

Scientific novelty. In the course of the work, data were obtained on the effectiveness of the use of sports games for students assigned to various medical groups, a positive effect on the level of socialization of students involved in team sports was revealed. Practical recommendations. It is advisable to use team sports such as football, basketball, volleyball, handball in the main medical group, in the preparatory and special medical group "A", in our opinion, it is more acceptable to use simplified versions of sports games or their elements, while varying the intensity of physical load is necessary, taking into account functional

tests and recommendations of an occupational pathologist.

Keywords: team sports, students, socialization level, medical groups.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время студенты медицинских вузов отличаются не высоким уровнем физической подготовленности [3]. В последние десятилетие существенно выросло количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам [4]. Многие студенты 1 курсов не в состоянии выполнить контрольные нормативы по предмету «Физическая культура и спорт» [1]. Ряд авторов указывают, что активное использование цифровых гаджетов характеризуется снижением взаимопонимание при очном общении, снижает социализацию молодежи [2]. Наблюдается устойчивая тенденция снижения количества студентов, имеющих высокую спортивную квалификацию [7]. В то же время наблюдается рост заболеваемости среди обучающихся, на старших курсах [10]. Кроме того, во многих случаях у студентов специальных медицинских групп наблюдаются соче-танные заболевания [5, 8, 9]. Применение игровых видов спорта на занятиях физической культуры в вузе характеризуется высокой активностью студентов, позволяет дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от уровня физической подготовленности [6, 11]. Применяя комбинацию элементов спортивных игр на занятиях физической культуры, можно эффективно воздействовать на развитие основных физических качеств, сформировать координационные способности, повысить адаптационные возможности кардиореспи-раторной системы [12]. В этой связи нами были протестированы методики применения командных видов спорта в разных медицинских группах, что позволило определить виды спортивных игр и их элементы для применения на практических занятиях, а также выявить уровень социализации студентов, занимающихся командными видами спорта.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический мониторинг 116 студентов 1 курсов основной, подготовительной и специальной медицинской группы «А» осуществлялся в течение 2021/ 22 учебного года. Контрольные нормативы определяющий начальный уровень физической подготовленности проводился в начале учебного года и по его завершении, функциональная проба на велоэргометре проводилась в рамках ежегодного медицинского осмотра, а также в конце исследования.

Критериями включения студентов в данное исследование были:

- самостоятельный выбор спортивных игр,

- согласие участвовать в исследовании,

- допуск профпатолога к практическим занятиям физической культурой, спортом.

В исследование не входили:

- студенты, имеющие высокую спортивную квалификацию по спортивным играм (1 спортивный разряд и выше);

- студенты, перенесшие заболевание covid 19 менее чем 6 месяцев до начала исследования.

Критериями эффективности применения командных видов спорта в соответствии с представленной методикой были:

- показатели социализации студентов в учебных группах;

- реакция сердечно сосудистой системы у представителей различных медицинских групп на физическую нагрузку в различных видах спортивных игр.

Проведен анализ результатов анонимного опросника по электронной Google-форме, состоящей из вопросов характеризующих адаптацию студентов в студенческой среде при занятиях командными видами спорта.

Оценка адекватности назначаемой физической нагрузки и вида спортивной игры проводилась путем контроля гемодинамики в различных частях занятий. Педагогический

контроль за группами студентов проводился в течение всего 2021/22 учебного года. При оценке достоверности между исследуемыми качественными показателями использовался критерий х2 Пирсона, применялись параметрические методы оценки результатов статистических исследований, достоверными считались различия при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Всего проанализировано 116 Google-формы, студентов в Кубанском государственном медицинском университете и Астраханском государственном медицинском университете со средним возрастом 19±0,7 года, из них 59 юноши и 57 девушки. Все студенты были поделены на виды спорта по выбору с учетом рекомендации профпатолога на основании функциональной пробы на велоэргометре: группы юношей 1 группа - футбол (п:=29), 2 группа - волейбол (п2=18) и 3 группа (п3=12) баскетбол. В группе девушек первая группа -(п4=30) волейбол, вторая группа (п5=15) гандбол и третья группа (п6=12) баскетбол. По результатам опросника по уровню социализации было определено значимое изменение социальной определённости студентов. Каждый вопрос в анкете оценивался по 10 бальной шкале.

Таблица - Динамика социализации студентов 1 курсов, занимающихся командными видами спорта_____

№ Вопросы анкеты Начало ис-след. Окончание исслед. Х2 Р

1 Есть у Вас проблемы в общении с однокурсниками? 4,75 1,15 9,177 0,043

2 Уверенны ли Вы в осуществлении своих планов? 5,88 8,27 7,329 0,036

3 Считаете ли Вы, что спорт объединяет людей? 5,90 9,02 10,033 0,033

4 Испытываете ли Вы трудности в учебе? 9,41 8,55 1,861 >0,05

5 Ваше отношение к вредным привычкам? 3,69 2,72 1,457 >0,05

6 Испытываете ли Вы положительные эмоции при занятиях спортом? 3,28 9,45 11,512 0,045

7 Считаете ли Вы, что командные виды спорта позволяют завести дружеские отношения? 4,57 8,34 9,544 0,040

8 Является ли для Вас капитан команды авторитетом? 3,72 7,49 8,353 0,041

9 Испытываете ли вы отрицательные эмоции к студентам спортсменам противоположных команд? 2,50 0,14 9,120 0,043

10 Считаете ли Вы себя здоровым человеком? 5,97 9,37 9,761 0,039

Как представлено в таблице, у студентов первых курсов, занимающихся командными видами спорта, наблюдаются значимые изменения в социальном взаимодействии с молодежными институтами. Статистически значимых отличий между значениями, определяющих сложность в освоении учебной программы и подверженности вредным привычкам в течение учебного года не выявлено.

Следующим этапом работы было выработать рекомендации по применению вида командных игр для различных медицинских групп.

Так при игре в футбол группа (п1=29), пиковые значения ЧСС составили 160,5±9,5 уд. мин., средние показатели 120,7±7,3 уд. мин., что позволяет осуществлять допуск к занятиям студентов основной и подготовительной медицинской группы, при игре в баскетбол (п3=12) - юноши максимальные показатели ЧСС составляли 177±10,2 уд. мин., средние значения 138,6±9,9 уд. мин., у девушек (п6=12) - 182,5±7,4 уд. мин., и 144,1±7,8 уд. мин. соответственно, в команде гандболисток (п5=15) максимальные показатели ЧСС составляли 160,7±8,4 уд. мин. и 147,5±8,9 уд. мин., средние значения, данные показатели ЧСС характерны для интенсивной двигательной активности, что по нашему мнению, может быть доступно для студентов основной медицинской группы с достаточно высоким уровнем физической подготовленности. При занятиях волейболом у группы юношей (п2=18) самые высокие показатели ЧСС составляли 140,6±7,2 уд. мин., средние значения ЧСС соответствовали 123,7±9,6 уд. мин., у группы девушек (п4=30) ЧСС 146,3±6,9 уд. мин., и 130,4±5,7 уд. мин., соответственно, данные показатели соответствуют уровню физической нагрузки для всех медицинских групп, за исключением специальной медицинской группы

«Б», в то же время, для студентов специальной медицинской группы «А» имеющих патологию сердечно-сосудистой системы необходима консультация профильного специалиста.

Целесообразность использования игровых командных видов спорта в практике занятий физической культурой в вузе не вызывает сомнений, при этом, как выяснилось, часть студентов не знают правил спортивных игр, особенно в баскетболе, что приводит к соответствующей коррекции практических занятий.

ВЫВОДЫ

1. Применение командных спортивных игр на занятиях физической культурой в вузе значимо повышает уровень социализации студентов первых курсов.

2. Командные спортивные игры баскетбол и гандбол характеризуются высокой интенсивности и динамикой двигательных действий, поэтому применение их в процессе занятий физической культурой в вузе целесообразно проводить только со студентами основной медицинской группы имеющим удовлетворительную физическую подготовленность.

3. Использование спортивных игр для студентов специальной медицинской группы «А» должно основываться не только на желании студента, но и главным образом на рекомендациях профпатолога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батырев Э.М. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза / Э.М. Батырев, А.В. Доронцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 13-17.

2. Белых С.И. Самоконтроль студентов во время самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом / С.И. Белых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 9 (127). - С. 57-67.

3. Ветков Н.Е. Основы врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания / Н.Е. Ветков // Наука-2020. - 2016. - № 5 (11). - С. 218-227.

4. Проблемы организации и содержания физического воспитания студентов в техническом университете / А. Ильин, Л. Капилевич, К. Марченко, Д. Сурков // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 347. - С. 135-138.

5. Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev [et al.] // Systematic Reviews in Pharmacy. - 2020. - No. 11 (8). - P. 439-445.

6. The Physiological Response of the Body to Low Temperatures. / V. Y. Karpov, S.Y. Zavalishina, E.D. Bakulina [et al.] // Journal of Biochemical Technology. - 2021. - No. 12 (1). - P. 27-31.

7. Лубышева Л.И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2016. - № 21. - С 44-54.

8. Неповинных Л.А. Самоконтроль физического развития студентов специальной медицинской группы / Л.А. Неповинных, Е.М. Солодовник // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 9-1. - С. 35-37.

9. Озеров В.П. Различительная чувствительность по параметрам движений как психомоторная способность человека / В.П. Озеров, Г.Н. Демерза, А.А. Сасин // Современные технологии в мировом научном пространстве : сборник статей международной научно-практической конференции. - Казань, 2016. - Часть 4. - С. 171-174.

10. Семенова Л.М. Функциональное состояние организма студентов в период обучения / Л.М. Семенова, С.В. Куприянов, Ю.В. Семенова // Пульс. - 2017. - № 12 (19). - С. 183-187.

11. Семенова Л.М. Оценка психофизиологических показателей студентов младших курсов в период обучения в вузе / Л.М. Семенова, М.А. Юсова // Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины : материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры патофизиологии. - Чебоксары : Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2014. - С. 54-69.

12. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно - сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной

тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. - 2020. - № 1 (15). - С. 28-35.

REFERENCES

1. Batyrev, E.M.and Dorontsev, A.V. (2009), "Evaluation of the formation of skills for the prevention of morbidity by means of physical culture and sports among students of a medical university ". Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (58), pp. 13-17.

2. Belykh, S.I. (2015), "Self-control in students during individual classes of physical culture and sports ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (127), pp. 57-67.

3. Vetkov, N.E. (2016), "Basics of medical control and self-control during physical education", Science-2020, No. 5 (11), pp. 218-227.

4. Ilin, A.A., Kapilevich, L.V., Marchenko, K.A. and Surkov, D.A. (2014), "Issues of arrangement and support of physical education", Bulletin of the Tomsk State University, No. 347, pp. 135-138.

5. Karpov, V. Yu., Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Voronova, N.N., Shulgin, A.M., Sharagin, V.I. and Kozyakov, R.V. (2020), "Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People ", Systematic Reviews in Pharmacy, No. 11 (8), pp. 439445.

6. Karpov, V.Y., Zavalishina, S.Y., Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V., Gusev, A.V., Fedorova, T.Y., and Okolelova, V A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", Journal of Biochemical Technology, No. 12 (1), pp. 27-31.

7. Lubysheva, L.I. (2016), "The concept of sportization in physical education system". Bulletin of PSGPU. Series no. 1. Psychological and pedagogical sciences, No. 2-1, pp. 44-54.

8. Nepovinnykh, L.A. and Solodovnik, E.M. (2019), "Self-control of physical development of students from the special medical group", International Journal of Humanitarian and Natural Sciences, No. 9-1, pp. 35-37.

9. Ozerov, V.P., Demerza, G.N., and Sasin, A.A. (2016), "Distinctive sensitivity according to the parameters of movements as a psychomotor ability of a person", Modern technologies in the world scientific space, collection of articles of the international scientific and practical conference, Part 4, pp. 171-174.

10. Semenova, L.M., Kupriyanov, S.V. and Semenova, Yu.V. (2017), "Functional state of the body of students during learning", Pulse, No. 12 (19), pp. 183-187.

11. Semenova L.M. and Yusova M.A. (2014), "Evaluation of physiological indicators of junior students during education", Topical issues of clinical and experimental medicine, materials of the interregional scientific and practical conference dedicated to the 40th anniversary of the Department of Pathophysiology, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, pp. 54-69.

12. Chichkova M.A., Svetlichkina, A.A and Chichkov, M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 16.08.2023

УДК 378.4

МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

Магомед Исхакович Халамлиев, старший преподаватель, Фарида Муратовна Узде-нова, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет, Карачаевск; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация

Актуальность изучения особенностей организации профессиональной подготовки бакалавров туризма обусловлена потребностью в обогащении теории и практики профессионального образования новыми этнопедагогическими формами, средствами и методами подготовки специалиста этого профиля. В этой связи перспективными являются поиски подходов к разработке модели эффективной организации этого процесса. Цель исследования заключается в научном обосновании и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.