Научная статья на тему 'Изучение витаминной обеспеченности рационов питания школьников'

Изучение витаминной обеспеченности рационов питания школьников Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY-ND
203
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение витаминной обеспеченности рационов питания школьников»

ИЗУЧЕНИЕ ВИТАМИННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

A.M. Тимофеева, Г.В. Иванова

Красноярский государственный торгово-экономический институт

Витамин С (аскорбиновая кислота) относится к незаменимым пищевым веществам, он не синтезируется в организме человека, играет важную роль в обмене веществ и славится антиоксидантными свойствами. Недостаточность данного витамина в питании может привести к гиповитаминозу С, который снижает устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Болезни витаминной недостаточности распространены среди населения экономически развитых стран в связи с преобладанием в питании продуктов, подвергнутых длительному хранению, консервированию, очистке.

Витамин С в основном содержится в картофеле, капусте, свежих овощах, фруктах. На уровень витамина С в овощах и фруктах влияют состав почвы, вид и доза удобрения, климатические условия, особенно интенсивность солнечного освещения, которое усиливает синтез витамина. На содержание витамина С в овощах влияют условия хранения; хранение овощей должно проходить при низких температурах и защищенных от света условиях. Витамин С очень чувствителен к кислороду воздуха и нагреванию.

По данным О.В. Кошелевой с соавт. [4], в Российской Федерации фактическое потребление овощей и бахчевых, являющихся основным источником витамина С, в 2003 г. было меньше рекомендуемого на 40 %, фруктов и ягод - на 50 %. Потребление многих овощей, фруктов и ягод, богатых витамином С, носит сезонный характер, что отрицательно отражается на их вкладе в обеспеченность организма аскорбиновой кислотой. Следует также учитывать, что в результате технологической обработки картофеля, капусты и корнеплодов содержание витамина С в них может значительно снижаться, т. е. уменьшается вклад этих продуктов в среднесуточное обеспечение организма витамином С. В 2003 г. поступление витамина С в организм за счет основных групп продуктов питания (с учетом максимальных технологических потерь) составило не более 30 %.

Предприятия общественного питания, занимающиеся в том числе организацией питания детей (особенно в школьных столовых), заинтересованы в информации о содержании витамина С в плодах и овощах, используемых в приготовлении блюд и кулинарных изделий для школьников, потому что содержание витамина С в школьных рационах питания регламентируется приказом Минздрава и должно строго соблюдаться при составлении рационов. Недостаток витамина С в рационах питания школьников отрицательно сказывается на здоровье учащихся школ,

снижает иммунитет, вызывает нарушение образования костной ткани, анемию, слабость, а также способствует развитию цинги, кровоизлияниям в кожу и различные органы [6, 11].

В случае дефицита витамина С в плодах и овощах работники пищеблоков обязаны обогащать пищу витамином С (аскорбиновой кислотой), что влечет за собой экономические затраты [2, 3]. Наши исследования рационов питания школьников г. Красноярска показали, что в них содержится недостаточное количество витамина С.

Исследования содержания витамина С в сырье и готовой продукции проводили в осенний (октябрь-ноябрь 2005 г.) и весенний (апрель-май 2006 г.) периоды на предприятиях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, работающих по 2-недельному цикличному меню, разработанному с учетом норм потребления жизненно необходимых компонентов (белки, жиры, углеводы, микронутриенты) для каждой возрастной группы учащихся. Цикличное меню для предприятий школьного питания рекомендовано администрацией г. Красноярска на 2001-2006 гг.

Было изучено двухразовое питание школьников: завтрак и обед. Для проведения теоретических расчетов содержания витаминов в сырье и готовых блюдах были использованы действующие меню-раскладки, сборник рецептур кулинарных изделий и таблицы химического состава пищевых продуктов [9].

Определение содержания витамина С в сырье и готовой продукции проводили в соответствии с «Методическими указаниями по лабораторному контролю качества продукции общественного питания» (письмо Минторговли СССР от 11 ноября 1991 г. № 1-40/3805).

Аскорбиновую кислоту определяли методом титрования, основанным на восстановлении индикатора (натриевой соли 2,6-дихлорфенол-индофенола) аскорбиновой кислотой, которая при этом окисляется в де-гидроаскорбиновую. Синий цвет индикатора в кислой среде переходит в розовый (реактив Тильманса). Определение аскорбиновой кислоты проводили пирометрическим методом с 2,6-дихлорфенолиндофенолом [1, 8,10].

Для объективного суждения о степени достоверности полученных результатов проводили их математическую обработку с использованием статистической программы SPSS 11.5, достоверными считались различия прир > 0,05.

В результате исследований содержания аскорбиновой кислоты в овощах отмечено, что осенью среднее содержание витамина С в них соответствует данным литературы [8], в весенний период овощи содержат незначительное количество этого микронутриента. Больше всего витамин С содержится в капусте, хотя по сравнению с осенью его сохранность составляет менее 10 % (рис. 1).

50 п

10 о

* *

□ Осень ■ Весна

Картофель

Капуста

Сырье

* различия статистически достоверны, р < 0,05 Рис. 1. Среднее содержание аскорбиновой кислоты в сырье по сезонам.

В течение первых четырех месяцев хранения, с октября по февраль, в находившихся под наблюдением сортах картофеля содержание аскорбиновой кислоты снижалось на 44-62 %. По данным отечественных и зарубежных авторов, при обычных условиях хранения картофеля потери аскорбиновой кислоты к марту составляют 50-70 %, однако при нарушении условий хранения эти потери могут значительно увеличиваться [5].

На рис. 2 представлены средние величины содержания аскорбиновой кислоты, полученные расчетным и экспериментальным путем, в блюдах, реализуемых в школьных столовых г. Красноярска в течение недели в осенний и весенний периоды.

Мг/ЮОгр.

Осень, лицей №8

Осень, школа N2100

Весна, лицей №8

Весна, школа №100

■ Расчетное содержание в сырьевом наборе

□ Расчетное содержание в блюдах

□ Фактическое содержание в блюдах

Рис. 2. Среднее расчетное и фактическое содержание витамина С в сырьевом наборе и блюдах, реализуемых в лицее № 8 и школе № 100.

Как видно из представленных расчетных данных, содержание витамина С в блюдах и изделиях (с учетом норм тепловой обработки) не соответствует рекомендуемым нормам для детей. Нормой витамина С для мальчиков 11-13 лет считается 70 мг в сутки, для девочек - 60 мг, для юношей 14-17 лет - 75 мг, девушек - 65 мг. При этом сопоставление фактического содержания этого нутриента в блюдах, реализуемых школьной столовой, с нормой позволяет сделать вывод о том, что сырьевые наборы двух приемов пищи должны составлять для завтрака 20 % и обеда 35 % суточной нормы, обеспечивая 50,8-55,0 % суточной потребности в витамине С [7]. Приведенные данные показывают, что фактическое содержание витаминов в готовых блюдах и кулинарных изделиях ниже теоретически рассчитанных и ниже нормы, рекомендуемой для соответствующей возрастной группы детей.

Анализ рационов показал, что завтраки и обеды зачастую составляются с таким расчетом, чтобы ребенок получил с пищей необходимое количество калорий, а витаминной обеспеченности уделяется недостаточное внимание.

Теоретически рассчитанное содержание витамина С в готовых блюдах может удовлетворить потребности в среднем лишь на 25,5 %, что практически в два раза меньше рекомендуемого. Фактический же уровень аскорбиновой кислоты в готовых блюдах значительно меньше расчетного. Это объясняется несоблюдением технологии приготовления блюд и кулинарных изделий, неправильным подбором посуды для приготовления того или иного блюда. Кроме того, зачастую не выдерживаются сроки реализации продукции. Анализ пищевых рационов весеннего периода показал, что в меню завтраков и обедов зачастую отсутствуют салаты, закуски из овощей, овощные блюда, а если они и есть, то в очень малых количествах. Это можно объяснить нехваткой овощей в весенний период и низким количеством витаминов в них.

Как следует из приведенных данных, теоретическое (расчетное) содержание аскорбиновой кислоты в сырьевом наборе, используемом для приготовления блюд, составило в лицее № 8 в осенний период в среднем 44,78 мг/100 г, а с учетом влияния тепловой обработки - 27,04 мг/100 г. При экспериментальном изучении содержание витамина С в блюдах массового спроса в лицее № 8, реализуемых в осенний период, составило 15,83 мг/100 г, что ниже теоретически рассчитанного почти в два раза. Аналогичная картина наблюдалась в школьной столовой № 100 как в осенний, так и весенний периоды.

Таким образом, теоретическое и экспериментальное изучение содержания аскорбиновой кислоты в блюдах массового спроса, реализуемых в общеобразовательном лицее № 8 и школьной столовой № 100 г. Красноярска, выявило недостаточное содержание в них витамина С.

В работе Кошелевой О.В. и соавторов отмечается, что содержание витамина С в блюдах школьных обедов, согласно полученным при аналитическом исследовании данным, на 20-90 % отличалось от табличных значений. При этом выяснилось, что на содержание витамина в этих блюдах существенно влияет не только их термическая обработка, но также наличие или отсутствие транспортировки [4].

Таким образом, проведенные исследования говорят о необходимости контроля за соблюдением сроков и условий хранения плодов и овощей и, как следствие, содержанием в них витамина С на предприятиях общественного питания в зависимости от сезона. Недостаток аскорбиновой кислоты следует компенсировать с помощью обогащения пищевых продуктов этим микронутриентом, особенно для питания учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артеменко А.И., Малеванный В.А., Тикунова И.В. Справочное руководство по химии: Справ, пособие. М.: Высш. ж., 1990. 303 с.

2. Витаминизация пищи в предприятиях общественного питания /Под ред. В.В. Ефремова; НИИ торговли и общественного питания Минторга СССР. М.: Госторгиздат, 1946. 48 с.

3. Витаминизация пищевых продуктов массового потребления. М.: ПИНТИ-пшцепром, 1964. 43 с.

4. Кошелева О.В., Батурин А.К., Шатнюк JI.H. Пищевые продукты как источник витамина С в питании населения Российской Федерации //Вопросы питания. 2006. №2. С. 14-18.

5. Лобанов Ф.И. Технология производства продукции предприятий общественного питания. М.: Экономика, 1967. С. 152-155.

6. Милушкина О.Ю. Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения Российской Федерации //Здоровье населения и среда обитания. 2004. № 3. С. 1-3.

7. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР: гос. нормативный документ от 28.05.1991 г. № 5786-91.

8. Половинкина Н.И., Ефремов A.A. Определение витаминов в растительном сырье: методическое пособие /Н.И. Половинкина, A.A. Ефремов. Красноярск: Краен, гос. торг.-экон. ин-т, 1999. 94 с.

9. Скурихин И.М. Химический состав российских пищевых продуктов /В.А. Тутельян. М.: Изд-во ДеЛи пинт, 2002. 255 с.

10. Степанова E.H. Методы определения водорастворимых витаминов в пищевых продуктах //Методы оценки и контроля витаминной обеспеченности населения/Под ред. В.Б. Спиричева. М.: Наука, 1984. 173 с.

11. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микро-нутриенты в питании здорового и больного человека (справочное руководство по витаминам и минеральным веществам). М.: Колос, 2002. 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.