наибольшей степени влияющих на результативный признак. Результаты вычислений представлены в таблице 2.
Значения коэффициента корреляции Пирсона %2 между критериями личностной оценки профессиональных качеств
Таблица 2
При оценке результатов Положительные Отрицательные
следует учитывать, что Группы качества качества
корреляция является не специалиста специалиста
абсолютным, а лишь
3ГСп -0,48 ,2 0, -
относительным показателем ЗНГКс 0,44 0,71
связи, отнесенной к ЗРСп 0,26 -0,05
определенной выборке ЗРСс 0,11 0,08
испытуемых с характерным для -----------------------------------------------------
нее набором переменных. Таким образом, при интерпретации значений всегда нужно оценивать, в какой степени ее величина ограничена долей вариации переменных.
Список литературы
1. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. - М.: Инфра-М, 2002. - 367 с.
2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.
3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984. - 216 с.
УДК: 51.283.3; 51.28.62; 51.283.7.
ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Григорьева О.В.
Филиал ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса» в г. Самаре г. Самара
Питание играет существенную роль в обеспечении здоровья и долголетия человека. В связи с этим очень важным является организация правильного питания в детском возрасте. И не только потому, что в этот период идут интенсивные процессы роста и развития, но потому что и происходит формирование вкусовых приоритетов, привычек в процессе приема пищи, отношения к питанию. Именно в дошкольном учреждении становится необходимым и является возможным, формирование культуры питания, вкусовых привычек и пищевых приоритетов.
Целью нашей работы стал анализ питания детей (от 3 до 7 лет) в конкретном дошкольном учреждении МДОУ №108.
Задачи, которые были поставлены: анализ меню этого дошкольного учреждения, опрос детей с целью выяснения их вкусовых приоритетов, а также обсуждение полученных данных.
Мы взяли конкретное дошкольное учреждение МДОУ №108, в котором используется два вида 10-дневных меню;
■ меню на зимне-весенний сезон;
■ меню на летне-осенний сезон.
Сезон имеет определенное значение в организации питания детей, то при составлении меню следует учитывать, что в летне-осенний период ребенок большую часть времени проводит на свежем воздухе, много двигается. Все это сопровождается более активным течением обменных процессов, процессы роста протекают интенсивнее, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах. Поэтому организм испытывает повышенную потребность в белке - основном пластическом материале для построения клеток и тканей, а количество жиров и легко усвояемых углеводов уменьшается.
В зимне-весенний период преобладает низкая температура воздуха, что оказывает определенное влияние на организм ребенка. Прежде всего - это повышенная отдача тепла, то есть повышенные энергетические затраты организма, что влечет за собой напряженность всех видов обмена веществ. В целях компенсации увеличивающихся энергетических потерь организма необходимо в первую очередь
увеличить количество жиров и углеводов, а потом уже белковый компонент, который остается неизменно высоким, так как идут процессы роста.
С помощью опроса мы выяснили, что из 100% опрошенных детей, 80 % нравится кушать в детском дошкольном учреждении, их устраивает: обстановка, в которой они находятся; блюда, которые дают на завтрак, обед, полдник и ужин; многие дети хотели бы получать в течение дня такие продукты, как шоколад, конфеты, картофельные чипсы, жевательную резинку, в общем, тот продуктовый набор, которым их кормят родители. Многие дети категорично относятся к супам, многие не любят молочные каши, тушеную капусту. Как показал опрос (см. рис.1), большинство детей очень любят полдник. Это объясняется тем, что на полдник дают любимые не только детьми, но и взрослыми, продукты. А именно: фрукты (яблоки, бананы, апельсины), печенье, вафли, булочки с разными наполнителями (изюм, творог, сыр) кефир, фруктовые соки. Интерес вызвало то, что дети очень любят хлеб и чай с лимоном (просят добавку). Отношение к мясным продуктам тоже у всех разное, кто-то очень любит мясные или рыбные котлеты, кто-то гуляш, тефтели.
Большинство детей, по мнению работников дошкольных учреждений, плохо едят во время завтрака и обеда. Из-за занятости родителей основной пищей становятся полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления. Для детского организма потребление таких продуктов нежелательно, так как в них содержится большое количество специй и соли, а также консервантов. В домашнем меню ребенка содержится много кондитерских изделий, газированных напитков. Поэтому пища, которой кормят в дошкольных учреждениях, не привычна для ребенка.
Опрос детей на тему "Мои любимые и нелюбимые блюда в
детском саду"
35%
30%
25%
20%
завтрак обед полдник ужин
Рис.1. Констатация детьми наиболее любимого времени приема пищи
Из полученных графиков (см. рис.1) видно, что менее любимым является завтрак. Это объясняется тем, что некоторые родители, перед тем как отвести ребенка в дошкольное учреждение, кормят завтраком, перебивая тем самым аппетит. Самый высокий показатель - полдник (причина была описана выше). Средние показатели дали обед и ужин - причина в том, что в меню обеда и ужина, бывают такие блюда, которые ребенок не очень любит, а именно супы, оладьи (особенно из печени), рисовые запеканки, молочные каши.
Если подробно рассмотреть представленное меню данного дошкольного учреждения, то в нем можно найти такие блюда, которые нежелательно давать детям. Например: бефстроганов из печени, оладьи из печени. Как показал опрос детей и сотрудников, многие дети отказываются от обеда или ужина, когда в меню присутствует печень, это видно и по представленным данным (см. рис.2). Возможно, это объясняется специфическим вкусом и запахом блюд из печени. В печени может содержаться значительное количество вредных соединений, поэтому использовать ее для питания детей дошкольного возраста в большом количестве нежелательно. Но полностью исключать из рациона блюда из печени нецелесообразно, так как они содержат в достаточном количестве витамины группы В, ретиноиды и кальциферолы в легко усвояемой форме, а также ряд микроэлементов (железо, медь). Главное найти
правильный метод технологии приготовления блюд из этого продукта или заменять блюдами из мяса и рыбы, которые не уступают печени по питательной ценности.
Опрос детей на тему "Мои любимые и нелюбимые блюда в
детском саду"
25%
20%
15% 15% 15%
10%
Свекольник со Рассольник Оладья из Овощные Капуста Ленивые
сметаной печени салаты тушеная голубцы
Рис.2. Констатация детьми нелюбимого блюда на обед
В меню присутствует много блюд из капусты, с одной стороны это хорошо, так как капуста, является незаменимым источником аскорбиновой кислоты, она богата солями калия, фосфора, железа (особенно цветная и брюссельская), в ней еще присутствует много клетчатки, которая стимулирует продвижение пищи по кишечнику. Однако, блюда из капусты, например, тушеная капуста, отличаются от других блюд отсутствием ярко-выраженного вкуса и обладает грубой консистенцией. И чтобы их сделать вкусными, необходимо использовать много специй, что неблагоприятно может сказаться на детском организме, привести к формированию не всегда полезных вкусовых предпочтений. Такие блюда можно заменить тушеными овощными рагу, содержащими кроме капусты баклажаны, сладкий перец, кабачки, репчатый лук, морковь или использовать в виде витаминных салатов, которые можно будет заправлять сметаной, йогуртом или растительным маслом.
Блюда из риса, как видно из представленных графиков (см. рис.3, 4), не входят в категорию любимых блюд детей. Это объясняется тем, что в технологию приготовления этих блюд, чтобы сделать их достаточно вкусными, должно входить большое количество жира и специй, что для ребенка считается вредным, поэтому блюда из риса готовят с ограниченным количеством жира. Из-за этого они проигрывают во вкусовых качествах и дети их не очень охотно едят. Можно
рекомендовать использовать рис для других блюд, например тефтелей, рисовых запеканок с мясом или рыбой, молочных каш. А при приготовлении фруктового плова для улучшения вкуса в качестве соуса использовать сметану или йогурт.
Опрос детей на тему "Мои любимые и нелюбимые блюда в
детском саду"
30%
20% 20%
15% 15%
Борщ со сметаной Картофельная запеканка Бефстроганов из Тефтели рыбные Салаты овощные
со сметаной отварной говядины
Рис.3. Констатация детьми наиболее любимого блюда на обед
Опрос детей на тему "Мои любимые и нелюбимые блюда
в детском саду"
30%
25%
20%
15%
10%
Хлеб с маслом Суп молочный Сырники со Плов фруктовый Салат
вермишелевый сметаной и витаминный
сахаром
Рис.4. Констатация детьми наиболее любимого блюда на завтрак
Блюда из картофеля и моркови, как показал опрос, входят в категорию любимых блюд (см. рис.3, 4, 5), а также эти блюда представлены в категории «нелюбимых блюд» (см. рис.2, 6). Да и вообще, видно, что дети больше любят блюда из овощей. Поэтому заменять или исключать такие блюда не рекомендуется. Из представленных рисунков видно (см. рис.3, 4, 5), что дети выбирают продукты, которые прошли специальную термическую и механическую обработку, а именно картофель в отварном и протертом виде. Морковь применяется в различных салатах в
натуральном и вареном виде, но употребление её в больших количествах нежелательно. Необходимо учитывать, что каротиноиды имеют свойство
накапливаться в организме и вызывать различные реакции даже по типу токсических или аллергических, если они поступают в значительных количествах. Чтобы разнообразить меню, можно предложить различные блюда из овощей, которые будут заправляться соусами из сметаны или йогурта.
Опрос детей на тему "Мои любимые и нелюбимые блюда в детском саду”
35%
30%
15%
10% 10%
Суп Картофель Блюда из Чай с лимоном Блюда из рыбы
вермишелевый отварной в моркови
молоке
Рис.5. Констатация детьми наиболее любимого блюда на ужин
Опрос детей на тему "Мои любимые и нелюбимые блюда в детском саду"
35%
20%
15% 15% 15%
Каши молочные Рыба жаренная Морковная Котлеты Картофельная
запеканка морковные котлета со
сметанным
соусом
Рис.6. Констатация детьми нелюбимого блюда на ужин
Хорошо, что в категорию «любимых блюд» (см. рис.3, 5) входят блюда из рыбы. Но и в категории «нелюбимых блюд» (см. рис.6, 7), они также присутствуют. Видимо, все зависит от технологии приготовления рыбы и от пристрастий детей: кому-то нравится жареная рыба, кому-то в виде рыбного фарша с рисом (тефтели
рыбные). Желательно в рацион включать продукты моря, потому что они обладают достаточно высокой пищевой ценностью, богаты хорошо усваиваемым животным белком при относительно невысоком содержании жира, а также минеральными веществами - кальцием, калием, магнием, фосфором, железом. Особой биологической ценностью обладает морская капуста, в 100 г которой содержится 970 мг калия, 170 мг магния, 16 мг железа, йод. Поэтому морскую капусту необходимо включать в рацион ребенка, если не в рацион дошкольных учреждений, то в домашний рацион обязательно. Можно порекомендовать добавление морской капусты в овощные салаты (витаминный салат с морской капустой). Чтобы компенсировать дефицит
и /■'' и и и /
йода, вместо обычной поваренной соли использовать йодированную соль (для супов и вторых блюд). Изредка, можно давать деликатесные сорта рыб, икру, селедку с разнообразными овощными гарнирами. Необходимо помнить, что эти продукты содержат большое количество соли, которая может вызвать раздражение слизистой желудочно-кишечного тракта, а также нарушить формирование вкусовых приоритетов.
Опрос детей на тему "Мои любимые и нелюбимые блюда в детском саду"
35%
20% 20%
15%
10%
Плов фруктовый Биточки рыбные из минтая Каша молочная гречневая Омлет с зеленым горошком Рыбное суфле
Рис.7. Констатация детьми нелюбимого блюда на завтрак
Хлеб и кондитерские изделия также входят в категорию любимых блюд (см. рис. 4, 8). Эти продукты являются высококалорийными, содержат большое количество необходимых человеку пищевых веществ. В детском питании хлеб и кондитерские изделия рекомендуют использовать в ограниченном количестве. В качестве лакомств для детей дошкольного возраста лучше всего использовать
пастилу, мармелад, повидло, джем, варенье, так как в них, кроме сахаров, содержатся и другие более полезные компоненты: витамины и минеральные соединения, пектиновые вещества.
Опрос детей на тему "Мои любимые и нелюбимые блюда в
детском саду"
35%
30%
15%
10% 10%
Фрукты Печенье, вафли Ватрушка с творогом, сочники Фруктовые соки Молоко, кефир
Рис.8. Констатация детьми наиболее любимого блюда на полдник
Из графиков видно (см. рис. 4, 7) что дети очень любят молочную продукцию, а именно молоко, кефир. Иногда в меню вводят питьевые йогурты, запеканки на основе творога, творог со сметаной, которые детям также нравятся. И это очень хорошо, так как белки молока полноценные; жиры легко усваиваются и содержат особенно незаменимые жирные кислоты и другие, биологически активные соединения (фосфатиды, холин). Лактоза, которая по сравнению с сахарозой медленнее расщепляется и всасывается, дольше находится в кишечнике, служит хорошей средой для развития благоприятной микрофлоры, препятствующей росту гнилостных болезнетворных микроорганизмов.
Кисломолочные продукты легко перевариваются и усваиваются организмом ребенка. Это обусловлено тем, что в процессе кисломолочного брожения белки денатурируют, что облегчает в дальнейшем их переваривание ферментами желудочно-кишечного тракта.
Характерной особенностью выбора детей является то, что блюда, которые они выбирали, приготавливаются в протертом или измельченном виде, а именно различные запеканки, тефтели, котлеты, салаты. Возможно, это объясняется
несовершенством зубной системы. Кроме того, измельчение пищи позволяет более быстро получить вкусовые ощущения, чем пища твердой консистенции, которую для этого необходимо длительно пережевывать. На основании этого в рацион необходимо вводить блюда, в технологию приготовления которых, входят различные виды измельчения продуктов. Например, можно предложить суп с мясными или рыбными фрикадельками, супы-пюре, в том числе печеночный, который хорошо сочетается с фасолью, бобовыми, овощами; различные тефтели, котлеты (овощные, мясные).
На основании нашего анализа, мы составили свое меню с учетом всех рекомендаций и с соблюдением норм физиологической потребности в пищевых веществах и энергии.
Список литературы
1. Биохимия человека: Мари Р., Гренни Д., Мейес П., Родуэлл В. Издательство «МИР», Москва 1993 г.
2. Биохимия продуктов питания. Ч. II: Учеб. пособие / Тошева А.Д., Иванникова Т.В., Соболевская Т.М., Полякова Н.В., Рущиц А.А. ГОУВПО «МГУС». - 2006 г. - 122 с.
3. Бренц М.Я. Жиры и их использование в питании. М., «Пищевая
промышленность», 1983 г. - 64с.
4. Васильева Н.В. Рецепты детского питания от 4 до 7 лет, 2004 г.
5. Дерюгина М.П. Детское питание - Минск, 1995 г.
6. Дружинина Л.В., Ладого Л.В. Энциклопедия «Азбука питания. Здоровье ребенка». - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006 г. - 432 с.
7. Ершова А.Н., Соснина З.Н., Мезенова Э.А., Тарасова Н.А. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания» М., Экономика 1981 г.
8. Известия высших учебных заведений «Пищевая технология» издатель Кубанский государственный технологический университет. Краснодар 2006 г.
9. Кнорре Д.Г., Мызина С.Д. Биологическая химия: Учеб. для хим., биол., и мед. спец. вузов - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк. 2002. - 479 с.: ил.
10. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей: Учеб. пособие для работников образовательных учреждений / Коровка Л. С, Добросердова И.И. и др. Уральский региональный центр питания, 2000 г. -112 с.
11. Руководство для врачей дошкольного учреждения ясли - сад / под редакцией доктора медицинских наук Гольдфельд А.Я. и члена - корреспондента АМН СССР Щелованова Н.М. - Государственное издательство медицинской литературы. - Москва 1980 г. - 352с.
12. Руководство по питанию / Под ред. Тутельяна В. А, Коня И.Я. - М.: Медицинское информационное агентство, 2004 г. - 662с.: табл.
13. Фурс И.Н. Технология производства продукции общественного питания: Учеб. пособие. - Мн.: Новое знание, 2002 г. - 799с.: ил.
14. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Питание детей от года до 7 лет//шшш.ёепвк1у8а(1т/§1§1епа/219.Ь1;ш1
УДК 364622
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Леванова Е.И.
Московский городской филиал ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»
г. Москва
Большинство людей в настоящее время переживает растерянность, страх, затруднение в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни. Многие испытывают чувство безысходности, вызванное нестабильностью, незащищенностью и неуверенностью в завтрашнем дне.
Даже в окружении множества людей, человек часто чувствует себя одиноким и испытывает эмоциональное страдание. Межличностное общение зачастую настолько поверхностно и неграмотно, что некоторым людям становится тяжело найти друзей и