Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ П0ДРОСТКОВ-МЕХАНИЗАТ0Р0В В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ КУЛЬТИВАЦИИ ХЛОПЧАТНИКА'

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ П0ДРОСТКОВ-МЕХАНИЗАТ0Р0В В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ КУЛЬТИВАЦИИ ХЛОПЧАТНИКА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ П0ДРОСТКОВ-МЕХАНИЗАТ0Р0В В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ КУЛЬТИВАЦИИ ХЛОПЧАТНИКА»

нем (5,23±0,68)-102, психрофильных — от 2,8-10* до 52-Ю3, в среднем (5,92±1,31)-103. Прн изучении микробной обсемененности ракообразных по месяцам промысла (февраль, март, апрель) выявлено определенное различие в численности мезофильных и психрофильных микроорганизмов в зависимости от периода года. Так, количество первых с похолоданием воды постепенно уменьшалось, по сравнению с февралем численность мезофилов снизилась в марте в 1,6 раза, в апреле — в 2,6 раза (Р<0,05). Несколько иная картина наблюдалась в обсеменении ракообразных психрофильной (автохтонной) микрофлорой-При проведении исследований в марте отмечено некоторое увеличение их численности (в 1,2 раза; Я>0,05) по сравнению с февралем. В марте в ракообразных психрофи-лов содержалось от 0,28-103 до 52-103, в среднем (7,13± ±5,29)-103 в 1 г, что, по-видимому, было связано с наиболее оптимальными условиями питания и жизнедеятельности для их развития в этот период. В апреле, с похолоданием воды и снижением активного развития фитоплак-тона, выявлено уменьшение их численности по сравнению с февралем и мартом соответственно в 1,2 и 1,5 раза (Р> <0,05.. В этом месяце из 1 г ракообразных выделено психрофилов от 6-Ю2 до 6,3-103, в среднем (4,65±0,73)Х Х10*.

ж Сравнивая количественное соотношение мезофильной ^ и психрофильной микрофлоры, обнаруженной в выловленных ракообразных по месяцам промысла, установлено значительное различие в их численности. Так, если прн температуре морской воды 2 °С в феврале их обсеменен-ность психрофильными была выше, чем мезофильными микроорганизмами в 8 раз (Р<0,05), то после снижения температуры воды в апреле до —1°—1,5 °С эта разница еще более увеличилась (в 17,1 раза; Р<0,05).

В ходе данной работы определяли возможное загрязнение ракообразных в районах их промысла санитарно-показательной и условно-патогенной микрофлорой (см. таблицу). На основании полученных результатов установлено, что как в феврале, так и в марте в отобранных пробах ракообразных присутствовали практически на одинаковом уровне индикаторные микроорганизмы одних и тех же групп. Так. БГКП были обнаружены соответственно в 36,3 и 33,3%, протеи — в 90,9 и 33,3%, мезофильные клостридин — в 55,5 и 60% проб. Кроме того, в выловленных в феврале ракообразных присутствовали плазмокоагулирующие стафилококки (в 18,18% проб), в марте же они не были обнаружены. В то же время марте, кроме указанных мнкриорганизмов, выявлено ^присутствие спорообразующих мезофильных аэробных бактерий (в 50% проб). С понижением температуры воды

до —1—1,5 °С в апреле в теле ракообразных присутствовали только бактерии из рода протея (в 22,2% проб), а также спорообразующие мезофильные аэробные (в 20% проб) и анаэробные (в 22,2% проб) бактерии, которые, по-видимому, являлись наиболее устойчивыми к создавшимся в это втемя условиям окружающей морской среды. Поэтому обнаружение их в морской воде и ракообразных в холодный период года в промысловых районах следует рассматривать как основной показатель санитарного состояния водоема. Кроме того, необходимо учитывать эти микроорганизмы при оценке качества вылавливаемого сырья, особенно при производстве из мяса ракообразных пищевой продукции.

Выводы. 1. Ракообразные, выловленные в холодных водах южной части Атлантического океана, незначительно загрязнены микрофлорой. Обсеменение их мезофильными микроорганизмами составляет в среднем (5,2±0,7)-102 мнкр. кл./г, психрофильными —в среднем (5,92±1,31)-103 мнкр. кл./г.

2. Выявлена зависимость между обсеменением ракообразных аллохтонной микрофлорой и температурой морской воды. По сравнению с более теплым февралем с понижением температуры воды до —1—1,5°С в апреле обсемененность ракообразных мезофильными микроорганизмами уменьшается в 2,6 раза.

3. Наиболее устойчивым к действию низких температур из выделенных санитарно-значимых микроорганизмов являются протей и спорообразующие мезофильные аэробные и анаэробные бактерии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисочкина Л. И. Гигиенические аспекты производства рыбной продукции. (ЦНИИТЭИРХ. Обзорная ин-форм., серия «Обработка рыбы в морепродуктов», вып. 4). М., 1977.

2. Гигиена продуктов из рыбы, моллюсков и ракообразных. М., 1975.

3. Инструкция о порядке расследования, учета и проведения лабораторных исследований в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы при пищевых отравлениях. М., 1975.

4. Крючкова М. И., Лагунова Л. Л. — Рыбное хоз-во, 1965, № 5, с. 58—59.

5. Школьникова С. С. Психпрофнльная микрофлора рыбы и беспозвоночных. (ЦНИИТЭИРХ. Обзорная ннформ., серия 3. «Обработка рыбы и морепродуктов», вып. 2) М., 1974.

Поступила 20.01.84

УДК в 13.6:633.51 11:613.95в

К■ М. Мамедов, М. Т. Турдиев

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ПОДРОСТКОВ-МЕХАНИЗАТОРОВ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ КУЛЬТИВАЦИИ ХЛОПЧАТНИКА

Ферганский педагогический институт им. Улугбека

Проблемы подготовки механизаторов всегда находятся в ценре внимания партии и государства. В связи с этим по программе производственного обучения подростки-механизаторы на различных сельскохозяйственных машинах только по хлопководству должны освоить свыше 60 различных технологических операций в период посева, возделывания и уборки урожая. Более половины операций выполняется в период культивации хлопчатника (в течение 3—4 мес) под воздействием высокой температуры воздуха на открытом бескабинном тракторе Т-28. Во время культивации выполняется очень тонкая работа. От механизаторов требуется внимание. Малейшее отклонение от курса, запоздалое управление рычагами приводят к повреждению хлопчатника. При этом особое

место отводится первичной культивации. По времени она совпадает с периодом интенсивного подъема температуры воздуха, что представляет определенные трудности для подростков-механизаторов. В конце весенней штатной производственной практики подросткам после напряженной работы, связанной с подготовкой и посезом хлопчатника, приходится приспосабливаться к новым непривычным метеорологическим и производственным условиям, выполнять новые технологические операции на открытом бескабинном тракторе, под действием высокой температуры воздуха.

Нами проведено исследование условий труда, водного и весового баланса, гемодинамики, потоотделения, кожной температуры, обмена витамина С, электролитов, на*-

3 Гигиена и санитария № 12

— 65 —

рня и калия, иммунобиологической реактивности организма подростков-механизаторов в период культивации хлопчатника с установлением жарких дней. Объектами изучения были сельские профессионально-технические училища № 31 Ахунбабаевского района и ЛЪ 58 Ташлакско-го района Ферганской области.

Условия труда и физиологические реакции изучали у 10 учащихся, которые работали по нами предложенному режиму труда и отдыха, предусматривающему 7-ча — сопой рабочий день (не более 5 ч управления трактором) и 15—20-минутный перерыв через каждые 40—45 мин работы на тракторе при назначении на 2 трактора 3 практикантов (1 дожен быть подменщиком во время перерыва).

Метеорологические условия изучали как на объекте работы, так и в рабочей зоне механизаторов в процессе культивации хлопчатника.

После 3 ч работы температура как на открытых площадках, так и в рабочей зоне колебалась в значительных пределах — от 17,3 до 33,8 °С и от 20,2 до 36,8 °С. Температурные перепади на открытой площадке варьировали от 6,1 до 12,4 °С. В конце рабочего дня отмечалось незначительное снижение температуры воздуха н рабочей зоны подростков-механизаторов. Такое сочетание параметров микроклимата в рабочей зоне затрудняет теплоотдачу у подростков. Потоотделение у них по сравнению с дорабочнм периодом усилилось более чем в 3 раза. Потери с потом за рабочую смену более I л, что является следствием неблагоприятного влияния производственного микроклимата рабочей зоны. Дополнительное подтверждение этого — повышение кожной температуры во всех исследованных точках. Средневзвешенная температура тела повысилась до 32,2 °С и удерживалась на этом уровне до конца рабочего дня. Температурный градиент снизился с 2,1 до 1 °С и показал определенное накопление тепла в организме в конце рабочего дня. Тепловое состояние подростков-механизаторов было выше предела физиологической нормы (33,5 °С). Такая тепловая нагрузка на организм оказывала определенное влияние на кровообращение. После 3 ч работы по сравнению с дорабочим периодом пульс участился на 16 в минуту, несколько увеличилось артериальное давление. Такие же гемодина-мическне сдвиги отмечались и во второй половине дня. К концу смены несколько повысилось максимальное артериальное давление и минимальное артериальное давление. Однако постоянство частоты пульса и минутного объема крови, зарегистрированное периферическое сопротивление свидетельствуют о сохранении компенсаторных возможностей сердечно-сосудистой системы в конце рабочей смены подростков. Удлинение скрытого периода зрительно-моторной реакции в конце работы на 11,1 мл по сравнению с дорабочнм периодом свидетельствует о некотором торможении ЦНС подростков-механизаторов в конце смены. Относительное сохранение компенсаторных возможностей ЦНС в конце рабочего дня мы связываем с рациональным использованием предложенного нами режима труда и отдыха, благоприятным влиянием на функциональное состояние н соответствие его физиологическим возможностям подростков. Мы предлагаем режим работы с предоставлением 15—20-минутного перерыва через каждые 40—45 мин работы подростков-механизаторов на тракторе, что в достаточной степени способствует восстановлению физиологических функций организма и уменьшению тепловой и физической нагрузки, снимает напряжение нервной системы и повышает устойчивость организма подростков-механизаторов.

Следует отметить, что в условиях Средней Азнн человек получает радиационного излучения в 2—2,5 раза больше, чём работающий в Европейской части СССР. Сельские механизаторы более 60% рабочего времени проводят под воздействием солнечного и конвенционного тепла. Так, по нашим данным, в период культивации подростки-механизаторы постоянно работали при температуре выше 30 °С. Исследование обмена электролитов натрия и калия показало, что концентрация их как в

крови, так и в моче в дорабочем периоде была невысокой, через 3 ч работы на тракторе концентрация натрия в моче увеличилась на 4,9%, в крови — на 3,7%, что свидетельствовало об относительной стабильности концентрации этих электролитов в организме подростков в конце первой половины рабочего дня.

В конце рабочей смены показатели значительно снижались: концентрация натрия в моче уменьшилась до 36,7%, в крови — до 16,6% по сравнению с дорабочим периодом. Мы связываем это снижение с приемом большого количества жидкости и выделением ее из организма во второй половине рабочего дня, а также усилением влагопотери. По данным Т. Ишнаэарова (1975), потребление жидкости весной по сравнению с зимой возрастает с 46,2 до 238,1%

Концентрация калия в крови через 3 ч работы по сравнению с доргбочим периодом увеличилась на 4,4%, в моче—до 36,7%, а в конце работы по сравнению с дообеденными показателями в моче снизилась до 18,5%, а в крови приблизилась к первоначальному уровню. Эти данные указывают на тесную связь концентрации калня в крови и особенно в моче с температурой наружного воздуха. Повышение температуры воздуха в середине дня вызывало повышение концентрации электролитов калия, и снижение концентрации сопровождалось .А уменьшением солнечной радиации и некоторым охлаждением двигателя и рабочего места механизаторов в вечерние часы работы. Это дает основание предполагать, что с наступлением жарких дней умеренное повышение температуры воздуха и рабочего места механизаторов вызывает в недостаточно адаптированном организме подростка усиление влагопотери, потребление большого количества жидкости и одновременно усиление выделения электролитов, витаминов, в связи с чем создаются условия для возникновения дефицита их в подростковом организме в период культивации хлопчатника поздней весной, что требует применения профилактических мер.

С наступлением жарких дней мы устанавливали для обследуемых подростков-механизаторов питьевой режим — потребление витаминизированного зеленого чая. Для изучения эффективности проведенных мероприятий у 20 подростков механизаторов 5 раз в течение рабочей смены определяли содержание витамина С в моче. В динамике рабочего дня концентрация витамина С колебалась от 0,91 до 0,80%, что соответствует установленным нормам (от 1—0,7%); это свидетельствовало о положительном действии осуществленных мероприятии. Пов-«^ торно проведенные исследования естественного иммунитета подростков в конце весны и штатной производственной практики в период культивации хлопчатника показало сохранение процента фагоцитоза на прежнем уровне, как и в начале весны. Поглотительная функция имела тенденцию к некоторому повышению по сравнению с показателями до начала производственной практики. Бактериоцндность плазмы достоверно (Я<0,001) уменьшилась, что отражало некоторое ослабление защитной реакции организма подростков-механизаторов и могло указать на напряжение адаптационно-приспособительных механизмов при воздействии высокой температуры воздуха и комплекса производственных вредностей.

Таким образом, исследования условий труда, физиологической реакции, обмена электролитов, витаминов, защитных сил подростков, осуществляющих культивацию хлопчатника, показали наличие дискомфортного микроклимата на объекте работы и в рабочей зоне механизаторов: высокой температуры воздуха (выше 30 °С) и запыленности (до 120 мг/м'), низко-, среднечастотный шум до 80 дБ и эргономическое несоответствие системы управления и сидения трактора Т-28 росту подростков. Выявлено заметное напряжение аппарата терморегуляции, сердечно-сосудистой системы и ЦНС. Все эти изменения колебались в пределах физиологической нормы н были адекватны. В результате изучения иммунобиологической реактивности выявлено незначительное угнете-, нне фагоцитарной активности лейкоцитов по сравнении^ с зимним периодом, до начала весенней практики, что

_ вв —

свидетельствовало об относительной сохранности защитах сил подростков-механизаторов. Все перечисленные данные подтверждали положительное влияние предложенных нами режима труда и отдыха, гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости к отрицательным воздействиям метеорологических и производственных факторов. Данный вариант режима труда и отдыха будет способствовать нормализации тепловых физических нагрузок на организм.

Для уменьшения дефицита электролитов н витамина С

в организме подростка целесообразно использовать предложенный питьевой режим (айран, витаминизированный зеленый чай). Для повышения иммунобиологической / реактивности необходимы рациональная организация работы на поле, повышение калорийности пиши (4000 ккал/сут), потребление продуктов питания животного происхождения. Следует проводить перерыв в специально приспособленных тенистых местах. Во время перерыва трактор также должен находиться в тени.

Поступила 09.01.84

УДК 613.955-07

М. И. Степанова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДНОСТИ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Гигиеническим критерием оценки урока должна служить утомительность школьных занятий, которая представляет собой «физиологическую стоимость», своеобразное отражение воздействия урока в организме ученика 12). Степень утомительного воздействия урока зависит Гя- множества учебных факторов, как объективных, так и субъективных. Предыдущие исследования гигиенистов в этом направлении были посвящены в основном изучению и регламентированию длительности учебных занятий и отдельных их элементов и в гораздо меньшей степени касались оценки их трудности. Однако без гигиенической характеристики самой учебной нагрузки невозможно эффективно решить проблему нормирования учебных занятий, устранить перегрузку школьников, что рекомендовалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС и в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о реформе общеобразовательной школы.

В данной работе предпринята попытка оценить влияние уроков различной трудности на формирование утомления у младших школьников. Учащиеся 3-го класса находились под наблюдением непосредственно на уроках русского языка и математики на протяжении всего учебного года. Для исключения влияния утомления, связанного с предшествующими уроками, исследования выполняли в период оптимальной работоспособности учащихся (1—2-й урок первой смены). По этим же сооб-\ уажениям в субботу исследования не проводились. Вы-ЧбЗр учебных дисциплин связан с тем, что русский язык и математика являются основными предметами в начальной школе и, как известно из практики, наиболее трудны для учащихся. На изучение этих предметов в начальной школе отводится почти половина учебного времени.

Для решения поставленной задачи определяли как трудность учебных занятий, так и степень утомления учащихся.

Утомление определяли на основании динамики работоспособности учащихся, которую изучали с помощью корректурных проб по методике, принятой в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР 1. Функциональное состояние ЦНС оценивали с помощью хроно-рефлексометрни. Степень подготовленности школьников устанавливали педагогическим тестированием.

Для характеристики учебной нагрузки с целью последующего определения трудности урока подробно регистрировали выполняемые учащимися задания, а также характер нх выполнения. При определении связи трудности и утомительности исходили из предположения, что все учебные задания, предлагаемые на уроке, обязательно выполнялись всеми учащимися. Это позволило считать

1 Методика описана в книге «Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе» (под. ред. Г. Н. Сердюковской и С. М. Громбаха). М., 1974, с. 142—150.

трудность урока одинаковой для всех учащихся. По мнению С. М. Громбаха [II, трудность урока —его объективное свойство, зависящее в основном от объема, сложности и новизны учебного материала, поэтому она едина для всех учащихся данного возраста и действует одно-направленно, но не в равной степени, поскольку единое утомляющее действие наслаивается на индивидуальные свойства каждого ученика

Трудность учебной информации на уроке определяли по формуле, предложенной С. Л. Мендлиной |3] для оценки трудности домашней учебной работы школьников, которая была конкретизирована для целей исследования. Возможность использования этого меюдического подхода объясняется тем, что единицами учебной работы учащихся и в школе, н дома являются отдельные учебные задания, трудность которых и устанавливали с помощью предлагаемых формул.

Общая формула для определения трудности учебного задания:

где № — трудность г задания (в усл. ед.); V — объем задания; С — сложность задания.

Трудность урока — это суммарная трудность всех учебных заданий, выполняемых учащимися на уроке.

Объем учебного задания (К) определяется количеством входящих в него учебных элементов (УЭ) и учебных действий (УД), необходимых для его выполнения. УЭ представляют собой основную структурно-смысловую единицу содержания учебного предмета. В качестве такой смысловой единицы в заданиях по русскому языку было выбрано одно предложение. Анализ текстового материала учебника показал, что наиболее характерно для начальной школы предложение из 5 слсв, поэтому такая фраза и была выбрана как УЭ. В математических заданиях по программе начальной школы .УЭ— элементарная математическая операция (сложение, вычитание и др.) с двумя числами. Под УД понимаются различные виды работ над учебным материалом (чтение, письмо, решение задач к примеров и др.).

Объем учебного задания, состоящего из УЭ, вычисляется по формуле:

1/=УД,+ УД!+УД3+ ... +УД„,

где УД!, УД. и т. д. — количество УД, которые необходимо произвести с каждым УЭ задания. В тех случаях, когда все УЭ задания требуют осуществления одинакового количества аналогичных действий, эта формула приобретает следующий вид:

V- УЭ„ • УД,

8 С. Л. Мендлина называет этот показатель «трудоемкость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.