Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА ПО ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МОЛОКА'

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА ПО ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МОЛОКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА ПО ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МОЛОКА»

УДК 371.71:[637.11:377

В. А. Бузунов, А. И. Ратушная, А. А1. Нагорная

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ОПЕРАТОРА ПО ПЕРВИЧНОИ ОБРАБОТКЕ МОЛОКА

Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

С целью изучения влияния условий и режима обучения на состояние организма девушек — учащихся технического училища, осваивающих профессию оператора по первичной обработке молока, нами проведены исследования у 32 девушек в возрасте 17—18 лет, поступивших в училище после окончания средней школы.

Исследования проводились по унифицированной программе, предложенной институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР, которая включает характеристику санитарно-гигиенических условий обучения в техническом училище, изучение функционального состояния организма учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности, при этом использовали основной комплекс унифицированных методов, корректурную пробу, стандартную функциональную пробу сердечно-сосудистой системы (Мартине) с физической нагрузкой, определение выносливости к статическому усилию.

Как известно, обучение в технических училищах осуществляется в течение одного года и предусматривает изучение специальных дисциплин и освоение необходимых производственных навыков. На весь период обучения отводится 1811 ч, в том числе на теоретические занятия 1037 ч, на практические — 198 ч, на производственную практику — 576 ч. Подростки, осваивающие профессию оператора по первичной обработке молока, изучают молочное дело, машины и оборудование, организацию и технологию, политэкономию, основы этики, чтение чертежей, основы советского права, основы экономики. Проводятся занятия по физическому воспитанию. Теоретические знания учащихся подкрепляются практическими занятиями.

Теоретические и практические занятия проводятся в учебных кабинетах и лабораториях, гигиенические условия в которых соответствуют СНИПу (СН—2149380. М., 1980). Производственную практику учащиеся проходят на маслозаводе, в химической лаборатории и маслоцехе. Химическая лаборатория размещена в приспособленном для этого помещении. Площадь рабочей комнаты 20 м2. Рабочее место оборудовано необходимыми приборами. Вентиляция помещения естественная, температура воздуха в лаборатории 20—25°С, влажность 65%. Во время работы операторам приходится почти постоянно находиться в контакте с парами серной кислоты, нзоамилового спирта, фенолфталеина, фосфата натрия, розоловой кислотой, щелочью. Вытяжной шкаф отсутствует. Работают подростки без перчаток и защитных очков. В маслоцехе температура воздуха 27—32 "С, влажность 72 %. Уровни шума и вибрации в пределах допустимых. Опасность производственного травматизма исключена.

Изучение функционального состояния организма девушек, осваивающих профессию оператора по первичной обработке молока, и их работоспособности проводили в течение учебного дня и недели, в начале и конце обучения (в сентябре 1980 г.. в апреле и июле 1981 г.).

Наблюдения, проведенные в течение недели в начале учебного года, показали, что наиболее низкий уровень работоспособности обследуемых отмечался в среду, которая, как известно, считается днем высокой работоспособности. Это, по всей вероятности, может служить косвенным показателем утомления, наступившего в середине недели. Однако в литературе имеются данные, что относительно низкий уровень работоспособности у школьников старших классов отмечается в понедельник и пятницу, а у детей младшего школьного возраста — еще и в среду (Е. К. Глушкова и соавт.) В остальные дни уровень работо-

способности у учащихся существенно не менялся, лишь в субботу после уроков отмечалось его повышение (/=2,38), что связано с эмоциональным фактором «конечного порыва» (Е. П. Стромская). Со стороны других изучаемых показателей функционального состояния организма существенных изменений не выявленр в динамике как учебного дня, так и недели. Результаты функциональной пробы с физической нагрузкой свидетельствовали о хорошей компенсаторной способности сердечно-сосудистой системы. Реакция пульса и артериального давления на нагрузку находилась в пределах нормы, мышечная сила и выносливость незначительно изменялись в сторону как уменьшения, так и увеличения. **

Изменения в состоянии сердечно-сосудистой системы, мышечной силы и выносливости находились в пределах физиологических колебаний. Таким образом, в результате исследований, проведенных в течение учебного года и недели как^в начале, так и конце обучения, не обнаружено существенных сдвигов в состоянии изучаемых систем организма учащихся, осваивающих профессию оператора по первичной обработке молока.

В период производственной практики некоторые подростки использовались в качестве подсобных рабочих, в частности в маслоцехе; другие выполняли функции оператора по первичной обработке молока непосредственно в химической лаборатории. Для оценки производственной нагрузки учащихся во время работы мы проводили хронометраж рабочего дня, пульсометрию, а также применяли основной комплекс методов исследования, использованных в течение учебного года. В результате установлено, что изучаемые показатели не претерпевали существенных изменений в течение рабочего дня. Вместе с тем анализ дан- ф ных хронометражных наблюдений позволил выявить существенные недостатки в организации производственной практики.

Плотность рабочего дня составляла 85—90 % (б'/г—7 ч). У лиц, работающих в маслоцехе, предусмотрен регламентированный перерыв продолжительностью 1 ч (12.5%). Однако не всегда практикантам предоставлена возможность использовать его, иногда перерыв используют частично. Самопроизвольные перерывы составляли 5—10 мин (2,5-3 %).

В маслоцехе девушки используются на подсобных работах: клеят ящики для масла, занимаются уборкой помещения и чисткой оборудования, используются на погрузке ящиков с маслом на машины (за I ч грузят до 50 ящиков массой 30 кг каждый).

В химической лаборатории в ряде случаев рабочий день учащихся составлял 9 ч. Режим работы в данной лаборатории в значительной мере определяется временем подвоза молока, которое в свою очередь зависит от времени доения коров (утренняя, дневная и вечерняя дойка). Кроме того, для операторов не предусмотрен регламентированный обеденный перерыв. В основном операторы отдыхают в то время, когда нет подвоза молока, что в среднем за смену составляет 20—40 мин. ,

Работа оператора состоит из нескольких этапов: опера- ^ тор отбирает пробу молока для анализа непосредственно на машине, производит определение чистоты и физико-химических свойств молока, дает разрешение на его сдачу, выписывает накладные, готовит реактивы, моет посуду. В среднем за 1 ч оператор производит анализы около 40 проб молока.

Индивидуальный анализ польсограмм позволил уста-

повить, что среднесменная частота пульса у девушек, работающих в .химической лаборатории, составляла 96 в минуту и более. По существующей классификации для взрослых такая частота пульса характерна для лнц, занимающихся тяжелым физическим трудом. У работающих в маслоцехе средняя частота сердечных сокращений за смену находилась в пределах 88—96 в минуту, что соответствует труду средней тяжести. Максимальное учащение пульса у операторов отмечено в периоды доставки молока (9—10. 12—14 и 16—17 ч).

Анализ анкеты субъективных признаков утомления показал, что все учащиеся, независимо от места прохождения практики (маслоцех, химическая лаборатория), оценивали выполняемую ими работу как тяжелую, отмечали значительное утомление после нее. Изложенное выше дает основание оценить рабочую нагрузку во время производственной практики как тяжелую. При существующем режиме труда у девушек может развиться переутомление, которое при систематическом повторении приведет к хроническому. Последнее, как известно, способствует возникновению различных невротических состояний, понижению резистентности организма и значительно снижает работоспособность.

Организаторам учебно-производственной практики необходимо рассмотреть вопрос о рационализации существующего режима труда и отдыха подростков, осваивающих профессию оператора по первичной обработке молока. При этом важнейшее значение имеет правильное чередование труда и отдыха. Как известно, при тяжелом труде частые короткие паузы оказывают более благоприятное влияние, чем длинные, но редкие (Müller). С нашей точки зрения, введение регламентированных перерывов продолжительностью 10 мин после каждого часа работы, а также часового обеденного перерыва (для проходящих практику в химической лаборатории) позволит предотвратить переутомление.

Следует отметить, что все девушки успешно овладели профессией оператора по первичной обработке молока. Средний балл успеваемости в одной группе составлял 4,4, в другой — 4,9 балла.

Результаты изучения состояния здоровья по данным первичного осмотра свидетельствуют, что у 32 % учащихся до поступления отмечены перенесенные детские инфекции, у 19,3 % — болезни органов дыхания, у 9,3 % — ревматизм. Физическое развитие у 96,6 % девушек было нормальное, с полным соответствием полового развития возрасту. Наступление менархе у девушек отмечено в основном в 13—14 лет (71,9%), в более старшем возрасте —

в 15—17 лет — у 28,1 %. У учащихся выявлены многочисленные жалобы на состояние здоровья, преимущественно на головную боль (32%), склонность к простудным заболеваниям, частый насморк, ангину (19,3 %), боли в суставах (19,3%), в области сердца и усиленное сердцебиение (16,1 %). Большинство жалоб основывается на объективных данных. Так, у 19,3 % подростков отмечен систолический шум в верхушке сердца, у 30 % — тахикардия, у 9,3 — гипотония, у 9,3% девушек обнаружен хронический тонзиллит, у 6,4 % — вегетососудистая листания, у 12,5 % —ревматизм. Выявлена миопия слабой степени у 22,5 %, средней степени — у 9,3 % обследованных. По данным осмотра, 48,3 % учащихся относятся к I группе здоровья, 31,9 % — ко II и 19,3 % — к III группе здоровья. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности составила на 100 учащихся 43,7 случаев и 181,2 дня. В основном это были заболевания органов дыхания и болезни кожи н подкожной жировой клетчатки, что. по-видимому, в определенной мере связано с недостаточным соблюдением учащимися правил личной гигиены.

Выводы. 1. Условия и режим обучения в техническом училище девушек, осваивающих профессию оператора по первичной обработке молока, не оказывают существенного влияния на функциональное состояние организма учащихся.

2. Выявлены недостатки в организации производственной практики учащихся: в ряде случаев продолжительность рабочего дня составляла больше 8 ч, не предусмотрен регламентированный обеденный перерыв в химической лаборатории.

3. Выявленные изменения частоты сердечных сокращений позволяют классифицировать труд девушек, выполняющих подсобные работы в маслоцехе, как среднетяже-лый, в химической лаборатории — как тяжелый.

4. В процессе обучения осуществляется недостаточный контроль со стороны медицинского и педагогического персонала за соблюдением учащимися правил личной гигиены, о чем свидетельствует высокая заболеваемость их болезнями органов дыхания, а также кожи к подкожной жировой клетчатки.

Литература. Глушкова Е. К.. Зубкова В. М., Куин-

джи Н. Н. и др. — В. кн.: Охрана здоровья детей. М.,

1979, выи. 7, с. 48—72.

Стромская Е. П. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М.,

1980, с. 128—141.

Müller Е. А. — Int. Z. angew. Physiol., 1963, Bd 19, S. 6.

Поступила 25.12.81

УДК 6I3.632+615.9I6|:6S1.SS2

//. А. Якушева, Л. Е. Шнайдер

К ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ФОСФАТА

ТИТАНА

Минская городская санэпидстанция

Фосфат титана разработан на основе отходов производства двуокиси титана при добавлении фосфорной кислоты для использования в качестве наполнителя при производстве мелованной бумаги, резины, пластмасс в непищевой промышленности.

Фосфат титана представляет собой твердое вещество белого цвета, без запаха, с температурой плавления 1360°С, нерастворим в воде, жирах, органических растворителях.

Цель исследования фосфата титана — выяснение степени токсичности и разработка обоснованных гигиенических рекомендаций.

Исследования проведены на 20 белых крысах обоего пола массой 200—250 г. Препарат вводили в желудок с помощью зонда в виде 30 % масляного раствора в дозе 15 000 мг на I кг массы тела. Кумулятивные свойства

фосфата титана изучены на 30 крысах обоего пола массой 180—230 г, составивших 3 группы. Животные контрольной группы получали 1 % раствор крахмала, крысам подопытных групп вводили фосфат титана в дозе 1000 мг/кг (1-я группа) и в дозе 2000 мг/кг (2-я группа) в течение 30 дней в виде 30 % раствора на 1 % растворе крахмала.

Показателями общего состояния организма были ректальная температура, частота сердечных сокращений, морфологический состав крови, масса тела и органов животных, содержание сахара в цельной крови по методу Са-моджи — Нельсона (И. Тодоров), содержание аскорбиновой кислоты в надпочечниках по Фармеру — Абту (Farmer). Функциональное состояние нервной системы оценивали с помощью суммацнонно-порогового показателя (СПП) (С. В. Сперанский). О функциональном состоянии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.