Научная статья на тему 'Изучение уровня и динамики смертности, а также тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации'

Изучение уровня и динамики смертности, а также тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
416
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ДТП / СМЕРТНОСТЬ В ДТП / ROAD TRAFFIC INJURIES / ROAD ACCIDENTS / MORTALITY IN ROAD ACCIDENT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Москвичева М. Г., Шишкин Е. В.

Проведен анализ статистических показателей смертности и тяжести последствий дорожнотранспортного травматизма на территории субъектов, федеральных округов и Российской Федерации в целом. Произведен расчет данных показателей в динамике за четыре года (2010-2013 гг.). Выявлено, что смертность в дорожно-транспортных происшествиях и тяжесть последствий дорожно-транспортного травматизма имеют определенные региональные особенности, а уровень смертности в некоторых субъектах Российской Федерации остается на высоких значениях и имеет отрицательную динамику роста. Таким образом, для решения проблемы смертности в дорожно-транспортных происшествиях необходим комплексный подход в организации помощи пострадавшим, включающий региональные особенности суъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Москвичева М. Г., Шишкин Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of mortality indexes and the severity of consequences from road traffic injures in Russian Federation

The statistic analysis of mortality and severity of consequences of road traffic injuries in the territory of subjects, Federal districts and Russian Federation as a whole was carried out. Calculation of these indicators was performed on base of four years observation period (2010-2013). Was revealed that mortality in road accidents and severity of consequences of road traffic injuries has certain regional features, and mortality rate in some subjects of Russian Federation remains on high values and has negative dynamics of growth. Thus, the integrated approach for the best organization of the medical service based on regional features of subjects of Russian Federation is necessary for a solution of the problem of mortality in road accidents.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня и динамики смертности, а также тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации»

Демография

М.Г. Москвичева,

д.м.н., заведущий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ «Южно-Уральский государственный медицинский университет» М3 РФ, г. Челябинск, Россия, [email protected] Е.В. Шишкин,

очный аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ «Южно-Уральский государственный медицинский университет» М3 РФ, г. Челябинск, Россия

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ СМЕРТНОСТИ, А ТАКЖЕ ТЯЖЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 614.86+340.6+614.1:314.3

Москвичева М.Г., Шишкин Е.В. Изучение уровня и динамики смертности, а также тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации (ГБОУ «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск, Россия) Аннотация. Проведен анализ статистических показателей смертности и тяжести последствий дорожнотранспортного травматизма на территории субъектов, федеральных округов и Российской Федерации в целом. Произведен расчет данных показателей в динамике за четыре года (2010-2013 гг.). Выявлено, что смертность в дорожно-транспортных происшествиях и тяжесть последствий дорожно-транспортного травматизма имеют определенные региональные особенности, а уровень смертности в некоторых субъектах Российской Федерации остается на высоких значениях и имеет отрицательную динамику роста. Таким образом, для решения проблемы смертности в дорожно-транспортных происшествиях необходим комплексный подход в организации помощи пострадавшим, включающий региональные особенности суъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, дорожно-транспортные происшествия, ДТП, смертность в ДТП.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВО3), дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) является глобальной проблемой всего человечества. Этот вид травматизма характеризуется молодым возрастом пострадавших, тяжестью последствий и значительным экономическим ущербом. Кроме того, в настоящее время ДТТ относят к ведущим причинам предотвратимой смертности среди населения стран мирового сообщества [6].

Организация Объединенных Наций провозгласила период с 2011 по 2020 гг. «десятилетием действий по дорожной безопасности», направленных на стабилизацию, а затем снижение ДТТ во всем мире [7].

Если до 2020 г. правительства стран мира не выработают консолидированную политику, направленную на снижение числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий, то уже в ближайшее десятилетие ДТТ станет одной из лидирующих причин смертности на планете [3].

Статистические данные показывают, что уровень смертности от ДТТ в Российской Федерации превышает аналогичные показатели экономически развитых стран в 5-10 раз [4, 8]. Кроме того, уровень смертности

© М.Г. Москвичева, Е.В. Шишкин, 2014 г.

енеджер №5

здравоохранения 3014

.36

в ДТП на территории РФ ежегодно растет, и лишь за пять лет (2009-2013 гг.) число погибших в дорожно-транспортных происшествиях превысило 150 тыс. человек [2,5]. Таким образом, в России каждый год получают травмы в ДТП более 300 тыс. человек, из них около 30 тыс. погибают. Ежедневно в нашей стране от ДТТ гибнет порядка 100 человек [1].

Цель исследования заключается в изучении распространенности и динамики показателей смертности и тяжести последствий травм, полученых в ДТП.

Задачи исследования включили анализ статистических данных смертельных случаев в ДТП, тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, а также характеристику данных показателей в динамике за 2010-2013 гг. на территории федеральных округов РФ, субъектов Российской Федерации и России в целом. Для их решения был проведен анализ статистических данных Росстата по таким показателям ДТТ, как общее число погибших в ДТП, число погибших на 100 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, число погибших в дорожнотранспортных происшествиях на 100 тыс. населения. В программе Microsoft Excel произведен расчет данных показателей в динамике.

В 2013 г. в РФ от ДТТ погибло 27 025 человек, что на 3,34% ниже аналогичного показателя 2012 г. и на 1,72% выше в сравнении с 2010 г. Наибольший прирост погибших за исследуемый период отмечен в 2011 г. в сравнении с 2012 г. — на 5,22%.

Среди федеральных округов РФ за 2013 г. в ДТП больше всего погибло в Центральном федеральном округе — 25,58% (6913 человек). Аналогичные показатели в Приволжском федеральном округе составили 21,09% (5700 человек), в Сибирском федеральном округе — 14,33% (3874 человека), в Южном федеральном округе — 10,98% (2968 человек), в Северо-Западном федеральном округе — 8,68% (2347 человек), в Уральском федеральном округе — 8,47% (2290 чело-

Демография^^М^^^^Н

век), в Северо-Кавказском федеральном округе — 6,33% (1710 человек), а наименьшая доля погибших в ДТП среди всех федеральных округов РФ отмечается в Дальневосточном — 4,53% (1223 человека).

Наибольший прирост числа погибших в ДТП в 2013 г. в сравнении с 2012 г. отмечен в Южном федеральном округе — 5,14%, а наибольшее снижение в Дальневосточном федеральном округе — 9,54%. За исследуемый период (2010-2013 гг.) ни в одном из федеральных округов РФ не отмечается ежегодной динамики как роста, так и снижения смертельных случаев в ДТП. Наибольшая волна роста (в семи из восьми федеральных округов) зарегистрирована в 2011 г., а волна снижения (в семи из восьми федеральных округов) — в 2013 г. (рис. 1).

Наибольший рост смертельных случаев от ДТТ в 2013 г. в сравнении с 2010 г. отмечен в следующих субъектах РФ: в Республике Саха — 31,09%, в Омской области — 24,61%, в Амурской области — 24,34%, в Новосибирской области — 22,61%, в Псковской области — 19,13%. В общей сложности в 22 субъектах РФ отмечается рост погибших в 2013 г. в сравнении с 2010 г. на 10,00% и более (табл. 1).

Значительная положительная динамика снижения числа погибших в ДТП в 2013 г. в сравнении с 2010 г. отмечается в Чукотском АО — 80,00%, Мурманской области — 42,72%, Еврейской автономной области — 42,22%, Ненецком автономном округе — 25,00%, Республике Дагестан — 21,88%. В Республике Ингушетия смертность от ДТТ в 2013 г. в сравнении с 2010 г. остается без изменений — 0,00%. В общей сложности в 14 регионах РФ отмечается положительная динамика снижения числа погибших в ДТП в 2013 г. в сравнении с 2010 г. на 10,00% и более (табл. 1).

Немаловажным показателем тяжести ДТП и уровня организации помощи пострадавшим является число погибших на 100 пострадавших.

№5 Менеджер

5014 ‘

Демография

■ 2011 г. к 2010 г.

■ 2012 г. к 2011 г.

■ 2013 г. к 2012 г.

■ 2013 г. к 2010 г.

Рис. 1. Цепная и абсолютная динамика прироста (снижения) числа погибших в ДТП в федеральных округах РФ за 2010-2013 гг., %

15

10

-5

-10

-15

^ ^ 1 ^~|"п

> > > >

v tf J" .jr J’

° / о0**

A<f

^ ^

^ ^ ^

-К' .W *(/

° & &

У

Р” ^

У

О0

■ 20П г. к 2010 г.

■ 2012 г. к 20П г.

■ 2013 г. к 2012 г.

■ 2013 г. к 2010 г.

Рис. 2. Цепная и абсолютная динамика прироста (снижения) смертельных случаев на 100 пострадавших в ДТП в федеральных округах РФ за 2010-2013 гг., %

В РФ данный показатель в 2013 г. составил 9,47, что на 3,06% ниже, чем в 2012 г., и на 1,22% ниже, чем в 2010 г.

Среди федеральных округов нашей страны наибольшее число погибших на 100 пострадавших отмечено в Северо-Кавказском федеральном округе — 14,80, а наименьшее в Северо-Западном федеральном округе — 7,25. В 2013 г. в сравнении с 2010 г. максимальный прирост показателя погибших на 100 пострадавших в ДТП среди федеральных округов составил 8,74% — в Уральском федеральном округе, а максимальное сниже-

ние — 10,03% в Дальневосточном федеральном округе. Ни в одном из ФО РФ не отмечено стойкой ежегодной положительной или отрицательной динамики (рис. 2).

Среди субъектов РФ наибольшее число погибших на 100 пострадавших в 2013 г. отмечено в Республике Дагестан — 20,42, в Чеченской республике — 18,39, в Республике Тыва — 17,27, в Кабардино-Балкарской Республике — 17,20, в Республике Ингушетия

— 16,24. Наименьшее число погибших на 100 пострадавших отмечено в Чукотском АО

— 3,13, в Ненецком автономном округе —

енеджер №5

здравоохранения 3014

38

Демография^^М^^^^Н

Таблица 1

Динамика числа погибших в ДТП за 2010-2013 гг. среди субъектов-лидеров

роста и снижения

Цепная динамика

Субъект РФ Динамика за 2011 г. (по сравнению с 2010 г.), % Динамика за 2012 г. (по сравнению с 2011 г ), % Динамика за 2013 г. (по сравнению с 2012 г.), % Динамика 2013 г. к 2010 г., %

Республика Саха (Якутия) +31,93 -14,65 + 16,42 +31,09

Омская область + 16,80 +25,42 -14,93 +24,61

Амурская область +28,95 -2,04 -1,56 +24,34

Новосибирская область +8,39 -2,58 + 16,11 +22,61

Псковская область +39,89 -3,52 -11,74 + 19,13

Чукотский АО -60,00 -50,00 0,00 -80,00

Мурманская область -18,45 + 1,19 -30,59 -42,71

Еврейская АО +2,22 + 10,87 -49,02 -42,22

Ненецкий АО +50,00 -33,33 -25,00 -25,00

Республика Дагестан -7,94 -10,21 -5,49 -21,88

Таблица 2

Динамика смертельных случаев на 100 пострадавших за 2010-2013 гг. среди субъектов-лидеров роста и снижения

Цепная динамика

Субъект РФ Динамика за 2011 г. (по сравнению с 2010 г.),% Динамика за 2012 г. (по сравнению с 2011 г.),% Динамика за 2013 г. (по сравнению с 2012 г.),% Динамика 2013 г. к 2010 г., %

Костромская область +20,74 -10,04 +23,65 +34,31

Тверская область +24,58 -9,78 + 10,32 +24,00

Свердловская область + 15,50 + 12,01 -5,26 +22,57

Кировская область +25,36 -0,79 -3,35 +20,20

Белгородская область + 14,81 +9,53 -5,24 + 19,15

Чукотский АО -76,00 -37,50 0,00 -85,00

Ненецкий АО +41,35 -32,03 -56,53 -58,24

Еврейская АО -18,22 +11,68 -44,88 -49,66

Пензенская область -20,90 -19,14 -10,37 -42,68

Республика Калмыкия -17,14 -32,47 +6,27 -40,54

Ульяновская область -22,28 -34,27 +23,10 -37,11

3,41, в г. Санкт-Петербурге — 4,24, в Мурманской области — 4,60, в Еврейской автономной области — 5,15.

В сравнении 2013 г. и 2010 г. наибольший прирост числа погибших на 100 пострадавших отмечен в Костромской области — 34,31%, в Тверской области — 24,00%, в

Свердловской области — 22,57%, в Кировской области — 20,20%, в Белгородской области — 19,15%. В целом на территории РФ за 2013 г. в сравнении с 2010 г. в 16 регионах отмечается увеличение числа погибших на 100 пострадавших на 10,00% и более (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№5 Менеджер

5014 ‘

Демография

20

15

■ 2011 г. к 2010 г.

■ 2012 г. < 2011 г.

10

5

0

-5

-10

J-

Ф к?

О*

?}

cf

л*

if

&

/

л<?

<?

if

jN

«Г

G0

■ 2013 г. к 2012 г.

■ 2013 г. < 2010 г.

Рис. 3. Цепная и абсолютная динамика прироста (снижения) смертельных случаев в ДТП на 100 тыс. населения в федеральных округах РФ за 2010-2013 гг., %

Наибольшее снижение показателей смертельных случаев на 100 пострадавших в 2013 г. в сравнении с 2010 г. наблюдается в Чукотском автономном округе — 85,00%,

Ненецком автономном округе — 58,24%,

Еврейской автономной области — 49,66%,

Пензенской области — 42,68%, Республике Калмыкия — 40,54%. В целом на территории РФ в 2013 г. в сравнении с 2010 г. в 23 субъектах наблюдается снижение аналогичного показателя на 10,00% и более (табл. 2).

Достаточно важный показатель смертности в ДТП — число погибших от ДТТ на 100 тыс. населения. На территории РФ в 2013 г. количество смертельных случаев на 100 тыс. населения составило 18,85 человек. За

исследуемый период времени (2010-2013 гг.) снижение данного показателя наблюдалось лишь в 2012 г. в сравнении с 2011 г. — на 0,32%, а повышение в 2011 г. в сравнении с 2010 г. на 5,78%, в 2013 г. в сравнении с 2012 г. на 1,50%, общий рост в 2013 г. в сравнении с 2010 г. составил 6,99%.

Среди федеральных округов РФ в 2013 г. наибольшее число погибших в ДТП на 100 тыс. населения зарегистрировано в Южном федеральном округе — 21,34. В Сибирском федеральном округе данный показатель

составляет 20,10, в Дальневосточном федеральном округе — 19,56, в Приволжском федеральном округе — 19,15, в Уральском федеральном округе — 18,77, в Северо-Кавказском федеральном округе — 17,92, в Центральном федеральном округе — 17,87, а наименьшее число погибших в ДТП на 100 тыс. населения в 2013 г. наблюдается в Северо-Западном федеральном округе — 17,11 человек. Ни в одном из федеральных округов за исследуемый период времени нет стойкой ежегодной положительной или отрицательной динамики. Наибольший прирост числа погибших на 100 тыс. населения в 2013 г. в сравнении с 2010 г. наблюдается в Сибирском федеральном округе — 14,90%, а наибольшее снижение в Северо-Кавказском федеральном округе — 6,76% (рис. 3).

Среди субъктов РФ в 2013 г. наибольшее число смертельных случаев от ДТТ на 100 тыс. населения зарегистрировано в Республике Тыва — 42,84, в Республике Калмыкия — 36,60, в Ленинградской области — 36,26, в Псковской области — 32,96, в Калужской области — 30,73.

Наибольший прирост погибших в ДТП на 100 тыс. населения в 2013 г. в сравнении с 2010 г. отмечается в Республике Саха —

енеджер №5

здравоохранения 3014

40

Демография^^М^^^^Н

Таблица 3

Динамика смертельных случаев в ДТП на 100 тыс. населения за 2010-2013 гг. среди субъектов-лидеров роста и снижения

Цепная динамика

Субъект РФ Динамика за 2011 г. (по сравнению с 2010 г.), % Динамика за 2012 г. (по сравнению с 2011 г ), % Динамика за 2013 г. (по сравнению с 2012 г.), % Динамика 2013 г. к 2010 г., %

Республика Саха (Якутия) +38,18 -15,13 +20,14 +40,89

Амурская область +32,17 -1,06 +6,49 +39,25

Омская область + 15,00 +21,01 -2,65 +35,48

Новосибирская область +7,27 + 1,17 + 18,81 +28,93

Псковская область +36,31 -8,20 + 1,30 +26,77

Чукотский АО -33,33 -50,00 -4,31 -68,10

Еврейская АО -4,44 +9,30 -40,72 -38,08

Мурманская область -19,39 -1,27 -18,90 -35,46

Республика Дагестан -10,47 -8,96 -10,07 -26,70

Чеченская Республика + 10,58 -10,87 -21,09 -22,23

40,89%, в Амурской области — 39,25%, в Омской области — 35,48%, в Новосибирской области — 28,93%, в Псковской области — 26,77%. Прирост аналогичных показателей на 10,00% и более зарегистирован в 46 субъектах РФ (табл. 3).

Наименьшее количество смертей в ДТП в 2013 г. на 100 тыс. населения наблюдается в Чукотском АО — 1,97, в Нененцком автономном округе — 7,01, в г. Москва — 7,02, в Мурманской области — 7,56, в г. Санкт-Петербурге — 8,83.

Наибольший прирост погибших в ДТП на 100 тыс. населения в 2013 г. в сравнении с 2010 г. отмечается в Республике Саха — 40,89%, в Амурской области — 39,25%, в Омской области — 35,48%, в Новосибирской области — 28,93%, в Псковской области — 26,77%. Прирост аналогичных показателей >10,00% зарегистирован в 46 субъектах РФ (табл. 3).

Выводы

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», индикатор уровня смертности в ДТП

к 2018 году должен снизиться до 10,6 случаев на 100 тыс. населения. На большей части территории РФ в 2013 г. в сравнении с 2010 г. отмечается рост погибших в ДТП на 100 тыс. населения, а именно, в 64 регионах (38 областях, 14 республиках, 8 краях, 3 автономных округах и одном городе федерального значения). Кроме того, в 2013 г. в сравнении с 2010 г. отмечается рост тяжести последствий ДТП в 41 регионе: в 26 областях, 10 республиках, 3 краях, одном АО и одном городе федерального значения. Учитывая динамику смертности от ДТТ за последние годы в России, можно сделать вывод, что во многих субъектах Российской Федерации возникают определенные трудности в достижении целевого показателя смертности в ДТП. С целью достижения поставленной задачи на региональном уровне должен быть разработан комплекс мероприятий, включающий организацию оказания медицинской помощи пострадавшим и комплекс межведомственных мероприятий с учетом региональных особенностей, а также основных причин возникновения ДТП и основных факторов, усугубляющих последствия дорожно-транспортных происшествий.

№5

5014

Менедже1

Демография

Литература

1. Варнавский В.Е., Пошатаев К.Е., Кораблев В.Н. Организация догоспитальной и госпитальной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в условиях отдаленного сельского муниципального образования (на примере Вяземского муниципального района Хабаровского края)//Нейрохирургия и неврология детского возраста. — 2011. — №1. — С. 64-69

2. Еончаров С.Ф., Борисенко Л.В. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»: основные итоги выпол-нения//Медицина катастроф. — 2013. — № 1. — С. 5-9.

3. Еусев В.А., Щеголева Н.В. Усилия международных организаций для решения проблемы безопасности дорожного движения//Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. — 2013. — Т. 2. — С. 124-132.

4. Кирсанова А.А., Кременков А.Р. Об эффективности помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в Северо-Кавказском федеральном округе//Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2013. — №1. — С. 206-208.

5. Розинов В.М., Суворов С.Е. Итоги выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» по проблеме детского дорожно-транспортного травматизма//Медицина катастроф. — 2012. — № 4 (80). — С. 52-55.

6. Сахаров А.В. Динамика основных показателей дорожно-транспортного травматизма в Краснодарском крае за 2003-2012 гг.//Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2013. — № 1. — С. 319-320.

7. Mand C, Muller T, Lefering R., Ruchholtz S. A comparison of the treatment of severe injuries between the former East and West German States//Dtsch Arztebl Int. — 2013. — Vol. 110. — № 12. — P. 203-210

8. Nantulya V.M., Reich M.R. The neglected epidemic: road traffic injuries in developing countries//Br. Med. J. — 2002. — Vol. 324. — № 7346. — P. 1139-1141.

UDC 614.86+340.6+614.1:314.3

Moskvicheva M.G., Shishkin E.V. Studying of level and dynamics of mortality and severity of consequences of road traffic injuries in Russian Federation (South Ural State Medical University of Ministry of Health-care of Russian Federation, Chelyabinsk, Russia)

Abstract. The statistic analysis of mortality and severity of consequences of road traffic injuries in the territory of subjects, Federal districts and Russian Federation as a whole was carried out. Calculation of these indicators was performed on base of four years observation period (2010-2013). Was revealed that mortality in road accidents and severity of consequences of road traffic injuries has certain regional features, and mortality rate in some subjects of Russian Federation remains on high values and has negative dynamics of growth. Thus, the integrated approach for the best organization of the medical service based on regional features of subjects of Russian Federation is necessary for a solution of the problem of mortality in road accidents.

Keywords: road traffic injuries, road accidents, mortality in road accident.

енеджер №5

здравоохранения 3014

A2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.