Научная статья на тему 'Комплексное изучение дорожно-транспортного травматизма на территории Челябинской области'

Комплексное изучение дорожно-транспортного травматизма на территории Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / МОНИТОРИНГ / ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ROAD TRAUMATISM / ROAD ACCIDENT / MONITORING / TRAUMATOLOGICAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвичева М. Г., Шишкин Евгений Владимирович

Проведен анализ распространенности дорожно-транспортного травматизма на территории региона, изучена степень охвата специализированной медицинской помощью населения области в условиях травматологических центров I, II и III уровней и дана оценка эффективности их деятельности. Полученные данные свидетельствуют о стабильно высоких показателях дорожно-транспортного травматизма и смертности от него. Выявлены проблемы, связанные с функционированием травматологических центров как единой системы, что требует внедрения оперативного мониторинга их работы, а также управленческих решений, направленных на оптимизацию процесса взаимодействия травматологических центров между собой и между медицинскими организациями, в структурах которых отсутствуют травматологические центры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москвичева М. Г., Шишкин Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex study of road traumatism at the territory of the Cheliabinskaia oblast

The article presents analysis of prevalence of road traumatism in territory of region. The degree of coverage of population with specialized medical care in conditions of traumatological centers of I, II and III levels is examined. The evaluation of effectiveness of these centers is given. The received data testify the high-repeatability indicators of road traumatism and corresponding mortality. The issues related to functioning of traumatological centers as a comprehensive system are established. Hence, necessity to implement operative monitoring of their functioning. The management actions targeted to optimize process of interrelationship between traumatological centers and medical organizations having no traumatological centers are needed.

Текст научной работы на тему «Комплексное изучение дорожно-транспортного травматизма на территории Челябинской области»

В нашей стране диспансеризация населения является показательным примером успешного комплексного периодического профилактического осмотра, который не может не приводить к снижению заболеваемости и смертности населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Растегаев В.В. Роль диспансеризации в укреплении здоровья населения, проживающего в условиях сельской местности: Дис. .. д-ра мед. наук. С.; 2011.

2. Агамов З.Х. Социально-гигиенические и организационные аспекты совершенствования диспансеризации населения в городской поликлинике города Москвы: Дис. ... канд. мед. наук. М.; 2013.

3. Растегаева И.Н. Научное обоснование повышения роли диспансеризации в охране здоровья беременных женщин и родильниц: Дис. ... д-ра мед. наук. М.; 2013.

4. Голикова Д.В. Социально-гигиенические и организационные аспекты совершенствования профилактической деятельности ведомственной поликлиники: Дис. ... канд. мед. наук. М.; 2011.

5. Лысиков И.В. Научное обоснование информационного обеспечения диспансеризации по материалам детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Дис. ... канд. мед. наук. М.; 2013.

6. Бойцов С.А., Калинина А.М., Ипатов П.В. Результат диспансеризации взрослого населения России в 2013 г. Заместитель главного врача. 2014; 7: 7—8.

REFERENCES

1. Rastegaev V.V. The Role of Dispensarization in Enhancement of population Health Residing in Conditions of Rural Locality: Dis. Moscow; 2011. (in Russian)

2. Agamov Z.Kh. The Social Hygienic and Organizational Aspects of Development of Dispensarization of population in Municipal Polyclinic of Moscow: Dis. Moscow; 2013. (in Russian)

3. Rastegaeva I.N. The Scientific Substantiation of Enhancement of the Role of Dispensarization in Health Protection of Pregnant Women and Puerperants: Dis. Moscow; 2013. (in Russian)

4. Golikova D.V. The Social Hygienic and Organizational Aspects of Development of Preventive Activities of Departmental polyclinic. Dis. Moscow; 2011. (in Russian)

5. Lysikov I.V. The Scientific Substantiation of Informational Support of Dispensarization According materials Concerning Children in Difficult Life Situation: Dis. Moscow; 2013. (in Russian)

6. Boytsov S.A., Kalinina A.M., Ipatov P.V. The results of dispensarization of adult population of Russia in 2013. Zamestitel' glavnogo vracha. 2014; 7: 7—8. (in Russian)

Поступила (received) 20.10.2014

© Москвичева М.П, Шишкин Е.В., 2015 УДК 614.8:617-001]:656.2(470.55)

Москвичева М.Г., Шишкина Е.В.

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПБОУ ВПО "Южно-Уральский медицинский университет", 454092, Челябинск, Россия

Проведен анализ распространенности дорожно-транспортного травматизма на территории региона, изучена степень охвата специализированной медицинской помощью населения области в условиях травматологических центров I, II и III уровней и дана оценка эффективности их деятельности. Полученные данные свидетельствуют о стабильно высоких показателях дорожно-транспортного травматизма и смертности от него. Выявлены проблемы, связанные с функционированием травматологических центров как единой системы, что требует внедрения оперативного мониторинга их работы, а также управленческих решений, направленных на оптимизацию процесса взаимодействия травматологических центров между собой и между медицинскими организациями, в структурах которых отсутствуют травматологические центры. Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм; дорожно-транспортные происшествия: мониторинг; травматологические центры.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015: 23 (1): 7—11.

MOSKVICHEVA M.G., SHISHKIN E.V.

THE COMPLEX STUDY OF ROAD TRAUMATISM AT THE TERRITORY OF THE CHELIABINSKAIA OBLAST

The Southern Ural medical university, 454002 Chelyabinsk, Russia The article presents analysis of prevalence of road traumatism in territory of region. The degree of coverage of population with specialized medical care in conditions of traumatological centers of I, II and III levels is examined. The evaluation of effectiveness of these centers is given. The received data testify the high-repeatability indicators of road traumatism and corresponding mortality. The issues related to functioning of traumatological centers as a comprehensive system are established. Hence, necessity to implement operative monitoring of their functioning. The management actions targeted to optimize process of interrelationship between traumatological centers and medical organizations having no traumatological centers are needed.

Keywords: road traumatism; road accident; monitoring; traumatological center. For citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (1): 7—11.

Уровень смертности от дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) в Российской Федерации (РФ) превышает аналогичные показатели экономически развитых стран в 5—10 раз [1].

В России дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются причиной получения травм в 7—10% случаев общего травматизма, при том, что более 60% всех смертельных исходов от травм приходится на ДТТ [2, 3].

В 64 регионах РФ в 2013 г. по сравнению с 2010 г. отмечался рост числа погибших в ДТП на 100 тыс. населения, а в 41 регионе — рост тяжести последствий ДТП за аналогичный период [4].

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в рамках Национального проекта "Здоровье", благодаря реализации Фе-

Для корреспонденции: Шишкин Евгений Владимирович, e-mail: shishkin90@ail.ru

211,8

Ч 199,5

195,3 ♦

195,8

200,4

199,1

187,0 186,5 187,3 188,1 1866

-1-1-1-1-1-

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г.

-♦-- Пострадавшие в ДТП в Российской Федерации -■— Пострадавшие в ДТП в Челябинской области

Рис. 1. Динамика числа пострадавших в ДТП (на 100 тыс. населения) на территории Российской Федерации и в Челябинской области в 2008—2013 гг.

20-

ш 0

5 §1°

5-

2008 г.

2009 г.

-1-

2010 г. 2011г.

-1-1

2012 г. 2013 г.

В Российской Федерации В Челябинской области

Рис. 2. Динамика смертности в ДТП (на 100 тыс. населения) в Российской Федерации и в Челябинской области в 2008—2013 гг.

деральных целевых программ " Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах" и "Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах" на территории РФ, в том числе в Челябинской области, организована трехуровневая система травмоцентров, направленных на оказание помощи пострадавшим в ДТП с множественными и сочетанными травмами, а также изолированными, сопровождающимися шоком.

Цель исследования заключалась в комплексном изучении проблемы ДТТ и научном обосновании совершенствования ее технологий на территории Челябинской области.

Задачи исследования включили изучение распространенности ДТТ на территории региона, анализ степени охвата специализированной медицинской помощью населения области в условиях травмоцентров I, II и III уровней и оценку эффективности их деятельности.

Материалы и методы

Сбор первичного материала осуществлялся с помощью выкопировки данных из учетной документации (историй болезней) травмоцентра I уровня, организованного на базе ГБУЗ " Челябинская областная клиническая больница" и травмоцентра II уровня, организованного на базе муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения "Городская больница № 3" г. Златоуста. Также изучены отчетные формы областного государственного учреждения здравоохранения "Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр" (ОГУЗ ЧО МИАЦ), ГБУЗ "Челябинское бюро судебно-медицинской экспертизы" (ГБУЗ ЧО БСМЭ), база данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) и данные программного комплекса автоматизации диспетчерской службы станции скорой помощи (АДИС) муниципального учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" Челябинска. Анализ проведен с помощью расчета относительных (интенсивные и экстенсивные) показателей, выполнялся анализ динамического ряда с помощью расчетов темпа прироста, проводился расчет критерия итераций и корреляционный анализ по формуле Пирсона.

Результаты исследования

Проведенное исследование свидетельствует об острой ситуации, связанной со стабильно высоким уровнем ДТТ и смертности от него (рис. 1).

В 2013 г. в России количество пострадавших в ДТП на 100 тыс. населения по сравнению с 2008 г. снизи-

лось на 6%. В 2013 г. в Челябинской области число пострадавших составило 186,6 случая на 100 тыс. населения, что на 6,3% ниже общероссийского показателя. В 2013 г. в сравнении с 2008 г. (193,5 случая) в регионе число пострадавших в ДТП (на 100 тыс. населения) снизилось на 3,6%, т. е. тенденция снижения этого показателя в области была медленнее общероссийской.

На территории РФ смертность от ДТП в 2013 г. составила 18,9 случая (на 100 тыс. населения). В 2013 г. по сравнению с 2008 г. показатель снизился на 10,6%. В 2013 г. в Челябинской области число погибших в ДТП составило 18 случаев (на 100 тыс. населения), что на 4,6% ниже общероссийского показателя (рис. 2). Темп снижения числа погибших в ДТП (на 100 тыс. населения) в 2013 г. по сравнению с 2008 г. ниже общероссийского, выявлена слабая положительная корреляционная связь (г = +0,63 + 0,009).

Одним из важнейших показателей, характеризующих ДТТ, является тяжесть последствий ДТП. В 2013 г. в России показатель составил 9,5 погибших на 100 пострадавших, снизившись в сравнении с 2008 г. (10 случаев) на 5%. В Челябинской области в 2013 г. число погибших на 100 пострадавших в ДТП составило 9,6 случая, что незначительно (на 1,1%) выше общероссийского показателя. На территории области в 2013 г. по сравнению с 2008 г. (9,6 случая) показатели не изменились, данные по региону и стране имеют отрицательную корреляцию (г = -0,26 + 0,009). За изученный период на территории Российской Федерации и Челябинской области не отмечено статистически значимого снижения тяжести последствий в ДТП.

Несмотря на достоверное снижение числа ДТП на 10 тые. зарегистрированных транспортных средств (рис. 3), уровень смертности и тяжести последствий от ДТП находится на высоких значениях и не имеет статистически значимой динамики.

Таким образом, за период работы организованных в регионе травмоцентров (2011—2013 гг.) не отмечается снижения уровня смертности в ДТП до целевого индикативного показателя, установленного Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", что требует проведения более глубокого анализа причин смертности от ДТТ и факторов, ее определяющих, в том числе изучения эффективности работы трехуровневой системы травмоцентров.

Нами установлено, что данные о числе погибших в ДТП, полученные в ГБУЗ ЧО БСМЭ, существенно отличаются от данных ЕМИСС (рис. 4). По данным ГБУЗ

60-

50-

>ч 40-

3" 20-

10-

30-

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

В Российской Федерации

В Челябинской области

Рис

3. Динамика числа ДТП (на 10 тыс. зарегистрированных транспортных средств) на территории Российской Федерации и в Челябинской области в

2008—2013 гг.

ЧО БСМЭ за 3-летний период (2011—2013 гг.) работы трехуровневой системы травмоцентров на территории региона погибло 2247 человек, по сравнению с аналогичным периодом до организации травмоцентров (2008—2010 гг.) погиб 2151 человек, таким образом, произошел прирост числа погибших в ДТП на 4,5%.

Немаловажной остается проблема, связанная с высоким уровнем смертельных случаев среди лиц трудоспособного возраста. На территории Челябинской области за 6-летний период доля лиц трудоспособного возраста, погибших в ДТП, составляет более 75%.

Изучив показатели смертности вследствие ДТП в муниципальных образованиях региона по группам, можно сделать вывод, что для значительной части населения региона получение своевременной специализированной медицинской помощи в условиях травмо-центров остается проблематичным. В первую очередь это касается Магнитогорского медицинского округа, муниципальные образования которого находятся в удалении от ближайших травмоцентров на расстоянии 140—220 км (рис. 5).

Как показало исследование, в Магнитогорском медицинском округе наиболее эффективно оказывает медицинскую помощь пострадавшим в ДТП муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ) "Городская больница № 3". За 2013 г. в данной медицинской организации была оказана медицинская помощь трав-матолого-ортопедического профиля 654 пациентам, доля пострадавших в ДТП от их числа составила 31,5%. В структуру медицинской организации входит отделение реанимации, хирургии, гнойной хирургии, травматологическое и ортопедическое отделения, что позволяет осуществлять работу в качестве травмоцентра II уровня.

Одной из проблем является недостаточная доступность специализированной медицинской помощи пострадавшим в ДТП в Варненском, Карталинском и Брединском муниципальных районах, которые входят в Магнитогорский медицинский округ. Учитывая географические особенности расположения этих муниципальных районов, наиболее эффективным является организация травмоцентра II уровня на базе муниципального учреждения здравоохранения (МУЗ) "Варненская центральная районная больница", организация травмо-центра III уровня на базе МУЗ "Карталинская городская больница".

В процессе комплексного исследования был проведен анализ эффективности работы травмоцентров I и II уровней. В качестве показателей эффективности были

приняты уровень летальности и профиль-ность госпитализации в травмоцентры.

В 2013 г. уровень больничной летальности в травмоцентре I уровня составил 9,1 случая на 100 госпитализированных, что значительно выше показателя 2012 г. (2,1 случая). В целом за 2 года работы травмоцентра I уровня больничная летальность составила 4,8 случая на 100 госпитализированных, что выше целевого индикативного показателя (3,9 случая) Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

Значительный рост больничной летальности в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в травмоцентре I уровня можно объяснить следующими факторами: ♦ увеличение числа госпитализированных с множественными и сочетанными травмами (Т00—Т07) и как следствие — увеличение доли прооперированных; ♦ увеличение доли эвакуированных из травмоцентров II уровня, что также может свидетельствовать о росте доли госпитализированных с тяжелыми травмами. Установлено, что за 2012—2013 гг. лишь в 36,8% случаев в травмоцентр I уровня были госпитализированы профильные больные с наличием нейротравм. Каждый пятый (20,7%) госпитализированный в травмоцентр I уровня — пациент с наличием изолированной травмы, не сопровождающейся шоком. В 42,5% случаев у травмированных в ДТП были множественные и соче-танные травмы, являющиеся показанием для госпитализации в травмоцентры II уровня.

Среди изученного контингента 25,8% больных не проводили оперативных вмешательств, что также может свидетельствовать о необоснованности госпитализации.

В 2013 г. в травмоцентре II уровня показатель больничной летальности составил 4,3 случая на 100 госпитализированных, что ниже показателя 2012 г. (4,8 случая). Уровень больничной летальности в 2012—2013 гг. не достиг целевого значения индикативного показателя, установленного Государственной программой Российской Федерации " Развитие здравоохранения".

Анализ эффективности работы травмоцентра II уровняв с учетом критериев госпитализации показал, что профильность составила 100%.

С целью комплексной оценки работы травмоцентров I и II уровней была изучена маршрутизация госпитализированных.

900-, 800700-| 600-|б00-о 400-

У 300т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001000-

т

т~

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г.

-1-1

2012 г. 2013 г.

ГБУЗ ЧО БСМЭ

--■— ЕМИСС

Рис. 4. Число погибших в ДТП на территории Челябинской области в 2008—2013 гг.

1800000-,

I 1600000-

m 1400000-

§ 1200000-

== 1000000Л

u 800000-| 6000005 400000-

Группа Группа Группа Закрыты

муниципальных муниципальных муниципальных административно-

образований, образований, образований, территориальные

на территории входящих в зону не входящих в зону образования

которых расположены обслуживания обслуживания

травмоцентры травмоцентров травмоцентров

Рис. 5. Численность постоянно проживающего населения в трех группах муниципальных образований и закрытых административных образованиях на территории Челябинской области в 2013 г.

Согласно Приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 28 января 2011 г. № 87 "О порядке взаимодействия учреждений здравоохранения Челябинской области разного уровня при оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Челябинской области" утверждены критерии госпитализации пострадавших от ДТТ в травмоцентры I, II и III уровней. Согласно данным критериям, пострадавшие в ДТП госпитализируются в травмоцентр I уровня только из травмоцентров II уровня, за исключением тех случаев, когда травмоцентр I уровня является ближайшей медицинской организацией к месту происшествия. Установлено, что маршрутизация пострадавших от ДТТ в трав-моцентр I уровня была нарушена в 62,6% случаев.

В тех случаях, когда пострадавшим в ДТП изначально оказывали медицинскую помощь в травмоцентрах II уровня, перевод в травмоцентр I уровня практически в половине случаев осуществлялся спустя неделю и более, даже при наличии изолированных травм, не сопровождающихся шоком.

В травмоцентры II уровня пострадавшие госпитализируются как с места ДТП, так и из медицинских организаций, на базе которых не организованы трав-моцентры с привлечением реанимобилей класса С В данном случае лишь в 5,5% случаев соблюдены порядки госпитализации. С другой стороны, в учетных документах, в том числе в историях болезни, не указывается вид санитарного транспорта, который был привлечен к эвакуации (за исключением санитарной авиации). Возможно, в определенных случаях реанимобили класса ^ минуя медицинские организации, на базе которых они расположены, непосредственно с места ДТП доставляли пострадавших в травмоцентр II уровня. В целом большинство травмированных были эвакуированы в травмоцентр с места ДТП, что не противоречит порядку оказания медицинской помощи.

Есть и определенные нарушения в соблюдении критериев госпитализации в травмоцентр II уровня:

♦ в 4,9% случаев эвакуация в травмоцентр осуществлялась из травмоцентров того же уровня, причем в 2013 г. (7,8%) по сравнению с 2012 г. (2,7%) отмечается рост доли подобных случаев;

♦ в 12,5% случаев у госпитализированных в травмоцентр II уровня имелись тяжелые спинальные и черепно-мозговые травмы, но лишь в 3,1% данных случаев пострадавшие были переведены в травмоцентр I уровня.

В целом, в травмоцентре II уровня по сравнению с травмоцентром I уровня выявлено меньше факторов, способных оказывать негативное влияние на эффективность работы трехуровневой системы травмоцентров.

В настоящее время объективная оценка работы травмоцентров III уровня, в частности реанимобилей класса C, представляется затруднительной, так как в учетной документации медицинских организаций и отчетных формах ОГУЗ ЧО МИАЦ не существует разграничений между специализированными и неспециализированными бригадами СМП, которые привлекаются к эвакуации пострадавших в ДТП. По данным программного ком -плекса АДИС МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Челябинска (травмоцентр III уровня), в 2013 г. доля выездов на место происшествия всех реанимобилей класса C составила 18,1%, а закупленных с целью организации травмоцентров III уровня всего 4,9%. Доля травм, захватывающих несколько областей тела (Т00— Т07) у пострадавших в ДТП, по данным АДИС, составила 21,5%. Лишь 6,8% случаев на вызовы по поводу травм, захватывающих несколько областей тела (Т00— Т07), выезжали реанимобили класса C, закупленные для организации травмоцентра III уровня.

Заключение

За период 2008—2013 гг. на территории Челябинской области на высоком уровне сохраняются показатели ДТТ, статистически значимой динамики снижения не отмечено.

Анализ динамики числа погибших в ДТП и их воз-растно-половой структуры свидетельствует о росте смертности от ДТТ в 2011—2013 гг. по сравнению с 2008—2010 гг., а также о значительной доле погибших трудоспособного возраста.

На основании анализа работы медицинских организаций Магнитогорского медицинского округа с учетом географических особенностей региона для обеспечения доступности специализированной помощи пострадавшим в ДТП необходима организация травмоцентров II уровня в Магнитогорском городском округе и Варнен-ском муниципальном районе и III уровня в Карталин-ском муниципальном районе.

В результате изучения эффективности работы трав-моцентров разработаны критерии эффективности работы травмоцентров и форма оперативного мониторинга, необходимая для комплексной оценки эффективности работы трехуровневой системы травмоцентров, а также для принятия оперативных управленческих решений

и разработки комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы трехуровневой системы травматологических центров [5, 6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ульянченко М.И., Апагуни А.Э., Карпов С.М. Дорожно-транспортные травмы среди жителей крупного промышленного города, как проявление временных закономерностей. Фундаментальные исследования. 2013; 7: 651—4.

2. Ульянченко М.И., Ходжаян А.Б., Апагуни А.Э., Карпов С.М., Назарова Е.О., Шишманиди А.К. и др. Анализ дорожно-транспортного травматизма у жителей г. Ставрополя. Фундаментальные исследования. 2013; 5: 427—30.

3. Шлыкова М.С., Панфилов Ю.А. Анализ догоспитального этапа оказания помощи пострадавших в результате ДТП с сочетанной травмой в Рязанской области. Успехи современного естествознания. 2011; 8: 147.

4. Москвичева М.Г., Шишкин Е.В. Анализ показателей смертности и тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2014; 5: 36—42.

5. Москвичева М.Г., Шишкин Е.В. Оценка эффективности организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на региональном этапе на основе оперативного мониторинга. Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2014; 3: 36—41.

6. Москвичева М.Г., Шишкин Е.В. Анализ первых результатов работы трехуровневой системы оказания помощи пострадавшим в до-

родно-транспортных происшествиях на территории Челябинской области. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2014; 1: 184—8.

REFERENCES

1. Ul'yanchenko M.I., Apaguni A.E., Karpov S.M. Road traffic injuries among residents of a large industrial city, as a manifestation of temporal patterns. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 7: 651—4. (in Russian)

2. Ul'yanchenko M.I., Khodzhayan A.B., Apaguni A.E., Karpov S.M., Nazarova E.O., Shishmanidi A.K. et al. Analysis of road traffic injuries among residents of Stavropol. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 5: 427—30. (in Russian)

3. Shlykova M.S., Panfilov Yu.A. Analysis of prehospital assist victims of accidents associated trauma in the Ryazan region. Uspekhi sovre-mennogo estestvoznaniya. 2011; 8: 147. (in Russian)

4. Moskvicheva M.G., Shishkin E.V. Analysis of mortality and severity of road traffic injuries in the Russian Federation. 2014; 5: 36—42. (in Russian)

5. Moskvicheva M.G., Shishkin E.V. Evaluating the effectiveness of medical assistance to victims of road accident on the regional stage, based on the operational monitoring. Vestnik Soveta molodykh uchenych i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti. 2014; 3: 36—41. (in Russian)

6. Moskvicheva M.G., Shishkin E.V. Analysis of the first results of a three-tier system of victim assistance in road accidents in the Chelyabinsk region. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya. 2014; 1: 184—8. (in Russian)

Поступила (received) 13.11.2014

© Камалова Ф.М., Валеева Э.Р., 2015 УДК 613.2(1-22)(470.41)

Камалова Ф.М., Валеева Э.Р. ПРИОРИТЕТНЫЕ ФАКТОРЫ ПИТАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, 420008, Казань, Россия

Четыре фактора риска 60% бремени болезней в Европе тесно связаны с питанием. В результате выборочного исследования сельского населения доказано, что факторы питания взаимодействуют с другими факторами жизнедеятельности сельского населения. Следовательно, управлять факторами питания возможно через другие факторы жизнедеятельности. Для управления здоровьем сельского населения необходимо учитывать региональные, гендерные особенности формирования образа жизни населения.

Ключевые слова: болезни системы кровообращения; жизнедеятельность сельского населения; факторы питания; гендерные особенности.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (1): 11—13.

Kamalova F.M., Valeeva E.R. THE PRIORITY DIET FACTOR OF RURAL POPULATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN The Kazan (Privolzhskiy) federal university, institute of fundamental medicine and biology, 420008 Kazan, Russia The four risk factors of 60% of disease burden in Europe are closely related to diet. The results of random study of rural population substantiated that diet factors interact with other factors of life activity of rural population. Therefore, to control diet factors is possible only through other factors of life activity. The management of rural population health requires considering regional and gender characteristics of formation of population life-style. Keywords: diseases of circulatory system; life activity; rural population; diet factor; gender characteristics. For citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (1): 11—13.

В документе "Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2015 года" отмечается, что усиление влияния социально-экономической среды на жизнедеятельность и здоровье населения требует социологических методов исследования, выполнения научных программ по приоритетным направлениям поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения технологий профилактики заболеваний.

Анализ бремени болезней в Европе (DALY) показывает, что почти 60% его приходится на долю ведущих

факторов риска: повышенного кровяного давления, курения, чрезмерного употребления алкоголя, повышенного холестерина, избыточной массы тела, недостаточного употребления фруктов и овощей, малоподвижного образа жизни. Из этих факторов риска четыре тесно связаны с питанием. Нездоровые рационы питания и недостаточная физическая активность являются ведущими причинами основных неинфекционных болезней, включая сердечнососудистые болезни, диабеты 2-го типа и определенные типы рака, на которые приходится значительная доля глобального бремени болезней, смерти и инвалидности.

Для корреспонденции: Валеева Эмилия Рамзиевна, val?med@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.