Научная статья на тему 'Оценка эффективности организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на региональном уровне на основе оперативного мониторинга'

Оценка эффективности организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на региональном уровне на основе оперативного мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
381
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДТП / ДОРОЖНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / МОНИТОРИНГ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ACCIDENT / ROAD TRAFFIC INJURIES / TRAUMA CENTERS / MONITORING / TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвичева М. Г., Шишкин Е. В.

Разработан оперативный мониторинг пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Челябинской области, необходимый для оценки эффективности работы травматологических центров I, II и III уровней, а также медицинских организаций, на базе которых они не осуществляют свою деятельность, по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Разработанная форма оперативного мониторинга включила новые пункты, которые, на наш взгляд, необходимы для комплексной оценки эффективности работы трехуровневой системы травмоцентров, а также для разработки принятии оперативных управленческих решений и комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы трехуровневой системы травматологических центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москвичева М. Г., Шишкин Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE ORGANIZATION MEDICAL RESPONSE TO AN ACCIDENT ON THE REGIONAL LEVEL BASED ON OPERATIONAL MONITORING

Developed a real-time monitoring the victims of road traffic accidents in the Chelyabinsk region, necessary to evaluate the effectiveness of trauma centers I, II and III levels, as well as health care organizations, on the basis that they do not carry out their activities in the provision of medical assistance to the victims of road transport accidents. Developed a form of real-time monitoring has included new items that, in our opinion, are necessary for a comprehensive evaluation of the effectiveness of the three-tier system trauma centers, as well as for the development of decision-making and operational management of the complex of measures aimed at improving the work of the three-tier system of trauma centers.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на региональном уровне на основе оперативного мониторинга»

УДК: 614.86+340.6 ББК 51.1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ОСНОВЕ ОПЕРАТИВНОГО МОНИТОРИНГА

М.Г. МОСКВИЧЕВА, проректор по дополнительному профессиональному образованию и взаимодействию с учебно-производственными базами ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава

России

E-mail: [email protected] Е.В. ШИШКИН, аспирант ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: [email protected]

Аннотация

Разработан оперативный мониторинг пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Челябинской области, необходимый для оценки эффективности работы травматологических центров I, II и III уровней, а также медицинских организаций, на базе которых они не осуществляют свою деятельность, по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Разработанная форма оперативного мониторинга включила новые пункты, которые, на наш взгляд, необходимы для комплексной оценки эффективности работы трехуровневой системы травмоцентров, а также для разработки принятии оперативных управленческих решений и комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы трехуровневой системы травматологических центров.

Ключевые слова: ДТП, дорожный травматизм, травматологические центры, мониторинг, дорожно-транспортные происшествия.

Актуальность. В результате реализации целого ряда федеральных и областных целевых программ, национального проекта "Здоровье", на территории Челябинской области с 2011г. осуществляет работу трехуровневая система травмоцентров, направленных на оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), в том числе с множественными и сочетанными травмами, а также изолированными, сопровождающимися шоком [1, 2]. Эта система включает травмоцентры I, травмоцентры II и травмоцентры III уровней на базе медицинских организаций, расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог (ФАД) [3, 4].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"" закреплен ряд целевых индикативных показателей к 2020 г., касающихся дорожно-транспортного травматизма, в том числе:

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий на территории Российской Федерации до 10 случаев на 100 тысяч населения;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий на территории Челябинской области до 9,6 случаев на 100 тысяч населения;

- снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий до 3,9 процента [5].

Для достижения целевых индикативных показателей необходим комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации системы оказания помощи травмированным в ДТП, в том числе направленных на совершенствование системы учета пострадавших от дорожно-транспортного травматизма (ДТТ).

Цель исследования заключается в разработке оперативного мониторинга пострадавших в ДТП на территории Челябинской области, необходимого для оценки эффективности работы травмоцентров I, II и III уровней, а также медицинских организаций, на базе которых они не осуществляют свою деятельность, по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Задачи исследования включили:

- комплексный анализ федеральной и региональной нормативно-правовой базы по вопросам организации системы учета пострадавших в ДТП;

- разработку региональной формы оперативного мониторинга травмированных в ДТП. Материалы и методы исследования. Нами изучены федеральные и региональные целевые программы, постановления и приказы по вопросам организации помощи и системы учета пострадавших в ДТП. За основу формирования оперативного мониторинга взяты:

1) приложения приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 28 января 2011 г. № 87 "О порядке взаимодействия учреждений здравоохранения Челябинской области разного уровня при оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Челябинской области", в том числе:

- форма журнала учета пострадавших на ФАД М-5 "Урал", проходящей по территории Челябинской области, поступивших для стационарного или амбулаторного лечения;

- форма внеочередного срочного донесения о пострадавшем в ДТП на ФАД М-5 "Урал", проходящей по территории Челябинской области;

- карта законченного случая стационарного или амбулаторного лечения пострадавшего в ДТП на ФАД М-5 "Урал", проходящей по территории Челябинской области [6].

2) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 июля 2008 г. № 332 "О порядке организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях" [7].

Результаты и их обсуждение.

Одной из основных задач работы трехуровневой системы травмоцентров является оказание медицинской помощи, в том числе специализированной, с применением высокотехнологичного оборудования, пострадавшим в ДТП с множественными и сочетанными травмами, а так же изолированными, сопровождающиеся шоком в условиях травмоцентров I, II и III уровней. Травмоцентры базируются в МО, расположенных преимущественно вдоль федеральных автомобильных дорог.

Травмоцентры I уровня располагаются на базе областных (краевых, окружных) больниц, включающих профильные отделения с большим спектром специалистов. В задачи травмоцентров I уровня входит не только лечебно-диагностическая, но и консультативная работа.

Травмоцентры II уровня организованы в медицинских организациях преимущественно муниципального значения, расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог (ФАД). Травмоцентры III уровня представляют собой реанимобили класса "C", базирующиеся при медицинских организациях муниципального значения, преимущественно при станциях скорой медицинской помощи. Так же, как и травмоцентры II уровня, травмоцентры III уровня расположены вдоль ФАД.

По данным государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" за трехлетний период времени (20112013 гг.) работы трехуровневой системы травмоцентров, направленных на оказание помощи пострадавшим в ДТП с множественными и сочетанными травмами, на территории региона погибло 2247 человек, в сравнении с аналогичным периодом времени до организации травмоцентров (2008-2010 гг.) погиб 2151 человек, таким образом, произошел прирост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 4,46%. Приведенные статистические

данные еще раз подтверждают необходимость разработки оперативного мониторинга с целью повышения эффективности работы травмоцентров всех уровней. Форма мониторинга включила 36 пунктов, которые объединены в восемь блоков. Для удобства обработки информации, в том числе с помощью информационных технологий, а также для возможности систематизации информации, в большинстве пунктов перечислены возможные результаты ответов.

Первый блок формы мониторинга включил четыре пункта: ФИО, пол, возраст, домашний адрес, место работы (учебы). "Паспортичка" необходима для учета возрастно-половой структуры пострадавших, а также для расчета показателя травматизма среди жителей Челябинской области. Второй блок включил три пункта:

- название населенного пункта, района, где произошло ДТП;

- наименование ФАД (заполняется в том случае, если ДТП произошло на ФАД);

- километр ФАД (заполняется в том случае, если ДТП произошло на ФАД); Характеристика места ДТП необходима для оценки эпидемиологической ситуации дорожно-транспортного травматизма на региональном уровне, а также для оценки эффективности маршрутизации пострадавших.

Третий блок включил четыре пункта:

- вид эвакуации с места происшествия (за исключением доставленных из других медицинских организаций);

- вид эвакуации из медицинской организации, принявшей пострадавшего с места ДТП (заполняется в том случае, если пациент доставлен не с места ДТП);

- время эвакуации с места происшествия (заполняется в случае приема пациента непосредственно с места ДТП);

- время эвакуации из медицинской организации, принявшей пострадавшего с места ДТП (заполняется в том случае, если пациент доставлен не с места ДТП).

Учет данных по эвакуации необходим для оценки эффективности работы бригад скорой медицинской помощи, в том числе травмоцентров III уровня (реанимобилей класса "C"). Четвертый блок включил шесть пунктов:

- название медицинской организации, принявшей пострадавшего с места ДТП;

- категория медицинской организации, принявшей пострадавшего с места ДТП (травмоцентр I уровня, травмоцентр II уровня, травмоцентр III уровня, не травмоцентр);

- отделение медицинской организации, выписавшее пациента (в том числе отправившее пациента на лечение в другую медицинскую организацию). Данный пункт заполняется только медицинскими организациями, принявшими пострадавшего с места ДТП;

- наименование медицинской организации, принявшей пострадавшего не с места ДТП (заполняется в том случае, если пациент доставлен из другой медицинской организации);

- категория медицинской организации, принявшей пострадавшего не с места ДТП (заполняется в том случае, если пациент доставлен из другой медицинской организации);

- отделение медицинской организации, выписавшее пациента (только для медицинской организации, принявшей пострадавшего из другой медицинской организации, в ином случае данные не заполняются).

Наименование медицинских организаций, в том числе с указанием отделений является необходимым аспектом характеристики их эффективности. Данные сведения также необходимы для оценки эффективности маршрутизации пациентов как внутри трехуровневой системы травмоцентров, так и между медицинскими организациями, на базе которых травматологические центры не осуществляют свою деятельность. Пятый блок включил четыре пункта:

- консультация областных специалистов;

- специальность консультанта (указывать в случае консультации);

- время осуществления консультации с момента поступления пострадавшего в медицинскую организацию;

- принятие решения консультантом (перевод в другую медицинскую организацию, выезд специалистов в медицинскую организацию, принявшую пострадавшего, решение о нетранспортабельности пациента без привлечения специалистов из других медицинских организаций).

Анализ этих данных необходим для оценки эффективности привлечения специалистов, в том числе узкого профиля, для решения вопросов дальнейшей тактики лечения, в том числе принятии вопросов об эвакуации пациентов в другие медицинские организации. Шестой блок включил шесть пунктов:

- диагноз при поступлении;

- основной клинический диагноз;

- вид травмы: 1. Множественная; 2. Сочетанная; 3. Множественная и сочетанная; 4. Нейротравма. 5. Изолированная, сопровождающаяся шоком; 6. Изолированная, не сопровождающаяся шоком.

- дата постановки основного клинического диагноза;

- лечение (оперативное или консервативное);

- число операций (указать при оперативном лечении).

Эти данные необходимы для оценки эффективности маршрутизации травмированных, обоснованности профильности госпитализации в травмоцентры I, II и III уровней, а также оценки качества оказания медицинской помощи. Седьмой блок включил два пункта:

- наличие алкогольного опьянения;

- наличие наркотического опьянения.

Эти данные являются необходимыми для медико-социальной характеристики травмированных с целью оценки эффективности межведомственных мероприятий, направленных на снижение потребления алкогольных и наркотических веществ участниками дорожного движения.

Заключительный, восьмой блок включил три пункта:

- исход лечения;

- проведено дней в случае выписки (летального случая);

- проведено дней в случае перевода в другую медицинскую организацию.

Данные необходимы для расчета показателя больничной летальности на 100 пострадавших, для оценки уровня взаимодействия медицинских организаций между собой по вопросам перевода травмированных из одной организации в другую, а также для расчета среднего пребывания пациентов в стационарах за определенный период времени и сравнение данного показателя между медицинскими организациями региона.

За счет включенных в оперативный мониторинг готовых вариантов ответов, представляется возможным не только упрощенный способ ввода данных, но и их обработка при помощи современных компьютерных технологий.

Заключение. Разработанная форма оперативного мониторинга объединила уже существующие формы и карту, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 28 января 2011 г. № 87, а также включила новые пункты, которые, на наш взгляд, необходимы для комплексной оценки эффективности работы трехуровневой системы травмоцентров, а также для разработки принятии оперативных управленческих решений и разработки комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы трехуровневой системы травматологических центров.

Список литературы

1. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 гг." . - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138230/ (дата обращения 02.09.14 г.).

2. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013— 2020 гг." . - URL: www.consultant.ru/law/hotdocs/28738.html (дата обращения 02.09.14 г.).

3. Алейников, А.В. Организация и результаты работы регионального травматологического центра. Опыт Нижегородской области / А.В. Алейников, А.О. Трофимов, А.А. Алейников // Заместитель главного врача. - 2011. - № 10 (65). - С. 18-24.

4. Мустафин, Р.Р. Повышение эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с сочетанными механическими травмами / Р.Р. Мустафин, А.Ю. Анисимов // Практическая медицина. - 2012. - Т. 2, № 8 (64). - С. 126-130.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"". - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162178/ (дата обращения 02.09.14 г.).

6. Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 28 января 2011 г. № 87 "О порядке взаимодействия учреждений здравоохранения Челябинской области разного уровня при оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Челябинской области". - URL:

www.base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW169;n=65948 (дата

обращения 02.09.14 г.).

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 июля 2008 г. № 332 "О порядке организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях". - URL www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=469584 (дата обращения 02.09.14 г.).

EVALUATION OF THE ORGANIZATION MEDICAL RESPONSE TO AN ACCIDENT ON THE REGIONAL LEVEL BASED ON OPERATIONAL MONITORING

M.G. MOSKVICHEVA, Vice President for additional vocational training and interaction with

educational production bases SUSMU E-mail: [email protected] E. V. SHISHKIN, postgraduate student SUSMU E-mail: [email protected]

Abstract

Developed a real-time monitoring the victims of road traffic accidents in the Chelyabinsk region, necessary to evaluate the effectiveness of trauma centers I, II and III levels, as well as health care organizations, on the basis that they do not carry out their activities in the provision of medical assistance to the victims of road transport accidents. Developed a form of real-time monitoring has included new items that, in our opinion, are necessary for a comprehensive evaluation of the effectiveness of the three-tier system trauma centers, as well as for the development of decisionmaking and operational management of the complex of measures aimed at improving the work of the three-tier system of trauma centers.

Keywords: accident, road traffic injuries, trauma centers, monitoring, traffic accidents.

References

1. Federal program "Improving road safety in 2006-2012.". - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138230.

2. Federal program "Improving road safety in 2013-2020.". - URL: www.consultant.ru/law/hotdocs/28738.html.

3. Aleynikov, AV Organization and the results of the regional trauma center. Experience in the Nizhny Novgorod region / AV Aleynikov, AO Trofimov, AA Aleynikov // Deputy Chief Physician. - 2011. - № 10. - P. 18-24.

4. Mustafin, RR Improving the efficiency of medical care to victims of road traffic accidents with combined mechanical trauma / RR Mustafin, AY Anisimov // practice of medicine. - 2012 -Volume 2, № 8. - S. 126-130.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation on April 15, 2014 № 294 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of health care." - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162178/.

6. Ministry of Health of the Chelyabinsk Region January 28, 2011 № 87 "On the order of interaction between health care institutions of different levels of the Chelyabinsk region in the provision of medical care to victims of road traffic accidents in the Chelyabinsk region." - URL: www.base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW169;n=65948.

7. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of July 11, 2008 № 332 "On organization of monitoring the implementation of measures aimed at improving the organization of care to victims of road traffic accidents." - URL www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=469584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.