Научная статья на тему 'Анализ больничной летальности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и обоснование совершенствования статистического учета данного показателя на региональном уровне'

Анализ больничной летальности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и обоснование совершенствования статистического учета данного показателя на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
732
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ROAD TRAFFIC INJURIES / ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / TRAUMA CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шишкин Е. В., Москвичева М. Г.

В работе приведены анализ больничной летальности от дорожно-транспортного травматизма и сравнительный анализ данного показателя в травмоцентрах I, II, III уровней и в среднем по региону с учетом больничной летальности в медицинских организациях, на базе которых нет травмоцентров. Для оценки больничной летальности использованы данные Челябинского областного медицинского информационно-аналитического центра (форма №14). Кроме того, по нашему мнению, объективными данными по количеству смертельных случаев от дорожно-транспортного травматизма являются сведения Челябинского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Проведенный анализ выявил различия показателей больничной летальности из вышеперечисленных источников, что свидетельствует о необходимости совершенствования системы учета больничной летальности пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, включая данные бюро судебно-медицинской экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишкин Е. В., Москвичева М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HOSPITAL MORTALITY AMONG VICTIMS OF THE ROAD TRAFFIC ACCIDENTS AND PROOF OF THE IMPROVEMENT OF STATISTICS OF THIS INDICATOR AT THE REGIONAL LEVEL

This work studied hospital mortality from road traffic injuries, as well as a comparative analysis of this indicator in trauma centers of I, II, III levels and on the average for the region taking into account the in-hospital mortality in medical organizations, on the basis of which there are no trauma centers. To assess the in-hospital mortality the data from Chelyabinsk Regional Health Information Analysis Center (form number 14) have been used. Furthermore, to our opinion, objective data on the number of deaths from road traffic injuries are the details of the Chelyabinsk Regional Office forensics. The analysis revealed differences in hospital mortality indicators from these sources. Our results indicate the need to improve the statistical system of hospital mortality of road traffic injuries victims including the data of forensic medical examination.

Текст научной работы на тему «Анализ больничной летальности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и обоснование совершенствования статистического учета данного показателя на региональном уровне»

УДК: 614.86-082.4+614.1 © Е.В. Шишкин, М.Г. Москвичева, 2014

Е.В. Шишкин, М.Г. Москвичева АНАЛИЗ БОЛЬНИЧНОЙ ЛЕТАЛЬНОСТИ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ И ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА ДАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Челябинск

В работе приведены анализ больничной летальности от дорожно-транспортного травматизма и сравнительный анализ данного показателя в травмоцентрах I, II, III уровней и в среднем по региону с учетом больничной летальности в медицинских организациях, на базе которых нет травмоцентров. Для оценки больничной летальности использованы данные Челябинского областного медицинского информационно-аналитического центра (форма№14). Кроме того, по нашему мнению, объективными данными по количеству смертельных случаев от дорожно-транспортного травматизма являются сведения Челябинского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Проведенный анализ выявил различия показателей больничной летальности из вышеперечисленных источников, что свидетельствует о необходимости совершенствования системы учета больничной летальности пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, включая данные бюро судебно-медицинской экспертизы.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, дорожно-транспортные происшествия, травматологические центры.

E.V. Shishkin, M.G. Moskvicheva ANALYSIS OF HOSPITAL MORTALITY AMONG VICTIMS OF THE ROAD

TRAFFIC ACCIDENTS AND PROOF OF THE IMPROVEMENT OF STATISTICS OF THIS INDICATOR AT THE REGIONAL LEVEL

This work studied hospital mortality from road traffic injuries, as well as a comparative analysis of this indicator in trauma centers of I, II, III levels and on the average for the region taking into account the in-hospital mortality in medical organizations, on the basis of which there are no trauma centers. To assess the in-hospital mortality the data from Chelyabinsk Regional Health Information Analysis Center (form number 14) have been used. Furthermore, to our opinion, objective data on the number of deaths from road traffic injuries are the details of the Chelyabinsk Regional Office forensics. The analysis revealed differences in hospital mortality indicators from these sources. Our results indicate the need to improve the statistical system of hospital mortality of road traffic injuries victims including the data of forensic medical examination.

Key words: road traffic injuries, road traffic accidents, trauma centers.

Ежегодно в Российской Федерации (РФ) происходит в среднем 170 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых получают травмы более 300 тыс. человек из них около 30 тыс. погибают. Кроме того, велико число детей, травмированных и погибших в ДТП: каждый год получают травмы более 22 тыс. детей, из них погибают около 1,5 тыс. [1].

За последние 10 лет в РФ число погибших в результате ДТП составило 312,5 тыс. человек [2]. В 64 регионах РФ в 2013 году в сравнении с 2010 годом отмечается рост числа погибших в ДТП на 100 тыс. населения, а в 41 регионе за аналогичный период времени отмечается рост тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий [3].

Степень развития системы здравоохранения, качественная и эффективная медицинская помощь пострадавшим в ДТП играют важную роль в снижении показателя смертности и инвалидности от дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) [3,5]. Медико-социальные последствия ДТТ зависят не только от профилактических мер, направленных на сокращение случаев ДТП, но и от комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской

помощи травмированным в дорожно-транспортных происшествиях [6,7].

Одной из основных причин высокой летальности в ДТП является недостаточная организация этапности оказания медицинской помощи пострадавшим от ДТТ, а также высокий уровень больничной летальности [8].

Целью исследования явились изучение больничной летальности от ДТТ, а также сравнительный анализ данного показателя в травмоцентрах I, II, III уровней и в среднем по региону с учетом больничной летальности в медицинских организациях, на базе которых нет травмоцентров.

Задачи исследования включили:

- сравнительный анализ показателей больничной летальности от ДТТ по статистическим данным областного государственного учреждения здравоохранения «Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр» (ОГУЗ ЧО МИАЦ) с учетом данных государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ ЧО БСМЭ) по числу смертельных случаев от дорожно-транспортного травматизма;

- изучение структуры больничной летальности от ДТТ по времени госпитализации;

- анализ маршрутизации травмированных в ДТП со смертельными случаями в медицинские организации;

- сравнительный анализ уровня больничной летальности пострадавших в ДТТ в травмоцентрах и медицинских организациях, оказывающих помощь пострадавшим в ДТП, на базе которых нет травмоцентров.

Материал и методы

В работе изучены отчетная документация медицинских организаций, в структуре которых организованы травмоцентры и медицинских организаций, на базе которых не функционируют травмоцентры. Данные представлены ОГУЗ ЧО МИАЦ (форма №14). Также изучены статистические данные ГБУЗ ЧО БСМЭ. При статистической обработке применены сравнительный анализ, а также расчет экстенсивных и интенсивных показателей. Данные обработаны в программах Microsoft Excel и Statististica 6.0.

Результаты и обсуждение

По данным ОГУЗ ЧО МИАЦ в медицинские организации в 2013 году поступило 3614 пострадавших в ДТП, в том числе 1877 пострадавших поступили в травмоцентры I, II и III уровней. В травмоцентр I уровня было госпитализировано 89 (2,46%) пострадавших в ДТП, в травмоцентр II уровня - 1277 (35,33%), в травмоцентр III уровня - 511 (14,14%) пострадавших.

По статистическим данным ГБУЗ ЧО БСМЭ в 2013 году количество умерших от ДТТ в стационарах области составило 202 случая: 96 (47,52%) случаев в травматологических центрах, в том числе 12 (5,94%) случаев в травмоцентрах I уровня, 64 (31,68%) случая II уровня, 20 (9,90%) случаев в травмо-

центрах III уровня, а также 106 (52,48%) случаев в других медицинских организациях, на базе которых нет травмоцентров.

Для оценки уровня больничной летальности использованы данные ОГУЗ ЧО МИАЦ (форма №14). Проведенный анализ выявил различия показателей больничной летальности из вышеперечисленных источников. Кроме того, по нашему мнению, объективными данными по количеству смертельных случаев от ДТТ являются сведения ГБУЗ ЧО БСМЭ.

С учетом данных ГБУЗ ЧО БСМЭ больничная летальность от ДТТ в регионе в 2013 году составила 5,59 случая на 100 госпитализированных, что на 33,10% выше статистических данных ОГУЗ ЧО МИАЦ - 4,20 случая на 100 госпитализированных.

По времени госпитализации в 120 (59,41%) случаях смерть пострадавших в ДТП наступила в период госпитализации более суток, до суток погибло 82 (40,59%) пострадавших (рис. 1). Кроме того, 48 (23,76%) пострадавших погибли во временной период от 7 часов до одних суток, 23 (11,39%) пострадавших погибли в период от 1 часа до 6 часов и 11 (5,45%) пострадавших погибли в период до часа (рис. 2).

Больничная летал ьность свыше суток 59,41%

■ Досуточная больничная летальность

Больничная летальность с выше суток

Рис. 1. Структура больничной летальности до и свыше суток госпитализации на территории Челябинской области в 2013 г.

Больничная летальность до 1 часа

Больничная летальность от 1 часа до 6 часов

Больничная летальность от 7 часов до одних суток

Больничная летальность свыше суток

20

40

60

30

100 120 140

Случаи больничной летальности

Рис. 2. Структура больничной летальности по времени госпитализации в медицинские организации на территории Челябинской области в 2013 г.

По данным ОГУЗ ЧО МИАЦ, больничная летальность в травмоцентрах I, II и III уровней составила 4,58 случая на 100 госпитализирован-

ных. Учитывая данные ГБУЗ ЧО БСМЭ, этот показатель на 11,57% выше. Он составил 5,11 случая на 100 госпитализированных.

Большая часть смертельных случаев в травмоцентре I уровня зарегистрирована в период госпитализации свыше суток - 58,33% (7 случаев), досуточная летальность зарегистрирована у 5 (41,66%) травмированных, кроме того, 4 (33,33%) случая смертей зарегистрировано в период от 7 часов до суток пребывания в травмоцентре, 1 случай в период от 1 часа до 6 часов, летальных исходов в период до 1 часа не зарегистрировано. Большая часть смертельных случаев отмечается у пострадавших, доставленных с места происшествия - 58,33% (7 случаев), 3 (25,00%) случая зарегистрированы у травмированных, эвакуированных из травмоцентров II уровня, 2 (16,67%) случая - у эвакуированных из медицинских организаций, на базе которых не функционируют травмоцентры. По данным ОГУЗ ЧО МИАЦ, в травмоцентре I уровня количество смертей на госпитальном этапе составило 7 случаев. Таким образом, больничная летальность составляет 7,87 случая на 100 госпитализированных. По данным, полученным в ГБУЗ ЧО БСМЭ, больничная летальность составила 13,48 случая на 100 госпитализированных, что на 71,28% выше показателя ОГУЗ ЧО МИАЦ.

В травмоцентрах II уровня большая часть смертей зарегистрирована у пострадавших в ДТП в период госпитализации свыше суток - 70,31% (45 случаев), до суток -29,69% (19 случаев), в том числе в 13 (20,31%) случаях смерть наступила в период от 7 часов до суток, в 3 (4,69%) случаях в период от 1 часа до 6 часов, в 3 случаях в период до 1 часа. В двух (3,13%) случаях пострадавшие от ДТТ, умершие в травмоцентрах II уровня, были доставлены из медицинских организаций региона, на базе которых не организованы травмоцентры, в одном (1,56%) случае пострадавший в ДТП, умерший в травмоцентре II уровня, был доставлен из другого травмоцентра того же уровня.

По данным отчетной формы №14 ОГУЗ ЧО МИАЦ в стационарах травмоцентров II уровня умерло 59 человек. Таким образом, больничная летальность составила 4,62 случая на 100 госпитализированных, а с учетом числа погибших по данным ГБУЗ ЧО БСМЭ на 8,44% выше, что составило 5,01 случая на 100 госпитализированных.

В травмоцентрах III уровня в большей части случаев смерть наступила в период свыше суток после госпитализации - 55,00% (11 случаев), до суток - 45,00% (9 случаев), в том числе у 5 (25,00%) пострадавших смерть наступила в период от 7 часов до суток, у 4 (20,00%) постра-

давших в период до часа. Во всех случаях пострадавшие в ДТП, погибшие на этапе госпитализации в травмоцентрах III уровня, были доставлены в медицинские организации с места происшествия. Показатели больничной летальности по данным ОГУЗ ЧО МИАЦ, а также с учетом данных по числу смертей ГБУЗ ЧО БСМЭ были одинаковыми и составили 3,91 случая на 100 госпитализированных.

По данным ОГУЗ ЧО МИАЦ, больничная летальность в медицинских организациях, на базе которых нет травмоцентров, составила 3,74 случая на 100 госпитализированных. С учетом данных ГБУЗ ЧО БСМЭ данный показатель был выше на 63,10%, что составляет 6,10 случая на 100 госпитализированных.

Большинство смертельных случаев от ДТТ в медицинских организациях, на базе которых не организованы травмоцентры, зарегистрировано у пострадавших с множественными и сочетанными травмами, а также с изолированными, сопровождающимися шоком, - 99 (93,40%) случаев. Большая часть смертельных случаев от ДТТ - 55,66% (59 случаев) наступила в период пребывания травмированных в стационаре свыше суток, смерть в период пребывания от 7 часов до суток - у 25 (23,58%) травмированных, в период 1-6 часов - у 19 (17,92%) травмированных, в период до часа - у 3 (2,83%) травмированных. Во всех случаях пострадавшие в ДТП были доставлены с места происшествия.

Выводы

По официальным статистическим данным ОГУЗ «Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр» в регионе наблюдается уровень больничной летальности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, соответствующий индикативному показателю 2013 года (4,2 случая на 100 госпитализированных), указанному в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». По данным проведенного нами анализа установлено, что показатели больничной летальности от дорожно-транспорт-ного травматизма с учетом данных ГБУЗ ЧО БСМЭ выше отчетных данных медицинских организаций (форма №14) на 33,10% и составляет 5,59 случая на 100 госпитализированных.

В отличие от травмоцентра I уровня, где представляется возможным проследить маршрутизацию пациентов, доставленных из травмоцентров II уровня и других медицинских организаций, в травмоцентрах II уровня в настоящее время маршрутизацию из трав-

моцентров III уровня проследить не представляется возможным, так как в утвержденных отчетных формах (отчетная форма №40) медицинских организаций не предусмотрен учет числа эвакуированных в медицинские организации специализированным санитарным транспортом - реанимобилями класса «C».

Проведенным исследованием установлена высокая доля больничной летальности в медицинских организациях, на базе которых нет травмоцентров, в том числе пострадавших с множественными и сочетанными травмами, а также изолированными, сопровождающимися шоком, в том числе в период госпитализации свыше суток, что может свидетельствовать о низком уровне взаимодействия данных медицинских организаций с травмоцентрами области и между самими травмоцентрами, особенно II и III уровней.

Заключение

Нами установлены существенные различия между статистическими данными больничной летальности ОГУЗ ЧО МИАЦ и ГБУЗ ЧО БСМЭ. Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования системы учета больничной летальности пострадавших от дорожно-транспортного травматизма, в том числе с учетом показателей количества смертельных случаев на этапе эвакуации ГБУЗ ЧОБСМЭ». Для объективной оценки эффективности работы трехуровневой системы травмоцентров, в том числе для оценки эффективности маршрутизации пациентов, необходимы разработка и внедрение оперативного мониторинга работы травмоцентров, а также других медицинских организаций региона, которые оказывают медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Сведения об авторах статьи:

Шишкин Евгений Владимирович - очный аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64. E-mail: shishkin90@mail.ru.

Москвичева Марина Геннадьевна - д.м.н., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения факультета дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64. E-mail: moskvichevamg@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

Варнавский, В.Е. Организация догоспитальной и госпитальной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в условиях отдаленного сельского муниципального образования (на примере Вяземского муниципального района Хабаровского края) / В.Е. Варнавский, К.Е. Пошатаев, В.Н. Кораблев // Нейрохирургия и неврология детского возраста. - 2011. - №1. -С. 64-69.

Кузьмин, А.Г. Дорожно-транспортный травматизм как национальная проблема / А.Г. Кузьмин // Экология человека. - 2011. -№3. - С. 44-49.

Москвичева, М.Г. Анализ показателей смертности и тяжести последствий дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации / М.Г. Москвичева, Е.В. Шишкин // Менеджер здравоохранения. - 2014. - №5. - С. 36-42. Hyder, A.A. Inequality and road-traffic injuries: call for action / A.A. Hyder, M. Peden // Lancet - 2003. - Vol. 362, № 9401. - P. 2034-2035. Nantulya, V.M. The neglected epidemic: road traffic injuries in developing countries / V.M. Nantulya, M.R. Reich // Br. Med. J. - 2002. - Vol. 324, №7346. - P. 1139-1141.

Bazzoli, G.J. Community-based trauma system development: key barriers and facilitating factors / G.J. Bazzoli // J. Trauma. - 1999. -Vol. 47, № 3. - P. 22-24.

89. ч.3 14. Di Bartolomeo, S. Effects of 2 patterns of prehospital care on the outcome of patients with severe head injury / S. Di Bar-tolomeo, G. Sanson, G. Nardi, F. Scian, V. Michelutto, L. Lattuada // Arch. Surg. - 2001. - Vol. 136, № 11. - P. 1293-1300. Королев В.М. Организация медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Хабаровском крае / В.М. Королев // Дальневосточный медицинский журнал. - 2013. - № 3. - С. 25-27.

1.

2

3

6

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.