Электронный научный журнал элмос^^ака
«Социальные аспекты здоровья населения» м^лге^^и^ш
23.06.2017 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2017-55-3-10
12 1 Гречухин И.В., Болотников И.Ю., Андреев М.К.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО МОНИТОРИНГА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1
ФГБОУ ВО «Астраханским государственный медицинским университет» Министерства здравоохранения РФ, Астрахань
2ГБУЗ АО «Центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», Астрахань
TRAFFIC ACCIDENTS OVERVIEW AND IMPROVEMENT OF INFORMATION SUPPORT FOR ITS MONITORING IN THE ASTRAKHAN REGION
xGrechukhin I.V., 2Bolotnikov I.Yu., xAndreev M.K.
1Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia 2Centre For Disaster Medicine And Emergency Care, Astrakhan
Контактная информация: Гречухин Игорь Владимирович, e-mail: [email protected]
Contacts: Igor V Grechukhin, e-mail: [email protected] Information about authors:
Grechuhin I.V., http://orcid.org/0000-0002-5195-3683 Bolotnikov I. Yu., http://orcid.org/0000-0002-2670-0676 Andreev M.K., http://orcid.org/0000-0001-7360-8058 Acknowledgments.The study had no sponsorship. Conflct of interests. The authors declare no conflict of interest.
Резюме.
Актуальность. Дорожно-транспортный травматизм в связи с тяжестью его неблагоприятных последствий составляет одну из приоритетных проблем здравоохранения, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Необходимо дальнейшее совершенствование организации и качества медицинской помощи при травмах, полученных при дорожно-транспортных происшествиях, на основе её постоянного анализа.
Цель: оценка эффективности использования внедренной региональной персонифицированной информационной системы для мониторинга основных показателей дорожно-транспортного травматизма в Астраханской области.
Методы: Рассматривались официальные данные Федеральной службы государственной статистики за 2011-2015 гг. Проводилась оценка показателей (смертности, летальности), полученных с помощью, сформированной в регионе информационной системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате транспортных несчастных случаев за январь-сентябрь 2015 года и тот же период 2016 года.
Результаты работы. Проводимые на территории региона мероприятия по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, способствовали снижению частоты смертности в них с 17,0 до 13,2 на 100 тыс. населения. Внедрение первого этапа формирующейся региональной персонифицированной информационной системы способствовало получению оперативной информации, свидетельствующей о позитивной динамике основных параметров мониторинга дорожно-транспортного травматизма за 9 месяцев 2016 года. Наблюдается дальнейшее снижение уровня смертности до 7,7 на 100 тыс. населения, который ниже целевого индикатора (8,7 на 100 тыс. населения).
Выводы.
1. В Астраханской области, в связи с высоким показателем числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них на фоне увеличения единиц автомобильного транспорта, проблема дорожно-транспортного травматизма является актуальной.
2. Внедрение на первом этапе региональной персонифицированной информационной системы оказания медицинской помощи травматологическим пациентам, в том числе пострадавшим в результате транспортных несчастных случаев, может эффективно использоваться для проведения мониторинга мероприятий по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий, в перспективе для принятия управленческих решений по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим.
Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм; анализ; информационная система; мониторинг; медицинская помощь.
Abstract.
Significance. Traffic accidents remain one of the priority healthcare topics both in the Russian Federation and globally due to severe adverse consequences. There is a need for further organization of care for injuries caused by traffic accidents and its quality based on continuous analysis of situation with traffic accidents.
The study purpose - to estimate efficiency of the regional personified informational system for monitoring main indicators of traffic accidents that was introduced in the Astrakhan region.
Methods. Official data of the Federal State Statistics Service for 2011-2015 years were analyzed. Estimation of indicators (on mortality and lethal outcomes) was conducted using data from the regional informational system on care delivery to victims of traffic accidents during January - September 2015 and during the same period in 2016.
Results. Implementation of the regional measures aimed at care improvement to victims of traffic accidents helped to decrease mortality rates from 17.0 to 13.2 per 100,000.
Introduction of the first stage of developing regional personified informational system facilitated receiving timely information demonstrating a positive dynamics of the major monitoring indicators on traffic accidents for 9 months of 2016. A continuous reduction in mortality rates up to 7.7 per 100,000, which is lower than the target (8.7 per 100,000) has been reported.
Conclusion.
1. A high number of traffic accidents and their victims against the background of the growing number of vehicles makes the problem of traffic accidents in the Astrakhan region relevant among other subjects of the Southern Federal District.
2. Introduction of the first stage of the developing regional personified informational system of care delivery to patients with traumas including traffic accidents survivors can be effectively used to monitor measures aimed at reducing mortality from traffic accidents and, in the long term, make managerial decisions on improving care to traffic accidents victims.
Keywords: road traffic injuries; analysis; informational system; monitoring; medical care.
Введение. Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в связи с тяжестью их неблагоприятных последствий составляют одну из приоритетных проблем здравоохранения во всем мире. В докладе ВОЗ (2013), посвященном оценке состояния безопасности дорожного движения, констатирована высокая смертность вследствие ДТП, достигающая более 1 млн. человек в год, отмечен значительный экономический ущерб, исчисляющийся миллиардами долларов [4]. Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, определенные Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН), включающие совершенствование медицинской помощи пострадавшим, осуществляемые в ряде стран, способствовали стабилизации смертности на дорогах мира [5,14]. В Российской Федерации дорожно-транспортный травматизм является одной из важных социально-экономических и демографических проблем, что нашло свое отражение в ряде принятых нормативных документах [8,10]. Программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в качестве важнейших целевых индикаторов определено снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в 2013-2020 годах с 14,1 до 10 случаев на 100 тыс. населения, а больничной летальности с 4,2 до 3,9% [10].
В 2009-2013 гг. в среднем по стране наблюдалось снижение показателя смертности от ДТП с 14,5 до 13,7 на 100 тыс. населения и больничной летальности с 5,5 до 4,7%%, но в ряде федеральных округов эти показатели остаются высоким. Более 60% пострадавших погибает на догоспитальном этапе, преимущественно на месте происшествия [6]. Все это требует дальнейшего совершенствования организации и качества медицинской помощи при травмах, полученных в ДТП, на основе её постоянного анализа. В тоже время медицинская статистика дорожно-транспортного травматизма в РФ не сопоставима с данными Госавтоинспекции (ГИБДД), имеет место недоучет ДТП с пострадавшими, смертности от них [12]. Для получения достоверной, качественной и своевременной информации о пострадавших, характеристиках ДТП, объемах и сроках оказания медицинской помощи на всех её этапах возникла настоятельная необходимость в создании и использовании автоматизированных информационных систем [1,2,3,13].
Цель исследования - оценка эффективности использования внедренной региональной персонифицированной информационной системы для мониторинга основных показателей дорожно-транспортного травматизма в Астраханской области.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные показатели дорожно-транспортного травматизма в Астраханском регионе по данным официальной статистики за 2011-2015 гг.
2. Оценить эффективность использования внедренной региональной персонифицированной информационной системы для мониторинга дорожно-транспортного травматизма в Астраханской области за январь-сентябрь 2015 и аналогичный период 2016 гг.
Материал и методы. В работе рассматривались данные Федеральной службы государственной статистики (https://www.fedstat.ru) за 2011-2015 гг. по числу дорожно-
транспортных происшествий с пострадавшими, смертности от них (на 100 тыс. населения и на 10 тыс. транспортных средств), плотности автомобильных дорог на 1000 км2, числу единиц автомобильного транспорта на 1000 населения в Астраханской области (АО), Российской Федерации (РФ), субъектах Южного федерального округа. Использовались нормативные документы по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях федерального и регионального уровней [7,8,9,10]. Основные параметры оценки эффективности реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории Астраханской области были получены из отчетов ГБУЗ АО «Территориальный центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи Астраханской области» за 2011-2015 гг. Проводился расчет и анализ показателей (смертности, летальности), полученных из базы данных сформированной региональной персонифицированной информационной системы (РПИС) оказания медицинской помощи травматологическим пациентам, в том числе пострадавшим в результате транспортных несчастных случаев за январь-сентябрь 2015 г. и тот же период 2016 г. Определялся темп прироста (снижения) относительных показателей (%), их средняя ошибка (т).
Результаты. Оказание экстренной медицинской помощи населению Астраханской области, в том числе при ДТП, авариях, несчастных случаях и в чрезвычайных ситуациях осуществляет государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области «Центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» (ЦМК и СМП) созданное с 01.10.2015 года путем реорганизации в форме слияния ГБУЗ АО «Территориальный центр медицины катастроф Астраханской области» и ГБУЗ АО «Станция скорой медицинской помощи». Это позволило исключить дублирование функций, как при передаче информации, так и при оказании медицинской помощи. В оказании скорой, в том числе специализированной медицинской помощи при ДТП на территории города Астрахани и в районах области участвуют 113 выездных бригад скорой медицинской помощи, среди которых 26 - специализированных врачебных бригад, 42 врачебных общепрофильных и 45 фельдшерских.
В созданном при ЦМК и СМП в 2010 году учебном центре «Школа медицины катастроф» проводится обучение сотрудников органов внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), военнослужащих, спасателей аварийно-спасательных служб, водителей транспортных средств, различных категорий населения, медицинских работников по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, при различных чрезвычайных ситуациях. Для оперативного и эффективного применения сил и средств медицинских организаций на догоспитальном этапе, максимального сокращения промежутка времени от оказания первой помощи до оказания скорой специализированной медицинской помощи, приняты меры по оснащению глобальной навигационной спутниковой системой «ГЛОНАСС» всех автомобилей скорой медицинской помощи городов и районов области (100%).
На территории региона с 2012 года создана трехуровневая система оказания медицинской помощи пострадавшим (рисунок 1), функционирует шесть травмоцентров, среди которых два первого уровня (для взрослых и детей), на базе областных клинических больниц, один травмоцентр второго уровня на базе городской клинической больницы, все они расположены в областном центре.
Рис. 1. Картограмма Астраханской области, дороги федерального значения и расположение травмоцентров различного уровня
Три травмоцентра третьего уровня на базе районных больниц, расположены вдоль федеральной дороги М-6 «Каспий», оказывающих медицинскую помощь общего хирургического профиля. Определены зоны ответственности медицинских организаций по оказанию медицинской помощи при ДТП и схема маршрутизации пострадавших. Через территорию Астраханской области проходят автомобильные дороги федерального значения М-6 (Р-22) «Каспий», Р-216 Астрахань - Элиста - Ставрополь и Р-215 Астрахань - Кочубей -Кизляр - Махачкала.
С целью оптимизации организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на федеральной автомобильной дороге М-6 «Каспий» Министерством здравоохранения Астраханской области заключены соглашения с администрациями Волгоградской области и Республики Калмыкия.
В Астраханской области в соответствии с нормативными документами, определяющими комплекс мер, направленных на совершенствование организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях федерального и регионального уровней [5,6,7,8,9], разработана схема взаимодействия медицинских организаций области со специальными службами ГИБДД и министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий ДТП.
На территории Астраханской области в 2013 году было практически завершено создание инфраструктуры информатизации системы здравоохранения, явившейся основой для решения текущих задач медицинского обслуживания населения и её комплексного развития в будущем. Возросшая необходимость дальнейшего совершенствования учёта, объемов оказания скорой и специализированной медицинской помощи, мониторинга реализации мероприятий по снижению смертности от травм, в частности в результате ДТП,
послужило основой для разработки проекта регионального регистра травматологических пациентов с поэтапным его формированием. Первой ступенью реализации такого проекта явилось формирование с 01.01.2015 региональной персонифицированной информационной системы оказания медицинской помощи травматологическим пациентам, в том числе пострадавшим в результате транспортных несчастных случаев, на базе ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница», где расположены ЦМК и СМП и травмоцентр I уровня, куда также поступают сведения о травматологических пациентах из других травмоцентров и лечебных учреждений. Имеющая база данных содержит сведения о поле, возрасте, характере и тяжести травмы, времени доезда бригады ЦМК и СМП до места вызова.
Неотъемлемой частью такой информационной системы является созданная и внедренная в ГБОУЗ Астраханской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» электронная персонифицированная база данных «СтатСМЭ», предусматривающая регистрацию всех случаев травм со смертельным исходом (рисунок 2).
Код I
№ акт в
ФИО ЛЛААААААААААЛББВББЙВВВВВВВВВВ
№ приема ■Ж
БОДМнь или гпипнлне. НИОСРЫСПЯННО прниплипп к тпртн БОБ '
Ни I □ ЛОС I ЛОНИ
15 С! ЯП
Длю. нелепое ЙНМЯ 1Й(1
Ппголргнчвсяоэ 1И5ГТп=нНС1. кптирпс Приев 10 К ■ш:лникл|и||[|мнк] I ишсикЕирпншэА мрнчнни
Первоначальная причин смерти: дщ 1
£1)6.5
-
.□рутма спсганинЩгрйвиь^ ¡КЕН: £72 Э
Лаги рйждакм) 111115*55 пол м лпшпнерти пгач гон Нн1;инне примкни троямы.
Не
С
!=Гн,Ы\иТе 01 мдо доставлена ТфОС рвйну овпкти к порол» Кировский ^ ПР"«***"""11 «паиииш/а™*
ИЛМИяЬСТН Унчрп^нДГП Пос1упи1»и в ОПН:
Паю пипуплсиш Ь Л11У
Ром ШТНМ» КирнсхнйРОВД
БвдСт«Е1р1м М4йЦкичасН0Я граннв Кпт^гприн пнпргн- 11всы0ь£1М1#пЛ
Сцв. - хнчнческие: да
Наличие алкоголя: Ьналагнчййше: да Ьнонмннчвмиа: ли
^изз
Нолрвл/ПостоновявнивгПо&тоновпя» * Ф.И.О. эксперта: ймаомимнмоовди
Сср'ЧЧ ЕПЦД^ТИЛЬСШН П4ЛН:рТИ I -
№ СйнЦ^ТйЛЬПТНа й ИпйрТн:
Дата ицлачн шндвГ&АкСгНа и снир!и I 311 ¿011
мка
Гистологические ля
Причины спир|н. Травиотрансяортнаэ автокШильнал
01ЧЬГНАЧ
Инагноз сулайно малицинскиА ЧМ1 Паралон вши» чарапаТрачат идай 01
ПОИСК. ПО ФАМИ ПИИ. |
3«ГКЬ! (¡Г] <
1СЁЗШЭ™2
Рис. 2. Окно формы базы данных «СтатСМЭ»
В базе данных имеются поля, предназначенные для регистрации № акта исследования трупа, № приема его в бюро на исследование, даты поступления и исследования тела, фамилия, имя и отчество погибшего, дата его рождения, пол, установленная дата смерти, обстоятельства обнаружения тела, место (район города или области) откуда труп доставлен в бюро.
В других полях отмечаются: факт смерти пациента в лечебном учреждении и дате её наступления, вид смерти (асфиксия, механическая травма и пр.), судебно-медицинский диагноз.
В базе данных также кодируются множественные причины смерти: болезнь или состояние, непосредственно приведшее к смерти (основное состояние - травма), патологическое состояние, которое привело к возникновению вышеуказанной причины, первоначальная причина смерти, другие (сопутствующие) состояния (травмы), а также
внешние причины травмы. К перечисленным полям подключены справочники МКБ-10 с кодами соответствующих классов болезней и травм, а также внешних причин травм (класс XX), что исключает ошибки ввода информации.
Остальные поля предназначены для ввода информации о проводимых судебно-химических, судебно-биологических, медико-криминалистических, гистологических исследований, наличии алкоголя в крови, об организации, направившей труп в судебно-медицинское бюро, об имеющихся постановлениях или направлениях тела на исследование или экспертизу. Также вносится серия и номер свидетельства о смерти и дата его выдачи, а также фамилия, имя, отчества эксперта, проводящего судебно-медицинское исследование. Имеется кнопка для открытия запросов, в которых данные группируются с целью создания отчетов. Существует возможность импорта необходимой информации в другие приложения.
По официальным данным Федеральной службы государственной статистики за 20112015 гг. в Астраханской области сократилось число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 9,0% (с 1704 до 1551), а число пострадавших на 6,8% (с 2328 до 2170). В Российской Федерации за этот период число ДТП уменьшилось на 7,9% (с 199868 до 184000) и пострадавших на 9,1% (с 279801 до 254311).
С 2011 по 2015 гг. частота смертности в результате ДТП в АО была ниже, чем в РФ, наблюдалось её снижение на 29,0% (от 18,6 до 13,2 на 100 тыс. населения), по стране этот показатель понизился на 19,4% (от 19,6 до 15,8 на 100 тыс. населения). За этот же период тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших) в АО уменьшилась с 8,1 до 6,3, а по стране - с 10,0 до 9,1.
Число лиц, получивших не смертельные травмы в ДТП, в Астраханском регионе за 2011-2015 гг. уменьшилось на 5,7% с 211,4 до 199,3, на 100 тыс. населения, но этот показатель был выше, чем по РФ, который понизился с 176,2 до 157,9.
С 2011 по 2015 гг. также произошло снижение числа погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств в АО с 5,2 до 4,1, в РФ - с 6,6 до 4,3.
Астраханская область среди субъектов Южного федерального округа характеризуется невысокой плотностью автомобильных дорог с твердым покрытием (таблица 1) и наименьшим числом легкового автотранспорта на 1000 населения, причем последний показатель в 2015 году (262,6) увеличился относительно 2011 года (247,6) на 6,1%.
Таблица 1
Плотность автомобильных дорог, число единиц автомобильного транспорта в Российской Федерации и в субъектах Южного федерального округа в 2015 году
Регион Плотность автомобильных дорог на 1000 км2 территории Ранг Число единиц легкового автотранспорта на 1000 населения Ранг
Российская Федерация 61 6 302,3 5
Республика Адыгея 563 1 294,6 6
Республика Калмыкия 47 7 309,0 3
Краснодарский край 447 2 313,6 2
Астраханская область 88 5 262,6 7
Волгоградская область 141 4 352,5 1
Ростовская область 261 3 307,2 4
Среди субъектов Южного федерального округа (таблица 2) по числу ДТП на 1000 населения АО занимает второе место, по показателю смертности в них - последнее шестое, а по числу травмированных на 100 тыс. населения - второе место.
Таблица 2
Число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, смертность и травмированные в них в Российской Федерации и субъектах Южного федерального
округа в 2015 году
Субъекты Южного федерального округа ДТП Смертность Травмированы
На 1 тыс. населения Ранг на 100 тыс. населения Ранг на 100 тыс. населения Ранг
Республика Адыгея 1,15 4 29,2 2 133,7 5
Республика Калмыкия 1,99 1 33,1 1 290,4 1
Краснодарский край 1,15 4 20,8 3 136,6 4
Астраханская область 1,52 2 13,2 6 199,3 2
Волгоградская область 0,99 5 13,5 5 118,7 6
Ростовская область 1,24 3 15,9 4 155,2 3
На протяжении последних трех лет в ходе реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории Астраханской области (таблица 3) наблюдалось уменьшение числа погибших вследствие ДТП, уровня смертности и тяжести их последствий, были достигнуты основные целевые показатели.
Таблица 3
Основные показатели оценки эффективности реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории Астраханской области
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015
Число погибших (всего)/целевой показатель 164 188 173/168 158/163 135/160
Уровень смертности (на 100 тыс. населения) /целевой показатель 16,2 18,5 17,0/16, 6 15,5/16, 1 13,2/15,8
Тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших) /целевой показатель 9,0 9,9 6,5/6,8 6,6/6,7 6,1/6,7
Данные, полученные на основе внедрённой РПИС, были использованы для проведения мониторинга реализации мероприятий по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий за девять месяцев 2016 года, проводимого Министерством здравоохранения Астраханской области.
Осуществленный анализ основных показателей дорожно-транспортного травматизма показал, что за январь - сентябрь месяцы 2015-2016 гг. число выполненных выездов с поводом к вызову «ДТП» бригадами ЦМК и СМП уменьшилось на 21,9% с 1366 до 1067. В тоже время удельный вес выездов бригад со временем доезда до 20 минут увеличился с 92,2% до 94,1%.
С января по сентябрь месяцы 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года уменьшилось число поступавших в стационары пострадавших в ДТП на 15,2% и из них госпитализированных - на 19,2% (рисунок 3). Удельный вес госпитализации за рассматриваемый период 2015 и 2016 гг. составлял соответственно 68,4% до 65,1%.
Рис. 3. Число поступавших и госпитализированных пострадавших в ДТП в стационары Астраханской области за январь - сентябрь месяцы 2015 и аналогичный период 2016 гг.
Среди госпитализированных пациентов в 2016 году преобладали мужчины - 63,5%, женщин было 36,5%. Основную возрастную группу составляли лица от 18 до 59 лет (73,4%) обоего пола, на детей до 17 лет включительно приходилось 17,7%, остальные 8,9% были в возрасте 60 лет и старше. У 70,4% пострадавших имели место сочетанные (61,4%) и множественные (9,0%) травмы, у 29,6% - изолированные. У значительной доли госпитализированных состояние расценивалось как тяжелое (69,1%), крайне тяжелое состояние отмечалось в 4,3% случаев, 26,6% пациентов были в удовлетворительном состоянии.
Большинство пострадавших в ДТП госпитализировались в травмоцентры (рисунок 4), причем в 2016 году по сравнению с 2015 годом их доля увеличилась с 76,4% до 84,8% и стала соответствовать целевому показателю (82,0%), что свидетельствует о повышении доступности и своевременности оказания специализированной помощи.
Рис. 4. Распределение (%) госпитализированных пострадавших в ДТП в лечебных учреждениях Астраханской области за 9 месяцев 2015 и 2016 гг.
Уровень смертности в результате ДТП за девять месяцев 2016 года уменьшился на 16,0% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года с 9,1±0,95 до 7,7±0,87 на 100 тыс. населения, но различия показателей были недостоверны ^=1,14), что связано с малым числом наблюдений.
Пострадавшие в ДТП погибали преимущественно на месте получения травмы (таблица 4), что в первую очередь обусловлено тяжестью полученных ими повреждений, их количество в 2016 году уменьшилось на 6,1%, а доля от числа всех погибших увеличилась с 71,0±4,7% до 79,5±4,5%.
Таблица 4
Число и удельный вес погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в Астраханской области за январь - сентябрь месяцы 2015 и
аналогичный период 2016 гг.
Место наступления летального исхода 2015г. 2016г.
Абс. % Абс. %
На месте ДТП, из них: 66 71,0 62 79,5
-до прибытия бригады ЦМК и СМП 65 98,5 60 96,8
-в присутствии бригады ЦМК и СМП 1 1,5 2 3,2
При транспортировке 4 4,3 1 1,3
В стационаре 23 24,7 15 19,2
Итого 93 100,0 78 100,0
На месте ДТП
погибали пострадавшие, как правило, до прибытия бригады ЦМК и
СМП.
За анализируемый период 2016 года погибшими на месте ДТП были преимущественно лица мужского пола (65,2%), средний возраст которых составлял 45,4±2,3 года, 60,9% человек погибло в районах области и 39,1% - в областном центре, среди всех погибших 38,5% находились в состоянии алкогольного опьянения. Эти данные необходимы для оптимизации профилактических мероприятий среди различных участников дорожного движения.
Показатель летальности пострадавших в результате ДТП в стационарах за январь-сентябрь месяцы 2016 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года с 2,7±0,5% до 2,2±0,5%, но эти различия были недостоверны (К1,0).
При сравнении летальности госпитализированных пострадавших в результате ДТП, (таблица 5) статистически значимых различий её показателей не было установлено (К2,0) в травмоцентрах разного уровня, в травмоцентрах и других лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).
Таблица 5
Летальность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в стационарах Астраханского региона за январь - сентябрь месяцы 2015 и аналогичный
период 2016 гг.
Показатель Годы Травмоцентры (уровень)
I II III Всего " ЛПУ
Число умерших 2015 12 6 - 18 3
2016 6 4 1 11 3
Летальность(%) 2015 5,7+1,6 1,9+0,8 - 3,3+0,8 1,5+0,9
2016 3,6+1,5 1,3+0,4 3,1+3,0 2,2+0,4 2,9+1,6
Установлено, что в травмоцентрах пациенты, получившие травмы в ДТП, умирали преимущественно на протяжении первых семи суток госпитализации (рисунок 5), причем доля летальных исходов в этот срок в 2016 году увеличилась относительно 2015 года с 77,8±2,9% до 90,0±4,0%.
90,0 10,0
-
77, 8 16,6
0% 20% 40% 60% 80% 100%
В 0-7 суток В 8-30 суток У >30 суток
Рис. 5. Удельный вес умерших в травмоцентрах в различные сроки госпитализации
У погибших на месте ДТП и в первые семь суток госпитализации преобладали травмы нескольких областей тела (58,8%), как правило, с повреждением внутренних органов, сопровождающиеся шоком, внутренним кровотечением, а также черепно-мозговые травмы (32,4%) с переломом костей черепа, внутричерепными гематомами и отеком головного мозга.
Обсуждение.
Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что в связи с высоким показателем числа ДТП на 1000 населения и пострадавших в них на фоне увеличения единиц автомобильного транспорта проблема дорожно-транспортного травматизма в Астраханской области остается актуальной как и в прошлые годы [7,11].
Проводимые на территории региона инфраструктурная реорганизация службы помощи пострадавшим в ДТП, способствовали снижению частоты смертности в них. Остается достаточно высоким уровень несмертельных травм, превышающий среднероссийский показатель.
Первый этап внедрения РПИС дал возможность получить оперативную информацию необходимую для осуществления мониторинга основных параметров оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных травмах. За 9 месяцев 2016 года повысилась доступность СМП и стационарной помощи пострадавшим, о чем свидетельствуют: увеличение доли выездов бригад ЦМК и СМП с поводом к вызову «ДТП» со временем доезда до 20 минут до 94,1% (превышение значения целевого показателя 92,0%), дальнейшее снижение уровня смертности до 7,7 на 100 тыс. населения, (ниже целевого индикатора 8,7 на 100 тыс. населения), доля госпитализированных в травмоцентры I и II составила 94,6% (целевой индикатор 82,0%). Остаётся высоким удельный вес погибших на месте получения травм до приезда бригады ЦМК и СМП, особенно в районах Астраханской области,
летальных исходов в первые сутки госпитализации. Причинами гибели пострадавших, как правило, являются тяжелые, порой несовместимые с жизнью сочетанные, черепно-мозговые повреждения. Это в свою очередь обуславливает дальнейшее развитие системы профилактики дорожно-транспортных происшествий и совершенствование первой, скорой и специализированной медицинской помощи пострадавшим.
На втором этапе внедрения РПИС мы ожидаем получения сведений о сроках, объемах и результатах оказания различных видов медицинской помощи пострадавшим в ДТП, а также для принятия управленческих решений по совершенствованию их маршрутизации, доступности и качества лечения. В связи с этим задачами второго этапа являются регистрация и оценка: сроков оказания первой, скорой и специализированной медицинской помощи, оценки состояния пострадавших на этапах её оказания, характера полученных повреждений (диагноз) врачами бригад ЦМК и СМП и травмоцентра.
Выводы:
1. В Астраханской области среди субъектов Южного федерального округа в связи с высоким показателем числа ДТП и пострадавших в них на фоне увеличения единиц автомобильного транспорта проблема дорожно-транспортного травматизма является актуальной.
2. Внедрение на первом этапе РПИС оказания медицинской помощи травматологическим пациентам, в том числе пострадавшим в результате транспортных несчастных случаев, может эффективно использоваться для проведения мониторинга мероприятий по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий, в перспективе для принятия управленческих решений по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Библиография
1. Артамошина М.П., Дежурный Л.И. Совершенствование системы учета и анализа медицинских последствий дорожно-транспортных происшествий в Воронежской области. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2011;20(4). URL: http://
http://vestnik.mednet.ru/content/view/348/30/lang.ru/ (Дата обращения 15 октября 2016).
2. Багненко С.Ф., Мирошниченко А.Г., Барсукова И.М., Миннуллин И.П., Кисельгоф О.Г., Зинин В.В. и др. Вопросы информатизации и автоматизации работы службы скорой медицинской помощи в Российской Федерации. Скорая медицинская помощь 2013; (4): 8-12.
3. Багненко С.Ф., Миннуллин И.П., Чикин А.Е., Разумный Н.В., Фисенко В.С. Совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Вестник Росздравнадзора 2013; (5): 25-30.
4. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Мире. Всемирная организация здравоохранения. - 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.who.int/violence injury prevention/road safety status/2013/en/ (Дата обращения 25.10.2016).
5. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Мире: Резюме. Всемирная организация здравоохранения. - 2015 [Электронный ресурс]. -URL:http://www.who.int/violence injury prevention/road safety status/2015/GSRRS2015
Summary RU.pdf (Дата обращения 25.10.2016).
6. Какорина Е.П., Андреева Т.М., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В. Состояние дорожно-транспортного травматизма по данным официальной медицинской статистики. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2015;(6):18-24.
7. О государственной программе «Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2013-2017 годы» и внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 10.08.2012 №376-Пр: Постановление Правительства Астраханской области от 08 ноября 2012 года №467-П. [Интернет].URL: http://docs.cntd.ru/document/453365172 (Дата обращения 17.10.2016)
8. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 года №864 (с изменениями на 11 октября 2016 года). [Интернет]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499048500 (Дата обращения 31.10.2016)
9. Об утверждении комплекса мер по реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях: распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 18 июля 2013 № 596р. [Интернет]. URL: http://docs.cntd.ru/document/430627323 (Дата обращения 3.10.2016).
10.Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 294 [Интернет]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499091785 (Дата обращения 3.10.2015)
11.Сердюков А.Г., Юрьев В.К., Гусев Д.С., Кузнецов С.А. Роль внешних причин в смертности населения Астраханской области. Астраханский медицинский журнал 2012; 7(3): 161-166.
12.Фаттахов Т.А. Источники информации о ДТП и учет дорожно-транспортного травматизма в России. Демографическое обозрение 2014; (1): 127-143.
13.Data systems: a road safety manual for decision-makers and practitioners. Geneva: WHO, 2010. [Интернет]. URL:
http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44256/1/9789241598965 eng.pdf (Дата обращения 3.10.2016).
14.WHO Global Plan for the Decade of Action for Road Safety 2011-2020. 2011 [Интернет]. - URL:
http://www.who.int/roadsafety/decade of action/plan/plan english.pdf?ua=1 References
1. Artamoshina M.P., Dezhurnyj L.I. Sovershenstvovanie sistemy ucheta i analiza medicinskih posledstvij dorozhno-transportnyh proisshestvij v Voronezhskoj oblasti [Improving of the accounting and analysis system of medical consequences of road traffic accidents in the Voronezh region] Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija [serial online] 2011 [cited 2016 Oct 15]; 20(4). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/348/30/lang.ru/ (In Russian)
2. Bagnenko S.F., Miroshnichenko A.G., Barsukova I.M., Minnullin I.P., Kisel'gof O.G., Zinin V.V. i dr. Voprosy informatizacii i avtomatizacii raboty sluzhby skoroj medicinskoj pomoshhi v Rossijskoj Federacii. [Questions of informatization and automation of work of service of the emergency medical service in the Russian Federation]. Skoraja medicinskaja pomoshh' 2013; (4): 8-12. (In Russian)
3. Bagnenko S.F., Minnullin I.P., Chikin A.E., Razumnyj N.V., Fisenko V.S. Sovershenstvovanie medicinskoj pomoshhi postradavshim pri dorozhno-transportnyh
proisshestvijah [Better medical aid to road accident casualties]. Vestnik Roszdravnadzora 2013; (5): 25-30 (In Russian).
4. Global status report on road safety. Geneva: WHO, 2013. [Online]. URL: http://www.who.int/violence injury prevention/road safety status/2013/en/ (Дата обращения 25.10.2016).
5. Global status report on road safety. Geneva: WHO, 2015. [Online].URL: http://www.who.int/violence injury prevention/road safety status/2015/GSRRS2015 Sum mary RU.pdf (Дата обращения 25.10.2016).
6. Kakorina E.P., Andreeva T.M., Polikarpov A.V., Ogryzko E.V. Sostojanie dorozhno-transportnogo travmatizma po dannym oficial'noj medicinskoj statistiki [The state of traffic traumatism according data of official medical statistics]. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny 2015;(6):18-24. (In Russian).
7. O gosudarstvennoj programme «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v Astrahanskoj oblasti na 2013-2017 gody» [On state program «The increase of security in road movement in the Astrakhanian region for 2013 - 2017 years»]. Postanovlenie Pravitel'stva Astrahanskoj oblasti ot 08 nojabrja 2012 goda №467-P. [Online] [cited 2016 Oct 17]. Available from: docs.cntd.ru/document/453365172
8. O federal'noy tselevoy programme "Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013 - 2020 godakh": [On the federal target program "Improvement of road safety in 2013 - 2020]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 6.11.2014; №1167 [Online] [cited 2016 Oct 31]. Available from: http://www.fcp-pbdd.ru/about program/index.php (in Russian).
9. Ob utverzhdenii kompleksa mer po realizacii meroprijatij, napravlennyh na sovershenstvovanie organizacii okazanija medicinskoj pomoshhi postradavshim pri dorozhno-transportnyh proisshestvijah [On consideration of complex of measures for realization of them directed on the perfection of organization of rendering medical help to victims of road-transport accidents]. Rasporjazhenie Ministerstva zdravoohranenija Astrahanskoj oblasti ot 18 ijulja 2013 № 596r. [Online]. 2013 [cited 2015 Oct 3]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/430627323
10.Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya [On approving the state program of the Russian Federation «Development of health care№]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 №294. [Online]. 2014 [cited 2015 Oct 3]. Available from: http://docs.cntd.ru/docum ent/499091785 (In Russian).
11.Serdyukov A.G., Yuryev V.K., Gusev D.S., Kuznetsov S.A. Rol' vneshnih prichin v smertnosti naselenija Astrahanskoj oblasti. [The role of external reasons on mortality of population in the Astrakhanian region]. Astrakhanskiy meditsinskiy zhurnal 2012; 7(3):161-166. (In Russian)
12.Fattakhov T.A. Istochniki informacii o DTP i uchet dorozhno-transportnogo travmatizma v Rossii [Sources of information about road traffic accidents and recording road traffic injuries in Russia] Demograficheskoe obozrenie 2014; (1): 127-143. (In Russian).
13.Data systems: a road safety manual for decision-makers and practitioners. Geneva: WHO, 2010. [Online]. URL:
http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44256/1/9789241598965 eng.pdf (Дата обращения 3.10.2016).
14.WHO Global Plan for the Decade of Action for Road Safety 2011-2020. 2011 [Online]. - URL: http://www.who.int/roadsafety/decade of action/plan/plan english.pdf? ua=1
Дата поступления: 20 марта 2017 г.