The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (6)
346_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866Х-2016-24-6-346-349
Health and society
© Коллектив авторов, 2016
УДК 614.2:617-001:656.13]:312.6(571.56)
Иванова А.А., Потапов А.Ф., Тимофеев Л.Ф.
ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Медицинский институт, 677000, Якутск
Дорожно-транспортный травматизм является одним из основных источников потери здоровья населения и важной социальной проблемой в большинстве стран. В Республике Саха (Якутия), регионе, отличающиеся обширностью территории и низкой плотностью населения, проблема преждевременной смертности населения при дорожно-транспортных происшествиях также является актуальной. Изучение региональных особенностей смертности при дорожно-транспортных происшествиях в Якутии в 2000—2015 гг. выявило, что преобладающая доля дорожных аварий со смертельным исходом наблюдается в городах на федеральной трассе М-56.
В динамике наиболее неблагоприятным периодом для республики были 2001—2006 гг., когда уровень смертности населения от всех причин достигал 1020, а смертность от дорожно-транспортных происшествий — 18,2 случая на 100 тыс. населения. Наблюдающееся в последние годы снижение показателя имеет нестабильный и непостоянный характер. Около 50% аварий, происшедших вне населенных пунктов, регистрируются на федеральной трассе М-56 и характеризуются высокой смертностью, в 2—2,5 раза превышающей показатель населенных пунктов. При этом в 36% случаев смерть пострадавших наступает в результате несвоевременного оказания медицинской помощи по причине удаленности и труднодоступности мест происшествий на трассе, отсутствия устойчивой связи и позднего оповещения служб спасения. Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм; преждевременная смертность населения. Для цитирования: Иванова А.А., Потапов А.Ф., Тимофеев Л.Ф. Особенности дорожно-транспортного травматизма в Республике Саха (Якутия). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (6): 346—349. DOI 10.18221/0869-866X-2016-24-6-346-349
Для корреспонденции: Иванова Альбина Аммосовна, канд. мед. наук, доцент кафедры анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, E-mail: [email protected]
IvanovaA.A., PotapovA.F., TimofeievL.F. THE CHARACTERISTICS OF ROAD TRAUMATISM ШТ THE REPUBLIC OF SACHA (YAKUTIA)
The medical institute of the M.K. Ammosov Severo-Vostochnii federal university, 677000 Yakutsk, Russia The road traffic traumatism is one of main causes of loss of population health and an important social problem in main countries. In the Republic of Sakha (Yakutia), the region with wideness of territory and low density ofpopulation, the problem of premature mortality of population under road traffic accidents is most actual. The studying of regional characteristics of mortality under road traffic accidents in Yakutia in 2000—2015 established that prevalent percentage of road accidents with lethal outcome is observed in cities along federal route M-56. In dynamics, the most unfavorable period for the Republic were 2001—2006 when level of mortality of population because of all causes reached 1020 and mortality of road traffic accidents made up to 18.2 cases on 100,000 of population. The decreasing of indicator observed during recent years is characterized by unstable and changeable character. About 50% of accidents occurred outside .settlements are registered on the federal route M-56 and are characterized by higher mortality exceeding up to 2—2.5 times the values of indicator in settlements. At that, in 36% of cases death of injured persons occurs because of untimely medical care support because of remoteness and out-of-the-way ofplaces of accidents on the route and absence of stable connection and late informing of rescue services. Keywords: road traffic traumatism; premature mortality ofpopulation
For citation: Ivanova A.A., Potapov A.F., Timofeiev L.F. The characteristics of road traumatism шт the Republic of Sacha (Yakutia). Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (6): 346—349. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-6-346-349
For correspondence: Ivanova A.A., candidate of medical sciences, associate professor of the chair anesthesiology, resuscitation science and intensive therapy. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.
Financing. The study had no sponsor support.
Received 26.07.2016 Accepted 15.09.2016
Одной из приоритетных социальных проблем в большинстве стран является дорожно-транспортный травматизм, имеющий серьезные демографические, экономические и социальные последствия. В последние годы правительство Российской Федерации направляет особые усилия на снижение смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). С 2006 г. в России введена в действие целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах». С 2008 г. в рамках
Национального проекта «Здоровье» были реализованы мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП, в субъектах Российской Федерации были приняты региональные программы безопасности движения. В результате масштабных мероприятий показатель смертности в ДТП за 2007—2015 гг. снизился на 33% (с 18,2 до 12,2 на 100 тыс. населения), что, безусловно, является серьезным достижением (рис. 1) [1].
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (6) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-6-346-349
Здоровье и общество
В Якутии отмечаются 2 периода роста показателя смертности в результате ДТП в 2011 г. и 2013 г. до 16—16,3 случая на 100 тыс. населения. Показатель 2007 г. (13,5 случая на 100 тыс. населения) был ниже аналогичного показателя Российской Федерации (18,2) и к концу 2015 г. снизился на 9,6%, почти сравнявшись со средним показателем по России (12,4). Следует отметить особенности Якутии: обширную территорию и низкую плотность населения. Меньшую плотность населения имеют только Ненецкий и Чукотский автономные округа. Численность населения Якутии на 1 января 2016 г. составила 959 689 человек, что на 13,7% меньше, чем в 1990 г. (1 111 480 человек). Соответственно невысок уровень автомобилизации населения в регионе, в несколько раз уступающий таковому по России в целом. Тем не менее уровень человеческих потерь в результате ДТП, сопоставимый со средним показателем Российской Федерации, свидетельствует о наличии этой проблемы в Якутии. В структуре смертности населения первые ранговые места устойчиво занимают болезни системы кровообращения (47,3%), травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (18,1%) и новообразования (14,9%). Среди всех внешних причин на долю смертности в результате ДТП приходится 6%.
Нами проведено исследование ситуации по дорожно-транспортному травматизму на территории Республики Саха (Якутия) за 1998—2015 гг.
Материалы и методы
Сплошным статистическим методом проведен анализ официальных данных Управления ГИБДД по Республике Саха (Якутия) за 1998—2015 гг.
Результаты исследования
С 1998 г. по 2006 г. число ДТП на территории республики составляло в среднем 874,9 ± 61 в год (91,9 на 100 тыс. населения). Разброс абсолютного числа происшествий в этот период составил от 977 (1999 г.) до 815 (2004 г.) в год. В последующие 2007—2009 гг. отмечено увеличение частоты происшествий на дорогах. В 2007 г. зарегистрировано на 33% больше ДТП по отношению к 2006 г.. Максимальное количество происшествий случилось в 2007 г. (1137), к 2010 г. данный показатель снизился до 903, однако в дальнейшем последовало увеличение, составившее к концу 2014 г. 1071. Количество пострадавших при ДТП напрямую зависит от частоты аварий на дорогах (рис. 2).
Всего за 1998—2015 гг. официально зарегистрировано 16 934 ДТП, в которых пострадали 22 996 граждан республики. Доля погибших при всех ДТП составила 12,2%, остальные 87,8% участников ДТП получили травмы различной степени тяжести.
Исключительной особенностью региона является отсутствие круглогодичной транспортной доступности на 90% территории. Этим объясняется крайняя неравномерность уровня автомобилизации с концен-
На 100 тыс. населения
20 -I 18.2
15 10
16,9
13,5
13,6
12,5
16,3
14,1 , ■...................
........1............ 13,6 14,0
14,6
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 —♦— Республика Саха (Якутия) ■ Российская Федерация Год
Рис. 1. Сравнительная динамика смертности в ДТП населения Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в 2007—2015 гг.
2000 1500 1000 500
1501
19ПЙ1286 1287
1091 1150 Ю64 ж 1102 1116
1426 1395 13151335
14751479
1377
а-71 " 10451021 опч Р1Р 932 10261071 Ю06
827 871 818 815 822 854 903 919 932
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
-♦— Количество ДТП
Количество пострадавших
Год
Рис. 2. Количество ДТП и пострадавших в Республике Саха (Якутия) за 1998—2015 гг.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (6)
348_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866Х-2016-24-6-346-349
Health and society
П Т 4
о -
= = -
Si -
s
-
о S3
о a
о
ч
ч =
-
я а
а
я
й
ми ан
де
а
ву
044
2
пи
П Т
2 «3 пи
П Т
2 ^ пи
П Т
-л
об пи
П Т
900 inrniN
ооо on
608
2
пи
П Т
2
пи
П Т
938
ди еи рн
нп
то р
ом
н и ч
и при
дза ш
п
2
у н
п д
Я я
5ШКК й
трацией основной доли транспортных средств в городах.
В статистике ДТП особое внимание привлекают столица республики Якутск и федеральная трасса М-56 (Б. Невер—Якутск—Колыма), проходящая по территории региона. По данным 2015 г., 69% ДТП (698 случаев) произошло в населенных пунктах, из них 68,9% (491 случай) в Якутске. Уходят из жизни на дорогах столицы 21—24% всех погибших при ДТП. Из 2677 происшествий с участием детей, зарегистрированных на территории республики в 1998— 2015 гг., 1016 (38%) также произошли в Якутске (погибли 34 ребенка из 230).
Практически половина всех аварий вне населенных пунктов, регистрируется на федеральной трассе М-56 (в 2008 г. — 53,6%, в 2009 г. — 47,8%, в 2010 г. — 50,3% ДТП, 2012 г. — 45,2%, 2014 г. — 46,4%, 2015 г. — 43,5%). Исходы дорожных аварий на федеральной трассе во многом определяются не только значительным превышением водителями скоростного режима, но и отдаленностью и трудно-доступностью мест происшествий, зачастую отсутствием экстренной связи для своевременного вызова помощи. Смертность в указанных случаях в течение ряда лет в 2—2,5 раза превышала аналогичный показатель в населенных пунктах. По данным 2015 г., на дорогах вне населенных пунктов погибли 68 человек (57%), из них 32 на трассе М-56.
В 36% случаев смерть пострадавших в ДТП наступает в результате несвоевременного оказания медицинской помощи (неоказание первой медицинской помощи, немотивированное удлинение фазы изоляции).
Влияние дорожно-транспортного травматизма на статистику преждевременной смертности населения весьма ощутимо: средний возраст смертности мужского населения от ДТП в Якутии составляет 41,2 года (по РФ — 44,9 года, по ДВФО — 43,3 года), женского — 44,7 года (по РФ — 51,6, по ДВФО — 47,7 года).
Известно, что ситуация на дорогах зависит от многих факторов: численности населения, уровня автомобилизации, состояния дорог, культуры участников дорожного движения и т. д. В целом за исследуемый период 85% ДТП со смертельным исходом явились следствием различных нарушений водителями транспортных средств, в 15% случаев — нарушений правил пешеходами. Неудовлетворительное состояние дорог послужило причиной ДТП в 23,5% случаев в 2001—2010 гг. (2173, из них 370 со смертельным исходом). Вклад Якутска в эту статистику составил 952 случая (43,8%), при этом погибло 107 человек. Несомненно, негативную лепту вносят распространение алкоголизма среди населения (в 2007—2015 гг. по вине пьяных водителей погибли 649 человек) и низкая культура участников дорожного движения.
Ретроспективный анализ основных причин ДТП в 2010—2015 гг. позволил провести ранжирование наиболее частых нарушений водителями правил дорожного движения:
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (6) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-6-346-349
Здоровье и общество
1200 1000 800 600 400 200 0
977
1137
1045
1026
1071
924
♦...........♦............♦-♦— ♦/ ♦-♦
1006
827 871 818
815 822 854
903 919 932
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
-♦—Численность населения в тыс.
Количество ДТП
Рис. 3. Динамика численности населения и количества ДТП в Республике Саха (Якутия) в 1998—2015 гг.
♦ несоответствие скорости конкретным условиям (19,7%);
♦ езда без прав на управление транспортным средством (15,4%);
♦ управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (13,9%);
♦ выезд на встречную полосу (11%);
♦ несоблюдение очередности проезда (10,8%);
♦ несоблюдение правил проезда пешеходного перехода (6,7%).
Первые 3 вида нарушений наиболее часто приводили к гибели пострадавших (см. таблицу).
Несмотря на то что представленные данные характеризуются небольшими абсолютными значениями, малочисленность населения республики определяет ее большую уязвимость в отношении факторов преждевременной смертности. Серьезность ситуации подчеркивает отсутствие устойчивого снижения показателей дорожно-транспортного травматизма в регионе. Также требует особого внимания рост числа случаев управления водителями транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Широкая антиалкогольная кампания в республике, включая меры запретительного характера, не привела к ожидаемому улучшению дорожной статистики.
Сопоставление динамики численности населения республики и количества ДТП показывает, что уровень аварий на дорогах определяется не столько численностью людей и уровнем автомобилизации, сколько поведенческими факторами (рис. 3). Дорожно-транспортный травматизм как фактор потери здоровья и гибели людей является управляемой причиной, хорошо поддающейся воздействию целенаправленных мер, о чем убедительно свидетельствует
имеющиися мировои опыт снижения смертности в ДТП.
Заключение
Сохраняющаяся значительная разница в показателях смертности от транспортного травматизма в Российской Федерации и в развитых странах говорит о наличии большого неиспользованного резерва снижения смертности в ДТП в России и ее субъектах. Для минимизации безвозвратных человеческих потерь ключевыми являются своевременная квалифицированная медицинская помощь пострадавшим и сознательное самосохранительное поведение всех участников дорожного движения. Реализация возможностей предотвращения большей части смертей в результате внешних причин, в частности ДТП, требует изменения государственной политики в области охраны здоровья населения, налаженного межведомственного взаимодействия. Это также актуально и для Республики Саха (Якутия), региона со сложной транспортной инфраструктурой, где за последние 18 лет не наблюдается снижения количества ДТП и пострадавших при них.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА 1. Официальный сайт ГИБДД РФ (http://www.gibdd.rU/stat/1/2015).
Поступила 26.07.2016 Принята в печать 15.09.2016
REFERENCES
1. Official Site of Traffic Police of the Russian Federation (http://www.
gibdd.ru/stat/1/2015). (in Russian)