3. Михайловский, А. М. Особенности клинико-морфологических проявлений туберкулеза, сочетан-ного с ВИЧ-инфекцией в Оренбургской области : Ав-тореф. дисс.... канд. мед. наук. - Москва, 2011. - 27 с.
4. Драйпер, Н. Прикладной регрессионный анализ / Н. Драйпер, г. Смит. - М.: Статистика, 1973.
5. Brandon, D. B. Developing Mathematical Models for Computer Control / D. B. Brandon // USA Journal. - 1959. - V. S. - N 7.
6. Харман, г. Современный факторный анализ / Г. Харман. - М. :Сатистика, 1972.
7. Иберла, К. Факторный анализ / К. Ибер-ла. - М.: Статистика, 1980.
8. Lawley, D. M. The estimation of factor loadings by the method of maximum likelihood / D. M. Lawley // Proc. roy. Soc. Edinb. Abo. - 64-82 (1940).
9. Kaiser, H. F. [1]. The varimax criterio for analytic rotation in factor analysis. Psychometrica, 23,187-200 (1958).
УДК 614.86+340.6
М. Г. МОСКВИЧЕВА, Е. В. ШИШКИН
ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Южно-Уральский государственный медицинский университет M. G. MOSKVICHEVA, E. V. SHISHKIN
TO STUDY THE PREVALENCE OF ROAD TRAFFIC INJURIES ON FEDERAL ROADS CHELYABINSK REGION
South-Ural State Medical University
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДТП, ДТТ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, ФАД.
РЕЗЮМЕ.
В статье проанализированы данные травмоцен-тров Челябинской области и дана характеристика распространенности дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) и смертельных случаев в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) на федеральных автомобильных дорогах (ФАД) региона.
Решение вопросов территориального планирования при организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП и повышение доступности и эффективности первой скорой медицинской помощи травмированным требует глубокого изучения особенностей ДТТ на каждой из федеральных автомобильных дорог региона.
KEY WORDS: ACCIDENTS, ROAD ACCIDENTS, ROAD TRAFFIC INJURIES, FEDERAL ROADS.
SUMMARY.
The article analyzes data by trauma centers in the Chelyabinsk region prevalence and characteristics of road
Москвичева Марина Геннадьевна - д. м. н., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФДПО; 8 (351) 2314890; [email protected]
Шишкин Евгений Владимирович - асп. кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФДПО; 89514772704; shishkin90@ mail.ru
traffic injuries (RTIs) and fatalities in road traffic accidents (RTA). Issues of territorial planning in the organization of medical assistance to victims of accidents and increase the availability and efficiency of the first ambulance injured requires a thorough study of the features of each of RTA on federal highways in the region.
ВВЕДЕНИЕ.
По данным Всемирной организации здравоохранения, дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) является глобальной проблемой всего человечества. Этот вид травматизма характеризуется молодым возрастом пострадавших, тяжестью последствий и значительным экономическим ущербом. Многие отечественные ученые в области общественного здоровья и здравоохранения отмечают, что проблемы ДТТ в Российской Федерации (РФ) относятся к ведущим причинам преждевременной и предотвратимой смертности и сопоставимы по масштабам с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями [1, 2].
В Челябинской области отмечаются высокие показатели смертности в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Челябинской области, в 2013 г. на автомобильных дорогах региона погибло 627 человек, смертность составила 17,96 случая на 100 тыс. населения, что на 2,39% (18,4 случая на 100 тыс. населения) ниже аналогичного показателя 2012 г. и на 26,48% (14,2 случая на 100 тыс. населения) выше общероссийских показателей по данным за январь-ноябрь 2013 года [3].
В настоящее время отечественные исследователи отмечают региональные особенности ДТП, обращая особое внимание ДТТ на федеральных автомобильных дорогах (ФАД) [4, 5].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в изучении распространенности ДТТ и смертельных случаев в ДТП на ФАД Челябинской области.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ статистических данных ГИБДД Челябинской области и Министерства здравоохранения Челябинской области; установление частоты случаев ДТТ и смертей на ФАД Челябинской области; выявление наиболее и наименее травмоопасных ФАД региона; определение доли смертельных случаев от ДТТ на месте происшествия относительно каждой из ФАД.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: с целью проведения данного исследования нами проанализированы данные по ДТТ, предоставленные ГИБДД Челябинской области и Министерством здравоохранения Челябинской области за 2013 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
Изучены данные о ДТП со смертельными случаями и травмами на трех ФАД Челябинской области: ФАД М-5 Урал, ФАД М-36 «Челябинск - Троицк - граница с Республикой Казахстан» и ФАД М-51 «Байкал». Общая протяженность дорог общего пользования на территории региона составляет 9 тыс. километров, из них протяженность ФАД -612 км. Таким образом, на каждые 15 км дорог общего пользования приходится 1 км ФАД. Протяженность ФАД М-5 Урал (включая подъезд к Екатеринбургу) на территории Челябинской области составляет 419 км, ФАД М-36 «Челябинск - Троицк - граница с Республикой Казахстан» - 150 км, ФАД М-51 «Байкал» - 43 км.
В общей сложности за 2013 г. на ФАД, расположенных на территории Челябинской области, на долю которых приходится 6,8% протяженности дорог общего пользования региона, получили травмы 712 человек, в том числе 46 детей. Погибло на ФАД региона 130 человек, в том числе 3 детей. Учитывая, что более половины (52,64%) смертельных случаев от ДТТ происходит вне городской местности, на ФАД приходится 20,73% всех смертельных случаев в ДТП в регионе и 40,00% всех смертей от ДТТ, произошедших за пределами городов.
Число погибших на 100 пострадавших на ФАД составило 18,26 человека, превысив данный показатель в среднем по Челябинской области в два раза, что свидетельствует о тяжести последствий ДТП, а также наличии определенных проблем в организации первой и медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на ФАД.
Число погибших на месте ДТП на ФАД составило 105 человек, т. е. 80,77% от всех погибших на федеральных автомобильных дорогах Челябинской области. На ФАД М-5 «Урал» на месте ДТП погибло 87,12% (68 человек) относительно общего показателя смертельных случаев от ДТТ на данной Федеральной автомобильной дороге. Аналогичные показатели на ФАД М-51 «Байкал» составляют 75% (9 случаев), а на Федеральной автомобильной дороге М-36 «Челябинск - Троицк - Республика Казахстан» - 70% (28 случаев). Для сравнения, общее число погибших на месте ДТП по региону составило 519 случаев, т. е. 82,77% всех смертельных случаев в дорожно-транспортных происшествиях. Таким образом, гибель людей в ДТП на месте происшествия в одинаковой мере происходит как на ФАД, так и на других автомобильных дорогах области.
Среди ФАД Челябинской области большая часть пострадавших - 73,59% (524 человека) и погибших - 60% (78 человек) зарегистрированы на Федеральной автомобильной трассе М-5 «Урал», число погибших на 100 пострадавших составляет 14,89 человека. На ФАД М-36 «Челябинск - Троицк - Республика Казахстан» травмировано в ДТП 149 человек (23,93% всех травмированных на федеральных автомобильных дорогах региона), погибло 40 человек (30,77% всех погибших на федеральных автомобильных трассах региона), число погибших на 100 пострадавших составило 26,89 человека. Наименьшее число пострадавших и погибших отмечается на ФАД М-51 «Байкал» - 39 человек (5,47% всех травмированных на федеральных автомобильных дорогах) и 12 человек (9,23% всех погибших на федеральных автомобильных дорогах), число погибших на 100 пострадавших составило 30,77 человека.
Высокий удельный вес смертельных исходов от ДТТ на ФАД М-5 «Урал» в общей смертности в ДТП на Федеральных автомобильных дорогах Челябинской области можно связать со значительной ее протяженностью. Число пострадавших и погибших от ДТТ на 100 км ФАД М-5 «Урал» составляет 125,06 и 18,62 человека соответственно. Аналогичный показатель на ФАД М-36 «Челябинск - Троицк - Республика Казахстан» составил 99,33 пострадавшего и 26,67 погибшего на 100 км. На ФАД М-51 «Байкал» в расчете на 100 км трассы в ДТП травмировано 90,68, а погибло 27,91 человека.
Несмотря на то, что наибольшее абсолютное количество погибших в ДТП происходит на ФАД М-5 «Урал» (12,44% всех погибших в ДТП в области), учитывая протяженность данной автомобильной трассы, можно сделать вывод, что наиболее опасны по числу смертельных случаев на 100 км дороги федеральные автомобильные трассы М-51 «Байкал»
и М-36 «Челябинск - Троицк - Республика Казахстан», где количество смертельных случаев превышает показатели федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» на 49,90% и 43,23% соответственно.
ВЫВОДЫ.
Проблема аварийности на ФАД глобальна и наносит огромный ущерб демографической обстановке региона. Аварийность на ФАД характеризуется тяжестью последствий с большим количеством летальных исходов, а также случаев получения множественных и сочетанных травм.
Несмотря на небольшой удельный вес протяженности ФАД региона относительно всех дорог общего пользования, каждый пятый летальный случай в ДТП в регионе происходит на федеральной автомобильной дороге.
Учитывая, что на ФАД М-5 «Урал» число пострадавших на 100 км автодороги выше, чем на федеральных автомобильных дорогах М-36 «Челябинск - Троицк - Республика Казахстан» и М-51 «Байкал» на 25,90% и 26,73% соответственно, а число погибших в ДТП значительно ниже, можно предположить, что система организации помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на данной ФАД значительно эффективнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Решение вопросов территориального планирования при организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП и повышение доступности и эффективности первой и медицинской помощи
травмированным требует глубокого изучения особенностей ДТТ на каждой из федеральных автомобильных дорог региона.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авакумова, Н. В. Медицинское обеспечение при дорожно-транспортных происшествиях [Текст] / Н. В. Авакумова // Врач скорой помощи. - 2010. - № 1. - С. 6-7.
2. Багненко, С. Ф. Дорожно-транспортный травматизм как медико-социальная проблема [Текст] / С. Ф. Багненко, В. В. Стожаров, А. Г. Мирошниченко, Н. Г. Петрова, В. А. Михайлович // Скорая медицинская помощь. - 2007. - Т. 8. № 1. - С. 5.
3. Совещание по вопросам здравоохранения 21 января 2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/special/news/2014/01/21/ soveschanie-po-voprosam-zdravoohraneniya
4. Енин, А. В. Особенности оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях с учетом распределения зон ответственности лечебно-профилактических учреждений Воронежской области [Текст] / А. В. Енин // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. -2013. - № 4. - С. 40-43.
5. Кусилов, В. К. Совершенствование системы спасения пострадавших на федеральных автомобильных дорогах [Текст] / В. К. Кусилов // Технологии гражданской безопасности. - 2011. - Т. 8, № 2. - С. 72-75.
УДК 614.2-053.6/7:355.233.11:613.4/8.96
Р. Я. НАГАЕВ, С. Г. АХМЕРОВА, А. Г. МУТАЛОВ
организация подростковой медико-социальной службы на основе проекта «клиника, дружественная к молодежи»
Башкирский государственный медицинский университет R. Y. NAGAEV, S. G. AKHMEROVA, A. G. MUTALOV
ORGANIZATION TEENAGE SOCIAL AND HEALTH SERVICES ON A PROJECT BASIS «CLINIC YOUTH-FRIENDLY»
Bashkir State Medical University
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. ПОДРОСТКИ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ПОДРОСТКОВАЯ СЛУЖБА, КЛИНИКИ, ДРУЖЕСТВЕННЫЕ К МОЛОДЕЖИ. РЕЗЮМЕ.
Проведен анализ образа жизни и досуга подростков 15-17 лет. Выявлены уменьшение продолжительности ночного сна, снижение двигательной активности, преобладание позднего и/или ночного досуга, преобладание пассивно-развлекательных видов досуга, высокий уровень курения и потребления алкоголя, низкая медицинская активность. С целью
приближения подростковой службы к специфическим потребностям и образу жизни современных подростков предлагается развитие на базе амбула-торно-поликлинических учреждений медико-социальной службы по типу «Клиники, дружественной к молодежи». 92,8% врачей одобрили деятельность КДМ, отметили, что КДМ во многом позволяет разгрузить участкового педиатра на амбулаторном приеме и более качественно проводить профилактику социально-обусловленных заболеваний среди подростков.