Научная статья на тему 'Экономико-статистичекий анализ дорожной ситуации в российской Федерации'

Экономико-статистичекий анализ дорожной ситуации в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1239
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ПЛОТНОСТЬ ДОРОГ / АВТОТРАНСПОРТ / ДТП / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ СМЕРТНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ROAD NETWORK / DENSITY OF ROADS / MOTOR TRANSPORT / ROAD ACCIDENT / FEDERAL TARGET PROGRAM FOR TRAFFIC SAFETY INCREASE / ROAD AND TRANSPORT MORTALITY / ROAD AND TRANSPORT TRAUMATISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивлиев Михаил Игоревич, Черемисина Наталия Валентиновна

В России уже достаточно продолжительное время остро стоит проблема состояния дорожной сети, а также участившихся дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Эффективное функционирование и развитие сети дорожной сферы Российской Федерации является необходимым условием обеспечения национальной безопасности, повышением уровня и улучшения условий жизни населения. На сегодняшний день, на фоне стабильного увеличения количества автотранспорта и роста числа грузоперевозок, состояние автомобильных дорог России и их плотность оставляют желать лучшего. Кроме того, в результате ДТП погибают и получают травмы миллионы россиян, не говоря уже об экономическом ущербе, суммы которого исчисляются миллиардами рублей. В целях повышения безопасности дорожного движения Правительством РФ несколько лет назад была принята соответствующая целевая программа. В данной статье авторами предпринята попытка оценка действенности данной программы, а также на основе данных официальной статистики проведен всесторонний анализ дорожно-транспортных происшествий России; изучена динамика аварийности, травматизма, смертности в результате ДТП; выявлены причины и дана оценка изменения ситуации по данной проблеме. Кроме того, в этой статье представлены такие показатели текущего состояния дорожный сферы РФ, как протяженность автомобильных дорог, их плотность, доля дорог не отвечающих нормативным требованиям, ввод в действие новых автомобильных дорог, а также динамика наличия различных видов автотранспорта на территории России. В заключении сделаны соответствующие выводы о возможных путях решения проблемы дорожно-транспортных происшествий в России и даны предложения по улучшению дорожной ситуации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивлиев Михаил Игоревич, Черемисина Наталия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL STATISTIC ANALYSIS OF THE ROAD SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

In Russia the problem of a condition of a road network, and also become frequent road accidents (RA) is particularly acute already enough long time. Effective functioning and development of a network of the road sphere of the Russian Federation is a necessary condition of ensuring national security, increase of level and improvement of living conditions of the population. Today, against stable increase in quantity of motor transport and growth of number of a cargo transportation, the condition of highways of Russia and their density leave much to be desired. Besides, as a result of road accident million Russians die and have injures, not to mention the economic damage which sums are about billion rubles. For traffic safety increase the Government of the Russian Federation accepted the appropriate target program a few years ago. In this article authors made an attempt to assess effectiveness of this program, and also on the basis of data of official statistics carried out the comprehensive analysis of road accidents of Russia; studied dynamics of accident rate, traumatism, mortality as a result of road accident; established reasons and gave the assessment of change of a situation on this problem. Besides, in this article authors presented such indicators of current state road spheres of the Russian Federation, as the extent of highways, their density, a share of roads not meeting the standard requirements, commissioning of new highways, and also dynamics of existence of different types of motor transport in the territory of Russia. Finally authors made corresponding conclusions on possible solutions of a problem of road accidents in Russia and suggestions for improvement of a road situation in whole.

Текст научной работы на тему «Экономико-статистичекий анализ дорожной ситуации в российской Федерации»

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕКИЙ АНАЛИЗ ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИВЛИЕВ МИХАИЛ ИГОРЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ivliev101@mail.ru

ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: cheremisina06@mail.ru

В России уже достаточно продолжительное время остро стоит проблема состояния дорожной сети, а также участившихся дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Эффективное функционирование и развитие сети дорожной сферы Российской Федерации является необходимым условием обеспечения национальной безопасности, повышением уровня и улучшения условий жизни населения. На сегодняшний день, на фоне стабильного увеличения количества автотранспорта и роста числа грузоперевозок, состояние автомобильных дорог России и их плотность оставляют желать лучшего. Кроме того, в результате ДТП погибают и получают травмы миллионы россиян, не говоря уже об экономическом ущербе, суммы которого исчисляются миллиардами рублей. В целях повышения безопасности дорожного движения Правительством РФ несколько лет назад была принята соответствующая целевая программа. В данной статье авторами предпринята попытка оценка действенности данной программы, а также на основе данных официальной статистики проведен всесторонний анализ дорожно-транспортных происшествий России; изучена динамика аварийности, травматизма, смертности в результате ДТП; выявлены причины и дана оценка изменения ситуации по данной проблеме. Кроме того, в этой статье представлены такие показатели текущего состояния дорожный сферы РФ, как протяженность автомобильных дорог, их плотность, доля дорог не отвечающих нормативным требованиям, ввод в действие новых автомобильных дорог, а также динамика наличия различных видов автотранспорта на территории России. В заключении сделаны соответствующие выводы о возможных путях решения проблемы дорожно-транспортных происшествий в России и даны предложения по улучшению дорожной ситуации в целом.

Ключевые слова: дорожная сеть, плотность дорог, автотранспорт, ДТП, Федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения, дорожно-транспортная смертность, дорожно-транспортный травматизм.

«В России есть две беды - дураки и дороги.»

Н. В. Гоголь

Автомобильные дороги - важнейшее звено транспортной инфраструктуры, которое создает условия для улучшения социально-экономического положения. Эффективное функционирование и развитие сети автодорог являются необходимым условием обеспечения национальной безопасности, повышением уровня и улучшения условий жизни населения.

На конец 2012 г. общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составила 1 039,7 тыс. км и увеличилась относительно 2011 г. на 23,6 %, протяженность автодорог общего пользования составила 927,7 тыс. км (89,2 %) и необщего пользования- 826,7 км (10,7 %).

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в 2012 г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 27,4 %, а не общего пользования - уменьшилась на 1,03 % (рис. 1).

Структура автомобильных дорог общего пользования претерпела существенные изменения: в 2012 г. основную долю автодорог общего пользования составляют дороги местного значения - 70 %, тогда, как в 2011 г. их доля составляла 45,4 %.

Не все дороги общего пользования отвечают нормативным требованиям. Данные о состоянии дорог местного значения в федеральных округах РФ представлены на рисунке 2. На графике видно, что большинству федеральных округов удалось на 2012 г. снизить долю дорог, не отвечающих нормативным требованиям.

M. I. IVLIYEV, N. V. CHEREMISINA

Т. 9. № 7, 2014

1 200 000,

1 000 000,

800 000,

600 000,

400 000,

200 000,

| необщего пользования Общего пользования - Всего

2009 2010

2011

2012

Рис. 1. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в России в 2009-2012 гг.

Рис. 2. Доля дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, по федеральным округам России в 2011 -2012 гг.

Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние дорожной сети страны, является плотность автомобильных дорог. На рисунке 3 представлена динамика плотности автомобильных дорог в России и по отдельным федеральным округам.

Как видно из данных графика, наиболее плотной дорожной сетью обладают Центральный (ЦФО) и Северо-Кавказский Федеральные (СКФО) округа, причем СКФО имеет наибольший средний прирост плотности дорожной сети. Остальные округа европейской части РФ не-

сколько отстают, однако все же имеют плотность автодорог выше общероссийской, что нельзя сказать о территориях РФ, располагающихся за пределами Уральских гор. Объяснить данную ситуацию можно огромными пространствами округов с наименьшей плотностью дорог, а также спецификой расположения городов, производств и населения России. Высокая плотность дорог СКФО и ее высокий прирост объясняется спецификой горных дорожных сетей, требующей значительной протяженности дорог (большую часть горных дорог представляют серпантины).

350 300 250 200 150 100 50 0

- Российская Федерация ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 3. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в России и федеральных округах (км. дорог на 1000 км2 территории)

В 2013 г. в России было введено в эксплуатацию 2900 км автомобильных дорог. Данный показатель по сравнению с 2012 г. вырос на 20,8 %, однако, если проследить данный показатель в динамике можно увидеть, что с 2000 г. ввод в строй новых дорог упал на 63,2 % (рис. 4).

Небольшое оживление дорожного строительства отмечалось в предкризисные 2006-2008 гг., затем последовал очередной спад объемов строительства. Произошедшее в 2013 г. увеличение на 500 км введенных в строй автодорог пока не позволяет предположить о стабильном росте объемов строительства в российской дорожной сфере.

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5

Введено дорог

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 4. Ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием в России в 2001-2013 гг., тыс. км

0

Небольшое оживление дорожного строительства отмечалось в предкризисные 2006-2008 гг., затем последовал очередной спад объемов строительства. Произошедшее в 2013 г. увеличение на 500 км введенных в строй автодорог пока не позволяет предположить о стабильном росте объемов строительства в российской дорожной сфере.

Существенное влияние на состояние автомобильных дорог оказывает число автотранспортных средств. На конец 2013 г. в Россиской Феде-

рации насчитывалось 53 321,5 тыс. единиц автотранспорта, что больше на 17,5 %, чем в 2012 г.

В видовой структуре транспортных средств 77,3 % составляют легковые автомобили. Что касается грузового транспорта, наносящего дорожной сети наибольший урон, то его доля в 2013 г. составила 11,3 %. Динамика наличия автотранспорта на территории РФ в 2008-2013 гг. представлена на рисунке 5.

60 000 000

50 000 000

40 000 000

30 000 000

20 000 000

y = 70939x2 - 2E+06x + 4E+07 R2 = 0,973

- Всего -Автобусы

- Грузовые -Легковые

- Полиномиальная (Всего)

10 000 000

2008 2009 2010 2011 2012 2013

0

Рис. 5. Динамика наличия автомобильного транспорта на территории РФ в 2008-2013 гг.

Дорожно-транспортный травматизм и смертность, на наш взгляд, является неотъемлемой характеристикой состояния дел в дорожной сфере. Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние годы около 3 % валового внутреннего продукта страны.

Ежегодно в мире, по данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 1,2 млн чел., 20-50 млн получают травмы, а суммарные экономические потери превышают 500 млрд долл. Огромный ущерб, который наносит государствам дорожно-транспортный травматизм, позволяет отнести его к основным угрозам современности.

Прогноз динамики дорожно-транспортных происшествий в мире, проведенный международными экспертами FIA, свидетельствует о том, что, если не предпринять необходимых мер, смертность и инвалидность к 2020 г. возрастут на 67 %.

Травматизм от дорожно-транспортных происшествий с нынешнего девятого поднимется на третий уровень по значимости глобальной причины смертности [1].

Коренной перелом в состоянии аварийности в России произошел после 2000 г. Рост основных показателей аварийности в 2001-2004 гг. по отношению к 1 % роста количества транспортных средств составил:

по дорожно-транспортным происшествиям - 3,6 %;

по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 2,7 %;

- по количеству лиц, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий, -4,5 %.

Начиная с 2000 г., устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц

транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2004 г. они достигли своего максимума (более 10 и свыше 24 лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно).

Эти настораживающие факты привели Правительство РФ к принятию Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.

Целью Программы являлось сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Это позволило бы Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.

Используя официальные статистические данные, проанализируем результаты работы данной Программы.

В качестве одной из целей было заявлено снижение числа погибших в ДТП к 2012 г. в

1,5 раза, по сравнению с 2004 г. В абсолютных цифрах планировалось снижение с 34506 чел. погибших до 26359 чел. По данным 2012 г. - в ДТП погибло 27991 чел.

Планируемое уменьшение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения) с 23,8 чел. до 18,4 чел. было уже практически достигнуто в 2011 г. (18,6 чел. на 100 тыс. населения).

Однако, статистика погибших в ДТП показывает, что в большинстве регионов РФ ситуация является напряженной. За 2010-2012 гг. снизить смертность удалось лишь в 22 регионах России. Данные о количестве лиц, погибших в ДТП в 2010-2012 гг. в Центральном Федеральном округе и Российской Федерации в целом представлены в таблице 1.

Анализ данных таблицы 1 показывает, что среди регионов Центрального федерального округа Тамбовская область входит в «пятерку» лидеров по темпам роста количества лиц, погибших в результате ДТП в 2012 г. по сравнению с 2011 г.

Таблица 1

Количество лиц, погибших в результате ДТП в России и ЦФО в 2010-2012 гг., чел.

Регионы годы Темп роста,%

цепной базисный (к 2010 г.)

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.

Российская Федерация 26567 27953 27991 105,22 100,14 105,36

Центральный федеральный округ (ЦФО) 7021 7494 7305 106,74 97,48 104,05

Белгородская область 251 289 285 115,14 98,62 113,55

Брянская область 234 269 238 114,96 88,48 101,71

Владимирская область 447 492 450 110,07 91,46 100,67

Воронежская область 535 570 615 106,54 107,89 114,95

Ивановская область 169 175 187 103,55 106,86 110,65

Калужская область 266 337 368 126,69 109,20 138,35

Костромская область 95 101 80 106,32 79,21 84,21

Курская область 234 265 307 113,25 115,85 131,20

Липецкая область 281 287 271 102,14 94,43 96,44

г. Москва 763 772 810 101,18 104,92 106,16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московская область 1844 1840 1706 99,78 92,72 92,52

Орловская область 175 211 180 120,57 85,31 102,86

Рязанская область 337 378 370 112,17 97,88 109,79

Смоленская область 223 278 219 124,66 78,78 98,21

Тамбовская область 217 212 248 97,70 116,98 114,29

Тверская область 296 313 301 105,74 96,17 101,69

Тульская область 400 420 386 105,00 91,90 96,50

Ярославская область 254 285 284 112,20 99,65 111,81

Так, по сравнению с 2010 г. число погибших в ДТП в Тамбовской области выросло на 14,3 %, тогда как в среднем по России прирост 5,4 %, а в среднем по 104,1 %. Кроме Тамбовской области в «антилидерах» Калужская область (прирост 38,4 %), Курская область (прирост 31,2 %), Воронежская

область (прирост 115,0 %), Белгородская область (прирост 13,6 %).

В целом по России прирост числа ДТП с пострадавшими составил за 2010-2012 гг. 2,1 %, в Тамбовской области - 12,5 %. Дданные по ЦФО и РФ в целом представлены в таблице 2.

Таблица 2

Количество ДТП с пострадавшими в России и ЦФО за 2010-2012 гг., число случаев

Регионы Годы Темп роста, %

цепной базисный (к 2010 г.)

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.

Российская Федерация 199431 199868 203597 100,22 101,87 102,09

Центральный федеральный округ 55532 55031 54493 99,10 99,02 98,13

Белгородская область 1450 1470 1369 101,38 93,13 94,41

Брянская область 1547 1574 1449 101,75 92,06 93,67

Владимирская область 3339 3312 3157 99,19 95,32 94,55

Воронежская область 3913 3861 3920 98,67 101,53 100,18

Ивановская область 1970 2003 2018 101,68 100,75 102,44

Калужская область 1758 1827 2140 103,92 117,13 121,73

Костромская область 1097 964 873 87,88 90,56 79,58

Курская область 1885 1952 2060 103,55 105,53 109,28

Липецкая область 2255 2241 2225 99,38 99,29 98,67

г. Москва 11757 11827 12010 100,60 101,55 102,15

Московская область 10659 10267 9241 96,32 90,01 86,70

Орловская область 1394 1369 1350 98,21 98,61 96,84

Рязанская область 2124 2304 2464 108,47 106,94 116,01

Смоленская область 1280 1320 1384 103,13 104,85 108,13

Тамбовская область 1828 1794 2057 98,14 114,66 112,53

Тверская область 2270 1929 2077 84,98 107,67 91,50

Тульская область 2859 2933 2621 102,59 89,36 91,68

Ярославская область 2147 2084 2078 97,07 99,71 96,79

Наибольшее увеличение - в Калмыкии - на 75,2 %, наибольшее снижение произошло в Костромской области - на 20,4 %. Здесь по сравнению с показателем числа погибших в большем числе регионов произошло снижение, хотя в целом ситуация остается напряженной. В абсолютных значениях в целом по России произошло увеличение числа ДТП с пострадавшими на 4166 случаев, в Тамбовской области - на 229 случаев.

Изучая данные о смертности в ДТП в расчете на 100 000 чел. за 2008-2011 гг., мы наблюдаем положительную тенденцию (табл. 3).

Большинству регионов удалось сократить этот показатель. Наибольшего снижения добились в республике Марий Эл, смертность здесь снизилась с 23,3 чел. на 100 тыс. населения

до 15,6 % (снижение на 33,1 %). В нашей области также удалось снизить этот показатель на 19,2 %. Снижение по России составляет 11,6 % [2].

Для того чтобы определить, является ситуация с ДТП в различныхрегионах РФ однородной, проведем корреляционно-регрес-сионный анализ на предмет наличия связи между количеств ДТП с пострадавшими в регионах РФ от общего количества автотранспорта. Для анализа будем использовать данные 2011 г. в п = 68 регионах.

В ходе анализа нами было получено уравнение регрессии:

% = 330,06877 + 0,00417 * х.

Отразим полученные результаты на поле корреляции (рис. 6).

Таблица 3

Смертность населения в ДТП в расчете на 100 тыс. чел. населения в России и ЦФО за 2008-2011 гг., чел.

Регионы Годы 2009 г. в % к 2008 г. 2010 г. в % 2009 г. 2011 г. в % к 2010 г. 2011 г. в % к 2008 г.

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Российская Федерация 21,08 18,38 17,62 18,63 87,19 95,88 105,74 88,39

Центральный федеральный округ 22,30 19,20 17,87 19,13 86,09 93,07 107,03 85,75

Области: Белгородская 17,11 15,47 15,62 18,56 90,42 100,94 118,83 108,45

Брянская 18,88 16,00 17,65 20,20 84,78 110,26 114,47 107,00

Владимирская 35,46 29,17 29,72 32,52 82,26 101,88 109,41 91,69

Воронежская 25,78 23,61 22,59 23,83 91,57 95,69 105,48 92,43

Ивановская 16,95 16,87 15,28 16,22 99,51 90,61 106,14 95,69

Калужская 35,50 27,62 25,26 31,65 77,81 91,45 125,30 89,16

Костромская 19,94 14,30 12,06 13,66 71,71 84,32 113,25 68,48

Курская 23,74 21,12 19,33 21,94 88,95 91,52 113,51 92,41

Липецкая 24,81 22,87 23,15 23,58 92,16 101,23 101,87 95,03

г. Москва 8,26 7,10 6,61 6,64 85,93 93,09 100,43 80,33

Московская 33,67 28,29 25,69 25,65 84,01 90,82 99,83 76,17

Орловская 26,04 24,73 19,94 24,49 94,97 80,63 122,84 94,07

Рязанская 32,03 29,54 28,31 31,79 92,23 95,84 112,27 99,24

Смоленская 29,08 26,17 22,46 28,15 89,99 85,82 125,35 96,80

Тамбовская 22,51 18,59 19,01 18,19 82,61 102,26 95,65 80,80

Тверская 30,73 22,20 20,95 22,42 72,23 94,38 107,02 72,95

Тульская 29,11 27,11 24,41 25,84 93,11 90,05 105,85 88,75

Ярославская 24,18 21,98 17,99 20,67 90,88 81,86 114,89 85,47

_ 8 000

т ш га

£ е;

о

7 000

| 6 000 э

ш га

3 5 000 С 4 000

3 000

Ч

о е;

о

* 2 000

1 000 0

♦ Эмпирические точки -Линия регрессии

500 000 1 000 000 1 500 000 2 000 000

Общее количество автотранспорта (единиц)

Рис. 6. Поле корреляции и линия регрессии

0

Уравнение линейной регрессии всегда дополняется показателем тесноты связи - линейным коэффициентом корреляции.

гху = 0,951

Коэффициент корреляции по шкале Чеддока указывает на прямую тесную линейную связь между признаками.

Коэффициент детерминации:

Тху = 0,904

показывает, что уравнением регрессии объясняется 90,4 % дисперсии результативного признака, а на долю прочих факторов приходится 9,96 %.

Значение Б-критерия Фишера позволило нам признать статистическую значимость уравнения в целом.

Исходя из этого анализа можно сделать вывод, что во всех регионах Российской Федерации ситуация с дорожно-транспортным травматизмом является однородной. Это делает возможным прогнозирование числа ДТП с пострадавшими на основе данных о числе автомобилей в регионе.

Таким образом,проведенное нами исследование свидетельствует о том, что ситуация на дорогах России находится под контролем правительства, однако остается достаточно напряженной. Благодаря услиями Правительства РФ, мы можем видеть устойчивую динамику увеличения протяженности дорог с твердым покрытием, повышение плотности автомоби-льных дорог в наиболее загруженных частях страны, а также снижение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям. Кроме того, за годы активной работы властей удалось добиться

намеченого снижения смертности, а также практически удалось достигнуть планируемого снижения числа погибших еще за 2 года до окончания Программы. К сожалению, эту позитивную картину портит недавний скачкообразный рост числа погибших в 2011-2012 гг. Для выяснения его причин необходимо более детальный анализ.

Совершенно очевидно, что Правительство России должно еще больше внимания уделить проблеме ДТП. И это происходит. Совсем недавно стало известно о создании новой целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, расчитанной до 2020 г. Нам нельзя терять достигнутые результаты, а, наоборот, стараться закрепить, усилить их, для чего требуется абсолютно новый, нестандартный подход к разрешению проблемы смертности на дорогах России, которую первый заместитель председателя Правительства РФ сравнил с боевыми действиями и которая является одной из главных угроз современной России.

Литература

1. Нургалиев Р. Тревожные будни дорог // Российская газета. № 5002 (178). С. 9. URL: http://www.rg.ru/2009/09/23/nurgaliev.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ивлиев М. И., Копылов М. О., Черемисина Н. В. Экономико-статистический анализ дорожно-транс -портных происшествий в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 10 (056). С. 63-66.

References

1. Nurgaliyev R. Trevozhniye budni dorog // Ros-siyskaya gazeta. № 5002 (178). S. 9. URL: http://www.rg.ru/2009/09/23/nurgaliev.html

2. Ivliyev M. I., Kopylov M. O., Cheremisina N. V. Ekonomiko-statisticheskiy analiz dorozhno-transportnykh proisshestviy v Rossii // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessi. Tambov, 2013. № 10 (056). S. 63-66.

* * *

ECONOMICAL STATISTIC ANALYSIS OF THE ROAD SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

IVLIYEV MIKHAIL IGOREVICH Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ivliev101@mail.ru

CHEREMISINA NATALIYA VALENTINOVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: cheremisina06@mail.ru

In Russia the problem of a condition of a road network, and also become frequent road accidents (RA) is particularly acute already enough long time. Effective functioning and development of a network of the road sphere of the Russian Federation is a necessary condition of ensuring national security, increase of level and improvement of living conditions of the population. Today, against stable increase in quantity of motor transport and growth of number of a cargo transportation, the condition of highways of Russia and their density leave much to be desired. Besides, as a result of road accident million Russians die and have injures, not to mention the economic damage which sums are about billion rubles. For traffic safety increase the Government of the Russian Federation accepted the appropriate target program a few years ago. In this article authors made an attempt to assess effectiveness of this program, and also on the basis of data of official statistics carried out the comprehensive analysis of road accidents of Russia; studied dynamics of accident rate, traumatism, mortality as a result of road accident; established reasons and gave the assessment of change of a situation on this problem. Besides, in this article authors presented such indicators of current state road spheres of the Russian Federation, as the extent of highways, their density, a share of roads not meeting the standard requirements, commissioning of new highways, and also dynamics of existence of different types of motor transport in the territory of Russia. Finally authors made corresponding conclusions on possible solutions of a problem of road accidents in Russia and suggestions for improvement of a road situation in whole.

Key words: road network, density of roads, motor transport, road accident, Federal target program for traffic safety increase, road and transport mortality, road and transport traumatism.

M. I. IVLIYEV, N. V. CHEREMISINA

^ 9. № 7, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.