Научная статья на тему 'Изучение уровней овладения общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста'

Изучение уровней овладения общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ / УРОВНИ ОВЛАДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ / CHILDREN'S GIFTEDNESS / GIFTED CHILDREN / PRESCHOOL CHILDREN / SPEECH DEVELOPMENT / VOCABULARY DEVELOPMENT / LEVELS OF MASTERY OF SOCIO-POLITICAL VOCABULARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакаева Ольга Николаевна

В современных психологических и педагогических исследованиях одной из актуальных проблем остается изуче-ние феномена детской одаренности. В практике работы образовательных организаций выявлен ряд причин, кото-рые связаны с неподготовленностью педагога к работе с одаренными детьми, незнанием их возрастных и индивиду-альных особенностей. Поэтому в данной статье представлены теоретико-эмпирические результаты исследования уровней овладения одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой. Вто-рая часть статьи посвящена анализу: во-первых, диагностических заданий, направленных на определение уровня овладения одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой: 35 зада-ний блока А и 40 заданий блока Б на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 г. Ельца» Липецкой области и во-вторых, количественной и качественной характеристике полу-ченных эмпирических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the levels of mastery gifted children of preschool age socio-political vocabulary

In modern psychological and pedagogic researches, one of the important problems is the study of the phenomenon of child giftedness. In practice of work of educational institutions one identifies a number of reasons associated with the lack of preparation of pedagogues to work with gifted children, not knowing their age and individual characteristics. Therefore, this article presents theoretical and empirical results of the study of levels of mastery socio-political vocabulary by gifted children of preschool age. The second part of the article deals with the analysis: first, the diagnostic task to determine the level of mastery socio-political vocabulary by gifted children of preschool age: 35 jobs of block A and 40 jobs of block B on the basis of the municipal budget preschool educational institution “Kindergarten # 41 of the City of Yelets of Lipetsk Region” and second, the quantitative and qualitative characteristics of the obtained empirical data.

Текст научной работы на тему «Изучение уровней овладения общественно-политической лексикой одаренными детьми старшего дошкольного возраста»

УДК 373.2

Бакаева Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

BakaevaON@yandex.ru

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современных психологических и педагогических исследованиях одной из актуальных проблем остается изучение феномена детской одаренности. В практике работы образовательных организаций выявлен ряд причин, которые связаны с неподготовленностью педагога к работе с одаренными детьми, незнанием их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому в данной статье представлены теоретико-эмпирические результаты исследования уровней овладения одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой. Вторая часть статьи посвящена анализу: во-первых, диагностических заданий, направленных на определение уровня овладения одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой: 35 заданий блока А и 40 заданий блока Б на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 г. Ельца» Липецкой области и во-вторых, количественной и качественной характеристике полученных эмпирических данных.

Ключевые слова: детская одаренность, одаренные дети, дети старшего дошкольного возраста, речевое развитие, развитие словаря, уровни овладения общественно-политической лексикой.

В современной России складываются такие экономические и социальные условия, которые требуют возрождения и развития национальной культуры, вызывают к жизни потребность решения целого ряда проблем, связанных с воспитанием творческой личности, являющейся субъектом саморазвития и самореализации. Тенденции общественного развития, совершенствование системы непрерывного образования вызывают к жизни новые ориентации в обучении и воспитании одаренных детей дошкольного возраста, продуктивность которых связана с осознанием работниками образовательных организаций необходимости создания таких педагогических условий, при которых этот процесс будет более эффективным.

Статистические данные свидетельствуют о том, что из числа новорожденных детей 98% имеют способности к различным видам деятельности, но уже к шестому году жизни способности теряются и проявляются лишь у 37%, а к семилетнему возрасту их остается только 17%. Среди взрослого населения одаренность проявляется примерно у 2% [5, с. 15].

К настоящему времени в теории и практике накоплен значительный материал, который используется при построении научных основ развития детской одаренности. Среди них выделяются отечественные (Д.Б. Богоявленская, И.А. Бурлакова, Э.А. Го -лубева, А.И. Доровской, О.М. Дьяченко, В.Н. Иванов, И.П. Ищенко Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В. С. Мерлин, И.В. Равич-Щербо, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, М.А. Холодная и др.) и зарубежные (Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Л. Термен, Е. Торренс и др.) исследования, рассматривающие общие и частные проблемы одаренности: диагностика детской одаренности, формирование интеллектуальных и творческих способностей у одаренных детей, технологии их обучения и воспитания в образовательных организациях и семье и др. [1; 3].

Однако работ, посвященных изучению общественно-политической лексики одаренных детей 5-7 лет, практически нет, хотя проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста не является новой в педагогической науке.

Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ «Детский сал № 41 г. Ельца» Липецкой обл. К разработке проблемы речевого развития одаренных детей пяти-семи лет привлекались педагоги и родители (законные представители). В опытно-экспериментальной работе на разных ее этапах принимали участие 102 ребенка старшего дошкольного возраста, посещающие старшие и подготовительные к школе группы, члены их семей, 9 дошкольных работника, педагог-психолог. Первым этапом опытно-экспериментальной работы явился констатирующий эксперимент, основной цель которого было изучение уровней овладения одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой. В процессе исследовательской деятельности решались и частные цели - изучение представлений у детей о своей стране и родном крае, а также диагностика патриотических качеств.

В результате анализа комплексных («От рождения до школы», «Успех») [2; 4] и парциальных программ патриотического воспитания дошкольников («Растим патриотов России», «Мы живем в России», «Дошкольникам о защитниках Отечества» и др.) были разработаны критерии и показатели уровня развития словаря у одаренных детей старшего дошкольного возраста, связанного со знанием общественно-политических явлений. К каждому критерию были отобраны характерные слова и выражения, которые доступны пониманию детьми старшего дошкольного возраста. Представим их в таблице 1.

Для одаренных детей старшего дошкольного возраста были разработаны диагностические зада-

© Бакаева О.Н., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

59

ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Критерии и показатели уровня развития словаря одаренных детей старшего дошкольного возраста, связанного со знанием общественно-политических явлений

Критерии развития словаря Показатели Словарь

Ребенок имеет представления о России и ее символике Имеет: - географические сведения о территории России, своего родного края; - знания о Москве - столице нашей Родины; - представления о президенте страны, государственной символике (герб, флаг, гимн). страна Россия, столица (г. Москва), Родина, президент, В.В. Путин, герб России, флаг России (триколор), Георгиевская ленточка, гимн Красная площадь и др.

Ребенок имеет представление о родном крае и его достопримечательностях Имеет: - представления о названии города, области, символике родного края (герб); - знания о ближайших улицах; - представления об истории города, о традициях, фольклоре. родной край, Липецкая область, город Елец, Вознесенский собор, Знаменский женский монастырь, икона Елецкой божьей матери, Тамерлан, татаро-монгольское иго, куранты, Каракумов-ский мост, купец, писатель И.А. Бунин, писатель М.М. Пришвин, композитор Т.Н. Хренников, Елецкие кружева, улица Торговая, улица Коммунаров, городской парк, детский парк, сквер Пушкина, колесо обозрения, пожарная башня (пожарная каланча), краеведческий музей, Ледовый дворец, река Быстрая Сосна и др.

Ребенок имеет представление о Войне, о защитниках Отечества Имеет: - представление о том, кто защищает нашу Родину; - представления о родах войск; - представления о Великой Отечественной войне, о войне в Сирии, на Украине; - представления о празднике Победы, 23 февраля; - представления о том, что Елец -город воинской славы. Великая Отечественная война, война в Сирии война на Украине, армия, солдат, моряки, танкисты, пограничники, летчики, 9 Мая - День Победы, ветеран войны, стелла-Город воинской славы, 23 февраля - день Защитника Отечества, Бессмертный полк, салют, парад, Вечный огонь Город воинской славы и др.

I Высокий уровень I Средний уровень Низкий уровень

Рис. 1. Уровни овладения одаренными детьми старшего дошкольного возраста общественно-политической лексикой (по материалам констатирующего эксперимента)

ния, направленные на определение уровня овладения общественно-политической лексикой: задания блока А и Б.

При выполнении 35 заданий блока А детям предстояло назвать и объяснить то, что они видят на предложенным им видеороликах, видеофрагментах, фотографиях, открытках, географических картах, карточках и т.д. Например, карта России и Липецкой области; фотография президента России - В.В. Путина; изображение герба и флага России; изображение герба г. Москвы и г. Ельца; открытки достопримечательностей г. Москвы и г. Ельца; фотографии знаменитых людей, проживавших в г. Ельце (И.А. Бунин, М.М. Пришвин и Т.Н. Хренников и др.); поздравительная открытка с 9 Мая - Днем Победы; фотографии ветеранов войны; видеоролики боевых действий в Сирии, Украине и т.д.; видеоролик шествия Бессмертно-

го полка по разным городам России, в том числе в г. Москве и г. Ельце и пр. Каждый правильный ответ ребенка оценивался в 1 балл, неправильный -в 0 баллов. Максимальное количество баллов, которые должны были набрать одаренные дети старшего дошкольного возраста - 35.

В задании блока Б детям предлагалось ответить на 40 вопросов. Они были объединены в четыре группы, включающей в себя информацию:

1) о себе и своей семье: назвать имя и фамилию, имя и отчество родителей и прародителей, адрес и телефон т.д.;

2) о стране и ее символике: назвать страну, в которой живет, столицу и президента России, объяснить, что изображено на гербе, что обозначают цвета флага страны и т.д.;

3) о родном городе, его достопримечательностях: рассказать об истории г. Ельца, объяснить,

Вестник КГУ Л 2017

60

что изображено на его гербе, назвать улицы и достопримечательности родного города и т.д.;

4) о защитниках Отечества: рассказать о Великой Отечественной войне, о ветеранах войны, о родственниках участвующих или погибших на войне, и т.д. Как и в блоке А каждый правильный ответ ребенка оценивался в 1 балл, неправильный - в 0 баллов. Максимальное количество баллов, которые должны были набрать одаренные дети старшего дошкольного возраста - 40. Полученные количественные результаты представлены в диаграмме (рис. 1).

К высокому уровню развития словаря, связанного со знанием общественно-политических явлений были отнесены 20% одаренных детей. Они успешно справились с предложенными заданиями и набрали 30-35 баллов (Блок А) и 30-40 баллов (Блок Б). Однако в активном и пассивном словаре детей отсутствуют слова (И. А. Бунин, М.М. Пришвин, Т.Н. Хренников, музей народных промыслов и ремесел, сквер Пушкина). У них достаточный словарный запас, связанный со знанием общественно-политических явлений; они умеют грамотно строить предложения; речь эмоционально окрашена; много сложных предложений. Одаренные дети, отнесенные к высокому уровню, стилистически правильно излагают свои мысли, их рассказы хорошо структурированы, имеют логическую завершенность.

Средний уровень овладения общественно-политической лексикой был характерен для 40% одаренных дошкольников 5-7 лет. Они набрали 25-30 баллов (Блок А) и 20-30 баллов (Блок Б). В активном и пассивном словаре детей отсутствуют слова и выражения: Красная площадь, Кремль, герб России (страны), флаг России (триколор), Ка-ракумовский мост, И.А. Бунин, М.М. Пришвин, Т.Н. Хренников, музей народных промыслов и ремесел, краеведческий музей, сквер Пушкина, Сирия, Украина и др.). У детей недостаточный словарный запас, связанный со знанием общественно-политических явлений, они испытывают некоторые трудности в умении грамотно строить предложения, речь не в полной мере эмоционально окрашена, недостаточно сложных предложений.

Низкий уровень развития словаря, связанного со знанием общественно-политических явлений показали 40% одаренных детей. Они набрали 15-25 баллов (Блок А) и 15-20 баллов (Блок Б). В активном и пассивном словаре одаренных детей отсутствуют слова и выражения: герб России, флаг России, Спасская башня, куранты, достопримечательности, Каракумовский мост, И.А. Бунин, М.М. Пришвин, Т.Н. Хренников, музей народных промыслов и ремесел, краеведческий музей, сквер Пушкина, Сирия, Украина, Елецкая божья мать, ветеран войны, Город воинской славы и др. У детей малочисленный словарный запас, они не умеют грамотно строить предложения, речь бессвязная, эмоционально бедная, мало сложных предложений.

Доминирование у одаренных детей старшего дошкольного возраста низкого и среднего уровней овладения общественно-политической лексикой требует проведения формирующего этапа исследования, в процессе которого необходимо создавать в семье и ДОО педагогические условия, способствующие активизации в их речи общественно-политической лексики; развитию у них интереса к общественно-политическим явления, происходящим, как в стране, так и за рубежом; формированию представлений о родном крае и малой Родине, формированию патриотических чувств и качеств.

Библиографический список

1. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

2. От рождения до школы: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 333 с.

3. Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.

4. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. - М.: Просвещение, 2015. - 303 с.

5. Чалидзе В. Иерархический человек. Социо-биологические заметки. - М.: Терра, 1991. - 210 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.