$
4. Карузина И. И., Арчаков А. И. // Современные методы в биохимии / Под ред. В Н. Ореховича. — М., 1977. — С 49—59.
5. Кочетов Г. А. // Практическое руководство по энзимо-логии/Под ред. С. Е. Северина, — М„ 1971, — С. 312— 314.
6. Методы определения микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде: Снравоч. из-
дание/Под ред. М. А. Клисенко. — М„ 1983.— С. 182— 183.
1. Разумовская Н. И.// Биохимия. — 1971. — Т. 36, Выи.
4. — С. 702—703. 8. Чернух А. М.. Коваленко И. Я. // Вестн. АМН СССР,— 1976, —№ 6.— С. 74-85.
Поступила 08.05.87
УДК 615.916:516.171.076.9
Л. А. Юшкова, С. М. Соколов, В. К. Луговский, Л. А. Шматкова,
С. А. Буренков
ИЗУЧЕНИЕ ТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ОКИСИ АЗОТА
Минский медицинский институт
Проведенные в последние годы исследования показали, ^что окись азота, с одной стороны, является постоянным Чзагрязнителем атмосферы [2, 4), а с другой — оказывает специфическое биологическое действие, отличное от действия двуокиси азота |1, 5].
Малочисленность данных, характеризующих особенности биологического действия окиси азота, обусловила проведение настоящих исследований. В эксперименте использованы белые беспородные крысы-самцы массой 110—160 г, подвергавшиеся непрерывкой ингаляционной затравке окисью азота в концентрации 50 мг/м3 в условиях, исключающих ее окисление в двуокись. Применение относительно высокой концентрации было продиктовано необходимостью определения специфики действия окиси азота в краткосрочном эксперименте (1 мес). В процессе эксперимента 1 раз в 3 сут проводили отбор крови из хвостовой вены у контрольных и подопытных животных. В пробах крови определяли число лейкоцитов, эритроцитов, содержание общего гемоглобина и окенгемоглобина, активность холин-эстеразы, Ыа+, К'1'- АТФазы, М-ацетилнейраминовон кислоты, дифосфоглицерата (ДФГ), АТФ. Кроме того, у животных изучали динамику массы тела и суммационно-порого-вый показатель (СПП).
Как показали проведенные исследования, воздействие окисн азота приводит к снижению массы тела подопытных животных по сравнению с контролем начиная с 12-х суток.
Уже на 3-й сутки затравки у животных опытной группы , отмечено повышение СПП по сравнению с фоновыми дан-^ными. В дальнейшем эти изменения нарастали, достигая -своего максимального значения на 24—27-е сутки. При этом изменения СПП утратили цикличность, характерную для контрольных животных. Результаты экспериментов показали отсутствие корреляции между активностью холинэсте-разы и величиной СПП у подопытных животных, тогда как у контрольных животных эта зависимость четко выражена.
Прн изучении морфологического состава периферической крови обращает на себя внимание изменение'~Шсл а эрит-роцитов и лейкоцитов и лейкоцитов у подопытных животных.
Острый лейкоцитоз, наблюдавшийся во 2-й половине эксперимента, объясняется воспалительными изменениями в бронхах, проявляющимися в виде катарального или ка-тарально-десквамативного бронхита. Динамика содержания окенгемоглобина в крови была сходна с изменениями содержания общего гемоглобина. Изменение числа эритроцитов в крови у подопытных крыс на протяжении всего эксперимента указывает на развитие анемии. При этом содержание гемоглобина в крови начинает понижаться только с 18-х суток. Компенсаторной реакцией, обеспечивающей почти постоянный уровень гемоглобина в течение 18—21 сут воздействия,, является возрастание концентрации ДФГ. Известно, что ДФГ содержится в эритроцитах .в той же молярной концентрации, что и гемоглобин, и влияет на сродство гемоглобина к кислороду. Изучение роли ДФГ прн токсическом воздействии позволяет понять и некоторые
адаптационные механизмы, включающиеся прн нарушении снабжения тканей кислородом. Развивающаяся в процессе токсического воздействия очаговая эмфизема сопровождается затруднением поступления воздуха в бронхиолы, в результате чего артериальная кровь недостаточно насыщается кислородом — парциальное давление кислорода снижается в 2 раза по сравнению с нормой. Но при этом происходит компенсаторный сдвиг кривой насыщения кислородом, обусловленный повышением концентрации ДФГ. Возрастание уровня ДФГ приводит к увеличению доставки кислорода на 30 %. Условия, при которых отмечается повышение концентрации дезоксигемоглобина и соответственно снижение уровня окенгемоглобина, являются сигналом для повышения уровня ДФГ. Когда по какой-либо причине уровень дезоксигемоглобина повышается, наблюдается и большее связывание ДФГ. Это снижает концентрацию свободного ДФГ в эритроцитах и приводит к большему образованию ДФГ, поскольку наличие свободного ДФГ ннгибиру-ет этот процесс. Следовательно, наблюдавшееся в наших исследованиях увеличение уровня ДФГ свидетельствовало о компенсированном гипоксическом состоянии.
Анализируя динамику АТФ в процессе затравки животных окисыо азота, мы отметили повышение его уровня в первые 12 сут, которое может рассматриваться как реакция адаптации (усиление процесса гликолиза в эритроцитах) в ответ на токсическое воздействие, сопряженное с большими энергетическими затратами. Срыв адаптационной реакции привел к тому, что концентрация АТФ резко снизилась, и лишь к 30-м суткам наметилась тенденция к ее выравниванию до уровня фона.
Содержание в крови метгемоглобина, являющегося специфическим показателем действия окиси азота, имело несколько пиков, приходящихся на 1—3-й и 15—21-е сутки. Снижение уровня метгемоглобина на 6—12-е сутки свидетельствует о включении адаптационных механизмов регуляции. Именно в этом период возрастает концентрация ДФГ и АТФ как результат усиленного гликолиза, сопряженного с образованием ДФГ (следовательно, и АТФ) и НАДН, который является кофактором НАДН-зависимой метгемо-глобинредуктазы, выполняющей основную роль в восстановлении метгемоглобина.
Отсутствие достоверных изменений в содержании М-ацетнлнейраминовой кислоты и Ыа+, К+-АТФазы подтверждает ранее выдвинутую гипотезу о механизме поглощения кровыо окиси азота и последующей трансформации ее в организме [3]. Плохая растворимость окиси азота в воде (следовательно, и в плазме) и отсутствие вследствие этого абсорбции газа слизистыми оболочками верхних дыхательных путей, всасывание в кровь путем химического взаимодействия с пигментом и другими компонентами кровн, трансформация в организме с образованием нитритов и метгемоглобина характеризуют окись азота как газ резоб-тнвного действия, оказывающий гемато-, пейро- и кардио-тропное действие.
О токсическом действии окиси азота на организм животных судили по продолжительности гексеналового сна.
У животных контрольной группы она колебалась от 18 до 22 мин и составила в среднем 20 мин, у подопытных крыс — от 30 до 55 мин и 40 мин соответственно. Таким образом, функциональная проба выявила патологические изменения у подопытных животных, наступившие в результате воздействия испытанной концентрации окиси азота.
Полученные результаты позволяют отнести окись азота к ядам политропного действия с преимущественным поражением центральной нервной системы и системы крови.
Литература
1. Грохольская Н. В. Сравнительное токсикологическое исследование N0 и КГ02: Автореф. дис. ... канд. мед.
УДК 614.777: ¡628.191:615.285.7
Протнофос — инсектицид, используемый для борьбы с вредителями овощных, цитрусовых культур, виноградной лозы, хлопчатника. Препарат представляет собой светлую маслянистую жидкость с характерным запахом дитиофос-фатов. Молекулярная масса 344,9, температура кипения 125—128°С, растворимость в воде при 20°С 1,7 мг/л [1|.
В связи с тем что применение протиофоса в сельском хозяйстве не исключает возможности поступления его в открытые водоемы и неблагоприятного влияния на условия водопользования, возникла необходимость проведения гигиенических и токсикологических исследований. С целью регламентации в водной среде нами изучалось влияние протиофоса на органолептические свойства воды, санитарный режим водоемов, организм теплокровных животных в остром, подостро.м и хроническом экспериментах 12).
С целью определения пороговых концентраций протиофоса по влиянию на органолептические свойства воды использованы бригадный метод и метод «закрытого опыта». Установлен порог восприятия запаха на уровне 0,01 мг/л, практический предел — 0,04 мг/л. Пороговая концентрация по привкусу была несколько выше — 0,02 мг/л, практический предел — 0,03 мг/л.
Следовательно, лимитирующим признаком вредности по органолептическому показателю является порог восприятия запаха препарата на уровне 0,01 мг/л. На уровке пороговых концентраций по органолептическому признаку препарат не обладает способностью к пенообразованию.
О стабильности лротиофоса в водных растворах судили по изменению исходных концентраций его в водопроводной дехлорированной воде при различных условиях. Количественное определение проводили методом тонкослойной хроматографии [5]. Установлено, что период полураспада препарата в обычных условиях (при 20 °С) равен 22 сут. При кипячении, под действием солнечного света, в щелочной <^реде (рН 9,0) процесс распада протиофоса ускоряется. Так, при кипячении период полураспада равен 14 сут, при действии света — 11 сут, в щелочной среде — 8 сут. Следовательно, протиофос по стабильности в воде (в обычных условиях), согласно классификации [3], относится к стабильным веществам.
Для оценки характера и степени влияния протиофоса на процессы естественного самоочищения водоемов изучали динамику биохимического потребления кислорода (ВПК) в течение 20 сут и определяли содержание аммиака, нитритов, нитратов, активную реакцию воды, микробное число. Испытаны концентрации протиофоса 0,01, 0,1 и 2 мг/л. Препарат в концентрации 0,1 мг/л вызывает некоторое торможение процесса ВПК на 10-с и 20-е сутки. При этом окисление составило 11,3 и 14,3%. В концентрациях 2 мг/л протиофос оказывает заметное тормозящее действие на ВПК воды на 3, 5, 15 и 20-е сутки.
наук.— Л., 1960.
2. Дробеня В. В., Соколов С. М.. Шпилевский Э. М. // Гиг. и сан. — 1982. — № 11. — С. 53—55.
3. Мишени И. Д. //Казан, мед. жури. — 1939. — № 2—3,— С. 37—44.
4. Филонов В. П., Шпилевский Э. М., Соколов С. М. // Гиг. и сан. — 1984. — № 3. — С. 71—73.
5. Шпилевский Э. М., Соколов С. М., Дробеня В. В., Филонов В. П. Ц Там же. — 1983. — № 9. — С. 69—70.
Поступила 08.09.87
?
В тех же условиях проведения опыта отмечена тенденция к угнетению роста микрофлоры при концентрациях протиофоса 0,1 и 2 мг/л. Изучение процессов нитрификации показало, что препарат в течение 20 дней в концентрациях 0,01 и 0,1 мг/л не оказывает на них заметного влияния. Все изученные концентрации протиофоса практически не влияли на активную реакцию воды. Таким образом, на основании результатов изучения воздействия протиофоса на общий санитарный режим водоемов концентрация 0,1 мг/мл рекомендуется в качестве пороговой.
Токсичность протиофоса изучали в условиях острого, подострого и хронического санитарно-токсикологических экспериментов. ЬС>5о инсектицида для белых крыс и мышей составили 875±58,1 и 570±60,2 мг/кг, что позволяет отне-
Влияние протиофоса на белых крыс в условиях хронического эксперимента
Показатель Доза препарата, мг/кг
1 ,75 8,75 43,75
Масса тела +
СПП — + ++ ¿¿J
Морфологический состав
периферической крови — + ++
Активность холииэстера-
зы:
цельной крови — + +
мозга — + ++
печени — + +
Активность ферментов:
ACT — — +
АЛТ — — +
щелочной фосфатазы — — +
Монооксигеназная систе-
ма печени •— — +
Патоморфологические из-
менения внутренних
органов — Слабо вы- Выражены
Эмбриотоксическое дей- ражены
ствие — — +
Гонадотоксическое » — —
Примечание. — отсутствие статистически достоверных изменений (/>>0,05); + статистически достоверные изменения при р<0,05, -1—Ь статистически достоверные изменения при р<0,02.
Н. М. Демиденко, Е. А. Силантьева
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ИНСЕКТИЦИДА ПРОТИОФОСА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Ташкентский медицинский институт