Научная статья на тему 'Изучение стилевого своеобразия произведения художественной литературы в 11 классе общеобразовательной школы (на примере творчества И. А. Бунина)'

Изучение стилевого своеобразия произведения художественной литературы в 11 классе общеобразовательной школы (на примере творчества И. А. Бунина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
349
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Померанцева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение стилевого своеобразия произведения художественной литературы в 11 классе общеобразовательной школы (на примере творчества И. А. Бунина)»

Итак, педагогическая практика обладает большими возможностями для формирования внутренней установки на педагогическую профессию, служит показателем развития многих важных качеств личности будущего учителя. Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учителя. Вариативно-рефлексивный подход позволяет оптимизировать процесс вовлечения студентов в педагогическую профессию и способствовать формированию индивидуального стиля их деятельности.

ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕВОГО СВОЕОБРАЗИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И. А. БУНИНА)

Е.Н. Померанцева, учитель русского языка и литературы средней школы № 694 г. Москвы

Согласно данным проведенного нами на материале творчества И.А. Бунина наблюдения, наименьший уровень качества знаний в целом по общеобразовательному 11 классу1 приходится на долю заданных вопросов, содержащих материал по поэтике и стилю произведений писателя, из чего мы можем сделать вывод о возможности и даже целесообразности рассмотрения поэтики писателя во взаимосвязи с его эстетическими намерениями, то есть уделении внимания поэтическим единицам (элементам) бунин-ских, в частности, произведений как средству воплощения идейного содержания. Подобное обоснование делается нами еще и потому, что зоны перспективного развития в вопросах этой группы как в ответах девочек, так и в ответах мальчиков занимают среднее положение, то есть представляют собой, как мы можем предположить, самую стабильную зону знаний. Тем более подтверждается это фактом средней позиции знаний по вопросам указанной нами группы и в отношении качества усвоения в обеих половинах класса. Кроме того, мы полагаем, закономерно и с позиций логики представлять материал поэтики и стиля произведения во взаимодействии, потому что это дает детям (школьникам) возможность рассуждения, обращения к миру мыслей писателя, обогащения духовными ценностями.

Общий уровень знаний учащихся (поэтика и стиль, не разделяя вопросов)

Уровень качества отдельно по группам вопросов (точные и полные ответы)

40 30 20 10 0

30 20 10 0

□ Успеваемость ■ Качество ■ Неполные ответы

□ Стиль □ Поэтика Ш Поэтика и стиль

Уровень зоны перспективного развития по группам вопросов (неполные ответы)

Уровень усваиваемости знаний по группам вопросов (точные ответы + неполные ответы)

10 5 0

/

/

АШ

--

2,3%

60

40

20

4(ШУ|..... 31,9%--

ВЕ

0

□ Стиль □ Поэтика ■ Поэтика и стиль

□ Стиль ■ Поэтика ■ Поэтика и стиль

Приемы, используемые писателем, по нашим наблюдениям, представляют определенную сложность для усвоения, что подтверждается самым низким показателем уровня изученности материала в группе вопросов, касающихся поэтики. Отдельно можно сказать и о возможности создания специалистами набора упражнений для изучения поэтического своеобразия художественных произведений, что могло бы явиться очень полезным в ходе работы на уроке, как мы убеждаемся на собственном опыте. Важное значение, по нашим наблюдениям, имеет наличие в вопросе текста, выступающего в роли объективной реальности. Нами замечено, что процент правильных и точных ответов значительно выше при условии присутствия в формулировке примеров из произведения. Об этом же может свидетельствовать наименьший показатель области перспективного развития в группе вопросов на знание поэтики творчества Бунина: без текста учащийся частично теряет ориентир и процесс подыскивания точного ответа отчасти может превратиться в угадывание.

Говоря о вопросах, затрагивающих проблемы стилевого своеобразия творчества И.А. Бунина, мы останавливаем внимание на факте преобладания количества неполных ответов над числом полных и точных - моменте, иллюстрирующем преобладание интереса к авторскому стилю над знаниями о нем.

Исследователь творчества И.А. Бунина, литературовед Ю. Мальцев, одной из специфических черт поэтики творчества классика называет манеру составления им изобразительно-выразительных средств художественной ткани произведения. В частности, специалист по литературоведению обращается к разбору бунинского оксюморона как средства создания образа. Мы можем предложить предпринять попытки рассмотрения указываемого авторского приема на занятии. С этой целью нами могут быть отобраны (определены) соответствующие вопросы из общего списка предлагаемых для изучения поэтического и стилевого своеобразия творчества Бунина в урочной форме.

Индивидуальное задание к уроку предусматривает нахождение формулировки теоретического определения оксюморона как фигуры и примеров из текста произведения (в данном случае - это рассказ «Чистый понедельник»). Кроме того, перед учащимися, получающими описанное задание, ставится вопрос, наблюдаются ли ими какие-либо особенности использования искомого приема именно И.А. Буниным? При ответе на вопрос учащимися могут предлагаться, в числе прочих, следующие определения термина: «Ок-

1 В эксперименте участвовали несколько 11-х классов ГОУ СОШ № 694 2001-2008 уч. годов, преподаватели - Ляпина Н.В., Померанцева Е.Н., Разорёнова А.Н..

симорон (оксюморон) - от греч. охушогои, букв. - остроумно-глупое, стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов («живой труп» - Л. Толстой, «жар холодных чисел» - А. Блок)2. Подыскивая примеры в тексте рассказа, мы видим, например, что «холодно зажигался газ в фонарях.. ,»3, «великолепные и несколько зловещие... волосы.. ,»4, «всё та же мука и все то же счастье»5.

Оксюморон используется Буниным при создании образа главной героини: «Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещала их, но посещала», «Не понимаю, как это не надоест людям каждый день обедать, ужинать», - но сама и обедала, и ужинала с московским пониманием дела»6. Странными, совмещающими противоположные чувства и поступки героев предстают перед читателем их отношения: «Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!» , «Странная любовь!» - подумал я»8. Город Москва видится герою тоже противоречивым: «.итальянские соборы и что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах.»9. Таким же двусторонним рисует автор и представление о счастье, выражаемое словами толстовского героя Платона Каратаева: «Счастье, наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету»10. Таким образом, мы можем убедиться, что оксюморон выступает одним из основных средств, используемых писателем для создания образа и соответственно передачи идейного замысла картины.

Следующим шагом в нашей работе может быть обозначено решение задачи об особенностях применения совмещения противоположных по смыслу слов именно Иваном Алексеевичем Буниным, что может показать обращение к одному из тестов-вопросов. Мы предлагаем старшеклассникам сравнить построение оксюморона у Бунина и у Тургенева (вопрос №13 среди заданий, составленных нами для изучения поэтики и стиля творчества И.А. Бунина на основе книги Ю. Мальцева «Иван Бунин. 1870-1953». - М., 1994).

Оксюмороны любил также и Тургенев, у которого они всегда строятся на довольно понятном и до некоторой степени даже привычном контрасте («леденящая вежливость», «горделивая скромность», «застенчивая развязность», «трусливая дерзость» и т.п.). Оксюмороны у Бунина (см. 12) строятся на

1) понятном контрасте, подобно тургеневским;

2) субъективной контрастности;

3) взаимоисключающем противоречии.

Сопоставление выписанных в тетрадь ученика бунинских оксюморонов, приведенных после определения самого термина, позволяет нам сделать вывод о большей полярности лексических единицу у автора «Чистого понедельника», что служит основанием для выбора третьего варианта ответа. Одиннадцатиклассникам предлагается перенести примеры тургеневских оксюморонов, собственные рассуждения о сравнении и их итог на бумагу самостоятельно.

Следуя далее, преподаватель может предложить вниманию учащихся найти в тексте произведения ответ автора, несколько приоткрывающий один из разносторонних моментов поведения героини, а именно её объяснение посещения курсов: «А зачем всё делается на свете? Кроме того, меня интересует история». Думается, речь идёт не только о желании разобраться в истории, но и таинственности, непознанности до конца происходящего вокруг. Здесь мы можем предложить учащимся следующее задание, содержанием которого являются не только и не столько поэтические приемы, сколько переход к осознанию приёма оксюморона как способа (средства) воплощения идеи автора, его представления о мире, то есть связь поэтического элемента со стилевым своеобразием авторской манеры, шире - его эстетическими представлениями (вопрос 5).

В столь частых у Бунина оксюморонах находят свое выражение

1) характеристика объекта и его качества;

2) знание автором предметного мира и основных законов его изображения;

3) остановка перед тайной и невозможность шагнуть через неё.

Непознаваемой является и душа человека, согласно рассуждениям Бунина. О загадочности русского характера мы можем узнать из многих произведений классика, в т.ч. об этом он пишет в повести «Деревня». К этому положению мы можем прийти в ходе поиска ответа на следующий вопрос (43), призванный еще раз навести учащихся на мысль о выражении посредством поэтики идейного своеобразия авторского образца. Параллельно учителем может быть предложен в качестве задания по выбору вопрос 8, включающий пример из бунинского стихотворения «Джордано Бруно».

Бунинский оксюморон «из дверей горестно и умилённо неслось пение девичьего хора»11 (Отметьте все возможные (подходящие) варианты ответов.)

1) представляет собой грамматический неологизм;

2) служит выражением антиномичности души и мира;

3) придаёт образу романтическое звучание (наполненность);

4) придаёт образу (модернистскую) лаконичную экспрессивность;

5) придаёт образу драматический характер.

Очевидно, учащимися может быть усвоено в процессе работы на занятии, что используемые автором средства являются результатом тщательного отбора художником материала на основе собственных наблюдений и переживаний. Следовательно, приемы, приводимые писателем в сочинении, могут быть охарактеризованы как выражение его внутреннего мира, передаваемых им нравственных ценностей, индивидуальности. Повторяем черты авторского стиля, проявляющиеся в принципе выстраивания подбора в тексте, «контрастных составных эпитетов и наречий.

«Антиномичность», «лаконичность» («лаконизм»), «экспрессивность», «диалектика» - слова, которые записывают учащиеся в процессе обсуждения, и преподаватель может акцентировать внимание одиннадцатиклассников на возможности употребления этой лексики, значение которой поясняется, ее активного использования, а не только знания определения понятия (приема).

В качестве домашнего задания мы можем предложить ученикам вопрос, нацеленный на выяснение понимания ими пройденного материала, касающегося оксюморона.

Интересно, что в результате применения предлагаемого пути изучения стилевого своеобразия художественного произведения, учащиеся 11 класса переосмысливают своё восприятие творчества писателя в целом: мы можем отметить, например, возрастание в общем количестве массовой доли старшеклассников, отмечающих поэтичность прозы И.А. Бунина и основывающихся при этом на качестве творений классика литературы12.

2 Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. - М., 1986. С. 923.

3 И.А. Бунин. Собрание сочинений в 9 томах. Под общей редакцией А.С. Мясникова, Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского. - М., «Художественная литература», 1966. Т. 7. «Тёмные аллеи». Рассказы 1931-1952. С. 238.

4 Там же, с. 240.

5 Там же, с. 243.

6 Там же, с. 239.

7 И.А. Бунин. Собр. соч. в 9 т. Т. 7, с. 241.

8 Там же, с. 242.

9 Там же, с. 242.

10 Там же, с. 242.

11 Там же, с. 251.

12 Урок, построенный на основе предлагаемой логики подачи материала, был представлен нами, в частности, в форме открытого занятия при участии в окружном туре конкурса «Учитель года 2006» и встретил одобрение коллег-словесников и методистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.