Научная статья на тему 'Определение категорий художественного мира И. А. Бунина на уроках изучения его лирики в 11 классе'

Определение категорий художественного мира И. А. Бунина на уроках изучения его лирики в 11 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
753
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СИМВОЛ / КАТЕГОРИЯ "ПРАПАМЯТИ" / КАТЕГОРИЯ "ВСЕБЫТИЯ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесниченко Елена Николаевна

В статье описывается первый этап экспериментального изучения творчества поэта на уроках литературы в выпускном классе. В процессе эвристической беседы учащиеся определяют основные категории художественного мира поэта на примере его лирических стихотворений. Представленная методика может быть использована для практической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF I. BUNINS ARTISTIC WORLD CATEGORIES AT THE LESSONS OF HIS LYRIC POETRY IN THE 11TH FORM

The article describes the first stage of the experimental study devoted to the poets creative work at the lessons of Literature with the final year students. In the process of heuristic discussion students define the basic categories of the poets artistic world by the example of his lyric poetry. The presented methods can be applied for practical work.

Текст научной работы на тему «Определение категорий художественного мира И. А. Бунина на уроках изучения его лирики в 11 классе»

УДК 821.161.1 (072)

КОЛЕСНИЧЕНКО Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры литературы Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА И.А. БУНИНА НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ЛИРИКИ В 11 КЛАССЕ

В статье описывается первый этап экспериментального изучения творчества поэта на уроках литературы в выпускном классе. В процессе эвристической беседы учащиеся определяют основные категории художественного мира поэта на примере его лирических стихотворений. Представленная методика может быть использована для практической работы.

Художественная индивидуальность, символ, категория «прапамяти», категория «всебытия»

И.А. Бунину уделяется пристальное внимание в современной школьной методике. Все авторские программы включают его произведения в списки для обязательного изучения. Книга О.Ю. Богдановой «Бунин в школе»1 и многочисленные статьи в журнале «Литература в школе» к юбилею писателя дают возможность учителю сформировать целостное представление о личности и творчестве писателя, его роли в истории развития русской литературы.

Вместе с тем, как показывает опыт, школьники не всегда осознают значение великого русского поэта, его имя часто теряется за именами А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Бунина называют продолжателем традиций литературы XIX века, писателем-реалистом. Уникальность его личности, совершенство его художественной индивидуальности часто не замечаются школьниками. Произведения Бунина, несмотря на их почти математическое совершенство, остаются сложными для понимания и для анализа. И сложность эта связана, с

одной стороны, с неподготовленным к восприятию творчества сознанием учеников, а с другой стороны, с искаженным представлением о художественной индивидуальности Бунина как писателя-реалиста, которое дает школьная методика.

Чтобы открыть для себя мир художника, надо рассматривать его по тем же законам, по которым он (мир) создавался. «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию» (В. Ходасевич)2. Сам Бунин всегда считал себя поэтом, и как бы нам ни нравились его рассказы, попытаемся понять, что значит быть поэтом для Бунина. Дело, очевидно, не в умении рифмовать, а в том особом мироощущении, что роднит всех поэтов (стоит только вспомнить «странные» романы, написанные стихотворцами, - и в этом ряду «Жизнь Арсеньева»). Мир поэта развернут скорее вертикально, вверх и в глубину, в отличие от мира прозаика - «горизонтального», развернутого во времени (деление, конечно, очень условно).

Поэтическое сознание И.А. Бунина с наибольшей ясностью раскрылось в его стихотворениях. Юный поэт обратился к темам Вечности, смысла человеческой жизни, Бытия. Человек, Космос, История, Природа - герои его лирики. Особенность художественной индивидуальности Бунина состоит в том, что традиционных для многих этапов развития мы не наблюдаем. Бунин изначально знает и чувствует то, к чему другие приходят в процессе личностного развития. У него нет коренных переломов сознания: в своих глубинах мировосприятие поэта неизменно - начинающий писатель и нобелевский лауреат одинаково осознают мир как тайну, данную в ощущениях и переживаниях.

Для своих стихов Бунин использовал классическую, чеканную форму (очень любил сонет). Именно эта форма заставила многих критиков увидеть в поэзии Бунина традиционность, а В. Брюсов назвал его стихи «ветхоза-ветными»1 , даже не осознав, что определил истинную сущность бунинского поэтического видения мира. Классическая форма скрыла невероятную «модерность»2 содержания, но то, что многие называют «модерностью», часто является более глубоким взглядом на предметы, проникновением в Суть, Вечность, Тайну Бытия. Ошеломляющая новизна есть открытие наиболее древнего эзотерического подхода к миру. «Философию Бунина можно принять или не принять, но нельзя не принять того мудрого художественного метода, которым она выражена. Этот метод можно представить двумя простейшими словами смотрите и переживите. Бунин обогащает нас опытом -не идеями»3.

Сложность художественной индивидуальности писателя требует нового подхода к его изучению в школе, заключающегося, на наш взгляд, в поэтапном осмыслении философского мировосприятия Бунина от поэзии к прозе. Знакомство с личностью писателя на первом этапе дает представление о взаимосвязи творчества и исторической эпохи, создает предпосылки для постижения художественного мира поэта.

Следующий этап знакомит школьников с основными категориями художественного мира,

явленными в поэзии. Принципиально важным на данном этапе обучения является использование в качестве основного метода эвристической беседы. Система проблемных вопросов по анализу стихотворений («Ночь», 1901; «Еще и холоден, и сыр...», 1901; «Растет, растет могильная трава...», 1906; «И цветы, и шмели, и колосья.», 1918; «Встреча», 1922) способствует индивидуализации восприятия и готовит основу для более глубокого понимания картины мира, созданной в произведениях писателя. Остановимся на данном этапе, как наиболее важном для постижения мировосприятия Бунина.

Давайте последуем за поэтом в его мир...

[На столах учеников сборники с текстами стихов Бунина.]

Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение «Встреча» (1922 г.) и предлагает ученикам следующие вопросы и задания:

• Какое настроение возникло у вас после прочтения стихотворения?

• Опишите то, что вы представили.

• Определите время суток, года, историческое время, эпоху.

• Почему вы затрудняетесь в определении исторического времени?

• На сколько частей и почему можно разделить стихотворение?

Композиция стихотворения делится на 3 части:

I часть - описание девушки,

II часть - воспоминание - переживание,

III часть - вечное Бытие.

• Почему при описании девушки автор использует глаголы настоящего времени, хотя сам образ является воспоминанием?

• Какие слова, выражения, образы, повторяются? Каково их значение? В какой части стихотворения их больше всего?

Во II части стихотворения все повторы (5 раз повторяется выражение «тот же», «та же») относятся к образу девушки и, соединяясь с глаголами настоящего времени в I части, создают ощущение неизменности, незыблемости происходящего - вечного настоящего. Время не имеет социальной ограниченности - мы находимся в надвременном пространстве.

Образ девушки растворен в образе вечереющего моря и полуденной земли. Пространство стихотворения, как и время, не имеет границ.

Вместе с тем поэтические образы предельно конкретны, чувственны: «дикий запах лука» смешивается с «телесным запахом» девушки.

Предложим школьникам поразмышлять над тем, как они понимают строки:

.взгляд

Исполненный и рабства и свободы

Умерший на земле уже стократ.

и

Через века найду в пустой могиле

Твой крест серебряный...

Даже если мнения разойдутся или учащиеся затруднятся ответить, мы привлечем их внимание к двум очень важным категориям художественного мира Бунина, которые раскроются ниже.

Обратим внимание школьников на то, как существительные, обозначающее конкретные предметы в I части (рука, кувшин, злаки, полынь...), сменяются в III части существительными, обозначающими отвлеченные понятия (мечта, быль, любовь, даль, зов, красота).

Последняя строчка стихотворения «И красота полуденной земли» объединяет в себе красоту мира и красоту конкретной девушки.

Три части стихотворения предполагают наличие настоящего, прошедшего, будущего, но преобладает одно застывшее настоящее. Можем ли мы назвать это простым человеческим воспоминанием из глубин прошлого - это «пра-память», которая разрушает временные рамки

- перед нами «вечность».

Таким образом мы открываем для себя одну из главных категорий художественного мира Бунина - категорию памяти или «прапа-мяти».

«Память - прообраз вечности, бесконечности, всеединства»1. Человек включен в цепь поколений и неотделим от целого.

Герои Бунина живут не столько в конкретном историческом времени, сколько в застывшем настоящем - в вечности, где миг и век равнозначны, равноценны. Память - это нос-

тальгия по прошлому, по ушедшему; это вечное настоящее, полное той же боли, любви, очарования.

Обратимся к стихотворению «Ночь» (1901 г.), написанному на 20 лет раньше, чем «Встреча» (1922 г).

• Что объединяет эти поэтические тексты?

• Почему в последней строфе при повторении слово «вечного» изменено на «тайного»?

• Как вы понимаете 2 последние строчки стихотворения?

Изменение слова в последней строфе связано с образом звезд и перекликается со строчкой «И тайный смысл их царственных имен» Нельзя сказать, что «вечного» и «тайного» противопоставлены в контексте стихотворения, скорее слово «тайного» служит для расширения смысла текста и в связи со словами «мечта» и «сон» выводит нас за пределы сознания в иную реальность. Две последние строчки, как часто бывает у Бунина-поэта, выражают основную идею стихотворения. Индивидуальная человеческая любовь имеет универсальное значение, поэтому герой любит «весь мир... для одной», прочно ощущая свою «укорененность во Все-бытии», свою связь со всеми и всем.

Таким образом мы знакомимся еще с одной категорией художественного мира И. Бунина - это «Всебытие», как называл его сам поэт.

Герой его романа «Жизнь Арсеньева» скажет: «Я родился во Вселенной, в бесконечности времени и пространства...». Так всегда чувствовал Бунин и писал: «...Единая жизнь совершает свое таинственное странствование через тела наши, - стремись же ощущать это единство и благоговей: в нем твое бессмертие (долгота дней) и самоутверждение»2 .

Смысл человеческого существования - внеземной, он за пределами человеческого бытия. [Принцип «Всебытия» противостоит принципу «антропоцентризма», одному из основополагающих принципов русской литературы XIX века. Человек - часть мира, но не центр его. Он равновелик как Космосу, так и любому живому созданию.]

Можно привести в качестве примеров стихотворения «Собака» (1909 г.), «Кобылица» (1916 г.).

Интересно высказывание З. Гиппиус, о котором вспоминает В.Н. Муромцева-Бунина: «К людям он относится как к части мира, который он любит очень... Человек сам по себе ему не нужен»3 .

Этот принцип Всебытия найдет свое выражение в рассказах о любви и сборнике «Темные аллеи». Поскольку человек - часть мира, то свои отношения с другими людьми он будет строить через Космос, время и пространство. У Бунина нет отношения человек-человек, но всегда есть отношения человек-Космос-чело-век. Отсюда часто нелогичность поступков, действий героев, ведь они подчиняются законам Бытия, а не человеческого социума. Отсюда катастрофичность сознания самого писателя и необыкновенный интерес к любви и смерти, взрывающим бытовое сознание человека.

Такой взгляд на человека также показывает близость Бунина эзотерическому подходу к миру. Мир воспринимается поэтом как великая тайна, которую нельзя постичь логикой, а только переживанием, интуицией. Воплощение тайны в красоте жизни, природы, женщины. Мы определяем еще одну категорию художественного мира поэта - категорию Красоты. Посмотрим, как воплощается она в поэтических текстах.

Читаем стихотворение «Еще и холоден и сыр...» (1901 г.).

• Опишите звуковые и зрительные образы, которые возникают у вас при прочтении этого стихотворения.

• Почему мы видим многоцветную картину, хотя из красок названа лишь одна «голубая»?

Стихотворение обращено к эмоциональному опыту каждого; радостное восторженное настроение расцвечивает картину весны всеми красками; она предельно конкретна и в то же время обобщенна. Здесь Бунин близок символистам, которые видели за реальностью тайну, инобытие; поэту необыкновенно дорог сам предметный, вещный мир, явленный во всей своей красоте.

Прочитаем стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» (1918 г.).

• В чем смысл евангельского сопоставления?

• Почему последним благодарным воспоминанием станут «полевые пути меж колосьев и трав»?

Как и во многих стихотворениях И. Бунина, конкретная картина становится символом, человеческая жизнь представляется «путем меж колосьев и трав», а смысл ее, благодаря использованию евангельского мотива, выходит за рамки земного бытия и приобретает вселенское значение.

Мы подошли еще к одной категории художественного мира поэта - символу. То, что многие символисты только декларировали, Бунин явил в своем творчестве. Его символ предельно конкретен в контексте произведения, но в то же время и всеобъемлющ. Так, «серебряный крест» в пустой могиле не только вещная деталь, но и знак живой души, символ вечности («Встреча», 1922).

Обратимся к стихотворению «Звезда дрожит среди вселенной...» (1917 г.). Звезда становится символом тайны человеческой жизни, ее сокровенного смысла. Обратим внимание учащихся на знаки препинания: многоточие и

2 вопросительных знака также говорят о таинственности, недосказанности. Стихотворение построено как развернутая метафора.

Природа человека таинственна, как и сам мир. Нет логики поступков, нет «диалектики души» - есть мгновенность проживания целой жизни или нескольких жизней, чудо ощущения разнородных, антиномичных чувств и явлений. Именно этим объясняется фрагментарность композиций бунинских произведений и частое использование оксюморона. Вспомним взгляд девушки, «исполненный и рабства и свободы» («Встреча», 1922).

Новый психологизм, предложенный Буниным, - это психологизм знакомых всем ощущений и переживаний, когда разнородные чувства и эмоции заполняют все существо. Этой противоречивостью наполнена жизнь самого И. Бунина. Истоки надо, скорее, искать в мировосприятии поэта; близость его взглядов восточной философии (об этом говорят многочисленные

записи) позволяет предположить, что Бунин воспринимал мир как дуальный. Это дохристианский мир. Добро и зло, свет и тьма составляют в нем нерасторжимое целое, отсюда непредсказуемость поступка, чувства, переживания. На уровне слова дуальность являет себя оксюмороном.

Прочитаем стихотворение «Растет, растет могильная трава...» (1906 г.).

Задумаемся: почему И. Бунин обращается к сонету, едва ли не самой сложной стихотворной форме, где требуется слить мысль и чувство в совершенное целое.

Данный сонет не следует строгим правилам и состоит из 3-х катренов и сонетного замка -2-х последних строк, где содержится основной вывод.

• Противопоставлены ли 1 и 2 строки стихотворения? Докажите свою мысль.

• Будут ли меняться темп и интонация сонета при чтении? Объясните обилие восклицательных знаков во II части стихотворения.

• Как вы понимаете образ совы?

Кажущееся противопоставление жизни и

смерти в сонете снимается сонетным замком

- синтезом; «счастье в утрате» - это возрожденная повторенная жизнь; жизнь, как и смерть, несет в себе свою противоположность. Эта же мысль выражена в раннем стихотворении Бунина «Ветер осенний в лесах подымается... » (1888 г.):

Жизнь зарождается в мраке таинственном.

Радость и гибель ея

Служат нетленному и неизменному -

Вечной красе Бытия!

Под этими строками, созданными восемнадцатилетним юношей, мог бы подписаться и зрелый художник И. Бунин, автор «Легкого

дыхания», «Суходола», «Деревни», «Солнечного удара», «Митиной любви», «Жизни Арсеньева» и сб. «Темные аллеи».

Результатом беседы является определение основных категорий художественного мира И.А. Бунина:

• «Прапамяти» как прообраза «вечности, бесконечности и всеединства»4 (герои Бунина живут не столько в конкретном историческом времени, сколько в застывшем настоящем - в вечности, где миг и век равнозначны, равноценны. Память - это не ностальгия по прошлому, по ушедшему; это вечное настоящее, полное той же боли, любви, очарования);

• «Всебытия» как ощущения единства со всем миром (принцип «всебытия» противостоит принципу «антропоцентризма», одному из основополагающих принципов русской литературы XIX века. Человек - часть мира, но не центр его, он равновелик как Космосу, так и любому живому созданию);

• «Красоты» как тайны мира, жизни, природы, женщины (мир воспринимается поэтом как великая тайна, которую нельзя постичь логикой, а только переживанием и интуицией. Таинственна сама природа человека);

• «Символа» как ключа к тайне жизни, сопрягающего земное и небесное (бунинский символ предельно конкретен в контексте произведения, но в то же время и всеобъемлющ. Так, «серебряный крест» в «пустой могиле» не только вещная деталь, но и знак живой души, символ вечности).

Актуализация полученных теоретических знаний происходит непосредственно на уроках изучения прозаических произведений («Суходол», «Старуха», «Солнечный удар», цикл «Темные аллеи»). Это следующий этап постижения художественной индивидуальности И.А. Бунина.

Примечания

1 Богданова О.Ю. Бунин в школе: Книга для учителя. М., 2003.

2 МальцевЮ. Иван Бунин. 1870-1953. Посев, 1994. С. 289.

3 Брюсов В.Я. Ив. Бунин // И.А. Бунин: pro et contra / Сост. Б.В. Аверина, Д. Риникера, К.В. Степанова, коммент. Б.В. Аверина, М.Н.Виролайнен, Д. Риникера, библиогр. Т.М. Двинятиной, Ф.Я. Лапидус. СПб., 2001. С. 267.

4 МальцевЮ. Указ. соч. С. 100.

5ХодасевичВ. Бунин. Собр. соч. // Бунин И.А. Избр. проза. М., 1997. С. 578.

6 МальцевЮ. Указ. соч. С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Там же. С. 26.

8 Там же. С. 124.

9 Там же. С. 10.

Kolesnichenko Elena

DETERMINATION OF I. BUNIN’S ARTISTIC WORLD CATEGORIES AT THE LESSONS OF HIS LYRIC POETRY IN THE 11TH FORM

The article describes the first stage of the experimental study devoted to the poet’s creative work at the lessons of Literature with the final year students. In the process of heuristic discussion students define the basic categories of the poet’s artistic world by the example of his lyric poetry. The presented methods can be applied for practical work.

Контактная информация: 163046, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 80, кв. 169

Рецензент - НиколаевН.И., доктор филологических наук, профессор, проректор по учебной работе Помор-ского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.