Научная статья на тему 'Изучение рынка, анализ затрат и доходов на открытие базы по конному туризму в городе Алматы'

Изучение рынка, анализ затрат и доходов на открытие базы по конному туризму в городе Алматы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конный туризм / анализ рынка / анализ доходов / анализ затрат / показатели эффективности проекта / спрос на туризм / equestrian tourism / market analysis / income analysis / cost analysis / project performance indicators / tourism demand

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агылшын Ануар

В статье представлен анализ рынка услуг туристической отрасли города Алматы, сравнение затрат и доходов фирмы, специализирующейся на конном туризме. Показатели эффективности проекта были рассчитаны исходя из финансовой модели, также было приведено обоснование целесообразности открытия данной фирмы с учетом тенденций спроса на данный рынок и макроэкономической политики правительства Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET RESEARCH, ANALYSIS OF COSTS AND REVENUES FOR OPENING A BASE FOR EQUESTRIAN TOURISM IN THE ALMATY

The article presents an analysis of the services market of the tourism industry in Almaty, a comparison of the costs and revenues of a company specializing in equestrian tourism. The project performance indicators were calculated on the basis of the financial model, and the rationale for the expediency of opening this company was also given, taking into account trends in demand for this market and the macroeconomic policy of the Government of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Изучение рынка, анализ затрат и доходов на открытие базы по конному туризму в городе Алматы»

Агылшын Ануар

магистратура экономического факультета Казахстанского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова адрес электронной почты - anuar42@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА, АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ДОХОДОВ НА ОТКРЫТИЕ БАЗЫ ПО КОННОМУ ТУРИЗМУ В ГОРОДЕ АЛМАТЫ Аннотация. В статье представлен анализ рынка услуг туристической отрасли города Алматы, сравнение затрат и доходов фирмы, специализирующейся на конном туризме. Показатели эффективности проекта были рассчитаны исходя из финансовой модели, также было приведено обоснование целесообразности открытия данной фирмы с учетом тенденций спроса на данный рынок и макроэкономической политики правительства Казахстана.

Ключевые слова: конный туризм, анализ рынка, анализ доходов, анализ затрат, показатели эффективности проекта, спрос на туризм.

Agilshin A.

graduate of economic faculty Kazakhstan branch of Moscow state University. M. V. Lomonosov

e-mail - anuar42@mail.ru

MARKET RESEARCH, ANALYSIS OF COSTS AND REVENUES FOR OPENING A BASE FOR EQUESTRIAN TOURISM IN THE ALMATY Abstract. The article presents an analysis of the services market of the tourism industry in Almaty, a comparison of the costs and revenues of a company specializing in equestrian tourism. The project performance indicators were calculated on the basis of the financial model, and the rationale for the expediency of opening this company was also given, taking into account trends in demand for this market and the macroeconomic policy of the Government of Kazakhstan.

Keywords: equestrian tourism, market analysis, income analysis, cost analysis, project performance indicators, tourism demand.

ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА, АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ДОХОДОВ НА ОТКРЫТИЕ БАЗЫ ПО КОННОМУ ТУРИЗМУ В ГОРОДЕ АЛМАТЫ

Состояние туристического сектора в г. Алматы

На текущий момент времени считается выгодным открытие бизнес-проектов, связанных с услугами на территории г. Алматы. Следует отметить высокий спрос на деятельность, связанную с туризмом в городах республиканского значения Республики Казахстан. Это можно объяснить и высоким уровнем доходов лиц, проживающих на территории данных городов (139600 тенге ежемесячно, на 50 тысяч выше среднего значения на территории Республики Казахстан) и выгодным для развития туризма географическим положением (мягкий климат, ряд национальных парков и горная местность), и высокой

заинтересованностью государства в развитии сферы туризма (многочисленные национальные и отраслевые программы, связанные с поддержкой

предпринимательства в данной отрасли). Но ключевым фактором при анализе была отмечена развитая туристическая инфраструктура в городе Алматы, которая максимально занижает трансакционные издержки как населения, так и производителей данного рода услуг. [1]

Основные и потенциальные конкуренты

Следует отметить, что наша компания занимает нишу на стыке конных прогулок и мягкого туризма, которая является инновационной для Республики Казахстан. Благодаря этому, наша компания пока не имеет прямых конкурентов и может устанавливать цены согласно своей монопольной власти. Минусом данного решения является достаточно низкий уровень спроса на наши услуги (даже при максимальном уровне развития наша компания рассчитывает лишь на 5% посетителей крупнейшего туристического центра страны Шымбулак). Но следует отметить, что низкий объем спроса послужит и определенного рода защитой нашей монополии, ввиду незаинтересованности в выходе на этот рынок прочих туристических компаний и компаний сферы развлечения. [2]

Потенциальными конкурентами нашей компании можно отметить различные компании, предлагающие схожие (но не абсолютно аналогичные) услуги и отнимающие часть нашего потенциального спроса.

Таблица 1

Расходы предприятия на 2018 год (1-ый период)

Затраты Стоимость затрат (тенге)

Лошади [3] 14 000 000 [4]

Земельный участок [5] 13 125 000 [6]

Конюшня, ее строительство [7] 2 726 000

Денник 4*4 2 105 600

Инвентарь 413 384

Мебель для комнаты приема 295 000

Маркетинг 1 000 000

Комбикорм (в год) [8] 3 000 000 [9]

Сено (в год) [10] 1 872 000 [11]

Заработная плата (в год) 22 680 000

Коммерческие расходы (в 1 год) 1 000 000

Управленческие расходы (в 1 год) 1 000 000

Амортизация 272 600

Ключевые факторы расходной части анализа, на которые необходимо обратить внимание:

1) Сравнительно низкая стоимость земельного участка

2) Отсутствие затрат на получение лицензий и справок от различного рода государственных служб, прохождение обследования лошадьми и прочее

Данные факторы связано с поддержкой государства по

предпринимательской программе «Алматы Туризм» и обеспечением наиболее лояльных для нашего бизнеса условий. Помимо данного снижения расходов государство оказывает поддержку в получении кредита (размер кредита для нашей компании составляет 8% годовых, остальной размер кредитной ставки покроет государство), а также налоговые льготы в виде заниженной ставки земельного налога (28,95 тенге против положенных 44) и отсутствие НДС. [12]

3) Сравнительно высокая стоимость лошадей. В теории, возможно, было

купить лошадей за более низкую цену, но это означало бы более низкую ее производительность, более короткий срок жизни и меньшую эффективность в использовании за счет плохой физической формы (были закуплены верховые лошади, специально обученные и приспособленные к горной местности).

4) Сравнительно низкая себестоимость конюшни и низкая стоимость ее построения. Был выбран особый способ постройки, в котором срок работы постройки сознательно жертвуется ради скорости и дешевизны ее построения.

5) Высокий уровень заработной платы сотрудников (наиболее значительная величина в Таблице 1).

Для оплаты всех необходимых статей расхода будет привлечен кредит под 8% годовых в размере 55 095 286 тенге. Его погашение будет происходить в течение следующих 5 лет равными долями. Освоение данных средств будет произведено до начала оказания услуг нашей компанией и будет потрачено на

приобретение необходимых нам материалов, указанных выше.

Доля собственных средств в финансировании проекта составит 10%.

Себестоимость услуг будет рассчитываться из расходов периода, включающих постоянные расходы, составляющие 27 552 000 тг в год, включая заработную плату, сено и комбикорм для лошадей. Помимо этого расходы периода охватывают капитальные вложения в размере 472 600тг и расходы по процентам за кредит на сумму 55 095 286 тг. При этом выручка проекта составит 50 000 000 в первый год.

Итого проект будет показывать прибыль уже в первый год в размере 12 508 690.

Финансовая модель проекта рассчитана на 8 лет. Ставка дисконтирования рассчитана с помощью показателя средневзвешенной стоимости капитала. Чистый денежный поток от реализации проекта составит свыше 100 000 000 тг. Чистая приведенная стоимость (NPV) за 8 лет составит 992 813 478 тенге, Внутренняя норма доходности (IRR) = 51%.

Таблица 2

Операционный денежный поток

Выручка, тенге 0 50 000 000 74 995 000 102 809 400 133 691 546 167 909 436 177 984 002 188 663 042

Себестоимость, тенге 0 27 552 000 29 205 120 30 957 427 32 814 873 34 783 765 36 870 791 39 083 039

Валовая прибыль 0 22 448 000 45 789 880 71 851 973 100 876 673 133 125 670 141 113 211 149 580 003

управленческие расходы, тенге 0 1 000 000 1 499 900 2 056 188 2 673 831 3 358 189 3 559 680 3 773 261

Коммерческие расходы, тенге 0 1 000 000 1 499 900 2 056 188 2 673 831 3 358 189 3 559 680 3 773 261

Проценты по кредиту, тенге 0 4 407 623 3 577 938 2 748 254 1 918 569 1 088 885 0 0

Прибыль до налогов 0 16 040 377 39 212 142 64 991 343 93 610 442 125 320 408 133 993 851 142 033 482

НАЛОГИ 0 3 340 551 7 952 349 13 089 631 18 808 760 25 137 049 26 860 963 28 466 809

Чистая прибыль, руб 0 12 699 826 31 259 792 51 901 712 74 801 682 100 183 359 107 132 887 113 566 672

Амортизация, руб. 0 553 998 553 998 553 998 553 998 553 998 553 998 553 998

Капитальные вложения,тенге 0 753 998 753 998 753 998 753 998 753 998 753 998 753 998

Изменение СОК 0 0 292 320 309 859 328 451 348 158 369 047 391 190

Денежный поток от операционной деятельности, руб 0 12 499 826 30 767 472 51 391 852 74 273 231 99 635 202 106 563 840 112 975 482

Инвестиционный денежный поток

Инвестиции в земельные участки 13 125 000 0 0 0 0 0 0 0

Инвестиции в здания, сооружения, технологические оборудования 5 539 984 0 0 0 0 0 0 0

Инвестиции в прочее оборудование и прочие активы 0 0 0 0 0 0 0 0

Инвестиции в финансовые активы 0 0 0 0 0 0 0 0

Оплата расходов будущих периодов 0 0 0 0 0 0 0 0

Прирост чистого оборотного капитала 4 872 000 0 0 0 0 0 0 0

Инвестици в первоначальный ФОТ 22 680 000 0 0 0 0 0 0 0

Выручка от реализации активов 0 0 0 0 0 0 0 0

Инвестиции в биологические активы 14 000 0 0 0 0 0 0 0

000

Инвестиции в маркетинг 1 000 000 0 0 0 0 0 0 0

Итого CF от инвестиционной деятельности -61 216 984 0 0 0 0 0 0 0

Собственные средства 6 121 698 0 0 0 0 0 0 0

Заемные средства 55 095 286 0 0 0 0 0 0 0

Финансовый денежный поток

Поступление собственного капитала 6 121 698 0 0 0 0 0 0 0

Целевое финансирование 0 0 0 0 0 0 0 0

Средства от инвесторово строительства 0 0 0 0 0 0 0 0

Поступление кредитов 55 095 286 0 0 0 0 0 0 0

Возврат тела кредитов 0 10 371 057 10 371 057 10 371 057 10 371 057 10 371 057 0 0

Лизинговые платежи 0 0 0 0 0 0 0 0

Выплата процентов 0 0 0 0 0 0 0 0

Итого от финансовой деятельности 61 216 984 -10 371 057 -10 371 057 -10 371 057 -10 371 057 -10 371 057 0 0

Основные расчетные материалы

В процессе дальнейшей

деятельности рассматривается

планомерное увеличение количество оказываемых услуг, связанное с ростом спроса на продукцию при сохранении приблизительно того же уровня издержек на товары. Таким образом, прибыль в последующие годы (без учета рисков кризиса, снижения доходов населения и прочих происшествий, на которые мы повлиять не можем).

Таким образом, для открытия базы по конному туризму в Алматы необходимы относительно крупные затраты, которые, тем не менее, отбиваются уже на начальных этапах и значительным образом растут позднее. Из минусов данного бизнеса можно отметить очевидный потолок спроса на услуги и отсутствие возможности для дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли.

Библиографический список:

1. Информационный портал Stat.gov.kz. Режим доступа: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_extemalId/homeNumbersLivingStandart?lang=m&_afrLoop=4 202780632671465#%40%3F_afrLoop0/o3D42027806326714650/o26lang0/o3Dm0/o26_adf.ctrl-state%3Dm5r26bawk_37

2. Информационный портал Taraz.adverno.kz. Режим доступа: http://taraz.adverno.kz/offer-i-id-i-41408-i-prodam-otlichnogo-zherebtsa-donskoj-porody-rossija.html

3. Информационный портал Olx.kz. Режим доступа: https://www.olx.kz/obyavlenie/chistokrovnaya-kobyla-zherebaya-loshadi-IDdLLak.html#5a625e7436

4. Информационный портал Olx.kz. Режим доступа: https://www.olx.kz/obyavlenie/chistokrovnye-loshadi-zherebtsy-aygyr-kunan-tay-at-kokpar-bayge-IDcsxkG.html#5a625e7436

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.