Научная статья на тему 'Развитие туризма в Казахстане'

Развитие туризма в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5901
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кирдасинова К.А., Головкин Г.Г.

В данной статье исследованы основные этапы развития туризма в Казахстане. Рассмотрены вопросы классификации туризма. Исследована структура туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOURISM IN KAZAKHSTAN

In this article the basic stages of development of tourism are investigational in Kazakhstan. The questions of classification of tourism are considered. The structure of tourist industry and potential of tourist resources of Kazakhstan are investigational. Keywords: tourism, tourists, rest, tour operator, market of tourist services

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в Казахстане»

УДК 338.796

Кирдасинова К.А., Головкин Г.Г.

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ

Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева г.Астана, Казахстан

На современном этапе туристская деятельность постепенно превращается в индустрию туризма, динамично развивающуюся сферу услуг. Активизации предпринимательской деятельности на данном секторе рынка, не только определила новую отрасль в экономической структуре ряда государств, но и позволила сделать ее приоритетным экономически образующим сектором национальных экономик ряда государств мира.

В статье 2 Закона Республики Казахстан от 3 июля 1992 года июнь 2001 год «Закон о туристской деятельности в Республике Казахстан» «О туризме», под «туризмом» понимается «система и форма проведения человеком активного отдыха с целью познания тех или иных регионов, государств, их культуры и традиций и связанное с этим передвижение за пределами постоянного места жительства».

Сегодня индустрия туризма Казахстана самостоятельное звено хозяйственной структуры; экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющего спроса на различные виды отдыха и развлечений. Этому способствовал коммерческий характер туризма, позволил не только развивать новые формы туризма, но и формировать новые организационные формы деятельности - туристские фирмы.

Туризм играет очень серьезную роль в экономике многих государств и представляет собой вид отдыха, способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и соответственно - психофизиологических ресурсов общества, способствует рациональному использованию свободного времени людей, выполняет особую роль в трудовой занятости и повышении жизненного уровня местного населения.

Следовательно, индустрия туризма оказывает косвенное влияние на уровень жизни местного населения и его занятость, что сказывается в создании и развитии инфраструктуры, сервисной службы в туристических регионах (путей сообщения, линий связи, пунктов бытовых услуг, магазинов, спортивных центров, кафе, ресторанов, разнообразных аттракционов и т.д.). Местное население так же, как и туристы, пользуется всеми этими объектами.

Можно сказать, что индустрия туризма - это не вид туризма, а предоставление сопутствующих услуг разного уровня, который определяется степенью их цены. Именно разный уровень дохода потребителей туристического продукта формирует комплекс услуг, разный по их качеству и количеству. Разный уровень доходов формирует спрос на различные виды туристического продукта и его виды. Поэтому стоимость услуг позволяет варьировать их

количеством, определяет развитость одних секторов рынка туристических услуг перед другими. В свою очередь доходность туристических услуг позволяет расширять их количество, качество и виды.

Туризм можно классифицировать по следующим признакам:

1. Рекреационный туризм, включающий зрелищно-развлекательные программы, туристическо-оздоровительные программы, занятия по интересам.

2. Спортивный туризм, включающий водный, лыжный, горный.

3. Лечебно-оздоровительный туризм, к которому следует отнести не просто потребность в лечении, но и сочетание ее с некоторыми другими функциями туризма.

4. Культурно-познавательный туризм, основанный на потребности в расширении знаний по различным направлениям.

5. Ностальгический туризм, в основе которого лежит потребность в посещении мест, связанных с событиями индивидуальной биографии человека и его семьи.

6. Приключенческий (экстремальный) туризм, предполагающий удовлетворение потребностей человека в испытании своих возможностей в различных острых ситуациях. Он подразделяется на несколько разновидностей: походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка), яхтинг (морские и речные путешествия).

7. Религиозный туризм (включающий паломничество), основанный на религиозных потребностях людей самых различных конфессий.

8. Миссионерский туризм, вызванный потребностью человека наиболее полно реализовать свое духовное назначение распространением тех или иных духовных ценностей.

9. Событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-либо конкретного мероприятия.

10. Коммуникационный туризм, удовлетворяющий потребности человека в межличностных контактах (поиски спутника жизни, партнера по коллекционированию и т.д.).

11. Экологический туризм - основан на посещении заповедных территорий, участии в природоохранной деятельности.

12. Образовательный туризм - путешествия с целью обучения, например, для изучения языка.

13. Социальный туризм - это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные цели.

14. Деловой туризм [1, а17].

С помощью статистических данных размещенных на сайте Агентства Республики Казахстан по статистике можно провести анализ рынка туристских услуг в Республике Казахстан. В первую очередь хотелось бы начать с туристских фирм осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан.

В таблице 1 представлена динамика туристических фирм областям в период 2012 -2014 годов [2].

Научные стремления. Выпуск 17 Таблица 1 - Динамика туристских фирм на территории Казахстана за 2012-2014 г.г.

2012 год 2013 год 2014 год

Республика Казахстан 1 252 1 567 1 720

Акмолинская 22 31 31

Актюбинская 27 29 32

Алматинская 37 95 49

Атырауская 21 24 25

Западно-Казахстанская 13 12 11

Жамбылская 19 24 27

Карагандинская 81 85 113

Костанайская 27 35 42

Кызылординская 4 8 7

Мангистауская 30 33 54

Южно-Казахстанская 27 45 81

Павлодарская 59 58 60

Северо-Казахстанская 21 18 19

Восточно- 42 51 63

Казахстанская

г.Астана 158 187 225

г.Алматы 664 832 881

Примечание: составлено автором на основе источника [3]

По таблице 1 видно, что наибольший удельный вес туристических фирм расположены в г.Алматы, г.Астана. Затем следует Карагандинская область, Павлодарская и Восточно-Казахстанская область. Наименьшее число туристических фирм расположены в Кызылординской и Западно-Казахстанской областях. Также по таблице видно, что происходит положительная динамика роста количества туристических фирм в Казахстане.

В 2013 году Казахстане поездки с целью досуга, рекреации и отдыха составляли 50,6 %, посещения знакомых и родственников 2,9 %, деловых и профессиональных целей 9,5%, лечения 2,09 %, паломничества 0,6 %, коммерческой (шоп-туры) 34,1 %.

В 2013 году поездки в Казахстан с целью досуга, рекреации и отдыха составляли 34 %, посещения знакомых и родственников 3,1 %, деловых и профессиональных целей 61,7%, лечения 0,05 %, коммерческой (шоп-туры) 6,2%. Таким образом, деловые и профессиональные цели являются преобладающими для поездок в Казахстан гражданами СНГ [2].

В Казахстане туризм развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Из общего количества обслуженных в 2013 году туристов наибольший

удельный вес - 52,9 % приходится на выездной туризм, доля внутреннего туризма составила 35,6%, въездного туризма 11,4%.

В таблице 2 указано количество проданных туристских путевок.

Таблица 2 -Количество проданных туристских путевок за 2012-2014 г.г., тыс. тенге

2012 год 2013 год 2014 год

Республика Казахстан 19 400 430,7 22 233 751,9 27 286 779,9

Акмолинская 288 553,2 324 044,2 512 103,1

Актюбинская 753 236,1 1 061 822,8 1 153 343,2

Алматинская 64 304,7 167 473,9 177 237,6

Атырауская 964 003,9 1 050 435,5 949 879,4

Западно-Казахстанская 910 056,7 1 243 069,0 1 218 262,5

Жамбылская 59 231,6 160 776,0 189 848,0

Карагандинская 1 391 089,2 1 765 972,5 2 531 105,6

Костанайская 223 254,2 639 383,3 196 599,0

Кызылординская 4 587,8 43 938,0 5 138,0

Мангистауская 717 796,1 837 901,0 1 130 192,9

Южно-Казахстанская 380 013,0 250 835,9 325 167,7

Павлодарская 1 139 134,0 1 356 467,0 1 976 650,8

Северо-Казахстанская 506 083,7 584 397,4 894 126,1

Восточно-Казахстанская 459 608,6 853 864,3 1 330 061,7

г. Астана 1 368 913,7 1 820 230,3 3 888 545,9

г. Алматы 10 170 564,2 10 073 140,8 10 808 518,4

Примечание: составлено автором на основе источника [3]

По таблице 2 определено, что г. Алматы занимает первое место по количеству проданных туристских путевок, так как этот город самый крупный город в РК с большим количеством населения. Затем следует г.Астана, следом Карагандинская и Павлодарская области. Наименьшее количество путевок продано в Кызылординской области.

Положительные результаты по количеству проданных путевок показывают Атырауская и Западно-Казахстанская области, где уровень заработной платы более высокий, ем в других областях.

Также с каждым годом растет количество проданных путевок, что говорит

0 том, что казахстанцы уделяют внимание своему отдыху и здоровью и предпочитают отдыхать организованно.

2013 году поступления от международного туризма впервые перешли рубеж в

1 триллион долл. США, превысив показатель 928 миллиардов за 2012 г. В реальном исчислении темпы роста поступлений составили 3.8 % вслед за увеличением международных туристских прибытий на 4.6 %. Вместе с дополнительными 196 млрд. долларов США, полученными в сфере международных пассажирских перевозок, общая сумма экспортных поступлений от международного туризма в 2013 г. составила 1.2 триллиона долл. США [3, с.50].

Далее рассмотрим анализ количества обслуженных посетителей по въездному (нерезидентов) и по выездному (резидентов) туризму.

В таблице 3 указано количество обслуженных посетителей по въездному туризму (нерезидентов) туристскими фирмами (чел.).

Таблица 3 - Количество обслуженных посетителей по въездному туризму (нерезидентов) туристскими фирмами (чел.).

2012 2013 2014

Республика Казахстан 39 640 36 096 30 240

Акмолинская - - -

Актюбинская - - 7

Алматинская 61 100 315

Атырауская 134 144 173

Западно-Казахстанская - - -

Жамбылская 158 247 153

Карагандинская 20 63 23

Костанайская 64 60 84

Кызылординская - 16 -

Мангистауская 800 22 6

Южно-Казахстанская 324 212 115

Павлодарская - - -

Северо-Казахстанская 3 2 -

Восточно-Казахстанская 1 226 556 50

г.Астана 540 609 832

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г.Алматы 36 310 34 065 28 482

Примечание: составлено автором на основе источника [3]

По таблице 3 видно, что по количеству обслуженных посетителей по въездному туризму (нерезидентов) туристскими фирмами лидирует г.Алматы, более 90% удельного веса. Затем следует Восточно-Казахстанская и Мангыстауская области, г.Астана.

В период с 2012 по 2014г.г. количество обслуженных посетителей по въездному туризму (нерезидентов) туристскими фирмами значительно уменьшилось. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом сократилось в 2 раза, а в 2014 по сравнению с 2013 сократилось в 11 раз.

В таблице 6 указано количество обслуженных посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами (чел.).

По таблице 6 видно, то наибольший удельный вес по количеству обслуженных посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами занимает г.Алматы, г.Астана, Мангыстауская и Карагандинская области.

Наименьший удельный вес по количеству обслуженных посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами занимает Кызылординская и Жамбылская области.

Исходя из вышеизложенного, количество обслуженных посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами в ВКО имеет тенденцию к росту. Но и здесь же г. Алматы занимает лидирующее место.

В 2012 году доля туризма во внутреннем валовом продукте составила 1,8%. Такой же показатель роста - до 1,8% - по результатам прошлого года достигнут и в Кыргызстане.

Таблица 4 - Количество обслуженных посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами (чел.).

2012 2013 2014

Республика Казахстан 261 709 375 923 388 108

Акмолинская 3 377 3 567 4 027

Актюбинская 7 759 12 122 10 635

Алматинская 2 497 26 290 14 894

Атырауская 7 053 7 527 8 964

Западно-Казахстанская 5 268 5 786 5 605

Жамбылская 644 1 961 3 653

Карагандинская 10 365 12 177 17 706

Костанайская 6 343 10 145 13 486

Кызылординская 302 616 458

Мангистауская 12 373 23 140 21 546

Южно-Казахстанская 4 470 6 903 9 991

Павлодарская 8 284 10 287 15 741

Северо-Казахстанская 3 768 4 108 5 540

Восточно- 4 729 6 493 8 987

Казахстанская

г.Астана 18 713 28 694 51 682

г.Алматы 165 764 216 107 195 193

Примечание: составлено автором на основе источника [3]

Согласно данным Комитета по статистике Республики Казахстан с 2012 года по 2014 год количество иностранных граждан, посетивших нашу страну, составило 18,6 млн. человек, в том числе [3]:

- в 2012 году - 5,6 млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличение составило 39 % (2011 год - 4 млн. человек);

- в 2013 году - 6,1 млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом

2012 года увеличение составило 8,4 % (2012 год - 5,6 млн. человек);

- в 2014 году - 6,8млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом

2013 года увеличение составило 11 % (2013 год - 6,1млн. человек).

Казахстан чаще всего посещают граждане из стран СНГ: Узбекистан (2,4 млн. человек), Российская Федерация (1,7 млн.человек), Кыргызстан (1,3 млн.человек); из стран дальнего зарубежья: КНР (205 тыс.человек), Турция (92 тыс.человек), Германия (75,4 тыс.человек).

Количество выехавших за пределы страны с 2012 по 2014 год составило 27,2 млн. человек, в том числе:

- в 2012 году - 8 млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом 2011годаувеличение составило 33 % (2011 год - 6 млн. человек);

- в 2013 году - 9,06 млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом 2012годаувеличение составило 13 % (2012 год - 8,02 тыс. человек);

- в 2014 году - 10,1 млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом 2013годаувеличение составило 12 % (2013 год - 9,06 млн. человек).

Наиболее популярны среди казахстанцев из стран СНГ: Российская Федерация (3,8 млн.человек), Кыргызстан (3,8 млн. человек), Узбекистан (1,21 млн.человек); из стран дальнего зарубежья: КНР (3,8 млн.человек), Турция (349,5 тыс.человек), ОАЭ (109,1 тыс.человек).

С 2012 года по 2014 год количество посетителей по внутреннему туризму составило 9,7 млн. человек, в том числе:

- в 2012 году - 2,9 млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом

2011 года увеличение составило 19,5 % (2011 год - 2,4 млн. человек);

- в 2013 году - 3,2 млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом

2012 года увеличение составило 10,5 % (2012 год - 2,9 млн. человек);

- в 2014 году - 3,5 млн.человек, по сравнению с аналогичным периодом

2013 года увеличение составило 7,3 % ( 2013 год - 3,2 млн. человек);

Общий бюджет, направляемый акиматами 16 регионов Казахстана в 2014 году на развитие туризма, составляет более 553 млн тенге [4].

На сегодняшний день самыми популярными местами для туристов в Казахстане являются Алматы, Астана, Южно-Казахстанская область (Туркестан, Сарыагаш), Щучинско-Боровская курортная зона. Общий бюджет на 2014 год, направляемый акиматами регионов Казахстана на развитие туризма, составляет более 553 млн тенге.

По состоянию на январь 2014 года больше всех на развитие туризма выделено акиматом города Алматы - более 121 млн тенге, меньше всего в Атырауской и Кызылординской областях (около 4 млн тенге) [4].

В Казахстане в рамках «Концепции развития туристической отрасли до 2020 года» территориально определены 5 кластеров. Концепция разрабатывалась с участием международных консалтинговых компаний. В целом, выделяется 5 кластеров развития: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Западный Казахстан [5].

Восточный Казахстан рассматривается как центр развития экологического туризма, Алматы - горного туризма. Вместе с тем, Астана и Алматы позиционируются как точки развития делового туризма. Территория Южного Казахстана определена центром развития культурного туризма, Западный Казахстан - как место культурного и «пляжного» отдыха.

75

В рамках данных кластеров предусмотрена реализация национальных проектов.

Создание курортной зоны предполагает 3 элемента капитальных затрат: внешняя магистральная инфраструктура, внутренняя инженерная и туристическая инфраструктура, коммерческие объекты. Предполагается, что развитие внешней инфраструктуры будет обеспечено полностью за счет государства по примеру других стран.

Возврат инвестиций в экономику будет обеспечен за счет создания новых рабочих мест при поступлении в бюджет, доля капитальных затрат в общей структуре составляет порядка 15-25% [5].

Таким образом, туристский потенциал Казахстана может удовлетворить спрос любого туриста, тем более, что основным туристским продуктом является гостеприимство и доброжелательность казахского народа.

References:

1. Nemolyaeva M.EH., Hodorkov L.F. Mezhdunarodnyj turizm: vchera, segodnya, zavtra. - Moskva, 2007. - 176 s.

2. Ministerstvo nacional'noj ehkonomiki Respubliki Kazahstan komitet po statistike //ww.stat.kz

3. Maksimenko S.V. Turizm v Kazahstane. - B., 2006 g

4. Na razvitie turizma v Kazahstane v 2014 godu vydelili 553 mln tenge // http://ecatalog.kz/?p=7512

5. Igaliev M. Opredeleny 5 klasterov razvitiya turizma v Kazahstane // http://www.primeminister.kz/news/show/21/opredeleny-5-klasterov-razvitija-turizmav-kazahstane-migaliev/06-06-2014

Kirdasinova K.A., Golovkin G.G.

DEVELOPMENT OF TOURISM IN KAZAKHSTAN

Eurasian national university the name of L.N. Gumilyov, Аstana city, Kazakhstan

Summary

In this article the basic stages of development of tourism are investigational in Kazakhstan. The questions of classification of tourism are considered. The structure of tourist industry and potential of tourist resources of Kazakhstan are investigational.

Keywords: tourism, tourists, rest, tour operator, market of tourist services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.