Научная статья на тему 'Социально-экономическая дифференциация регионов Республики Казахстан'

Социально-экономическая дифференциация регионов Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3972
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / SOCIO-ECONOMIC STATUS / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS REGIONAL PRODUCT / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Темирова А.Б., Абдимомынова А.Ш.

В условиях регионализации экономики и глобализации мировых рынков товаров и услуг именно регионы выступают как самостоятельные субъекты конкуренции. В рыночных условиях регионы состязаются между собой за инвестиционные ресурсы (государственные, частные и иностранные), привлечение предприятий-налогоплательщиков, а также за все источники ресурсов и рынки сбыта. При этом регионы являются самостоятельными субъектами на национальных и международных рынках. В статье анализируются ключевые показатели ­социально-экономического развития регионов Казахстана, систематизированы методологические подходы к измерению региональной конкурентоспособности путем расчета традиционных индикаторов и интегральных показателей. Выявлены негативные последствия опережающего развития сырьевого сектора: увеличивается социально-экономическая дифференциация регионов; происходит истощение сырьевой базы. Опережающее развитие сырьевого сектора приводит к появлению проблемных несырьевых регионов, характеризующихся относительно низким уровнем реальных денежных доходов населения, низкой бюджетной обеспеченностью за счет собственных источников дохода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Темирова А.Б., Абдимомынова А.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC DIFFERENTIATION OF REGIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

In the context of the regionalization of the economy and globalization of world markets of goods and services the regions act as independent subjects of competition. In the market conditions regions competing with each other for investment resources (public, private and foreign), attracting businesses, taxpayers, as well as all sources of resources and markets. In article basic indicators of social and economic development of regions of Kazakhstan are analyzed, methodological approaches to measurement of regional competitiveness by calculation of traditional indicators and integrated indicators are systematized. Negative consequences of the advancing development of raw sector which are reduced to the following are revealed: social and economic differentiation of regions increases; there is an exhaustion of a source of raw materials.The advancing development of raw sector leads to emergence of the problem non-oil regions which are characterized by rather low level of the real monetary income of the population, low budgetary supply at the expense of own sources of the income.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая дифференциация регионов Республики Казахстан»

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

А.Б. Темирова

Финансовая академия ул. Ш. Валиханова, 11, Астана, Казахстан, 010000

А.Ш. Абдимомынова

Кызылординский государственный университет ул. Айтеке би, 29А, Кызылорда, Казахстан, 120014

В условиях регионализации экономики и глобализации мировых рынков товаров и услуг именно регионы выступают как самостоятельные субъекты конкуренции. В рыночных условиях регионы состязаются между собой за инвестиционные ресурсы (государственные, частные и иностранные), привлечение предприятий-налогоплательщиков, а также за все источники ресурсов и рынки сбыта. При этом регионы являются самостоятельными субъектами на национальных и международных рынках. В статье анализируются ключевые показатели социально-экономического развития регионов Казахстана, систематизированы методологические подходы к измерению региональной конкурентоспособности путем расчета традиционных индикаторов и интегральных показателей. Выявлены негативные последствия опережающего развития сырьевого сектора: увеличивается социально-экономическая дифференциация регионов; происходит истощение сырьевой базы. Опережающее развитие сырьевого сектора приводит к появлению проблемных несырьевых регионов, характеризующихся относительно низким уровнем реальных денежных доходов населения, низкой бюджетной обеспеченностью за счет собственных источников дохода.

Ключевые слова: регион, конкурентоспособность, социально-экономическое положение, валовый региональный продукт, региональное развитие

Во всех странах мира — в силу различия географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, истории развития и других факторов — регионы имеют разный уровень социально-экономического развития. Это порождает немало серьезных социально-экономических проблем. Поэтому каждое государство стремится улучшать жизненный уровень в отсталых регионах, т.е. проводить региональную политику, направленную на выравнивание условий и повышение уровня их развития.

Наибольший интерес в целях изучения теоретических подходов и механизмов управления региональной экономикой представляют труды таких казахстанских ученых, как У. Баймуратов [1], К. Кажымурат [2], О. Сабден [3], К. Сагадиев [4], Н. Нурланова [5]. Их исследования затронули многочисленные аспекты, начиная от факторов, условий и критериев конкурентоспособности и заканчивая механизмами повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом.

Несмотря на фундаментальные методологические и практические исследования отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих сущность, главные принципы и факторы развития региональной экономики, многие проблемы, касающиеся интеграции статистической оценки уровня конкурентоспособности регионов Республики Казахстан (РК), разработки эффективных механизмов совершенствования структурной политики региона, поиска и развития новых конкурентных возможностей области, в том числе и за счет повышения качества человеческого капитала в условиях отечественной экономики, остаются малоизученными.

Для современного Казахстана характерна высокая степень открытости экономики регионов, все больше проявляется тенденция к взаимосвязанности и взаимозависимости регионов страны, являющихся частями глобальной экономической системы. К тому же экономический рост в Казахстане в основном связан с опережающим развитием сырьевого сектора. Если в сырьевых регионах наблюдается стабилизация и даже некоторый рост, то для развитых в прошлом регионов с квалифицированными кадрами и высокой плотностью населения характерен спад производства, что затрудняет для них переход к рыночным отношениям. В результате увеличивается социально-экономическая дифференциация регионов Казахстана, которая становится все более труднопреодолимой.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость разработки и внедрения новых подходов к эффективному использованию региональных факторов и исследованию межрегиональных связей Казахстана в целях определения конкретной стратегии развития каждой из областей страны и обеспечения эффективного развития единого экономического пространства.

Методические подходы к количественной оценке социально-экономического развития региональной экономики

Неоднородность территории страны по различным признакам или большая протяженность территории с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности обуславливают необходимость деления данной территории на части — регионы. В настоящее время территория Казахстана включает 16 регионов страны (14 областей, города Алматы и Астана). В Концепции региональной политики Казахстана на 2014—2020 гг. регионы были сгруппированы по так называемому проблемному принципу [6].

Такая группировка регионов Казахстана актуальна и сегодня. Основные показатели социально-экономического развития групп регионов приведены в табл. 1.

К первой группе регионов относятся города Астана и Алматы — это регионы с высоким уровнем среднедушевых доходов населения, диверсифицированной

промышленностью, развитым финансовым сектором и высоким научно-техническим потенциалом. В настоящее время для городов Астана и Алматы проработаны и реализуются программы развития, предполагающие интенсивное развитие обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, научных, культурных и иных центров, формирование инфраструктуры туризма и отдыха.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития регионов Казахстана в 2014 г.

Доля региона, %

В общей численности населения, % в ВРП, % в объеме промышленного производства, % в валовой продукции сельского хозяйства,% в освоении инвестиций в основной капитал,%

Республика Казахстан 100 100 100 100 100

Группа 1 13 25 4 1 20

Группа 2 6 19 35 2 29

Группа 3 21 20 26 18 14

Группа 4 32 17 15 35 18

Группа 5 7 7 9 18 5

Группа 6 21 12 11 26 14

Источник: расчеты авторов по данным Агентства РК по статистике [7].

Вторую группу образуют Атырауская и Мангистауская области, богатые углеводородными минеральными ресурсами. Среднедушевые доходы селения в этих областях самые высокие.

В третью группу входят Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области, богатые природными минерально-сырьевыми ресурсами. Здесь получили развитие добывающие и перерабатывающие отрасли, использующие местное сырье, а также машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Программы регионального развития для второй и третьей групп регионов предусматривают диверсификацию промышленного производства в основном в обрабатывающих отраслях, развитие предпринимательства в сельском хозяйстве, развитие инфраструктуры транспорта и связи. При этом особого внимания требуют мероприятия по охране окружающей среды, особенно на шельфе Каспийского моря.

К четвертой группе относятся Актюбинская, Жамбылская, Костанайская и Южно-Казахстанская области, богатые природными ресурсами и значительными сельскохозяйственными угодьями. В регионах данной группы среднедушевые доходы населения ниже среднереспубликанского уровня; примерно одинаковая экономическая база и равнонаправленная структура.

Здесь региональная политика должна быть направлена на реализацию мер по дальнейшему использованию потенциала крупных предприятий, развитию производств, обслуживающих сельское хозяйство.

Пятая группа включает Западно-Казахстанскую и Северо-Казахстанскую области, где развита преимущественно отрасль машиностроения, имеются значительные площади сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в Западно-Казахстанской области развита нефтегазодобывающая промышленность.

Важной стратегической линией здесь должна стать модернизация и обновление машиностроительных предприятий, в первую очередь, оборонных.

Шестая группа объединяет Акмолинскую, Алматинскую и Кызылординскую, с развитым сельскохозяйственным производством, если не считать нефтедобычу на Кумколе в Кызылординской области. Среднедушевые доходы населения здесь ниже среднереспубликанского уровня, хотя выделяется Кызылординская область (за счет освоения нефтяного месторождения Кумколь). Основное внимание региональной политики здесь должно уделяться развитию малых и средних предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, а также заготовительных, сбытовых производств и др. В связи с низким уровнем жизни населения в этих регионах необходима разработка и осуществление проектов по созданию и развитию промышленных производств.

Рост конкурентоспособности Казахстана невозможен без устойчивого развития регионов. Именно эта идея является ключевой в утвержденной Указом главы государства «Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2020 г.» [8].

Рассмотрим проблему социально-экономической дифференциации регионов РК на основе результатов рейтинга конкурентоспособности регионов Казахстана, подготовленных Агентством по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) в начале 2014 г. Составление рейтинга регионов РК проводилось с помощью индексного метода по аналогии с методом, используемым в рейтинге глобальной конкурентоспособности, публикуемом Международным институтом развития менеджмента (IMD). В данном рейтинге конкурентоспособность измеряется на основании таких индексов как индекс экономической деятельности, эффективности правительства, эффективности бизнеса и инфраструктуры. Данные индексы рассчитываются как средневзвешенные нескольких показателей. К примеру, индекс экономической деятельности включает в себя следующие параметры: международная торговля, внешние инвестиции [9].

В целях определения составляющих индексов, отражающих уровень развития и конкурентоспособности региона, в первую очередь, определен ряд показателей, которые будут учитываться при выявлении конкурентоспособности региона. Важным условием построения индекса, который бы наиболее полно отражал, насколько конкурентным является тот или иной регион, является выбор адекватных показателей, которые должны в достаточно полной мере отражать критерий конкурентоспособности и основных конкурентных преимуществ, отражать прогрессивность отраслевой структуры, а также быть статистически доступными и содержать минимум субъективной интерпретации. Выбор показателей также определяется наличием статистических данных по этим показателям.

Так, основными показателями рейтинга регионов республики определены:

— индекс экономического развития;

— индекс уровня жизни населения;

— индекс научно-инновационного развития;

— индекс инфраструктурного развития региона.

Для составления и расчета индексов применялись стратегии страновых рейтингов с учетом специфики конкурентоспособности регионов. Методика стра-

новых рейтингов представляет собой способ агрегирования ряда частных показателей (критериев) в более общий показатель, характеризующий относительные позиции страны (региона) по данному показателю. Отличительной чертой рейтингов является шкалирование показателей, суть которого состоит в приведении показателей, измеряемых в разных единицах (в процентах, денежных и др. единицах) к безмерным величинам в интервале от 0 до 1 (где 0 будет соответствовать наихудшему результату среди регионов, а 1 — соответственно, наилучшему). Шкалирование будет осуществляться путем преобразования по формулам (1) или (2):

Ij X i Xmini / Xmaxi Xmmi, (1)

Ij 1 X i Xmini / Xmaxi Xmini, (2)

где X\ — i-тый показатель j-того региона; Xmim- — минимальное значение i-того показателя среди всеху-тых регионов; Xmaxi — максимальное значение i-того показателя среди всех у-тых регионов.

Преобразование по формуле (1) осуществляется, если большие значения соответствуют лучшему результату, и по формуле (2), если меньшие значения соответствуют лучшему значению. Для получения значения интегрального коэффициента сначала необходимо найти среднюю арифметическую простую из частных коэффициентов (формула (3)).

т = V" Р (3)

average j' V /

Далее полученные значения необходимо преобразовать по формуле (4):

I = Г ■ - Г / Г - Г (4)

-'average ^ averagej ^ average min / ^ average max ^ average min- V v

Данное преобразование (формула (4)) необходимо для приведения значения коэффициентов области Iaverage [0; 1]. Таким образом, в рейтинге всегда будут регионы с наилучшими (Iaverage = 1) и наихудшими (Iaverage = 0) показателями, а остальные регионы будут располагаться относительно этих крайних.

Анализ экономической среды развития регионов

Произведенные вычисления позволили осуществить группировку регионов по уровню конкурентоспособности в общем, а также по тому или иному показателю в частности.

Зная, что индекс может принимать значения от 0 до 1, можно выделить три группы регионов с равными интервалами:

1-я группа — высокий уровень конкурентоспособности: 0,66 < I < 1,0;

2-я группа — средний уровень конкурентоспособности: 0,33 < I < 0,65;

3-я группа — низкий уровень конкурентоспособности: 0,00 < I < 0,32;

В рейтинге участвуют 16 регионов: 14 областей и города Астана и Алматы (рис.).

Наиболее конкурентоспособными регионами по-прежнему являются г. Алматы, г. Астана и Атырауская области. Наименее конкурентоспособными регионами являются Алматинская, Жамбылская и Кызылординская области. Однако, в 2014 г. по сравнению с 2012 г. расстановка среди аутсайдеров изменилась: рейтинг

Алматинской обл. поднялся на две позиции, а Жамбылской и Кызылординской областей опустился на одну позицию.

0

0,2

0,4

0,6

0,8

Кызылординская Жамбылская Алматинская Южно-Казахстанская Мангистауская Западно-Казахстанская Костанайская Акмолинская Северо-Казахстанская Восточно-Казахстанская Актюбинская Карагандинская Павлодарская

Атырауская г.Астана г.Алматы

У 0 0,02 Ж 0,03 !■ 0,05 0,39 0,4 0,48 68 0,71 0,82

0,48

0,62

0,

0,

/

Рис. Индекс конкурентоспособности по регионам РК, 2014 г. Источник: составлено авторами.

При определении индекса конкурентоспособности региона учитываются такие показатели как валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения, как инвестиции в основной капитал, уровень бедности, объем промышленного производства, уровень безработицы и т.д. В табл. 2 даны некоторые основные показатели которые входят в индекс конкурентоспособности региона. Из таблицы 2 видно, что относительно высокими показателями в рейтинге обладают города Алматы, Астана и Атырауская область, однако эта же область находится на одном из последних мест по уровню жизни населения. Средний уровень конкурентоспособности преобладает в Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях (табл. 2).

Таблица 2

Составляющие индекса конкурентоспосбности регионов РК в 2014 г.

1

1

Регион ВРП на душу населения, тыс. тг Инвестиции в основной капитал, млн тг Глубина бедности, % Количество субъектов малых предприятии, ед. Объемы промышленного производства, тг

Республика Казахстан 1 665, 3 4 026 480 0,9 837 083 15 929 052

Акмолинская обл. 1 105,3 111 025 1,3 32 598 236 417

Актюбинская обл. 1 889,8 328 751 0,5 35 570 1 253 915

Алматинская обл. 658,9 299 409 0,3 113 368 444 202

Атырауская обл. 6 413,6 836 980 0,5 31 012 4 319 754

Западно-Казахстанская обл. 2 168,2 127 050 0,9 27 583 1 480 716

Жамбылская обл. 603,3 97 016 0,6 39 727 185 715

Карагандинская обл. 1 769,4 213 065 0,6 55 855 1 325 357

Костанайская обл. 1 289,6 127123 0,9 42 298 563 976

Окончание табл. 2

Регион ВРП на душу населения, тыс. тг Инвестиции в основной капитал, млн тг Глубина бедности, % Количество субъектов малых предприятии, ед. Объемы промышленного производства, тг

Кызылординская обл. 1 464,1 142172 0,8 21 574 1 063 126

Мангистауская обл. 3 273,5 296 063 1,1 27 593 2 064 855

Южно-Казахстанская обл. 580,9 215308 1,8 135262 377 180

Восточно-Казахстанская обл. 1 163,1 178 999 1,5 75 196 822 907

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г. Астана 290461 447 257 0,4 49 001 177 360

Г. Алматы 3 418,8 350 328 0,2 94 420 532 750

Источник: Агентство РК по статистике. // http://stat.gov.kz [7].

Кроме того, эти регионы имеют более развитую электроэнергетическую инфраструктуру. Регионы же южной зоны обладают довольно низким уровнем социально-экономического развития из-за меньшего числа крупных промышленных предприятий и слабой ресурсообеспеченности.

К регионам со средним уровнем конкурентоспособности относятся пять из шестнадцати исследованных регионов: Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Акмолинская и Костанайская области.

Список регионов с низким уровнем конкурентоспособности увеличился с четырех до шести: Западно-Казахстанская и Мангыстауская области покинули ряды регионов со средним уровнем конкурентоспособности, присоединившись к Южно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областям.

По мнению экспертов АО «Центр маркетингово-аналитических исследований», для повышения конкурентоспособности Казахстану стоит уделять большее внимание развитию регионов, используя имеющиеся ресурсы для создания областных кластеров. Однако между казахстанскими регионами сегодня наблюдается огромный разрыв по многим социальным и экономическим показателям. Большая часть регионов обладает низким уровнем конкурентоспособности, и ни один из них не получил высокую оценку уровня производительности [10].

Исследовательское агентство «Рейтинг К2» провело исследование, направленное на ранжирование регионов Казахстана по комплексу статистических показателей. Полученные результаты позволили обозначить слабые точки каждого из регионов, а также их изначальные преимущества относительно среднереспубликанского уровня [11]. Для анализа были взяты общедоступные данные с официального сайта Агентства РК по статистике.

Все 19 официальных показателей разделены на три группы (категории): экономическая и социальная сфера, уровень жизни населения. Для максимальной объективности все они рассматриваются либо относительно численности населения области, либо в процентах. Большинство из показателей отражают ситуацию за 2014 г. Ранжирование по комплексу статистических показателей позволяет определить проблемность соответствующего региона по тому или иному параметру относительно других административно-территориальных единиц.

В случае если регион занимает место по параметру с 1-го по 6-е, то данный показатель определяется как хороший — «не требует вмешательства» со стороны местных исполнительных органов власти. Если регион занимает место с 7-го по 10-е, то его положение по данному критерию характеризуется как пограничное — «требует точечных мер» со стороны исполнительных органов.

Если же регион занимает место с 11-го по 16-е, то ситуация по показателю характеризуется как критическая и, соответственно, «требует оперативного, комплексного вмешательства». По результатам исследования соответствующие административно-территориальные единицы были условно разделены на три группы:

— регионы-лидеры — г. Астана, Атырауская область, г. Алматы, а также Актю-бинская, Мангистауская, Павлодарская области(1—6-е места соответственно);

— регионы со средними показателями — Западно-Казахстанская, Карагандинская, Алматинская, Кызылординская области (7—10-е места соответственно);

— регионы-аутсайдеры — Восточно-Казахстанская, Костанайская, СевероКазахстанская, Акмолинская, Южно-Казахстанская и Жамбылская области (11—16-е места соответственно) (табл. 3).

Таблица 3

Результаты ранжирования регионов РК по комплексу статистических показателей за 2014 г.

Суммарная оценка категории

Регион РК экономическая сфера социальная сфера уровень жизни Итоговое место

Акмолинская обл. 12 14 13 14

Актюбинская обл. 2 9 2 4

Алматинская обл. 11 3 14 9

Атырауская обл. 1 4 4 2

Западно-Казахстанская обл. 8 10 7 7

Жамбылская обл. 16 7 15 16

Карагандинская обл. 10 12 6 8

Костанайская обл. 9 15 9 12

Кызылординская обл. 14 6 12 10

Мангистауская обл. 4 2 5 5

Южно-Казахстанская обл. 15 5 16 15

Павлодарская обл. 6 11 7 6

Северо-Казахстанская обл. 13 13 11 13

Восточно-Казахстанская обл. 7 16 10 11

г. Астана 5 1 1 1

г. Алматы 3 7 2 3

Источник: Агентство РК по статистике. // http://stat.gov.kz [7].

Результаты ранжирования отражают базовый уровень развития регионов, обусловленный его географическим положением, качеством сырьевой базы, либо особым статусом. Результат региона по сумме мест также отражает уровень его привлекательности для республиканских элит. Город Астана по уровню производства инновационной, а также промышленной продукции на одного жителя занимает 14-е место по обоим показателям. Высокое место (четвертое) по ВРП обеспечивается за счет непроизводственного сектора. Критический уровень пре-

ступности и дороговизна продовольственной корзины характерны не только для г. Астаны, но и для г. Алматы. Причины для обоих городов общие: в первом случае — повышенная привлекательность для мигрантов, а также сравнительно низкая доля нерегистрируемых преступлений, во втором — превышение спроса над предложением ввиду высокого уровня дохода населения.

Ряд общих проблем выявлен и в Атырауской и Мангистауской областях. Большинство из них обусловлены сырьевым характером их экономики. В рассматриваемых областях зафиксированы низкие показатели по производству промышленной продукции на человека, высокий уровень цен (прожиточный минимум), а также низкое качество педагогических кадров. По таким показателям, как производство мяса и уровень цен, Мангистауская область и вовсе занимает последние места. Наименьшее количество проблемных секторов зафиксировано в Актю-бинской и Западно-Казахстанской областях. Области — аутсайдеры ранжирования, в основном имеющие низкие показатели во всех трех сферах и по большинству рассматриваемых статистических показателей, — это Южно-Казахстанская область, занимающая высокое пятое место по комплексу показателей в социальной сфере за счет самой низкой в стране смертности от онкозаболеваний, а также второе место по естественному приросту населения и уровню преступности, и Жамбылская область, как и Южно-Казахстанская область, имеющая хорошие совокупные показатели в социальной сфере (7-е место). При этом в экономической сфере и по уровню жизни населения область занимает 16-е и 15-е места соответственно.

Глубокие региональные различия имеются и в среднедушевых объемах промышленной продукции, сельского хозяйства, услуг, оказываемых предприятиями и организациями сектора услуг, других анализируемых экономических показателях. Неравномерность экономического развития обусловила значительный разрыв в социальных индикаторах оценки потенциала региональных систем Казахстана. «Коэффициент разброса» показывает, насколько широк разброс значений макроэкономических показателей в регионах. При этом он не учитывает то, что минимальное и максимальное значение могут довольно сильно отличаться от остальных и являться своего рода «выбросами». Однако в совокупности оба коэффициента дают достаточно полную картину региональной дифференциаций. Для наглядности приведем данные о разрыве наиболее важных индикаторов (табл. 4).

Таблица 4

«Коэффициент разброса» по значениям макроэкономических показателей

в регионах Казахстана

2002 г 2008 г. 2014 г.

Регион Абсолютные значения индикаторов Регион Абсолютные значения индикаторов Регион Абсолютные значения индикаторов

1. ВРП на душу населения, тыс. тенге

Максим. значение Атырауская 289,7 Атырауская 1797,2 г. Алматы 4896,3

Миним. значение Жамбылская 43,8 ЮКО 143,1 СКО 667,9

Разрыв 6,6 раза 12,6 раза 7,3 раза

Окончание табл. 4

2002 г. 2008 г. 2014 г.

Регион Абсолютные значения индикаторов Регион Абсолютные значения индикаторов Регион Абсолютные значения индикаторов

2. Среднемесячная номинальная заработная плата

Максим. значение Атырауская 41,6 Атырауская 65,2 Атырауская 165,9

Миним. значение Жамбылская 12,3 Жамбылская 22,5 Жамбылская 61,8

Разрыв 3,4 раза 2,9 раза 2,7 раза

3. Номинальные денежные доходы, тыс. тенге в месяц

Максим. значение Атырауская 38,2 г. Алматы 51,7 Атырауская 106,1

Миним. значение Жамбылская 11,3 ЮКО 14,3 ЮКО 28,1

Разрыв 3,4 раза 3,6 раза 3,8 раза

Источник: Агентство РК по статистике. // http://stat.gov.kz [7].

Выводы исследования

Исследования по государственному управлению региональным развитием выделяют различные приоритетные направления региональной политики, выбор которых чаще всего соответствует тому или иному сценарию развития.

Однако большинство ученых-регионалистов сходятся во мнении, что в условиях процесса структурной диверсификации экономики в качестве приоритетного направления региональной политики следует выделять такое направление, как региональная структурная политика.

Несмотря на частое употребление термина «структурная политика», до сих пор не сложилось его устоявшееся определение. В наиболее общем виде структурная политика рассматривается как воздействие органов власти на все типы структуры экономики [12]. И в этом случае в рамках структурной политики будут выделяться промышленная, инновационная, инвестиционная и другие виды политик, а цели и задачи этих видов политик будут исходить из целей и задач структурной перестройки экономики.

Таким образом, сбалансированное устойчивое развитие в условиях кризиса экономики невозможно без взаимосвязанного регулирования посредством совершенствования существующих экономических и правовых механизмов, при-родно-ресурсного и промышленного сектора, предполагающего всесторонний учет социальных, экономических и экологических факторов, оптимизацию ресурсов потребления. Необходимость реализации этого подхода актуальна для регионов Казахстана, поскольку республика, обладая значительной частью мировых ресурсов, по-прежнему имеет дисбаланс как между потребностями региона в ресурсах и наличием доступных источников пополнения ресурсов, так и между существующей материальной базой и планами по ее развитию; между требованиями интенсификации экономического роста и принципами устойчивого развития экономики; между реальным состоянием человеческого капитала и потребностями модернизируемой экономики в трудовых ресурсах.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Баймуратов У. Инвестиции и инновации: нелинейный синтез. Т. 3. Избранные научные труды. Алматы. 2005. 320 с.

[2] Кажымурат К. Избранные научные труды. Алматы: Казахстан даму институты, 1998. 460 с.

[3] Сабден О. Модернизация и рост конкурентоспособности экономики Казахстана. Алматы, 2011. 344 с.

[4] Сагадиев К. Экономика Казахстана: очерки актуальных проблем. Алматы, 2004. 311 с.

[5] Нурланова Н.К. Региональная парадигма устойчивого развития Казахстана: проблемы теории и практики. Алматы: Институт экономики КН МОН РК, 2012. 328 с.

[6] Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2014—2020 годы. Постановление Правительства РК от 7 декабря 2013 г. САПП РК. 2013.

[7] Регионы Казахстана: статистический ежегодник. Астана, 2014. URL: www.stat.gov.kz (дата обращения 19.04.2015).

[8] Стратегия территориального развития РК до 2020 года. Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2014 года. САПП РК. 2013.

[9] Конурбаева Ж. Т. Интегральный подход к определению конкурентоспособности экономики Казахстана // Вестник Казахстанско-Американского свободного университета. 2013. № 4. С. 12—15.

[10] Сагимбеков М., Пшембаева У. Рейтинг конкурентоспособности регионов Казахстана. АО «Центр маркетингово-аналитических исследований», 2014. URL: http://www.kaznexinvest. kz/press-center/smi/676/ (дата обращения 21.10.2014).

[11] Официальный сайт Исследовательского агентства «РейтингК^». URL: www.bagalau.kz/ ru/med/rejting-kz. (дата обращения 17.04.2015).

[12] Бримбетова Н.Ж. Модернизация территориального развития Казахстана: методология и приоритеты. Алматы: Институт экономики КН МОН РК, 2011. 229 с.

SOCIAL AND ECONOMIC DIFFERENTIATION OF REGIONS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

A.B. Temirova

FinancialAcademy Sh. Valihanov str., 11, Astana, Kazakhstan, 010000

A.Sh. Abdimomynova

Kyzylorda state university Aiteke bi str., 29A, Kyzylorda, Kazakhstan, 120014

In the context of the regionalization of the economy and globalization of world markets of goods and services the regions act as independent subjects of competition. In the market conditions regions competing with each other for investment resources (public, private and foreign), attracting businesses, taxpayers, as well as all sources of resources and markets. In article basic indicators of social and economic development of regions of Kazakhstan are analyzed, methodological approaches to

TeMupoea Á.E., ASduMOMUHoea A.M. Соцпапtно-экономпqескан flп$$еренцпацнa peruoHOB.

measurement of regional competitiveness by calculation of traditional indicators and integrated indicators are systematized. Negative consequences of the advancing development of raw sector which are reduced to the following are revealed: social and economic differentiation of regions increases; there is an exhaustion of a source of raw materials.

The advancing development of raw sector leads to emergence of the problem non-oil regions which are characterized by rather low level of the real monetary income of the population, low budgetary supply at the expense of own sources of the income.

Key words: region, competitiveness, socio-economic status, gross regional product, regional development

REFERENCES

[1] Baimuratov U. Investitsiii innovatsii: nelineiny sintez: tom 3. [Investment in innovations] Izbrannye nauchnye trudy. Almaty, 2005. 320 p.

[2] Kazhimurat K. Izbrannye nauchnye trudy. [Selected scientific papers] Almaty: Kazakhstan damu institute. 1998. 460 p.

[3] Sabden O. Modernizatsiya i rost konkurentnosposobnosti economici Kazahstana. [Modernization and growth of the economy of Kazakhstan] Almaty. 2011. 344 p.

[4] Sagadiev K. Economica Kazahstana: ocherki aktualnyh problem. [Economy of Kazakhstan: essays of topical problems] Almaty, 2004. 311 p.

[5] Nurlanova N.K. Regionalnaya paradigma ustoichivogo razvitiya Kazahstana: problemy teorii i praktiki. [Regional paradigm of sustained development of Kazakhstan: problems of theory and practice] Almaty: Institut economiki MON RK. 2012. 328 p.

[6] Kontseptsiya regionalnoi politici Respubliki Kazahstan na 2014-2020 gody. [Conception of regional policy of Kazakhstan for 2014-2020] Postanovlenie Pravitelstva RKot 7 decabrya 2013 g. SAPP RK. 2013.

[7] Regiony Kazahstana: statisticheski ezhegodnik. [Regions of Kazakhstan: statistical yearbook] Astana, 2014. Availableat: www.stat.gov.kz (Accessed 19.04.2015).

[8] Strategiya territoriyalnogo razvitiya RK do 2020 goda. [Strategy of territorial development of Kazakhstan till 2020] UkazPrezidentaRespubliki Kazahstan ot 28avgusta 2014 goda. SAPPRK. 2013.

[9] Konyrbayeva Zh.T. Integralniy podhod k opredeleniyu konkurentnosposobnosti economici Kazahstana [Integral approach to the competitiveness of Kazakhstan's economy] // \festnikKazahstansko-Americanskogosvobodnogouniversiteta.2013. № 4. 12—15 p.

[10] Sagimbekov M., Pshembekova U. Reiting konkurentnosposobnosti regionov Kazahstana. [Rating of the competitiveness of the regions of Kazakhstan] AO «TSentr marketingo-analiticheskih issledovani». 2014. Availableat: http://www.kaznexinvest.kz/press-center/smi/676/ (Accessed 21.10.2014).

[11] Ofitsialny sait Issledovatelskogo agentstva «ReitingKZ». [Official site of the "RatingKZ" Availableat: www.bagalau.kz/ru/med/rejting-kz. (Accessed17.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Brimbetova N.Zh. Modernizatsiya territorialnogo razvitiya Kazahstana: metodologia i priopitety. [Modernization of territorial development of Kazakhstan: methodology and priorities] Almaty: Institut economici MON RK, 2011.229 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.