Научная статья на тему 'Изучение российской христианской демократии в отечественной историографии'

Изучение российской христианской демократии в отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF RUSSIAN CHRISTIAN DEMOCRACY IN DOMESTIC HISTORIOGRAPHY

In the Soviet historiography the problematics of Christian democracy was treated as the social-reformatory direction of the public idea. That course was regarded as the one standing up for perfection of a bourgeois regime and distracting workers from the real struggle for their rights. At the present stage there seems to be a sharp increase of interest to the given subject. However, the special researches devoted to the Russian Christian democracy, have only appeared recently, that is why the problem is far from exhausting its own potentialities yet.

Текст научной работы на тему «Изучение российской христианской демократии в отечественной историографии»

44. Количество жертв по отдельным лагерям на территории Рейха: лагерь Цайтхайн, недалеко от Дрездена, работа в 1946 г. советской комиссии установила, что возможное количество жертв в этом лагере 140000 человек (по документам ЦАМО количество умерших не более 30000 человек), лагерь Берген-Бельзен, считалось умерших в нем советских военнопленных 50000 человек, по документам ЦАМО — 20000, лагерь Зенне — 65000 жертв, на основании документов 15000 умерших).

45. Прошедшие в 1997 и 1998 гг. конференции в институте им. Ханны Арендт были организованы при поддержке Совместной комиссии.

46. Информация об уже обработанных фондах была предоставлена отдельно.

47. Советские и немецкие военнопленные в годы Второй мировой войны. Дрезден-Минск, 2004.

48. Подготовительная работа к проведению Минского процесса над нацистскими преступниками в 1946 г. позволила получить важнейший материал о лагере Озаричи и об отношении командования группы войск к советским военнопленным. Генерал Рихерт: «Я имел очень большие задания... вопросы же лагеря были третьестепенными, и я ими не интересовался». В: Заложники вермахта (Озаричи — лагерь смерти). Документы и материалы / Сост. Кнатько Г.Д. и др. Минск: НАРБ, 1999. C. 188 (на нем. и рус. яз.). Профессор Ганноверского университета Ханс-Хайнрих Нольте на базе ставших доступными документов пишет: „Эти преступления во многом соответствуют характеру германской войны против СССР вообще, и в частности, в рамках её последней фазы...» Nolte H-H. С. 279.

A.KHARITONOV, K.-D. MULLER

SOVIET AND GERMAN PRISONERS OF WAR AND THE INTERNED. STUDING OF HISTORY OF THE SECOND WORLD WAR AND THE POST-WAR PERIOD

The work represents the review of research and its modern condition on the problem: Soviet, German prisoners of war and the interned. The article marks the results and prospects on the further studying of the problem under consideration. The author also designates the purpose and the primary goals of humanitarian projects which have been realized by the Russian and German experts of scientific. Theses are «Destinies of Soviet War Prisoners», «Destinies of German War Prisoners».

Л.С. ВЕРАХИНА (Челябинск)

ИЗУЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Христианская демократия возникла в Западной Европе. Существуют разные мнения о времени ее зарождения. Одни исследователи связывали возникновение понятия «христианская демократия» с Французской революцией, когда некоторые католики попытались соединить христианские идеи с революционной практикой1. Другие видели зачатки христианской демократии в трудах аббата Фелисите Робера де Ламменне, одного из родоначальников христианского социализма. Третьи считали точкой отсчета революцию 1848 года, которая стала следствием острых противоречий индустриальной эпохи и потребовала христианского ответа на волнующие общество проблемы2.

Первые политические объединения христианских демократов были образованы около 1830 г. в Бельгии, Франции и Ирландии; в Германии возникли после 1848 г.; в Италии появились в конце XIX в. Расцвет христианской демократии пришелся на послево-

енное время, когда она заняла сильные позиции в ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах, Австрии, распространилась в Латинской Америке. В России христианская демократия

получила некоторое развитие в начале XX в. на основе неправославных христианских

конфессий. В результате революции и утверждения Советского государства христиан-

ско-демократические идеи были оставлены и актуализированы почти на столетие позже

в 90-е гг. XX в. Историография христианской демократии развивалась вслед за развити-

ем изучаемого явления.

В советской историографии проблематика христианской демократии не получила систематического и всестороннего изучения. Советская наука занималась исследованием западной христианско-демократической традиции, потому что в СССР не было места христианской демократии, как и другим, альтернативным социализму, политическим идеологиям3. Целью этих исследований был критический анализ христианской демократии, так как она играла важную роль во многих европейских «буржуазных» государствах. Реже советские ученые интересовались опытом российских дореволюционных хри-стианско-демократических и христианско-социалистических партий4.

Определяющей для этого периода стала точка зрения В.И.Ленина, который характеризовал христианскую демократию негативно, как буржуазную идеологию, но отмечал, что деятельность и христианских демократов, и христианских социалистов в России «играет как нельзя больше на руку революции»5.

В советских работах христианская демократия трактовалась как социально-реформаторское направление общественной мысли, ратующее за совершенствование

буржуазного строя и тем отвлекающее трудящихся от их реальной борьбы за свои права. Xристианско-демократические партии считались консервативными, прокапиталисти-ческими, правоцентристскими. Подчеркивались антикоммунистические позиции мирового христианско-демократического движения, особенно проявившиеся в годы холодной войны6. Для советской историографии характерно отсутствие единого четкого понимания термина «христианская демократия». Часто смешивались «христианская демократия» и «христианский социализм». Например, М.М.Шейнман относил христианскую демократию к правому, буржуазному, либо либерально-демократическому направлению в христианском социализме7. Xристианским социализмом М.М.Шейнман называл даже социальную концепцию католической церкви, выраженную в энцикликах папы Льва XIII, хотя папа говорил о христианской демократии и призывал бороться с социализмом8. С.Л.Сокольский различал христианскую демократию и христианский социализм, отмечал, что формирующийся немецкий XДС испытал влияние христианского социализма в программных установках9. Польский ученый С. Маркевич выделял единое социально-христианском движение, которое положило начало христианской демократии, в его состав включал и «примитивный утопический» христианский социализм, и социальный католицизм10. Авторы сборника «Социальные идеи христианства в XX веке» также говорили о существовании социального движения в христианстве, но отмечали в его составе три направления: 1. христианский социализм; 2. «центристскую» позицию Ватикана; 3. традиционных неоконсервативных и правых католиков, среди которых были и христианские демократы11.

Советские исследователи связывали становление христианско-демократического учения с развитием социальной концепции Католической церкви, которая активно изучалась12. Вмешательство церкви в социальные проблемы признавалось отрицательным, так как ее мероприятия «не только не способствовали совершенствованию общественного механизма ... но всемерно препятствовали этому, защищая ... самые закостенелые, отжившие, омертвевшие социальные системы, взгляды, понятия, теории, обычаи»13. Только в перестроечное время стало возможным непредвзятое рассмотрение церковной социальной концепции, сравнение католических и православных идей14.

С 1990-х гг. обозначился новый этап в отечественной историографии. Крах идеоло-

гических догм позволил ученым взяться за разработку ранее запретных тем. С этого вре-

мени начался пересмотр истории церкви, в частности, проблем взаимодействия полити-

чески активной интеллигенции с Русской православной церковью, роли РПЦ в решении

социальных проблем15. Д.В.Поспеловский затронул деятельность будущих активистов христианской демократии в период их диссидентства16. Предметом изучения стало положение христианства и христиан в современном обществе, «социализация» религии в ответ на меняющиеся общественные условия17. Предпринимались попытки осмыслить социальную концепцию Русской православной церкви на основе сравнения ее с католической18. Наметились сдвиги в изучении религиозной философии в дореволюционной России, которая разрабатывала схожие с западными идеи социального христианства и христианской политической партии19. Проблема становления христианской демократии рассматривалась как часть проблемы взаимодействия религии и политики20.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX века в России появилась и своя собственная версия христианской демократии, которая стала предметом изучения. Особенностью изучения современных российских христианско-демократических партий являлось то, что исследователь и объект исследования существовали в одном времени. Изучение российской христианской демократии носило в основном эмпирический характер. Российская христианская демократия рассматривалась главным образом в статьях, монографии единичны21. Большинству подобных исследований была присуща публицистичность, можно выделить особую группу работ - статьи журналистов на страницах периодических изданий, поднимающие вопрос: возможна ли христианская демократия в России, поможет ли России выйти из кризиса заимствование чужого опыта22.

Проблемам христианской демократии была посвящена международная конференция, прошедшая в Санкт-Петербурге в ней поднимались и вопросы обществен-

ных принципов христианства, и вопросы христианской демократии непосредственно. В 2000 г. была проведена международная конференция по электронной почте «Xристиан-ские начала экономической этики», в которой участвовали ученые Омска, Айхштетта, Москвы. Затронутые в ней темы субсидиарности, социальной рыночной экономики,

христианского обоснования экономической деятельности являются составными элемен-

24

тами христианско-демократического учения .

Стремление сориентироваться в большом количестве разнообразных политических

партий и групп породило целый массив справочных изданий, посвященных российским партиям, дореволюционным и современным. В них уделено внимание и христианско-де-мократическим партиям. Дореволюционные российские партии были представлены в энциклопедии, вышедшей под редакцией В.В.Шелохаева; в ней к христианско-демокра-тическим организациям Российской империи отнесены только польский Католический союз и Литовская христианско-демократической партия25. В справочнике В.Березовского и Н.Кротова христианско-демократические организации перестроечного периода рассматривались в контексте самодеятельного общественно-политического движения26. Ряд справочных изданий содержали дату регистрации, численность, имена лидеров, краткие программные положения, названия периодических изданий христианско-демо-кратических партий. Это были тонкие брошюры в несколько десятков листов, которые характеризовали наиболее популярные, на взгляд составителей, партии27. К справочной литературе можно отнести и фундаментальный труд под редакцией В.Н.Краснова, посвященный изучению избирательного процесса в России, анализирующий партии, участвующие в выборах, в том числе и христианско-демократические . Информация о Челябинской областной организации Российского христианско-демократического союза

была включена в издание «Основные общественные и другие некоммерческие организации Урала»29.

Часть работ современных авторов была построена на сравнении западной христианской демократии и российской. Е.Л.Бестужев отметил, что российские христианско-де-мократические партии отличны от западных так же, как и латиноамериканские, и вос-

точноевропейские. Специфика национальных христианско-демократических партий

обуславливается набором факторов. Это различия политической культуры, стратегий,

противоположные взгляды на международные проблемы. В России развитие христиан-

ско-демократических идей связано с доктринальными особенностями Русской православной церкви30. А.А.Амплеева подчеркнула, что отличия существуют и между ведущими европейскими христианско-политическими партиями: немецким Христианско-де-мократическим союзом и итальянской Христианско-демократической партией. В России, по мнению А.А.Амплеевой, на христианско-демократическое движение накладывают отпечаток атеистические традиции и трудности процесса демократизации31. Р.Саква, доктор, специалист по проблемам российской политики Кентерберийского университета, напротив, обнаружил схожие черты у западных и российских христиан-ско-демократических партий. Они сыграли важную роль в развитии многопартийности и уходе от коммунизма32. Иногда исследователи противопоставляли западный и российский опыт без попыток выявить причины разных путей развития христианско-демокра-тических идей33.

Большое внимание исследователей привлекал политический аспект христианской демократии, выраженный в деятельности партий. В научной литературе нет единодушия по вопросу о месте христианско-демократических партий в политической системе России. А.А.Данилов относил Христианско-демократический союз России, Российское хри-стианско-демократическое движение, Российскую христианско-демократическую партию к либеральному спектру34. В.Н.Краснов разделил все партии и движения на демократические, социалистические, социал-демократические, национал-патриотические; но он не нашел в своей классификации места для христианских демократов35. Поэтому вынужден был отнести их в безликую категорию «другие партии и организации», в рамках которой он выделил христианские организации, смешивая христианско-демократиче-ские партии со всеми объединениями религиозной направленности. При этом он отметил, что Российское христианско-демократическое движение входило в движение Демократическая России, которое у него демократическое и радикально-реформистское. Э.Г. Филимонов считал, что христианско-демократические партии отличаются друг от друга по идейным установкам, их можно разделить на две группы: 1. Христианско-демократи-ческий союз России, Российский христианско-демократический союз, Российская хри-стианско-демократическая партия, ориентировались на опыт и идейные установки западных христианских демократов; 2. Российское христианско-демократическое движение предлагало оригинальный отечественный вариант христианской демократии36. Показательно, что Российское христианско-демократическое движение в работах некоторых авторов относилось и к либеральному (в начальный период своей деятельности), и к национал-радикальному (в следующий период) направлениям политического

спектра37.

Другие аспекты деятельности христианско-демократических партий в России - благотворительная, международная, идеологическая - практически не рассматривались. Идейному наполнению понятия «христианская демократия» была посвящена статья Ю.С. Пивоварова, опубликованная в сборнике «Проблема демократии в политической мысли ХХ столетия»38, но она затрагивала достижения христианско-демократической мысли на современном этапе, опираясь на рассуждения одного из видных идеологов современной немецкой христианской демократии - Рихарда фон Вайцзеккера.

В исследовательской литературе христианско-демократическое движение было представлено только столичными партиями (Христианско-демократический союз России, Российское христианско-демократическое движение, Российская христианско-де-мократическая партия, Российский христианско-демократический союз) и их деятельностью в Москве. Были слабо изучены региональные структуры христианской демократии, их влияние на местную политику, особые мнения, возникающие в регионах.

Появились работы, посвященные не всем российским христианско-демократическим организациям одновременно, а отдельным партиям. Р.Саква считал самым важным опыт

Российского христиаиско-демократического движения, которое, на его взгляд «представляет единственное разумное сочетание национально-государственных интересов и демократии»39. На время опубликования работы Р.Саквы в России (1993г.) конкурентов у Российского христианско-демократического движения, действительно, не было.

Включение российской христианской демократии в научные исследования не способствовало формированию четкой дефиниции. Словари не объясняли, что такое христианская демократия, однако, почти каждый словарь, посвященный христианству40 или религиям вообще, а также политические словари4 давали краткую историю христианской демократии в Европе. Исследователи, избегая определения христианской демократии, называли христианско-демократическими те организации, которые сами позиционировали себя подобным образом, а остальные относили к «религиозно-политическому движению»42. Или, как Э.Г.Филимонов, распространяли понятие «христианская демократия» на разнообразные христианские политические концепции, даже если очевидно, что такие деятели, как Булгаков, Эрн, Свенцицкий придерживались явно социалистических взглядов43.

Только наметились попытки серьезного академического изучения проблем христианской демократии. В 2000 году была защищена кандидатская диссертация А.В.Щипкова «Христианско-демократическое движение в постперестроечной России»44. Автор рассматривал христианскую демократию как составную часть истории демократического движения России переходного периода и пытался выяснить причины появления христи-анско-демократических партий в современной России. В работе привлекались документы из личного архива автора, который был очевидцем описываемых событий. История хри-стианско-демократического движения представлена в диссертации как переход от «кухонного» этапа (при советской власти) к «публичному» (перестройка и начало 90-х гг.) и возвращение к «кухонному» этапу в связи с неудачами в избирательной борьбе.45

Таким образом, современное состояние общественно-исторической науки, которая освободилась от стереотипов и односторонних оценок идеологических явлений, позволяет ставить и исследовать проблему христианской демократии в России. Следует отметить, что интерес к ней не угасает, несмотря на то, что пик политических успехов христианских демократов в России (первая половина 90-х годов) давно позади. Ученые продолжают анализировать российский христианско-демократический опыт. Однако, специальные исследования, посвященные российской христианской демократии, только появляются, эта проблема еще далеко не исчерпана. Еще не привлекались архивные источники, отражающие деятельность христианских демократов. Не востребованы обширные материалы периодической печати. Исследователи использовали в качестве источников опубликованные программные документы христианско-демократических партий46 и партийную прессу47. По мнению автора, расширение источниковой базы позволит во многом устранить указанные выше недостатки, присущие современным исследованиям российской христианской демократии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Бестужев Е.Л. Христианская демократия: становление и перспективы развития в Западной Европе и в России // Политическая наука. 2003. №4.

2. Амплеева A.A. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России. М., 2002.

3. Борозняк А.И. К истории формирования ХДС/ХСС // Ежегодник германской истории 1973. М., 1974; Истягин Л. Баварский форпост западногерманской реакции // Мировая экономка и международные отношения. 1975. №12; Михайлова Л.В. Католическая церковь и рабочий класс ФРГ. М., 1980; Сокольский С.Л. Дилеммы ХДС // Мировая экономика и международные отношения. 1976. №8; Он же. Социальная тактика ХДС/ХСС в Западной Германии в 1945-1949 гг.: (некоторые проблемы формирования партии и эволюции ее программных установок) // Ежегодник германской истории 1975. М., 1976;

Ходорковский Л.Д. Политический клерикализм в ФРГ: Церковные и светские клерикальные организации. М., 1970.

4. Шейнман М.М. Христианский социализм в России. М., 1969.

5. Там же. С.136.

6. Маркевич С. Современная христианская демократия. М., 1982.

7. Шейнман М.М. Христианский социализм в России. С.115.

8. Там же. С.108-115.

9. Сокольский С.Л. Христианско-демократический союз ФРГ: социология и политика. М., 1983. С.167.

10. Маркевич С. Ук. соч.

11. Социальные идеи христианства в ХХ веке. Сборник обзоров. М., 1989.

12. Андреев М.В. Католицизм и основные проблемы современности. М., 1973; Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., 1981; Кислова А.А. Социальное христианство в США. Из истории общественной мысли в 90-е годы XIX - 30-е годы ХХ века. М., Ковальский Н.А. Католицизм и мировое социальное развитие. М., 1974; Шейнман М.М. Католицизм в меняющемся мире. М., 1975.

13. Григулевич И.Р. Ук. соч. С.16.

14. Социальные идеи христианства в ХХ веке. Сборник обзоров. М., ИНИОН АН СССР, Институт философии. 1989.

15. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала века // ВИ. 1993. №1; Он же. Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995. Одинцов М.И. ХХ век в Российской истории (Государство. Церковь. Народ) // Религиоведение. 2001. №1,2.

16. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке.

17. Религия и политика в посткоммунистической России: (Материалы «круглого стола») //ВФ. 1992. №7; Баллестрем К.Г. Церковь и демократическая культура: проблемы адаптации и конфликты //ВФ. 2002. №1; Поссенти В. Демократия и христианство //ВФ. 1996. №7; Спикер М. Христианство и свободное конституционное государство // ВФ. 2001. №4; Андреева Л.А. Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ // Общественные науки и современность. 2001. №4; Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Полис. 2001. №2; Овсиенко Ф.Г. Политизация конфессий и клерикали-зация политики: тенденции развития и риски в российском обществе // Религиоведение. 2002. №2; Хилл К.,Филатов С. Христиане и власть // Независимая газета. 1992. 1 октября.

18. О социальной концепции русского православия. Под ред. М.П. Мчедлова. М., 2002.

19. Макашова М. Сергей Булгаков: к христианской политэкономии // Общественные науки и современность. 1994. №3; Кошелева В. Наступит ли время Бердяева? // Общественные науки и современность. 1991. №3; Владимир Соловьев и Фридрих Ницше (материалы международной конференции) // ВФ. 2002. №2; Носов А.А. От «соловьевских обедов» к религиозно-философскому обществу // ВФ. 1999. №6; Шеррер Ю. В поисках христианского социализма в России // ВФ. 2000. №12; Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? // ВФ. 2002. №4; Элбакян Е.С. В поисках «нового религиозного сознания» // Религиоведение. 2002. №1, 2.

20. Бестужев Е.Л. Христианская демократия: становление и перспективы развития в Западной Европе и России // Политическая наука. 2003. №4.

21. Амплеева А.А. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России. М., 2002; Щипков А.В. Христианская демократия в России. М., 2004.

22. Мень М. Страна понятного завтра // Независимая газета. 2000. 26 октября; Шустов Я. У нас это возможно? Христианская демократия как панацея от системного кризиса // Независимая газета. 2001. 28 ноября; Щипков А.В. ХДС и РПЦ // Независимая газета. 1993. 1 июля; Он же. Возможность христианской демократии // Независимая газета. 2000. 12 апреля; Федоров В. Приемлема ли для нас политика Эрхарда // Независимая газета. 1993. 7 октября.

23. Христианская демократия сегодня: Международная конференция в Санкт-Петербурге, май 1992. СПб.,1992.

24. Христианские начала экономической этики: Сборник материалов международной Интернет-конференции. М., 2001.

25. Политические партии в России. Конец XIX - первая треть ХХ века. Энциклопедия. Под ред. В.В.Шелохаева. М., 1996.

26. Неформальная Россия: О «неформальных» политизированных движениях и группах (опыт справочника). М., 1990.

27. Партии и политические блоки в России. Вып. 1. М., 1993; Справочник общественно-политические движения и партии России. Вып. 2. М., 1994.

28. Россия: партии, выборы, власть. Под ред. В.Н. Краснова. М., 1996.

29. Привалов Н.Г. Основные общественные и другие некоммерческие организации Урала: в 7 т. Екатеринбург-Челябинск: Урал-эксперт. 1998. Т.2.

30. Бестужев Е.Л.Христианская демократия: становление и перспективы развития в Западной Европе и России // Политическая наука. 2003. №4.

31. Амплеева A.A. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России. М., 2002.

32. Саква Р. Христианская демократия в России // Социс. 1993. №4, 7.

33. Любин В.П. Политические партии на Западе и в России: сопоставимы ли понятия? // Политические партии и движения в России и на Западе: процесс формирования. Методы исследования. М., 1994.

34. Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР / Под ред. А.А.Данилова. М., 1992. С.83.

35. Россия: партии, выборы, власть / Под ред. В.Н. Краснова. М., 1996. С. 44.

36. Филимонов Э.Г. Христианская демократия в России // Словарь. Религии народов современной России / Под ред. М.П. Мчедлова. М., 1999. С.543-544.

37. Политические партии России: история и современность / Под ред. А.И. Зевелева, В.В. Шелохаева, Ю.П.Свириденко. М., 2000.

38. Пивоваров Ю.С. Христианская демократия в конце ХХ столетия (протестантский извод) // Проблема демократии в политической мысли ХХ столетия. Проблемно-тематический сборник. М., 1999.

39. Саква Р. Христианская демократия в России // Социс. 1993. №4, 7.

40. Напр.: Христианство. Словарь. Под ред. Л.Н. Митрохина, А.Н. Лещинского, М.И. Одинцова, Р.Т. Рашковой. М., 1994.

41. Напр.: Политика: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001.

42. Религиозно-политические партии, движения и их роль в политической жизни России // Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Под ред. Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцова, Н.А. Трофимчука. М., Российская Академия государственной службы при Президенте РФ. Отдел печати. Фонд национально-культурного возрождения народов России. 1996.

43. Филимонов Э.Г. Христианская демократия в России // Словарь. Религии народов современной России / Под ред. М.П.Мчедлова. М., 1999; Филимонов Э.Г. Христианско-демо-кратический Союз России // Там же; Филимонов Э.Г.Российский Христианско-демо-кратический Союз // Там же; Филимонов Э.Г. Российская Христианско-демократиче-ская партия // Там же.

44. Щипков А.В. Христианско-демократическое движение в постсоветской России: Дисс... канд. философ. наук. М., 2000.

45. Зайцев А. Может ли христианин быть демократом // Независимая газета - религия. 2005. 2 февраля.

46. Напр.: Российское христианское демократическое движение. Сборник материалов. М., Дума Христианского Демократического Движения. 1990.

47. Напр.: Вестник христианской демократии.

L.S. VERAHINA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STUDYING OF RUSSIAN CHRISTIAN DEMOCRACY IN DOMESTIC

HISTORIOGRAPHY

In the Soviet historiography the problematics of Christian democracy was treated as the social-reformatory direction of the public idea. That course was regarded as the one standing up for perfection of a bourgeois regime and distracting workers from the real struggle for their rights. At the present stage there seems to be a sharp increase of interest to the given subject. However, the special researches devoted to the Russian Christian democracy, have only appeared recently, that is why the problem is far from exhausting its own potentialities yet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.