Научная статья на тему 'Политика христианского социализма в контексте развития гражданского общества'

Политика христианского социализма в контексте развития гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
172
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CIVIL SOCIETY / CHRISTIAN SOCIALISM / HUMANISTIC VALUES / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Сергей Сергеевич

Анализируется проблема развития гражданского общества с позиции христианско-социалистического учения. Рассматриваются вопросы взаимодействия личности, государства и общества в системе социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Policy of Christian Socialism in the Context of Civil Society Development

The problem of civil society development is analyzed from the position of the Christian-socialist doctrine. Issues of interaction between an individual, the state, and society in the system of social partnership are considered.

Текст научной работы на тему «Политика христианского социализма в контексте развития гражданского общества»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

S.S. Ivanov

The Policy of Christian Socialism in the Context of Civil Society Development

The problem of civil society development is analyzed from the position of the Christian-socialist doctrine. Issues of interaction between an individual, the state, and society in the system of social partnership are considered.

Key words and word-combinations: civil society, Christian socialism, humanistic values, social partnership.

Анализируется проблема развития гражданского общества с позиции христианско-социалистического учения. Рассматриваются вопросы взаимодействия личности, государства и общества в системе социального партнерства.

Ключевые слова и словосочетания: гражданское общество, христианский социализм, гуманистические ценности, социальное партнерство.

УДК 1:316 ББК 60.027

C.C. Иванов

ПОЛИТИКА ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

С

^Современная Россия, отказавшись от идеологии атеистического коммунизма в процессе демократического транзита, тем не менее нуждается в созидательной общенациональной идее. Ее социально-гуманистический смысл должен, по убеждению сторонников этического государства, состоять в соединении материальных ориентиров с духовно-нравственными основами, способствующими полному развитию личности и гармонизации общественных отношений. Разумеется, необходимо не возвращение «добровольно-принудительной» официальной идеологии, а постепенное и последовательное взращивание нравственных основ и правовых институтов гражданского общества, способных обеспечить последовательное и устойчивое развитие страны в процессе социально-экономической и политической модернизации.

В отличие от западных стран, где капитализм претерпел определенную социализацию, в Российской Федерации в результате форси-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 4 9

рованного перехода к рынку капиталистические отношения приняли компрадорскую ориентацию, связанную прежде всего с удовлетвореним экономических интересов иностранных государств. Естественно, это ослабляет Россию на мировой арене как опасного и нежелательного конкурента. Номенклатурно-олигархический характер экономических отношений, отсутствие общенациональной идеологии в стране привели к нарастанию множества социальных патологий. Падение нравственности, вызванное моральной дезориентацией населения, сказалось во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Распространение в обществе противоправного поведения определенных групп населения в форме алкоголизма, наркомании, экстремизма, преступности, насилия, коррупции дополняется потерей рядовыми гражданами интереса к политической жизни общества и государства в целом, скепсисом в отношении государственной власти и неверием в ее преобразовательные действия.

Социально-экономическое состояние российской действительности свидетельствует не о построении цивилизованных рыночных отношений, свойственных постиндустриальному обществу, а об углублении кризисных явлений. По статистическим данным, Российская Федерация занимает 57-е место в мире по уровню жизни; 97-е - по доходам населения; 101-е - по степени эффективности правительства [1]. Нынешний политико-экономический кризис во многом обусловлен разрушением духовного пространства России, потерей нравственных ориентиров в обществе. Эффективность осуществляемой в стране социально-экономической и политической модернизации во многом зависит от идеологической атмосферы в обществе, убежденности граждан в правильности избранного государственного курса, приверженности духовным и национальным традициям и ценностям. На наш взгляд, один из наиболее плодотворных путей достижения гармоничных социально-экономических и политических отношений, нацеленных на развитие гражданского общества, формируется в процессе выстраивания «обратной связи» между личностью, обществом и государством. Именно такое взаимное доверие народа и власти представлялось важнейшим принципом общественного устройства в теории христианского социализма, представители которого, в частности Н.А. Бердяев, рассматривали гражданское общество как инструмент этического контроля над органами власти и управления. Бердяев выступал сторонником демократического варианта этической корпоративной государственности, способствующей развитию конкретных отраслей национальной экономики, в которой политический парламент будет заменен профессиональным, построенным по корпоративному, или производственному, принципу [2, с. 573].

Научное исследование проблем гражданского общества насчитывает более двух тысячелетий. Античные философы представляли гражданскую общину (полис, или город-государство) как правильную и справедливую политическую организацию общества, где государственные решения принимаются свободными гражданами на основе демократических принципов естественного права [3]. В периоды Реформации и Просвещения в странах Западной Европы предпринимались попытки обновления общественных отношений с учетом антич-

5 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ного политико-правового опыта, что привело к появлению институтов гражданского общества, обусловленных реалиями буржуазно-либерального конституционализма (разделение властей, принятие конституции как общественного договора, дополнение естественного права позитивным и т.п.). В XIX в. понятие гражданского общества трактуется позитивистами и марксистами как продукт социального воспитания и совокупность экономических, производственных отношений, соответствующих производительным силам и образующих базис государства.

В России проблемы гражданского общества активно поднимаются в течение всего XIX в. писателями, философами, публицистами, общественными и государственными деятелями. Особого внимания заслуживает концепция органического общества в ее интерпретации христианскими социалистами во второй половине XIX - начале XX в., представляющая собой не что иное, как учение об эффективном взаимодействии и сотрудничестве граждан и государства, личности и общества, трудящихся и работодателей, народа и церкви. При этом в соответствии с теорией христианского социализма, в которой правомерность социалистической программы обосновывалась ссылками на положения христианского вероучения и основные ценности христианской культуры при условии подчинения социализма христианству [4, с. 3], преобразование общественного строя планировалось осуществлять прежде всего с ориентацией на нравственные основания в процессе сотрудничества всех социальных слоев населения. Вследствие этого программные особенности теории русского христианского социализма как комплексного религиозно-общественного учения, охватывающие все направления развития общества, в качестве важнейшей составляющей включают нравственный элемент.

По мнению В.С. Соловьева, одного из главных теоретиков русского христианского социализма, ставившего «оправдание добра» во главу социальной этики, духовный исторический процесс, означающий освоение человеческой мыслью христианского мировоззрения, и материальный исторический процесс являются единым целым в Богочеловеческом историческом процессе [5, с. 398-400]. Это развитие представляет собой движение, в ходе которого осуществляется постепенное взаимодействие Бога, человека, общества и природы в направлении достижения христианского общественного идеала, трансцендентного по отношению к «миру сему». В реальном течении истории он не лишен драматизма и противоречий, но его духовная сущность - постепенное одухотворение человека, человечества и природы - остается неизменной, а целью становится духовное возрождение и творческое преображение России и мира в целом. Русский мыслитель представляет Богочеловечество как высшую форму христианской общественности, своего рода идеальное гражданское общество, сходное органическому, в котором формируется христианская политика и в соответствии с ней - социальное понимание прав и обязанностей человека по отношению к обществу. При таком народоустройстве интересы личности и социума приходят во взаимное соответствие, гармонизируются, что является отражением взаимодействия духовного и материального начал, составляющих основу проблемы смысла жизни и истории.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 1

Н.А. Бердяев в качестве основных элементов органического общества рассматривал персонализм и соборность. Он утверждал, что неповторимость, уникальность, свобода и достоинство человека не должны попираться коллективистскими тенденциями и тоталитарными диктатурами; личность может развиваться только на основе принципа соборности - равноправного взаимодействия с другими членами общества, что соответствует и современному пониманию гражданского общества. Антигуманный опыт русской революции, связанный с насилием над достоинством человека, приводит мыслителя к выводу: «Отождествление общества и государства порождает тиранию, ведет к безграничной власти общественного коллектива над личностью человеческой, к отрицанию всех неотъемлемых и священных прав человека...» [6]. Следовательно, контроль со стороны гражданского общества над деятельностью властных структур является необходимым условием построения этического, то есть нравственного, государства.

С.Н. Булгаков в продолжение исследования программных теоретических положений христианского социализма попытался перенести их на социальную практику в проекте Союза христианской политики, где были намечены конкретные задачи по преобразованию социального строя, в котором повышение общественного благосостояния напрямую связывалось с деятельностью в сфере религиозно-нравственного воспитания масс и христианской политикой, направленной на построение социального государства [7]. Однако впоследствии русский мыслитель отказался от пути однозначного совмещения религиозных и политических задач, считая, что не должно ставить знак равенства между церковной и светской сферами общественной жизни, необходимо избегать крайностей как ее клерикализации, так и дехристианизации: «Христианству. есть полное основание принимать его (социализм. - С.И.) в качестве благодетельной социальной реформы, направленной к борьбе с общественным злом, насколько эти меры не сопровождаются грубым насилием и сообразны со здравым смыслом. Но христианство совершенно отвергает все самообольщение социализма, ослепленного своими чаяниями» [8, с. 229-230].

Именно таким путем пошли западноевропейские страны, в реформистской политике послевоенного времени которых социально-гуманистические принципы христианского социализма были выдвинуты на первый план, что позволило в короткие сроки повысить народное благосостояние, сформировать «средний класс», осуществить системную организацию социальной помощи. Применение политических технологий, построенных на взаимном сотрудничестве субъектов общественных отношений, позволило сформировать социальную рыночную экономику как эффективную основу гражданского общества. При этом использовались следующие социально-экономические концепции:

ордолиберализм - создание конкурентного порядка социальной рыночной экономики;

государственный дирижизм - публично-правовое регулирование и индикативное, то есть рекомендательное, планирование;

субсидиарность - рациональное разграничение компетенций в федеративном государстве;

демократия участия - производственное самоуправление трудящихся.

5 2 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Проведение в социально-экономическую жизнь всех этих политических технологий способствует активизации субъектов гражданского общества, приобретающих ответственность за результаты развития национальной экономики, которые выражаются в уровне жизни граждан, степени их политического участия, благоприятном психологическом климате в обществе, удовлетворенности населения качеством политического и государственного управления, степенью его нравственной организации в целом.

В первой половине XX в. христианский социализм, выйдя за рамки социально-политической теории, постепенно перерос в общественное движение, в котором теоретические положения, основанные на христианских ценностях, получили практическую реализацию в ходе формирования социального государства во многих странах Западной Европы, где гражданское общество активно участвует в решении вопросов политического, экономического, социального и культурного порядка.

На Западе теоретические изыскания христианских социалистов, хотя и велись выдающимися учеными, не достигли столь высокого теоретического уровня, как в России. Однако парадокс заключается в том, что именно в европейских странах опыт христианского социализма, реализованный на практике, привел к существенным успехам в экономической и социальной жизни. Ко второй половине XX столетия произошли очевидные позитивные изменения во Франции, Германии, Италии, Испании, где христианская политика, ориентированная на нравственность, способствовала социальным преобразованиям, получившим название «экономического чуда». В политической трансформации европейских обществ особая роль принадлежала государственным руководителям -представителям христианско-социалистических партий, ориентированных на соединение материальных и духовно-нравственных принципов в процессе формирования социальной рыночной экономики на условиях партнерских отношений между властью, бизнесом и трудящимися с целью построения социального государства. Основным политическим результатом социальной политики христианского социализма в Европе явилось утверждение среднего класса, обеспечивающего политическую и экономическую стабилизацию.

Франция и Германия стали странами, где теория христианского социализма наиболее результативно воплотилась в политической практике социального реформизма. Практика христианского социализма здесь достаточно плодотворно реализовалась в деятельности политических партий и общественных движений, профсоюзных объединений. Участвуя в системе политического представительства органов парламентской демократии, партиям христианско-социалистичес-кой и христианско-демократической ориентации удалось оказать реальное воздействие на общество в плане интеграции политики и морали, а также формирования и становления гражданского общества.

Ведущей христианско-социалистической политической партией в послевоенный период во Франции явилось Народно-республиканское движение (Mouvement respublicain populaire - MRP) - католическая партия, образованная в ноябре 1944 г. из христианско-социалистических групп деятелями правого крыла движения Сопротивления. В обстановке послевоенного подъема де-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 3

мократических сил MRP объединилось с коммунистами и социалистами в стремлении осуществить справедливые социальные реформы на основе активного развития институтов гражданского общества. Вплоть до роспуска в 1967 г. эта партия являлась важным звеном политико-институциональной системы IV и V Республик. Ее уход с политической арены был обусловлен изменой лидеров политическим интересам народных масс, переходом их в лагерь крупной буржуазии [9].

В Германии под руководством общественно-политического блока ХДС / ХСС, и сегодня придерживающегося программных принципов христианского социализма, спроецированных на конкретные исторические реалии, удалось вывести на новый уровень общественные отношения, в которых главное место отводится институтам гражданского общества. Первоначальная приверженность антибуржуазным принципам нового экономического строя на основе ценностей христианской культуры, заявленная в Аленской программе ХДС (1948 г.), сменилась впоследствии более консервативной ориентацией. Тем не менее благодаря основным началам социального рыночного хозяйства, воплощенного в жизнь лидерами ХДС К. Аденауэром и Л. Эрхардом, ФРГ вернулась к политике христианского социализма и в настоящее время под руководством федерального канцлера А. Меркель - лидера ХДС - выступила в политической коалиции с Социал-демократической партией Германии. Это означает закрепление достигнутого социально-экономического успеха и сохранение высокого международно-правового статуса страны в Европейском Союзе.

Идеология и политика ХСС, наиболее видным лидером которого в ХХ в. был Ф.Й. Штраус, связана с консервативным вариантом теории христианского социализма, творчески примененной в региональной системе политических ценностей. На практике это вылилось в политику поддержки гражданского общества и на федеральном, и на земельном уровне. Так, Христианско-социальный союз Баварии, в блоке с Христианско-демократическим союзом Германии в Бундестаге образуя единую фракцию, в организационном отношении сохраняет полную самостоятельность и стремится вывести Баварию на высокий социально-экономический уровень, при этом делается установка на достаточно высокую степень участия институтов гражданского общества в политическом процессе. Благодаря политической стратегии ХСС Баварии регион сохранил национально-традиционную специфику в ходе общегерманской и общеевропейской социально-экономической и политико-правовой модернизации и на этой основе успешно развивает собственный социокультурный потенциал.

Итальянская народная партия, сохранившая свою популярность и авторитет среди населения на протяжении многих десятилетий, со времени своего образования в 1919 г. осталась верной первоначальному стратегическому курсу: проведение социальных реформ с целью повышения благосостояния граждан страны; приверженность христианским ценностям, способствующим духовно-нравственному развитию общества; формирование политических технологий, объединяющих всех субъектов гражданского общества на началах социального партнерства [10].

Политический опыт испанских партий, организаций и групп, придерживавшихся программы христианского социализма, оказался наиболее плодотвор-

5 4 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ным, когда был ориентирован на обновление национальных традиций с установкой на принципы католического модернизма и сотрудничество всех конструктивных сил гражданского общества. В послевоенный период в ходе демократических реформ, осуществлявшихся по инициативе как правящего класса, так и широких слоев трудящихся, было достигнуто взаимопонимание между всеми субъектами общественных отношений. Координационный центр христианской демократии Испанского государства, Демохристианская федерация, Союз демократического центра и другие политические партии и движения, включавшие принципы христианского социализма в свою программу, способствовали преобразованию общественных отношений на либеральных, демохри-стианских и социал-демократических началах.

Таким образом, мировой опыт становления и развития гражданского общества связан со стремлением практического воплощения в жизнь фундаментальных гуманистических ценностей на основе новых взаимоотношений личности и общества. С целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина в контексте формирования и развития гражданского общества сегодня целесообразно внедрять в государственную политику целый ряд личностно ориентированных программных положений, включающих возрождение и сохранение основных ценностей христианской культуры; стремление к наиболее возможной в данных исторических условиях гармонии между личностью и обществом на основе организации социального партнерства и сближения социальных статусов граждан через повышение личного и общественного благосостояния; утверждение демократии участия в социально-экономических отношениях; формирование системы справедливого социального обеспечения.

Все эти важнейшие задачи осуществимы лишь в процессе нравственной организации общественной жизни, способствующей созданию условий для личностного роста и творческого развития каждого человека, что обеспечивает повышение этического уровня общества в целом. Именно поэтому весьма актуальным остается развитие политической культуры всех социальных субъектов, а также выработка национальной идеологии как основы формирования демократии участия. Гражданское общество нельзя насадить извне, его можно лишь взрастить на основе внутреннего духовного, политического и социально-экономического роста, а это, в свою очередь, требует и сохранения национальных традиций, и внедрения новых политических технологий, способствующих достижению согласия и плодотворного сотрудничества между всеми общественными субъектами.

Библиографический список

1. Население России: статистика, факты, комментарии, прогнозы. URL: http://rf-agency.ru/ acn/reiting_ru

2. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков; М., 2002.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. URL: http:// www.runivers.ru/lib/book6221/142192/

4. Иванов С.С. Христианский социализм как политический феномен: опыт России и Европы. Саратов, 2009.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 5

5. ^ловьев В.С. Оправдание добра. М., 1996.

6. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. URL: http://krotov.info/library/02_b/ berdyaev/1918_duorr_02.htm

7. Булгаков С.Н. Неотложная задача: О Союзе христианской политики // Христианский социализм (С.Н. Булгаков). Новосибирск, 1991.

8. Булгаков С.Н. Христианство и социализм // Христианский социализм (С.Н. Булгаков). Новосибирск, 1991.

9. ШмелевД.В. Народно-республиканское движение (МРП) в политической жизни Франции (1944-1967): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2012.

10. Итальянская народная партия. URL: http://mirslovarei.com/content_bes/ital-janskaja-narodnaja-partija-24488 .html

N.B. Zazaeva

The Role of Mass Media

in the Formation of Interethnic

Tolerance in Modern Russia

On the basis of the results of the local and regional mass media content analysis and the focus group the degree of youth interethnic tolerance in the Saratov Region is investigated. The communicative potential of mass media and the mechanism of its use in the formation of interethnic tolerance in modern Russia are studied.

Key words and word-combinations: interethnic tolerance, mass media functions, languages of cross-cultural perception.

На основе результатов контент-анализа местных и региональных СМИ и фокус-группы исследуется степень межэтнической толерантности молодежи Саратовской области. Изучается коммуникативный потенциал СМИ и механизм его использования в формировании межэтнической толерантности в современной России.

Ключевые слова и словосочетания: межэтническая толерантность, функции СМИ, языки межкультурного восприятия.

УДК 323.1 1 (470+571): 002 ББК 66.3(0)5(2Рос)+76

Н.Б. Зазаева

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В<

' современном глобализирующемся мире межэтническая толерантность из теоретического концепта превращается в категорию практического опыта, благодаря которой становятся возможны плодотворные контакты между людьми. На первый план выступает коммуникативная интерпретация понятия толерантности. В связи с этим необходимо отметить как смысл этого понятия, так и основные его характеристики.

Толерантность рассматривается как единая ценностная установка всего общества, по поводу которой сформировано общественное согласие. Это элемент культуры общества, воплощающийся в поведении ее отдельных индивидов, воспринимающих другого как ценность и с этих гуманистических позиций готовых к межкультурным контактам. Несмот-

5 6

2013

ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.