УДК 94(430).087
ПОПОВ Пеан Дмитриевич, соискатель кафедры истории нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета, ассистент кафедры социалъно-гуманитар-ных наук Вологодского государственного технического университета. Автор 6 научных публикаций
ПРОБЛЕМА КЛЕРИКАЛИЗМА В ИДЕОЛОГИИ «ХРИСТИАНСКО-СОЦИАЛЬНОГО СОЮЗА В БАВАРИИ.»
НА ЭТАПЕ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (1945-1949)
В статье на основе широкого круга источников, в т.ч. неопубликованных материалов баварских архивов, рассматривается проблема клерикализма в идеологии «Христианско-социального союза в Баварии» (ХСС) в годы его становления (1945-1949). В частности, исследуются такие аспекты проблемы, как позиция партии по вопросу цер-ковно-госуцарственных отношений, необходимой степени присутствия религии в жизни общества, а также непосредственная связь ХСС с церковными структурами.
Германия, Христианско-социальный союз, клерикализм, церковь, партия
В условиях крушения национал-социализма в Германии представители умеренно-либерального и консервативного направления, объединившиеся в Христианско-демократический союз (ХДС), действовавший в большинстве германских земель, и родственный ему Хрис-тианско-социальный союз (ХСС), замыкавшийся исключительно в земле Бавария, вынуждены были предлагать новые идеи, которые помогли бы преодолеть катастрофическую послевоенную разруху. Одной из таких идей ХДС/ХСС стала опора на христианские ценности в государственном строительстве. Именно за это данные партии получили от своих политических оппонентов клише «клерикальных», которое также характерно для советской историографии ХДС/ХСС1.
Сам термин «клерикализм» почти во всех словарях раскрывается как общественно-поли-
тическое течение, стремящееся к усилению или главенствующей роли церкви относительно всех сфер общества (Т.Ф. Ефремова, С.И. Ожегов, БСЭ, БЭС, Современная энциклопедия). Это понятие следует отличать от понятия «теократия», которое предполагает слияние церкви и государства. Не вызывает сомнений, что ХДС/ ХСС всегда последовательно осуществляли демократические принципы в своей политике. Однако вопрос о том, насколько эти партии в момент своего зарождения являлись «христианскими», до сих пор вызывает противоречивые ответы. Данный аспект будет рассмотрен на примере становления ХСС в 1945-1949 годах.
Христианско-социальный союз, равно как и ХДС в других землях, начал формироваться на уровне местных организаций, не имея первоначально общеземельной партийной структуры.
Уже в момент основания местных партийных организаций, вопрос об отношении к религии не вызывал серьезных расхождений. Практически все программы местных организаций отмечали национал-социализм как следствие забвения христианских ценностей, а в качестве единственно возможного выхода из сложившегося кризиса предлагалось возвращение к христианским ценностям.
Особое внимание уделялось молодежи и семье. В деле воспитания молодого поколения все местные организации выступали за введение обязательного религиозного обучения2, а в области церковно-государственных отношений - за поддержку христианской церкви со стороны государства: «Обязанность государства -уважать и поддерживать служение, которое церковь оказывает народу» (Нюрнберг); «Признанные религиозные сообщества, их учреждения и их служители должны пользоваться защитой государства» (Регенсбург). А в программе ротенбургской организации даже содержался призыв к наказанию за антирелигиозную пропаганду: «Мы требуем наказания за любое публичное умаление и поношение религии, ее учреждений и служащих»3.
Эти требования довольно ярко свидетельствуют о клерикальном характере формировавшегося ХСС, поскольку напрямую связаны со значительным усилением влияния церкви в жизни общества. Вместе с тем, во всех программах был прописан принцип свободы вероисповедания и недопустимости введения государственной церкви. Таким образом, в идеологии ХСС церковь выступала всего лишь как один из основных субъектов влияния в государстве, а не организацией, определяющей государственную политику.
Эти идейные позиции нашли свое продолжение в программных документах земельной организации, которая была образована в январе 1946 года. В частности, в «Программе принципов» ХСС от 15 декабря 1946 года также прописано, что ХСС «отвергает отделение церкви от государства, но и всякого рода государственную церковь»4. Присутствует требование обязательности религиозного обучения в школе, следования христианскому нравственному закону, повы-
шения роли религии «как держащей опоры любого культурного порядка». Кроме того, программа насыщена всевозможными формулировками, которые определенно свидетельствуют не просто о христианских принципах в политике, а о конкретной направленности к верующим христианам: «человек призван к жизни по волей Божьей», «человек есть подобие Бога высокого достоинства», «человеческая свобода воли есть факт божественного порядка»5.
В самой новообразованной партии значительное количество деятелей было связано с церковными структурами. Так, со стороны католиков в качестве идеолога партии был представлен городской священник Эмиль Мулер, другой не менее влиятельной фигурой в партии являлся домкапитул и папский прелат Георг Мей-кснер6. Из протестантских делегатов 13 человек достоверно были связаны с протестантской церковью, среди них 2 теолога, 4 члена синода Евангелическо-лютеранской церкви Баварии и одно доверенное лицо епископа7. Под влиянием ХСС также находились религиозные кружки Баварии, например «Христианская ложа» (католический) и «Тегернзейский кружок» (христианство различных направлений)8.
Рассматривая вопрос об отношении к религии, стоит отметить, что ХСС изначально отказался от моноконфессионального характера партии и настаивал на тесном сотрудничестве и представительстве в партии разных христианских конфессий. «Союз признает полное равноправие конфессий в общественной жизни, - говорится в программе ХСС «30 пунктов» от 31 октября 1946 года, - и осуществляет в своих рядах крепкое товарищество всех, кто стоит на почве христианского мировоззрения»9. Эта идея была призвана расширить электорат партии, прежде всего за счет протестантов. Вместе с этим ХСС разрывал привязку к конкретной христианской церкви и на передний план выдвигал следование христианской этике в целом. Так, в одной из своих речей в январе 1946 года председатель партии Йозеф Мюллер заявил: «...Союз сегодня признает, что больше не стоит выступать за католическое христианство, а выступать за христианство как таковое. Проблема теперь звучит не как «протестанско-ка-
топический» (союз. - И.П.) или наоборот, а как противопоставление «христианин - антихрист»... Союз не спрашивает, к какому церковному сообществу человек принадлежит, как часто и посещает ли он вообще службы в своей церкви, а ожидает от него признания христианского нравственного закона.. .»10. В качестве антихристианских сил в идеологии партии выступали лица «материалистического» мировоззрения, т.е. с человеком, отвергающим религию и, в частности, христианство, невозможно никакое сотрудничество. В этом также представлялся клерикальный характер партии.
Вопрос о церковно-государственных отношениях поднимался политиками от ХСС в Учредительном земельном собрании 1946 года по принятию баварской конституции и в парламентском совете 1948-1949 годов по принятию основного закона ФРГ. В процессе обсуждения проекта баварской конституции ХСС нашел компромисс с СДПГ относительно ст. 135 баварской конституции. В ней говорилось, что «общественные тколът являются конфессиональными школами или школами совместного обучения». При этом выбор типа школы должен свободно осуществляться лицами, ответственными за воспитание. В качестве уступки представителям других конфессий был внесен пункт об организации школ совместного обучения в местах конфессионально смешанного населения11.
В свою очередь в Парламентском Совете, где ХСС вместе с ХДС создали единую фракцию, вопрос о церковно-государственных отношениях вызвал достаточно острую дискуссию. В основном комитете совета обсуждение закончилось тем, что большинство лишь последовало установлению свободы совести и вероисповедания. Фракция ХДС/ХСС не пожелала принять этот результат и 8 декабря 1948 года сделала заявление, в котором требовалось сохранить положения ст. 137 (свобода религиозных объединений, статус публично-правовой корпорации, право распоряжения внутренними делами и сбора налогов), абз. 2 ст. 138 (гарантия права собственности религиозных объединений), ст. 139 (определение церковных праздников выходными днями) и ст. 141 (право бого-
служения и попечения в публичных учреждениях) немецкой конституции 1919 года. Кроме того, фракция ХДС/ХСС предложила оставить в силе действовавшие до 8 мая 1945 года договоры государства с церковью, в частности конкордат с Баварией 1924 года12. Фракция боролась за конкордат в связи с его положениями о школах, которые гарантируют постоянство и дальнейшее учреждение конфессиональных школ, и принимают создание и поддержку малокомплектных школ13. Кроме того, на дальнейшем действии конкордата и сохранении конфессиональных школ настаивали церковные круги и, в частности, архиепископ Мюнхена кардинал Фаульхабер14. В итоге по этому вопросу на пятом заседании комитета в январе 1949 года стороны пришли к соглашению, выраженному в ст. 123, которая гласила, что заключенные ранее землями договоры продолжают оставаться в силе15. Кроме того ХДС/ХСС удалось отстоять введение абз. 3 ст.7 основного закона, который гласил, что «преподавание религии в публичных школах является обязательным, за исключением неконфессиональных школ»16. Однако, несмотря на значительные уступки со стороны других партий в области церковно-государственных отношений, сама фракция ХДС/ХСС результатом осталась недовольна17.
Таким образом, клерикализм в ХСС был выражен в достаточной мере. В пользу этого свидетельствуют последовательные требования партии относительно более широкого присутствия церкви в общественной жизни, введения конфессиональных школ, продление действия конкордата 1924 года и выдвижение христианского нравственного закона как основы культурной жизни. Многие деятели партии сами были тесно связаны с церковными кругами, а следовательно, и проводили видение церковью некоторых политических вопросов в партийную идеологию. Вместе с тем, политики ХСС отвергали возможность государственной церкви, излишней политизации церкви и выступали за свободу вероисповедания. Поэтому клерикализм ХСС сочетался с демократическими принципами как в идеологии партии, так и впоследствии в государственной политике.
Примечания
1 Ходорковский Л.Д. Политический клерикализм в ФРГ: Церковные и светские клерикальные организации. М., 1970.
2Archiv fur Christlich-Soziale Politik (ACSP). NLAmold Wilhelm 2. Programm der Christlich-sozialen Union Numberg; Bayerisches Hauptstaatsarchiv (BayHStA). NL Pfeiffer 41. Anrufan alle wahlfahigen Manner und Frauen des Landkreises Rothenburg; Grtindungsprogramm der Partei der christlich-sozialen Einigung in Bayern vom 15. November 1945// Geschichte einer Volkspartei: 50 Jahre CSU- 1945-1949/hrsg. Hanns-Seidel-Stiftung. Munchen, 1995. S. 434; StegerwaldA. Wohin gehen wir? Wurzburg, 1946. S. 67.
3 ACSP. NLAmold Wilhelm 2. Programm der Christlich-sozialen Union Numberg; BayHStA. NL Pfeiffer 41. Anruf an alle wahlfahigen Manner und Frauen des Landkreises Rothenburg; Grundungsprogramm der Partei der christlich-sozialen Einigung in Bayern... S. 434.
4 Christliche-Soziale Union: Grundsatzprogramm, 1946II Programme der politischen Parteien in der Bundesrepublik Deutschland/hrsg. R. Kunz etal.: 2. Aufl., uberarb. Munchen, 1979. S. 215.
5Ibid. S. 213.
6MintzelA. Geschichte der CSU: EinUberblick. Opladen, 1977. S. 308-309.
1 Schlemmer T. Aufbruch, Krise und Erneuerung. Die Christlich-Soziale Union 1945 bis 1955. Munchen, 1998. S. 76.
sArchiv des Institute fur Zeitgeschichte (IfZ-Archiv). RG 260, 10/90-3/8.
9 ACSP. NL Muller JosefC6. DreiBig Punkte.
10 ACSP. NLHauBleiter August 15. «Stichworte fur eine Gemeindewahl-Rede der Christlich-Sozialen Union» Dr. Mullers.
uMintzelA. Op.cit. S. 309; VerfassungdesFreistaatesBayern. Art. 135.
12 ACSP. NLHauBleiter 75. Der fanatische Kampfvon SPD- und FDP- Fraktion in Bonn gegen die christliche Kulturpolitik derCDU/CSU.
13MintzelA. Op. cit. S. 307.
14 IfZ-Archiv. RG 260. 15/108-2/17. The position of Prime Minister Schaeffer and the organization of the Bavarian Christian Social Union, 27 September 1945.
15 Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. Art. 123.
16Ibid. Art. 7.
17 ACSP. NLHauBleiter 75. Der fanatische Kampfvon SPD- und FDP-Fraktion in Bonn gegen die christliche Kulturpolitik derCDU/CSU.
Popov Ivan
CLERICALISM PROBLEM IN THE IDEOLOGY OF THE «CHRISTIAN-SOCIAL UNION IN BAVARIA»
AT ITS FORMATIVE STAGE (1945-1949)
The article deals with the clericalism problem in the ideology of the «Christian-social union in Bavaria» (CSU) during its formative period (1945-1949) on the basis of a great number of sources, including unpublished materials of the Bavarian archives. Such aspects as the party’s position on the question about the relations between the church and the state, about the necessary extent of religion presence in the social life as well as direct connections of the CSU with the church structures are studied in particular.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Болдырев Р.Ю., кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова