Научная статья на тему 'Отношения между ХДС и ХСС в первые послевоенные годы (1945-1949)'

Отношения между ХДС и ХСС в первые послевоенные годы (1945-1949) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов И. Д.

Несмотря на идейную близость, ХДС и XCC не смогли образовать единую христианскую партию. Организационно-политическим максимумом сотрудничества между двумя партиями стало «Рабочее сообщество ХДСЖХ», которое сохраняло независимое существование обеих партий и функционировало, в большей степени, для информативных целей. Причиной тому были сильные настроения защиты баварской государственности в рядах XCC и нежелание с его стороны пойти на утрату определенной организационной самостоятельности. Баварская направленность XCC определила его дальнейшее автономное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relations between the CDU and the CSU in the first post-war years

In spite of the ideological similarity, the CDU and the CSU couldn't form the common Christian party. «The working group of the CDU/CSU», in which the both parties were independent and functioned mainly for the purposes informing, became the political-organizational maximum of the cooperation between the two parties. The main reasons for this were the protection of the Bavarian statehood in the CSU and unwillingness of its leaders to lose organizational independence. The Bavarian orientation of the CSU determined its subsequent autonomous development.

Текст научной работы на тему «Отношения между ХДС и ХСС в первые послевоенные годы (1945-1949)»

И. Д. Попов

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ХДС И ХСС В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1949)

Начиная с момента падения национал-социалистического режима, по всей Германии на местах стали создаваться политические объединения, которые вскоре вошли в структуру будущего «Христианско-демократического союза» или «Христианско-социального союза в Баварии». Первоначально оккупационные власти налагали запрет на создание политических партий в отдельных землях или зонах оккупации, поэтому данные объединения существовали на уровне отдельных городов или округ и фигурировали под различными названиями. К примеру, в Баварии существовали следующие местные объединения, вошедшие затем в Христианско-социальный союз: «Христианско-социальный союз» в Мюнхене, «Христианско-социальное единение в Баварии» в Регенсбурге, «Христианско-демократическая партия» в Роггенбурге, «Баварский Народный Союз» в Дахау, «Баварская народная партия» в Штраубинге, «Христианско-социальная народная партия» в Родинге, «Христианский союз» в Аугсбурге и т. п.1 Аналогичная ситуация была и в других землях.

Однако уже тогда предпринимались первые шаги по созданию объединенной христианской партии. В Баварии инициативу взяли на себя Адам Штегервальд (Вюрцбург) и Йозеф Мюллер (Мюнхен). В начале 1946 г. различные местные организации удалось объединить в «Христианско-социальный союз в Баварии», который был официально зарегистрирован американской оккупационной администрацией. Однако новообразованная партия была неоднородна в идеологическом отношении. В послевоенной Баварии в настроениях многих политиков и населения возрождается идея баварской государственности, особенно это касалось ее аграрных юго-восточных и южных районов. Внутри самой ХСС сформировалось сильное традиционалистское крыло во главе с Фрицем Шеффером, Алоисом Хундхаммером и Антоном Пфайффером, которое ориентировалось исключительно на Баварию и настаивало на максимально возможной самостоятельности земли от центрального руководства Германии.

Совершенно иное видение ситуации было характерно для председателя ХСС Й. Мюллера и его единомышленников, составивших противоборствующее традиционалистам крыло. Многие его представители вовсе отказывались от ориентации на Баварию, и идея «государственного единства» Германии гораздо чаще фигурировала в их заявлениях. К примеру, в программе влиятельного вюрцбургского отделения во главе с Адамом Штегервальдом о Баварии и баварской направленности не говорится ни слова. Вместе с тем, в ней неоднократно встречаются такие словосочетания как «немецкий народ и немецкая молодежь», «по всей Германии», «мы желаем... возродить Германию»2. Это было неудивительно, поскольку сам А. Штегервальд до своей кончины в декабре 1945 г. активно поддерживал контакты с такими влиятельными представителями христианских демократов, как Якоб Кайзер, Эрнст Леммер, Андреас Гермес (Берлин), Лео Шверинг (Кёльн), Антон Гильзинг (Бохум) и др.3 Да и сама программа

О И. Д. Попов, 2008

Штегервальда была выдержана в духе ранних программ ХДС, что позволяет предположить, что на начальном этапе развития ХСС всерьез рассматривалась возможность объединения местных ячеек формирующейся партии в учреждавшийся на остальной территории Западной Германии «Христианско-демократический союз».

Йозеф Мюллер также отказывался ограничивать ХСС Баварией и настаивал на учреждении «Государственного союза» (^сИвипюп), в который войдут ХСС и все земельные организации ХДС. В этом союзе ХСС должна была стать его земельным отделением. «Государственный союз» виделся Мюллеру основанным на федеративных началах. Высшим руководящим органом, по его мнению, должен был стать «объединенный комитет различных председателей»4. Подобная позиция была очень близка к взглядам руководителя берлинского ХДС Якоба Кайзера, с которым Мюллер поддерживал тесные контакты.

Традиционалистское крыло, которое видело в ХСС партию, выступающую за сохранение баварской политической культуры и укрепление баварской государственности, весьма скептически относилось к каким-либо союзам с партиями, разделяющими даже схожие взгляды, в том числе и с христианскими демократами. Их целью было создание т. н. «христианского оплота Баварии»5.

В вопросе о создании общегерманского союза ХДС и ХСС Мюллер был в меньшинстве, и все его подобные инициативы блокировались. Усилия Мюллера по созданию государственного Союза расценивались большинством однопартийцев как платформа меньшинства и действия в одиночку. Противники Мюллера упрекали его в том, что он хочет создать «единую партию, ХДС в Баварии, вместо ХСС»6. Особенно традиционалисты опасались возвышения Берлина в будущем союзе с ХДС и утраты ХСС баварской направленности.

Компромиссная позиция впервые была предложена 1 мая 1946 г. Михаэлем Хор-лахером, а озвучена 17 мая на земельном собрании ХСС Йозефом Баумгартнером. В качестве организационно-политического максимума во взаимоотношениях с ХДС было определено рабочее сообщество, в котором ХСС сохранял свою самостоятельность7.

Решение о создании «Рабочего сообщества ХДС/ХСС» было принято на встрече двух партий в Кёнигштейне 28-29 августа 1946 г. Однако на ней выявилось множество расхождений между ними в вопросах экономического развития и соотношения полномочий земли и центра. Подобные разногласия затягивали создание «Рабочего сообщества», и первое собрание новоиспеченного органа состоялось лишь 5-6 января 1947 г. в том же Кёнигштейне8. В состав правления ХСС был избран наряду с председателями земельных организаций ХДС и Й. Мюллер. Однако само по себе «Рабочее сообщество» было закрытой структурой в большей степени для информативных целей и абсолютно не подходило для того, чтобы стать объединенной партией9.

Сотрудничество с ХДС было организовано в рамках Экономического совета Би-зонии, а затем и Парламентского совета, осуществлявшего подготовку Основного закона ФРГ. Однако и в этих структурах в отношениях союзных партий проявлялись видимые разногласия, в частности по вопросу о федеративном устройстве ФРГ. Самым известным защитником принципа федерализма был Ганс Эхард, который рассматривал федерализм как «базис органической демократии». Федералистские стремления были поддержаны некоторыми лидерами земельных организаций ХДС Юго-Западной Германии, которые в 1946 г. совместно с ХСС образовали форум, названный «Эльвангенским кружком» для борьбы с «прусскими» тенденциями христианских демократов Северной Германии10. Однако этот кружок сравнительно быстро прекратил свое существование, поскольку политиков отделений ХДС Юго-Западной Германии вполне устраивал перечень полномочий земель, оговоренных в Основном законе. ХСС же, рассчитывавший

на предоставление более широких полномочий Баварии, отверг Основной закон, сведя на нет возможность слияния с ХДС. В результате христианские демократы решили провести свой учредительный съезд в Госларе в 1950 г. без ХСС.

Таким образом, ярко выраженная поддержка идеи баварской государственности и баварская направленность в рядах ХСС не благоприятствовали созданию единой христианской партии Западной Германии, в которой социальным христианам было бы отведено место баварского земельного отделения. Несмотря на близость во взглядах с христианскими демократами, ХСС не мог пойти на утрату своей организационной самостоятельности и потерю электората в Баварии. Поэтому «Рабочее сообщество ХДС/ХСС» стало наиболее приемлемой для социальных христиан формой сотрудничества с христианскими демократами. А закрепленный в первое послевоенное время статус ХСС определил его становление как автономно развивающейся партии.

1 Becker W. Gründung und Wurzeln der Christlich-Sozialen Union Geschichte einer Volkspartei. 50 Jahre CSU—1945-1995. München, 1995. S. 88.

2 Programm der Christlich-Sozialen Union für Würzburg-Stadt und -Land // Die Kapitulation von 1945 und der Neubeginn in Deutschland: Symposion an der Universität Passau 30-31.10.1985. Köln; Wien, 1987.

S. 288, 291.

3 Becker W. Op. cit. S. 87-88.

4 MintzelA. Geschichte der CSU: Ein Überblick. Opladen, 1977. S. 78, 84.

5 Ibid. S. 78-79.

6 Müchler G. CDU/CSU: Das schwierige Bündnis. München, 1976. S. 28.

7 MintzelA. Op. cit. S. 90.

8 Ibid. S. 91-92.

9 Müchler G. Op. cit. S. 36.

10 Pridham G. Christian democracy in Western Germany. The CDU/CSU in government a. opposition, 1945-1976. London, 1977. S. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.