Л, С. Евдокимова
ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена христианской демократии в России в конце XX— начале XXI века. Рассматриваются два направления российской христианско-демократи-ческой мысли и влияние на них западной христианской демократии. Выделяются основные этапы развития христианской демократии в России, ее достижения на каждом из этих этапов. Выясняются причины трудностей, с которыми столкнулись христианские демократы в России.
Расставшись с коммунистической идеологией, Россия конца XX в. оказалась на перепутье. Богатая палитра политических движений, течений, партий предлагали и предлагают свое видение будущего страны. Одно из таких движений — христианская демократия. Ее идеологи полагали, что христианство, христианские ценности должны быть ориентиром для политиков и реформаторов, составной частью национальной идеи. Изучение специфики российского христианского демократизма актуально сегодня, с одной стороны, в условиях массового обращения к религии в постсоветское время и, с другой стороны, в связи с задачей построения гражданского общества в России. Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что тема христианской демократии, ее идеологии и практики только становится предметом научного анализа1. Возникшая в России собственная христианская демократия с первых своих шагов вызвала интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Особенностью изучения современных российских христианско-демократичес-ких партий являлось то, что исследователь и объект исследования существовали в одном времени. Поэтому проблемой многих работ стали публицистичность, эмпирический характер. Появилось и большое количество справочных изданий, упоминающих христианско-демократические партии.
Христианская демократия представляет собой политическое поликонфессиональное движение и соответствующую этому движению мировоззренческую систему, которая опирается в основном на христианскую этику. Христианская демократия сформировалась в Западной Европе, ее истоки прослеживаются в конце XVIII — начале XIX в. Христианская демократия возникла как попытка христиан осмыслить новые реалии нарождавшегося индустриального общества, с которым они остались один на один. Официальная церковь после Французской революции продемонстрировала оппозиционное отношение к происходящим переменам и замкнулась в феодальном видении мира. Постепенно назревало противоречие между модернизирующимся обществом и консервативной церковью, которая не давала ответы на волнующие вопросы современности, а предлагала вернуться в прошлое. Тогда верующие сами попытались осмыслить сложившуюся ситуацию, используя знакомые им ценности христианства,
Первые политические объединения христианских демократов были образованы около 1830 г. в Бельгии, Франции и Ирландии; в Германии возникли после 1848 г.; в Италии появились в конце XIX в. Христианская демократия основывалась на необходимости активного участия христиан в управлении обществом для утверждения
в нем христианских ценностей, на согласовании этических принципов верующих с реалиями общественно-экономического устройства капитализма. Расцвет христианской демократии пришелся на послевоенное время, когда она заняла сильные позиции в ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах, Австрии, распространилась в Латинской Америке; началось формирование международных христианско-демократических организаций -— это Новые международные бригады (1947 г.), Всемирный христианско-де-мократический союз (1961 г.), Европейский союз христианских демократов (1965 г.).
В России христианская демократия получила некоторое развитие в начале XX в. на основе неправославных христианских конфессий. Особо проявили себя христиане западных окраин империи — католики Польши и Литвы, образовавшие соответственно Католический союз (1906 г.) и Литовскую христианско-демократичес-кую партию (1905 г.)2. Востребованность христианско-демократических идей в этих регионах объясняется необходимостью защитить свою религию и национальную самобытность от унификаторской политики российской власти и противопоставить российской администрации национальное, организованное религиозно-политическое объединение. Позже появились неправославные христианско-демократические образования в Петербурге. В марте 1917 г. деятели Церкви Евангельских христиан учредили христианско-демократическую партию «Воскресение», лидером ее стал И. С. Проханов. Партия участвовала в выборах в Учредительное собрание, но не получила ни одного депутатского мандата, в Петрограде за нее подали голоса всего 3797 чел. (0,4% избирателей)3.
В то время как неправославные христианские демократы ограничивались заимствованием западных идей, православные мыслители (В. Соловьёв, С. Булгаков) разработали в конце XIX — начале XX в. концепцию «христианской политики», которая обосновывала право верующих на политическую деятельность, но создать жизнеспособную партию на основе этой идеи не удалось.
В результате революции и утверждения советского государства христианско-демократические идеи были оставлены и актуализированы почти на столетие позже — в конце XX столетия. Первая легальная христианско-демократическая партия —Христианско-демократический союз России — была создана в 1989 г., следующая — Российское христианско-демократическое движение — в 1990 г.4 Христианско-демократические образования, появившиеся в России в конце 80-х—начале 90-х гг. в XX в. чувствовали свою неукорененность на русской почве и предпринимали попытки выстроить линию преемственного развития от дореволюционных идей к христианской демократии конца XX в.5, но выглядят они малоубедительно. Из-за отсутствия устойчивой христианско-демократической традиции у российских христианских демократов было два пути: заимствовать готовые западноевропейские образцы, уже продемонстрировавшие свою эффективность, или создавать «русскую» христианскую демократию. Эти варианты обусловили появление двух направлений российской христианской демократии:
1. Западническое направление было представлено Христианско-демократичес-ким союзом России (А. Огородников), Российским христианско-демократическим союзом (В. Борщев, В. Савицкий, Р. Якунин), Российской христианско-демократической партией (А. Чуев).
2. Почвеннической направленности придерживалось Российское христианско-
демократическое движение (В. Аксючиц).
Российская христианская демократия за короткий период своего существования не успела накопить собственные идеи, поэтому оба направления заимствовали некоторые западные идейные построения. Но почвенники предложили синтез западных идей и собственного оригинального понимания христианской демократии. Из западных христианско-демократических программ в отечественные были перенесены персонализм, солидарность, субсидиарность, социальная рыночная экономика. Заимствованиям способствовали контакты российских христианско-демократических партий с международными христианско -демократическими организациями. Интерес к развитию христианской демократии на посткоммунистическом пространстве проявил Интернационал христианской демократии, который оказывал поддержку российским партиям техническим оборудованием, изданием на русском языке хрис-тианско-демократической литературы, организацией партийных конференций.
Российские христианские демократы'почвеннического направления выдвинули и свои собственные ценности, например, просвещенный патриотизм, понимаемый как личная ответственность каждого за свою родину, вера в ее великое предназначение6, столь характерная для русской культуры. Такой патриотизм непременно должен основываться на знании истории и культуры своей страны, на возвращении обществу его исторической памяти и самосознания.
Важным элементом теоретических работ российских христианских демократов конца XX в. (В.-В. Аксючиц, В. П. Полосин) стало доказательство права христиан на политическую деятельность под лозунгами христианства. Краеугольным камнем христианской демократии как религиозно-политического учения является утверждение активной жизненной позиции христиан. Прерывистость процесса формирования христианской демократии в России и долгие годы преследования религии помешали укоренению в сознании масс идеи общественной активности христиан. Российские христианские демократы и сами осознавали: российское общество не понимает идеи христианской демократии. Например, один.из руководителей российской христианской демократии Александр Огородников, отмечал, что проповедуемые партией идеи «кажутся слишком новыми и неожиданными даже и для церкви, для основной массы верующих»7.
Западные христианские демократы (Ж. Маритен, Р. Кальдера) могли опереться в своих теоретических построениях на социальную концепцию Католической церкви, в частности на энциклики папы Льва XIII «Рерум новарум» (1891 г.) и «Гравес де коммуни» (1901 г.). Лев XIII провозгласил христианскую демократию в качестве социальной доктрины церкви, хотя и оговорил, что она не может быть политическим явлением, К этому времени иерархи католической церкви осознали: церковь, чтобы не утратить влияния в обществе, не может держаться над социальными движениями, но должна сама двигаться им навстречу и направлять их, насколько это возможно, в русло христианской политики. Протестантская церковь позже, чем католическая признала демократию, а тем более — христианскую демократию. Например, Лютеранская церковь в Германии неблагосклонно воспринимала и демократию, и Веймарскую Республику, считая, что демократическое государственное устройство — это западная традиция, не свойственная немцам и навязанная победителями. Только после длительной церковной борьбы против нацизма Синод Лютеранской церкви в 1945 г. принял решение о безусловной поддержке демократии.
Российская христианско-демократическая мысль развивалась не просто без поддержки Русской православной церкви, но и вопреки ей. РПЦ дистанцировалась от христианских демократов и их исканий в области общественного устройства. Она имела собственное мнение по основным вопросам общественной тематики. Ее позиция была опубликована в августе 2000 г. в документе «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Христианские демократы осложняли отношения с РПЦ, обличая ее в сотрудничестве с советской властью. Они требовали, чтобы иерархи покаялись за период сотрудничества. Особенно преуспел в этом Глеб Якунин, который еще в 1966 г. был запрещен в богослужении, а в 1993 г. лишен сана из-за конфликта с Московской патриархией. Результатом противостояния христианских демократов и РПЦ стало отсутствие авторитета у христианско-де-мократических партий в глазах верующих, которые предпочитали прислушиваться к официальной церкви в вопросах поведения верующих.
В развитии христианско -демократических партий России можно выделить несколько этапов:
1) 1989-1993 гг.— пик политической активности христианских демократов в России;
2) 1993-1995 гг.— адаптация к новой политической системе России;
3) 1995-^001 гг.— спад активности христианско-демократических партий.
С конца 1980-х по 1993 г. наблюдался «золотой век» российской христианской демократии. Такой численности это политическое направление в последующие периоды уже не достигало. Самая крупная организация — Российское христиан-ско-демократическое движение — включала в свой состав две структуры: движение и партию. Численность движения на лето 1990 г. составляла около 15 тыс. чел. На момент регистрации партии в июне 1991 г. ее численность превышала 6 тыс. чел. В начале 1992 г. численность Российского христианско-демократического движения выросла: в партии насчитывалось 9-10 тыс. чел., в движении 17 тыс., лидеры Российского христианско-демократического движения утверждали, что в 1992 г. численность только партии составляла 20 тыс. чел. По данным самого Российского христианско-демократического движения, на 1991 г. движение было представлено в ста тридцати городах и населенных пунктах РСФСР и тридцати городах — в других республиках бывшего СССР. Христианско-демократический союз в начале 90-х гг. насчитывал не более 6300 чел. и 76 региональных организаций8.
Успех христианских демократов на первом этапе их деятельности объясняется, во-первых, массовым обращением населения страны к религии, во-вторых, актуальностью и неразрешенностью вопросов взаимоотношений государства и верующих, реальной защиты прав верующих. В этом понятном обывателю направлении и действовали христианские демократы в Верховном Совете РСФСР. Российское христианско-демократическое движение своей заслугой считает создание Комитета по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности, председателем которого стал священник Вячеслав Полосин — один из руководителей Российского христианско-демократического движения. Виктор Аксючиц, лидер того же Российского христианско-демократического движения, занял пост председателя подкомитета по связям с зарубежными религиозными организациями. Одним из первых результатов деятельности Комитета был роспуск Совета по делам религий РСФСР. Под влиянием Комитета был изменен статус Союзного
Совета по делам религий — из распорядительного правительственного органа он был превращен в консультативный.
Комитет разработал и представил Верховному Совету закон «О свободе вероисповеданий», автором базового проекта этого закона был Глеб Аншценко, входящий в Российское христианско-демократическое движение. Закон провозгласил явочную регистрацию общин, открытие храмов, создание воскресных школ, средних и высших христианских учебных заведений, широкое издание христианской литературы. По инициативе Комитета день Рождества Христова был объявлен выходным, уменьшено налогообложение религиозных организаций9.
Таким образом, деятельность христианских демократов из РХДД сводилась к возрождению религиозной жизни в стране.
Христианско-демократический союз России представительства в Верховном Совете РСФСР добиться не смог, вышел из политической борьбы и сосредоточился на благотворительной деятельности. С мая 1991 г. в Москве работала благотворительная столовая с общим охватом до 10 ООО чел. Совместно с Комитетом солдатских матерей было образовано движение «Женщина — против насилия», вошедшее в ХДСР в качестве коллективного члена в августе 1991 г. Это движение активно участвовало в организации так называемого «приюта» для солдат срочной службы, сбежавших от дедовщины и прочих армейских порядков. 1 октября 1991 г. состоялось открытие Гуманитарного лицея ХДСР в Москве. Обучаться в нем могли дети с 14 лет, помимо общеобразовательных предметов преподавались экономика, менеджмент, 3 европейских языка, богословие, философия, проблемы межконфессиональных отношений. Был открыт христианский девичий приют в Санкт-Петербурге.
Российское христианско-демократическое движени'е проявило себя не только в законотворческой деятельности, но и в сложных политических событиях начала 90-х гг. Оно стало одним из учредителей движения «Демократическая Россия», однако негативное отношение к роспуску СССР и гайдаровским реформам оттолкнули РХДД от прежних союзников, с которыми сплотила коммунистическая угроза. РХДД стало оппозиционным президенту, приняло участие в открытом октябрьском противостоянии на стороне Верховного Совета. В результате РХДД попало в список «неблагонадежных партий» за «участие в вооруженном нападении ни здание московской мэрии и на ТРК "Останкино"»10. Тем не менее оно получило право участвовать в парламентских выборах 1993 г., но не смогло набрать 100 тыс. подписей, необходимых для регистрации парийного списка Центризбиркомом.
С 1993 г. начинается новый этап для российской христианской демократии. Новым лидером христианско-демократического движения стал Российский христианско-демократический союз, его лидер — Виталий Савицкий — являлся председателем подкомитета по религиозным организациям Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы. Он выдвинул несколько законопроектов, призванных укрепить положение Русской православной церкви, ограничивая права неправославных конфессий и сектантов. При этом Российский христианско-демократический союз формально продолжал придерживаться западной ориентации, ■ которая подразумевала веротерпимость. РХДС, переименовавшийся в Христианско-демократический союз — Христиане России, выступил на выборах 17 декабря 1995 г. отдельным списком, но 10 декабря
в автокатастрофе погиб В. Савицкий. Список собрал 191446 голосов, что составило лишь 0,28%и. Вскоре распалась и партия, которую скрепляла только личность В. Савицкого.
После 1995 г. наблюдался спад политической активности христианской демократии в России, со временем большинство партий перестало существовать. На 1 января 1999 г. в Министерстве юстиции были зарегистрированы только две христианско-демократические организации—Российская христианско-демократи-ческая партия и Союз христианских демократов России12. Обе приняли участие в выборах в Государственную Думу третьего созыва, но только лидер РХДП А. Чуев стал депутатом по списку движения «Единство»13. Попыток выступать на выборах в представительные органы власти самостоятельно уже не предпринималось.
Принятый в 2001 г. закон «О политических партиях» преградил доступ к участию в выборах для мелких партий, не имеющих поддержки в регионах (какими были на тот момент христианско-демократические организации). Пострадала от нового закона и Российская христианско-демократическая партия,, несмотря на то, что ее руководитель, А. Чуев, являлся одним из авторов закона. Партии было отказано в регистрации из-за слова «христианская» в названии, которое в Министерстве юстиции трактовали как ссылку на религиозную принадлежность.
Неудача .христианско-демократического движения связана не только с непоня-тостью его русским обществом, но и с внутренними проблемами. В первую очередь необходимо отметить разобщенность христианских демократов. Разногласия между партиями существуют на двух уровнях: идеологическом и организационном. Идеологические противоречия были обусловлены существованием двух направлений христианско-демократической мысли в России: либерального и почвеннического. Под организационными противоречиями, которые представляются более весомыми, подразумеваются вызванные карьерными амбициями лидеров христианско-де-мократических партий неспособность и нежелание конструктивно сотрудничать. Как следствие — несколько слабых партий со схожими, в принципе, программами вместо одной сильной.
Первые христианско-демократические партии — Христианско-демократичес-кий союз России и Российское христианско-демократическое движение — представляли собой целый конгломерат христианско-демократических образований России, союзных, а затем независимых республик, более или менее независимых от центра. Например, на учредительной конференции Христианско-демократического союза России в него вошли Христианско-демократический союз Ленинграда, Национально-демократическая партия Грузии, армянское движение «Пркутюн» (Спасение), Христианско-демократическая группа Белоруссии, Литовская и Эстонская христианско-демократические партии. В Российское христианско-демократи-ческое движение в качестве коллективных членов вошли Христианское демократическое движение Украины-Руси, Славянское общество имени А. А. Хомякова, объединяющее сеть воскресных школ, Московский христианско-демократический союз, Красноярский христианско-демократический союз «Русь», Кенигсбергский христианско-демократический союз. Созданные как самостоятельные структуры, эти образования легко отделялись от московских партий. Результатом такой мозаичной организации стали постоянные расколы, обмен составными частями, которые стали приметой периода 1989-1993 гг. Они обусловили раздробленность
христианско-демократического движения. К примеру, осенью 1989 г., вскоре после своего образования, Христианско-демократический союз России стал разваливаться. Христианско-демократический союз Ленинграда под председательством В. Савицкого вышел из Христианско-демократического союза России и объявил о своей самостоятельности. Уже в апреле 1990 г. В. Савицкий участвовал в учредительной конференции другой христианско-демократической партии — Российского христианско-демократического движения, и Христианско-демократический союз Ленинграда стал его коллективным членом.
Мелкие христианско-демократические партии (например, ХДС Санкт-Петербурга, Российская христианско-демократическая партия) пользовались разногласиями крупных (Христианско-демократический союз России, Христианско-демократическое движение), чтобы набрать политические очки, давить на одну из партий, что тоже не улучшило взаимоотношений.
Председатель Христианско-демократического союза России А. Огородников отмечал, что предложение консолидировать силы поступало от него Российскому христианско-демократическому движению. Но разным было понимание христианской демократии у Христианско-демократического союза России и Российского христианско-демократического движения, и много, претензий друг к другу. Г. Якунин (один из учредителей Российского христианско-демократического движения) обвинял А. Огородникова в дискредитации всего христианско-демократического движения, в его кризисе и расколе14. А. Огородников в свою очередь осуждал «откровенное коммунистическое прошлое» В. Аксючица, «его недавний брак с лево-правыми» и организацию партии независимыми депутатами — В. Аксючицем, В. Полосиным15.
Не находя общего языка друг с другом, христианско-демократические партии гораздо успешнее находили себе союзников из партий с отличными от их собственной идеологиями16.
Другой проблемой, на наш взгляд, является узость социальной базы, ограниченной верующей интеллигенцией, отдельными представителями православного духовенства, в то время как западные христианские демократы добились популярности ставкой на «народность» своей доктрины. Российские христианские демократы пытались создать внеконфессиональные светские партии на западный манер. Это оказалось невозможным. Быстро сказались и конфессиональные предпочтения каждой христианско-демократической партии, несмотря на декларируемое равное отношение к представителям всех конфессий и к неверующим.
Христианско-демократическим идеям, сыгравшим важную роль в истории Европы, не удалось занять свое место на политической арене России, несмотря на некоторые успехи начала 90-х гг. Деятельность христианских демократов в законодательных органах власти ограничилась только сферой религии. Патриарх Алексий II так оценил перспективы христианской демократии в России: «Боюсь, что пройдет еще много времени, пока у нас появится реалистичная, понятная людям концепция русской христианской демократии. А осуществление этой концепции — тем более дело будущего»17. Скепсис патриарха обусловлен тем, что в нашей стране продолжается процесс построения тесных взаимоотношений между государством и церковью, поэтому места для партий, которые стремятся к власти под лозунгами христианства и независимы от церкви, в ней нет.
Примечания
1 См. работы Ю. Г. Григорьевой, А. В. Щипкова, А. А. Амплеевой, Р. Саквы.
2 См.: Постников Н. Католический союз // Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX века: Энцикл. М.: Росспэн, 1996. С. 245; Он же. Литовская христианско-демо-кратическая партия // Там же. С. 319.
3 См.: Знаменский О. Н. Всероссийское учредительное собрание: История созыва и политического крушения / АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ние. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. Прил. Табл. 1.
4 К 1992 г. Министерство юстиции зарегистрировало уже восемь христианско-демократичес-ких организаций в Москве и Санкт-Петербурге.
5 Движение христианской демократии в России // Российское христианское демократическое движение: Сб. материалов. М.: Дума Христиан, демократ, движения, 1990. С. 8.
6 Декларация Российского христианского демократического движения // Российское христианское демократическое движение. С. 31-32.
7 Огородников А. Наше время придет года через три, когда ценности, которые мы защищаем, станут понятными//Независим, газ. 1992.29 окт.
8 Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР: Многопартийность в России: распад и возрождение (1917-1992) / Под ред. А. А. Данилова. М.: На боевом посту, 1992. С. 83; Коваль Б. И. Партии и политические блоки в России. Вып. 1 / Б. И. Коваль, В. Б. Павленко / Нар. нефт. инвестиц.-пром. Евро-Азиат, корпорация. М.: Марко Медиа, 1993. С, 134; Филимонов Э. Г. Российское христианско-демократическое движение // Религии народов современной России: А-Я: Слов. / Рос. независим, ин-т социал. и нац. проблем, Исслед. центр «Религия в современном о'бществе». М.: Республика, 1999.'С. 428-429; Он же. Христианско-демократический союз России // Там же. С. 545.
9 См.: Андреева Л. А. Депутаты-священнослужители // Религии народов современной России: А-Я: Слов. С. 85.
10 См.: Красников Е. Партии поделены по степени неблагонадежности. Что дальше? // Независим. газ. 1993.7 окт.
11 См.: Данные протокола Центризбиркома Российской Федерации о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками // Рос. газ. 1996.6 янв.
12 См.: Список общероссийских общественных объединений, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по состоянию на 1 янв. 1999 г. // Рос. газ. 1999.16 янв.
13 См.: Список избранных депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва //Рос. газ. 1999.31 дек.
14 См.: Хроника//Вестн. христиан, демократии. 1990.12 мая.
15 Огородников А. Наше время придет года через три, когда ценности, которые мы защищаем, станут понятными.
16 Например, на выборах 1993 г. трое сопредседателей Российского христианско-демократи-ческого союза прошли в Государственную Думу по спискам «Демократического выбора России» и «Яблока».
17 Цит. по: Филимонов Э. Г. Христианская демократия в России // Религии народов современной России: А-Я: Слов. С. 544.