ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 329.3:28 (430) ХДС «1948/1952»
Е. С. Добровольский
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Б.В. Петелин
ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ / ГДР В 1948 - 1952 ГОДАХ
Данная статья посвящена проблеме становления и роли Христианско-демократического союза в социально-политическом развитии Восточной Германии - ГДР в 1948 - 1952 гг. Политика советского руководства строить новое немецкое государство по социалистическому образцу поддерживалась не только коммунистами и социал-демократами, но и представителями других партий. Христианские демократы, несмотря на свою буржуазную сущность, разделяли эти идеи, которые во многом совпадали с «христианским социализмом», и стремились войти в круг творцов новой Германии.
Христианская демократия, германская политика, социализм, Христианско-демократический союз, Советская военная администрация Германии, Германская Демократическая Республика.
The article is devoted to the problem of formation and the role of the Christian Democratic union in social and political development of Eastern Germany/GDR in 1948 - 1952. The policy of the Soviet leadership to build a new German state in a socialist way was supported not only by the communists and social democrats, but also by the representatives of other parties. Christian Democrats, despite their bourgeois essence, shared these ideas, which were rather close to the "Christian socialism" and wanted to join the creators of a new Germany.
Christian democracy, German policy, socialism, Christian Democratic union, Soviet Military Administration of Germany, German Democratic Republic.
«Следует отбросить и отринуть любой социалистический принцип, согласно которому любая частная собственность должна перейти в руки государства и превратиться в общественное достояние», - так отзывался о социализме Римский папа Лев XIII. В 1901 г. он огласил энциклику "Graves de communi" («Тяжкие всех»), которую принято считать «... чем-то вроде конституции христианской демократии» [2, c. 10]. Спустя годы вопрос о соотношении христианской демократии и социализма станет необычайно важным, резонансным и противоречивым в истории послевоенной Европы. Общая победа союзников во Второй мировой войне над фашистской Германией вскоре оголила фундаментальные идеологические и политические противоречия между СССР и капиталистическими странами. Ареной противостояния Запада и Востока стала разделенная Германия. На чьей стороне оказалась только что оформившаяся в партийный союз христианская демократия?
После поражения фашизма в мае 1945 г. уже 6 июня на территории Восточной Германии была создана Советская военная администрация (СВАГ). Согласно приказу № 2 Главноначальствующего СВАГ от 10 июня 1945 г. было разрешено «. на территории советской зоны оккупации в Германии образование и деятельность всех антифашистских партий, ставящих своей целью окончательное искоренение остатков фашизма и укрепление начал демократизма и гражданских свобод в Германии и развитие в этом направлении инициативы и самодеятельности широких масс населения» [1, c. 68]. Эти действия советского руководства были продиктованы взятыми на
себя обязательствами по искоренению последствий нацистского режима. К данному процессу привлекались демократические, антифашистские силы, что являлось вполне закономерным и необходимым. Основная роль в Восточной Германии отводилась СВАГ.
Таким образом, с разрешения советских властей был создан блок из четырех партий: КПГ, СДПГ, ХДС и ЛДП. Разумеется, предпочтение отдавалось коммунистам и социал-демократам. Христианские и либеральные демократы изначально были поставлены в неравные условия во многом из-за своей «буржуазности», как это трактовалось в той ситуации.
В программном заявлении ХДС говорилось об очищении Германии от пережитков гитлеризма и перестройки страны на антифашистско-демократи-ческих основах. Система политических ценностей христианских демократов базировалась на таких понятиях, как: «свобода», «справедливость», «солидарность». Исходным пунктом христианско-демократи-ческого понимания свободы стало представление о естественных, данных Богом, правах каждого человека. Основатели новой партии идеологический упор делали на возрождение забытых немецким народом христианских ценностей. Главным политическим лозунгом ХДС стала идея христианского социализма, которая была выдвинута одним из создателей партии - Якобом Кайзером. Христианский социализм рассматривался как третий путь между капитализмом и советским социализмом, а ХДС как «народная христианская партия» становилась его носителем в противовес коммунистам и социал-
демократам, которые следовали марксистской доктрине.
Программные положения ХДС нашли свое отражение в документе «Социализм из христианской ответственности». В нем подчеркивалось, что партия отвергает социализм в марксистском понимании и отрицает «революционный путь классовой борьбы и диктатуры как средство достижения социализма» [17, с. 63]. Тем самым ХДС отмежевался от «научного социализма». Под «социализмом» христианские демократы понимали «борьбу, которую ведет рабочий класс за признание человеческого достоинства и полного равноправия». Кроме того, в этом документе ХДС указывала и цель своего социализма - это «...развертывание насколько возможно независимого существования во всех областях социального строительства, а также внутри самого рабочего класса» [17, с. 63]. Таким образом, советские оккупационные власти в лице буржуазной партии получили своеобразную поддержку и даже относительного союзника в деле создания немецкого социалистического государства.
Наряду с этим, несмотря на некоторую идейную солидаризацию с советским режимом, социализм христианских демократов имел свою трактовку и не был похож на советский «сталинский» социализм. Однако цели и задачи у ХДС и советской оккупационной администрации были в целом схожи: построить новое справедливое государство, создать свободное немецкое общество. Вместе с тем различия взглядов вели к конфронтации между христианскими демократами и СВАГ. Позиция СВАГ по отношению к ХДС была однозначной и выражалась следующим образом: «Наша тактическая линия по отношению к ХДС в ее общем выражении заключалась в том, чтобы превратить ХДС нашей зоны в такую партию, которая прочно шла бы в блоке с другими партиями, прежде всего, с СЕПГ по принципиальным вопросам строительства демократии в нашей зоне и во всей Германии, выступала бы за необходимость тесного экономического и политического сотрудничества со странами новой демократии и с Советским Союзом, а позднее и за политическую и экономическую ориентировку Германии на Советский Союз, а также и такую партию, которая могла бы влиять в нужном нам направлении на ХДС/ХСС западных зон, а в случае необходимости могла бы противостоять этим партиям» [5, с. 109]. Таким образом, руководство СВАГ обозначило некий желательный вектор развития для христианских демократов.
Согласно установленному СВАГ правилу политические решения в объединенном партийном блоке могли приниматься только на единогласной межпартийной основе. Поэтому какое-либо коалиционное образование против интересов СЕПГ было с самого начала исключено [9, с. 193]. Однако подобная «идиллия» не была долговечной и вскоре переросла в клубок межпартийных противоречий. Поводом стала земельная реформа, проводимая СВАГ. Инициаторами конфликтной ситуации выступили христианские демократы, которые требовали большей
справедливости и равноправия в социально-экономическом процессе. Тем самым деятельность союза выбивалась из общих рамок политики оккупационных властей и становилась очагом напряженности в Восточной Германии. В качестве примера, отражающего результаты этого противостояния, можно привести выдержку из отчета начальника Управления пропаганды (информации) СВАГ полковника С.И. Тюльпанова: «Мы отлично понимаем, что политическую комбинацию враждебных классов не повернешь, и что эту партию просоветской не сделаешь. Но лишить ее возможности антисоветских выступлений, двусмысленных выступлений, усилить демократические элементы в этой партии, которая очень разношерстна - эту задачу мы ставим. Поэтому, когда эта партия стала явной угрозой и партия, которая стала синонимом всех реакционных элементов, мы приняли эту комбинацию со смещением Гермеса и привлечением Кайзера» [6, с. 217].
В течение 1946 - 1948 гг. развитие ХДС в советской оккупационной зоне направлялось выбранными при участии СВАГ новыми председателями ХДС Я. Кайзером и Э. Леммером. Но как оказалось, лидеры союза не собирались проводить просоветскую политику в Восточной Германии. Особой активностью отличался Кайзер, последовательный сторонник христианского социализма. Дело в том, что Якоб Кайзер не разделял германскую политику советского руководства, направленную на раскол страны и активно выступал за немецкое единство. Раскол или отторжение немецких областей были неприемлемы для Кайзера и его сторонников. Он надеялся на особый статус Германии в послевоенной Европе, когда единая демократическая Германия стала бы связующим звеном, своеобразным «мостом» между Западом и Востоком, при соблюдении ее нейтралитета [13, с. 38]. Кроме того, у Кайзера было особое мнение на социально-экономическое устройство своей родины. Возглавляя долгое время христианские профсоюзы, он знал истинное положение трудящихся слоев и старался защищать их интересы. Именно Кайзер выдвинул лозунг «Социализм из христианской ответственности». В западной историографии по этому поводу имеются различные точки зрения. Немецкий историк Г. Каак считал, что Я. Кайзер стремился создать некий «симбиоз консервативного христианства и социализма» [14, с. 171]. По мнению Р. Спенсера, Я. Кайзер, хотел устранить проблему выбора между Западом и Востоком [12, с. 44].
Во второй половине 1947 г. советскими оккупационными властями была организована целенаправленная акция по дискредитации Кайзера и снятию его с поста председателя ХДС. Для большей убедительности Управлением пропаганды (информации) СВАГ был озвучен лозунг: «Кайзер - враг единства Германии» [11, с. 550 - 557]. Но это, как подтверждают документальные материалы, являлось явной ложью [7, с. 550 - 552].
Доверие к Якобу Кайзеру со стороны советских властей иссякло 9 декабря 1947 г. во время Берлинского заседания руководства ХДС. На нем Кайзер
решительно возражал против Немецкого конгресса и участия в нем представителей ХДС. Однако единогласной поддержки он не получил. Такой отчет о съезде составил полковник Тюльпанов: «...Внутрипартийные разногласия в ХДС в результате съезда обострились. Создание в организациях ХДС в период подготовки к съезду оппозиции к Кайзеру усилило положение прогрессивных элементов ХДС, хотя организационно левое крыло еще не оформилось. В ходе съезда правые вынуждены были пойти на ряд уступок левым (избрание Лобеданца третьим и Хик-мана четвертым председателем ХДС, а Нушке и др. в состав правления).
На съезде наметился конструктивный раздел между правыми и левыми в ХДС, чего раньше не было. Съезд показал возможность превращения левых элементов ХДС в реальную силу. Действительно, в ХДС выкристаллизовывается большая группа сторонников хороших отношений с Советским Союзом и СВАГ, открыто выступавшая на съезде с принципиальной защитой мероприятий, проведенных в советской зоне оккупации. Отколовшиеся демократы заявили о следующем:
1. Закрепить и расширить позиции возникшего левого крыла, подготовливая почву для созыва в конце года конференции протеста против личности Кайзера как председателя.
2. Дальше подрывать позиции правого крыла ХДС в зоне, отстраняя с руководящих постов сторонников Кайзера.
3. Развернуть кампанию в печати с критикой политической позиции Кайзера.
4. Развернуть критику теоретических положений Кайзера и его сторонников.
5. Учитывая наличие оппозиционных элементов в самом Правлении, подготовить удаление из Центрального Правления партии реакционеров, сторонников Кайзера и явных американских ставленников во главе с Кайзером.
6. Продолжить борьбу против пропаганды плана Маршалла и англо-американской политики, носителем которой в Советской зоне американцы стремятся сделать ХДС.
7. Предложить СЕПГ усилить борьбу на идеологическом фронте против реакционной линии ХДС и против клеветы на марксизм [6, с. 123 - 124].
Кроме того, с критикой позиции Кайзера выступил другой член руководства ХДС Отто Нушке и предложил тому уйти в отставку. Инициатива Нушке была поддержана всеми председателями земельных правлений ХДС. Кайзер не смирился с этим решением, написанным под диктовку СВАГ, и пытался и дальше оказывать влияние на деятельность союза. Возникшую проблему мог решить только съезд партии. В первой половине 1948 г. состоялись съезды земельных организаций ХДС Восточной Германии, на которых большинство участников поддержало Кайзера. Но это совершенно не повлияло на политику СВАГ в отношении ХДС. Вскоре в союзе произошел раскол, сопровождавшийся репрессиями против многих членов партии. Кайзер и еще около
600 функционеров ХДС среднего звена были вынуждены покинуть Восточную Германию.
Таким образом, усилиями советских оккупационных властей Христианско-демократический союз подвергся партийной чистке и был примерно наказан. Теперь ХДС, как оппозиционная партия, должен был отречься от собственной точки зрения на процесс построения немецкого социализма, перестроить свою партийную политику в угоду руководству СВАГ и перестать быть неким инородным телом в общем «политическом организме» Восточной Германии. Эти стремления советских военных подтверждаются словами И.В. Сталина, который обозначил свою политическую цель: «Запад будет создавать свою Западную Германию, а мы будем делать из Восточной Германии свойственное нам государство» [16, с. 33]. Для решения этих задач нужен был новый лидер партии. По мнению СВАГ, наиболее подходящей кандидатурой был Отто Нушке.
В сентябре 1948 г. на третьем съезде ХДС в Эр-фурте он был избран новым председателем партии. По своим убеждениям Нушке считался левым политиком, принимал участие в создании ХДС и работал редактором главного печатного рупора Восточного ХДС «Neue Zeit» [4, с. 78]. Нушке стоял за сотрудничество с новыми властями и был готов идти на компромисс. Свою точку зрения по отношению к новому режиму он выражал так: «Для немцев в советской зоне оккупации есть только три возможности: либо Вы кончаете жизнь самоубийством, либо Вы уходите на Запад, либо если Вы не хотите этого, то должны договариваться с властью» [8, с. 44].
Во главе союза встал гибкий политик, готовый к лояльному восприятию советских стратегических инициатив. Определенную роль в этом сыграли его прагматизм, подразумевавший под собой возможность спокойной работы и дальнейшего существования его партии, а также его русофильская направленность. Кроме того, вокруг Нушке сгруппировалась часть руководства земельных союзов ХДС, которые также разделяли точку зрения нового председателя. Среди них были: Август Бах в Тюрингии, Геральд Геттинг в Саксонии-Ангальт, д-р Рейнгольд Лобеданц в Мекленбурге, пастор Людвиг Кирш в Саксонии, Ганс Пауль Гантер-Гильманс в Бранден-бурге и д-р Герхардт Десчик в Берлине.
При Нушке ускорилась трансформация «OstCDU» от христианского социализма к более приемлемым для СЕПГ идейным установкам. Фактически меняется сама партия. В конце 1949 г. Социалистическая единая партия Германии организовала новую чистку в рядах христианских демократов. Хотя официально курс на строительство социализма в ГДР еще не был провозглашен, выбор уже был сделан. Партия ХДС ГДР как кадровая партия должна была превратиться в управляемую и послушную организацию, полностью зависимую от Отто Нушке и Георга Дертингера [10, с. 177]. После отстранения от должности председателя ХДС в Саксонии Г. Хикма-на саксонская организация полностью утратила самостоятельность. Кроме того, из партии были также
уволены и партийные функционеры среднего звена. На освободившиеся места были назначены «прокоммунистические» члены ХДС. Был усилен контроль и диктат со стороны СЕПГ и СВАГ. Так, например, полковник С. Тюльпанов заявил, что ХДС советской оккупационной зоны не сможет развиваться так, как ХДС/ХСС в западных зонах, руководство которых действует заодно с агентами американского империализма и германской реакции» [16, с. 119 - 120].
С 1950 г. Христианско-демократический союз почти полностью потерял политическое влияние на руководство страны. Хотя у партии оставались еще некоторые важные функции в правительстве ГДР1, но большого значения это уже не имело.
Отметим, что стремление советского руководства построить новое немецкое государство в своей оккупационной зоне Германии по социалистическому образцу имело поддержку в немецком обществе и отвечало интересам трудящихся слоев. Активным проводником подобной политики была СЕПГ. У Христианско-демократического союза имелись свои воззрения на сталинский социализм, но воплотить их в практику начавшихся перемен они не могли. Холодная война объективно толкала ГДР в тесные объятия СССР. Однако, несмотря на принципиальные различия, в рядах строителей социализма на немецкой земле оказались и христианские демократы [3, с. 117].
Приход к руководству ХДС Отто Нушке изменил не только стратегию в деятельности ХДС, но и саму партию. Вместе с тем его партийная гибкость привела к окончательной утрате политической самостоятельности ХДС. При нем союз из оппозиционной, кадровой партии окончательно превратился в политический придаток партийной системы ГДР. Произошла деградация ХДС. Партия, проповедующая идеи христианского социализма, трансформировалась в партию «социалистических христиан». Решения II партийной конференции СЕПГ, которая проходила в июле 1952 г., о переходе к планомерному строительству социализма «нашло радостное понимание» ХДС ГДР, руководство которой признало «ведущую роль СЕПГ как партии рабочего класса», о чем было опубликовано в газете «Neues Deutschland» [15, с. 133].
В последующие годы, фактически до конца 80-х гг. ХХ в., восточногерманский ХДС оставался на позициях строителя социализма в ГДР. Но, как показала практика, соединить вместе марксистскую идеологию с христианством, даже в ограниченном виде, оказалось тщетным. Поэтому в 1989 г. первой партией, покинувшей правящий блок в ГДР, стал Христианско-демократический союз, что способствовало быстрому краху коммунистического режима.
Источники и литература
1. За антифашистскую демократическую Германию: 1945 - 1949 гг. - М., 1969.
2. Маркевич, С. Современная христианская демократия / С. Маркевич. - М., 1982.
3. Петелин, Б.В. Восточногерманский ХДС между Аденауэром и СВАГ / Б.В. Петелин // 1948 год в германской истории: Материалы конференции российских и немецких историков 19 - 20 июня 2008 г. - М., 2009. - С. 108 - 118.
4. Петелин Б.В. «ХДС в изгнании»: из истории Хри-стианско-демократического союза Германии / Б.В. Петелин // Новая и новейшая история. - 2012. - № 6. - С. 75 -85.
5. СВАГ и религиозные конфессии советской зоны оккупации Германии. 1945 - 1949. - М., 2006.
6. Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Управление пропаганды (информации) и С.И. Тюльпанов. 1945 - 1949. - М.; СПб., 2006.
7. СССР и германский вопрос. 1941 - 1949: Документы из Архива внешней политики Российской Федерации: В 3 т. / Сост. Г.П. Кынин и Й. Лауфер. - М., 2005. - Т. III: 3 октября 1946 г. - 18 июня 1948 г. - С. 550 - 552.
8. ACDP, Zentralbestand Ost-CDU VII-011-1899. fol.10/11; auch zitiert bei Siegfrid Suckut: Blockpolitik in der SBZ/DDR 1945 - 1949. Die Sitzungsprotokole des Einheitsfront - Ausschusses. - Köln, 1986.
9. Agethen, M. Die CDU in der SBZ/DDR 1945 - 1953 / M. Agethen. - Köln, 1994.
10. Agethen, M. Georg Dertinger (1902 - 1968) / M. Agethen // Zeitgeschichte in Lebensbildern. - Bd. 11: Aus dem deutschen Katholiyismus des 19. Und 20. Jahrhunderts. -Münster, 2004. - S. 177 - 192.
11. Braun, G. Zur Entwicklung der Wahlen in der SBZ/DDR 1946 - 1990 / G. Braun. - München, 2002.
12. Flenby, R. Modern German History, with two additional chapters / R. Flenby; ed. by R. Spenser; R. Flenby. -London ; N.Y., 1968.
13. Gonze, W. Jakob Kaiser. Politiker zwischen Ost und West 1945 - 1949 / W. Gonze, E. Kosthorst. - Köln, 1983.
14. Kaack, G. Geschichte und Struktur des deutschen Parteinsystems / G. Kaack. - Opladen, 1971.
15. Lucas, R. Zehn Jahre Sowjetische Besatzungszone Deutschland Politik / R. Lucas. - Düsseldorf, 1955.
16. Richter, M. Die Ost-CDU 1948 - 1952. Zwischen Widerstand und Gleichsschaltung / M. Richter. - Düsseldorf, 1991.
17. Socialismus aus christlicher Verantwortung // Dokumente zur parteipolitischen Entwicklung. Bd. 3.
1 Заместитель министра-президента Отто Нушке, министр иностранных дел Георг Дертингер, министр труда и здравоохранения Леопольд Штайдле, министр почты и телеграфа Фриц Бурмейстер.