2017, Т. 19, Специальный выпуск 2017, Vol. 19, Special Issue
Аллергические заболевания Allergic diseases
б-НУКЛЕОТИДНЫЙ INS/DEL ПОЛИМОРФИЗМ В ПРОМОТОРЕ CASP8 ГЕНА СВЯЗАН С АЛЛЕРГИЕЙ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
Пушкарев В.П.1, 4, Дятлов Д.А.2, 3, Никифоров В.С.4, Пушкарева Ю.Э.1, Яровинский Б.Г.1
1 Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Россия
2 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия
3 ООО «Спортивные технологии», Челябинск, Россия
4 Уральский научно-практический центр радиационной медицины, Челябинск, Россия
Введение. Аллергические заболевания (АЗ) называют эпидемией третьего тысячелетия из-за их растущего распространения особенно в промышленно развитых странах. Считается, что АЗ и сенсибилизация встречаются чаще среди спортсменов, чем в общей популяции. Шар-тановой Н.В. (2012) представлены данные о высоком распространении АЗ (23,5%) у высококвалифицированных российских спортсменов. Анализ сцепления идентифицировал регион 2q32-q33 как связанный с астмой, ато-пическими фенотипами в различных популяциях. В этом же регионе расположен ген CASP8, который кодирует каспазу-8 — ключевое звено апоптоза, индуцируемого взаимодействием рецептора смерти с лигандом. Апоптоз участвует в регуляции количества лейкоцитов после физической нагрузки и зависит от ее интенсивности. Smith A.K. и соавт. (2008) выявили ассоциацию между полиморфизмами в CASP10 и CASP8 генах и ОФВ/ФЖЕЛ и гиперчувствительностью бронхов у астматиков. Sun T. и соавт. (2007) обнаружили 6-нуклеотидный Ins/Del полиморфизм в промоторном регионе CASP8 (rs3834129), который разрушает сайт прикрепления активатора транскрипции Sp1 и приводит к снижению экспрессии каспа-зы-8 в лимфоцитах.
Цель. Исследовать ассоциацию между rs3834129 и аллергией у высококвалифицированных российских спортсменов разных видов спорта.
Материалы и методы. Было обследовано 245 спортсменов (181 мужчина и 64 женщины; средний возраст ± стандартное отклонение = 26,8±12,2 лет), которые имели разряды: 1+КМС - 61, МС - 107, МСМК - 64, ЗМС — 13. Спортсмены занимались преимущественно циклическими видами спорта (плавание, бег, скоростной бег на коньках, лыжные гонки, триатлон). Информацию о наличии аллергии получили с помощью опроса. Все участники дали письменное информированное согласие. Геномную ДНК экстрагировали колоночным методом. Генотипирование проводили с помощью ПЦР (F-праймер: ACCTTCACATGCAGGAATCAT, R-праймер: CCATAGTAATTCTTGCTCTGCCA) с последующим гель-электрофорезом. Del (D) аллелю соответствовал ПЦР-продукт длиной 114 нуклеотидных пар (н.п.), Ins (I)
аллелю -120 н.п. Статистический анализ проводили с помощью программы SNPSTATS (www.snpstats.net).
Результаты. 44 спортсмена (18%) сообщили о наличии аллергии. В общей структуре АЗ преобладали респираторные (аллергический ринит) и кожные проявления (атопический дерматит). Распределение генотипических и аллельных частот вариации rs3834129 CASP8 в основной (аллергия) и контрольной группе представлены в таблице.
В обеих группах генотипические частоты не отклонялись от равновесия Харди—Вайнберга. Аллельные частоты сходны со значениями для европеоидных популяций, представленными в браузере Ensembl Project. Различие генотипических частот между группами оценивали с помощью точного теста Фишера. Нулевая гипотеза отсутствия различия между генотипическими частотами была отклонена (p = 0,018). В соответствии с рецессивной моделью сравнили число людей с генотипом D/D против тех, у кого есть I аллель (I/D+I/I), между группами спортсменов с аллергией и без нее и выявили достоверное различие (р = 0,012). Полученное для этих двух групп отношение шансов (ОШ) = 0,32 показало, что шансы встретить в группе с аллергией людей с генотипом D/D примерно в 3 раза ниже, чем в контрольной группе. Так как границы 95% доверительного интервала 0,12-0,86 не включают 1, можно сделать вывод о статистической значимости выявленной связи между D/D генотипом вариации rs3834129 CASP8 и наличием аллергии, при уровне значимости p < 0,05.
Заключение. В группе квалифицированных российских спортсменов впервые выявлена ассоциация между вариацией rs3834129 CASP8 и наличием аллергии. D аллель и D/D генотип, которые приводят к снижению экспрессии каспазы-8 в лимфоцитах, обладают протекторным эффектом против развития аллергии. Вероятно, сниженная активность каспазы-8 у людей с D/D генотипом смягчает выраженность апоптоза в лимфоцитах крови, вызванного физическими нагрузками.
ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ИНСЕКТНОЙ АЛЛЕРГИИ И ЕЕ УДЕЛЬНОГО ВЕСА В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ АЛЛЕРГОПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ -ЖИТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
Рыбникова Е.А.1, Шабанов Д.В.2, Федоскова Т.Г.2, Продеус А.П.1
1ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 9 им. Т.Н. Сперанского» ДЗМ, Москва, Россия 2 ФГБУ«ГНЦИнститут иммунологии» ФМБА России, Москва, Россия
Введение. Актуальность проблемы инсектной аллергии (ИА) обусловлена высокой распространенностью насекомых в окружающей среде, непредсказуемостью контактов с ними, высокой частотой, остротой и тяжестью системных реакций, включая наиболее тяжелое проявление — анафилактический шок.
ТАБЛИЦА (К ТЕЗИСАМ ПУШКАРЕВА В.П. И ДР.)
Группа D/D I/D I/I D I
Основная 5(0,11) 28 (0,64) 11 (0,25) 0,43 0,57
Контрольная 57 (0,28) 87 (0,43) 57 (0,28) 0,50 0,50
«Дни иммунологии в СПб 2017» Immunology Days in St. Petersburg 2017
Медицинская Иммунология Medical Immunology (Russia)/Meditsinskaya Immunologiya
Проведен ряд исследований, отражающих распространенность ИА среди взрослого населения. Так, например, в России аллергия к жалящим насекомым отмечается у 0,1-0,4 % населения, к нежалящим насекомым — у 1,7-17,5%.
Среди детского населения проблема ИА является не менее острой. Однако в современной отечественной литературе практически отсутствуют данные по распространенности ИА среди детского контингента и особенностям клинического течения у детей. Несмотря на то, что в раннем детском возрасте тяжелые аллергические реакции на ужаления встречаются не часто, они отражены в литературе. Однако общепринятая шкала оценки тяжести реакций и единый лечебно-диагностический алгоритм ИА у детей также не разработаны.
Цель. Изучение распространенности ИА и ее удельного весе в общей структуре аллергопатологии среди детского населения московского региона.
Материалы и методы. Обследованы 350 детей московского региона в возрасте от 0 до 18 лет. Среди них сформирована группа из 140 детей (40%, n = 350), имеющих в анамнезе жалобы на выраженные местные и системные гиперергические реакции на ужаления и укусы насекомыми. Анкетирование проводили с применением специализированного опросника по раннему выявлению ИА, разработанного авторами в рамках выполнения работы.
Результаты. По результатам анкетирования у 140 (40%, n = 350) детей имеются в анамнезе жалобы на выраженные местные и системные гиперергические реакции при ужалениях и укусах насекомыми. Из них у 8,8% детей симптомы соответствовали системным реакциям различной степени тяжести (по классификации H. Mueller).
У 3 детей (2,1%, n = 140) в анамнезе отмечена анафилактическая реакция на ужаление осы, которая сопровождалась системными реакциями, такими как головокружение, шум в ушах, рвота, ангионевротический отек области глаз, а также выраженный ангионевротический отек с геморрагическим компонентом в месте ужаления, сохранявшийся более двух недель на фоне терапии местными и системными глюкокортикостероидами. У остальных детей отмечались местные реакции различной степени тяжести в виде болезненности, чувства жжения и рас-пирания, распространенного отека, геморрагической сыпи в месте укуса и ужаления, в ряде случаев с последующим присоединением инфекционного воспаления в месте укуса/ужаления.
Из 140 детей (40%, n = 350) отобрано 48 пациентов (34%, n = 140), имеющих аллергопатологию с преобладанием в группе аллергического ринита у 84% (n = 140) и бронхиальной астмы у 67% (n = 140); 50% (n = 140) детей страдают поллинозом и 24% (n = 140) атопическим дерматитом.
У 12 детей (8,5%, n = 140) из группы с гиперергиче-скими реакциями на насекомых отмечалась также непереносимость рыбы в анамнезе.
Симптомы ГЧ отмечены преимущественно при укусах комарами — 70,5% (n = 140), мошкой — 26,4%, слепнем — 17,6%, при ужалениях осами — 26,4%, пчелами — 8,8%.
Развитие симптомов ГЧ отмечено преимущественно в возрастных группах 5-7 лет — 33% (n = 140), и 8-13 лет — 42%, 14-18 лет — 22%, реже в группе детей 3-5 лет-3%. Однако возникновение выраженных системных анафилактических реакций отмечено у детей подросткового возраста 12-16 лет, имеющих преимущественно сенсибилизацию к бытовым и эпидермальным аллергенам.
Заключение. Результаты исследования подтверждают высокую распространенность ИА среди детского контингента и необходимость дальнейшей разработки и внедрения в клиническую практику единых алгоритмов выявления и обследования больных с ИА. Тяжесть системных реакций в отдельных клинических случаях доказывает актуальность изучения проблемы ИА у детей.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТНЫХ РЕАКЦИЙ КЛЕТОК КРОВИ ПАЦИЕНТОВ С ДЕБЮТОМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ НА ЭНДОТОКСИНЫ
Серов Д.А.1, Радзюкевич Я.В.1, Косякова Н.И.2, Прохоренко И.Р.1
1 Институт фундаментальных проблем биологии РАН, Пущино, Россия
2 Больница Пущинского научного центра РАН, Пущино, Россия
Введение. Бронхиальная астма (БА) — хроническое аллергическое воспаление дыхательных путей, ведущее к повышению концентрации провоспалительных цито-кинов в крови. Для лечения широко используются как антилейкотриеновые препараты, так и ингаляционные глюкокортикостероиды (иГКС). Системное воспаление, сопровождающее БА, может приводить к компенсаторной гиперпродукции противовоспалительных цитокинов (sTNFRII, IL-1ra) и, как следствие, к снижению функциональной активности иммунных клеток, что увеличивает риск бактериемии, в т.ч. грамотрицательной. Эндотоксины являются одними из самых сильных бактериальных агентов и индукторов секреции провоспалительных ци-токинов (TNFa, IL-6, IL-8, IL-1ß).
Цель. Оценка влияния терапии бронхиальной астмы в дебюте на ЛПС-индуцированные цитокиновые ответы клеток крови пациентов.
Материалы и методы. Исследование проводили на цельной крови пациентов с дебютом атопической бронхиальной астмы — АБА (n = 10). Забор крови для исследования осуществляли в клинических условиях до начала терапии и через 2 недели после начала терапии ингаляционным глюкокортикостероидом (флутиказон пропио-натом) или монтелукастом per os. В стерильных условиях кровь инкубировали с 100 нг/мл ЛПС E. coli О55:В5 (Sigma-Aldrich, USA) в течение 6 ч для определения секреции TNFa, IL-6, IL-8 и 24 ч для определения концентраций IL-1ß, IFNß. Параллельно контрольные пробы инкубировали в отсутствие ЛПС. Пробы инкубировали при 37 °C, в атмосфере 5% СО2. Концентрации цитокинов измеряли методом ИФА с использованием наборов реагентов (ООО «Цитокин», Санкт-Петербург) по инструкции, рекомендованной производителем. По результатам измерений рассчитывали средние значения с доверительными интервалами. Достоверность различий выборочных средних значений оценивали с помощью t-критерия Стьюдента для парных выборок. Проверку нормальности распределений оценивали с использованием критериев Шапиро—Уилка, Колмогорова—Смирнова.
Результаты. На фоне терапии АБА в контрольных сыворотках пациентов наблюдается достоверное снижение концентрации раннего провоспалительного цитокина IL-6 (с 206±92 до 17±6 пкг/мл), что может указывать на снижение активности воспалительного процесса. Через 2 недели терапии обнаружено достоверное увеличение