Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
моральные ценности / нравственное воспитание / старшие подростки / moral values / moral education / older teenagers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апаликова Д.Д.

Исследование, проведенное автором, направлено на определение причин различий в осознании и усвоении ценностных категорий старшеклассниками из разных типов школ (светских и православных). Автор выделяет ряд факторов, влияющих на эти различия, таких как изменение социально-экономических условий, семейное воспитание, образовательная система школы, детские субкультурные традиции и влияние средств массовой информации. Практическое значение исследования заключается в поиске методов и подходов, позволяющих изучить освоение духовно-нравственных ценностей у современных старшеклассников. В результате исследования было выявлено общее признание таких ценностей, как честь, личностное достоинство, совесть, справедливость и нравственный долг. Однако было сделано обнаружение различий в понимании понятий человеколюбия, воли и веры в добро. Кроме того, установлено, что некоторые учащиеся современных светских школ не признают и не понимают эти нравственные критерии, и что они исключают их из своих ценностных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PROCESS OF EDUCATION OF MORAL VALUES IN MODERN ADOLESCENTS, TAKING INTO ACCOUNT ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The research conducted by the author is aimed at determining the causes of differences in the awareness and assimilation of value categories by high school students from different types of schools (secular and Orthodox). The author identifies a number of factors influencing these differences, such as changes in socio-economic conditions, family upbringing, the educational system of the school, children's subcultural traditions and the influence of the media. The practical significance of the research lies in the search for methods and approaches that allow studying the development of spiritual and moral values among modern high school students. The study revealed a general recognition of such values as honor, personal dignity, conscience, justice and moral duty. However, the discovery of differences in the understanding of the concepts of humanity, will and faith in goodness was made. In addition, it has been established that some students of modern secular schools do not recognize and do not understand these moral criteria, and that they exclude them from their value orientations.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 37

Апаликова Д.Д.

преподаватель филиала Московский университет имени С.Ю. Витте (г. Рязань, Россия)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: исследование, проведенное автором, направлено на определение причин различий в осознании и усвоении ценностных категорий старшеклассниками из разных типов школ (светских и православных). Автор выделяет ряд факторов, влияющих на эти различия, таких как изменение социально-экономических условий, семейное воспитание, образовательная система школы, детские субкультурные традиции и влияние средств массовой информации. Практическое значение исследования заключается в поиске методов и подходов, позволяющих изучить освоение духовно-нравственных ценностей у современных старшеклассников. В результате исследования было выявлено общее признание таких ценностей, как честь, личностное достоинство, совесть, справедливость и нравственный долг. Однако было сделано обнаружение различий в понимании понятий человеколюбия, воли и веры в добро. Кроме того, установлено, что некоторые учащиеся современных светских школ не признают и не понимают эти нравственные критерии, и что они исключают их из своих ценностных ориентиров.

Ключевые слова: моральные ценности, нравственное воспитание, старшие

подростки.

Замечено, что в последние годы духовно -нравственная культура современного общества, особенно у его молодого поколения, испытывает активный спад. Отсутствие моральных принципов и ценностей, низкий уровень общественной этики, эгоистичный подход и обособление от общности, кризис семейных ценностей, ухудшение патриотического воспитания приводят к тому,

что многие современные подростки оказываются в опасной социальной ситуации. Сейчас модны примитивный юмор, использование грубого языка и открытое хамство, популяризация быстрого обогащения и физической силы без необходимости серьезного интеллектуального и эмоционального труда. Возникают противоречия и непонимание между поколениями, а связь между ними ослабевает.

В распоряжении Правительства Российской Федерации указывается, что воспитание молодежи в РФ до 2025 года основывается на традиционных духовно-нравственных ценностях страны [6]. Верой в добро, человеколюбием, справедливостью и другими ценностями должны руководствоваться граждане России по отношению к себе, своей семье и Отечеству. Анализ практики воспитания молодежи показывает, что эффективное организация образовательно-воспитательного процесса невозможна без изучения системы нравственных ценностей молодежи, по которым они руководствуются в своей жизни.

Незнание и непонимание учителями духовных аспектов молодежи, а также отсутствие умения учитывать формирование личности в педагогической работе препятствуют эффективному воспитательному процессу и вызывают отвержение со стороны молодых людей к общественным нормам и моральным законам.

Какие ценности направляют молодежь? Какие мотивы определяют их действия, поступки и поведение? Какие цели они преследуют? Исследования позволяют утверждать, что ответы молодых людей на эти вопросы, соответствующие общественному развитию, формируют их социальную и профессиональную активность и способствуют их личностному росту. Однако, приходящие в противоречие с нравственными нормами и принципами, эти ответы (идеи и установки) разрушают моральную структуру молодежи, делая их поведение асоциальным и криминальным.

Также необходимо учитывать особенности социального окружения, в котором находится учащаяся молодежь и которое должно стать для них главной

нравственной ценностью, удовлетворяющей все их потребности, интересы и ожидания.

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у молодого поколения в современных психолого-педагогических исследованиях обычно рассматривается с точки зрения их духовных потребностей. В. А. Сухомлинский, подчеркивая значимость нравственных ценностей в процессе становления личности, называл духовные потребности "великим двигателем человеческой истории" [7, с. 235]. Он также отмечал, что потребность человека в другом человеке как носителе духовной общности является самой высокой потребностью, связанной с стремлением к духовным ценностям.

Понятие ценности получило свое значение в философии неокантианства. Например, Вильгельм Виндельбанд идентифицировал нормы и ценности, считая, что нормы регулируют нравственные действия и являются основой для теоретической и эстетической деятельности [2, с. 140]. Он рассматривал философию как учение о ценностях и ввел такие нормы-ценности, как истина, добро, красота, религия, искусство, наука и правопорядок.

Понятие "ценность" стало широко используемым в научных исследованиях в 60-х годах XIX века, определяя ценность как нечто значимое, в противоположность существованию самого объекта или его характеристик.

Г. Лотце и Г. Коген впервые дали определение понятию "ценность" и выделили ценностную сферу как самостоятельную научную единицу, независимую от конкретных явлений реальности [2, с. 140].

Г. Риккерт впервые предложил введение различных видов ценностей, таких как логические, эстетические, мистические, нравственные и социально -этические, личные и религиозные. Он считал, что ценности представляют собой особый мир, который изучается философией и является духовным образованием, отличающимся от мира объектов и субъектов [2, с. 141].

В зарубежной научной литературе проблема формирования ценностно -ориентационного блока личности была активно разработана в работах других авторов. Они считали, что для изучения взаимоотношений личности и общества

необходимо исследовать социальные ценности общества и отношение индивидов к ним.

Э. Шпрангер утверждал, что понимание целостной душевной жизни личности основывается на изучении "модулей действительной жизни человека", а Г. Оллпорт связывал понятие "установка" с ориентацией людей относительно определенных аспектов среды [1] .

Отечественные ученые в исследованиях духовно-нравственного развития используют целостный и личностный подходы, рассматривая личность как самодетерминированную систему. Они подчеркивают исторический характер формирования духовно-нравственных ценностей и их важность в регулировании поведения и влиянии на все аспекты человеческой жизни [4].

Академики Кульневич, Сафронова и Сериков отвергают идею, что внешняя "предписанная" деятельность может формировать у человека определенный тип сознания. Вместо этого они исследуют ситуационно -событийный механизм развития личности. Исследование образования рассматривает его содержание как сочетание "предметного" и "субъектного" опыта [1].

Гришина говорит о том, что чтобы понять, как среда становится психологической частью этого пространства, нужно понимание субъективной интерпретации личностного опыта и его ценностное содержание, которые влияют на восприятие этого фрагмента реальности.

Павлова говорит о том, что современная реальность России заставляет нас пересматривать вопросы формирования духовно-нравственных ценностей подростков и укреплять систему их воспитания [5].

Колесникова и Щуркова отмечают, что теория и практика воспитания требуют пересмотра традиционного подхода "мероприятийно -массовой педагогики" и воспитания на основе индивидуально-творческого и деятельностного подходов. Это невозможно без создания условий для активности личности в образовательном процессе [4].

Практика воспитания молодежи демонстрирует, что эффективная реализация учебно-воспитательного процесса невозможна без изучения системы духовно-нравственных ценностей студентов, которая влияет на их поступки и жизненные убеждения.

На основе теоретического анализа была подтверждена важность выбранной проблемы, и автор смог определить толкование основных понятий:

По словарю В. И. Даля, честь - внутреннее моральное достоинство и благородство души человека [3]. Честь для человека является авторитетной репутацией и неразрывно связана с достоинством личности.

Достоинство - ключевое понятие этики и философии, которое предполагает осознание своей общественной ценности, право на общественное уважение и признание социальной ценности личности.

Понятие "справедливость" может быть трактовано как моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, поощрений и наказаний [3].

Вера в добро означает бескорыстное и искреннее стремление к созданию блага, торжеству справедливости и преодолению зла [3].

Понятие "долг" относится к моральным принципам личности и обязательствам перед самим собой, другими людьми и окружающим миром [3].

Поэтому духовно-нравственные ценности представляют собой внутренние потребности и идеалы, которые являются основой для формирования отношений между человеком и окружающим миром и определяют его нравственное и духовное существование. К таким ценностям можно отнести: честь, личное достоинство, человеколюбие, совесть, справедливость, воля, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед собой, семьей и Отечеством. Данные ценности определяют такие нравственные категории, как любовь, уважение, дружба, честность, порядочность, преданность себе, близким и Родине, понимание себя и принятие окружающих. Именно они позволяют регулировать межличностные отношения, социальные принципы и нормы, нравственную направленность личности.

В настоящее время под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования отношения подростка к оценке окружающей его реальности на основе ценностных категорий. Духовно -нравственное воспитание подрастающего поколения направлено на формирование человека как носителя человеческой сущности и духа, а не просто на его роль как "субъекта рынка" [4].

Философские концепции о всеобщей связи и взаимообусловленности развития и целостности реального мира, общих законах развития природы, общества, человеческого сознания и деятельности, а также научные концепции о развитии, обучении и воспитании личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в структуре личности и роли социальных факторов в формировании ценностных ориентаций подростков служили методологической базой для данного исследования.

Для изучения уровня осознания духовно -нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей учащимися было проведено эмпирическое исследование. Были опрошены 150 студентов факультетов СПО различных образовательных учреждений г. Рязани.

Им задали вопрос о понимании некоторых нравственных понятий, таких как честь, личное достоинство, человеколюбие, совесть, справедливость, воля, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед собой, семьей и Отечеством. Участники могли объяснить значение этих понятий и выразить свое понимание их смысла.

Факт того, что респонденты признают или отрицают осознание данных понятий, прямо связан с значимостью духовно -нравственных ценностей. При изучении формирования этих ценностей у современных подростков важно определить, какие ценности предпочитает студент, чем мотивирует свои поступки и поведение, к каким целям стремится, особенно на уровне вербальных высказываний. Известно, что если ответы совпадают с социальными нормами, то они способствуют социальной активности и служат источником развития личности. В случаях же, когда ответы молодых людей (и, следовательно, их

установки, стремления, убеждения) противоречат социальным идеалам, можно говорить о тенденциях асоциального поведения у молодежи.

Исследование показало, что процесс осознания духовно-нравственных ценностей у молодежи влияет на их мотивации и поведение, оказывая влияние на все сферы их жизни.

В результатах опроса можно заметить, что пять из восьми духовно -нравственных ценностей - честь, личное достоинство, совесть, справедливость и нравственный долг - получили приблизительно одинаковые оценки. Из этого можно сделать вывод о том, что основные ценности, которые формируются через семью, образовательные учреждения, социальное окружение и СМИ, имеют сходное толкование в сознании респондентов.

Практически все участники опроса придают важность этим духовно -нравственным понятиям, которые лежат в основе формирования адекватной самооценки и концепции личности. Эти понятия помогают человеку понять самого себя, свои потребности и ценность в обществе. Они также способствуют нравственным поступкам и действиям.

Честь и личное достоинство являются взаимосвязанными понятиями, практически неразделимыми в понимании человека. Совесть является основным компонентом понятий чести и личного достоинства и уполномочена на оценку задач, на исполнение обязанностей. Она также является представителем справедливости и помогает в оценке поступков и в распределении поощрений и наказаний.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что учреждения СПО активно работают над формированием духовно -нравственной сферы у учащихся, используя специфические методы и опираясь на их предыдущий опыт воспитания в семье и внешних культурных средах.

Однако стоит отметить, что студенты, относящие себя к числу религиозных людей, более осознано и активно понимают такие духовные ценности, как человеколюбие, воля и вера в добро, в сравнении с обучающимися, позиционирующими себя атеистами. Например, только 37% учащихся-атеистов

полностью осознают и понимают понятие человеколюбия, в то время как 72% студентов, исповедующих православие, так полагают. Аналогичные различия присутствуют и в случае воли и веры в добро.

Однако немного настораживают данные того, что около 16% студентов не признают и не осознают вышеупомянутые ценности, исключая их из своей системы ценностей.

В рамках исследования была проанализирована возможная роль факторов, влияющих на формирование различных духовно-нравственных ориентаций у учащихся.

Духовно-нравственные ценности и идеалы, которые влияют на воспитание молодого поколения, следует искать в семье и в государственной идеологической политике, которая выражается в средствах массовой информации. Формирование этих ценностей в значительной степени зависит от особенностей воспитательной среды, включающей семейную морально-психологическую атмосферу, образовательную среду школы и школьное сообщество, а также духовное развитие педагогов, социальную среду ребенка и его взаимодействие со сверстниками, а также специфику конкретной детской субкультуры.

Особую роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет семья. Именно семья и ее духовно -нравственная атмосфера становятся нормативным эталоном для ребенка. Родители современных подростков прошли через формирование своей личности в начале 90-х годов, когда СССР распался и происходили изменения в государственной системе. В это время менялись социальные отношения и основные ценности духовной системы человека. Родители больше заботились о экономическом выживании семьи, чем о ее духовно-нравственном развитии. Кризис в обществе не мог не отразиться на личностном кризисе, приводя к увеличению случаев алкоголизации и девиантного поведения среди детей и подростков [2].

В современном мире наблюдается стремительное развитие технологий, особенно в области информационных технологий. Это приводит к тому, что дети

все больше времени проводят в виртуальном пространстве, насыщенном социальными сетями, интернет-играми и различными сообществами. В этом новом виртуальном мире ценятся сила и деньги, и происходит деидеологизация общества. Воспитание теперь нацелено на создание идеала успешного потребителя, готового развиваться и жить комфортной жизнью, не обращая внимание на потребности окружающих.

Также в образовательной системе произошли изменения, акцент сместился к индивидуальному развитию личности, а коллективные воспитательные возможности получили меньшее значение. Личность должна быть гибкой и адаптироваться к меняющимся условиям общества.

Детская субкультура также меняется. Традиционные коллективные игры теряют свою значимость и воспитательную ценность, вместо этого дети активно участвуют в виртуальных играх и интернет-сообществах. Это позволяет им получать ответы на любые вопросы и обсуждать запретные темы, используя анонимные ники и фейковые аккаунты. Теперь нет запретной информации, и дети могут обладать любыми знаниями, даже теми, о которых не говорят в семье

[4].

В современном российском обществе наблюдается дальнейшая деидеологизация, что проявляется в кризисе семейных ценностей и духовно-нравственной сферы. Существует серьезный социальный проблемы, связанные с дезинтеграцией института семьи, которые угрожают духовно-нравственной безопасности общества.

На сегодняшний день присутствует не создание семьи, а скорее усиленное разрушение института семьи в России. Силы, такие как телевидение, интернет и реклама, активно направлены на формирование социокультурных характеристик женского и мужского поведения, создание образа безнравственных мужчин и женщин, лишенных глубоких духовных и семейных связей, и внушение определенных предпочтений, установок и стереотипов.

Психологический анализ телевизионных программ показывает, что они способствуют толерантности к деструктивному поведению в молодежной аудитории.

Исследования показывают, что для многих молодых людей неопределенность и незнание о том, что такое личное достоинство, являются основными проблемами. Они не имеют ясного представления о понятии и нравственной ценности личного достоинства.

В современном обществе отсутствие нравственных взглядов и представлений существенно затрудняет ориентирование молодежи в сложных вопросах жизни и социальной политики. Значение ценностей, таких как долг, достоинство, ответственность и справедливость, непосредственно или косвенно влияет на отношение личности к событиям и решению социальных задач.

Разрушение института семьи и отсутствие семейного воспитания приводят к тому, что дети остаются без должного руководства и поддержки. Недостаток базовых потребностей и отсутствие доверительных отношений приводят к отчуждению подростков от своих родителей. Семья не способна передать детям гуманистические и нравственные ценности, которые должны составлять основу семейных отношений и личностной ценностной системы. В результате, моральные категории человеколюбие, воля и вера в добро теряют свою актуальность в повседневной жизни, а вместо этого преобладает негативное отношение к другим людям.

А ведь именно семья и образовательные учреждения способны создать благоприятные условия для духовно-нравственного развития человека, сформировать мировоззрение, личностные качества, жизненный опыт и духовно-нравственные ценности молодых людей. Для этого важно систематически внедрять нравственные ценности в образовательные. Основные усилия в педагогическом и воспитательном процессе должны быть направлены на помощь молодежи в адаптации к современной жизни, поиск своей профессии, определение своего статуса, восстановление веры в духовные ценности и нравственные ориентиры общества.

Роль педагогов также неоценима в формировании нравственных ценностей учащихся. Личностные качества преподавателей пронизывают все аспекты учебного процесса и оказывают сильное влияние на ценностно -ориентационную сферу учеников. Положительные деловые, моральные, интеллектуальные и другие характеристики преподавателя, его знания, опыт, психологические особенности формируют авторитет учителя среди учащейся молодежи и, следовательно, повышают эффективность его воспитательного влияния.

Таким образом, проблема воспитания нравственных ценностей учащихся является очень серьезной и требует внимания специалистов из разных сфер. Данное исследование затрагивает только один аспект этой проблемы, поэтому важно продолжать изучение ключевых аспектов воспитания морально -нравственных ценностей современной молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно -нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. 2010. С. 48 -50.

2. Гришина Н. В. Ценности студенческой молодежи: от выбора к активности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 3. С. 140-148.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2005. С. 599.

4. Паатова М. Э., Демкина Е. В. Социально -педагогическая реабилитация девиантных подростков в контексте личностно-ориентированной парадигмы // Вестник Адыгейского университета. 2014. № 1 (132). С. 140-143.

5. Павлова В. А. Условия формирования духовно-нравственных ценностей подростков: педагогический аспект // Журнал Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 121-124.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996 -р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.Consultant.Ru/document/cons_ doc_LAW_180402/ (дата обращения: 18.10.23).

7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. 2019. С. 234 -258.

Apalikova D.D.

Witte Moscow State University (Ryazan, Russia)

STUDY OF PROCESS OF EDUCATION

OF MORAL VALUES IN MODERN ADOLESCENTS, TAKING INTO ACCOUNT ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: the research conducted by the author is aimed at determining the causes of differences in the awareness and assimilation of value categories by high school students from different types of schools (secular and Orthodox). The author identifies a number of factors influencing these differences, such as changes in socio-economic conditions, family upbringing, the educational system of the school, children's subcultural traditions and the influence of the media. The practical significance of the research lies in the search for methods and approaches that allow studying the development of spiritual and moral values among modern high school students. The study revealed a general recognition of such values as honor, personal dignity, conscience, justice and moral duty. However, the discovery of differences in the understanding of the concepts of humanity, will andfaith in goodness was made. In addition, it has been established that some students of modern secular schools do not recognize and do not understand these moral criteria, and that they exclude them from their value orientations.

Keywords: moral values, moral education, older teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.